Ибука после трех уже поздно: Читать онлайн — Ибука Масару. После трёх уже поздно – Масару Ибука — После трёх уже поздно читать онлайн

Масару Ибука — После трёх уже поздно читать онлайн

Масару Ибука

После трёх уже поздно

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и всё это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.

С древних времён считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.


Конец ознакомительного отрывка img
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

После трех уже поздно М. Ибука

Содержание статьи:

Новое издание и издание 1992 года.

Об авторе

Масару Ибука человек выдающийся — великий инженер, признанный во всем мире (лауреат главной инженерной премии мира IEEE), один из создателей корпорации Sony. Может ли инженер мирового уровня, с соответствующим типом мышления, предложить теорию раннего развития «с воздуха», не имея достаточных данных или хотя бы крепких оснований? Может, но не полноценную теорию, а лишь описать свое виденье и идеи. Они основываются на научных данных рубежа 60–70-ых годов, на рассказах о выдающихся людях и на примерах из областей, лишь частично связанных с развитием. Основными примерами детского развития, выступают дети из музыкальной школы Шиничи Сузуки.

О книге

Наверно, это самая распиаренная книга про раннее развитие детей в России. Чего только стоит примечание к книге от Г. Домана. К слову, карточные и другие методики Г. Домана уже давно и полностью дискредитированы в западных странах.

Книга написана в 1971 году, практически 50 лет назад и использует научные исследования своего времени. 50 летние исследования, по научным меркам это очень и очень давно. На столь давние исследования в науке просто стыдно серьезно ссылаться (вашу работу сразу раскритикуют и отдадут обратно). Стоит помнить, что психология развития ребенка — это прежде всего наука и на основе открытий этой науки, создаются развивающие методики и рекомендации. Однако, такая последовательность соблюдается далеко не всегда.

Книга имеет много сторонников и много противников. Книга активно тиражируется в массмедиа и интернете, она бесплатно раздается на сайте одного из коммерческих развивающих центров. Благодаря агрессивному маркетингу, книга имеет популярность, но только на территории постсоветских стран. Тогда как в последний раз книга на английском языке издавалась в 1980 году!

Издание 1977 года

Актуальность и достоверность знаний

М. Ибука не пренебрег научными данными того времени (которые в большинстве своем оказались ложными) и истолковал их для широкой общественности в рамках развития ребенка.

Мы отделим зерна от плевел, нанизанных на эту книгу маркетинговыми отделами детских центров, и проанализируем ее содержание, по существу. Приведем три примера с первых 30 страниц книги. Их будет достаточно, чтобы понять позицию ученых того времени и оценить их ошибочность по сравнению с современными данными относительно вопроса, что «после трех уже поздно»:

«Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70–80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам».

«Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, — это период от рождения ребенка до трех лет.

В это время зарождается примерно 70–80 процентов таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80 процентов».

«Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано».

Начнем с последнего утверждения. По последним данным, количество нейронов в мозге человека составляет 86 миллиардов. Существуют еще глиальные клетки, помогающие функционировать нейронам. Их в 8–10 раз больше, чем нейронов. Можете подсчитать во сколько сотен раз ошиблись тогда ученые. Это пример несовершенства науки и технологий того времени, когда еще не были изобретены современные исследовательские инструменты для изучения мозга. Вы можете подметить, что знание количества клеток в мозге, никак не влияет на сами идеи воспитания и будете правы. Но цифры ученых того времени (и/или их неправильная интерпретация), установили и возрастные пределы для развития мозга ребенка! Это, наверно, самый распространенный миф, что мозг ребенка завершен на 80% к трем годам.

Попробуем объяснить, как обстоит дело в современной науке. Вес мозга ребенка к 2 годам составляет около 75% от мозга взрослого. Но разве отличается ребенок от взрослого на 25% в умственных и других способностях? Конечно же — нет. Интеллект и способности взрослого превосходят ребенка 2-х лет в десятки и сотни раз. Но тогда почему же у ребенка такой большой вес мозга? Все просто, у ребенка мозг имеет немного другое качественное содержание.

Мозг ребенка обладает резервом нейронов (основных клеток мозга), количество которых за детство не увеличивается, а наоборот — убывает. Вы удивитесь, но еще до рождения удаляется около 50% нейронов. Также, мозг ребенка в первые годы производит излишнее количество связей между нейронами. Такие связи называются синапсами. Нейроны в раннем детстве, соединяются друг с другом преимущественно случайными связями и накапливаются. В результате ребенок к трем годам имеет огромное количество связей между нейронами, но эти связи очень слабые. В то время как у взрослого, количество связей намного меньше, и они более сильные.

Получается, что эффективность мозговой деятельности, зависит больше не от количества нейронов или синапсов, а от того, насколько крепки и прочны связи между нейронами. Развитие мозга ребенка в раннем детстве направлено на упорядочивание и уменьшение случайных нейронных связей (синапсов), а также на укрепление используемых нейронных связей. Именно удаление лишних нейронных связей, укрепление нужных нейронных связей и миелинизация нервных волокон (создание оболочки, которая значительно ускоряет работу мозга) происходит на протяжение всего детства.

Поэтому утверждение М. Ибука о том, что «к 3 годам развитие клеток головного мозга уже завершено на 70–80 процентов» не является правдой, такая информация является глубоко устаревшей и не верной. После 3-х лет мозг и его клетки активно развиваются вплоть до окончания созревания префронтальной коры в 20–25 лет, хотя и с убывающим темпом. До этого возраста мозг меняется на клеточном уровне — перестраиваясь и укрепляя нейронные связи.

В чем ученые того времени остались правы, так это в том, что мозг ребенка наиболее пластичен в раннем детстве. Но никакое окно для развития в 3 года не закрывается! Существует лишь несколько сензитивных периодов, которые в теории можно упустить. Они отвечают за сенсорное восприятие (зрение, слух и т.п.) и речь. Чтобы их упустить, вы должны поместить здорового ребенка в настолько обедненную среду, которая подобна плотно закрытому ящику, куда не проходит ни свет, ни звук. Поэтому не имеет смысла бояться упустить важный период в развитии ребенка до трех лет. Если бы вы могли это сделать со своим ребенком, вы бы никогда не прочитали это предложение.

Именно утверждения автора про мозг и конец его развития в 3 года, сыграли плохую роль для книги. Читатели восприняли эти утверждения всерьез. Они приступили к сверхактивному «развитию» своих детей, создали панику не успеть до трех лет и тренд раннего развития любой ценой.

Генетическая предрасположенность

М. Ибука утверждает, что все дети от рождения являются примерно одинаковыми в интеллектуальных и поведенческих качествах. Что гениями не рождаются, что все можно создать в ребенке одинаково хорошо вне зависимости от наследственности. Однако, и это утверждение является устаревшим. Каждый ребенок уже с рождения уникален и отличается от других детей нервной системой, у кого-то она более подвижная, у кого-то более стабильная, некоторые дети рождаются чувствительными, а другие спокойными. Такие различия, вы можете часто заметить у детей в семьях, где более одного ребенка. По многим параметрам дети между собой могут быть мало похожи с самого рождения, несмотря на то, что у них те же самые родители и общая среда.

Также детям передаются и задатки для различных видов деятельности, от физических (спорт, танцы) до интеллектуальных и специальных навыков (слух, память и т.п.). Генетическая предрасположенность в каждой области оказывает свою долю влияния. Например, интеллектуальный уровень зависит на 60% от генов и лишь на 40% от среды (по наиболее признанной теории). А для некоторых видов спорта гены устанавливают уровень вплоть до 90%. Однако, генетическая предрасположенность не приводит к выдающимся результатам, если ей не пользоваться по максимуму. Поэтому, на таком же уровне важно и влияние среды, как она воздействует на ребенка, к чему побуждает.

М. Ибука упускает важность генетических факторов, возможно во благо родителей, чтобы они верили в своих детей. Но такая вера слепа и не может быть благом. Подобный взгляд побуждает родителей направлять детей на такие занятия, или лепить из них такое поведение, которое им не свойственно, которое не является им присущим. Ребенок перегружается, от него требуют того, что он дать не может. Он тратит время и не добивается результата, от чего снижается его самооценка.

Вместо этого, родителям следует изучить своего ребенка, и направить его в ту область, в которой он более способен и к которой имеет больший интерес. К слову, об интересах ребенка М. Ибука говорит много, ставит их во главу угла при выборе развивающих занятий. Но почему-то многие родители не хотят видеть эти наставления.

Гуманистическое воспитание

У М. Ибука есть очень важное замечание, которое упускают многие родители, читая его книгу. «Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами». Почему-то многие родители убеждены, что развитие ребенка, это прежде всего закладывание в его память бесполезной информации (например, какие есть животные в Африке, или показывание карточек), чтение и письмо, арифметика и что все это нужно ребенку в два-три года. Автор специально делает акцент о вреде таких способов для этого возраста.

Издание 1980 года

«Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из ее главных задач. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя. Вероятно, от того, что образование предполагает передачу знаний от учителя к ученику, каждый, кто оказывается в роли учителя или воспитателя, невольно становится в позу дающего. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение находится как раз за пределами того, что мы называем образованием. Например, ни один родитель не считает, что он обучает ребенка родному языку. Тем не менее общение с родителями побуждает ребенка учиться говорить, хотя это и не называется образованием. Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияя на становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже само по себе «образование». Обучение ребенка различным навыкам — это только одна сторона образования.

Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает».

«Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу, чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного».

Мистер Ибука категорически против навязывания ребенку интересов родителей, он против насильственного обучения тому, что кажется родителю полезным для ребенка в будущем.

Он выступает за развитие в ту сторону, к которой у ребенка есть интерес. «Нравится музыка, иди на музыку, если не нравится, я тебя заставлять не буду». Это отличный показатель, как нужно обращаться с ребенком, как нужно учитывать его желания и интересы. Обучение, по его мнению, должно быть удовольствием, только так оно будет эффективным. Очень прогрессивные взгляды на воспитание ребенка 50 лет назад! Он утверждает, что интерес гораздо лучше прививать, создав развивающую среду, обеспечить ребенка ресурсами и разрешить свободную деятельность, чем навязывать ребенку упорядоченное обучение в виде уроков и систематические занятия по программе.

Он выступает за каждодневное гуманное развитие ребенка, не на основе специальных методик, а через естественное воспитание матерью ребенка. Что нужно постоянно заниматься ребенком с раннего детства (но без спешки и по актуальному уровню развития!). Так как развитие идет с рождения, и что тогда мы закладываем основу, каким станет ребенок. Основным проводником в мире людей, является мама ребенка, которая и должна обучать его. Он выступает за гибкость обучения, что мама должна знать и чувствовать актуальное развитие ребенка, что ее ребенку по силам в настоящий момент и «находиться с ним целый день». Он не говорит, что ребенок должен идти на каждую программу в детский центр лишь потому, что она подходит ему по возрасту!

Автор выступает против позиции некоторых родителей, что брать ребенка на руки плохо. Он пытается доказать, что это не приводит к постоянному плачу малыша и усвоению такого способа достижения своего. И автор абсолютно прав, нет никаких доказательств того, что ласка и любовь своего ребенка, взятие его на руки при плаче, приводит к закреплению подобной реакции в будущем. Наоборот, игнорирование таких потребностей ребенка, вызывает у него стресс и приводит к замедлению развития. «Я уверен, что ребенка следует брать на руки как можно чаще» — и с этим нельзя не согласиться. Это же и относится к привычке спать вместе с ребенком в первый год.

Ценны и удивительны убеждения автора на семью для начала 70-ых годов, когда японское общество все еще оставалось патриархальным. Он считает, что в семье должна царить дружеская атмосфера, что отец должен уделять внимание детям, постоянно с ними разговаривать и принимать активное участие в их воспитании. Быть их другом и помощником своей жене. Еще более удивительны взгляды автора для того времени, на тему полового воспитания. Автор придерживается мнения, что не нужно никак разделять воспитание мальчиков и девочек, что они абсолютно идентичны до 3-х лет. Если мальчик хочет играть в куклы, пожалуйста. Очень смелое утверждение для той эпохи.

Можно согласиться и с мнением автора, что иностранный язык следует учить с раннего детства при помощи двух методов: прослушивания чужой речи и общения с носителем языка (а не при помощи карточек). По результатам последних исследований, это совсем необязательно делать до трех лет. Ребенок способен освоить язык на уровне носителя (без акцента) начав его полноценное изучение в возрасте вплоть до 10 лет.

В книге много внимания уделяется творческой деятельности ребенка. Важность воспитания художественного вкуса и музыкальных способностей.

Важные и яркие цитаты

«Я тоже сомневаюсь в разумности школьной системы в Японии, где все дети поступают в шесть лет в школу, учатся по одной и той же программе, чтобы потом поступить в высшее учебное заведение… Стандартное образование не может воспитать людей, способных принять на себя ответственность за развитие общества в XXI веке».

Какие пророческие слова про школу и нынешний век с его проблемами! За почти 50 лет после написания книги, в школе практически ничего не изменилось.

«К сожалению, многие рассматривают раннее воспитание как подготовку к детскому саду или как воспитание талантов».

Про современную Россию М. Ибука сказал бы — «Многие родители рассматривают раннее развитие как подготовку к школе».

«Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено. Оно является причиной того, что воля самого ребенка игнорируется. Если ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы планировать будущее своего ребенка, лучше повнимательнее присмотритесь к нему. Долг родителей — предоставлять своему ребенку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок — хозяин своего будущего».

«Родители часто возражают мне: «У меня нет ни денег, ни времени столько заниматься своим ребенком. Ваши идеи для тех, у кого все это есть». Воспитание ребенка — это вовсе не вопрос времени и денег… Если бы время и деньги играли столь большую роль, как многие считают, то, чем тогда можно объяснить тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных — талантливые дети. Значит, дело здесь не только в деньгах, а главным образом в родительской любви и старании».

Любое безденежье родитель способен компенсировать качественным времяпрепровождением с ребенком. Человек никогда не жил так хорошо и не имел никогда столько возможностей, как сейчас. Миллионы людей становились выдающимися в прошлые времена, вопреки любой бедности, лишь благодаря усилиям родителей по их образованию.

«Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Задача этой книги как раз в этом и состоит. Я надеюсь, родители, читающие эту книгу, не будут на меня в обиде за это. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Для этого им надо все время учиться и думать. Родители должны сами выбрать метод воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею в виду, что им следует посещать учебные заведения. Самообразования вполне достаточно. Те, кто готовят себя в учителя, не только глубоко изучают предмет, который они собираются преподавать, но также детскую психологию, возрастную, педагогику. Точно так же и мать, которая является первым и главным учителем своего ребенка, должна освоить основы педагогики, чтобы воспитывать ребенка со знанием дела».

Самообразование для воспитания собственного ребенка. Вот главный посыл М. Ибука родителям. «Мать, которая является первым и главным учителем своего ребенка, должна освоить основы педагогики, чтобы воспитывать ребенка со знанием дела» — родители, будьте серьезны к данному совету. Будьте критичны к информации с родительских форумов и групп в социальных сетях. Не верьте каждому сообщению, каждому мнению, каждой статье. Ваш ребенок не экспериментальный экземпляр, чтобы пробовать на нем каждый совет. Подходите к развитию серьезно и доверяйте рекомендациям только экспертов в области развития. Но лучше сами изучайте данную сферу и становитесь в ней компетентны, только так вы сможете сполна понять процесс развития ребенка.

Подведем итог

Книга не о том, что «После трех уже поздно» и нужно побыстрее все затолкать в ребенка. Категорически нет! Данную позицию создают книге два фактора:

  1. В самом начале книги автор привел исследования, что мозг завершает свое развитие на 80% к трем годам. Конечно это не правда, которая благодаря маркетологам и вылилась в название книги.
  2. Этой неправдой прикрываются многочисленные детские центры, стремящиеся любой ценной обеспечить себе клиентов. Некоторые готовы не только обманывать, но и что самое худшее — вселять в родителей страх. Что они не успеют что-то сделать со своим ребенком, и он будет хуже других детей.

