Группы pekip в москве: История PEKiP | Первый год – Система pekip: у ребенка свой план развития

Первый год

Программа групповых занятий для детей от месяца до года и их родителей создана в Центре лечебной педагогики на основе программы PEKiP.

Это бережные занятия с малышами, направленные на поддержание естественного развития ребенка и укрепление его  гармоничных отношений  с родителями. Мы поддерживаем родителей в их естественной чуткости, в умении понять потребности малыша и его индивидуальные особенности.

Программа зарекомендовала себя как эффективный метод профилактики ранних отклонений в развитии детей.

В группе одновременно занимаются 6–8 детей с мамами или папами. Ведущая предлагает игры, соответствующие уровню развития ребенка, побуждающие его к активным движениям. В таких играх раскрываются способности ребенка, он становится более самостоятельным, ловким,  любознательным.

Наши группы – это особое пространство для общения и игры, здесь всегда открытая, доверительная, спокойная атмосфера.

Родители в группе могут играть со своими детьми, не отвлекаясь на бытовые дела, обсуждать с другими мамами и ведущей конкретные повседневные проблемы, такие как кормление, сон и развитие ребенка, а малыши – приобрести первый уникальный опыт общения со сверстниками.

 

 

 

 

Новый курс обучения ведущих — 2019/20

Даты семинаров текущего курса обучения ведущих: 21-23 октября 2019 г., 16-18 декабря 2019 г., 10-12 февраля 2020 г., 20-22  апреля 2020 г. Следующий курс планируется в 2020/21 учебном году. Записаться можно уже сейчас, заполнив форму: http://goo.gl/DOqYo. По всем вопросам пишите сюда:  [email protected]


Новый курс обучения ведущих 2018

Начался новый курс обучения ведущих. Даты проведения семинаров:  24-26 сентября, 26-28 ноября 2018 г.,  21-23 января, 18-20 марта 2019 г. Можно записаться на следующий курс, который начнется осенью 2019 г., заполнив форму: http://goo.gl/DOqYo. По всем вопросам пишите сюда:  [email protected]


Новый курс обучения ведущих 2017

Начинается набор на новый курс обучения ведущих. Даты проведения семинаров: 27-29 марта, 22-24 мая, 18-20 сентября, 20-22 ноября 2017 г. Записаться можно, заполнив форму: http://goo.gl/DOqYo. По всем вопросам пишите сюда:  [email protected]


История PEKiP | Первый год

Программа Родители и дети — первый год основана на Пражской программе «Родители и дети» (PEKiP = Prager Eltern Kind Programm), чрезвычайно популярной в Германии, Австрии, Швейцарии.

Начало пути

В конце 60-х годов доктор психологии Ярослав Кох разработал в Пражском Институте матери и ребенка двигательные игры для детей первого года жизни. Кох считал, что современным младенцам не хватает движения. Малыши проводят много времени в кровати и коляске, и их свободные движения ограничены одеждой. Движение является одной из форм выражения физического и психического развития грудного ребенка. Дети, с которыми Кох и его сотрудники регулярно играли, быстро вырабатывали устойчивый режим сна и бодрствования, они были чаще в хорошем настроении и реже болели.

Рождение программы

В 70-х годах немецкие ученые профессор Евангелистской высшей школы в Бохуме Криста Руппельт и профессор Вуппертальского института Ханс Руппельт заинтересовались исследованиями Коха. Результатом их совместной работы с социальными работниками и педагогами стала Пражская программа «Родители и дети». Не прошло и нескольких лет, как группы распространились по всей территории ФРГ, а затем появились и в других европейских странах под названием «Пражских родительско-детских групп» – PEKiP.


Сайт PEKiP в Германии (на немецком языке)

Одной из родоначальниц PEKiP стала Лизель Полински – ныне практикующая в Германии ведущая групп PEKiP, супервизор и педагог.


Сайт Лизель Полински (на немецком языке)

История PEKiP в России

История PEKiP в России началась с перевода и выхода в 2006 году в издательстве Теревинф книги Лизель Полински «PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни».


Заказать книгу в интернете

Книгу перевела  Ольга Попова, психолог, сертифицированная ведущая групп PEKiP.  Ольга несколько лет вела  группы PEKiP в Берлине (сначала под супервизией Лизель Полински, а потом самостоятельно). Ольга много рассказывала сотрудникам Центра лечебной педагогики об этой замечательной программе, очень близкой по духу подходам ЦЛП, в основе которых — уважение к личности ребенка и поддержание его собственной активности, и по просьбе Романа Дименштейна (председателя правления ЦЛП) вместе с Л.Полински стала искать возможности для подготовки ведущих PEKiP в России.

В 2009-10 гг. в Москве на базе РБОО «Центр лечебной педагогики» Ольга провела первый курс обучения ведущих групп. Весной 2010 года в Москве, Красноярске  и Великом Новгороде были открыты первые группы для родителей и малышей.

Параллельно Ольга подготовила специалистов Центра лечебной педагогики Иму Захарову и Елену Моржину на роль преподавателей, проводящих обучение, и с 2013 г. на базе ЦЛП  начала работать программа обучения  ведущих.

Наша программа — не копия немецкого PEKiPа, а адаптация его к российским условиям специалистами ЦЛП, имеющими большой опыт работы с детьми и родителями и ведения различных групп.  В частности, программа по сравнению с немецким оригиналом существенно дополнена в  двигательной части кинезиотерапевтом Леонидом Зельдиным.

Координатор программы — Мария Дименштейн,  ведущая групп «Родители и дети — первый год», старший педагог ЦЛП.

Система pekip: у ребенка свой план развития

В семидесятые годы чешский психолог Ярослав Кох  разработал систему игр, доступную ребенку с месячного возраста. По его наблюдениям, младенцы, с которыми регулярно играли в предложенные им игры, росли более спокойными и любознательными, легче осваивали режим и в целом развивались быстрее. Каждому возрасту в системе PEKiP (Пражская программа “Родители и дети”) соответствуют определенные игры при помощи естественных для ребенка движений и перемещений в пространстве. Ведущий предлагает группе простые предметы (погремушки, шары, куски ткани), и показывает игры с ними, а также эмоциональные игры — вроде известной всем мамам игры в “Ку-ку”.

В Москве курсы “Родители и дети — первый год” на основе системы PEKiP проходят на базе Центра лечебной педагогики.  Группы работают в помещениях Центра в районе метро «Университет», «Парк культуры» и в детском саду в Ясенево. Сотрудники ЦЛП учитель-дефектолог Има Захарова и педагог Мария Дименштейн, ведущие групп для мам с малышами, рассказали «Летидору» об особенностях этой системы воспитания.

— Почему то, что происходит на ваших занятиях, называется  играми, а не заданиями или упражнениями?

Мария: Игра — это свободная деятельность, в игры нельзя заставить играть. Мы создаем условия, чтобы детям и мамам было интересно вместе что-то делать, чтобы пробудилась активность ребенка.

Хитрость в том, что подзаголовок книги о PEKiP Лизель Полински переведен у нас как «Более 100 развивающих игр». На самом деле там стоит немецкое слово Anregung, которое означает «побуждение, импульс». Только так ведь по-русски не скажешь: 100 побуждений.  Поэтому, конечно, игры — это условное название, чтобы подчеркнуть добровольный характер этих занятий.

— Откуда взялась эта система?

Мария : Сотрудники ЦЛП и директор Анна Битова давно размышляли, какую бы нам изучить ценную и полезную иностранную систему, направленную на развитие маленьких детей, на профилактику разных нарушений, в т.ч. — эмоциональных. И тут как раз наша коллега по Центру, семейный психолог Ольга Попова переехала жить в Германию, познакомилась с программой PEKiP, которая ей очень понравилась, окончила курсы и стала вести группы. Она рассказала нам про эту систему, и оказалась, что она очень близка ЦЛП по духу: занятия ориентированы на собственную активность ребенка, на уважение и внимание к нему, его интересы и потребности. Ольга переводила книгу Лизель Полински, одной из основательниц PEKiP, вместе с нею придумывала, как адаптировать систему к российским реалиям и сама проводила обучение. Обучение длилось два года, после четырех трехдневных семинаров ведущие начали вести группы под супервизией, и только после этого получили право самостоятельного ведения групп. Сейчас в Москве 11 сертифицированных ведущих.

Има: Программа PEKiP решает четыре задачи: поддержка развития ребенка, поддержка отношений между мамой и ребенком, поддержка отношений между взрослыми и поддержка отношений между детьми. Все это делается с использованием различных игр.

— Какие могут быть отношения между детьми в таком возрасте?

Има: До четырех месяцев они действительно держатся каждый при своей маме и другие дети им не очень-то интересны. Но вдруг — им исполняется четыре месяца, или, чтобы не привязываться к возрасту, они начинают переворачиваться на живот. У них включается дальнее поле зрения, они переворачиваются, и сразу начинают видеть других детей, и начинают к ним ползти. Мама пытается с ним в игрушечку поиграть, а он хлоп — и весь там, в кругу, с остальными.  

— Как устроены занятия?

Мария: Курс “Родители и дети — первый год”  включает в себя 10 занятий, которые проходят один раз в неделю и длятся полтора часа. Группа набирается из детей близкого возраста — лучше, чтобы разница между ними была в пределах месяца — полутора. Состав группы на протяжении курса постоянный, чтобы все друг к другу привыкли и чувствовали себя комфортно. Чем раньше мама с ребенком начинают заниматься, тем лучше, потому что отношения между ними формируются в самом раннем возрасте. Когда отношения застыли, когда чуткость, которая вообще-то присуща родителям изначально, не поддерживается и не развивается, заниматься сложнее. Мы бы хотели начинать с самого начала — с месяца, с двух. Но, поскольку эта идея еще не очень распространена в народе, группы для самых маленьких набирать сложнее.

Има: Занятия проходят раз в неделю, в течение каждого занятия ребенку предлагается четыре-пять игр. У меня на коленках сидит кукла, и с ее помощью я показываю мамам и малышам движения. Потом говорю — давайте попробуем поиграть.

Игры бывают двигательные, с предметами и на общение; для положения на животе и на спине, для ручек, для ножек. Все построено довольно свободно. Если ребенок хочет играть он играет, если нет — мама смотрит, чего он хочет в данный момент, другую игрушку, или поесть, или просто понаблюдать. Все должны чувствовать себя довольно расслабленно, только в такой атмосфере можно действительно почувствовать своего ребенка. Если у мамы с ребенком что-то не складывается, ведущий может подсесть, спросить: как вам кажется, чего хочет сейчас ваш малыш. Давайте понаблюдаем, чего хочет.

Сначала мамам бывает сложно расслабиться. Они очень настроены на занятия, а здесь вроде бы ничего не происходит. Если ведущая чувствует какую-то пустоту, она может задать тему для разговора. Мамы выключают потребность что-то немедленно делать и начинают говорить на посторонние темы. Еще одна особенность наших занятий — разговоры на посторонние темы поддерживаются. Если ребенок только родился — все начинают обсуждать как он рождался, как кормить ребенка, какие слинги и какие переноски.

— Естественное родительство?

Има : Нет, мамы приходят разные — некоторые кормят грудью, некоторые смесями, у других дети все время с пустышкой. Естественно, по поводу прививок-пустышек возникает разговор. Ведущий при этом не поддерживает ни одну сторону. Предположим, я против прививок, но должна вести себя так, чтобы у группы не возникло такой идеи. Мы готовы обсуждать любую тему, причем мы должны обсуждать ее так, чтобы не возникало резких конфликтов.

— Организовать занятия с такими маленькими детьми наверняка непросто.

Мария: Когда мы только начинали, то очень боялись, что будет, если они все вместе начнут кричать. И задавали Ольге одни и те же вопросы — а если кто-то заснет, а если проголодается? Оказывается, что одновременно они почему-то не кричат, а если кто-то засыпает, значит, он будет на занятиях спать. А мама в это время спокойно будет с кем-то беседовать и наблюдать как другие дети играют. С детьми проблемы быстро решаются.

Проблемы взаимоотношений мам и детей тоже постепенно удается решать. Например, мама раз за разом видит, что ребенок не играет в предложенные игры, и это ее нервирует, или сама не включается в происходящее, приходит просто чтобы поболтать. Ведущая не должна критиковать, а наоборот, поддерживать маму в том, что получается хорошо. Помочь ей описать ситуацию и увидеть ее. Потихонечку человек начинается ориентироваться лучше.

Има: Бывают чуткие мамы, бывают не очень. Мы хотим на выходе получить чуткую маму, которая умеет общаться и чувствует дистанцию, комфортную для своего ребенка. Чем хороша группа, — тем, что друг у друга они учатся.

— Это обучение сорока мам в течение полугода. Ведете ли вы какую-то более широкую просветительскую деятельность?

Има : Мы ездим в российские города, проводим там семинары. К нам сюда приходят педагоги, которые занимаются с детьми раннего возраста. Наша задача — сменить взгляд педагога на ребенка, который потом, может быть, изменит взгляд родителей, объяснит, что им не нужно ребенка специально стимулировать, а нужно поддерживать его развитие.

— Какая разница между поддержкой развития и его стимуляцией?

Има: Когда мы стимулируем, у нас в голове существует некий план, под который мы все подтягиваем. А у ребенка свой план развития. Может быть, сначала он поползет, потом сядет, а может наоборот. И если наблюдать и чутко относится к потребностям ребенка, можно этот план понять и помочь, эмоционально его поддерживая.

— Когда оканчиваются занятия?

Има: Цикл заканчивается в год и два месяца, но в этом году мы ведем две  экспериментальные старшие  группы: многие мамы не захотели расставаться и уговорили двух ведущих продолжить занятия для более старшего возраста. Правда, это уже не совсем формат PEKiP, т.к. возраст другой и задачи тоже меняются. В возрасте 2-3 лет у занятий появляется более жесткая структура, больше правил, детям это нравится, им это интересно. Дальше они просто идут в детский сад, но без травматического опыта.

— А как в дальнейшем адаптироваться ребенку, привыкшему к индивидуальному подходу, в системе, которая такого подхода не предполагает? Не будет ли у него проблем с обычным государственным детским садом?

Мария: Ответ зависит от того, чего мы хотим. Хотим, чтобы ребенок рос человеком с доверием к миру (в первую очередь к родителям), с интересом ко всему, с «активной жизненной позицией»? Или чтобы он умел пассивно подчиняться обстоятельствам, а своей инициативы не проявлял, потому что в детском саду это не приветствуется? Это философский вопрос.

PEKiP. Первый год

PEKiP 

Вашему малышу сейчас 3-12 месяцев?  

И Вы хотите:

  • поддержать естественное развитие и активность ребенка через игру и движение? 
  • укрепить привязанность между вами и ребенком? 
  • пообщаться с другими родителями и поделиться опытом? 
  • создать условия для общения малышей между собой? 

У Вас есть уникальный шанс присоединяйтесь к нашей дружной компании!  В Детском Центре «Пчёлка» (м. Беговая) стартует новое уникальное направление: «Pekip. Первый год жизни». Занятия для детей до года.Родители и дети – первый год — программа групповых занятий с малышами первого года жизни, основанная на программе PEKiP, чрезвычайно популярной в Германии, Австрии, Швейцарии. Если Вы ищете пространство для бережного развития ребенка, хотите создать задел для его мягкой социализации, для формирования вашего с ним чуткого взаимодействия, приходите к нам! 

Условия проведения детско-родительских групп Родители и дети – первый год: 

  • группы ведут только опытные психологи и педагоги, получившие сертификат о прохождении обучения в Центре лечебной педагогики (Москва) 
  • в группе занимаются 5–8 детей одного возраста с мамами (и/или папами) 
  • программа рассчитана на детей от 1 до 12–15 месяцев 
  • каждый курс состоит из 10 занятий 
  • занятия проводятся один раз в неделю 
  • занятие длится 90 минут, включая раздевание и одевание детей 
  • основой занятий являются PEKiP-игры, предложенные пражским психологом Ярославом Кохом 
  • для демонстрации игр ведущая использует куклу 

В группе Родители и дети – первый год 

  • вы узнаете игры, наиболее подходящие для вашего ребенка

В основе программы лежат двигательные и сенсорные игры. 

Вся прелесть этих игр в том, что они базируются на естественных движениях малыша, а также позволяют каждому маленькому участнику пребывать в комфортном для него ритме и поддерживают его естественное развитие. 

  • вы получите возможность общаться со своим малышом, не отвлекаясь на бытовые дела

Группа «Родители и дети – первый год» — это особое пространство для общения и игр, где вы сможете забыть обо всех делах и просто быть мамой своего малыша. 

  • вы сможете укрепить отношения с ребенком и получать больше радости от общения с ним

Мы расскажем и покажем, как сделать игру с малышом более приятной, разнообразной и развивающей.

Вы научитесь быть более наблюдательными, чуткими по отношению к своему ребенку, сможете тоньше чувствовать его потребности и понимать его трудности. 

  • вы сможете обмениваться опытом с другими родителями

Программа уделяет равное внимание, как ребенку, так и его родителю. В наших группах можно посоветоваться, поделиться чем-то очень сокровенным – потому что они закрытые, посторонних там нет. Здесь вас всегда выслушают и поддержат! 

  • ваш ребенок получит уникальный опыт общения с другими малышами

Моменты общения детей часто являются самими яркими событиями на группе и приносят много радости родителям и детям. Вы увидите, как легко малыши идут на контакт и насколько позитивно их общение друг с другом.Эти бережные и нежные занятия полезны малышам, для которых этот мир толькооткрывается! И эти открытия радостно делать с самым близким человеком – мамой или папой.

Группы | Первый год

Новорожденные познают мир в игре и с помощью всех органов чувств. Уже шестинедельные младенцы в состоянии показать, какая игра им нравится, а какая нет. Программа Родители и дети — первый год помогает родителям выстраивать отношения с ребенком, оптимально удовлетворяя его потребности в движении и игре.

Развитие начинается с рождения

В группе можно начинать заниматься с того момента, когда ребенок вновь возвращается к своему первоначальному весу. В течение первых трех месяцев возможности малышей достаточно сильно возрастают: в первые недели время бодрствования ребенка, не занятое кормлением и переодеванием, составляет обычно всего несколько минут, у шестинедельного малыша – это уже 10-15 минут, а трехмесячный ребенок способен активно бодрствовать до получаса. В соответствии с возрастом детей и продолжительностью их бодрствования занятие делится на игры и упражнения и обмен опытом между взрослыми, во время которого малыши могут отдохнуть.

Голенькие дети двигаются активнее

Голенький малыш двигается активней и уверенней, у него более тесный телесный контакт с родителями. Он меньше плачет и чаще бывает в хорошем настроении. Поскольку во время игры дети раздеты, в помещении должно быть по-настоящему тепло. Во время группы ведущая показывает и предлагает родителям попробовать игры, которые соответствуют уровню развития детей, отвечают сиюминутному состоянию участников, характеру связи между родителями и ребенком в данный момент. В отличие от обычной гимнастики для грудных детей, во время группы PEKiP Первый Год ребенок не остается пассивным. Взрослые только побуждают малыша к движению, но именно ребенок проявляет активность и выполняет то или иное движение. При этом малыш сам определяет, как долго он хочет играть. Если он устал, он может поспать, а если голоден, может поесть.

Родители учатся друг у друга

Занимаясь со своим ребенком, родители могут наблюдать и за другими детьми. Возможность видеть разных детей постепенно приводит к пониманию того, что у каждого ребенка свой уникальный путь и темп развития. Это помогает родителями воспринять и своего собственного ребенка как индивидуальность. Кроме того, в группе родители могут поговорить друг с другом на любые темы, связанные с воспитанием малышей, и обменяться опытом. При необходимости ведущая группы дополнительно дает информацию на важные для родителей темы. Разговоры могут касаться новой роли родителей, изменений в повседневной и профессиональной жизни, питания, развития, ухода и здоровья ребенка. Дискуссионные вечера для родителей могут дополнять еженедельные занятия с малышами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *