Мелкая моторика рук у детей 2 – 3 лет: необходимость развития, игры, упражнения
Содержание статьи
Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.
Необходимость развития мелкой моторики
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Примеры игр и упражнений
В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.
Самые простые упражнения для пальцев
Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.
- «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
- «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
- «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.
Рисование
Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.
Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:
- мышление;
- фантазию;
- чувство прекрасного;
- творческие способности.
Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.
Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:
- В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
- Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
- Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.
Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.
Лепка
Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:
- «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
- «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
- «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.
Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.
У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.
Игрушки
Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:
- Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
- Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
- Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
- Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
- Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.
Игры с ребенком от 2,5 лет. Развитие мелкой моторики и не только
Как говорится, лучше поздно, чем никогда Многие, наверно, уже отчаялись ждать продолжение серии статей про развитие мелкой моторики Но я наконец-то сделала это! Встречайте – самые-самые полезные игры, которые обязательно понравятся малышу после 2,5 лет. Игры, которые сделают его пальчики более ловкими и настойчивыми. А, как мы знаем, это залог успешного развития речи, да и общего развития малыша.
В этом возрасте ребенку начинают поддаваться все более мелкие движения, пальчики становятся проворнее, а движения аккуратнее. И, если раньше мы уделяли внимание работе с пинцетом, пипеткой, ножницами, то теперь ребенку можно предложить даже такую мелкую работу, как застегивание пуговиц и создание песочных картин! Ну, обо всем по порядку.
(Если вдруг вы не читали предыдущие статьи с играми для двухлеток (часть 1, часть 2), скорее переходите по ссылкам, они будут актуальны малышу и в 2,5 года).
1. «Ходим» пальчиками по дорожкам
Среди всего многообразия пальчиковых игр одним из самых полезных упражнений в этом возрасте считается «хождение» пальчиками. Вы же помните, как мы в детстве играли в человечков, которым вместо ног служили указательный и средний пальцы? Пришло время научить этой забаве своих детей
Ходить пальчиками можно по нарисованным на бумаге дорожкам или по тактильным, сделанным из фактурных материалов (в этом случае мы еще и активизируем сенсорные ощущения малыша). Чтобы ребенку было интереснее, в начале и в конце дорожки можно изобразить разных персонажей и придумать какое-то интересное задание, например, «Помоги мышке добраться до сыра».
Сделать сенсорные дорожки можно с помощью клеевого пистолета и материалов разной фактуры. Для этого отлично подойдут крупы разных видов, фасоль, макароны, коктейльные трубочки, губка для мытья посуды, мягкие помпоны.
Вот какие упражнения можно выполнять на дорожках:
- Проводим пальчиком по дорожке (сначала указательным, потом можно экспериментировать и с другими),
- «Прыгаем» по дорожкам указательным и средним пальчиками, сложив их вместе,
- «Шагаем» по дорожкам указательным и средним пальчиками,
- А еще можно поиграть пальчиками в футбол, сделав «мячик» из скомканной салфетки (это уже просто на столе )
Подробнее про самодельные сенсорные тропинки смотрите на нашем видео.
Среди готовых решений для «пальчикового хождения» хочу выделить пособие «Пальчиковые шаги», здесь предусмотрены еще и упражнения для одновременного выполнения двумя руками.
2. Натягиваем резиночки на геоборде
Геометрик, он же геоборд, он же математический планшет (My-shop, KoroBoom) – довольно популярная в наше время развивающая игрушка. Я уже писала о ней в статье про логические игры, повторюсь и здесь. Почему? Потому что для двухлетнего малыша планшет в первую очередь актуален в качестве тренажера для развития мелкой моторики. Растягивать и натягивать резиночки на гвоздики, думаете, просто?
Задача для ребенка не банальная, но при должном старании малыш обязательно ее осилит. Ребенок с удовольствием будет сооружать бесконечные паутины, покоряя неподдающиеся резиночки.А когда навык будет немного освоен, можно показать ребенку, что из резиночек интересно еще и картинки создавать. Вот перечень самых «хитовых», по нашему мнению, картинок для конструирования – расческа, стол, стул, человечек, цветочки, елочка, флажок, буквы. Картинки простые, а потому, хорошо подходят как раз для начинающих.
У нас с Таисией был самый простой геометрик (как на фото выше), но сейчас производители пошли дальше – в комплекте некоторых геобордов можно найти еще и карточки с заданиями! Суть заданий заключается в том, чтобы ребенок с помощью резинок достроил уже имеющиеся картинки. Мне очень нравится такая «доработка», ведь она делает геоборд еще более доступным для малышей. Это замечательный подготовительный этап к самостоятельному строительству картин.
3. Угадываем картинки и текстуры на ощупь
Помните, в статье про игры на развитие моторики от 2 лет я упоминала игру «Волшебный мешочек». Это занятие, как правило, всегда идет на «ура!», потому что в нем содержится элемент сюрприза, а дети это страсть как любят. Но стоит заметить, что помимо положительных эмоций игра стимулирует еще и сенсорные восприятие, ведь ребенок в процессе игры учится опознавать предметы на ощупь.
Если вы уже освоили тактильные игры из предыдущей статьи, я предлагаю вам попробовать более продвинутые варианты занятий на развитие сенсорных ощущений.
Вариант 1. Тактильные картинки
Тактильные картинки можно сделать самостоятельно с помощью бархатной цветной бумаги (она продается в любом канцелярском магазине). Для этого вырезаем из бархатной бумаги силуэты простых картинок и наклеиваем их на карточки из обычного цветного картона. Таким образом, наклеенная картинка будет отличаться от самой карточки по фактуре. Желательно также, чтобы и формы картинок заметно отличалась между собой. Я взяла идеи из простых раскрасок, скачанных в интернете.
Когда карточки будут готовы, дайте ребенку сначала ощупать каждую из них. А затем попросите его закрыть глаза и на ощупь угадать какую-нибудь из предложенных вами карточек. Повторите игру и с другими карточками.
Вариант 2. Сенсорное лото
В отличие от обычного лото в сенсорном лото ребенку предлагается найти одинаковые фишки не визуально, а тактильно. Лото можно купить готовое или изготовить самостоятельно, вооружившись клеевым пистолетом, крышками от детского питания и разно-фактурными материалами (например, крупы, фасоль, помпоны, бархатная бумага, бусины, губка). Пример самодельного лото смотрите на видео.
Если раньше ребенку не доводилось играть с тактильным лото, то для начала просто рассмотрите и пощупайте все фишки, обсудите, какие из них мягкие, какие шершавые, колючие, гладкие и т.п. А уже после того, как изучите его хорошенько, предложите сыграть в «Волшебный мешочек», положив в него небольшое количество фишек. Задача ребенка – найти в мешочке на ощупь точно такую же фишку, какую вы ему показываете.
4. Учимся застегивать пуговицы
Как известно, основной девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне это сделать самому». Это значит, что мы предлагаем ребенку для самостоятельного выполнения посильные задачи, подсказываем, направляем его руку, если потребуется, но стараемся по минимуму вмешиваться в его деятельность. И это касается не только игр, но, в первую очередь, и навыков самообслуживания. Да-да, даже совсем еще карапузам можно доверить простые дела по уходу (и уборке) за собой (кушать ложкой, застегивать замочки, подметать за собой крошки совочком и т.п.). Ведь освоение навыков самообслуживания для ребенка – занятие не менее интересное (и полезное!), чем любая игра.
Уже с года мы предлагали малышу расстегивать замочки, липучки, откручивать крышки, и помним, как малыш увлеченно «зависал» над этим занятием. Ну а теперь пришло время доверить ребенку и самостоятельное застегивание пуговиц. Конечно, сразу справиться с пуговицами на своей кофточке ребенку будет тяжело, лучше, если сначала это будет что-то вроде пуговичного тренажера, или хотя бы ваша кофта с большими пуговицами.
Если у вас есть время и желание, то пуговичный тренажер можно сшить самостоятельно, оформив его, например, в виде дверок, закрывающихся на пуговицу, или какого-то персонажа с пристегивающейся одеждой. Такие игрушки сделают освоение «пуговичного мастерства» невероятно интересным для ребенка, ведь далеко не всем сразу хочется браться за кофту
Также можно поискать готовые пуговичные тренажеры, которые сейчас встречаются в продаже.
Во время игры объясняйте, что пуговицу удобнее держать большим и указательным пальцем, направляя в петлю сначала одну ее сторону. Навесные петли ребенку, как правило, осваивать тяжелее, поэтому начинайте с прорезных.
5. Учимся забивать гвоздики молоточком
Нет, речь не про папин молоток и гвозди Для этой цели есть специальные детские конструкторы с небольшим деревянным молоточком и гвоздиками-кнопками (Ozon, My-shop, KoroBoom). Сразу скажу, что на таких конструкторах всегда стоит отметка 3+, а то и 5+, и некоторые мамы вообще стараются избегать таких игрушек по соображениям безопасности. Вы, конечно, знаете, что я к их числу не отношусь Совсем отказаться от таких игр я не готова, ведь это же просто ХИТ у ребенка 2,5 лет (и старше)! Но, естественно, мы всегда играем под строгим присмотром.
Такое занятие, в первую очередь, развивает координацию движений малыша – одной рукой нужно гвоздик устанавливать и придерживать, второй – забивать. Плюс к этому, из деталей конструктора можно учиться создавать самые разные формы.
6. Собираем картинки путем наложения элементов
Несмотря на то, что для подготовки этой игры понадобятся всего лишь маркер и крышки от сметаны, пространственное и логическое мышление она развивает не хуже, чем всем известный Bondibon Поэтому запаситесь как следует сметаной и приступайте!
В чем суть игры? Малышу необходимо собрать цельную картинку из отдельных частей, нарисованных на крышках. Это совершенно новая задачка для пространственного мышления ребенка, ведь, играя с кубиками или конструкторами, он привык получать некий образ или форму, составляя детали рядом. Здесь же картинка будет получаться путем наложения прозрачных деталей друг на друга.
Для игры нужно будет подготовить несколько простых картинок-схем и нарисовать соответствующие элементы на прозрачных крышках. Например, на одной крышке рисуем дом, на другой – забор, на третьей – солнышко, на четвертой – травку. Если все это совместить, то получится красивый деревенский пейзаж. Элементы разных картинок необходимо перемешать между собой, чтобы ребенок сам подобрал подходящие, ориентируясь на схему. Более подробно суть игры можно посмотреть на видео.
7. Играем с балансиром
Чем полезен балансир? Прежде всего, он развивает координацию и аккуратность движений. Ведь установка цилиндриков на весы – не самая легкая задача для ребенка, она требует существенной концентрации внимания и четкости движений.
Кроме того, многие балансиры (в составе которых есть кубики и цилиндры разных цветов) можно использовать в качестве первой настольной игры. Об этом я подробно писала в статье про настольные игры, поэтому повторяться не буду.
8. Играем с маленькими деталями мозаики
Любая мозаика – это отличный тренажер для мелкой моторики малыша. И если раньше, в год, одной из главных игрушек ребенка была мозаика с крупными фишками, то теперь ему можно предложить мозаику, которую, наверно, многие из нас помнят с детства – с маленькими деталями на крошечных ножках (Ozon, My-shop, KoroBoom).
Сам процесс проталкивания утонченных пластиковых ножек в крошечные отверстия очень увлекает малыша. Не надо торопить ребенка, предлагая ему сразу составлять картину, пусть он спокойно освоит новый навык. А когда построение абстрактных образов уже будет даваться легко, попробуйте привлечь малыша к строительству дорожек и простых фигур.
Таисии больше всего нравилось строить дорожки-мостики между двумя маленькими игрушками, поставленными по краям игрового поля. Дорожки могут быть не хаотичной расцветки, а с определенной закономерностью (чередование цветов через 1, через 2 или более сложные схемы) – так мы сразу и логическое мышление развиваем.
9. Делаем песочные дорожки и песочные картины
Когда я первый раз предложила дочери сделать песочную дорожку (вернее у нас это были дорожки из манки ), я даже не ожидала, что она так заинтересуется. А она с удовольствием подхватила идею и принялась увлечено насыпать дорожки между бегемотом и слоном, между зайцем и его домиком… В общем, ее было не остановить
Задача ребенка в этой игре – помочь зверушкам добраться до какой-то цели, сделав им настоящую насыпную дорожку. Границы дорожки вам нужно будет заранее нарисовать или выложить из счетных палочек / спичек. Ну а ребенок уже будет заполнять все дорожки «песочком», предварительно намазав их клеем (клей – по вашему желанию, можно и без него). На роль песочка лучше всего подходит манка. Или, если у вас есть цветной песок, можно использовать его.
В процессе игры отлично развивается мелкая моторика – ребенок учится делать аккуратные, направленные движения щепотью. Ну и, конечно, развивается воображение, творческое мышление, да и просто повышается настроение!
Следующий уровень, для особо увлеченных, — это создание простых песочных картин. Наверняка, вы встречали в продаже наборы для создания таких картин (они еще называются фрески). Только не покупайте сразу сложные картины! Для начала используйте только небольшие картинки с крупными деталями.
10. Играем с магнитным лабиринтом
Ну и еще парочка интересных игрушек, которые сгодятся в возрасте от 2,5 лет
Во-первых, это магнитный лабиринт (Ozon, My-shop, KoroBoom). Не хочется повторять избитое «развивает мелкую моторику», но это так Ребенок учится проводить шарики по лабиринту с помощью магнитной палочки. При этом палочку нужно держать строго вертикально и плотно прижимать к поверхности лабиринта, а это непросто. Шарик будет отцепляться, а палочка не захочет поддаваться, так что малышу надо будет приложить все усилия.
Встречаются разные лабиринты. Некоторые построены так, что все шарики нужно привести в какое-то одно «финишное» место, в других – таких мест несколько, а некоторые вообще предполагают игру с соперником (например, футбол) и содержат сразу две палочки для игры.
11. Учимся работать отверткой и гаечным ключом
При воспитании дочери до 3 лет я точно не опиралась на гендерные стереотипы, поэтому уже в 2 года она вовсю забивала гвоздики, крутила винты и гайки Главное, ей это нравилось, а значит, пройти мимо такого мы никак не могли :).
В связи с этим снова хочу предложить вам освоить не совсем девчачье занятие – орудовать отверткой и гаечным ключом (ненастоящими, разумеется). О пользе этой игры для маленьких ручек, думаю, говорить не стоит. Кроме того, занятие можно включить в любую ролевую игру, где что-то поломалось и срочно требуется ремонт. Моей дочке игра нравилась, подозреваю, что у мальчиков она имеет двойной успех.
Несколько лет назад мне удалось купить такой винтовой конструктор, как на фото выше. Сейчас же невероятно популярны конструкторы в виде дырявых чемоданчиков с винтиками, в них еще и шуруповерт есть. Обязательно попробуйте!
На этом закругляюсь Играйте с удовольствием!
Чтобы не пропустить следующую статью (как и все последующие), подписывайтесь на наши обновления в Instagram, ВКонтакте, FaceBook.
Да, и обязательно загляните в эти статьи, думаю, они будут вам интересны:
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ
Искренне ваша, Яна Разначенко
Игры на развитие мелкой моторики в 1 -2 года
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 02 Октябрь 2012
Многие мамы начинают развивать мелкую моторику рук малышей с самого рождения. И поступают абсолютно правильно! Ведь степень развития мелкой моторики ребенка напрямую влияет на уровень развития его речи, логики и мышления.
Если Вы с нетерпением ждете первых слов крохи или хотите, чтобы малыш начал говорить больше и лучше – самое время поиграть в интересные игры на развитие мелкой моторики для детей.
Вот небольшая подборка игр, которые подойдут ребенку от 1 года до 2 лет (развивающие игры для более старших детей можно посмотреть здесь):
Пересыпаем крупу ложкой.
Поставьте перед малышом миску и стаканчик (чем красивее и ярче они будут – тем больше привлекут внимание малыша; правда у нас ничего яркого не нашлось , но все равно играли с удовольствием ). Покажите ему, как пересыпать ложкой крупу из одной емкости в другую.
Кажется, что все очень просто. Но для ребенка в возрасте от года до двух – это настоящий вызов – пересыпать крупу ложкой и не рассыпать ни одной крупинки мимо стаканчика – это очень непросто.
Побуждайте ребенка стараться, чтобы ни одна крупинка не просыпалась, хвалите за первые успехи. А просыпавшуюся крупу собирайте вместе – это тоже отличное упражнение для развития пальчиков.
Кроме развития мелкой моторики эта игра также поможет малышу побыстрее научиться пользоваться ложкой во время еды.
Развивающая игра «Поймай ложкой!».
Вам понадобится миска, наполненная предметами небольшого диаметра (не больше, чем мячик для настольного тенниса). Малышу необходимо с помощью ложки переложить предметы из миски в другую емкость. Чем меньше ребенок, тем больше должна быть ложка (начинать лучше со столовой).
Эта игра похожа на предыдущую, но она намного сложней, ведь для того чтобы поймать ложкой какой-нибудь предмет – нужно приложить намного больше усилий, чем просто зачерпнуть крупу.
Игра на развитие мелкой моторики «Поймай в воде!»
Эта игра также похожа на предыдущие, но она еще чуточку сложнее – теперь ловить предметы нужно в воде! (Когда я играла с дочкой, я сообщала, что мы идем на рыбалку, а предметы в воде – это рыбки, которые нужно поймать.)
«Покорми друга».
Вам понадобится резиновая игрушка, например такая:
Во рту у игрушки необходимо прорезать округлое отверстие такого диаметра, чтобы в него можно было протолкнуть фасолинку. Чем младше малыш, и чем хуже развита его моторика – тем больше нужно делать отверстие.
Цель игры:
Нужно покормить друга – опустить фасолинку в ротик игрушки.
У нас из подходящих игрушек нашелся только пупсик:
Выглядит правда не очень жизнерадостно, но дочь это не смутило. Кукла с восторгом была покормлена фасолью несметное число раз.
Подобные игрушки с отверстием во рту можно встретить во многих развивающих центрах Монтессори (это недорого, просто, нравится детям и отлично развивает мелкую моторику!).
Веселая коробочка.
Если резиновой игрушки дома нет – можно смастерить вот такую коробочку:
Такая развивающая игрушка при желании может быть сделана за пять минут.
Удачных вам занятий с малышом!
Возможно Вас заинтересуют и другие игры для малышей от 1 года до 2 лет:
Игры на развитие внимания.
Игры, развивающие мелкую моторику.
Добавить комментарий
Картотека (младшая группа) на тему: Игры на развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 49» муниципального образования города Братска
Игры на развитие мелкой моторики
у детей от 2 до 3 лет
Подготовила : Голикова Елена Владимировна,
учитель-логопед
Игра «Комарики»
Цель: развивать речь, мелкую моторику.
Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает — жужжит; сядет — замолкает; когда укусит — характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.
Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.
Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.
Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.
Вились, вились, Вращать кистями рук.
Вились, вились,
Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко.
Нам вцепились!
Игра «Флажок»
Цель: развивать мелкую моторику.
Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.
Можно прочитать стихотворение.
Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажег.
А. Барто
Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.
Игра «Сапожник»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
Описание: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой — «молоток». Зачитать стихотворение:
Мастер, мастер, помоги —
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди.
Мы пойдем сегодня в гости!
Б. Заходер
Предложить детям повторить движения.
Игра «У дедушки Абрама…»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движения, навыки аудирования.
Описание: взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями. Дети повторяют.
У дедушки Абрама десять сыновей, Сгибать поочередно пальцы обеих рук.
Десять сыновей, десять дочерей. Распрямлять пальцы веерообразно.
Все с огромными ушами Махать растопыренными ладонями около ушей.
И с огромными глазами. Хлопать пальцами возле глаз.
И не пили, и не ели, Имитировать кормление ложкой и отрицательно качать головой.
Все на дедушку смотрели. Хлопать пальцами возле глаз.
А дедушка делал так… Показать ребенку какой-нибудь жест и попросить повторить его.
Игра «Пять человечков»
Описание: пальцы левой руки — «человечки». Взрослый читает текст и выполняет движения. Указательным пальцем правой руки дотронуться до каждого пальца левой, начиная с большого.
Человечки в лес пошли,
Всего их было пять.
Серого зайца они
Хотели в лесу поймать.
Первый — толстяк, ворчливый был.
На бочку очень похож,
Он недовольно всем говорил:
«И где ж тут зайца найдешь?»
Второй: «Вот он, вот он», — кричал.
А третий — длинный и рыжий,
Трусливо плача, им отвечал:
«Нигде я его не вижу».
Четвертый сказал: «Дорогие друзья,
Мы не поймаем зайца!
Обратно домой возвращаюсь я,
Кто хочет, может остаться».
А самый маленький и чудной –
И кто это мог подумать! –
Зайца поймал и принес домой
На зависть братцам и людям.
Засмеялись все тогда:
«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»
Предложить детям выполнить движения.
Игра «Дружные пальчики»
Цель: развивать мелкую моторику.
Описание: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец — сверху.
Этот мальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Предложить детям выполнить движения.
Игра «Поезд из катушек»
Цель: развивать мелкую моторику, цветовое восприятие. Игровой материал и наглядные пособия: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.
Описание: взрослый показывает ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку, называя цвет каждой катушки. Завязать концы проволоки крупным узлом и предложить ребенку покатать поезд, напевая песенку.
Мы вагоны прицепили
И по рельсам покатили.
Красный, желтый, голубой –
Все цвета везем с собой.
Игра «Подарок для куклы»
Цели: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов.
Игровой материал и наглядные пособия: бусины с крупными отверстиями, леска.
Описание: взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши — день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы.
Игра «Помоги ежику»
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: еж, грибы (вырезанные из картона).
Описание: взрослый демонстрирует ежа, вырезанного из картона. На спинке ежа сделать прорези для крепления грибов, вырезанных из цветной бумаги. Объяснить ребенку, что ёж, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. Предложить: «Давай поможем ежу подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставить их в прорези.
Игра «Кукла идет на прогулку»
Цель: развивать речь, мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: кукольная одежда с пуговицами.
Описание: взрослый предлагает ребенку вывести куклу «на прогулку». Но для этого надо одеть ее потеплее. Предложить ребенку надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумать маршрут для прогулки: походить с куклой по групповой комнате, поиграть в «песочнице» (сделать песочницу можно из картонной коробки и крупы). По возвращении с «прогулки» предложить ребенку переодеть куклу.
Игра «Лабиринт для пальчика»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги.
Описание: нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.
Игра «Лабиринт для карандаша»
Цель: развивать мелкую моторику.
См. игру «Лабиринт для пальчика». (Вместо пальчика по лабиринту добирается до «домика» карандаш, оставляя за собой «след».)
Игра «Морской узел»
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: шнурки.
Описание: взрослый показывает ребенку, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Затем ребенок тренируется самостоятельно завязывать и развязывать узелки.
Игра «С кольцами»
Цели: формировать глазомер; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
Игровой материал и наглядные пособия: детские столики, цветные кольца (диаметром 5-8 см), палочки.
Описание: детей рассаживают по 6-8 человек за один общий стол, высыпают на середину стола цветные кольца диаметром 5-8 см. Взрослый берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко, будем доставать палочкой» — придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. Предлагает детям выполнить движения.
Развитие мелкой моторики у детей
- Подробности
- Автор: Евгения Громова
- Опубликовано 04 Июль 2018
Возраст: от 1,5 до 2,5 лет.
Развивать мелкую моторику малыша — это очень полезно! Особенно если вы с нетерпением ждете от него первых слов. Ведь развитие мелокой моторики напрямую связано с развитием речи ребенка.
Одними из самых лучших игр на развитие мелкой моторики детей 1,5 — 2 лет являются игры — Монтессори. Как можно весело и полезно поиграть с малышом в эти игры читайте в статье.
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 10 Май 2016
В этой статье вы найдете более 15 очень полезных и доступных игр на развитие мелкой моторики.
И поверьте — вам не придется долго уговаривать ребенка, чтобы поиграть в них — обычно дети такие игры просто обожают!
- Подробности
- Автор: Виктория Гончарова
- Опубликовано 07 Октябрь 2015
Ближе к 3 годам дети все чаще проявляют интерес к шнуровкам, и это — здорово! Ведь игры со шнуровками — это отличный способ развития мелкой моторики у детей!
Специальные детские шнуровки можно купить, а можно сделать… из обычного поля для мозаики…
Как? Об этом читайте в статье.
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 24 Сентябрь 2014
Сгибать оригами и складывать бумагу с ребенком 3-5 лет — это просто или сложно? Большинство детей, с которыми я пробовала это делать, испытывали серьезные трудности…
А поможет ли в этом тетрадь KUMON?
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 22 Сентябрь 2014
Игры с ножницами и вырезание — один из самых интересных способов развития пальчиков у детей 3 — 5 лет.
В этой статье я хочу рассказать Вам о пособии, которое поможет вам сделать занятия по вырезанию с ребенком яркими и интересными.
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 30 Январь 2013
Для занятых и любящих мам!
Это очень простая игрушка, которую можно сделать за 10-15 минут. Она подойдет для детей от 2 лет — ваш малыш научится застегивать и расстегивать пуговицы, а также потренирует мелкую моторику…
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 09 Январь 2013
Эта игра развивает моторику, усидчивость и умение концентрировать внимание. К тому же она очень интересная, и, наверняка, не оставит ребенка равнодушным…
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 28 Декабрь 2012
Задания «обведи по точкам» хорошо развивают мелкую моторику рук ребенка. Но может ли совсем маленький малыш справится с такой сложной для него работой? Может, если задания подобраны с учетом его возраста и способностей. Здесь Вы сможете скачать 5 простых шаблонов, составленных специально для тех детей 3-х лет, которые только учатся соединять точки — все очень просто и доступно!
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 12 Ноябрь 2012
Развивать детские пальчики очень важно, ведь это оказывает прямое влияние на процесс освоения речи и умственное развитие малыша. В этой статье Вы найдете четыре простых игры с крупой, которые обязательно заинтересуют Вашего ребенка. Итак…
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 02 Октябрь 2012
Развивать пальчики малыша — это так важно! Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика рук быстрее начинают говорить, а это влечет за собой раннее развитие логики, памяти, мышления.
Развивать мелкую моторику рук у малышей в возрасте 1-2 года не сложно!
Давайте поиграем в веселые игры, развивающие пальчики, вместе с ребенком.
Подробности — по ссылке «Подробнее».
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 07 Сентябрь 2012
И совсем маленькие дети могут проводить серьезные эксперименты с пользой для себя!
Поиграйте с ребенком в игру для развития мелкой моторики. Эта игра подойдет для малышей от 2 до 3 лет (хотя может заинтересовать и ребенка младше 2-х лет, и детей старше 3-х). Игра интересная и необычная — редко кого из детей она оставит равнодушным.
- Подробности
- Автор: Мимимама
- Опубликовано 29 Май 2012
Для детей от 1 года до 3 лет.
Игры с крупами и рисование на крупе — это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. В данной статье речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.
Приведенные в статье примеры развивающих игр будут интересны для детей от одного года до трех лет.