Играя на страхах родителей, на их неуверенности и жадности что-то не успеть, данное название сыграло для книги очень плохую роль.

Если упустить часть книги про «ограничение мозга», то из оставшейся части можно получить достаточно рекомендаций по развитию. Книга о том, что с самого рождения ребенку нужно больше, чем просто кормление и здоровый сон. Что родители ребенка, и особенно мама, должны заботиться об интеллекте, чувствах и личности ребенка. Что истинное развитие это не обучение читать, писать, считать, а это разнообразие деятельности ребенка, его свобода проявлять себя, следовать своим интересам. Что родители должны поддерживать эти интересы. Что не нужно заставлять ребенка насильно делать то, что он не хочет (например, играть на скрипке). Эта книга удивительна тем, что она предлагает гуманистический подход в патриархальном обществе Японии 1971 года.

В первые годы после издания — книга была актуальной. Но в свете многотысячных новых исследований она просто устарела. И на основе современных данных, автор не стал бы делать столь категоричные выводы, что после трех уже поздно.

Стоит ли книга прочтения?

Скорее нет. Все рекомендации автора вы легко найдете практически в любой современной зарубежной книге по детскому развитию, а также в некоторых отечественных. И они будут более раскрыты чем на одну страницу каждая (автор не раскрывает каждую идею дальше одной страницы). Это как плюс, так и минус. Судя по отзывам на книжных сайтах, читателям такой формат не очень нравится. Однако, каждая такая идея предельно понятна и ее ценность не зависит от раскрытия на одну страницу или на десять. Кому-то понравится больше формат прочитать пару абзацев и подумать самостоятельно, чем читать объяснение автора для одной фразы на целую главу.

Книга полна историй, но не глубокой проработки идей. Она рассматривает единичные случаи, возможно даже уникальные. Успех которых, скорее всего, зависел от врожденной одаренности детей и титанических усилий взрослых, отказывающихся от собственной жизни, ради успехов ребенка. Такой опыт редко подходит для большинства детей и родителей.

Устаревшие знания и их неправильная интерпретация, способны принести для неподготовленного читателя больше вреда, чем остальная интересная информация из книги.

Книга была полезна и прогрессивна для своего времени. Но сейчас, спустя почти 50 лет, она должна оставить рынок. Ее активное распространение способно вызвать неправильное восприятие идей раннего обучения. Многие читатели усваивают и активно пропагандируют, из нее именно то самое устаревшее и ложное знание, которое приносит вред их собственным детям и детям, посещающим детские центры. А большую часть действительно полезного опыта и идей, они пропускают мимо себя. Заостряя лишь внимание на том, что «после трех уже поздно» и развитие ребенка кончено. Но ничего не кончено! В три года года, развитие ребенка идет также активно и у него все впереди еще как минимум ближайшую дюжину лет.

Обзор хочется закончить глубокой фразой самого М. Ибука:

«То, что ценно сегодня, может не иметь никакой цены завтра, а тем более через двадцать — тридцать лет, когда сегодняшний ребенок превратится во взрослого. Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком, если вы будете его воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня» 1971г.

Наш рейтинг:

  • Актуальность знаний
  • Достоверность знаний
  • Применимость в воспитании
  • Эффективность для развития
  • Наглядность и доступность текста
  • Современность взглядов

Купить книгу:

 

После трех уже поздно. [Ибука Масару] | Складчина

Виктория Зайкова Начитанный
07.02.2016 Книга читается буквально за два часа. Текста немного, и в то же время, книга даёт почву для размышлений. Что поздно после трёх лет? Если невнимательно читать, то есть риск впасть в заблуждение, что автор считает, что после трёх лет поздно будет изучать иностранные языки и играть на скрипке. Ибука Масару приводит как раз много примеров лёгкого овладения языками в раннем возрасте, а также успехи доктора Сузуки по обучению игре на скрипке. Однако сам автор предостерегает читателей от таких выводов. Он подчёркивает, что мозг до трёх лет пластичен, и ребёнку следует уделить как можно больше внимания, и совсем не обязательно учить с ним иностранные языки, а можно заниматься и другими видами деятельности — рисованием, лепкой, физкультурой. От родителей требуются не деньги для посещения различных кружков, школ и курсов, и для приобретения дорогих игрушек, а прежде всего родительское участие, забота и признание в нём личности. В книге представлена реклама «Беби-клуба», инициирующего данное шестое издание книги.Подробнее

Ольга Сергеевна Воронина Мастер чтения
19.06.2018 Легкая книга о важных вещах! Читается за 1 день, без воды, ненужных отступлений и описаний. Только то, что действительно важно в воспитании детей до 3-х лет. Рекомендовала бы прочитать ее всем будущим родителям, а так же будущим бабушкам и дедушкам, потому что именно эта книга даст им понять, что они сделали не так и почему мы их дети не оправдали в чем то их ожиданий. Читая книгу вспомнила многие моменты из своего детства, которые сейчас сформировали во мне как положительные, так и отрицательные черты характера, привычки, поведение… Самое главное, прочитав не забыть в рутине ухода, за маленьким ребенком о тех простых истинах о которых пишет автор и применять их.Подробнее

Таня Смирнова Сам себе Буквоед
11.07.2018 Мало слов, емко и доходчиво! Своеобразный образчик восточной мудрости для молодых родителей))

Маша Бук Учитель чтения
28.05.2018 Идея книги — раннее развитие — не нова. Но и не стоит забывать, что сформулировал её автор давным-давно, когда никто и не слышал о необходимости заниматься с ребёнком чем-то действительно серьёзным (языками, музыкой, спортом и т.п.) до детского сада. Мамы, нынешние и будущие, ни разу не вникавшие в тему, возможно, заинтересуются этой книгой. Ну а те, кто уже выбрал для себя один из лагерей («До трёх впихнуть невпихуемое!» или «Никакой учёбы до трёх») сторонников субъективно правильного детского воспитания, скорее всего, пролистают книгу довольно бегло. В принципе, суть каждого раздела изложена в его названии. Так что только их и можно читать. Остальной текст — «вода», доказывающая верность вынесенных в заголовок тезисов. Всё логично и просто. Но не интересно. Мне. Каждому своё.Подробнее

Ксения Михеева Книжный червь
17.10.2017 Впервые я услышала об этой книге, когда моя сестра устроилась на работу в центр раннего развития, занятия в котором были основаны на принципах этой книги. Книга читается очень легко и быстро, и даёт достаточное количество воспитательных советов, над которыми стоит задуматься! Однако, все чаще я встречаю ошибочное, на мой взгляд, мнение родителей, которые восприняли эту книгу буквально и пытаются всеми силами засунуть в ребёнка, который действительно впитывает все как губка, кучу ненужной и бесполезной информации, и вкупе с этой книгой ещё и окружённые большим разно разнообразием развивающих пособий! Основной смысл этой книги, как мне кажется, в целостном и многостороннем развитии ребёнка: приучении его к обучению и дисциплине! Автор говорит об обучении игре на скрипке, хорошо, но это может быть, что угодно, то, что родитель можно дать ребёнку, помочь развить его внимание и память; если родитель художник- рисуйте, если музыкант-пойте, если строитель-стройте, и после трёх будет поздно только менять правила игры, запрещать то, что разрешали, спрашивать то, о чем не говорили!Подробнее

Мария Николаевна Голюк Мастер чтения
21.04.2017 Книга хорошая, много интересных мыслей. Но есть категория родителей, которая после прочтения фанатично займется ранним развитием, потому что после трех уже будет поздно. Мне кажется, очень важно в первую очередь прислушиваться к ребенку, смотреть на его интересы и способности и развивать их тем способом, который соответствует возрасту ребенка.Подробнее

Евгений Алексеев Сам себе Буквоед
17.06.2019 Масару Ибука не специалист по воспитанию детей, а бизнесмен, один из основателей компании SONY. Эту книгу он написал в 1971 году и для того времени, вероятно, она была революционной. Недаром же она стала культовой и известной по всему миру. Однако по сути это скорее беллетристика, просто сборник различных суждений и взглядов автора на воспитание детей. В большинстве своем эти суждения правильные, но зачастую банальные, книга полна заголовков вроде: «Детям полезна ходьба», «Заучивание стихов тренирует память» и т.п. Вот конечно без г-на Ибуки мы б ни в жизнь не догадались об этом) Оформление приятное, белая бумага, комфортный шрифт. Читается легко и быстро, но каких-то лайфхаков и инсайтов от нее не ждите. Вообще без ее прочтения прекрасно можно обойтись.Подробнее

Мария Дмитриевна Ливанова Учитель чтения
10.04.2017 Теперь могу всем говорить, что почитала целую книгу за час, на выделение основных моментов ушло еще полчаса. Интересная и познавательная, описывает некоторые методики обучения в самых общих чертах. Неплохие идеи, только стоит учитывать, что каждй ребенок развивается в своем темпе, не стоит его перегружать.

Леонид Васильевич Котванов Учитель чтения
23.06.2019 Эта книга важна и нужна каждому родителю — она расскажет вам о раннем развитии и воспитании вашего ребёнка. Книга состоит из множества тезисов — все они очень простые, но важные и увлекательные. Как уже отмечено, читается книга очень быстро и легко, изложенный материал очень доступен и понятен. Я уверен, что данная книга будет полезна всем родителям, и в особенности их детям! Со временем обязательно перечитаю. Рекомендую!Подробнее

Анна Александровна Арасланова Учитель чтения
16.12.2018 Весьма и весьма полезная книга, которое при этом не сложно читать

Серия книг После трех уже поздно | издательство Альпина нон-фикшн

Издательство «Альпина нон-фикшн» специализируется на научно-популярной и «детско-родительской» литературе. Оно предлагает читателям лучшие образцы мировой нон-фикшн литературы, познавательные и расширяющие кругозор книги, которые в популярной форме рассказывают о мировой истории, науке, культуре, о самосовершенствовании человека, о психологии и воспитании детей.

Среди авторов издательства: Сергей Капица и Александр Васильев, Илзе Лиепа и Джереми Кларксон, Роберт Макки и Эдуард Лимонов, Карл Циммер и Дмитрий Рогозин, Уинстон Черчилль и Виктор Франкл, Александр Снегирев и Сергей Шаргунов, МитиоКаку и Карл Саган.

«Альпина нон-фикшн» открыла для русскоязычных читателей книги культового британского журналиста и острослова, ведущего программы «TopGear» Джереми Кларксона, а также ведущего западного религиоведа Карен Армстронг («История Бога», «Будда», «Иерусалим»). Постоянным автором издательства стал Александр Васильев. Издательство регулярно принимает участие в крупнейших книжных выставках – Московской международной книжной выставке-ярмарке, выставке «Книги России», выставке «Non/fiction» (международной ярмарке интеллектуальной литературы).

После трех уже поздно

Издательство «Альпина нон-фикшн» специализируется на научно-популярной и «детско-родительской» литературе. Оно предлагает читателям лучшие образцы мировой нон-фикшн литературы, познавательные и расширяющие кругозор книги, которые в популярной форме рассказывают о мировой истории, науке, культуре, о самосовершенствовании человека, о психологии и воспитании детей. Среди авторов издательства: Сергей Капица и Александр Васильев, Илзе Лиепа и Джереми Кларксон, Роберт Макки и Эдуард Лимонов, Карл Циммер и Дмитрий Рогозин, Уинстон Черчилль и Виктор Франкл, Александр Снегирев и Сергей Шаргунов, МитиоКаку и Карл Саган. «Альпина нон-фикшн» открыла для русскоязычных читателей книги культового британского журналиста и острослова, ведущего программы «TopGear» Джереми Кларксона, а также ведущего западного религиоведа Карен Армстронг («История Бога», «Будда», «Иерусалим»). Постоянным автором издательства стал Александр Васильев. Издательство регулярно принимает участие в крупнейших книжных выставках – Московской международной книжной выставке-ярмарке, выставке «Книги России», выставке «Non/fiction» (международной ярмарке интеллектуальной литературы).

Внимание!
Если Вы обнаружили ошибку на странице серии «После трех уже поздно», пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *