Вклад российских педагогов в развитие дошкольного образования
Вклад российских педагогов в развитие дошкольного образования
Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. К. Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.
В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учета возрастных и психологических особенностей каждого ребенка.
Создавая на основе имевшихся научно-психологических данных теорию детской игры, К. Д. Ушинский показал ее воспитательно-образовательное значение. Он считал, что в психологической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре. Он показал, как влияют на характер и содержание игр социальная среда и возраст детей, как в играх познаются основы общественных отношений. Особое значение придавал он народным играм, видя в них превосходное и могущественное воспитательное средство. Высказанные К. Д. Ушинским мысли о детской игре явились важным вкладом в русскую и мировую дошкольную педагогику.
Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский отводил ознакомлению с природой, эстетическому и нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. В умственном воспитании Ушинский утверждал необходимость опоры на наглядность в связи с конкретностью, образностью детского мышления. По его мнению, произведения для детей должны отличаться простотой изложения, ясностью и высокой художественностью. Этим требованиям вполне соответствовали его собственные произведения. Многие рассказы из написанной им книги «Родное слово» используются в настоящее время для чтения и рассказывания детям дошкольного возраста.
Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.
Видная деятельница общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933), предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии, в 1866 г. вместе с мужем открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад и начала издавать первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К. Д. Ушинским.
А. С. Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад.
Рассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.
Успех работы детского сада во многом зависит от личности воспитательницы, к которой А. С. Симонович предъявляла большие требования. По ее словам, «детская садовница» должна быть образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей. По мнению А. С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада.
Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А. С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания. Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.
Деятельность А. С. Симонович оказала положительное влияние на развитие русской дошкольной педагогики.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) была последовательницей К. Д. Ушинского в области дошкольной педагогики. В своей работе «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» она подвергла критике систему Фребеля, убедительно показала ее недостатки и предложила родителям и работникам детских садов свои оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми.
В своей педагогической системе Е. Н. Водовозова последовательно проводила принцип народности, сформулированный К. Д. Ушинским. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр, посильного труда детей и т. д. Причем все занятия были расположены в постепенно усложняющейся системе.
В программах Е. Н. Водовозовой большое место отводилось умственному и нравственному воспитанию. Уделяя много внимания ознакомлению с природой как средству умственного развития, она включила в его содержание знакомство с окружающей жизнью, с трудом и бытом народа. Ее идеал человека сформировался под воздействием прогрессивных идей 60-х гг. Рекомендации по нравственному воспитанию были направлены на формирование у детей трудолюбия, умения управлять желаниями.
Социальные и педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой были прогрессивны для своего времени, а ее труд «Умственное и нравственное воспитание детей» был одним из основных пособий при подготовке воспитателей детских садов в России.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией. Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.
В своих трудах («Родная речь и пути к ее развитию», «Современный детский сад, его значение и оборудование», «Дома ребенка в Риме, их теория и практика» и др.) она развивала свою теорию дошкольного воспитания, подвергнув при этом обоснованной критике систему М. Монтессори. Е. И. Тихеева считала, что в отличие от домов ребенка атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы.
В противовес сторонникам теории свободного воспитания она утверждала, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит занятиям, организованным в соответствии с планом; предусматривала необходимость использования программы, которая бы давала направление воспитательно-образовательной работе, в общих чертах определяя ее содержание и формы и вооружая воспитательницу перспективой, не регламентирующей ее в деталях. Высокие требования предъявляла Е. И. Тихеева к личности воспитательницы. Она считала, что воспитанники в детских садах должны ежедневно получать горячие завтраки, что у каждого детского сада должен быть свой участок (садик или дворик).
Созданная Е. И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов. Наибольший вклад внесла она в разработку методики развития речи. Предложенные ею наглядный материал и пособия по развитию речи и сейчас используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) сыграла огромную роль в развитии теории и практики воспитания детей дошкольного возраста.
Большое внимание Надежда Константиновна уделяла организации, содержанию и методам общественного дошкольного воспитания.
Н. К. Крупская убедительно доказывала, что только в коллективе дети смогут развиваться всесторонне и полноценно и что общественное воспитание окажет большое влияние на укрепление семьи, поможет поднять семейные отношения на более высокую ступень.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции Надежда Константиновна внесла большой вклад в разработку теории дошкольного воспитания. Она считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада. Н. К. Крупская рассматривала работу по развитию речи как основу умственного развития ребенка. Большое значение придавала она эстетическому воспитанию, считая его одним из важнейших средств формирования гармоничной личности.
Н. К. Крупская хорошо знала и понимала психологию ребенка-дошкольника, требовала бережно относиться к его духовному миру, его потребностям и интересам. На совещании заведующих дошкольными секторами в 1931 г. она говорила: «Как же можно правильно наладить дело, если мы не будем знать физических способностей ребенка, если мы не будем знать, что он может, если мы перескочим через возрастные особенности? Как же педагогика может не изучать того ребенка, с которым она имеет дело?».
Н. К. Крупская рассматривала детский сад как составную часть общей системы народного образования, указывая, что между детским садом и школой должна быть установлена преемственность и в старшей группе детсада необходимо готовить детей к школе. Педагогические взгляды Н. К. Крупской продолжают обогащать науку, помогают решать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием.
Антон Семёнович Макаренко – один из виднейших отечественных педагогов. Свой педагогический опыт он описал в литературных произведениях: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Книга для родителей».
Педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко имеет исключительное значение. В его произведениях рассматриваются многие важнейшие вопросы этики, педагогики, психологии, которые актуальны и в наше время. Он кладёт в основу теории воспитания следующие разделы воспитательной работы: воспитание в процессе обучения, воспитание в труде, воспитание в игре, воспитание в процессе художественного творчества. Такие разделы существуют и в современной педагогике. Только сейчас они направлены на воспитание «вообще» человека, а по мнению Макаренко цель воспитания должна отражать своеобразие требований общества на каждом этапе его развития.
Многое из того, о чём писал Макаренко в своих книгах, относится не только к школьному возрасту, но и к дошкольному, ведь успех воспитания определяется в младшем возрасте до 5 лет.
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать. При «проектировании личности» А. С. Макаренко считает необходимым предусмотреть как общие, так и индивидуальные качества ребёнка.
Большое внимание А. С. Макаренко уделял воспитанию чувства ответственности. Именно это чувство ответственности важно при подготовке к школе.
Тема, которая выдвинута Макаренко в своё время, актуальна и сейчас. Это тема о способности ориентироваться в окружающей обстановке. Ощущение своего и чужого нужно воспитывать с трёх-четырёх лет. В пять лет ребёнок также должен знать, о чём говорить можно и о чём нельзя, знать своих и чужих. Только тогда мы можем быть спокойны за жизнь ребёнка.
По мнению Макаренко в действиях воспитателя должна быть предельная требовательность. Это вовсе не значит, что он должен кричать.. Только требовательность может помочь воспитать дисциплинированность. А это в свою очередь поможет в дальнейшем при учёбе в школе. В детском саду этот процесс заключается в различных формах: после еды унести посуду, накрыть на стол, после сна застелить кровать, убрать после игры игрушки.
А. С. Макаренко говорил, что метод подражания в воспитании имеет большое значение. Только своим примером, игрой, обсуждением игровых ситуаций, а не ценой мудрых назиданий, можно добиться положительных результатов. Наблюдая за детьми в детском саду, как они играют, общаются между собой, можно определить, каковы отношения в семье, что они видят в окружающем их мире. А иногда видишь и себя в них. Поэтому малыш должен видеть перед собой взрослого весёлого и жизнерадостного, доброжелательного. Как же ребёнок будет подражать, если видит перед собой воспитателя или другого взрослого человека злого или всё время с «кислой» физиономией. Каждый ребёнок должен чувствовать, что ему рады, что он любим. Он будет стараться сохранить такое отношение к себе, стремиться ему соответствовать. Такой ребёнок сразу же почувствует, когда взрослый недоволен его поведением.
Большое значение Макаренко придавал игре: особенно в дошкольном возрасте. Он говорил, что детская жизнь должна быть игрой. Как ребёнок играет, так и будет работать. Для детей игра является трудом, и труд — игрой. Взрослый должен бегать, прыгать, петь, читать, трудиться вместе с детьми. Но труд «вообще» не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определённой целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.
Важны также высказывания А. С. Макаренко по поводу наказания. Он говорил, что наказание должно воспитывать. В наказании важным является не содержание, а сам факт его наложения. Например, слова «я к тебе сяду», обращённые к ребёнку, который всем мешает в спальне, могут быть и наказанием, и поощрением, если они произнесены разным тоном. Наказанный всегда должен знать, за что он наказывается, и понимать смысл наказания.
5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
К.Д.УШИНСКИЙ (1824 — 1870 г.г.) — основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества). Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра- деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников.
В «Родном слове» представлены рассказы, стихи, статьи, простые по изложению, доступные для понимания, являющиеся ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Интересны его мысли по улучшению воспитательной работы детских садов:
-не надо переутомлять детей «сидячими занятиями», больше давать свободного времени для самостоятельной деятельности;
-преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы;
-запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии детей;
-считал необходимым разработать: учебные занятия детей, «предшествующие книжному обучению»; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре.
Эти положения помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы.
К.Д.Ушинский выделил требования к личности детской «садовницы». Важное значение придавал семье, отмечал огромную роль родителей в развитии и воспитании личности ребенка. V А.С.СИМОНОВИЧ (1640 — 1933 г.г.) рассматривала детский сад как подготовительную ступень я школьному обучению. Она выдвинула мысль о создании в детском саду элементарного класса для детей от 6 до 7 лет. Определила цель и назначение детского сада, стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечала, что взаимоотношения воспитателя с детьми в детском саду должны строиться пе образцу семейных отношений.
Е.Н.ВОДОВОЭОВА (1644 — 1923 г.г.) первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста, начиная с раннего. В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста положила идею народности воспитания. Большое значение придавала физическому воспитанию детей и трудовому воспитанию как одной из сторон нравственного и т.д.
П.Ф.ЛЕСГАФТ (1837 — 1909 г.г.) — ученый и педагог — доказал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения, считал необходимым для воспитателей, родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы. В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» изложил научные основы семейного воспитания детей; выдвинул главные требования к организации воспитания в семье, писал о недопустимости телесных наказаний детей, о важности роли игры и игрушек в воспитании детей. Создал оригинальную теорию физического воспитания, в соответствии с которой на первое место в анатомо-фиэиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важным средством всестороннего развития личности, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.
Л.Н.ТОЛСТОЙ (1828 — 1910 г.г.) — в его педагогической теории важнейшее место занимала идея свободного воспитания. Считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества
-впервые в истории педагогики уделил особое внимание проблем воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны давать только материал, чтобы они могли развиваться. Он идеализировал природу детей. В своем учении отрицал целенаправленное воспитательное воздействие на детей. Был сторонником семейного воспитания, главное условие — здоровый семейный уклад (согласованность родителей, взаимное уважение, единый подход), необходимость воспитания любви и привычки к труду. Воспитание детей должно быть направлено на гармоническое развитие сил и способностей, выступал против телесных наказаний в семейном воспитании. Является создателем учебных книг «Азбука», «Книга для чтения»
ТОП 10: |
Луиза Карловна Шлегер
Елизавета Ивановна Тихеева
|
Елизавета Николаевна Водовозова, русская детская писательница, педагог
Елизавета Николаевна Водовозова — русская детская писательница, педагог, мемуаристка.
Детство и юность
Елизавета Цевловская была рождена 17 августа 1844 в Смоленской губернии. Отец ее был помещиком. После его смерти с матерью переехала в Петербург, где по просьбе дяди — поступила Смольный институт.
Обучаясь в Смольном институте, с 1859 начала занятия у знаменитого педагога Ушинского, Именно общение с Ушинским сформировало ее взгляды. В 1862 году вышла замуж за своего преподавателя Василия Ивановича Водовозова. Вместе с мужем Елизавета Николаевна была в центре либерального движения шестидесятников, за что не раз подвергались репресиям со стороны руководства.
Зрелые годы и педагогическая деятельность
Вместе с мужем Елизавета занималась изучением школ и детских садов в Брюсселе, много путешествовала.
В 1863 году вышла ее дебютная статья «Что мешает женщине быть самостоятельной?», которая была откликом на роман Чернышевского «Что делать?». В этой работе выразила свою позицию на женскую эмансипацию.
В этом же 1863 году у Водовозовых родился первенец.
В 1886 мужа Елизаветы увольняют из гимназии. Чете Водовозовых запрещают преподавать в государственных учреждениях. Начались материальные трудности, которые ухудшались еще и тем, что сын Михаил был очень болезненным ребенком. Супруги занялись литературной деятельностью.
С 1870 Водовозова пишет для педагогических изданий «Детское чтение», «Народная школа», «Голос учителя». Елизавета полностью посвятила себя развитию новых педагогических технологий. Многое из того, что Елизавета Николаевна хотела использовать в детском образовании тогда, не потеряло своей актуальности и даже используется сейчас.
В 1871 выходит ее детище «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста».Основой школьного воспитания видела песни, сказки и т.д. Ее основная педагогическая идея говорила о том, что материалы, предназначенные для обучения должны находить отклик в реальной жизни.
Супруг Водовозовой с 1872 по 1875 большую часть времени был в разъездах. Для изучения педагогических методик, он посещал страны Европы. Занимался руководством педагогическими курсами в Костроме, Оренбурге. Многочисленными своими приключениями он делился с Елизаветой в письмах.
С 1875 выходит известный писательский труд Водовозовой «Жизнь европейских народов».
С 1883 муж Водовозовой прекращает заниматься издательской деятельностью в связи с ухудшением здоровья.
Василий Иванович умер 17 мая 1886. Похоронили его рядом со старшим сыном, который умер от туберкулеза в 1879 году. В 1887 году- арест и ссылка сына Василия.
Через пару лет после смерти супруга Елизавета Николаевна вновь выходит замуж за близкого друга Водовозова историка Василия Ивановича Семевского. Семевский был крупным ученым, профессиональным историком, общественным деятелем.
В 1896 году Водовозова похоронила младшего сына.
Семевский умер в сентябре 1916 года.
Воспоминания о дорогих ей людях — об Ушинском, Водовозове, Семевском Елизавета Николаевна оживила в своих мемуарах.
Замечание 1
Елизавета Николаевна до последнего вздоха была в ясном уме и сохраняла творческие силы. В последние годы ее жизни, Водовозова переживала, что не может лицезреть в полном объеме современную жизнь. Перед самой смертью Елизавета опубликовала последнюю часть своего произведения «Житейские невзгоды».
Статья вышла в январской выпуске журнала «Голос минувшего» в 1923 году. А уже в следующем февральском номере был опубликован некролог Елизаветы Николаевны Водовозовой.
Водовозова, Елизавета Николаевна — это… Что такое Водовозова, Елизавета Николаевна?
- Водовозова, Елизавета Николаевна
(урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 1844-1923)
— педагог, детская писательница. Ученица К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова. На основе анализа практики фребелевских детских садов в Германии и Швейцарии разработала оригинальную концепцию содержания дошкольного воспитания с использованием фольклора и детских игр («Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста», 1871; 7 изд., 1913). Автор книг для детей и юношества («Из русской жизни и природы», ч. 1-2, 1871- 1872; 8 изд., 1905; «Жизнь европейских народов», ч. 1-3, 1875-83; 3 изд., 1881-1903, и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
Ч33(2)5
Ч33(2)7-8
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
- Водовозов, Василий Иванович
- Военно-учебные заведения
Смотреть что такое «Водовозова, Елизавета Николаевна» в других словарях:
Водовозова Елизавета Николаевна — (1844 1923), издательница, писательница, общественный деятель, мемуаристка. Окончила Смольный институт (1862). В 1875 83 издала 3 томный труд своего мужа педагога демократа В. И. Водовозова «Жизнь европейских народов», на его основе… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Водовозова Елизавета Николаевна — Цевловская (1844 1923), издательница, мемуаристка. Жена В. И. Водовозова (во втором браке за В. И. Семевским). Издавала (с 1875) педагогическую и научно популярную литературу, книги для народа. Повести для детей, рассказы, статьи по педагогике,… … Энциклопедический словарь
Водовозова, Елизавета Николаевна — Елизавета Николаевна Водовозова … Википедия
Водовозова Елизавета Николаевна — Елизавета Николаевна Водовозова (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии 23 марта 1923, Петроград) русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в первом браке жена педагога В. И.… … Википедия
ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна — (5(17).8.1844, с. Поречье, ныне Смоленской обл., 23.3.1923, Петроград], педагог, дет. писательница. В 1862 окончила Смольный институт, ученица К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова (ставшего её мужем). В кон. 1860 х гг. изучала в Германии и… … Российская педагогическая энциклопедия
Водовозова, Елизавета Николаевна — писательница; урожденная Цевловская, родилась в 1844 году; училась в Смольном институте, в 1862 году вышла замуж за своего учителя, известного педагога Василия Ивановича Водовозова, с которым уехала за границу, где в Берлине и Швейцарии посещала… … Большая биографическая энциклопедия
Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна — (урожденная Цевловская) писательница. Родилась в 1844 г.; училась в Смольном институте, где инспектором тогда был Ушинский , оказавший на нее большое влияние. По окончании института вышла замуж за своего учителя, В.И. Водовозова (после его смерти … Биографический словарь
Елизавета Николаевна Водовозова — (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии 23 марта 1923, Петроград) русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в первом браке жена педагога В. И. Водовозова. Содержание 1… … Википедия
Водовозова — Водовозова, Елизавета Николаевна Елизавета Николаевна Водовозова (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии 23 марта 1923, Петроград) русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в… … Википедия
ВОДОВОЗОВА — Елизавета Николаевна (5(17).8.1844, с. Поречье, ныне Смоленской обл., 23.3.1923, Петроград], педагог, дет. писательница. В 1862 окончила Смольный институт, ученица К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова (ставшего её мужем). В кон. 1860 х гг. изучала… … Российская педагогическая энциклопедия
Книги
- На заре жизни. В 2-х томах, Водовозова Елизавета Николаевна. Елизавета Николаевна Водовозова — русский педагог, ученица и последовательница Константина Дмитриевича Ушинского, детская писательница, автор этнографических очерков и рассказов, мемуаров. В… Подробнее Купить за 1188 руб
- На заре жизни. В 2-х томах, Водовозова Елизавета Николаевна. Елизавета Николаевна Водовозова — русский педагог, ученица и последовательница Константина Дмитриевича Ушинского, детская писательница, автор этнографических очерков и рассказов, мемуаров. В… Подробнее Купить за 1066 грн (только Украина)
- Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах, Водовозова Елизавета Николаевна. «…Выпускные, публичные экзамены были пустою формальностью, — каждая знала, что ей придется отвечать; сочинения писали заранее, учитель поправлял его, и оно зазубривалось слово в слово… В… Подробнее Купить за 477 руб
Водовозов, Василий Иванович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Водовозов.Ва́силий Ива́нович Водово́зов (27 сентября [9 октября] 1825, Санкт-Петербург — 17 [29] мая 1886, там же) — русский педагог, переводчик, детский писатель; муж писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой.
Учился в Коммерческом училище (1835—1842) и на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. По окончании университета (1847 год) преподавал в Варшавской гимназии, с 1851 года — в 1-й петербургской гимназии.
Руководил организованной им воскресной школой (1861—1862), преподавал в Смольном институте (1860—1862), в женской учительской семинарии (1863), позднее на Аларчинских женских курсах (1870). В неоднократных поездках за границу знакомился с постановкой народного образования.
На «вторниках» Водовозовых бывали В. А. Слепцов, П. И. Якушкин, В. С. Курочкин и Н. С. Курочкин, П. А. Гайдебуров. В 1866 году был уволен из государственных учебных заведений. Основной деятельностью стал литературный труд.
Похоронен на Смоленском православном кладбище[2].
Первая публикация — статья «Заметки о современном образовании в Германии» («Журнал Министерства народного просвещения», 1856). Опубликовал в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово» и других изданий свыше 120 работ: переводы, статьи по педагогике, очерки о школах в европейских странах, критические статьи, произведения для детей. В литературно-критических статьях и работах по методике преподавания литературы художественное значение произведения ставил в зависимость от его общественного и нравственного смысла.
Известен как составитель популярных книг для детского чтения. «Рассказы из русской истории» (выпуск 1—2, Санкт-Петербург, 1861—1864) представляет собой сборник исторических документов с предисловиями или комментариями Водовозова. «Книга для первоначального чтения в народных школах» (ч. 1, Санкт-Петербург, 1871; 18-е издание 1887) и методическое пособие к ней «Книга для учителей» (Санкт-Петербург, 1871; 5-е издание, 1879) отмечены премией Ушинского. Автор и составитель книг «Детские рассказы и стихотворения» (Санкт-Петербург, 1871, 1876), «Новая русская литература (От Жуковского до Гоголя включительно)» (Санкт-Петербург, 1866; 7-е издание, 1908), «Древняя русская литература. От начала грамотности до Ломоносова» (Санкт-Петербург, 1872), «Русские сказки в стихах» (Санкт-Петербург, 1883).
Знал десять языков и переводил на русский язык произведения Анакреона, Софокла, Горация, Катулла, Лукиана, Дж. Байрона, И. В. Гёте, Генриха Гейне, П. Ж. Беранже. Кроме того, выступал со статьями о зарубежной литературе. Переводы вошли в сборник «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения» (Санкт-Петербург, 1888).
Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. И. Водовозов; [сост. В. С. Аранский] ; под ред. В. З. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 632 с.
Методическое наследие В.И. Водовозова и его значение в развитии современной методики преподавания литературы неслышашим учащимся
Введение
Среди прогрессивных русских педагогов 60-х годов ХIХ в., внесших большой вклад в развитие народной школы в России, одно из видных мест принадлежит выдающемуся педагогу-демократу, последователю идей К.Д.Ушинского Василию Ивановичу Водовозову.
Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не только раскрывает яркие, самобытные страницы истории становления и развития русской школы, педагогической и методической теории, но и обогащает учителей, деятелей народного образования и научно-педагогических работников интересными и животворными идеями.
На протяжении всей своей сорокалетней общественно-педагогической деятельности он выступал как просветитель-демократ, как горячий патриот русского народа, глубоко веривший в творческие силы своего народа и отдавший всю свою жизнь для его просвещения. По своим заслугам в деле развития народной школы и передовой методической теории В.И.Водовозов занимает почетное место среди учеников и последователей великого русского педагога К.Д.Ушинского.
К.Д. Ушинский говорил своим воспитанникам: “У меня в виду имеется для вас превосходный преподаватель. И если в учителе вы ищете доброты – по-моему, одного ума достаточно, – так ваш будущий учитель в то же время и очень добрый человек…Он научит вас работать, любить чтение, познакомит не только с названиями великих произведений, но и с их содержанием и с идеями автора”. Именно так рекомендовал К.Д.Ушинский воспитанницам Смольного института В.И.Водовозова еще до начала его работы в институте.
Длительное время проработал Василий Иванович в Смольном институте и на основе собственного опыта работы предложил свою систему преподавания русской литературы, дал подробные указания о преподавании русского языка. Он разработал собственный учебный план, в котором сокращалось изучение классических языков и расширялась программа изучения родного языка и литературы, математики, естествознания, истории и новых языков.
Великим методистом было написано много ценных и интересных работ. Со времени их появления прошло уже очень много времени. Однако многие идеи выдающегося педагога второй половины ХIХ века, разработанные им педагогические принципы, формы и методы учебной работы представляют интерес для педагогической науки и школьной практики сегодня.
Для современного читателя, будь то учитель, организатор народного образования, ученый-педагог или студент, педагогическое и методическое наследие В.И.Водовозова ценно не только тем, что оно содержит огромный историко-познавательный материал, отражающий становление и развитие педагогической мысли в России. Это наследие ценно и тем, что в нем мы находим педагогические идеи, методические положения, не утратившие своей актуальности и для нашего времени.
Цель моей работы – изучить и проанализировать методическое наследие В.И.Водовозова.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
Практическое применение: результаты данного исследования могут быть использованы в курсе изучения методики преподавания литературы.
1. Вклад василия ивановича водовозова в развитие методики преподавания литературыВасилий Иванович Водовозов родился 27 сентября 1825 года в Петербурге, в семье разорившегося мелкого купца. Мальчик рос и воспитывался в атмосфере нужды и бедности.
После окончания в 1842 году коммерческого училища В.И.Водовозов решил поступить в университет на филологический факультет. Он мечтал о приобретении серьезных знаний, которые помогли бы ему стать полезным народу. В связи с этим он писал одному из своих преподавателей: “Я желаю вступить не в университет, а в познание всего того, что там проходят по моему предмету. Польза общественная будет всегда моим девизом, и я надеюсь принести каплю пользы при стараниях… а у меня кроме стараний есть еще любовь к науке” [3, 14].
В программе наук филологического факультета наибольшее внимание В.И.Водовозова привлекали русская словесность, греческая литература и всеобщая история. В области этих работ он работал и уже на старших курсах делал переводы и самостоятельные исследования. Свободное владение французским, итальянским, немецким, английским, польским и греческим языками давало ему возможность знакомиться с обширной литературой.
К своей преподавательской работе В.И.Водовозов относился с большой любовью. Учащиеся любили его уроки.
Портрет Водовозова-педагога представлен в воспоминаниях его жены, бывшей воспитанницы Смольного института, Е.Н.Водовозовой “На заре жизни”: “ Окончив стихотворение “Чернь”, Василий Иванович заметил, что на эту же тему Некрасовым написано “Поэт и гражданин” (мы в первый раз услышали имя этого поэта), и опять от начала до конца, так же прекрасно и тоже наизусть, он произнес и это стихотворение, а затем приступил к объяснению. Говорил он далеко не гладко, но все, что он говорил, мы совершенно ясно понимали, все это противоречило всему тому, что мы до сих пор слышали, все это в высшей степени заинтересовало нас и заставило впервые серьезно работать наши головы. Последовательно объясняя стихотворение того и другого поэта, Василий Иванович дал краткое изложение идей, господствовавший в литературе в 1820-х и в 1850-х годах, перед крестьянскою реформою. Таким образом, в конце лекции перед нами само собой выяснилось содержание и смысл того и другого стихотворения.
И в дальнейшем, с каждой лекцией он незаметно для нас самих втягивал нас в серьезную умственную работу, которая до тех пор немыслима была для институток. Мы, ничего не читавшие, вдруг начинали читать чрезвычайно много. Необходимость не только прочесть, но и проштудировать каждое произведение и после толкового объяснения учителя изложить его письменно развивали в нас мало-помалу способность внимательно слушать и излагать прочитанное, быстро расширяли наш умственный кругозор”. [5, с.45]
Таким образом, уже с первых дней работы учителя, своими знаниями и умением “преподносить” литературу иначе, В.И.Водовозов смог привить студентам желание читать и не просто читать, а анализировать и штудировать каждое художественное произведение. Что в последствии расширяло кругозор воспитанников и им хотелось познавать и познавать литературу. Водовозов указывал на то, что только те знания прочны и действенны, которые приобретены учащимися в процессе активной работы мышления.
Формирование социальных и педагогических взглядов В.И.Водовозова проходило под влиянием идей В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Но в большинстве своих идей В.И.Водовозов явился продолжателем дела К.Д.Ушинского.
В.И.Водовозов полностью разделял прогрессивные демократические идеи 60-х годов. В вопросах народного образования он выступал за новую школу, дающую подрастающему поколению научное и связанное с жизнью полноценное общее образование; выдвигал на первый план воспитательные задачи с целью подготовить всесторонне образованного и деятельного защитника интересов народа; высказывался за активизацию методов обучения, замену схоластики и механической зубрежки сознательным, осмысленным усвоением знаний, за уважение к личности ребенка.
Василий Иванович твердо верил в человеческий разум, признавал за ним способность познавать мир, проникать в тайны природы и таким образом вооружать человека в его практической жизни. Он заявлял, что именно наука должна служить народу. Отсюда та исключительно большая роль, которую он отводил образованию. “Быть образованным – значит победить, взять во власть природу”, – говорил Водовозов.
Большое значение в обучении В.И.Водовозов придавал языку учителя. “Учащиеся должны слышать от учителя только ясную, отчетливую и понятную им речь. Только преподаватель, который сам не понимает предмета, а заучил, как сорока, известные книжные фразы, будет говорить с учениками языком, для них недоступным” [4, 52 ].
В.И.Водовозов настойчиво ищет пути улучшения постановки преподавания русского языка и словесности в гимназии. “Нельзя сказать, чтоб не составлялось множества программ, но в них мы ни встретили никакой существенной перемены против прежнего, узкого взгляда на преподавание. Мы считаем их большим стеснением для преподавателя, который не захотел бы неподвижно остановиться и застыть на одной точке” [4, 30].
Педагогическое и методическое наследие методиста огромно.
Основные труды и работы В.И.Водовозова. Педагогические статьи и книги.
- “Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование?” (“Русское слово”, 1859, №4).
- “Тезисы по русскому языку” (“Журнал министерства народного просвещения”).
- “Русская народная педагогика” (“Отечественные записки”, 1861, №9).
- “Неужели упадут воскресные школы?” (“Отечественные записки”, 1862, №2).
- “Идеал народного учителя” (“Русь”, 1864, №4).
- “Новая русская литература” (от Жуковского до Гоголя включительно, СПб, 1866).
- “Словесность в образцах и разборах” (СПб., 1868).
- “О воспитательном значении русской литературы” (“Отечественные записки”, 1870, №5).
- “Рассказы о том, что у нас сохранилось по народной памяти и по грамоте” (“Народная школа”, 1869, №5-12).
- “Книга для первоначального чтения в народных школах” (СПб., 1871).
В 1867 году В.И.Водовозов в “Педагогическом сборнике” начал печатать статьи под общим названием “Занятия русской словесностью с воспитанниками среднего возраста”. Впоследствии именно они составили книгу “Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии” (1868). Предложенная В.И.Водовозовым методика разбора художественных произведений была новой для того времени. Книга получила одобрение прогрессивно настроенных учителей и выдержала шесть изданий. Она стала одним из лучших руководств своего времени.
К этому же периоду относится выход в свет пособий В.И.Водовозова по истории литературы: “Новая русская литература” (1866) и “Древняя русская литература” (1872). В них нашли свое наиболее полное выражение взгляды автора на историю литературы, определившиеся у него в основном уже в самом начале 60-х гг.
В этот же период В.И.Водовозов пишет “Практическую славянскую грамматику” (1868) и издает для детей младшего и среднего школьного возраста “Детские рассказы и стихотворения” (1871). В периодической печати публикуется ряд его педагогических статей: “Поэтические образы в русских на-
родных песнях и пословицах” (1867), “Образец рассказа для крестьянских детей” (1869), “О воспитательном значении русской литературы” (1870) и др.
В 1871 году вышла “Книга для первоначального чтения в народных школах” (ч.1). Ее содержание составляли рассказы из естественной истории, из географии и этнографии России, о важнейших промыслах, о некоторых лицах, событиях и обычаях древней русской жизни, а также повести, сказки, стихотворения, собрания пословиц, загадок. Автором большинства рассказов являлся В.И.Водовозов. Книга содержала большой познавательный материал из разных областей знания, а также грамматические упражнения. Одновременно в виде дополнения к ней В.И.Водовозов издал в том же году “Книгу для учителей – методическое руководство по работе с “Книгой первоначального чтения”. Обе работы были отмечены Петербургским педагогическим обществом премией имени К.Д.Ушинского, а в 1872 году Комитет грамотности Вольного экономического общества присудил за них Водовозову золотую медаль.
В 1873 году вышла “Русская азбука для детей” В.И.Водовозова, а в 1875 году дополнение к ней – “Руководство к русской азбуке”, содержащее образцы практических уроков, бесед, звукового разбора, письма и чтения в первый год обучения. Азбука была составлена на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Особым отделом Ученого комитета Министерства народного просвещения “Русская азбука для детей” Водовозова была “причислена к числу лучших наших азбук как по мысли, так и по выполнению” и рекомендована для начальных училищ.
В этом же 1873 году было издано методическое пособие В.И.Водовозова для учителей “Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам”. Первые разделы этого пособия были посвящены вопросам не только умственного образования ребенка, но и вопросам физического, эстетического и нравственного воспитания.
Цели воспитания В.И.Водовозов рассматривал совершенно по-новому.
Он считал, что все дело воспитания должно сводиться к воспитанию высоконравственной личности, воспитанию человека, который в своей деятельности руководствовался бы общественными интересами, интересами народа.
В нравственном воспитании особое место Василий Иванович отводил воспитанию патриотических чувств. Патриотизм, по Водовозову, должен проявляться в общественной деятельности человека.
Большое внимание Водовозов обращал на воспитание гуманизма, глубокого уважения к человеческой личности. Он считал необходимым воспитывать у детей чувства товарищества и дружбы, трудолюбие и взаимопомощь в труде, правдивость, отзывчивость, смелость, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
В.И.Водовозов был решительным противником авторитарного воспитания и физических мер воздействия на ребенка. Он выступал против какого бы то ни было произвола и насилия в воспитании. Василий Иванович был сторонником разумного воспитания, строящегося на гуманном отношении к личности ребенка. Он требовал, чтобы учитель в своей деятельности обращался к сознанию учащихся, учитывал индивидуальные особенности детей и в соответствии с ними проводил учебно-воспитательную работу.
В 1874 году вышла в свет вторая часть “Книги для первоначального чтения”, предназначающаяся для учащихся старшего возраста и для чтения взрослых. Ученый комитет Министерства народного просвещения высказал свое неудовольствие направлением книги прежде всего из-за исторических рассказов и стихов Н.А.Некрасова. Рассказы, по мнению Ученого комитета, не отвечали на вопрос, к