37 игр для развития мелкой моторики рук у детей — Все для развития ребенка
Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.
(В тексте приведены ссылки для справки).
Игры для детей 0+
♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;
♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.
Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.
♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.
♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!
♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.
♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.
♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.
♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.
‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!
Игры для детей 2+
♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.
♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.
♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.
♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).
♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.
РЕКОМЕНДУЕМ
♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.
♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:
♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.
♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.
Игры для детей 4+
♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.
♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.
♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.
♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.
Способствуют развитию мелкой моторики:
♥ Игры с прищепками (в Май-Шопе, в Лабиринте, Алиэкспресс).
♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.
♥ Наклеивание мелких наклеек.
♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.
♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.
♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.
♥ Оригами.
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.
♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.
♥ Эспандер (в Май-Шопе).
♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.
♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.
♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).
Тренажеры для развития мелкой моторики
Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).
Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.
Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.
Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)
С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.
Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики
Шнуровки.
Манипуляции с пуговицами и молнией.
Плетение.
Игры с прищепками.
Книги по развитию мелкой моторики
Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).
Рабочие тетради по развитию мелкой моторики
Издательство «Я могу»:
Издательство «Проф-Пресс»:
Издательство «Клевер Медиа Групп»:
Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей
Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!
Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.
Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!
Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников
Картотека пальчиковых игр
Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.
Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.
«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)
Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.
Речевое сопровождение:
«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,
Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»
Игра «Коробочка тактильных ощущений
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
«Весёлые клубочки»
Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.
Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).
Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
«Разноцветная мозаика»
Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.
«Волшебные палочки».
Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.
Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.
Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.
«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.
Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)
Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Речевое сопровождение: «Для моей сестрички
Я плету косички
Из шнурков и из тесьмы,
С нею очень мы дружны.»
«Черепашка»
Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.
Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.
«Рисование по манке (муке)»
Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.
«Игры с прищепками»
Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
«Дидактическая игра с крышками»
Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.
Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.
Игра с крышками от бутылок «Лыжник»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.
Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.
«Игры с резинками»
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,
соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».
Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!
Игры с конструктором.
Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Играем с природным и бросовым материалом»
Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.
Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.
«Геометрическая мозаика»
Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.
Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.
Успехов в работе и творчестве!
Картотека на тему: Игры для развития мелкой моторики рук
Игры для развития мелкой моторики рук
Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.
Игры с баночками и коробочками
Подбери крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.
Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.
Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать — закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.
Яичный контейнер Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.
Игры с пирамидками
Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.
Колечки — колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.
По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.
Собираем пирамидку Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.
Нанижи на шнурок Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.
Нанижи на стержень На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)
Игры со стаканчиками
Стаканчики спрятались Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.
Пирамидка из стаканчиков Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.
Друг в дружке Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому.
Кто в стаканчике живет Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?
Кто тут прячется? Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.
Переверни стаканчики Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.
Игры с рамками-вкладышами
Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.
Игры с пазлами
Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).
Игры с абаками
Абаки представляют собой основу-подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку (цвету, размеру, форме).
Игры с сортерами
Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.
Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.
Игры с мозаикой
Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.
Дорожка Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.
Снег или дождь Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.
Звездочки на небе Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.
Цветочки на поляне Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.
Грибы в лесу Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.
Покорми курочку и цыпленка Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.
Горох для петушка Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.
Курочка и цыплятки Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.
Утка и утята Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».
Игры с конструктором
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
Игры с магнитами
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.
Игры с прищепками
Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.
Игры с пуговицами, шашками и бусинами
Копилка Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.
Шашки – камешки Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.
Витаминки в пузырьке Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.
Пуговицы – карандаши Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.
Ячейки Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.
Бусинки в домиках Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.
Яблоки на яблоне Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.
В какой руке Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.
Дорожка Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку — наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.
Игры со шнурками и ленточками
Узелки на память Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.
Бусы Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.
Дорожка Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.
Круг Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.
Непослушный шнурок Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.
Непослушный наш шнурок
Обвязать все пальцы смог.
Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.
Шнуровка Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.
Игры с палочками и спичками
Спички в коробке Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.
Пузырек и спички Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.
Волшебные палочки Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.
Дорожка и забор из палочек Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.
Большие и маленькие палочки Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.
Игры с бумагой и салфетками
Снежки из бумаги Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
Закладки Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.
Волшебные конфетки Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.
Развитие мелкой моторики у детей
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Общее понятие и особенности мелкой моторики детей
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой моторики
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Источник: сайт Развитие.ру
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики для малышей до года, детей 2-3, 3-4 лет.
Мелкая моторика – это не мелко. Играем и развиваемся: совершенствуем мелкую моторику
Вы, дорогие мамочки, наверное, обращали внимание на то, как ваш малыш в начале своей жизни неловко берет в руки предметы, а как интересно наблюдать за детьми, когда они впервые берут в руки ножницы. Они такие смешные, привычные нам движения получаются у них неуклюжими.Содержание статьи
1. Игры для малышей до года1.1. Пальчик, пальчик где ты был
1.2.Шеф-повар в подгузниках
1.3.Будущий архитектор
1.4.Мамин помощник
2. Игры для детей 1 года до 3 лет
2.1.Пальчиковые игры никто не отменял
2.2. Художник и скульптор
2.3.Творим , что хотим
3. Игры для детей 4-5 лет
3.1. И снова здравствуйте пальчиковые игры
3.2. Открытие сезона-конструктор
3.3. Начинаем готовить руку к письму
Про держание карандаша или ручки я вообще уже ничего не говорю, сколько маминых нервных клеток гибнут безвозвратно при обучении ребенка письму. Вся эта неловкость возникает вследствие неразвитой мелкой моторики у ребенка.
К тому же специалисты утверждают, что мелкая моторика рук напрямую связана с речевым центром, поэтому всем родителям рекомендую с самого раннего возраста заниматься ее развитием.
Считается, что чем лучше малыш умеет совладать со своими пальчиками, тем меньше у него возникнет проблем с речью. Дети с развитой мелкой моторикой рук хорошо выговаривают все звуки, начинают раньше выражаться предложениями, у них лучше развито логическое мышление ну и рука в большей степени готова к освоению письма.
Чем раньше вы начнете уделять этому вопросу внимание, тем лучше будет результат.
В 90-х годах я имела счастье работать в детском саду. В те недалекие, по сути, времена наглядных пособий и развивающих игр практически не было. Приходилось делать все своими руками. Что именно делать подсказывали мне сами детки. Я внимательно наблюдала за ними в процессе игры. На самом деле игр для развития мелкой моторики великое множество. В этой статье мы расскажем о наиболее популярных у детей, а, следовательно, эффективных играх.
Результат будет положительным, если ребенок будет играть с удовольствием!
Игры для малышей до года
Заниматься развитием мелкой моторики нужно уже с 6 месяцев. Для этого малышам необходимо давать в ручки предметы разных фактур, чтобы они познавали мир на ощупь. Все детали игрушек должны быть достаточно крупными. Можно просто мять любимую мягкую игрушку, можно сжимать/разжимать ладошки и т.п.Пальчик, пальчик где ты был?
Что касается игр, то лично из моего опыта я бы вам посоветовала начать с пальчиковых игр. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, они способствуют установлению эмоциональной связи малыша с мамой. Он слышит ее голос, возникает тактильный контакт (очень важны для ребенка прикосновения. Чаще обнимайте, гладьте свою кроху). Плюс эмоциональная окраска игры(малыши очень чувствительны к настроению мамы, поэтому больше позитивных эмоций , дорогие мои).Самые топовые пальчиковые игры для малышей — это «Ладушки, ладушки» и «Сорока белобока».
Почему они? Мне кажется, они у каждого из нас уже заложены на генном уровне. Поэтому легко воспринимаются и усваиваются ребенком. Малыши до года с огромным удовольствием играют в эту игру. И уже, буквально, через несколько дней они сами начинают повторять за вами движения. Мне кажется, они особенно тащатся от вот этого — «Полетели, полетели, на головку сели», моя детвора просто ухахатывалась.
По мере того, как ребенок подрастает ассортимент пальчиковых игр можно расширять, сохраняя их в своей копилке до школьного возраста, например:
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну?а?вместе — кулачок!
Месяцев с 9 активно добавляем игры с предметами
Шеф-повар в подгузниках
Как бы это непедагогично не звучало, но самым популярным предметом для игры почему-то у детей оказывается кухонная утварь. Мой старший сын мог часами сидеть со мной на кухне перекладывая ложки из кастрюли в кастрюлю, или складывая миски (ну вообще удобно — мама готовит и ребенок при ней занят). Думаю, интересным вариантом могут служить пластиковые контейнеры разного размера-это вам и вкладыши и крышечки открыть можно, а если мама добрая, то и водичку попереливать. Ну, в общем, вашей фантазии есть, где разгуляться.
Будущий архитектор
На втором месте по популярности среди игр на развитие мелкой моторики (по моим наблюдениям) стоят пирамидки. Очень нравятся детям большие пирамидки в их рост, ну и не большие, но объемные тоже подойдут (естественно что, демоверсия на первых порах с вас мамули). Кстати, разноцветные пирамидки отличное пособие для изучения цветов с ребенком. Кто-то возразит, мол, рано еще. Я отвечу — пробуйте собирать, но не заставляйте. Темпы развития деток у каждого свои.
Третье место уверенно занимают кубики – подойдут мягкие, большие и обычные пластмассовые крупные разных цветов.
Затем идут вкладыши. В магазинах сейчас великое множество таких игр. Выбирайте пока покрупнее и проще по форме, овал, квадрат и.д. что бы малышу было интересно.
Мамин помощник
Полезным занятием для ребенка, который еще не умеет уверенно стоять на ногах, но активно ползает, будет собирание различных предметов по полу. Рассыпьте кубики или игровые мячики по всей комнате, поставьте корзину и простите малыша приносить в нее предметы.
Кроме того, в возрасте до года ребенку разрешается играть и шалить одновременно. Например, найдите лист бумаги и попросите малыша порвать его, предварительно продемонстрировав, как это нужно делать. Убрать тоже можно попросить ребенка по аналогии с кубиками и мячиками.
Есть одно важное условие. Вы должны играть с малышом. Играть до тех пор, пока он сам не освоит так сложно, дающиеся ему, движения. Вам не обязательно иметь в арсенале 151 тысячу игр (все равно не запомните). Играя, вы поймете, что Вашему ребенку нравится. Выберет наиболее подходящие ему игры и занимайтесь на здоровье!
Игры для детей 1 года до 3 лет
Период с 1 года до 3 лет является самым жадно познаваемым. Ребенок стремительно осваивает мир, пробует буквально все на зуб.Игра и еще раз игра — это единственная форма для общения и развития детей в дошкольном возрасте. Ваше взрослое занудство: «сделай то, веди себя правильно, и т.д.» ни к чему не приведет. Все через игру!!! Препятствием к этому может стать только ваша лень. Не ленитесь, играйте, и вы увидите чудеса вашего игрового воспитания.
Пальчиковые игры никто не отменял
Наш хит-парад, по прежнему, возглавляют пальчиковые игры. Это универсальные игры, в которые можно играть весь дошкольный а то и начально-школьный период жизни ребенка (просто они немного усложняются).Раз, два, три, четыре, пять — Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать | Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки. Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой. Считаем пальцы, в обратном порядке поглаживая их. |
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
Поиграли – отдохните, Ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, Совсем как ушки зайчики. | Расслабляем руки и встряхиваем их. Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. |
Стихотворение и все движения можно повторить.
Художник и скульптор
Рисование — на втором месте (это опять, по моему мнению и опыту, у вас может быть по другому. Напишите, потом обсудим).Сначала пробуйте ладошками и пальчиками. Отлично подойдут старые обои (есть, где разгуляться) и краски для рисования руками. Вот где веселье и раздолье (главное ковер не разукрасить).
Потом учимся держать кисточку карандаш мелки и рисовать, рисовать, рисовать!!! Причем в начале карьеры вашего художника неважно что, главное, что бы работали пальчики и кисти. Ваша задача вдохновлять мастера.
Лепка — однозначно любимое занятие практически всех детей.
Материалы могут быть разнообразными: пластилин, специальная глина,
Тесто (да, да). Замесите ребенку обычное пресное тесто и пусть лепит.
Лепите сами вареники, посадите рядом малыша и пусть ваяет шедевры, не беда, что вся кухня и творец в муке, это все поправимо, зато сколько удовольствия.
Творим , что хотим
Далее по списку популярных игр идут всякие вкладыши, крупная мозаика. Можно дома набрать крупных пуговиц, в крышке пластикового контейнера, которая легко открывается сделать прорезь по величине пуговиц. Ребенок складывает пуговички в «копилку», потом высыпает, а затем опять складывает. Мои воспитанники за эту «копилочку» просто тряслись. Внимание! Пуговицы берите крупные, потому что, соблазн засунуть пуговицу в нос или ухо почему — то у детей очень велик.Можно просто смешать фасоль с рисом и попросить разложить их отдельно в разные емкости, а можно и вовсе завлечь малыша ролевыми играми. Например, взять разные фигурки домашних животных, слепить для них из пластилина тарелки и накормить каждого крупой.
А еще замочки, задвижки, дома можно оборудовать министенд с выключателем, петельками с замком и.т.д.
Ну и конечно, куда без прищепок
Этот подручный материал любят не только сами дети, но и родители с педагогами.Во-первых, прищепки у всех есть дома, во-вторых, стоят они копейки, в-третьих, они могут увлечь ребенка надолго и с пользой.
С помощью прищепок можно отрабатывать навыки конструирования и учить цвета. Для этого нужно сделать заготовки с картона, например, вырезать желтый круг, который в последствие станет солнышком с лучиками-прищепками, или же туловище ёжика, которому предстоит нацепить иголки-прищепки и т.д.
Кроме того, можно вырезать из картона 4 геометрических фигуры разных цветов, и попросить ребенка на каждую из них одеть прищепки такого же цвета.
Игры для детей 4-5 лет
И снова здравствуйте пальчиковые игры
«Сороконожки»
По извилистой дорожке | Кисти рук подушечками опираются на стол (лапки сороконожек). По команде «сороконожки» начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. «Сороконожки» могут менять направление движения по команде «направо»/»налево», обегая мелкие предметы на столе. |
В сад бегут сороконожки. | |
Раз, два, три, четыре, пять — | |
Никому их не догнать. |
«Бабочка»
Утром солнце засияет — | Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. |
Бабочка с цветка взлетает. | |
Попорхает – утомится, | «Бабочка» садится на спинку стула (край стола, книжку ит.д.), складывает «крылышки», затем снова начинает летать. |
Отдохнет – опять кружится. |
Продолжаем творить
Этот период у детей идеально подходит для самостоятельного выполнения творческих заданий под руководством взрослого.- лепка
- апликации (учимся работать ножницами)
- рисование
- Открытие сезона-конструктор
Недавно делая уборку в комнате сына, я наткнулась на огромный коробок с деталями от конструктора. Вы знаете, именно начиная с этого возраста и почти лет до 14 — это было самое любимое занятие моего ребенка. Часами он сидел и создавал шедевры из этих деталек.
Так что, если ваш малыш просит конструктор — не жадничайте, купите, это очень хорошее занятие для развития мелкой моторики. Строительство целых городов, железных дорог, которые можно использовать для дальнейшей игры, – это идеальное познавательное времяпровождение.
Начинаем готовить руку к письму
Любителям рисовать можно дать задание обвести картинки по пунктирным линиями или же писать различные значки небольших размеров, например, клеточки, кружочки и т.д. Таким образом, происходит подготовка руки к письму, что в будущем благоприятно скажется на подчерке вашего чада.Все описанные нами игры развивают не только мелкую моторику рук, но и тактильные ощущения, помогают выучить основные цвета, формы, ориентироваться в размерах. Помните, чем больше вы будете играть с ребенком, тем интересней ему будет познавать этот мир.
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
Осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению
развития детей»
,
Методическая разработка
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Воспитатель: Зырянова Татьяна Алексеевна
Нижний Суэтук,2017г.
Аннотация.
Для детей в младшем дошкольном возрасте (3—4 года) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, у них еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движений ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики малыша станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь. В данной методической разработке представлены игры, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений руки детей младшего дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, представленный в играх, не требует больших финансовых затрат, поэтому игры могут использовать как воспитатели дошкольных учреждений, так и родители.
Содержание: стр.
Введение……………………………………………………………………4
Основная часть……………………………………………………………..6
Что такое мелкая моторика?……………………………………………………..6
Значение игр на развитие мелкой моторики………………………6
3. Игры и упражнения…………………………………………………8
3.1 Упражнение с пельменницей………………………………….………8
3.2 Упражнение с шариком для игры в «Дартс» …………………………9
3.3 Упражнение с помощью шаров — «ежиков»…………………………10
3.4 Упражнение с губкой для мытья посуды……………………………..11
3.5. Упражнение с щёткой…………………………………………………12
3.6. Упражнение с щёткой для мытья посуды……………………………13
3.7. Упражнение со счетными палочками……………………………….15
3.8. Упражнения с шариками……………………………………………..16
3.9. Игра «Сплети коврик» ……………………………………………….17
3.10. Игра «Учимся шить» ………………………………………………..18
3.11. Игра «Кто как бегает?» ………………………………………………19
3.12. Игра «Чудесный мешочек» …………………………………………..20
3.13. Игра «Я папе помогаю» ……………………………………………..21
3.14. Игра «Найди камушек».……………………………………………..22
3.15. Игра «Золушка».………………………………………………………23
3.16. Игра «Герои сказок» …………………………………………………24
3.17. Игра: «Мамины бусы» ……………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………26
Литература………………………………………………………………….27
Введение
Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Просмотрев диагностики предыдущих лет, я заметила, что никакого сдвига в области развития мелкой моторики пальцев рук отмечено не было. Уровень развития оставался низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, применение различных бытовых предметов (губки для мытья посуды, решетки, щетки, и многое другое), много другого нестандартного оборудования.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.
4
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Целью методической разработки является развитие координации движений мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования.
Помимо развития мелкой моторики упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач:
• формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
• развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. В результате стандартных и нестандартных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
В данной разработке используются разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нетрадиционного оборудования: (щётки, пуговицы, бусины, семена, камешки, губка для мытья посуды, гайки и винтики, решётки для раковины, различные мячики, счетные палочки и т. д.)
Работа по данной методической разработке предполагает следующее:
• Систематичность проведения игр и упражнений с нестандартным оборудованием. (2 игры в неделю ежедневно- индивидуально или с подгруппой (в зависимости от игры) в свободное от образовательной деятельности время, от 5 до 7 минут)
• Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении — на правой и левой руке одновременно
• Все игры и упражнения проводятся по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.
Формы работы: совместная деятельность с детьми; индивидуальная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей.
5
Методы и приёмы:
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют
развитию мелкой моторики у детей.
Основная часть
1.Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
2. Значение игр на развитие мелкой моторики.
Значение мелкой моторики:
1.Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2.Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3.Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений
6
пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает,
что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга, движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и других психических функций (мышления, памяти, внимания). По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, памяти, внимания, мышления.
По мнению философа И.Канта: «Рука – это мозг, выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас многие операции автоматизированы.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, стимулирования ЦНС, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и застегивать молнии, кнопочки и многое другое.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку — белобоку, показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже, с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать
7
целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
3. Игры и упражнения.
3.1. Упражнение с пельменницей.
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы пальцев, развивать тактильную чувствительность, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: пельменница.
Описание: взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.»
Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами.
8
3.2. Упражнение с шариком для игры в «Дартс»
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: шарик для игры в «Дартс».
Описание:
Ходит ёжик без дорожек Катают шарик в руках, делая движения
Не бежит ни от кого. «вперёд-назад»,
С головы до ножек «вправо-влево» между ладоней.
Весь в иголках ёжик,
Как же взять его? Сжимают шарик между ладоней.
9
3.3. Упражнение с помощью шаров — «ежиков».
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: Су-Джок шарики.
Описание: Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Это ручка — правая.
Это ручка — левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая.
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
О. Крупенчук
10
3.4. Упражнение с губкой для мытья посуды.
Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: губка для мытья посуды.
Описание: предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут- будут из печи
Булочки и калачи.»
11
3.5. Упражнение с щёткой.
Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику рук, активизировать развитие речи у детей, закрепить проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: двухсторонняя щётка
Описание:
И сейчас же щётки, щётки Проводят круговыми движениями по левой
Затрещали, как трещотки, ладошке
И давай меня тереть, Движения «вперёд» от запястья к кончикам пальце
Приговаривать:
смена рук
«Моем, моем трубочиста Проводят круговыми движениям по правой
Чисто, чисто, чисто, чисто! ладошке
Будет, будет трубочист, Движения «вперёд» от запястья к кончикам Чист, чист,чист,чист!» пальцев
Тут и мыло подскочило Другой стороной щётки,-пемзой проводит
И вцепилось в волоса, по левой руке движениями « вперёд»
И юлило, и мылило, по правой руке движениями «вперёд»
И кусало, как оса.
К. Чуковский.
12
3.6. Упражнение с щёткой для мытья посуды.
Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать артикуляционную и мелкую моторику, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук,создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
Оборудование: щётка для мытья посуды.
Описание: предложить ребёнку взять щётку. Провести щёткой по пальцу, начиная с большого, от подушечки пальца до его основания. Проводить по нему после вопросительного предложения, т. е. во время ответа по ходу чтения.
Кто живёт под потолком?- Проводит щёткой по большому пальцу
Гном.
У него есть борода? —
да! по указательному
И манишка, и жилет? —
Нет! по среднему
Как встаёт он по утрам? —
Сам! по безымянному
Кто с ним утром кофе пьёт? —
Кот! по мизинцу
Чередование круговых движений по
ладошке и движений «вперёд» по
пальцу.
13
И давно он там живёт? — круговые движения по ладошке
Год! по мизинцу
Кто с ним бегает вдоль крыш? — круговые движения по ладошке Мышь! по безымянному
Он капризничает, да? — Круговые движения по ладошке Ни- по среднему
ког- по указательному
да! по большому пальцу
14
3.7. Упражнение со счетными палочками
Цель: Развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Оборудование: Счетные палочки.
Описание:
Очень длинный клюв у цапли,
Вы длиннее найдете вряд ли.
Клювом мериться пришли
Аисты и журавли.
Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой
15
3. 8. Упражнения с шариками.
Цель: развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику рук, ловкость и движение пальцев, закрепить проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук.
Оборудование: Шарики, служащие наполнителем различных вазочек.
Описание: Положить шарик на ладонь левой руки, затем на неё положить большой палец правой руки и делать круговые движения, затем палец поменять на указательный (средний, безымянный и мизинец). После чего поменять руки. Вращательные движения на каждую строчку.
Аня шла, шла, шла большой палец
И горошинку нашла, указательный
А горошинка упала средний
левая рука
Покатилась и пропала. безымянный
Ох-ох-ох-ох- скоро вырастет горох! мизинец смена рук
16
3.9. Игра «Сплети коврик».
Цель: развивать сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», способствовать развитию речи, развивать творческие способности, развивать усидчивость, формировать навыки шнуровки, учить детей различать цвета, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции.
Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной 2 см, пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху-вниз», «слева-направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.
17
3.10. Игра «Учимся шить».
Цель: развивать сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», «по кругу», способствовать развитию речи, развивать творческие способности, развивать усидчивость, формировать навыки шнуровки, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции.
Оборудование: решёточка для раковины с квадратными и круглыми отверстиями, разноцветные ленты.
Описание: воспитатель предлагает детям вышить нарядную салфетку, вдевая ленту через отверстия.
18
3.11. Игра «Кто как бегает?»
Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость и движение пальцев, развивать сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, познавательный интерес.
Оборудование: резиновые игрушки, цветные нити, карандаши.
Описание: предложить ребёнку «накрутить» ленточку с игрушкой на карандаш, так чтобы оно при движении по столу не перевернулось, а ровно пробежало до веточки (т. е. до карандаша). Вначале педагог показывает, как надо крутить карандаш, чтобы свернуть нить.
19
3.12. Игра «Чудесный мешочек».
Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальцев рук, осязание, учить детей определять на ощупь форму, выделять её среди остальных фигур, упражнять в различении и сравнении величины (больше, меньше, одинаковые), активизировать мыслительную деятельность, внимание.
Оборудование: пуговицы, камешки, различные семена (горох, фасоль и т. д.), бусинки, ткань, нити для завязывания мешочков.
Описание: предложить ребёнку несколько мешочков, чтобы ребёнок ощупал содержимое, определил форму и размер обследуемых предметов.
20
3.13. Игра «Я папе помогаю».
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, ловкость пальцев, сенсомоторную координацию, способствовать пониманию относительности (больше- меньше, короче- длиннее), развивать терпение, усидчивость, умение классифицировать, сравнивать.
Оборудование: небольшие коробочки, гайки и винтики разного размера.
Описание: в плоскую тарелочку высыпать винтики и гаечки. Ведущий читает стихотворение и предлагает детям разложить винтики и гаечки по коробочкам.
Я папе помогаю-
Порядок навожу.
Все гайки и шурупы
В коробки разложу.
21
3.14. Игра «Найди камушек».
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, внимание, мышление, способствовать развитию речи.
Оборудование: пуговицы- маленькие, большие, с ножкой, с отверстиями, плоские, выпуклые, различной шероховатости; ткань; небольшой камушек.
Описание: предложить детям разыскать в мешочке на ощупь камушек среди большого количества разнообразных пуговиц.
22
3.15. Игра «Золушка».
Цель: развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, осязание, способствовать развитию речи, развивать пространственное ориентирование, умение классифицировать, сравнивать.
Оборудование: 4 пластиковые баночки с крышками, 1 контейнер, пуговицы, орешки кедровые, семечки (тыквенные, подсолнуха).
Описание: дети высыпают содержимое баночек в контейнер. Перемешивают содержимое и разбирают по баночкам. Дети разделяют содержимое контейнера по баночкам.
23
3.16. Игра «Герои сказок».
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, пространственное ориентирование, развивать речь, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции, закрепить знание русских народных сказок.
Оборудование: контейнер с песком, картон с прикреплёнными картинками героев русских народных сказок, обклеенный скотчем.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли герои сказок. Чтобы узнать кто эти герои и с какой сказки придётся их поискать. Воспитатель предлагает отыскать в контейнере с песком спрятанные на дне картинки героев. Дети находят картинки героев, называют сказку и его героев.
24
3.17. Игра: «Мамины бусы».
Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальчиков рук, осязание, пространственное ориентирование, мышление, упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (большие, маленькие, одинаковые).
Оборудование: на полотне, прикреплены несколько нитей, служащие основой для бусин и пуговиц.
Описание: дети читают стихотворение передвигают по ленточке бусины.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
25
Заключение:
Таким образом, большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Целью этих игр и упражнений является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.
26
Литература:
Кольцова М.М. «Развитие моторики»
Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Громова О.Н, Т.А. Прокопенко «Игры — забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно — практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001
Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудовании. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016
Светлова И. «Развиваем мелкую моторику «ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги «СПб, «Корона», 2007г.
Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику: учебно — методическое пособие. — М.: Эксмо, — 2007
Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости// Дошкольное воспитание №8 2008.
Журнал «Дошкольное воспитание» 2007.
Журнал «Дошкольное воспитание» 2006.
27