Главные герои живая шляпа носов – Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме: Урок по литературному чтению во 2 классе.«Н.Н.Носов. « Живая шляпа».

Школьное чтиво: «Живая шляпа»

Носов Н., рассказ «Живая шляпа»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Живая шляпа» и их характеристика

  1. Вадик. Мальчик, хозяин квартиры. Решительный, находчивый, слегка трусливый.
  2. Вовка. Мальчик в гостях у Вадика. Нерешительный, несмелый, боязливый.
  3. Васька. Маленький котенок, большой проказник.

План пересказа рассказа «Живая шляпа»
  1. Мальчики рисуют
  2. Упавшая шляпа
  3. Первый испуг
  4. Спасительный диван
  5. Атака шляпы
  6. Побег в кухню
  7. Клюшка и лыжная палка
  8. Картофельный обстрел
  9. Тайна раскрыта.

Кратчайшее содержание рассказа «Живая шляпа» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Вадик и Вовка рисовали картинки, когда с комода свалилась шляпа.
  2. Шляпа стала двигаться по полу и мальчики испугались.
  3. Они сперва забрались на диван, а потом сбежали на кухню
  4. Мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и стали звать шляпу
  5. Они стали кидать в шляпу картофелем и Вадик попал.
  6. Из-под шляпы выбрался котенок Васька.

Главная мысль рассказа «Живая шляпа»
Больше всего пугает необычное.

Чему учит рассказ «Живая шляпа»
Рассказ учит быть смелым, храбрым, решительным. Учит не теряться, столкнувшись с чем-то неожиданным и необычным. Учит находить всему необычному простое объяснение. Учит самим решать свои проблемы, не прибегая к помощи взрослых.

Отзыв на рассказ «Живая шляпа»
Меня насмешил этот хороший рассказ. Мальчики испугались шляпы, которая показалась им живой. Но шляпы никогда не могут стать живыми и если она двигалась, значит что-то двигало ее. Им надо было сразу посмотреть, кого среди них не хватает.

Пословицы к рассказу «Живая шляпа»
У страха глаза велики.
Боязливому и своя тень страшна.
Кто боится огня, бежит и от дыма.
Хорошо медведя в окно дразнить.
Лучше поберечься, чем обжечься.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Живая шляпа»
На комоде лежала шляпа, под комодом сидел котенок Васька. Вовка и Вадик за столом раскрашивали картинки. Вдруг раздался звук падения и обернувшись мальчики увидели на полу шляпу. Они решили, что шляпа просто упала с комода, и Вовка пошел ее подобрать и вернуть на место.
Но вдруг он с криками отбежал обратно. Вадик удивился, но Вовка сказал, что шляпа живая и предложил Вадику самому в этом убедиться.
Вадик подошел к шляпе и в упор посмотрел на нее. Шляпа вдруг двинулась и поползла к нему. Вадик с криком запрыгнул на диван, а Вовка за ним. Шляпа выползла на середину комнаты, а потом поползла прямо к дивану. Мальчики завопили еще громче, спрыгнули с дивана и выбежали из комнаты. Они прибежали на кухню и закрыли за собой дверь.
Вовка ревел в полный голос и заявил, что уходит домой, потому что боится шляпы. Вадик предложил сходить и проверить, не дергает ли кто шляпу за веревочку. И он взял клюшку, чтобы в случае чего ударить шляпу. Вовка тоже хотел взять клюшку, но ему досталась только лыжная палка.

Вооруженные мальчики вернулись в комнату и увидели шляпу возле стола. Она лежала на полу и не двигалась. Вадик стал стучать клюшкой по полу и звать шляпу, но та не отзывалась. Тогда Вовка предложил кидать в шляпу картошкой. Они сходили на кухню за картошкой и стали обстреливать шляпу. Наконец Вадик попал и шляпа подскочила кверху. Раздался громкий крик «Мяу!» и из-под шляпы выскочил Васька.
Ребята обрадовались и поняли, что шляпа упала на котенка и поэтому двигалась. Они стали обнимать и целовать Ваську, а тот только жмурился от яркого света.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Живая шляпа»



Живая шляпа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Живая шляпа — рассказ Николая Носова, написанный в 1938 году.

Рассказ про котенка Ваську и двух мальчиков — Вову и Вадика. Во время рисования позади ребят послышался шум. Упала шляпа, но при попытке приблизиться к ней шляпа пришла в движение, вызвав испуг мальчишек. После того, как они закидали её картофелинами, выяснилось, что под упавшую шляпу попал котёнок.

Рассказ был написан в 1938 году и относится к начальному этапу творчества Н. Носова. В письме С. А. Баруздину от 8 августа 1972 года Носов вспоминал: «Я начал писать в 1938 году. Первый рассказ „Затейники“ появился в „Мурзилке“ № 9 за 1938 год. Вскоре были написаны и опубликованы в периодике (главным образом в „Мурзилке“) подобного рода рассказы: „Живая шляпа“, „Мишутка и Стасик“ (в последующих изданиях — „Фантазёры“), „Чудесные брюки“ („Заплатка“), „Огурцы“, „Метро“ и другие… До войны накопился кое-какой багаж, из которого можно было отобрать сборничек для отдельного издания… Да вот — годы войны! Такой сборник под названием „Тук-тук-тук!“ вышел в Детгизе только в 1945 году[1]

Впервые Носов прочитал свой рассказ в кружке молодых авторов при детском издательстве. Из этого кружка позднее вышли В. Осеева, В. Донникова, О. Карышева и другие авторы. Руководила кружком А. Чумаченко. По воспоминаниям А. Кардашовой, «писали о детях и для детей с желанием приобщить их к событиям нашего времени. Испания. Граница. Экспедиции. Авиация. Сельское хозяйство. Строительство…» На этом фоне «этот тихий рассказ — о чём? — о шляпе и котёнке — произвёл странное впечатление.» Однако во время выступления кружковцев в школе произведения Носова имели успех: «Когда Носов кончил читать, ребята совсем ошалели. Кричали: Ещё! Ещё! Кидали вверх номерками от пальто, топали ногами, хлопали… Звон, крик, топот не смолкали пока Носов не ушёл

[2].»

В отличие от прочих рассказов, «Живая шляпа» впервые была опубликована в 1938 году в переводе на белорусский язык в белорусском журнале «Искры Ильича», став первым произведением Носова, переведённым на языки народов СССР[3].

В 1952 году вышел однотомник «Повести и рассказы» с предисловием В. Катаева, включавший 3 повести («Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына» и «Витя Малеев в школе и дома») и девять рассказов, в том числе и «Живая Шляпа»

[4].

«Живая шляпа» издавалась на польском («Żywy kapelusz», 1954)[5], эстонском («Elav kaabu», 1958)[6], немецком («Der lebende Hut», 1962)[7], английском и испанском языках (1971, 1979). В парижской серии Ашетт в 1967 году в переводе П. Жиль-Леклерка называлась «Drôle de chapeau»[8]. В 1980-х годах издательством «Радуга» был выпущен цикл переводов рассказа, в том числе на финский (1985, фин. Elävä hattu)[9], малагасийский (1985, малаг. Satroka manenjika)[10] и ирландский (1988, ирл. An hata beo)[11] языки.

В 1972 Аллой Суриковой в качестве курсовой работы был снят одноименный фильм[12], в котором играли два мальчика пяти лет.

В тексте рассказа была выявлена фольклорная/мифологическая основа: отрицательный персонаж пытается обмануть положительного персонажа, который сначала поддается на обман, но затем вступает в борьбу с отрицательным персонажем и побеждает его

[13].

В 2013 году повесть была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. Книга неоднократно была рекомендована к использованию учителями в младшей школе[14][15] и детских садах[16]. Текст «Живой шляпы» был использован при изучении ошибок при овладении письмом у двуязычных детей[17].

  • Прилежаева М.: «Слышу, действительно, ор. Вернее, хохот. Мои два сына, тогда мальчики, заливаются хохотом. Вхожу. Старший читает вслух какую-то книжку, младший слушает. Оба хохочут. Да как! Приходилось ли вам хохотать до изнеможения, до слёз, до счастья?! Так хохотали они, читая крошечный рассказик Носова „Живая шляпа“[18]
  • Л. Кассиль: «Перечитайте его популярные рассказы „Мишкина каша“, „Замазка“, „Огурцы“, „Фантазёры“, „Живая шляпа“ и десятки других, таких же смешных и по-хорошему лукавых… и вы ещё раз подивитесь, порадуетесь тому, как этот выдающийся мастер литературы умеет зажигать весёлые искорки в глазах своих маленьких читателей
    [19]
  1. ↑ Баруздин С. А. О Николае Носове//Заметки о детской литературе. Очерки. — М., „Детская литература“, 1975. — С. 170—175. —366 с.
  2. ↑ Кардашова А. Живая шляпа//Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник./Сост. С. Е. Миримский; Оформл. Б. Кыштымова. — М.: Дет. лит., 1985. — 256 с. — С. 123—130.
  3. ↑ Эбин Ф. И детям и взрослым (О прижизненных изданиях произведений Н. Н. Носова, публикациях в периодике и прижизненной литературе о нём)//Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник./Сост. С. Е. Миримский; Оформл. Б. Кыштымова. — М.: Дет. лит., 1985. — 256 с. — С. 231—232.
  4. ↑ Эбин Ф. И детям и взрослым (О прижизненных изданиях произведений Н. Н. Носова, публикациях в периодике и прижизненной литературе о нём)//Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник./Сост. С. Е. Миримский; Оформл. Б. Кыштымова. — М.: Дет. лит., 1985. — 256 с. — С. 234—235.
  5. Nosow Mikołaj (Nosow Nikołaj), «Żywy kapelusz», Tłumacz: Lewandowska Janina, Nasza Ksiegarnia, Варшава, Польша
  6. ↑ Nikolai Nossov Elav kaabu
  7. ↑ Der lebende Hut / N. Nossow. [Aus d. Russ. übers. von Nadeshda Ludwig. Ill. von Harri Parschau]
  8. ↑ Бек Б. Герои Носова за рубежом//Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник./Сост. С. Е. Миримский; Оформл. Б. Кыштымова. — М.: Дет. лит., 1985. — 256 с. — С. 98-99.
  9. ↑ Nosov N. Elävä hattu/Ulla-Liisa Heino, 1985.
  10. ↑ Nôsôv N. Satroka manenjika/Перевели Л. Карташова, Э. Рандриамамундзи
  11. ↑ Nosov N. An hata beo /Insint Ghaeilge Séamus Ruiséal; léaráidí le I. Semyonov. Clódhanna Teoranta, 1988.
  12. РИА Новости Сурикова Алла Ильинична. Биографическая справка (неопр.). Дата обращения 15 сентября 2014.
  13. Мурюкина, Е.В. Анализ культурной мифологии на занятиях в студенческой аудитории на примере статей из газет/журналов/интернет-сайтов (на материале детской прессы) // Медиобразование — Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики : Ж. — 2011. — Вып. 2. — С. 70-78.
  14. Дмитриева, О.И.; Казакова, О.В. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. — 2-е, переработанное и дополненное. — М.: ВАКО, 2010. — С. 32-34. — 448 с. — (В помощь школьному учителю).
  15. Максименко, Н.Н. Чтение. 3 класс: Авторские уроки. — Ранок. — С. 77-78. — 216 с. — ISBN 978-966-8-1381-6.
  16. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа.. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 144 с. — P. 978-5-4315-0408-2.
  17. Протасова, Екатерина; Корнеев, Алексей. Анализ ошибок при овладении письмом у двуязычных детей // Кузьмина, Т.В. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики: сборник статей к юбилею доктора филологических наук, профессора С.Н. Цейтлин. —
    СПб.
    : Златоуст, 2013. — С. 224-235. — ISBN 978-5-86547-703-7. — arXiv:http://ontolingva.ru/Ceytlin_2013.pdf.
  18. ↑ Прилежаева М. Весёлые приключения и серьёзная жизнь героев Носова//Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник./Сост. С. Е. Миримский; Оформл. Б. Кыштымова. — М.: Дет. лит., 1985. — 256 с. — С. 158.
  19. ↑ Кассиль Л. Большая, весёлая слава//Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник./Сост. С. Е. Миримский; Оформл. Б. Кыштымова. — М.: Дет. лит., 1985. — 256 с. — С. 85-86.

Сочинение Анализ рассказа Носова Живая шляпа

Основными персонажами произведения являются мальчишки, дружащие между собой, Вадик и Вовка, которые оказываются в необычной ситуации. 

В один из дней мальчики собираются в доме Вадика и занимаются рисованием, не обращая внимания на шалости маленького котенка хозяина дома по кличке Васька. Забавляясь с домашними предметами, подвижный котенок, пытающийся поймать назойливую муху, внезапно оказывается под упавшей на него огромной шляпой, из которой ему не удается никак выбраться.

Ребята слышат звук падения какой-то вещи, но, оглядевшись, видят на полу комнаты лишь темную шляпу, которая периодически передвигается по помещению, иногда немного подпрыгивая. 

Остолбенев от изумления, мальчишки начинают испытывать дикий ужас и страх от увиденного, мысленно представляя различные ужасы. Вовка, пришедший в гости к Вадику, изъявляет желание как можно быстрее покинуть комнату со странной вещью, что является нормальным желанием при возникновении чрезвычайной ситуации, но, будучи от природы любопытным и любознательным, решает помочь другу в выяснении ситуации, связанной с ожившей шляпой.

Ребята, объединившись между собой, начинают искать различные варианты в борьбе с живым ползающим предметом. Сначала мальчики обороняются от необычной шляпы, схватив в руки клюшку и лыжную палку. Затем они вооружаются картофелем и вступают в бой с двигающейся вещью. В момент, когда одна из картофелин достигает своей цели и падает на шляпу, которая от удара подпрыгивает, до мальчишек доносится жалобное мяуканье. В тот же миг мальчиков посещает озарение в виде отгаданной загадки: под двигающейся шляпой находится резвый, безобидный Васька, так напугавший поначалу ребят, ставший случайной жертвой своей шалости.

Финал произведения описывает безудержную радость мальчишек, понявших беспочвенность собственных необоснованных страхов.

Сюжетная линия рассказа, развивающая стремительно, выстроена с использованием многочисленного юмора путем описания комической ситуации, в которую попали герои произведения, тем самым снижая негативные и таинственные моменты, связанные с волнением за судьбу котенка и психологического состояния детей.

Главной идей рассказа является стремление писателя раскрыть понятия дружбы, смелости, сплоченности, находчивости, разумности, необходимые каждому человеку на его жизненном пути.

Сочинение по произведению Живая шляпа рассуждение

Детские рассказы Николая Николаевича Носова всегда привлекали и привлекают внимание юного читателя. Эти небольшие произведения интересные, живые, смешные и неподражаемые. Герои рассказов – обыкновенные мальчишки и девчонки, с которыми происходят веселые истории.

Рассказ Носова «Живая шляпа» заинтересовывает своим сюжетом. Несмотря на довольно простую композицию, содержание получилось интригующим.

Главными героями рассказа являются два друга Вадик и Володя. Друзья увлеченно раскрашивают книжки с рисунками, и вдруг их занятие прерывает какой-то шум. Друзья очень сильно напугались. Их страх еще больше увеличивается, когда они видят, как обыкновенная шляпа двигается, подскакивает и ползет прямо на них. Мальчики называют шляпу «живой». Но читатель предупрежден писателем уже в самом начале рассказа. Автор говорит о том, что котенок Васька свалил шляпу на пол и попал под нее случайно. Вот и двигается она из-за этого. Носов подсмеивается над своими героями, называет их трусами. Но усмешка автора над мальчиками добрая, без капли злости.

Друзья, как могут, пытаются вместе решить эту трудную для них ситуацию. Они начинают кидать картошкой в живую шляпу, вооружаются клюшками. Здесь Носов показывает настоящую дружбу мальчиков, желание помочь друг другу. Этот эпизод является кульминацией рассказа.

Картошка попадает в шляпу, и тогда шляпа подпрыгивает и громко мяукает. Вова и Вадик понимают, что под «страшной» шляпой находился котенок Васька. Все это время пушистый друг сам испытывал неимоверный страх.

Тема рассказа – дружба мальчиков и озорство котенка Васьки. Основная мысль произведения заключается в том, что нужно не бояться в страшных ситуациях, а стараться найти выход с друзьями вместе.

Рассказ весьма поучительный относительно того, что сплоченность и дружба всегда и во всем помогают.

Произведение написано доступным и простым детским языком. Маленьких читателей завлекает интрига рассказа. Тем более все повествование представлено в юмористической форме.

Рассказ Николая Носова «Живая шляпа» веселый и интересный. Все герои вызывают симпатию и умиление. Анекдотичность ситуации делает сюжет довольно заманчивым.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Живая шляпа

Анализ рассказа Живая шляпа

Популярные сегодня темы

  • Образ Веденяпина в рассказе Доктор Живаго Пастернака

    Николай Николаевич Веденяпин – священник по призванию, работник газеты – по профессии, второстепенный персонаж романа Бориса Пастернака. Является дядей мальчика Юры

  • Сочинение Родной язык моей семьи русский

    Для моей семьи, для моих родителей, для моих друзей – русский это родной язык. Как принято про него говорить, что русский это великий и могучий язык. Это слова великого писателя все времен и столетий Тургенева

  • Анализ произведения Марфа-Посадница Карамзина

    Жанровая направленность произведения представляет собой историческую повесть, основной темой которой является рассмотрение вопросов свободолюбия, справедливости, чести в отношении своего народа.

  • Сочинение День Святого Валентина 14 февраля

    Что такое День Святого Валентина и откуда он пришел к нам, задаются таким вопросом многие люди. Этот великий праздник отмечается именно 14 февраля, в народе его называют праздником всех влюбленных.

  • Сочинение Образ Мачехи в сказке Маршака Двенадцать месяцев

    Одним из центральных второстепенных персонажей детской сказочной пьесы является Мачеха, представленная писателем в образе пожилой женщины, воспитывающей собственную дочь и главную героиню сказки Падчерицу,

Н. Носов, «Живая шляпа». Рассказ для детей

Рассказы для детей «Огурцы», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Живая шляпа» Носова Николая Николаевича известны, пожалуй, каждому ребенку. Их постоянно включают в список книг, рекомендованных для чтения в детском саду и начальной школе. Короткие, веселые, запоминающиеся сценки, взятые из жизни, очень нравятся маленьким читателям и слушателям.

«Живая шляпа» и другие произведения писателя появились на свет после рождения в его семье ребенка. Малышу, как и всем детям, нужно было рассказывать сказки. Но Николаю Николаевичу больше понравилось самому выдумывать смешные истории – так пришла идея попробовать себя на писательском поприще. Первые произведения, в том числе рассказ «Живая шляпа», Носов написал в 1938 году, тогда же они стали печататься в детских изданиях, в основном в популярном тогда журнале «Мурзилка». Вскоре их накопилось достаточно, но выходу сборника помешала война. В результате первая книга появилась только в 1945 году и сразу же привлекла внимание читателей. С тех пор на протяжении нескольких десятилетий Николай Носов входит в число самых известных и самых любимых детьми младшего и среднего возраста писателей.

произведение носова живая шляпа

Краткое содержание рассказа

«Живая шляпа» Носова начинается вполне обычно. Два мальчика сидят за столом и спокойно рисуют. Неподалеку, у комода, играет котенок. Вдруг герои слышат, как что-то шлепнулось на пол. Оказалось, с комода упала шляпа. Тоже обычное дело, но она вдруг зашевелилась, вызвав у ребят испуг. Они понимали, что неживой предмет сам по себе двигаться не может. Но шляпа ни с того ни с сего стала перемещаться по комнате. Мальчик, пришедший к товарищу в гости, даже хотел от страха убежать домой. Однако любопытство взяло верх, и герои решили узнать, что же все-таки происходит. Они стали бросать в шляпу картошку и вдруг услышали мяуканье. Произведение Носова «Живая шляпа» заканчивается весело: виновником страха друзей оказался безобидный котенок.

носов живая шляпа рассказ

Особенности сюжета и стиля

Чем же покоряют уже не одно поколение маленьких читателей книги Николая Николаевича? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим в качестве примера рассказ «Живая шляпа». Носов выбирает для сюжета вполне реальную и понятную каждому ребенку ситуацию, но вносит в нее немного таинственности. Читатель, в отличие от героев, с самого начала знает, кто сидит под шляпой. Потому прекрасно работает композиционный прием, который использует Носов. «Живая шляпа» — рассказ юмористический, так как нам весело наблюдать за тем, как абсолютно беспочвенный страх все больше одолевает героев. Кроме того, сюжет в рассказе развивается стремительно: Володя и Вадик моментально реагируют на происходящее и придумывают план действий. Если сначала они пытаются просто убежать – естественная реакция человека при встрече с непонятным и пугающим, то затем они начинают выстраивать версии того, что происходит. В какой-то момент мальчики даже начинают обороняться клюшкой и лыжной палкой, но непременно желают раскрыть секрет шляпы. Единственный герой, который действительно вызывает сочувствие читателя, — это ловивший мух кот Васька, ставший одновременно виновником и жертвой произошедшего.

Близка ребятам и лексика, которую использует в произведении Носов. «Живая шляпа» — рассказ, где уместно употреблены выражения «что-то плюхнулось», «трясутся от страха», «стали швырять». Они лучше всего помогают понять состояние главных героев, оказавшихся в комической ситуации.

живая шляпа носова

Воспитательное значение рассказа

Несмотря на кажущуюся простоту и незначительность описанной ситуации, из произведения дети могут извлечь несколько уроков. Во-первых, главные герои – смелые, деятельные мальчики. Преодолев свой страх, вызванный фантазиями, они стали искать логическое объяснение увиденному. Например, решили, что кто-то просто дергает шляпу за веревку. Важно и то, что мальчики решили вместе докопаться до правды, и собравшийся было убежать домой Вовка остался вместе с другом. Взаимовыручка, смелость, смекалка помогут найти выход из любой ситуации, подчеркивает Носов.

«Живая шляпа» — рассказ и о том, какая прекрасная пора детство, когда можно быть искренним и непосредственным.

рассказ живая шляпа носов

Отзывы о рассказе

Многие взрослые, впервые познакомившиеся с произведением в детские годы, читают его своим сыновьям, дочерям, внукам. И результат практически всегда предсказуем: ребята настолько увлекаются, что начинают безудержно хохотать. Например, так произошло с сыновьями М. Прилежаевой, которые все никак не могли успокоиться, узнав о приключениях героев. А. Иванов вспоминал, как впервые услышал этот рассказ четырехлетним ребенком. Произведение настолько ему полюбилось, что вскоре он знал его наизусть. Но главное, что можно выделить в обеих историях, – знакомство с «Живой шляпой» пробуждает в маленьких читателях желание познакомиться с другими рассказами писателя. А это и есть приобщение к литературе.

николай носов живая шляпа

Переводы и экранизация

Произведения Николая Николаевича интересны не только российским ребятишкам, но и детям других стран. На белорусском рассказ «Живая шляпа» появился уже в 1938 году. Впоследствии были сделаны его переводы на эстонский, польский, немецкий, английский, испанский, французский, финский, ирландский и даже малагасийский языки. Кстати, по данным одного из международных журналов, третье место среди русских писателей, чаще всего переводимых на другие языки, занимает именно Н. Носов.

«Живая шляпа» — рассказ, который идеально подходит для инсценировки. В 1972 году по его сюжету был снят фильм, ставший курсовой работой А. Суриковой.

Живая шляпа — читательский дневник, очень кратко

Автор Клинова М.Ю.На чтение 1 мин.Просмотров 126Опубликовано


Котёнок под шляпой

Котёнок под шляпой
АвторГод написанияЖанр произведенияГлавные героиО чём?
Николай Николаевич Носов1962рассказВадик и ВитькаВ рассказе повествуется о смешном происшествии, в котором два друга поверили в чудо, которого не было

Два мальчика были дома без родителей. Один из них рисовал. И вдруг увидел, что шляпа, которая лежала на столе, начала двигаться. Он испугался и выбежал из комнаты.

Мальчики стали наблюдать за шляпой. Если они не подходили к ней, она лежала спокойно. Как только они хотели к ней приблизиться, шляпа начинала двигаться навстречу им.

Мальчики закричали и убежали. Стали думать, что делать. И вдруг из-под шляпы донеслось мяуканье, и появились лапка и хвостик.

Так мальчики поняли, что под шляпой сидел котёнок. Он хотел вылезти, поэтому шляпа двигалась.

Моё мнение

Иногда хочется поверить во что-то удивительное. Но на самом деле всему есть объяснение.

Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме: Урок по литературному чтению во 2 классе.«Н.Н.Носов. « Живая шляпа».

Орг.момент.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А.Л.Барто «Стали грамотными»

Учитель:

 — почему девочка допустила ошибку?

-подберите рифму к словам «звали», «дом», «клетка»

-можно ли назвать это  стихотворение юмористическим?

Работа над новым материалом

1)Беседа. Вступительное слово учителя.

-Ребята ,сегодня нас ждет приятная встреча с одним из детских писателей –Николаем Николаевичем Носовым. Портрет его вы видите .

Есть писатели произведения которых намного переживают их самих. К их числу  принадлежит и Н.Н.Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад он остается одним из самых популярных и любимых  детьми авторов.

-А что знаете вы о Н.Н.Носове?  

(монтаж: биографическая справка)

2)Беседа, продолжение.

-Николай Николаевич Носов написал много забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Некоторые рассказы мы читали на уроке внеклассного чтения. Назовите их.

Ответы детей…

-Сегодня мы познакомимся с еще с одной историей. Она  произошла с такими же ребятами как вы, когда они сидели дома. Послушайте этот рассказ

3)Первичное знакомство с произведением. Чтение рассказа учителем  

4)Проверка воспрятия

 Учитель:

 -Н.Носов назвал рассказ «Жива шляпа».Как вы думаете почему?

Дети:

-из-за того, что под ней был котенок ,шляпа действительно казалась живой.

-она двигалась как живая.

Анализ произведения.

1)Работа над текстом.

Учитель:

 -почему, когда я читала этот рассказ, вы смеялись?

-А ведь мальчикам ,героям рассказа  было не до смеха.

-для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа.

 

Читают до слов «…что-то плюхнулось на пол»

2)структура текста.

 

 Учитель:

-узнали ли мальчики,кто скрывается под шляпой?

Дети:

Нет

Учитель:

А читатели?

Дети:

да

Учитель:

— значит, автор хотел, чтобы читатели знали,  того ,как котенок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.

Учитель:

 -какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

-смелые они мальчики или трусишки?

Чтение второй части рассказа до слов «ай –прыг на диван. Володя за ним. »

 Учитель- 

-что испугало мальчиков?

Дети: шляпа , которая двигалась

Учитель:

 понимали ли они .что шляпы не бывают живыми?

Дети: да, понимали.

 Учитель:

— найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

  Учитель:

 -значит, они испугались того, что обычный, знакомый  предмет ведет себя странно, непонятно?

Дети: да.

Чтение третьей части рассказа

До слов «прибежали на кухню»

Учитель: 

-какими словами говорит автор о состоянии мальчиков?

Дети: «трясутся от страха»

Учитель:

— герои очень испугались, он тряслись от страха.

-что же они предприняли ?

Чтение 4 части рассказа до слов «и стали швырять ее в шляпу»

 Учитель:

— кто из мальчиков, Володя или Вадик ,вам больше нравится?

-кто из них посмелее?

Ответы детей.

 Учитель: 

-почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?

Чтение рассказа до конца

 Учитель:

-что испытали мальчики, когда узнали, «секрет» шляпы?

Дети: облегчение

  Учитель: 

почему Вадик стал обнимать котенка, ласкать его?

Дети: ребята обрадовались, что прошел страх.

Им стало жалко Ваську, которому зря попало.

Учитель:

-как вы теперь ответите на вопрос смелые они мальчии или нет?

Дети: смелые

Учитель:

— как автор относится к свои героям?

Дети: с симпатией.

Закрепление.

Работа с иллюстрациями.

1)коллективная работа

 Учитель

— это веселый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события  следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках. Что очень трудно изобразить на картинке действие.

 Но посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрацию к рассказу.

Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а  все вместе  они рассказывают о том ,что случилось.

Задание группам: Подумайте и  расположите  данные            иллюстрации в соответствии с событиями   происходящими в рассказе. Дети обсуждают задание в группах. Затем дети выходят и составляют картинный план рассказа, поясняют ,какие эпизоды изображены на картинке.

2)Беседа по иллюстрациям

  Учитель:

-как вы думаете ,кто из них  Вадик, а кто Володя?

-как художник передает, что они «тряслись от страха»

-сравните, как сидят мальчики на первой и последней картинках?

-сказано ли в рассказе ,в какой позе сидят герои?

Дети

-нет

Учитель:

-художник должен перевести язык писателя- слово -на свой язык, -язык, язык красок

-итак, и писатель, и художник, каждый по-своему передают характер героя, его настроение. А мы читатели – постараемся передать характеры героев в чтении.

Итог урока:

 Учитель:

-Мы сегодня учились не только читать, но и думать над прочитанным.Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого нужно?

Знакомство с произведением Н.Носова «Живая шляпа» (литературное чтение)

Литературное чтение учитель Талалай О.А.

Тема: «Н. Н. Носов «Живая шляпа» анализ произведения».

«Смешное в рассказах Носова».

(слайд №1)

Цели и задачи урока: формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа рассказа; развивать чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного анализировать иллюстрацию; уточнить представления детей о смелости и трусости, развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание; воспитывать доброе отношение друг к другу.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, учебник «Родная речь» книга 2 автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова , плакат-аппликация, иллюстрации к игре.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

    1. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

(слайд №2)

Привет, сосед!

Улыбнись-ка мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по творчеству Николая Носова.

— В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?

  1. Создание проблемной ситуации.

Мы продолжаем путешествие по произведениям Н. Носова. Наше путешествие привело нас к загадкам. (слайд №3)

Чhello_html_m263eaa76.jpgто за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

 Вопросы учителя:

— О ком загадка?

— Назовите повадки кошек?

— Ребята, а вы любите кошек?

— Почему я вам показала картину про кошку?

— Как думаете?

4. Целеполагание. Формулировка темы урока.

— Молодцы! Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок.

5. Изучение нового материала. (слайд №4)

hello_html_m5a32cf08.pnghello_html_m6c10f449.jpghello_html_m797e3405.jpg

— Ребята, сегодня мы с вами проводим урок внеклассного чтения по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя Николая Николаевича Носова. В этом году исполнилось бы 108 лет со дня его рождения.

-Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов (подойти к выставке книг), таких, как «Огурцы», «Автомобиль», «Телефон», «Огородники», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры»; и повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и его друзей».

— К этому занятию вы успели прочитать его рассказы и сказки, нарисовали к ним замечательные рисунки.

— Чем вам запомнились рассказы и сказки?

— Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.)

(слайд №5)

Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура — воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.

(слайд №6)

Николай подрос и стал учиться в киевской гимназии.

О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. …Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне…. Пел в школьном хоре…. Играл в оркестре на скрипке, гитаре…. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением».

(слайд №7)

Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной бригаде, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступить на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии « Мосфильм» режиссёром.

Носов — участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды.

Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете…

…а потом первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Он автор многих книг для детей.

Но славу ему принесла повесть-сказка о приключениях маленького человечка Незнайки.

Каждая книга имела огромный успех не только у детей, но и у взрослых. Вот так слушали Николая Николаевича в аудиториях.

Он награжден Государственными премиями нашей страны, двумя орденами, а также медалями.

«Смешное в рассказах Н.Н.Носова»

Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы продолжим работать над произведением этого автора. (слайд №8)

Напомните, как называется это произведение?

Чтение с остановками: (слайд №9)

1 остановка: «Он как подпрыгнет- и уцепился когтями за шляпу.»

— Что будет делать дальше Васька?

— А кто думает по-другому?

— А ты как считаешь? (слайд №10,11)

2 остановка: «Он подошел, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит:»

Почему Володя закричал?

А ты как думаешь?

А что еще могло произойти?

Почему дети так испугались?

Что страшного мог увидеть Володя? (слайд №12,13)

3 остановка: «Шляпа как подскочит кверху»

Как вы считаете, почему подскочила шляпа?

Что мог увидеть Вадик под шляпой? (слайд №14,15)

4 остановка: «до конца»

Почему шляпа оказалась «живой»?

Ваши предположения оправдались?

Какие? (Некоторые дети угадали, а кто-то нет) (слайд №16-21)

6. Физминутка. (слайд №22)

Сейчас у нас физкультминутка,

(Наклоны влево, вправо)

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

(Встали на носочки, потянулись)

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Что б сидеть нам было легче.

(Вращения согнутыми руками)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

7. Первичное закрепление.

— Совпали ваши прогнозы или нет? (Во многих случаях прогнозы совпадали, иногда – нет.)

— Назови главных героев рассказа?

— Как меняется их настроение на протяжении всего рассказа

— Живая шляпа.

* Почему, когда я читала рассказ, вы смеялись, а ведь мальчикам, героям рассказа, было совсем не до смеха? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа, до слов «Что – то плюхнулось – упало на пол».

Дети выполняют задание.

*Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

— Нет.

*А читатели?

— Да.

* Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчишки или трусишки?

Дети дают разные ответы.

  • Чтобы понять характер мальчиков, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки героев, что и как о них рассказывает.

Дети читают вторую часть рассказа до слов «Ай – прыг на диван. Володя за ним».

*Что же испугало мальчиков?

— Шляпа, которая двигалась.

*Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?

— Да.

* Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

Ответы детей.

*Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно?

— Да.

Дети читают следующий отрывок до слов «…прибежали на кухню».

* Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков?

— Трясутся от страха.

* Герои очень испугались, они тряслись от страха. Что же они предприняли?

Дети читают до слов «…и стали швырять её в шляпу».

*Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? Кто из них посмелее?

Ответы детей.

8. Работа по учебнику.

Самостоятельная работа (по карточкам).

Откройте учебник, прочитайте рассказ и выполните задание по карточкам.

(Дети работают по таблице. Прочитав авторские слова, дети должны дописать в таблицу, какое чувство испытывали герои).

Чувство мальчиков (слайд №23)

Увлечение

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

— Ай! — и прыг на диван.

Страх

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

8.1. Игра на внимание (слайд №24)

На доску вывешиваются иллюстрации: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята.

* Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.

Молодцы! Вы все были очень внимательны и нашли «лишнее».

Вернёмся к рассказу.

Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным. Ответьте на такой вопрос

Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы: Володя или Валик?

Найдите и подтвердите словами текста.

9. Подведение итогов урока.

На доске даны пословицы:

  1. Пуганая ворона и куста боится.

  2. У страха глаза велики.

  3. Робкого и тень страшит.

  4. Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и на встречу ему идет.

— Соотнесите пословицу с текстом рассказа. Какая пословица могла бы стать заголовком произведения?

— Почему вы так считаете?

Стихотворение про шляпу (слайд №25)

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Крылов Денис

— Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книга друзья заходит в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

10. Рефлексия (слайд №26)

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех.

А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по – настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком – либо забавном случае. Этому мы и научились на уроке на примере рассказов Н. Н. Носова.

— Наше путешествие подошло к концу.

— Покажите с каким настроением вы сегодня заканчиваете урок?

— Прикрепите свой смайлик к доске.

Дома еще раз прочитайте рассказ и ответьте на вопросы в конце произведения (слайд №27)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *