Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая группа): Использование логических блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми раннего возраста.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития, мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
«Что такое блоки Дьенеша?»
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические блоки», «логические фигуры», «логические кубики», но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.
Что же представляет собой этот материал?
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В набор блоков входят: 12 кругов — по 6 толстых и тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
В плоском комплекте 24 фигуры. Они отличаются только тремя свойствами: цветом, формой, размером.
Блоки Дьенеша изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Толстые блоки должны быть толще тонких по меньшей мере в два раза. Наборы плоских фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов — одинаковая толщина всех фигур. Если невозможно изготовить набор объемных фигур-блоков, то можно во фронтальных и подгрупповых упражнениях пользоваться более крупными плоскими логическими фигурами.
Для проведения некоторых игр и упражнений возникнет необходимость приготовить еще некоторый дополнительный материал (игрушки-персонажи и др.), но это не потребует больших усилий и времени.
Для детей раннего возраста, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
Поскольку блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.
С помощью блоков мы не только играем с ребёнком, но и развиваем его творческие способности. Для самых маленьких деток в возрасте 2-3-х лет предлагаем альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 г.», с помощью которого ребёнок осваивает первые ступени конструирования. Накладывая блоки на альбом, ребёнок не только выстраивает композиции из блоков (например, ракета, слоник, зайчик с воздушными шарами), но и начинает мыслить логически (какой блок нужен для построения ракеты – круглый, квадратный, какого цвета и т.д.). Ребенок раннего возраста проходит сложный путь от хаотичных действий с предметами к перцептивным ориентировочным.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
Сенсорное восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процессе сенсорного восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).
Таким образом, блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим
материалом для использования в образовательном процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни
Библиографическое описание:
Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. С. 52-54. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3082/ (дата обращения: 26.01.2020).
Каждый человек, только появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача-помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т.д.[1,с.3]
Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной по возможности с основными разновидностями этих свойств.
В планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. От элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности. В раннем детстве усвоение знаний, равно как информирование умений, должно происходить систематически. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми второго и третьего года жизни проводится один раз в неделю. Большой интервал между занятиями не желателен. Необходимо также закрепить полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. При повторном проведении занятие не должно быть полностью идентично первоначальному варианту: простое копирование может привести к механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей.
Особый такт необходимо проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не должна превращаться в дополнительные занятия.[1,с.4] Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть дидактическим материалом.
Эстетическая сторона занятия по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством дидактического материала.
Особое внимание хочу уделить известному пособию Золтана Дьенеша — «Блоки Дьенеша».
Что такое «Логические блоки Дьенеша»?
Золтан Дьенеш
– известный венгерский педагог. Основатель игрового подхода к
развитию детей «Новая математика», идея которого
заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных
логических игр.
Блоки Дьенеша специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Этот набор предназначен для детей от двух — трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый — тонкий», «такой же», «не такой».
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития. Для занятий с блоками Дьенеша можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами.
Использовать блоки можно в процессе организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в разные режимные моменты, в том числе и во время занятий.
Вот один из вариантов организации непосредственно образовательной деятельности с детьми третьего года жизни с использованием блоков Дьенеша.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в I младшей группе «Наш друг квадрат» по реализации задач образовательной области «Познание»
Программные задачи:
Закрепить в речи названия основных цветов (красный, синий, желтый), тренировать внимательность.
Закрепить знания детей о геометрической форме квадрат. Учить распознавать формы квадрата в окружающей обстановке.
Классифицировать предметы по признаку величины «большой», «маленький».
Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, глазомер.
Развивать мышление, координацию движений.
Демонстрационный материал. Большой квадрат синего цвета, дорожки из геометрических фигур синего и желтого цвета.
Раздаточный материал. Блоки Дьенеша (наборы по количеству детей), карточки из альбома «Маленькие логики», строительный материал (кубики) красного, синего и желтого цвета.
Ход деятельности:
Воспитатель. Ребята сегодня к нам в детский сад пришел гость. Подойдем к столу и поздороваемся с ним.
Дети подходят к столу и садятся на стулья.
Воспитатель. Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться я рад
А зовут меня квадрат.
Воспитатель. Здравствуй, квадрат. Ребята, вы помните, он уже приходил к нам в гости. Квадрат, а почему ты сегодня такой грустный? Посмотрите, у него даже слезки текут.
Квадрат. Мои братья маленькие квадраты не могут найти свои домики. А они жили в таких красивых башенках.
Воспитатель. А где же твои братья квадраты.
Квадрат. Да вот же они тихонько сидят коробочке и грустят. Помогите, пожалуйста.
Воспитатель. Ребята, поможем квадратам найти домики? (поможем).
Воспитатель. Возьмите каждый по одному квадрату. Квадраты у нас разноцветные. Алина, какого цвета твой квадрат (опрос детей).
Воспитатель. Ну а сейчас нам пора отправляться искать домики наших друзей квадратов. Для того чтобы найти их, мы должны пройти по дорожке из больших синих квадратов.
Воспитатель. Покажите мне эту дорожку.
Дети показывают.
Воспитатель. Из каких геометрических фигур выложена дорожка? (из квадратов)
Воспитатель. Правильно, из квадратов. А какого цвета квадраты? (синего цвета).
Воспитатель. Правильно, квадраты синего цвета.
Воспитатель. А какие они: большие или маленькие?
(большие, синие квадраты).
Дети вместе с воспитателем под музыкальное сопровождение идут по дорожке из больших синих квадратов и подходят к столу, на котором лежат карточки и наборы «Блоков Дьенеша». Садятся за стол.
Воспитатель. Посмотрите на столе у нас лежат карточки, на которых тоже нарисованы дорожки. Дорожки не простые, все окошки в них пустые. Чтобы мы прошли по этой дорожке нужно правильно закрыть окошки.
Воспитатель. Окошки у нас квадратной формы.
Дети повторите, какой формы окошки? (квадратной формы).
Воспитатель. Окошки у нас разного цвета: синего, желтого, красного. Какого цвета окошки?
Воспитатель. А еще квадраты разные по размеру: большие и маленькие.
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим на фигуры, которые лежат перед вами. Какой квадрат у Гриши большой или маленький? А у Алины квадрат, какой по размеру?
Воспитатель: А теперь выложите свои фигуры на дорожки, закройте пустые окошки.
Работа с блоками.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы справились с заданием. Но где же наши башенки?
Воспитатель. Ой, что это?
Воспитатель обращает внимание на коробки с кубиками.
Дети переходят к другим столам и становятся вокруг них.
Воспитатель. Наверное, домики квадратов сломались. Давайте построим для наших друзей новые башенки.
Воспитатель. Для синих квадратов построим синие башенки, для красных – красные, для желтых – желтые.
Воспитатель. Полина, какого цвета твой квадрат?
(красного).
Воспитатель. Правильно красного цвета. Построй для своего квадрата башенку красного цвета.
— Мила у тебя синий квадрат. Значит, башенку какого цвета будешь строить ты? (синего цвета).
Дети строят башни их кубиков.
Воспитатель. Какого цвета получилась башенка у Алины, а у Гриши?
Воспитатель. Ура, башенки готовы! Вот и квадрат теперь улыбается. Вы молодцы, ребята, помогли квадрату.
Литература:
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей. Москва, «Просвещение», 1996 г.
Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики», Санкт- Петербург «Корвет».
Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми раннего возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 81 для детей раннего возраста»
Консультация для родителей
второй группы раннего возраста
«Использование блоков Дьенеша
в работе с детьми раннего возраста»
Изотова Ирина Анатольевна
пгт. Ярега
2016 год
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Разработка венгерского математика и педагога Золтана Дьенеша «Логические блоки Дьенеша» учит малышей творчески подходить к решению поставленных задач с раннего детства. Не отрываясь от любимого занятия – игры, крохи знакомятся с такими элементарными понятиями, как цвет, форма, размер, учатся обобщать, сравнивать и классифицировать.
Предлагаю познакомиться с уникальным по своим возможностям дидактическим материалом — логическими блоками Дьенеша.
Набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
а) четыре формы (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) три цвета (красные, синие и желтые);
в) два размера (большие и маленькие);
г) два вида толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
В процессе разнообразных действий с блоками разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др., дети овладевают различными мыслительными умениями: умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения и др. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм-геометрические фигуры, цвета и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предмета, цвета и геометрическими фигурами.
Предлагаю игры с блоками Дьенеша:
«Найди фигуру»
Необходимо найти геометрические фигуры определенного цвета, формы, размера.
«Построим дорожку из фигур»
Следует построить дорожку из фигур определенного цвета, формы, размера. Можно предложить несколько вариантов построения дорожки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т. д.
«Сложи башенку из фигур»
Необходимо сложить башенку определенного цвета, размера
«Поделим фигуры между гостями»
В роли гостей могут выступать игрушки. Предложите малышу разделить фигуры таким образом, чтобы у каждого «гостя» были только фигуры одинакового цвета (размера, формы).
«Засели домик»
Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист разделите на квадраты — «комнаты», в комнаты необходимо «заселить» фигуры – блоки по цвету, форме, размеру, толщине.
Можно лист разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты». В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов, а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.
«Угадай-ка»
Один из блоков надо спрятать в коробочку или мешочек. Допустим, фигура — большой красный квадрат. Предложите ребенку угадать, какой блок спрятан, он может задавать вопросы, ответы на которые предполагают или «Да» или «Нет». Допустим, Ребенок спрашивает: «Эта фигура круглая?» — «Нет». Вместе убираете из всех имеющихся фигурок фигуры круглой формы и т. д.
Ребенок познает окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов — цвет, форму, размер, и вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом. Накладывая цветные блоки на изображение Ваш ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Желаю успехов!
Консультация по математике: Консультация для воспитателей по применению технологии «Блоки Дьенеша»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Мытищи Московской области
Консультация для воспитателей по применению технологии «Блоки Дьенеша»
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Соболева Ольга Михайловна
Консультация для воспитателей по применению технологии
«Блоки Дьенеша»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены на содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения, на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М., «логические кубики» (Копылов Г., «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Цель: развитие у детей (сенсорных способностей) познавательных интересов и творческих способностей.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними.
2. Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий.
3. Развивать творческие способности, воображение детей.
4. Развивать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений
6. Формировать элементарные математические и пространственные представления.
Концептуальной основой педагогической технологии блоки Дьенеша являются следующие идеи:
— Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
— Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми (Д. Б. Эльконин).
— В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические преобразования. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Возраст детей: с 2 до 3 лет; с 3 до 4 лет
Сроки реализации технологии: 2 года
Принципы:
— принцип активности ребенка в деятельности
— принцип новизны
— принцип сотрудничества
— принцип вариативности
— принцип систематичности и последовательности
— принцип индивидуализации
Формы работы:
— игра
— упражнение
— игры с альбомами
Методы:
— игровой
— диалогический
— показ
— проблемная ситуация
Мотивационная характеристика технологии:
Постоянно обеспечивается игровая привлекательность игр: игры должны быть на виду у ребенка, но не должны перейти в число очень доступных и привычных.
Обеспечивается интерес и желание играть за счет создания ситуации некоторой (небольшой) недоступности игры
.
Основные этапы технологии «Блоки Дьенеша»
Акты учебного цикла этапы
технологии Деятельность детей Деятельность педагога
Ориентировочно-мотивационный:
совместная постановка задачи, мотивация на предстоящую деятельность Предварительный Обеспечивает доступность игр для детей, их привлекательность
Ориентационный Наблюдает
Наблюдает Предлагает вниманию ребенка игру
Инициирует желание ребенка поиграть через наблюдение за игрой взрослого
Поисково – исследовательский практический:
педагог приводит детей к самостоятельному постижения нового материала Содержательно – операционный Рассматривает игры
Интересуется ими
Осуществляет свободную игровую деятельность Предлагает ребенку игры более легкие, не доходя до трудных (ориентируясь на возраст, уровень развития ребенка, его интерес)
Обеспечивает сменяемость видов деятельности ребенка за счет использования разнообразных игр
Рефлексивно-оценочный акт:
осознание недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний
Ценностно – волевой Оценивает получившейся результат с образцом
Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия
Обеспечивает эффект новизны, на основе уже известного (предлагает известные и новые игры)
Организует физическую разминку, двигательную активность в непринужденной обстановке
Планируемый результат:
Достижения детей:
— эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
— успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
— группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
— ребенок активен, инициативен и любознателен;
— развита самостоятельность и творческие способности.
Программно-методическое обеспечение
1. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.
2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. — М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
3. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. — Ярославль: Академия развития, 2007.
МБДОУ №71 «Каруселька»
Игровая технология развития логического мышления у детей 6–7 лет с использованием логических блоков Дьенеша
Воспитатель Соболева Ольга Михайловна
Концептуальные основы
Логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов, классификации и сериации, количества. (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер и др.).
Идея предлогической подготовки, связанная с подготовкой мышления ребенка к конструированию простых логический высказываний. (А. А. Столяр и др.).
Методика включения в образовательный процесс занимательного материала математического содержания. Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста. (Учебно – методические издания З. А. Михайловой)
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая.
По основному фактору развития: комплексная, ассоциативная, социогенная.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.
По характеру содержания: воспитательно-обучающая.
По организационным формам: все формы совместной деятельности воспитателя с детьми с преобладанием индивидуальных и групповых форм.
По типу управления: система малых групп.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества с элементами свободного воспитания.
По доминирующему методу: игровая.
По направлению модернизации: активизация.
По категории воспитанников: массовая, старшие дошкольники.
[i]Схема игровой технологии развития логического мышления детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша[/b][/i]
Целевой модуль
Цель: развитие элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у детей 6-7 через использование логических блоков Дьенеша
Задачи:
-формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование;
-развитие у детей умения рассуждать, доказывать; развитие познавательных интересов, творческого воображения;
-воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам
Содержательный модуль
1 блок – «Необычное знакомство»
2 блок – «Смотри, играй, запоминай»
3 блок – «Волшебные карточки»
Процессуально – деятельностный модуль
Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет, воспитатели, родители
Средства: обучение в форме специально организованных занятий; совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная игровая деятельность детей; проблемные ситуации, занимательные — задачи, вопросы, логико-математические сюжетные игры; экспериментирование и исследовательская деятельность
Методы: игровые в комплексе с проблемными, исследовательскими, ситуационными, комплексный метод руководства игрой
Последовательность: поэтапная реализация каждого блока (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением)
Диагностико-результативный модуль
Результат: достижение более высокого уровня развития логического мышления как способов познавательной деятельности.
Диагностические методы: наблюдение за детьми в свободной самостоятельной деятельности, дидактические игры Е. А. Носовой «Помоги муравьишкам», «Где чей гараж», «Загадки без слов», «Раздели блоки»
На первом этапе предполагается организация знакомства детей с содержанием обучающей игры. При помощи восприятия дети познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному замыслу или образцу.
В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Ребята воспринимают в предмете новые качества и свойства, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи?» и «Чем отличаются?» Например, перед детьми лежат блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Чем похожи эти фигуры? Ребенок отвечает: «Это круг, и это круг, и это круг». Педагог: «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» — «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». Педагог: «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети: «Этот маленький, а этот большой».
– «Правильно, и по величине они разные».
Аналогичным образом дети устанавливают различия фигур по толщине. Постепенно они овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.
На втором этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме). Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например — синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме). После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например — квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер). И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
На третьем этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.
Так, цвет изображается пятном. Величина – силуэтом домика (большой, маленький). Форма – соответственно контурами фигур. Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).
Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.
Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки. Пользуясь карточками, ребята называют «имя» каждого блока, т. е. перечисляют его признаки. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывают друг другу фигуру, которую необходимо отыскать. Дети могут придумать и нарисовать свою схему, или обозначить свойства фигур словами. В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.
После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц. Воспитателем готовятся таблицы, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.
Игровая задача – как можно быстрее и правильнее найти домик для каждой фигуры. Победитель может быть определен в ходе индивидуального, парного или группового первенства.
Значительно усложняет предыдущий вариант игры введение значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест накрест соответствующего кодирующего рисунка. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» — означает «большой». Детям можно предложить найти фигуру по определённой схеме. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Формы работы с родителями
— совместные познавательные игры детей и родителей;
— консультации;
— родительское собрание;
— мастер – классы;
— буклеты, памятки, биллетни.
Комплексно-тематический план
Месяц Игры и игровые упражнения Логико-математические умения
Сентябрь
«Познакомьтесь — это я»
Закрепляем знания о геометрических фигурах, величине, форме, цвете
«Бабочки красавицы», «Друзья -ушастики», «Разноцветные зайчата», «Домики»
Ориентируемся на форму, размер, цвет и составляем силуэты из блоков
«Загрузи вагоны», «Найди все фигуры (блоки, как эта» (по цвету, по размеру, форме).
Делим на группы по-разному (по цвету, по форме, по размеру, по толщине)
«Угощение для медвежат», «Найди не такую фигуру, как эта» (по цвету, по форме, размеру).
Подбираем блоки с другими свойствами (другой формы, другого цвета)
Октябрь
«Помоги муравьишкам» 1, 2, 3, «Угадай-ка» 1, 2, 3; «Найди клад» 1, 2, 3
Анализируем и выявляем свойства, пользуемся знаками-символами
Ноябрь
«Дорожки»1, 2, 3; «Домино» 1, 2, 3; «Найди пару» 1, 2, 3; «Две дорожки» 1, 2, 3; «Поймай тройку»
Анализируем, сравниваем, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам
Декабрь
«Где чей гараж» 1, 2, 3, «Засели домик» 1, 2, 3
Ориентируемся на знаки – символы свойств, разбиваем и группируем по несовместимым свойствам
Январь «У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок?» 1, 2, 3 Анализируем, сравниваем, находим закономерности
Февраль
«Строите дорог» 1, 2, 3, «Вырастим дерево» 1, 2, 3
«Фантазеры» 1, 2, 3; «Сократи слово»
«Читаем» схемы, следуем правилам
Март
«Помоги фигурам выбраться из леса», «Построим дом» 1, 2, 3
«Лото» 1, 2, 3
Ориентируемся на знаки – символы отрицания свойств и расшифровываем (декодируем) свойства
Апрель
«Загадки без слов» 1, 2, 3, «Где спрятался Джерри?» 1, 2, 3
«Угадай фигуру»
Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки
Май
«Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2»
Разбиваем и группируем по совместимым свойствам; характеризуем группы, пользуясь словами (логическими операторами) «все», «не», «и», «или»