Игры для дошкольников по математике: Сборник математических игр (для дошкольников) – Математические игры для детей, учим цифры и числа онлайн

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

РАЗДЕЛ

«Количество и счет»

hello_html_m410f7976.png

Дидактическая игра «Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Оборудование: набор игрушек.

Содержание. Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно, ли выполнено задание.

Дидактическая игра «Назови и сосчитай»

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Оборудование: набор игрушек, музыкальный молоточек.

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

Дидактическая игра «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

Дидактическая игра «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» — они строятся в шеренгу и называют свое число. Водящий говорит: «Все ли встали на свои места? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?» Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

РАЗДЕЛ «ВЕЛИЧИНА»

hello_html_m2dda909f.jpg

Дидактическая игра «Яблоневый сад»

Цель: Формирование навыка сравнения предметов по высоте на глаз. Формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.

Содержание: Педагог в произвольном порядке располагает на коврографе плоскостные изображения деревьев разной высоты.

П. – Под моим окошком яблоневый сад.

На ветвях высоких яблоки висят.

П. – Сколько яблонь в моем саду? Сосчитайте.

П. – Расставьте яблони, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой, по порядку.

П.- А теперь посчитайте яблони по порядку.

П. – Сравните по высоте третью и четвертую яблони и т.д.

Дидактическая игра «Кто быстрее подберет коробки»

Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

Содержание. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, — высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).

Дидактическая игра «Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.

Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

Дидактическая игра «Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

Ход игры: Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря — выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

2. Коля выше Юли, Наташа — ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите.

РАЗДЕЛ «ФОРМА»

hello_html_m721d7620.jpg

Дидактическая игра «Сложи фигуру»

Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

Оборудование: набор геометрических фигур, фланелеграф.

Содержание. Воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

Дидактическая игра «Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. Воспитатель начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, — воскликнул он. — Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, — ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» — начал он. «А какой он формы?» — тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

Дидактическая игра «Сломанная машина»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры: На магнитной доске строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного — ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

Дидактическая игра «Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал: ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические
фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей, дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

РАЗДЕЛ

«Ориентировка в пространстве»

hello_html_10c8b7fb.jpg

Дидактическая игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям — назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

Дидактическая игра «Котята разбежались»

Цель. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», — и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материал: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материал: листы бумаги с изображением плана территории

Ход игры: у детей листы бумаги с изображением плана территории д/с (здание и участок д/с).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

— придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

— положите треугольник посередине листа

— проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

— положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

— уточните дальнейшее направление движения до участка

— проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д/с до участка, используя пространственные понятия.

РАЗДЕЛ

«Ориентировка во времени»

hello_html_m3c23195f.png

Дидактическая игра «Игра в забывчивость»

Цель: Формирование представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня.

Содержание: Вспомнив некоторые события из жизни группы воспитатель, назвав событие, просит детей уточнить, когда это было: вчера или сегодня, как будто сам не помнит. Дети вспоминают и называют день. Далее загадчиками выступают сами дети.

Договорившись друг с другом – вдвоем, вчетвером или вшестером – и вспомнив что-то произошедшее в совместной жизни всей группы, дети загадывают остальным: когда это было? Задача воспитателя быть рядом, но не сковывать своими замечаниями, а поддерживать детскую инициативу.

Дидактическая игра «Круглый год»

Цель: Формирование временных представлений (времена года) при помощи макета. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Содержание: Педагог предлагает детям сесть на ковер и ставит на наборное полотно перед детьми 4 картинки, на которых изображены люди, работающие в разные сезоны года (весной сеют семена, летом поливают, осенью собирают урожай, зимой сгребают снег к стволам деревьев). Рядом на магнитную доску он помещает цветные части круга.

В. –Когда собирают основной урожай в саду и огороде?

Д.- Осенью.

В. – После какого времени года наступает осень?

Д.- После лета.

П. – А перед летом какое время года было?

В. – Весна.

П.- А какое же время года предшествует весне?

Д. – Зима

П. — Очень хорошо. Возьмите разноцветные части круга и составьте из них круг так, чтобы правильно показать чередование времен года. Объясните, какую часть круга вы выбрали для каждого времени года?

Д. – Белую часть возьмем для зимы, зеленую – для весны, красную часть – для лета, а желтую – для осени.

Дидактическая игра «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Ход игры: Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Дети выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

Дидактическая игра «Назови скорей»

Цель: формировать знания о днях недели и закрепить знания их последовательности.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

Вариант №2. «Какой сегодня день?»

Содержание. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.

Картотека по математике на тему: Игры по математическому развитию.

                     ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений

Здесь представлена подборка игр, которая поможет в развитии памяти, внимания, воображения детей младшего дошкольного возраста.

Игры на закрепление геометрических фигур.

Методические рекомендации:игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста.Могут использоваться в утренней отрезок  времени, как для индивидуальной работы,так и самостоятельной деятельности детей.

1. «Домино»

Цель: научить детей находить среди многих одну опре деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео метрических фигурах.

Стимулъный материал: 28 карточек, на каждой поло винке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Карточки выкладываются на стол фигурками вниз. Пос ле объяснения ребенку правил игра начинается выкладыва нием карточки «дубль-пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке необходимой фигуры, он подыскивает картинку с этой фигурой из общего числа карточек. Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет пра ва на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек

2. «Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо ятные ситуации.

3. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под борки изображений разных предметов, которые можно объеди нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча шек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис кать парные карточки. Затем это задание выполняют само стоятельно.

5. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

6. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

7. «Волшебные круги»

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Стимулъный материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг».

Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей осно ве круг.

8. «Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас положение геометрических фигур, воспроизводить в точно сти такое же расположение при выкладывании орнамента.

Стимулъный материал: 5 вырезанных из цветной бу маги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь поста райся из вырезанных геометрических фигур выложить та кой же орнамент».

Затем предлагается следующая карточка. Задание оста ется прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

9. «Игра с кругами»

Цель: научить детей обозначать словами отношения предметов по величине («самый большой», «меньше», «больше»).

Стимулъный материал: три круга (нарисованных и вы резанных из бумаги) разной величины.

Предлагается внимательно посмотреть на круги, разло жить их перед собою, обвести на бумаге по контуру. Далее предлагается ребенку сравнить 2 круга, затем другие 2 кру га. Постарайтесь, чтобы ребенок назвал величину всех трех кругов.

10. «Шары»

Цель: развивать и закреплять умение устанавливать от ношение между элементами по величине (больше — мень ше, толще, длиннее, короче).

Стимулъный материал: набор из пяти палочек, равно мерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответ ствии с палочками.

«Посмотрим, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нра вились. Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторва лись от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неде лю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой па лочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»

Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются па лочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладыва ются «шары» — от самого большого до самого маленького.

Далее сопоставляются палочки и круги. Можно переме шать все фигуры и попросить ребенка самостоятельно ус тановить соотношение между элементами по величине и длине.

12. «Умный гость»

Цель: развивать умение обследовать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.

Стимульный материал: детская пластмассовая посуда, мешок.

Игрушки рассматриваются участниками, затем склады ваются в мешок. Ребенок садится спиной к играющим. Те по очереди подходят к нему, стучат по плечу и говорят: «Ане нужно что-то такое, но я не скажу, как называется, но объясню тебе, что оно… (И далее следует описание предме та. Например, чашка: «круглая, с выпуклыми боками, невы сокая, внизу узкая, сверху — шире, сбоку — ручка»).

Когда ребенок найдет на ощупь нужный предмет, он его вынимает из мешка; далее оценивается, правильно ли вы полнено задание.

13. «Веселый человечек»

Цель: формировать у детей умение расчленять опреде ленную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, на оборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной за данной формы.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (1 тре угольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка»).

«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. По смотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из гео метрических фигурок, которые лежат на столе, сделать та кого же человечка».

14. «Палочки»

Цель: Учить детей последовательному расположению элементов разной величины.   •

Стимулъный материал: 10 палочек (деревянных или картонных) разной длины (от 2 до 20 см). Каждая последу ющая палочка от предыдущей отличается размером на 2 см. Чтобы выполнить данное задание верно, нужно каж дый раз брать самую длинную полоску из тех, которые вы видите перед собой. Используем данное правило и выкла дываем палочки в ряд. Но если хотя бы один раз будет до пущена ошибка, будь то перестановка элементов или примеривание палочек, игра прекращается.

15. «Найди домик»

Цель: формировать целенаправленное зрительное вос приятие формы.

Стимулъный материал: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три из этих

фигур (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а три остальных (трапеция, овал, ромб) — дополнительными. Дополнительные фигуры необходимы для различения и правильного выбора основных фигур. Также необходимы контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках (контуры можно вырезать, сделать «окошки-до мики»). В каждый комплект стимульного материала вхо дят шесть-восемь карточек с контурами каждой фигуры. Карточки можно раскрасить различными цветами.

Детям показываются три основных фигуры (круг, квад рат, треугольник). Затем показывается карточка с изобра жением одной фигуры (например, треугольника). «Как вы, ребята, думаете, в этом домике какая фигура живет? Давай те подумаем вместе и «поселим» сюда нужную фигуру. А теперь, ребята, давайте поиграем все вместе. Вы видите, на двух столах лежать разные фигуры (подзывается двое де тей). Вот вам карточки. Какие фигуры живут в этих доми ках?» После того как задание выполнено, даются две другие одинаковые карточки. Если ребенок затрудняется в выпол нении задания, ему предлагается «рамку» фигуры обвести пальчиком, затем нарисовать ее контур в воздухе, что облег чит воспроизведение формы.

16. «Покажите такое же»

Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величины.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (квад рат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных разме ров. Количество наборов геометрически фигур зависит от количества детей. В наборе необходимо по 3-4 варианта каждой фигуры. «Такие же фигуры есть и у меня. Я вам показываю фигуру, а вы должны в своем наборе отыскать такую же. Будьте очень внимательны!»

После того как дети отыскивают и показывают фигуру, ведущий «примеряет» их выбор к своей фигуре. Если ребе нок убеждается в ошибке, ему разрешается самостоятельно исправить ее, заменив выбранную фигуру на другую.

17. «Что принесла нам кукла?»

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму пред мета и называть его.

Стимулъный материал: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (ма шинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, ша рики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, что бы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

«Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе пода рок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем».

После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно и дети снова по очереди достают себе игрушки.

18. «Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Стимулъный материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

«Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

19. «Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Стимулъный материал: чертежи геометрических фигур.

«Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.

Игры на ориентировку в пространстве и времени на ориентировку на листе бумаги.

Методические рекомендации: предназначены игры для младших дошкольников, можно использовать на протяжении всего дня.

20. «Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямо угольник, треугольник) разного цвета, Можно геометричес кие фигуры заменить различными изображениями живот ных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (ко рабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

«Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисо ван круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник?

Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга?

Что изображено в правом верхнем углу?, в левом ниж нем углу?

Что нарисовано выше круга?, ниже круга?»

21. «Лево — право»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

«Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

В. Берестов

Стоял ученик на развилке дорог

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» — раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик!

Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?

22. «Зайчик»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчик — белый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой. * * *

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скок — скок — скок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

23. «Куда?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Стимульный материал: на белом листе бумаги изобра жение машин, деревьев (рис. 11).

«Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие ма шины едут вправо, какие — влево? Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

24. «Что получилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентиров ки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставьте точ ку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клет ка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна клетка — вправо, две — вверх, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, две — вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна впра во, одна — вверх, одна — вправо, две — вверх, одна — впра во, одна — вверх».

Картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: дидактические игры для дошкольников по математике

              Игры и упражнения на развитие дошкольников 

                                в  возрасте 3-4 лет.

 

                                              Игры на внимание.

 

1. Игра «Что изменилось».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания.

Задачи: развивать внимание, память, наблюдательность.

Описание: разложить на столе несколько предметов, которые хорошо знают дети. Попросить их отвернуться или закрыть глаза, и убрать один из предметов. Предложить им посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером.

2. Игра «Отыщи букву».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания.

Задачи: развивать внимание.

Описание: показать ребенку текст с крупным, знакомым ему шрифтом, попросить найти и подчеркнуть (например)  букву А столько раз, сколько она встретится в тексте.

3. Игра «Посмотри и сделай так же».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания

Задачи: развивать внимание.

Описание: взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

                                   

                               Игры на мышление.

  1. Игра «Различия»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей мышления.

Задачи: развивать мышление, речь дошкольников.

Описание: детям предлагается сказать, в чем заключаются различия между следующими предметами:

— между птицей и собакой;

— между машиной и самолетом;

— между деревом и стеклом.

Рекомендуется предлагать как можно больше ответов.

2. Игра «Выделите лишнее»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей мышления.

Задачи: развивать мышление, классифицировать предметы по признаку, развивать слуховую память.

Описание: вариант 1. Посмотрите на картинки. Какой предмет здесь лишний и почему? (например: собака, кот, медведь, лошадь)

Вариант 2. Послушайте слова: яблоко, груша, огурец, апельсин. Что здесь лишнее?

 

3. Игра «Скажи наоборот»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей мышления.

Задачи: развивать логическое мышление, речь.

Описание: называется слово, дети должны сказать слово противоположное по значению. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Белый – черный, день – ночь, длинный – короткий, лето – зима, холодный – теплый, солнце – месяц, низкий – высокий,  добрый – злой  …

                               Игры на воображение.

1. Игра «Слова»

 Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей воображения.

Задачи: развивать воображение, внимание, мышление, учить подбирать ассоциации.

Описание: попросить детей назвать слова на заданную тему. Тематику подбирают в соответствии с задачами занятия. Например:

— «Вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.)

— «Страшные» слова (волк, Баба Яга и т.д.)

— «Слова, которые ездят» (велосипед, машина, автобус и т.д.)

— «Слова, которые летают» (бабочка, самолет, ворона и т.д.)

— «Кухонные» слова (чайник, тарелка, холодильник и т.д.)

— «Большие» слова (дом, великан, папа и т.д.)

— «Красивые» слова (мама, цветок, картинка и т.д.)

— «Живые» слова (кошка, муравей, лошадка и т.д.

  1. Игра «Дикие животные»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей воображения

Задачи: развивать воображение, учить передать мимикой и движением поведение зверей.

 Описание: попросить детей с помощью движений и мимикой показать, как заяц прыгает по полю, белочка грызет орешки, кошка моет лапкой ушки,

Волк рыщет по лесу, медведь спит в берлоге …

Например: сначала медведь ищет место для спячки, ложится и засыпает. Потом просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

3. Игра «Кто это?»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей воображения

Задачи: развивать воображение, учить передать без слов движением действия     людей.

Описание: вариант 1 — дети сидят или стоят перед ведущим. Он начинает им показывать разные движения, имитирующие действия играющего в мяч мальчика, прыгающей на скакалке девочки, качающей на руках малыша мамы, подметающего двор дворника и т. д. Дети должны угадать, кого он изображает.
Вариант 2 — ведущим нужно выбрать кого-то из детей.
Усложнить игру можно тем, что дети должны не только угадать, кого им показывает ведущий, но и повторить за ним его действия.

                                               

                                 Игры на восприятие.

1. Игра «Составь картинку»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей восприятия

Задачи: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.

Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.

Описание: предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

2. Игра «Собери капельки в стакан

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей восприятия

Задачи: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики по количеству детей, разноцветные кружки на каждого ребенка.

Описание: перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.

3. Игра «Палка, палка, огуречик….».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей восприятия.

Задачи: учить составлять схематичное изображение человека из счётных палочек, закрепить названия частей тела, их пространственное положение.

Оборудование: набор счётных палочек, образец.

Описание: выложить из счетных палочек человека по данному образцу

                          Игры для развития памяти.

1. Игра « Вспомни и назови»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти

Задачи: развивать зрительную память, внимание, речь.

Описание: показать детям картинку и попросить запомнить то, что изображено на ней. После этого закрыть рисунок и попросить назвать то, что он видел и запомнил.

 2. Игра «Карлсон расшалился»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти

Задачи: развивать зрительную краткосрочную память

Оборудование: игрушки.

Описание:  на столе стоят 3-4 игрушки. Предложить детям рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайть игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.

  1. Игра « Посмотри и найди»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти

Задачи: развивать память, внимание.

Описание: попросить детей посмотреть на какого-нибудь героя и запомнить его. Потом закрыть его и предложить найти его среди друзей.

                              Игры и упражнения

          на развитие дошкольников 5 – 6 лет.

                           Игры на внимание.

Игра « Наблюдай за телом»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания

Задача: развивать внимание детей

     Описание: количество играющих от 3 человек. Пригласить одного ребенка выйти вперед и неподвижно стоять перед остальными детьми. Шепотом попросить его пошевелить какой-нибудь частью своего тела. Ребенок должен слегка пошевелить этой частью тела (рукой, ногой и т. д.), а затем снова стоять совершенно неподвижно. Детям следует очень внимательно наблюдать за тем, какой частью тела пошевелил тот ребенок, который играет роль водящего, и громко сообщать о результатах своих наблюдений.

  1. Игра «Соедини точки»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания

Задача: развивать внимание детей

Оборудование: бумага, ручка или цветные карандаши.

     Описание: нанести точки на лист бумаги. Попросить детей соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура. А теперь пусть они сами нарисует точки и дадут соединить их вам. Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры. Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.

  1. Игра « Найди на картинке, что не так?»

     Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей внимания.

Задача: развивать внимание детей.

Оборудование: картинки по количеству детей.

Описание: посмотреть внимательно на картинку и назвать, что нарисовано не так, где допущена ошибка.

                      Игры на мышление.

1. Игра «Орнамент».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей мышления.

Задача: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Оборудование: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

2. Игра «Группируем по признакам».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей мышления

Задачи: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Оборудование: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце)

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.

3. Игра «Что бывает…».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей мышления.

Задача: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

— Что бывает низким (высоким)?

— Что бывает красным (белым, желтым)?

— Что бывает длинным (коротким)?

                           Игры на воображение.

1. Игра «Волшебники».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей воображения.

Задача: развивать воображение, мышление.

Оборудование: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

2. Игра «Несуществующая рыба».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей воображения.

Задача: развивать воображение, любознательность.

Оборудование: листы, цветные карандаши.

Описание: существует множество забавных названий рыб. Например, рыба -пила, рыба — игла, рыба — меч, рыба — кабан, рыба — ангел, рыба — клоун, рыба-луна, рыба — попугай, рыба — лягушка и другие. Предложить ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

3. Игра «Цветной коврик»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей воображения.

Задача: развивать воображение, моторику.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей.

Описание: нарежьте из цветной бумаги полоски. Показать детям, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой. Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

                         Игры на восприятие.

1. Игра «Составь картинку».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей восприятия.

Задача: развивать зрительное восприятие у детей.

Оборудование: сложные картинки с изображением разных предметов. Одна картинка целая, другая разрезана на  части.

Описание: предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

а)    взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

б)     для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

2. Игра «Узнай по звуку». 

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей восприятия.

Задача: развивать слуховое восприятие у детей.

Оборудование: разные шумовые предметы

Описание: дети садятся спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Они должны догадаться, чем произведен звук.

3.Игра «Что внутри».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей восприятия.

Задача: развивать тактильное восприятие у детей.

Описание: ребенку предлагают мешочки, содержащие внутри различные наполнители —  воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др. Ребенок должен на ощупь определить наполнитель.

Мешочки могут быть парными. Усложнить задание – найти мешочки с одинаковым наполнителем.

                        Игры на развитие памяти.

1. Игра «Вкус и запах»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей памяти.

Задача: развитие обонятельной памяти.

Описание: задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет апельсин. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин? Чем они похожи?

2. Игра «Опиши предмет»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей памяти.

Задача: развитие произвольной зрительной памяти.

Описание: вариант 1 — дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

Вариант 2 — выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

3. Игра в слова

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей памяти.

Задача: развитие слуховой памяти.

Описание: сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

 

Статья на тему Дидактические игры по математике. Их польза для дошкольников.

Дидактические игры по математике. Их польза для дошкольников.

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.

Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.

Для ребят дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов, закреплять представление о количестве, величине, геометрических фигурах.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

Дидактическая игра имеет определенный результат. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника.

Игры для развития элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами

  2. Игры на ориентирование в пространстве

  3. Игры с геометрическими фигурами

  4. Игры на логическое мышление

Использование данных математических дидактических игр на занятиях и повседневной жизни облегчает решение многих задач, которые ставятся при развитии элементарных математических способностей дошкольников.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *