Игры с детьми с 2 до 3 лет – Развивающие игры для детей 2 лет дома. Развитие мелкой моторики и не только. Часть 1

Играем вместе с ребенком 2-3 лет

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в предыдущем возрастном периоде кроха играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка:  «Сейчас построю башню», — говорит он и начинает выполнять задуманное. 

Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут. Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш кроха может заниматься только тем, что ему интересно. 

Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.

 

Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:

 

  • Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.

  • Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.

  • Не требуйте от ребенка желаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.

  • Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.

  • Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.

 

Условно, игры можно разделить на три группы:

Сюжетно-ролевые игры – это игры с куклами, игрушечными животными, машинками, природным материалом и т.п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется, усложняется и расширяется круг действий ребенка: он может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков… По мере приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты, в том числе тематические: игры в доктора (так как ребенок недавно ходил к врачу), игры в парикмахерскую, спектакли (так как ребенок побывал в театре) и другие.

Дидактические игры – это развивающие и обучающие игры: сортер, вкладыши, мозаика, кубики, конструкторы и т.д.

Игры с правилами — это настольные игры, например, лото, домино, и подвижные игры типа «День – ночь», «Цапля и лягушки».

 

Сюжетно-ролевые игры.

На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать), а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д.

Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь  то в маму (готовит обед), то в папу (чинит машину), в воспитательницу (кого-то ругает), доктора (ставит градусник), шофера (ведёт машину), продавца (продает товары), повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).

Перечислим некоторые методы и приемы, помогающие детям овладеть игровыми действиями в ролевых играх:

— Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите.

— Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка). 

— Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».

— Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат, медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.

— Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».

— Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».

— Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок меха)».

— Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п. 

— Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».

— Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».

— Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».

— Усложняйте содержание игры «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»

—  Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т.д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею песенку споём!»

— Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трех поросят, помогайте заселить зверей в теремок и т.д. 

— Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.

 


Дидактические игры и игры с правилами

На третьем году жизни ребенок начинает более свободно ориентироваться в окружающих предметах. Осваивая в дидактических играх действия с предметами, ребенок продолжает накапливать сенсорный опыт (осваивает цвет, форму, величину, количество, соотношение частей и т.д.), учится мыслить, у него развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствуется мелкая моторика. 

Проведение дидактических игр и игр с правилами предполагает:

— эмоциональную заинтересованность малыша; 

— ознакомление ребенка с содержанием игры: обыгрывание ситуации, показ картинок, предметов, краткие пояснения;

— объяснение правил игры: что надо делать, что нельзя делать, как играть;

— показ игровых действий: взрослый показывает, как играть, ребенок параллельно или последовательно повторяет;

— поддержку взрослого, который поощряет, помогает, советует, напоминает и т.д.; 

 

В ходе проведения игр дидактического характера и игр с правилами:

— Не торопитесь подсказывать, дайте малышу самому методом проб и ошибок придти к положительному результату.

— Предоставьте малышу возможность самостоятельно участвовать в игре, активно обсуждайте ход игры. 

— После игры подведите ее итог, оцените конечный результат. Обязательно порадуйтесь успеху ребенка (чтобы в впоследствии он так же радовался вашим победам и не сильно огорчался из-за своего проигрыша).

— Чтобы игра лучше усвоилась ребенком, желательно, сыграть в неё 3-4 раза, но только при условии явного интереса со стороны ребенка. В противном случае, повтор игры следует отложить до другого раза. 

— Иногда ребенок может отказываться выполнять задания. Необходимо понять причины такого поведения: если ребенку неинтересно – попробуйте заинтересовать его, если ребенок «не в настроении» — отложите игру до лучших времен, если ребенку стало скучно — усложните игру, не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. 

 

Статьи по теме:

Во что поиграть с ребенком

Пособия «Школа Семи Гномов» 2+

 

Автор: Дарья Колдина

 

 

 

 

Консультация (младшая группа): Игры с детьми 2-3 лет дома

Орлова Наталья Сергеевна

воспитатель ГБДОУ № 37,

Невского района,

 г. Санкт – Петербург

Игры с детьми 2-3 лет дома.

    Когда двухлетний малыш рычит, изображая тигра, крутит невидимый руль, будто бы он — машина, или качает куклу, все вокруг умиляется. Иногда даже начинают говорить о беззаботности детства, мол, можно бесконечно играть и ничего больше не делать.

    На самом же деле, детская игра – это сложное явление, такое себе развлечение с пользой. Являясь, по сути, дидактическим единственным инструментом в руках взрослого (родителя или воспитателя), игра всесторонне развивает ребенка в раннем детстве.

Значение игр в развитии детей 2 — 3 лет

     Если ребенку дать игрушки или какие-либо другие предметы, попросить его найти занятие, он обязательно его найдет. Возможно, малышу даже будет весело.     Но взрослый, который осознает ответственность воспитания ребенка 2 — 3 лет, обязательно поучаствует в игре, используя ее для достижения различных педагогических целей.

    У игр с детьми 2 — 3 лет могут быть следующие цели:

  • Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.
  • Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить, договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.
  • Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют в него уверенность в собственных силах., повышают самооценку.
  • Физическое развитие. Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега, учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению, делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.
  • Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 — 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.
  • Развитие различных психологических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.

Режиссерская игра для детей 2 — 3 лет

    Впервые режиссерская игра появляется у ребенка в возрасте около двух лет.

В жизни это выглядит примерно так: двухлетнему мальчику дарят игрушечные грузовик и экскаватор. Он может долго сидеть ковре или в песочнице, манипулируя с ними. То, что для родителей кажется «возней» для него – настоящий сложный процесс.

     В процессе игры малыш:

  1.     Придумывает сюжет. Обычно, он простой (стройка, посещение поликлиники, магазин, детский сад, мама и папа ухаживают за ребенком, прочее). Также, это может быть сюжет из мультика или сказки. Причем в раннем детстве дети редко отступают от оригинала, они не дополняют и не распространяют его.
  2.     Распределяет роли и сам же их и выполняет. Актеры в его игре — игрушки или предметы – заместители (ковер – это море, диван – сцена, расческа – микрофон, прочее). Ребенок оживляет игрушки – двигает ими, озвучивает. Каждый персонаж в свое игре имеет свой собственный голос. Играя в семью, он озвучивает маму и папу, лает за собаку, рычит за тигра, копирует двигатель автомобиля. Голосом он старается передать эмоции.

Для полноценной режиссерской игры малышу нужны:

  1. игровое пространство (столик, детская палатка, коврик, прочее)
  2. мелкие игрушки, которые ребенку удобно держать в руках
  3. декорации (кукольный дом, озеро, лес, автодорога, гаражи, зоопарк, прочее)

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие режиссерские игры:

  • «Моя семья»
  • «В деревне у бабушки»
  • «В магазине»
  • «В зоопарке»
  • «На детской площадке»

Сюжетно-ролевая игра для детей 2 — 3 лет

    Сюжетно-ролевая игра у детей 2 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.

     В первых сюжетно-ролевых играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки.
   Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.

   

    С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры:

   ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.
Роли: мама, папа, ребенок.
Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком.. Семья отправляется на прогулку.

   

     ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Прививка».

Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители
Роли: Врач, ребенок и его мама.
Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после делает ему прививку.

     ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».

Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители.
Роли: Мама, малыш, продавец.
Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки.

Дидактические игры для детей 2 — 3 лет

     По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве, чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью – получить новые знания или закрепить ранее полученные.

    У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:

  • свойствах предмета (форме, цвете, размере)
  • количестве предметов
  • равенстве и отличии
  • окружающем мире
  • себе самом и своем собственном теле

     С малышом 2 — 3 лет можно поиграть в предметные, настольно-печатные или словесные обучающие игры.

     

     ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая цветам «По домам».

Нужно: Три ящика или коробки, обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных, птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов.
Ход игры: Перед малышом выставляют цветные коробочки. Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят его определить фигурку в ее «домик» такого же цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета

     ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».

Нужно: Лото с животными и их пищей.
Ход игры: Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных, а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего. Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка – сметана, прочее

     

     ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Нужно: Обучающие карточки или книги.
Ход игры: Малышу показывают картинки, на которых изображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.

     ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Нужно: Обучающие карточки или книги.
Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.

     ПРИМЕР: Словесная игра «Говорят животные».
Ход игры: Взрослый называет животное и просит малыша озвучить его. Потом они меняются ролями: взрослый воспроизводит голос животного и просит кроху назвать, кто же это говорит.

Настольные игры для маленьких детей

      Родителям очень повезло — выбор настольных игр для детей раннего возраста сегодня велик. Они должны быть крупными и состоять из 2 — 5 элементов.

  • Очень хорошие для малышей мягкие пазлы, пазлы из плотного картона, пазлы на магнитах.
  • Мозаики и соты. Так как эти игрушки содержат мелкие элементы, с детьми в раннем возрасте во время игры с ними обязательно должен присутствовать взрослый.
  • Лото. Это могут быть игры на темы: «Кто чья мама», «Кто где живет», «Фрукты и овощи», «Транспорт», «Времена года», прочее.
  • Домино. В такую игру можно играть всей семьей.
  • Прочее. К этой категории можно отнести деревянные игрушки-вкладыши, лабиринты, различные головоломки для малышей.

Подвижные игры для малышей

     У детей в раннем возрасте жизнь – это бесконечное движение. И оно вовсе не бесцельное, как кажется некоторым взрослым. Играя в подвижные игры, ребенок:

  • познает собственное тело и учится управлять им, координировать движение
    учится ориентироваться в пространстве
  • укрепляет мышцы, улучшает кровообращение и дыхание
  • укрепляет иммунитет
  • развивается умственно

    Родители должны позаботиться о том, чтобы в процессе подвижной игры малыш был в безопасности. Также, несмотря на то, что в отличие от других видов игровой деятельности подвижная игра может продолжаться дольше, чем 10 минут, повторятся по нескольку раз, чрезмерное увлечение чревато перевозбуждением ребенка. Такой вид игры рекомендуется чередовать с другими видами деятельности.

    С детьми 2 — 3 лет можно поиграть такие подвижные игры:

     ПРИМЕР: Подвижная игра «Дождик, дождик, веселее!»

Ход игры: Принимать участие в игровой деятельности может один ребенок или несколько детей. Взрослый выбирает домик. Это может быть грибочек на площадке, диван дома или просто условно обозначенное место в квартире. Взрослый говорит: «Солнышко светит!». Дети выходят «на улицу», веселятся, бегают, прыгают. Взрослый говорит: «Кап-кап, дождик пошел!», дети должны спрятаться в «домике». Можно дополнить игру веселым стишком:

Дождик, дождик, веселей,
Своих капель не жалей!
Но по крыше не стучи,
Нам головки не мочи!

      ПРИМЕР: Подвижная игра «Мышеловка».
Ход игры: Детей должно быть как минимум 6. По жребию выбирают мышку. Если детей больше, мышек может быть две или три. Остальные малыши берутся за руки и водят хоровод. В это время «мышка» бегает туда-сюда у них под руками, то забегает в круг, то покидает его. По команде воспитателя круг – «мышеловка» закрывается. Если «мышка» попалась, осталась в кругу, она меняется местом с другим участником.

     Во время движения мышеловки взрослый вместе с детьми может рассказывать стишок:

Нам вы, мышки, надоели!
Доберемся мы до вас!
Нашей славной мышеловкой
Переловим вас сейчас!

Подвижные развивающие игры для детей 2-5 лет дома и на улице

Совместные игры — это возможность оставить ребенку яркие воспоминаниях и укрепить моторику, логику и отношения! Предлагаем вам 40 идей для подвжиных развивающих игр с детьми от 2 до 5 лет.  

Мы,  родители, уже взрослые, однако у многих в памяти остались игры в которые играли в детстве. Сыграйте в эти игры вместе с вашим ребенком, чтобы его воспоминания о детстве были самыми радужными! В хорошую погоду играйте в эти игры с детьми на улице. Если же дождь или мороз не выпускают вас на прогулку, во многие игры с детьми из нашего списка можно играть дома.

Подвижные развивающие игры с детьми от 2 лет

1. Даем имена.

Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.

2. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это — дом ведьмы, в котором один из игроков — ведьма — подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.

3. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. Дают команды. От 2 лет.

4. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.

5. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.

6. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.

7. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.

8. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.

9. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.

10. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.

Читай также: 5 игр для детей и взрослых

Подвижные развивающие игры с детьми от 3 лет

1. Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.

2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.

3. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.

4. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.

5. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.

6. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?» От 3 лет.

7. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.

8. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.

9. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.От 3 лет.

10. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.

11. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.

12. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.

Читай также: 5 веселых игр, которые тренируют вестибулярный аппарат

Подвижные развивающие игры с детьми от 4 лет

1. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.

2. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.

3. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.

4. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.

5. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу — монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.

6. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.

7. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.

8. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.

9. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.

10. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.

11. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.

Читай также: 7 развивающих игр для ребенка от 3-х лет

Подвижные развивающие игры с детьми от 5 лет

1. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.

2. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.

3. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.

4. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.

5. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.

6. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.

7. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.

Читай также: Игры дома: 10 способов занять ребенка 1-3 лет

Читай также: Давай дружить: 4 подсказки родителям, как помочь ребенку завести друзей

Читай также: 10 идей, чем занять ребенка на пляже: игры для творчества, фантазии и сообразительности

Загрузка…

Развивающие игры с ребенком от 2 до 3 лет

Что мы делаем с 2 до 3? Естественно, что сразу после дня рождения в 2 года, мы не убираем старые игрушки, а просто усложняем манипуляции со старыми, постепенно добавляя более сложные задания. То есть: если мы возьмем наши камешки или стеклышки, то мы не просто будем их сортировать по цвету, а можем считать их, выкладывать из них рисунки, узоры, дорожки. Можем их использовать в качестве счетного материала или фишек в каком-нибудь задании или лото.


Игры для ребенка от двух лет до трёх лет


1. Сенсомоторное развитие

Усложняем игры с матрешками, пирамидками, кубиками, сортерами, шнуровками, вкладышами

  • Матрешки — открываем, разбираем, закрываем, можно расставить по размеру, собрать полностью матрешку. Чем старше ребёнок, тем легче ему справиться с заданием, если он видит матрёшку впервые.
  • Пирамидки — надеваем колечки, пробуем одеть по порядку, ищем самое большое, потом снова самое большое и т.д. статья «Как собирать пирамидку»
  • Игра «Грибочки» — снимаем и надеваем на основание грибочки. Называем цвет, можно искать по размеру (маленький, большой, средний). Можно сортировать по рисунку на грибочке (у нас на грибочках есть рисунки, которые повторяются). Ищем какой лишний по этим же параметрам.
  • Шнуровки (снимаем, надеваем потом считаем, просим найти большую-маленькую бусины, определенный цвет). Можно пробовать постепенно нанизывать бусины в определенной последовательности (сначала попроще: красная, синяя, красная, синяя; потом усложняем, добавляя цвет, размер)
  • Продолжаем играть со шнуровками-сказками! Ведь уже ваш малыш уже говорит (Если возникли трудности и до сих пор малыш молчит, обратитесь к специалисту для своего спокойствия). Он запросто может повторять за вами или даже продолжать сказку (словом, фразой), которую слышал много раз, читал вместе с вами или играл, например с фигурками.
Шнуровка-сказка
  • Сортеры: раскладываем по цвету все, что есть у вас дома в цветные ёмкости. Основные цвета, плюс дополнительные — оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, белый, черный — уже можно спрашивать.
Сортировка по цвету Сортировка по цвету
  • Мозайка крупная, добавляем более мелкую и обыгрываем — кормим птичек, листики на деревьях, дождик. Можно также, как и с бусинами выстраивать последовательности, строить по контуру на поле.
Мелкая мозаика Крупная мозаика
  • Кубики — стучим кубиками, ставим их друг на друга, строим башни, дороги, арки, мосты, ступени, башни. Вот такие башни мы строили ближе к 3 годам:
Строим из кубиков в 3 года
  • Вкладыши пробуем посложнее, или используем пазлы с крупными деталями
  • «Квадраты Никитина», вот статья о том, как можно играть в эту универсальную игру в любом возрасте!
  • Конструктор — выбираем сначала покрупнее, строим вместе, по картинке. Потом без картинки можно придумать свои фигурки, домики. И уже можно знакомить малыша с универсальной игрушкой на любой возраст «ЛЕГО». Достоинства этой игры не перечесть, а нужно просто играть всей семьей и развиваться. Постараемся сделать обзор этой игры и ее использование в развитии ребенка.
  • Игры с прищепками (продолжаем снимать, пытаемся надеть с маминой помощью — делаем солнышко, ежика, вешаем детские вещи). С прищепками тоже можно сделать много интересного, используя их, например не только просто для надевания, а одновременно для сортировки по цвету, по количеству:
Прищепки и счет Прищепки и цвет
  • Продолжаем играть сенсорными коробками и мелкими предметами (очень хорошо подходят игрушки с киндеров, стеклянные или натуральные камешки, ракушки, шишки, жёлуди, каштаны)
Сенсорная коробка Сенсорная коробка Мелкие предметы, камешки
  • Игры с тактильным мешочком и его составляющими (изучаем разные по тактильным ощущениям предметы, прячем в мешочек и пытаемся найти по ощущениям). Постепенно усложняем задачу — описать предмет, который ручка нашла в мешочке.
  • Забрасываем разные мелкие предметы в баночки с отверстиями (это могут быть и шарики, и мячики, и фасоль, и все, что вы сможете придумать и сделать для него отверстие в бутылочке, ведерке с крышкой)
Бросаем в отверстие трубочки
  • Вкладываем эти же мелкие предметы по домикам (домиками могут быть или ячейки в коробке из-под яиц, формочки для кексов, формы для льда, мы еще использовали поле для самой крупной мозаики). Можно усложнять задачу, делая домики с цифрами до 5 и складывать в них нужное количество предметов.
Выкладываем по домикам Выкладываем по домикам Крупная мозаика Поле для мозаики
  • Перекладываем или пересыпаем с помощью рук, ложек предметы или сыпучие материалы (крупы, макароны, каштаны, орехи). Насыпаем их в узкие отверстия.
  • Открываем-закрываем молнии, липучки, защелки — очень хорошо для этого сделать своими руками развивающий коврик или доску-бизиборд. Если у вас нет таких развивалок, ваш малыш обязательно найдет, что открыть и разобрать на детали:)
  • Развязываем шнурки, можно пробовать показывать, как завязать.
  • Рвём ненужную бумагу, бумажные полотенца, салфетки
  • Пальчиковые игры — используем все пальчики. Учим малыша показывать свой возраст, показывать ушки зайки, класс! (большой пальчик), у нас еще было любимое «тыдыщ» из мультфильма «Фиксики»
  • Играем в прятки, желательно учиться играть по правилам. Ребенок уже вполне может закрывать глазки и считать пока вместе с вами, а потом и сам до 5.
Игра в прятки в 1,5 года Игра в прятки в 1,5 года
  • Кормим голубей — отщипываем крошки от большого кусочка хлеба, насыпаем семечки
Кормим птичек в 1,5 года Кормим птичек в 1,5 года

3. Развитие крупной моторики

Толкаем мяч ногой Толкаем мяч ногой
  • Игры со спортивными дорожками и спортивным инвентарем.
  • Игры-упражнения на фитболе
  • Активно пользуемся транспортом для детей — велосипеды, беговелы, самокаты
Электромобиль до 2 лет Детский транспорт до 2 лет
  • Ходьба с препятствиями — переступаем, перелезаем, уже спрыгиваем и подпрыгиваем. Максимально предоставляем самостоятельно находить выход из положения.
Веревочный парк в 1,5 года Веревочный парк в 1,5 года Тренируем ноги в 1,5 года

4. Развитие речи

  • Разговариваем с ребенком о том, что вы делаете, куда идете, что видите. Строим диалог, задаем вопросы и стимулируем его задавать вопросы и активно пользоваться речью.
  • Поем песни всей семьей.
  • Играем с частями тела со стихами (пальчиковые игры, пестушки)
  • Читаем книги, обсуждаем картинки.
  • Показываем спектакль ребенку, играем с куклами-перчатками. Ребенок уже может показать вам сказку сам. Даже если она будет на одно действие — это уже сказка в его исполнении и весь зал зрителей дома должен аплодировать!
  • Делаем первые артикуляционные упражнения (улыбка-дудочка, учимся дуть на одуванчики, мыльные пузыри, свечки и слизывать язычком варенье, йогурт с тарелки), пытаемся поднимать язычок наверх (для шипящих) и упираться в нижние зубы (для свистящих).
Учимся дуть!

5. Настольно-печатные игры

  • Сюда входят различные дидактические игры с карточками, которых сейчас очень много и в сети, и в магазинах. Опять же можете сделать их самостоятельно по подобию наших игр: «Дидактические игры на сайте ИгроМама»
  • Настольные игры «Ходилки», где нужно бросать кубик и двигать фишки или фигурки, если это малыши.
  • Очень интересный вариант настольной игры с комбинацией звуковых эффектов, как например это звуковое лото:

http://igromama.com/video_type/zvukovoe-loto-s-golosami-zhivotnyx

  • Различные настольные игры по возрасту ребенка (лото, домино, мемори, разрезные картинки, паззлы и т.д). Вы также можете сделать такие игры своими руками, просто распечатать любой вариант из нашего магазина, например:

Ягоды (лото, разрезные картинки)

 

6. Математика

  • добавляем также знакомство с образом цифр и букв уже ближе к трем годам, уже к этому времени считаем до 5 плюс-минус. И вводим понятия: «один», «два», «ничего», «много» на вопрос «Сколько?», продолжая считать и дальше.
  • в это время знакомим с такими фигурами как круг, квадрат и треугольник. Круг ребенок уже может даже пытаться нарисовать. Находим эти фигуры в предметах (квадрат и треугольник в ДОМЕ). Называем и сортируем.
  • знакомимся с понятиями высокий-низкий, длинный-короткий, большой-маленький, далеко-близко.

7. Музыкальное развитие

  • Слушаем классику и музыку для беременных
  • Слушаем и поем детские песни
  • Играем на инструментах (погремушки, маракасы, барабаны и т.д.)
  • Музыкальные игры, хороводы (логоритмика)

8. Творчество

  • Рисуем пальчиковыми красками (пальчиками, руками, ногами, телом), мелками, карандашами, ручками, фломастерами. Но для формирования правильного захвата желательно давать в руки мелки.
  • Лепим из теста, можно вырезать фигурки формочками и украшать их.
  • Рисуем на песке. Очень замечательно, если есть возможность рисовать на столе для песочной анимации, поскольку это не просто рисование, а настоящая сказка, театр. Когда один предмет превращается в другой, то это можно назвать только волшебством!
  • Рисуем на манке — «Рисуем манкой на подносе»
  • Делаем простые аппликации из бумаги и наклеек (ценников). Уже можно пробовать давать в руки безопасные ножницы и отрезать от длинной полоски кусочки и естественно придумывать аппликации из этих нарезанных кусочков (это может быть травка, листики на деревьях, кусочки для создания текстуры предметов)
  • Отщипываем кусочки от теста, пластилина и катаем из них колбаски, шарики, разминаем лепешки.
  • Можно просто делать пластилиновые заплатки на таком готовом рисунке с точками:

Морские обитатели (заплатки для пластилина)

  • Не забываем об огромном разнообразии природных материалов (шишки, желуди, каштаны, ветки, листья, цветы) из которых можно создавать шедевры искусства!

Варианты игр с ребенком от года до 3 лет и как его развивать вы сможете найти в разделе «Описание игр (как играть)», а также почитать основные моменты развития в разделе 2-3 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *