Обучение через игру (10-12 месяцев). Как играть с ребенком в 10-12 месяцев
Содержание:
В этом возрасте у ребенка резко расширяются возможности знакомиться с окружающим миром — он уже хорошо ползает и начинает ходить. Передвигаясь, он узнает о расположении предметов в пространстве, «отрабатывает маршруты». Ему приходится решать непростые задачи: оценивать расстояния между предметами и выбирать оптимальную последовательность действий — куда и как передвинуть руку, куда шагнуть. Понятно, что это требует сосредоточенности и внимания. Ребенок занимается этим с замечательным упорством!
В этом же возрасте он начинает применять к разным игрушкам разные, именно для них подходящие действия. Эти знания приобретаются от взрослого. Ребенок имитирует те действия, которые показывает ему взрослый.
Ребенок уже достаточно хорошо понимает, что ему говорит взрослый. Правда, он основывается при этом не только на том, что он услышал, но и на мимике и жестах взрослого.
Ребенок также неплохо сообщает о своих желаниях или требованиях. Он использует для этого жесты, мимику, звуки: ведь число употребляемых им слов еще очень мало — всего два-три.
Характерной особенностью лепета в этом возрасте является то, что он становится похожим по интонации и ритмике на речь окружающих. Используются также сочетания из разных слогов. Очевидно, что ребенок приобретает эти умения благодаря подражанию взрослым.
К содержанию
Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым
Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве — ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.
Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.
- Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
- Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, — это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
- Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка — он попробует подражать вам.
- Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: «Давай, пойдем» и пройдите короткое расстояние.
Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.
- Приучите ребенка «петь» под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги («мамама» или «папапа»), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
- Продолжайте играть с ребенком в «Ку-ку, где я?». Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: «Где же Миша, куда он ушел?». Убрав его ручки, радуйтесь: «Миша тут!» Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: «Куда Миша исчез?». Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать. Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
- В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого — и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх. Например, поиграйте с ребенком в «Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает», где сначала вы изображаете эту козу, а потом — он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.
К содержанию
Как учить ребенка обращаться с игрушками
Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.
Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый. Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте.
- Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
- Научите ребенка звонить в колокольчик — отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
- Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа «дрр» или «би-би», которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую — ребенок.
- После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку — и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
- Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее «дрр» или «би-би») и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
- Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.
К содержанию
Как помочь ребенку овладеть новыми действиями и программами действий
Мама обучает малыша новым действиям, используя два подхода: она показывает, что и как нужно делать, совершая эти действия сама; если же ребенку что-то не удается, она берет его ручки в свои и помогает ему совершить требуемые действия.
Обучая ребенка действиям, мать использует соответствующие этим действиям предметы домашнего обихода или игрушки. Кроме того, она сопровождает свое поведение речью, называя и действия и предметы.
В результате таких «сеансов обучения» ребенок приобретает разного рода сведения:
- он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;
- он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем строить более сложные действия;
- он узнает, каким предметам соответствуют какие действия; это способствует формированию понятий;
- он узнает названия действий и названия предметов.
- Дайте малышу попрактиковаться, надевая себе на шею через голову бусы из крупных легких бусин. Покажите ему, как надеть эти бусы вам и кукле. Смотрите только, чтобы он не порвал нитку и чтобы бусины не попали ему в рот.
- Держите вертикально вашу руку, и пусть ребенок наденет вам браслет на руку. Сделайте это игрой и по очереди надевайте браслет на руку друг другу.
- Купите ребенку пирамидку и покажите ему, как надевать на стержень кольца.
- Давайте ему такие игрушки, с которыми можно играть в разные игры. Например, используйте банки из пластмассы, в которые можно класть разные вещи, такие как кубики, пустые катушки, деревянные бусины, пластмассовые крышки от бутылок и т.д. Положив несколько таких предметов в банку, закройте ее крышкой и потрясите. Дайте ребенку послушать, потом высыпьте предметы из банки и предложите ребенку собрать их в нее. Дайте ребенку поиграть со стаканчиками из пластмассы, которые вкладывают друг в друга. Покажите, как это делается, и предложите ему так поиграть.
- Когда ребенок купается в ванне, дайте ему игрушки, которые плавают, например, пластмассовую чашку, и игрушки, которые тонут, например, металлическую ложку. Просите ребенка, чтобы он достал из ванны и дал вам ту и другую игрушку.
- Покажите ему, как ронять или бросать предмет в пустое ведро. Лучше, чтобы это было металлическое ведро. В качестве «материала для бросания» можно использовать, например, металлическую ложку, деревянный кубик или пустую катушку от ниток, пластмассовую крышечку от бутылки или банки и т.п. Обратите внимание ребенка на звук при ударе предмета о дно ведра. Помогите ребенку потрясти ведро, чтобы снова услышать звук. Эта игра особенно хороша для детей, у которых есть склонность бросать предметы на пол. Опыт показывает, что имея возможность играть в такую игру, дети избавляются от этой своей весьма неудобной для домашних склонности.
- Сядьте на пол рядом с ребенком и, показав ему любимую игрушку, спрячьте ее за своей ногой с другой стороны от него. Пусть он попытается перебраться через ваши ноги, чтобы достать игрушку. Поступая аналогичным образом, научите ребенка преодолевать другие препятствия, например, диванную подушку.
- Используя такой же подход, как в п.7, научите малыша доставать игрушку, обходя ящик с игрушками, зайдя за угол шкафа или выйдя за дверь. Показывайте ему, куда вы кладете игрушку и обращайте на нее его внимание.
- На глазах у приближающегося к вам ребенка спрячьте интересную игрушку, закрыв ее любым предметом, который ребенок может снять или сдвинуть (пеленкой, детским одеялом, ящиком, бумагой). Используйте привлекательную игрушку и неинтересный закрывающий предмет, чтобы ребенок не отвлекался его на его разглядывание и исследование. Например, возьмите яркую игрушку и закройте ее сначала небольшой миской. Затем закройте это сверху ящиком или коробкой от обуви. Наконец, накройте все это полотенцем. Если ребенок потеряет интерес, скажите ему «Давай искать вместе» и помогите ему снять все эти предметы. Изобразите восторг и удивление, когда вы найдете вместе игрушку.
- Возьмите в кулак маленькую игрушку, заведите руку за экран (миску, ящик, пеленку, бумагу) и оставьте игрушку там. Затем покажите ребенку вашу пустую ладонь и спросите: «Где же она?» Помогите ему самому достать игрушку.
- Играя на полу, положите на пол несколько диванных подушек, чтобы вы могли за ними спрятаться. Спрячьтесь и позовите ребенка: «Ку-ку, ищи меня». Когда он вас найдет, изобразите восторг.
- Ребенок учится разным способам достать нужный ему предмет. Вот простейший пример ситуации, когда ему надо совершить некоторые предварительные действия прежде чем взять в руку нужный предмет. Перед ребенком на столе находится тарелка, на которой лежит кусочек апельсина, но она отодвинута на такое расстояние, что можно дотянуться до края тарелки, а не до апельсина. Ребенку нужно передвинуть тарелку к себе. Сделает ли он это? Если нет, встаньте рядом с ним и покажите, как это делается. Потом снова отодвиньте тарелку и посмотрите, усвоил ли он ваш урок.
- Положите перед малышом шнурок, другой конец которого привязан к игрушке, находящейся на таком расстоянии, что ребенку ее не схватить. Потяните за конец шнурка, показывая ребенку, что игрушка при этом двигается. Предложите ему потянуть за шнурок.
- Привяжите веревки к разным игрушкам (машине, грузовику, тележке, паровозу и т.д.) и оставьте их на полу. Пусть ребенок таскает игрушки за собой, когда он ползает или ходит по комнате.
- Когда вы играете с ребенком, покажите ему, как достать интересную игрушку или, например, ваши ключи, потянув за салфетку, покрывало или пеленку, на которой лежит эта вещь.
- Постепенно придумывайте и ставьте перед ребенком более сложные задачи и показывайте ему, как их нужно решать. Например, положите игрушку на полотенце, накинутое на гору из подушек на кровати или на диване. Кончик полотенца, за который нужно потянуть, должен находиться вне досягаемости ребенка. Следовательно, ему надо будет сначала добраться до полотенца, а потом уже, потянув за него, достать игрушку.
- Начинайте учить малыша складывать игрушки в ящик. Каждый раз перед тем, как он ложится спать, скажите ему: «Помоги мне собрать игрушки». Показывайте ему пальцем на игрушку, говорите: «Возьми». Потом говорите «Отнеси в ящик» и показывайте на ящик.
К содержанию
Как помочь благоприятному социальному развитию ребенка
В этом возрасте ребенок приобрел уже значительную самостоятельность, он сам передвигается в пространстве, он сам действует с предметами, он начинает проявлять элементы самообслуживания — ест частично сам, участвует в процессе одевания. Развитие ребенка и обеспечение его личной безопасности требует, чтобы он усвоил определенные правила поведения — прежде всего, приучился быстро и безоговорочно подчиняться запретам, выражаемым словами «нет» и «нельзя». При этом существенно, чтобы запреты, исходящие от матери, не вызывали у ребенка отрицательных эмоций по отношению к ней, не уменьшали бы его любви к маме. Приучая ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и угроз.
Ребенок в дальнейшем усвоит целый набор правил, касающихся социального поведения, и приобретет значительное количество сведений на эту тему. Первые приобретаемые им сведения относятся к принадлежности предметов. Он должен узнать, какие вещи (игрушки) принадлежат ему и он может сам ими распоряжаться, а какие — другим людям, и он их или вообще не должен трогать, или же должен каждый раз просить на это разрешение.
Очень важно рано приучить ребенка хорошо относиться к другим людям, уметь делиться с ними своими вещами (игрушками) и жалеть и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим людям откроет ребенку путь в компанию сверстников, к участию в коллективных играх. А именно коллективные игры определяют развитие ребенка в возрасте старше полутора-двух лет.
- Твердо и решительно говорите «нельзя», когда ребенок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выражайте свое неодобрение мимикой и жестами. Если он не слушается, остановите его или вообще заберите его из опасной обстановки, но избегайте употреблять «нельзя» слишком часто. Говорите «нельзя», только когда это безусловно необходимо, по возможности избегайте опасных ситуаций, убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка. Будьте настойчивы, если вы уже сказали «нельзя»! Если ребенок послушался или вы сами физически его остановили, переключите его внимание на какое-то другое интересное для него занятие.
- Используйте куклу-петрушку (надевающуюся на руку) для того, чтобы обучить ребенка прекращать действия, когда ему говорят «нельзя» или «перестань». Разыграйте сцену, когда кукла делает что-то плохое и вы говорите ей «нельзя». Пусть кукла прекратит это делать немедленно! Обратите внимание ребенка на поведение детской куклы.
- Если ребенок обращается с игрушкой так, что ее портит (например, бьет машинкой об пол), скажите сначала: «Не надо, перестань», а затем возьмите у него из рук игрушку и покажите, как надо с ней обращаться (например, начните катать машинку). Сделайте эту игру привлекательной и приятной для малыша!
- Говорите «нельзя» и в тех случаях, когда ребенок неправильно ведет себя за едой (например, бросает пищу на пол, разливает молоко, стучит посудой и т.д.).
- Возьмите несколько ваших вещей и вещей ребенка. Наденьте на себя шапочку ребенка, скажите: «Мама надела Мишину шапку» и начните смеяться. Рассмешите и ребенка тоже. Потом положите вашу шапку около себя, а шапку ребенка — около него. Возьмите новый предмет, например, ваши перчатки, протяните их ребенку и спросите: «Это мамины? Положи к маме». Помогите ему положить их рядом с вами. Потом проделайте аналогичную процедуру с его ботиночками и т.д. Играйте в такую игру много раз, включая в игру и других членов семьи с их характерными вещами.
- Путешествуя с ребенком по квартире, показывайте ему разные вещи и говорите: «Это папины туфли», «Это мамины духи», «Это папин приемник» и т.д.
- В этом возрасте ребенок протягивает игрушку взрослому, чтобы ее показать — но еще не намерен ее отдать. Это первый шаг к тому, чтобы делиться собственностью с другими. Моделируйте сами такое поведение, протягивая игрушку, чтобы показать ребенку. Просите его: «Покажи мне куклу», «Покажи папе книгу» и т.д. Пусть он держит игрушку в своих руках, когда вы говорите о ней, например, показываете, где у куклы носик, где глазки, где ручки; пусть он держит книжку в своих руках, когда вы показываете ему в этой книжке картинки. Таким образом он усвоит, что можно делиться предметами, не утрачивая их при этом.
- Поделитесь пирожком с ребенком: дайте ему откусить, потом откусите сами. После этого отдайте ему пирожок, скажите: «Дай маме откусить» и откройте рот. Если надо, подвиньте ручку ребенка своей рукой; но постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам кормил вас.
- Предложите каждому члену семьи избрать свою особую игру с малышом. Нужно, чтобы в ней были такие действия ребенка, которые служили бы сигналами привлечения этого члена семьи к их игре.
- Широко используйте одевающуюся на руку куклу-петрушку. Она не обязательно должна изображать человека: может быть и собачкой, и кошкой, и лисичкой. Хорошо, если она сможет открывать рот и менять выражение лица. Разыгрывайте сцены, когда эта кукла что-то очень хочет и ребенок может ей помочь. Пусть, например, кукла будет голодна, и вы дадите ребенку ложку, чтобы он ее покормил. После еды кукла будет радоваться, благодарить «кормильца» и может его, например, пощекотать. Комментируйте поведение куклы, говорите, что она хорошая, что вы ее жалеете, гладьте ее. Дайте ребенку возможность увидеть, как надо помогать другому существу.
К содержанию
Как учить ребенка говорить и понимать речь
В этом возрасте ребенок понимает уже очень много из того, что вы ему говорите. Но его понимание основывается не только на тех словах, которые вы произносите. Оно очень сильно зависит от ситуации (что он в это время видит вокруг себя, чем он в это время занят), от ваших жестов, выражения вашего лица, тона вашего голоса.
Ребенок также приобретает склонность повторять услышанные им слоги или простые слова. Правда, это касается только таких коротких слов, гласные и согласные которых ребенок уже умеет произносить.
Уча его говорить, создавайте такие игровые ситуации, когда повторение сказанного вами слова приводило бы к желанному эффекту для малыша.
- Когда вы вытираете его после купания, называйте при этом части тела. «Вот ножка, вытяни ножку, хорошая ножка», «Где ручка, вот ручка…», «А вот животик», «А это спинка». Поглаживайте, щекочите, целуйте… При одевании просите его вам помогать: «Вытяни ножку», «Протяни ручку», «Подними головку» и т.д.
- Держа ребенка на руках, спросите у него: «А где у Миши носик?». Возьмите в свою руку его пальчик, потрогайте им его нос и скажите: «Вот носик». Потом спросите: «А где у мамы носик?» и потрогайте его пальцем свой нос, говоря: «Вот мамин носик». Проделайте то же самое относительно рта, глаз, лба. Повторяйте это много раз — до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно показывать пальцем свой и ваш нос, рот и т.д. Когда он уже выучит эту игру, проведите ее перед зеркалом.
- Играя с ребенком, просите его выполнить простые уже известные ему действия, например: возьми, положи, дай, покажи, брось, иди сюда, покатай, надень. Если он не реагирует на просьбу, сопровождайте слова поясняющим жестом. Если и это не помогает, покажите ребенку, какое действие вы хотите, чтобы он выполнял, или помогите ребенку его осуществить.
- Употребляйте слова «дай», «покажи», «возьми» по отношению к разным предметам домашнего обихода и игрушкам. Во время еды положите перед ребенком несколько разных кусочков пищи, например, печенье, булку, хлеб, яблоко и др. Скажите: «Возьми хлеб». Если ребенок возьмет не то, что вы попросили, поправьте его. Аналогичным образом разложите перед ним несколько игрушек и по очереди просите у него разные предметы. Чтобы ему было интересно, составьте определенный сценарий игры с использованием тех предметов, которые вы получили от ребенка. Например, сначала попросите машину, потом попросите куклу, которую вы будете катать в машине. Потом попросите мишку, чтобы он убегал от машины, которая будет пытаться на него наехать.
- Если малыш еще не выполняет действий типа «дай», «возьми», попробуйте другим способом выяснить, понимает ли он названия предметов и игрушек. Спрашивайте его, где данный предмет, и следите за тем, куда он направит свой взгляд. Если он посмотрит на тот предмет, который вы назвали, хвалите его.
- Рассматривайте с малышом книжки с изображением игрушек, кошек, собак и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Хвалите его, если он это сделает. Сами показывайте пальцем на называемые вами предметы или существа. Указывая на собаку или кошку, изображайте, как они «говорят» («Это киса, она говорит мяу»).
- Если в комнате находится еще кто-то из членов семьи, попросите ребенка его показать: «Где папа? Покажи папу». Если ребенок уже ходит и находится в данный момент на полу, скажите ему: «Иди к папе (бабе, деде, тете и т.д.)». Пусть тот, к кому ребенок пошел, радостно его встретит!
- Научите малыша качать головой, выражая таким способом «Нет», «Не хочу», «Не надо». Попросите кого-то из членов семьи предложить ему и вам ту пищу, которую он наверняка не захочет есть. Говорите «Нет, нет, не хочу» и качайте головой.
- Используйте аналогичный описанному в п. 8 подход для обучения ребенка кивать головой в смысле «Да». Пусть кто-то спросит вас и ребенка: «Хотите пирожок?» (или что-то другое, что малыш любит). Кивайте головой и говорите «Да, да, конечно».
- Играйте с ребенком в «разговор» путем повторения друг за другом одного и того же слога или слова. Произнося слова, делайте это с вопросительной интонацией, приглашающей его «на разговор». Постарайтесь научить малыша произношению следующих слов (или слогов) с разными согласными:
м — мама (ма)
б — баба, бай-бай, бах
п — папа, пай
н — няня
д — дай, дядя, деда
т — тетя
к — ки (кошка)
г — гага
л — ляля (кукла) - Постарайтесь придумать ситуации, которые позволили бы малышу начать понимать произносимое (повторяемое) им слово, связывать его с определенным объектом или событием. Например, скажите ребенку: «Давай звать папу». Пусть отец повернется на ваш призыв, улыбнется вам и ребенку и снова отвернется. В ответ на сказанное ребенком «папа», попросите отца реагировать значительно активнее: подойти к ребенку, поговорить с ним, поласкать его. То же можно предпринять и с участием других родственников.
Бросайте на пол мячик после того, как скажите «бах». Делайте то же при произнесении «бах» ребенком.
Легко придумать ситуацию с надевающейся на руку куклой, которая реагировала бы на слово «ляля» и которую можно было бы утешить (заставить перестать плакать), произнесением «пай!».
Чем заняться с ребенком в 10 месяцев. — чем заниматься с ребенком в 10 месяцев — запись пользователя Olga (Lady_Olga) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Методики развития
Каждый родитель замечает, как стремительно растет его малыш. Вы видите, что ваш 10 месячный карапуз постоянно демонстрирует свою расторопность и энергичность.
Наверняка перед вами встает вопрос, а чем заняться с ребенком в 10 месяцев.
Вы можете наблюдать, что ваша десятимесячная кроха уже без особого труда определяет, какое расположение духа у окружающих.
Очень нужно, чтобы вы задавали своему малышу вопросы, например, «А где папа?», « А где мама» и др. Это помогает сосредоточить внимание сыночка или доченьки на поиск и перевод взгляда на родителей и родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди, сестренки, братишки).
Очень важно, чтобы в игры с 10 месячным малышом включались оба родителя, так как папа и мама применяют совершенно разные игровые манеры.
Вашего карапуза не перестает привлекать игра с телефонным аппаратом. Если вы возьмете трубку телефона и при нем произнесете четко одно предложение (например, «Привет, я – мама»), он будет всячески пытаться повторять его (конечно, вначале на своем младенческом языке).
При многообразных предложениях различных игр для детей выбирать вам, чем заняться с ребенком в 10 месяцев.
Возьмите игрушки, разложите перед ним и переверните их вверх ногами. Понаблюдайте за реакцией ребеночка, захочет ли он вернуть эти игрушки в прежнее положение.
Вы можете уже в десятимесячном возрасте прививать к вашей крохе навыки к рисованию и лепке. Возьмите карандаш, вложите в ручку малыша и своей рукой помогайте ему изображать различные фигурки. При этом обязательно озвучивайте нарисованные предметы.
Занимательное увлечение для ребенка в 10 месячном возрасте – это игра в кубики, построение домика из кубиков, одевание колечек на пирамидку и др.
Продолжайте регулярно читать вашей крохе разные книжечки с красочными картинками.
Предлагайте игры на развитие моторики ребеночка: откручивание крышек пластиковых емкостей, маленьких тюбиков из-под кремов (конечно пустые) и др.
Включайте приятную для слуха музыку, чтобы ваш десятимесячный малыш пританцовывал и хлопал в ладошки вместе с вами.
Вашему малышу нужно разнообразие. Даже при различных занимательных игрушках и занятиях в домашней обстановке, вашей крохе в 10 месяцев просто необходимо проводить время на улице. Никакая домашняя игра не заменит вашему ребенку красоту и многообразие окружающего мира.
Чем заняться с ребенком в 10 месяцев на улице.
Посетите детскую площадку, рассказываете про все, что попадается в поле вашего и его зрений. Возьмите лопатку, покажите песочницу, дайте ему потрогать песок ручкой. Поиграйте в камушки. Пусть он берет их в руку и выбрасывает, но не на людей.
Сорвите листочек, дайте понюхать цветочек. Пусть он в весеннее и летнее время почувствует эти ароматы природы.
Не переживайте, что ваш малыш запачкается. Возьмите собой влажные антибактериальные салфетки и вытирайте грязь с его ручонок.
Если попадаете под дождик, скажите, как он капает. Не страшно, если несколько капелек дождя попадет на голову вашего 10 месячного ребеночка.
В зимнее время можно кататься на саночках, лепить снежки и т.д.
Думаю, как дома, так и на улице к вам обязательно придут интересные идеи, чем заняться с ребенком в 10 месяцев.
Развиваем усидчивость на 10-м месяце
Уже у 10-месячного ребенка можно развивать усидчивость. Для этого во время совместных игр с крохой старайся 3-5 минут заниматься одной игрушкой. Всячески удерживай внимание ребенка на этом предмете.
Вместе с малышом рассмотрите игрушку со всех сторон, найдите все способы применения. Назови цвет и форму игрушки. Для развития усидчивости отлично подходят пирамидки и коробочки: в коробочку можно что-то положить, а пирамидка все время видоизменяется, что привлекает внимание ребенка.
Развивающие игры для детей 10 месяцев дома
К десяти месяцам малыш заметно подрастает, у него появляются новые возможности и желания. Как играть с малышом такого возраста, чтобы он гармонично развивался? Развивающие игры для детей 10 месяцев должны иметь основной задачей освоение навыков ходьбы, изучение окружающего пространства, развитие мелкой моторики и речи. Малыш успешно имитирует движения взрослых, может повторять действия, которые ему продемонстрированы. На этом и должны строиться все игры с ним.
Какие игрушки выбрать?
Развивающие игры для детей 10 месяцев немыслимы без самих игрушек. В первую очередь малышей в этом возрасте интересуют игрушки на колесиках, причем речь идет как о ярких пластиковых зверях на веревочке, так и о машинках. Даже собственная коляска теперь используется малышом как игрушка. Во время прогулки он пытается катить ее, одновременно делая коляску и своей опорой.
Это интересное занятие научит малыша координировать движения, почувствовать себя взрослым. Если ему нравится игра с собственной коляской, обязательно приобретите коляску игрушечную.У ребенка десяти месяцев обязательно должен быть мяч. Выбирайте игрушку среднего диаметра, яркую и привлекающую внимание. Купить необходимо и кубики, лучше выбрать неокрашенные деревянные или пластиковые модели. В первую очередь думайте о безопасности ребенка – в этом возрасте они все пробуют на вкус.
Отличными развивающими играми для детей 10 месяцев служат пластиковые бутылки, кухонная утварь – любой предмет ребенок превратит в игрушку!
Советы по организации игр
Занятия с малышом 9-11 месяцев – это игра. Только во время игры дети получают новые знания, навыки и развиваются соответственно возрасту. Подходить к организации игр стоит серьезно. О чем же важно помнить?
- Развивающие игры для детей 10 месяцев можно проводить где угодно: в гостиной, спальне, ванной комнате, кухне, площадке. Чем разнообразнее места для игр, тем лучше.
- Если ребенок еще не предпринимает попыток ходить, не нужно его заставлять. Возможно, его опорно-двигательный аппарат еще не готов к этому сложному действию.
- Во время игр на кухне будьте особо бдительны, следите за тем, чтоб ребенок не приближался к плите, электроприборам или горячей посуде.
- Не играйте с острыми или очень мелкими предметами.
- Разносторонне развиваться малышу помогут игры с разными членами семьи. Ведь даже одна и та же игра, проведенная разными людьми, влияет на развитие иначе.
- Покупая дорогие и красочные игрушки, не забывайте о главном – никакой предмет не может заменить тепла от общения с мамой и папой. Больше общайтесь со своими детьми!
- Активные игры проводите в первой половине дня, вечером лучше осваивать тихие и спокойные занятия, чтоб не перевозбудить ребенка.
Игры с мячом в 9-11 месяцев
Развивающие игры для детей 10-11 месяцев не стоит затягивать. Хоть для малыша это и увлекательное веселое занятие, устает он еще очень быстро.
Чаще всего к 10 месяцам дети уже знакомы с такой игрушкой, как мяч. Пришло время усложнить занятия с ним. Как мяч может помочь в развитии, как им играть до года?
- Можно катать мяч по комнате, мотивируя малыша догонять его.
- Можно спрятать мяч и помогать малышу его искать.
- Можно сесть напротив друг друга и катать мяч.
Такие игры помогают физическому развитию, стимулируют координацию движений, помогают ребенку понять, как двигаются предметы в пространстве.
В магазинах можно найти мячи со смещенным центром тяжести, такая игрушка не укатится слишком далеко и поможет получить большее удовлетворение от игры с ней.Игры с кубиками в 10 месяцев
Еще до года малыш может научиться различать основные цвета, а помогут ему в этом развивающие игры для детей 10 месяцев. Дома обязательно должны быть кубики. Строя башню и проговаривая цвета кубиков, вы стимулируете малыша к запоминанию их. Особенно любят малыши до года смотреть, как родитель строит башню, а затем весело ее разрушать.
Кубики могут быть не только приобретенными в магазине. Из картонных коробочек вы можете сделать их самостоятельно. Развивающие игры для детей 10 месяцев своими руками делать совсем не сложно. Просто оклейте картонные кубики бумагой разного цвета, а в один из них поместите колокольчик. Очень скоро малыш станет различать среди других цвет кубика, который весело звенит при потряхивании.
Простые игры с кубиками научат малыша различать основные цвета. Приготовьте специальную коробку для складывания в нее кубиков. Пусть малыш укладывает и вытряхивает из нее игрушки. Можно стимулировать его вопросами «Где синий кубик?», «Где желтый кубик?». Конечно, ребенок 10 месяцев не сможет назвать цвета, но очень скоро он сможет показать на нужный предмет пальчиком.
Развивающие игрушки
В магазинах сейчас есть огромный выбор специальных развивающих игрушек для детей любого возраста. В 10 месяцев пришло время игр с различными сортерами, пирамидками, карточками с животными, овощами и фруктами. Главное условие – игрушка не должна быть слишком сложной! Для малыша до года достаточно 4 колец пирамидки, 3 отверстий сортера. Карточки должны быть крупными и красочными. Не затягивайте игры по времени. В день достаточно показывать по паре карточек. Важно не только показать животное, но и назвать его, сымитировать его звуки.
Развивающие игры для детей 9-10 месяцев обязательно должны включать рассматривание и чтение книг по возрасту.
Выбирайте книги с крупными иллюстрациями и плотными страницами, которые сложно порвать. Интересны книжки для ванной: они выполнены из специального материала и помогают сделать купание более насыщенным.Игры с подручными средствами
Не каждый родитель может покупать своему чаду много дорогих игрушек. Хорошо, что это совсем не обязательно! Увлечь и развить ребенка до года вполне можно при помощи привычных подручных средств, которые есть в каждом доме. Особенно увлеченно дети играют с маминой бижутерией. Малыш может внимательно рассмотреть каждый предмет из шкатулки, потрогать его, а затем попытаться надеть на себя или взрослого. Особенно хороши в этом плане бусы и браслеты. Следите внимательно за ходом игры, чтоб малыш не разорвал бусы и не проглотил мелкую деталь.
Очень интересна игра под названием «Уборка».
Рассыпьте на пол катушки от ниток, клубки и другие предметы и покажите малышу, как можно их собирать в тазик. Он с удовольствием станет повторять действия за взрослым. Это приучит его к порядку и разовьет физические данные.Когда вы готовите обед, малыш может занять себя изучением посуды. Так интересно слушать, как ложка гремит об бока кастрюли!
Игры-«узнавалки»
Помогают освоить основные навыки и умения развивающие игры для детей 10 месяцев. Комаровский (известный педиатр) поддерживает все вышеперечисленные игры. Но не менее полезными оказываются и так называемые игры-«узнавалки». Что это за занятия?
- Читая сказку или потешку, указывайте пальцем на называемого героя, скоро и малыш запомнит его.
- Во время режимных моментов (купания, одевания, кормления) проговаривайте свои действия, называйте части тела малыша. Вскоре он сможет показать, где у него носик, ушки, ручки и так далее.
- Включайте ребенку песенки и классическую музыку. Сопровождайте звучание жестами, мимикой, малыш будет повторять за вами.
Освоение окружающего пространства
Любящие родители наверняка играли с младенцем в игры на поиск издаваемого звука. Игры с 10-месячным ребенком пора усложнить. Можно включить музыку на небольшом устройстве и спрятать его. Поиск звука очень нравится детям.
Развивающие игры для детей 10 месяцев на улице незаменимы для освоения ими окружающего пространства. Важно поощрять исследовательскую деятельность, не запрещать ребенку собирать различные палочки, камни, листья и шишки. Если вы нашли что-то новое, покажите это ребенку, издав удивленный возглас. Рассмотрите находки дома в спокойной обстановке, расскажите малышу об их цвете и форме. Основы любознательности важно заложить уже сейчас, в дальнейшем развитии это очень важно!
Игры для развития ножек
Многие десятимесячные малыши уже неплохо держатся на ногах. Для того чтобы ножки лучше слушались, можно провести игру «Бег с препятствиями». В коридоре поставьте на расстоянии друг от друга детали конструктора и предлагайте малышу пройти, поднимая ноги над игрушками. Также дети любят повторять различные физические упражнения за мамой и папой, особенно если это сопровождается веселой музыкой или песенкой! Можно выложить на полу дорожку из книжек и предложить по ней погулять.
Игры на развитие мелкой моторики
Ничто не поможет в развитии мелкой моторики, как развивающие игры для детей 10 месяцев дома. Игрушки станут отличными помощниками в этом деле. Что можно придумать дома?
- В небольшой таз можно метать пробки от бутылок.
- Интересно складывать мелкие предметы в банку.
- Малыши любят играть с копилкой и монетками, просовывая их в прорезь. Монеты можно заменить пуговицами.
- Переливание воды из стакана в стакан помогает формировать усидчивость. Можно также заняться пересыпанием различных круп. Даже простое перебирание риса, фасоли или гречки стимулирует развитие пальчиков. С мелкими крупами типа манки можно поиграть во время купания.
- Развивающие игры для детей 10 месяцев для мальчиков предполагают наличие машинок. Из подручных средств можно сделать тоннель, в который малыш будет загонять машинки.
- Очень нравится деткам десяти месяцев рвать на мелкие части бумагу и салфетки. Это очень полезно для развития мелкой моторики, не стоит останавливать ребенка, боясь лишней уборки. Если на разорванную бумагу еще и подуть, это укрепит легкие и вестибулярный аппарат чада.
Игры на развитие интеллекта малыша
Развивать интеллект ребенка вполне можно, начиная с 9-10-месячного возраста.
Нехитрые игры и упражнения помогут родителям справиться с задачей.- Положите перед ребенком носок, перчатку, варежку, ботинок. Дайте в руку второй предмет и помогите отыскать пару. В первый раз игра должна состоять из двух пар предметов, постепенно усложняйте ее.
- Возьмите погремушку, спойте песенку и отбейте инструментом такт. Предложите малышу повторить действия за вами. Чувство ритма отлично стимулирует развитие речи. Вечером слушайте спокойные мелодии, до обеда – бодрые и веселые.
- Положите перед ребенком карточки животных, перевернутые вверх ногами. Стимулируйте малыша изменить их положение на правильное.
Десятимесячный малыш с интересом впитывает все, что происходит вокруг него. Это удивительный возраст! Проводите время с пользой, общайтесь и играйте с ребенком, помогая ему познавать мир.
Игры с ребенком 10 месяцев, во что играть с 10-месячными детьми
В десять месяцев малыш уже многое умеет. В этом возрасте растет любопытство и желание познать окружающий мир.
Многие детки начинают делать первые шаги и подражать взрослым.
Игры с ребенком 10 месяцев должны быть направлены на развитие навыков ходьбы, речи и изучение окружающей среды, предметов быта.
Общие советы по организации игр и занятий
Выбирая игры с малышом, нужно добиваться не только того, чтобы развеселить ребенка и хорошо провести время. Развитие ребенка очень важно. Любое занятие можно превратить в увлекательную игру, чтобы крохе было интересно.
- Необходимо избегать однообразия. Заниматься с малышом можно не только дома, но и на улице, в машине, очереди в поликлинике и т.д.
- Принимать участие нужно не только маме, но и папе, а также другим членам семьи, которые часто бывают в гостях или проживают совместно с ребенком. Это важно! У каждого взрослого разная манера поведения даже в одной и той же игре. Это позволяет дать крохе более разностороннее развитие.
- В этом возрасте дети начинают копировать поведение взрослых, повторять за ними. Это нужно обязательно использовать, чтобы научить ребенка чему-то новому.
- Приобретая красивые дорогие игрушки, нужно помнить о том, что даже самая лучшая развивающая игрушка не заменит маму, папу и живое общение.
Игры с 10 месячным малышом
Несмотря на то, что ребенок воспринимает игру как веселое времяпрепровождение, нужно помнить о том, что малыши быстро устают. Не стоит слишком увлекаться. Активные игры хороши в первой половине дня, а к ночи нужно выбирать более спокойные занятия, чтобы ребенок подготовился к купанию и сну.
Игры с мячиком
Для большинства малышей мячик – старый знакомый, который сопровождает его с возраста 3-5 месяцев. К 10 месяцам можно придумать новые более сложные занятия, которые будут интересны ребенку. Например, можно катать мяч по полу, заставляя ребенка двигаться в том же направлении. Или взять несколько маленьких ярких мячиков и спрятать их под платочками или пеленками на глазах у ребенка. Крохе будет интересно искать их, поднимая ткань. Можно сесть напротив малыша и катать большой мяч навстречу друг другу.
Все эти игры стимулируют физическое развитие, координацию движений, помогают ребенку изучать перемещение предметов в пространстве.
Совет: Сегодня в магазинах детских товаров можно найти специальные мячики для малышей, которые имеют немного смещенный центр тяжести. Такая игрушка не укатится далеко и ребенку будет легче с ней играть.
Хорошей идеей будет приобрести фитбол. Этот большой мяч поможет сделать физкультуру и гимнастику увлекательным и веселым занятием. Можно перекатывать кроху на фитболе на животике или на спинке. Прыгать на нем, при этом ребенок может стоять на мяче ногами или сидеть. Разумеется, все действия нужно производить максимально аккуратно и с поддержкой взрослых.
Цветные кубики
Десятый месяц – время изучить основные цвета. Конечно, ребенок не в состоянии их назвать, но он уже может отличать один цвет от другого и находить предметы одинакового цвета среди прочих.
Можно купить готовые цветные кубики и пытаться строить башню из 2-4 кубиков.
Каждый раз необходимо четко проговаривать цвета, чтобы кроха мог их запомнить.
Взрослый может построить высокую башню и дать ребенку сломать ее. Это действие внесет в игру особенное веселье.
Из картонных коробочек из-под молочных продуктов можно сделать 4 кубика. Три обклеить красной бумагой, а один – желтой. В желтый кубик надо положить колокольчик из старой погремушки.
Очень скоро ребенок будет отличать этот кубик от остальных, ориентируясь только на цвет предмета.
Для следующей игры понадобится две коробки разного цвета. Можно обклеить цветной бумагой старые коробочки из-под обуви. А также нужно взять по три кубика двух цветов, соответствующих цвету коробок.
Предварительно нужно показать и назвать цвета, если кроха еще незнаком с ними. Для закрепления можно спросить, например: «Где красный кубик?». Когда малыш покажет правильно, можно начинать игру. Положите красный кубик в красную коробку, комментируя свои действия. Предложите крохе разложить остальные кубики по коробкам самому. Даже если вначале не получается, не ругайте ребенка. Затем можно сложить все кубики в одну коробку и попросить достать только красные или только синие.
Эти незамысловатые игры с цветными кубиками помогут быстро освоить и различать основные цвета
Телефон
Малыши любят копировать взрослых. Одно из самых ярких проявлений этого явления можно заметить в любви к гаджетам. Даже в таком возрасте крохи неравнодушны к телефонам и планшетам. Не стоит ругать 10-месячного ребенка за это. Лучше купить ему игрушечный телефон или отдать свою старую трубку. Это поможет в развитии речи.
Можно играть в телефонный разговор. Для этого дать малышу его трубку, взять свою и попробовать разговаривать с ним, произнося различные звуки, например, ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ма и т.д. Ребенок будет стараться повторить их, произнося свои первые слова.
Музыкальные инструменты
Развитие крохи должно быть разносторонним. В этом помогут такие игрушки, как музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, барабан, маракасы, ксилофон и т.д. Игры с ними можно сопровождать веселыми песенками и танцами. При этом кроху можно держать на руках или придерживать за ручки, в то время как он пытается топать ногами по полу. Танец разовьет малыша физически, а различные звуки инструментов помогут развить слух. Через некоторое время можно будет заметить, что, слыша музыку, ребенок пытается петь и танцевать самостоятельно.
Первая машинка
Даже если в семье подрастает принцесса нужно обязательно купить машинку, довольно крупного размера и яркого цвета. К машинке надо привязать веревочку, чтобы кроха мог возить игрушку за собой. В первый раз надо показать малышу, как катать машину руками и за веревочку. При этом хорошо произносить звуки, имитирующие рычание мотора. Лучше купить грузовик, тогда надо будет показать малышу, что в кузове можно катать другие игрушки, например, зайца или куклу.
Игры с машинками способствуют физическому развитию, произнесению новых звуков, хорошо влияют на мышление
Развивающие игрушки
Самое время осваивать такие игрушки, как пирамидка, сортер, карточки с животными, фруктами и т.д. Для этого возраста не нужно покупать слишком сложные игрушки. Пирамидку достаточно купить на 4-5 колец, сортер на три отверстия, а карточки должны быть крупные и яркие. Играть с малышом в такие игры нужно каждый день, но, не слишком усердствуя, чтобы не утомить кроху. Для одной игры достаточно показать 1-2 карточки, при этом не только называя животное, но и имитируя звуки, которые оно издает. Для игры в пирамидку или сортер достаточно 3-5 минут.
Сюда же можно отнести чтение книжек. Книги лучше купить достаточно большого размера с картонными страницами, которые трудно порвать. Надо следить, чтобы иллюстрации были яркие, а содержание адекватное. Лучше отдать предпочтение проверенным авторам, таким как А. Барто, С. Маршак.
Совет: Сейчас можно найти в продаже книжки для ванной. Они выполнены из полиэтилена, не намокают и не пачкаются. Часто в них встроены пищалки или пластиковые элементы, например, вращающиеся глаза у животных. Такие книжки прослужат долго, так как порвать их невозможно. Кроме того, читать их можно и в ванной, и за обедом, и на прогулке, не боясь вымочить или испачкать.
Игры с подручными предметами
Не всегда есть возможность приобрести ребенку много развивающих игрушек. Да это и не обязательно! Развить кроху и весело провести время можно с помощью тех вещей, которые всегда под рукой.
Бижутерия
Малыши, особенно девочки, очень любят наряжаться. Можно использовать мамину бижутерию для игр. Надевать друг на друга бусы, браслеты на резинке. Надо дать возможность малышу хорошо рассмотреть каждый предмет, попробовать надеть на себя или на маму. Конечно, в процессе игры бижутерия может пострадать, поэтому дорогие вещи лучше не использовать. А также нужно следить, чтобы бусы не разлетелись с нитки и ребенок не проглотил бусинки.
«Уборка»
Можно рассыпать на полу различные предметы – клубки, катушки с нитками, небольшие игрушки и т.д. Затем взять таз или другую емкость и показать малышу, как собирать предметы в тазик. Кроха с увлечением будет ползать по полу и собирать вещи в емкость, это занятие развивает физические возможности, а также приучает малыша к порядку.
Малярный скотч
Можно наклеить полоски малярного скотча на стол или другую мебель и предложить малышу их оторвать. Дети обожают отрывать обои и этикетки от бутылок. В этом случае малярный скотч – спасение. Он не повредит мебель, а кроха будет отдирать его с таким же восторгом.
Прищепки в банке
Кучка ярких прищепок и пластиковая или жестяная банка могут стать отличной игрушкой. Ребенок будет складывать прищепки в банку, и высыпать обратно. Можно показать, как гремят прищепки в емкости. А также разучивать цвета, проговаривая каждый из них, когда ребенок берет прищепку.
Купание
Во время купания можно найти массу способов поиграть с крохой. Например, сделать дырки на дне стакана из-под сметаны или йогурта. При наливании в него воды, снизу будет литься дождик. Такая игрушка вызывает восторг у малышей.
К этому возрасту многие детки уже знакомы с частями тела. Можно просить его выполнить простые команды, например: «Вымой ручки» или «Вымой животик». Если ребенок еще не знает частей тела, то это прекрасный способ их выучить.
В детскую мочалку можно заворачивать разные небольшие резиновые игрушки и давать возможность малышу обнаружить «сюрприз». Скоро ребенок будет повторять эти действия, и «сюрприз» будет обнаруживать уже мама.
Игры на улице
На улице предметами для игр могут стать всевозможные палочки, шишки, каштаны, крупные красивые листья, камешки и т.д. Малышам будет интересно собирать такие предметы, рассматривать их. На этом примере можно изучить много понятий, такие как «большой-маленький», «длинный-короткий» и т.д. А также различные предметы помогут развить сенсорику и моторику при изучении цвета, текстуры и формы. Нужно обязательно проговаривать название и характеристики той или иной находки малыша.
Выбирая игры для малыша нужно ориентироваться на ребенка, его интересы, текущее развитие. Если что-то не получается сразу, то не нужно расстраиваться. Кроха должен постоянно ощущать мамину любовь и поддержку. Тогда любые игры будут не только веселыми, но и продуктивными в плане развития и освоения новых умений.
примеры развивающих игры и советы родителям
Содержание статьи
Чем ближе ребенок к своей первой годовщине, тем больше удивляет своих родителей новыми достижениями – и тем актуальнее становится овладение навыками говорения и ходьбы. Как развивать ребенка в 10 месяцев, чтобы этому способствовать?
Что малыш уже умеет?
К 10 месяцам детки становятся очень активными, подвижными, эмоциональными. Они беспрестанно изучают мир вокруг себя, способы общения с окружающими, свойства предметов, возможности действий с ними и их последствия. К этому моменту физические и интеллектуальные навыки ребенка достаточно внушительны.
- Малыш умеет уверенно и подолгу ползать в разных направлениях по всему свободному пространству.
- Уверенно сидит с ровной спиной, при этом управляясь с игрушками.
- Сам встает, когда к нему протягивают руки.
- Может ходить, держась за опору, руку взрослого или толкая перед собой коляску.
- Откусывает и пережевывает небольшие кусочки пищи.
- Выполняет простые сюжетные действия (укачивает или кормит куклу, катает машинку, строит башню из кубиков или собирает пирамидку).
- Может манипулировать одним предметом с помощью другого (например, рушит башню из кубиков мячиком, катает мишку в машинке, толкает мячик стержнем от пирамидки.
- Кроме разрушающих действий (сломать, разбросать) освоил созидательные – может собирать, строить, складывать.
- Умеет забираться на диван, кровать, кресло, а также слезать с них.
- Может немного постоять без опоры.
- Сам садится из положения стоя.
- Может открывать и закрывать дверцы, ящики, емкости.
- Понимает практически все, что ему говорят.
- По просьбе взрослых выполняет простые действия, находит нужные предметы.
Некоторые детки уже умеют сами пользоваться ложкой или кружкой. Особо «говорливые» малыши произносят первые простые слова (дай, мама, ляля).
Сейчас уже можно определить, какая рука у крохи ведущая (если это левая – его ни в коем случае не нужно переучивать!).
Чему важно научить ребенка?
Как и раньше, обращаем внимание на то, какие навыки кроха еще не освоил (вставание, умение садиться, переступать, стоять без опоры). Кроме того, сейчас важно разнообразить впечатления ребенка, расширяя кругозор: бывать в новых местах, общаться с разными людьми, в том числе обязательно – с ровесниками, тем более что сейчас ребенок проявляет к ним интерес и готов к контакту; изучать новые предметы, их свойства, осваивать новые занятия.
Как и в предыдущем месяце, важно продолжать обучать малыша навыкам самообслуживания: пользования салфеткой, расческой, кружкой, ложкой, зубной щеткой, учить его снимать и надевать одежду, обувь. Это поможет крохе подойти к кризису первого года более подготовленным.
Занятия с ребенком в 10 месяцев должны преследовать определенные цели:
- развитие двигательных навыков, направленных на освоение ходьбы;
- изучение окружающего мира;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие мелкой моторики, речевых навыков.
Не пытайтесь в этом возрасте приучать своего ребенка к горшку. Научно доказано, что это совершенно нецелесообразно как минимум до полутора лет, ведь малыш еще не умеет контролировать свои физиологические процессы. Поэтому толку от такого «приучения» будет немного.
Полезные занятия
В этом возрасте малыши активно интересуются бытовыми предметами. Занимательными игрушками для детей сейчас могут стать кастрюли, банки, пластиковые бутылки, поварешки, мамины бигуди или папины пассатижи. Важно следить, чтобы манипуляции с ними не закончились неприятностями.
В любой обстановке можно придумать занятие, которое не только увлечет малыша, но и будет развивать какой-либо полезный навык.
- Можно рассыпать перед ребенком ворох разных предметов, а затем показать, как их собирают в таз или большую коробку. Привыкнув к таким занятиям, ребенок в будущем легче освоится с уборкой.
- Находясь на прогулке, важно не препятствовать крохе в изучении мира. Пусть собирает понравившиеся ему камешки, ракушки, веточки, шишки. Придя домой, мама расскажет ему, что это, какого цвета, размера, для чего нужно. Так развивается и кругозор, и речь.
- Пусть малыш повторяет за родителями бытовые действия: смешивает что-то в кастрюле, когда мама готовит, елозит тряпочкой, когда она протирает пыль. Это поможет освоить бытовые навыки, а также понять, что существует определенный перечень домашних дел, которые необходимо делать всегда.
- Когда мама разбирает вещи после стирки, можно предложить крохе носочки, перчатки или другие парные предметы по одному. Пусть подбирает им пару из общей кучи вещей.
- Во время готовки можно отстукивать ритм песенки, которую поет мама, ложкой по миске или сковородке. Пусть малыш пробует повторить. Так он будет развивать чувство ритма, необходимое для формирования его речевых навыков.
- Во время купания можно взять с собой куклу или резиновую игрушку. Пусть малыш помоет ей спинку, ручки, носик, животик. Кроме удовольствия такое занятие способствует развитию моторики и дает знания о частях тела.
- Для того чтобы ребенок усваивал сюжетно-ролевое взаимодействие, необходимое для дальнейшей социализации, полезно показывать ему простые ролевые игры. Например, научить его кормить зайку, переодевать куклу, укладывать их спать, катать на машинке, лечить, когда они «заболели». Пусть куколка поет, плачет, танцует, падает…
После таких занятий малыш с удовольствием воспримет небольшие представления, показанные мамой с помощью пальчиковых игрушек или самодельного кукольного театра. Проигрывать можно простые бытовые сценки или сюжеты знакомых крохе сказок.
Нужные игрушки и принадлежности
Игрушки должны быть, прежде всего, полезными. Например, те, которые можно катить или толкать перед собой, помогают малышу развивать равновесие и учиться ходить.
Вот еще несколько примеров полезных игрушек и материалов.
- Кубики, пирамидки, сортеры, матрешки, конструкторы. Они помогают крохе развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику.
- Мячики. Их можно бросать, толкать ловить, пинать – все это стимулирует развитие равновесия и координации, способствует укреплению мышц, что понадобится для обучения ходьбе.
- Яркие развивающие карточки с изображением животных и птиц, овощей и фруктов. С их помощью можно расширять кругозор, наращивать пассивный словарь крохи, стимулировать развитие речи.
- Картонные книжки с красочными крупными иллюстрациями. Чтение также помогает развитию речи, памяти, кругозора. Читать нужно много. И лучше те книжки, которые карапуз выберет сам.
- Пластилин или тесто для лепки, пальчиковые краски или мелки для рисования, крупные бусины для нанизывания – все это прекрасно стимулирует мелкую моторику, а значит, и речь.
Кстати, весьма полезно знакомить ребенка с альтернативными видами творчества. Например, можно рисовать пальчиками по столу, на котором рассыпана манная крупа, гречка или мука. А картофельное пюре может стать прекрасной палитрой для выкладывания съедобного натюрморта из овощей.
Полезные развивашки можно сделать самостоятельно. Например, оклеить картонные кубики бумагой разных цветов, чтобы затем просить кроху показать нужный цвет. Если внутрь одного из таких кубиков поместить колокольчик, то весьма скоро ребенок запомнит, кубик какого цвета умеет звенеть.
А купив крохе новую игрушку, можно запаковать ее последовательно в несколько коробок, а затем – в подарочную бумагу с ярким бантом, чтобы процесс распаковывания занял у малыша какое-то время и разогрел интерес к тому, что внутри. Это и положительные эмоции, и развитие моторики.
Поиграйте с ребенком в телефон. Когда вам позвонит кто-то из родственников, дайте крохе трубку и позвольте пообщаться с абонентом. Это прекрасно стимулирует развитие речи.
На пути к ходьбе
А теперь — подробнее о том, как развивать ребенка в 10 месяцев физически — какие упражнения помогут малышу укрепить нужные мышцы и развить навыки, необходимые для самостоятельной ходьбы (координацию, умение держать равновесие, стоять без опоры).
Для этого полезны, например, такие упражнения и занятия:
- плавание в бассейне;
- качание на фитболе;
- приседание и вставание ребенка при поддержке взрослых;
- активное ползание;
- ходьба с поддержкой малыша за ручку;
- сгибающие и разгибающие движения рук и ног ребенка.
Чтобы занятия сделать более веселыми, из них нужно сделать полезные игры. К примеру, разложить по полу небольшие кубики или игрушки и водить малыша так, чтобы он переступал через них, поднимая ножки (скажем, как ходит цапля). Или погулять с ним по «книжной дорожке», выложенной в коридоре.
Очень весело бывает проводить «танцевальную гимнастику». Под ритмичную музыку кроха может повторить за мамой (и при ее поддержке) множество полезных движений:
- поворачивать кисти рук;
- раскачивать ручками, подняв их над головкой;
- поворачивать или наклонять в стороны головку;
- наклоняться в стороны;
- притопывать ножками;
- хлопать ручками по коленкам или животику;
- раскачиваться в стороны.
Полезно научить малыша ползать по наклонной поверхности вверх и вниз. Это может быть, к примеру, гладильная доска, приподнятая под углом примерно 45 градусов. На прогулке пусть взбирается на небольшую детскую горку и скатывается с нее, катается с помощью взрослых на качелях. Все это отлично тренирует вестибулярный аппарат.
Итак, основное внимание в развитии ребенка в возрасте 10 месяцев уделяют освоению навыков говорения и ходьбы. При этом обязательно включают и занятия на развитие логики, внимания, памяти, бытовых умений. В этот комплекс непременно должна входить эмоциональная составляющая — больше позитива: улыбок, радости, похвал. Пожалуй, это ключевой компонент в развитии малышей.
Игры с ребёнком в 10 месяцев
В 10 месяцев ребёнок может подолгу играть самостоятельно, но как и в любом другом возрасте игры с мамой и папой остаются важной составляющей его полноценного развития.
Играя с малюткой, сопровождайте свои действия стишками, сказочными историями или песенками. Потешки и пестушки – разновидность детского фольклора, корни которого уходят в глубину веков. Ещё в древности этот способ коммуникации при игре с малышом использовали для обучения ритму, развития памяти и концентрации внимания. Лёгкие касания детских ладошек и пальчиков (потешки «сорока-белобока», «мальчик-пальчик, где ты был?») развивают мелкую моторику ребёнка. «Идёт коза рогатая» заставляет малыша смеяться, когда ему щекотят животик и часто эта потешка помогает быстро отвлечь расстроенного карапуза.
Пальчиковые игрушки
Десятимесячный ребёнок ещё не способен долго удерживать внимание при чтении сказки. Но если во время повествования вы будете сопровождать текст маленькими игрушками, надетыми на пальцы, изображать, как они кланяются, прыгают и разговаривают, то надолго заинтересуете маленького слушателя.
Купите готовый набор пальчиковых игрушек в магазине либо сшейте их самостоятельно. Сказка на ночь с их использованием поможет малышу снять нервное возбуждение и настроиться на крепкий сон.
Ролевые сценарии для детей в 10 месяцев
Дети в этом возрасте начинают подражать взрослым и с удовольствием изображают заботу о подопечном. Возьмите любимую игрушку ребёнка, ложку и тарелочку и предложите крохе повторить за вами, показывая, будто кормите игрушечного гостя: «Кашку повари-повари, зайчика покорми-покорми». Малыш с важным видом будет болтать ложкой в тарелке, а потом совать игрушке, угощая её.
Простейшие ролевые игры помогают развить у десятимесячных детей первые навыки общения, укрепляют самооценку через воздействие на персонажа.
Юла
Заводной волчок в движении – картинка завораживающая, но позвольте крохе не только следить за кружением, пусть он попытается завести юлу сам. Управление волчком стимулирует развитие чувства опоры, учит координации движений.
Догонялки
Даже если ребёнок в 10 месяцев ещё не умеет ходить, он уже достаточно быстро ползает. Усадите его на пол, отойдите на несколько шагов и, повторяя «догоню-догоню!», слегка потопайте ногами. Малыш бросится наутек! Когда вы его догоните, встаньте рядом на четвереньки, произнесите «догони-догони!» и сделайте вид, что убегаете. Маленький преследователь с восторгом помчится за вами.
Догонялки – отличный способ для развития скорости реакции. Активное ползание укрепляет мышцы рук, ног и спины.
Фитбол
Какой кроха не любит, когда его качают? Положите десятимесячного ребёнка на фитбол животиком вниз. Придерживая за бока, аккуратно покачивайте малыша вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке и против, приговаривая что-нибудь весёлое.
Упражнения на мяче — не только развлечение, но и прекрасная гимнастика для укрепления мышц брюшного пресса, спины и косых мышц живота. Врачи-ортопеды очень рекомендуют занятия на фитболе при лечении грыжи у детей.
Воздушный гимнаст
Когда держите ребёнка на руках, не бойтесь кружить его или слегка подбрасывать вверх. Конечно, здесь следует не перестараться, обязательно следите за реакцией крохи. Скорость вращения и высота полета должны быть небольшими, а сама игра непродолжительной. Кружась, шипите и жужжите, имитируя звук летящей пчелы или самолета, а подбрасывание сопровождайте ободряющим «ура!». Физическая нагрузка в такой форме укрепляет вестибулярный аппарат растущего человечка.
Каким бы ни были ваши игры с ребёнком в 10 месяцев, помните, что они должны приносить удовольствие вам обоим. Радость общения с родителями и телесный контакт с ними – бесценны в мире детей и никакая, даже самая дорогая игрушка не заменит маминых любящих рук.
Как развивать ребенка в 10 месяцев
В возрасте 10 месяцев малыш уже с большим удовольствием может выполнять разнообразные поручения взрослых и при этом самостоятельно придумывать для себя занятия.
В том случае, если родители хотят вырастить активного и любознательного ребенка, им следует уделить должное внимание развитию его навыков.
Изначально, конечно, малыш будет больше мешать, нежели на самом деле помогать, но при этом ни в коем случае не стоит его ругать за то, что у него не получилось.
Даже если испорчены обои, не нужно наказывать ребенка, ведь сделал он это не обдуманно – он просто хотел помочь. Дело в том, что если отругать малыша, желание помогать пропадет сразу и возобновить его будет практически невозможно.
Что умеет ребенок в 10 месяцев?
В представленном возрасте ребенок обладает рядом навыков:
- Смотря на своих родителей, ребенок пытается им во всем подражать, в лексиконе появляются новые слоги, которые становятся более разборчивыми.
- По просьбе взрослого человека малыш может выполнить действие (которое умеет). Приходит понимание слова «нет», «пойдем» и некоторых других. Но это только в том случае, если родители использовали их в общении.
- Самостоятельно поднимается. Зачастую к этому возрасту ребенок может самостоятельно сесть без посторонней поддержки, ходить вдоль опоры или же за руку с родителями.
- Многие ребята уже умеют самостоятельно пить из чашки и есть ложкой. Конечно, этого всего не получится с первого раза, поэтому чаще всего малыша в конце еды нужно будет обязательно умывать. Но уже через некоторое время ребенок начнет есть без посторонней помощи.
- Понимает назначение горшка и может садиться на него при необходимости.
- В том случае, если предоставить выбор между игрушками, малыш уже в состоянии выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится.
В возрасте 10 месяцев ребенок уже может доставать один предмет при помощи другого, например, лопаткой захватывать в песочнице песок, доставать из тарелки еду ложкой.
Конечно, для того чтобы эти навыки развивались, родители малыша обязательно должны помогать, даже в том случае, если их ребенок все может сделать самостоятельно.
Как правильно развивать малыша в 10 месяцев?
Итак, рассмотрим, как организовать занятия с ребенком 10 месяцев.
Дело в том, что в этом возрасте ребенок достаточно развит и физически и психологически, и с каждым днем это становится все заметнее.
Он уже понимает значение простых слов, интересуется окружающими его предметами.
В процессе кормления может разбросать еду, пытается пробовать на вкус все то, что его окружает.
Можно дать малышу в руки столовые предметы, еду и попросить, чтобы он самостоятельно поднес ложку с едой ко рту. Естественно, в эти моменты ребенок может играть с приборами, отвлекаться по сторонам, но за эти шалости его не нужно ругать, ведь он пока что только всему учится.
В этот период времени ребенок узнает близких людей, которые окружают его каждый день, может отозваться на свое имя и показать на предмет, который назовут взрослые. В отношении других людей малыш может реагировать улыбкой или же, наоборот, заплакать из-за неприязни. То есть начинает укореняться собственное мнение. Ярко проявляются эти эмоции в тот момент, когда родители пытаются сделать то, что малышу совершенно не нравится, и именно в это время он начинает плакать и громко кричать.
Необходимо быть особо внимательными, так как в это время дети становятся сильными манипуляторами, если знают, что после каждого их плача будет выполнена любая прихоть.
Детки уже понимают значение самых простых слов и пытаются произносить их самостоятельно. В это время родителям просто необходимо как можно чаще общаться с малышом. И делать это все нужно не с насмешкой, а серьезно. Таким образом, к малышу максимально быстро придет понимание всего, что хотят до него донести.
Играем вместе с малышом
В этот период дети становятся более сосредоточенными. Ребенок может самостоятельно держать в руках игрушку, бросать мяч или закрывать коробку. В принципе, малышу подойдут игрушки, в которые он играл в 9 месяцев, но чуть более усложненные.За счет этого следует отдавать предпочтение играм, которые будут развивать эти умения.
Большой популярностью в этом возрасте пользуется пирамидка.
При помощи родителей малыш может собрать ее и радоваться достигнутому результату.
Это великолепное время для того, чтобы освоить пальчиковые краски. Радости будет масса. При выборе цветовой палитры нужно ее озвучивать. Таким образом, ребенок максимально быстро запомнит цвета и начнет их различать, а в будущем – правильно называть их названия.
Уже ближе к годику малыш начинает впитывать всю полученную информацию. Именно поэтому нужно использовать познавательные игры. Следует посадить ребенка в удобное для него положение на комфортное место. В том случае, если у него есть настроение к общению, можно по картинкам познакомить его с животными, овощами или фруктами. Показывать картинки необходимо по очереди и рассказывать про каждое животное в отдельности. Пусть малыш это все запоминает.
Мама учит ребёнка играть с пирамидкой
Естественно, никакие книги или разноцветные игрушки не смогут в полной мере заменить игр на свежем воздухе, так как именно такое времяпрепровождение благотворно влияет на развитие ребенка.
Также весьма актуальными остаются развивающие короткие стишки, которые сопутствуют одеванию, купанию или же умыванию. Следует давать малышу самостоятельно рассматривать красочные книги. В настоящее время можно даже не переживать что книга останется порванной, ведь есть специальные издания для малышей со страницами из толстого картона. Изучение книг очень заинтересует малыша, таким образом он научится познавать окружающий мир.
В конце стоит отметить, что десять месяцев – это великолепный возраст в развитии малыша. Но нужно тщательно следить за его ростом, весом, общим развитием и, конечно же, здоровьем.