Е н водовозова – Читать онлайн — Водовозова Елизавета Николаевна. Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании

Е. Н. Водовозова. Биография, основные труды, педагогические идеи

7 Ноябрь 2017       admin      Главная страница » Педагогика » Опыт великих      Просмотров:   1033

Имя Елизаветы Николаевны Водовозовой (1844—1923) современному читателю знакомо, пожалуй, лишь по книге ее воспоминаний «На заре жизни». И сегодня воспоминания эти не обойдет вниманием не только историк-профессионал, но и любой читатель, в какой-либо мере интересующийся жизнью России в середине прошлого века, в особенности же повседневным бытом тогдашней «глубинки», русской провинции — помещичьим и крестьянским.

Факты биографии

В такой вот глубинке, в небогатом имении на Смоленщине и прошло детство Елизаветы Цевловской (Водовозова — ее фамилия по мужу). Отец ее был, для своего круга, человеком необыкновенным — не только из-за блестящей образованности и любви к искусствам, но и из-за поражавшего окружающих мягкого, гуманного отношения к своим и чужим «крепостным душам». Он рано умер (Елизавете, младшей дочери, было тогда всего четыре года). Но когда перечитываешь посвященные ему страницы воспоминаний дочери, задумываешься невольно, какими неведомыми путями, как рано и неуклонно действует на детскую душу духовная сила и нравственное достоинство взрослого.

Воспоминания эти не воссозданы впоследствии по рассказам других, — в них чувствуется живое, непосредственное восхищение ребенка качествами близкого человека; хотя крохотная девочка и знать не знала, конечно, что качества эти имеют название — смелость, честность, гуманность.

В остальном же ничем примечательным не выделялся домашний круг Цевловских — это была добропорядочная, но вполне заурядная мелкопоместная семья. Когда девочка подросла, ее, стараниями влиятельных родственников, поместили в Смольный институт. Привилегированное это заведение должно было давать дворянским девицам образование, «соответствующее их званию и будущему образу жизни». Так оно и было — за вычетом того, что образование, даже по тому времени, оказывалось ничтожным, а представления о жизни — исковерканными до последней степени. Нравы Смольного, в которых диковинно соединялись казарменная строгость, монастырское лицемерие и приторная чувствительность,

Е. Н. Водовозова описывает едко, с иронией. Тому есть причина: Лиза Цевловская была пансионеркой живой, любознательной, своенравной и потому отнюдь не примерной. Но одного лишь ребяческого протеста было, конечно мало, чтобы в молодой душе сложилось что-то истинное и прочное. Помогла счастливая встреча с человеком, поистине замечательным. Этим человеком был Константин Дмитриевич Ушинский.

И здесь опять-таки убеждаешься, что любое настоящее воспитательное влияние начинается с действия личности воспитателя. В наполненных сентиментальным вздором, сословными предрассудками и самыми дикими понятиями о жизни головках «смолянок» вряд ли можно было видеть благодатную почву для блистательных идей великого педагога; Водовозова признается, что многое из того, что он говорил, они поначалу просто не понимали. Но огненное обаяние его личности не оставляло безучастными даже самых последних зубрил и тупиц. В «гражданской войне», которая началась в институте с приходом Ушинского, Водовозова безоговорочно была на стороне «партии нового». Главное же, недолгие несколько месяцев занятий под руководством нового инспектора преобразили смутные бунтарские порывы юной воспитанницы в осознанное, четкое стремление к трудовой, дельной, самостоятельной жизни.

Основные труды

После выхода из Смольного Водовозова, естественно, находит свое место в кругу разночинной интеллигенции. Она начинает выступать в печати по вопросам воспитания и «женскому вопросу». В конце 60-х годов она приступает к работе над главным своим педагогическим сочинением «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Книга эта, бесспорно, была одним из самых популярных и значительных руководств по дошкольной педагогике (с 1871 по 1913 год она выдержала семь изданий). Многое в ней Водовозова неоднократно перерабатывала и дополняла, стараясь не отставать от новых педагогических идей и веяний. Но не будет ошибкой сказать, что суть этой работы, ее основное направление определены общественной и педагогической атмосферой 60-х годов.

Эпоха 60-х годов, ознаменованная, в области воспитания, выступлениями Ушинского, Пирогова, Добролюбова, Писарева, была одной из самых важных в развитии нашей национальной педагогики. И не только в теоретической сфере — она памятна и важными практическими опытами — часто недолгими, поневоле прерывавшимися, но бесследно не прошедшими. Относится это и к сфере воспитания семейного.

Водовозова так писала об этом: «Основная идея воспитания 60-х годов — раскрепощение детской личности, признание ее прав на известную самостоятельность, необходимость свободно высказывать свои суждения, всестороннее умственное и нравственное развитие ребенка и требование от родителей гуманного внимательного отношения к нему.

И естественно, в книге Водовозовой отразились не только теоретические достижения педагогики 60-х годов, но и живой, непосредственный опыт новой, трудовой, разночинной семьи.

Может показаться, что Е. Н. Водовозова с слишком уж «взрослыми» требованиями подходит к малышам; имеем ли мы основания, к примеру, ставить столь серьезные задачи хотя бы перед детской неокрепшей волей? Здесь, конечно, отразился рационалистический дух 60-х годов, вера в верховенство разума, даже и в ранние годы человеческой жизни. Но заметим здесь еще и мысль о чувстве ответственности, о необходимости воспитания его с самой первой поры — и ее вряд ли мы будем оспаривать. Применим же подобный подход и к другим советам, высказываемым автором; будем рассматривать их не как руководство, а как «обмен опытом» — и в этом опыте, без сомнения, найдется немало полезного и для нас.

В. Рыбаков, статья о биографии и педагогических трудах Елизаветы Николаевны Водовозовой из журнала «Семья и школа», 1969 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

Система воспитания Е.Н. Водовозовой

Елизавета Николаевна Водовозова Наталья Викторовна Микляева Наталья Андреевна Виноградова

Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании

 

Педагогика детства –

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11818298

«Е.Н. Водовозова Царство свободного ребенка: Избранные статьи о воспитании/ Составители, вступительная статья Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.»: Издательский дом «Карапуз»; Москва; 2009

ISBN 978-5-904672-71-3

Аннотация

 

Е.Н. Водовозова – один из виднейших ученых-педагогов своего времени, автор самой популярной дореволюционной книги для родителей «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста», которая выдержала 7 изданий.

Будучи ученицей К.Д. Ушинского, она отличалась самостоятельностью мышления, горячо отстаивала собственное мнение. Водовозова осуществила исторический и сравнительный подходы к развитию дошкольной педагогики в России и за рубежом, адаптировала к опыту отечественных детских садов передовые методы воспитания и обучения.

Главной целью воспитания Водовозова считала гармоничное развитие ребенка, а основы семейного воспитания видела в приобщении детей к культурным традициям своего народа. Любознательным родителям, путешествующим сегодня с детьми по всему миру, будет интересно прочитать своим чадам ее живые рассказы о жизни разных народов. Несомненную пользу можно извлечь из практического раздела, посвященного ручному труду детей, а также наблюдениям и опытам, доступными дошкольникам.

Для родителей и воспитателей, а также для преподавателей и студентов средних и высших педагогических учебных заведений.

 

Елизавета Николаевна Водовозова

Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании

 

 

© ООО Издательский дом «Карапуз», 2010.

© Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева – составление, вступительная статья, 2010.

 

 

Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева

О Е.Н. Водовозовой

 

Елизавета Николаевна Водовозова родилась в 1844 г. в Смоленской губернии в семье небогатого помещика Цевловского.

Ее мать, Александра Степановна, окончила курс в петербургском Екатерининском институте, а отец получил блестящее, по понятиям того времени, первоначальное домашнее образование.

Двадцать четыре года он посвятил военной службе в петербургском уланском полку, но при этом много читал произведений польской, французской и русской литературы. В своих воспоминаниях, опирающихся на рассказы матери, Е.Н. Водовозова пишет, что Николай Григорьевич не только усвоил лучшие идеи французских энциклопедистов XVIII в. и писателей XIX в., но был страстным поклонником гуманных идей, очень любил своих детей, открывал в них способности и развивал их. Так, Елизавета Николаевна вспоминает, что отец любил театр и считал его «средством для воспитания в молодежи благородных чувств»[1]. Действительно, домашний театр помогал сделать жизнь многочисленной семьи счастливой и веселой (в семье было шестнадцать детей). Благодаря его мягкости в семье «не было в ходу ни розг, ни других педагогических воздействий крепостнического характера». В 1848 г., заболев холерой, умирает отец и большая часть детей. После чего вся семья (Александра Степановна, Анна, Захар, Андрюша, Александра, Елизавета) возвращается в поместье отца и все тяготы жизни по ее обеспечению ложатся на мать.

По своему характеру она была властная и вспыльчивая, но при этом – целеустремленная и трудолюбивая. «Матушка, будучи столбовою дворянкой по мужу и отцу, “особа с языками и манерами”, как говорили про нее, не только не конфузилась своей бедности, но всегда проводила мысль, всегда говорила своим детям и посторонним, что каждый должен трудиться». Трудолюбие Александры Степановны было ярким примером для всех окружающих ее людей и детей. Но ввиду занятости она почти не уделяла внимания воспитанию своих детей – эта миссия была возложена на няню. Первоначальное обучение и подготовка Е.Н. Водовозовой в институт проходили в семье.

С 1855 по 1862 гг. она училась в Смольном институте. Окончив его, Елизавета Николаевна продолжала общение со своими учителями – К.Д. Ушинским и В.И. Водовозовым (будущим мужем), влияние которых определило последующую ее педагогическую и литературную деятельность. Она помогала мужу в организации воскресной школы, участвовала в работе Санкт-Петербургского педагогического собрания и давала частные уроки.

В конце 60-х гг. XIX в. семья Водовозовых познакомилась с теорией и практикой воспитания и обучения детей в общественных учреждениях и семейным воспитанием Бельгии, Германии, Англии, Швейцарии и Франции. По возвращении на родину осенью 1862 г. Водовозовы обосновались в Петербурге. Именно здесь родилась идея проведения журфиксов («фиксов», как говорится в воспоминаниях) по вторникам, где собирались люди разных возрастов – от студентов до маститых ученых, писателей, публицистов, педагогов. Здесь провозглашались и поддерживались самые передовые литературные и педагогические идеи того времени.

Первая статья Е.Н. Водовозовой «Что женщине мешает быть самостоятельною?», написанная по поводу романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выходит в 1863 г. С тех пор начинается ее публицистическая деятельность в российских педагогических кругах 60–80 гг. XIX в. Е.Н. Водовозова уже известна как видный деятель по дошкольному воспитанию и детская писательница.

Ученица и последовательница К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова, Е.Н. Водовозова – автор самой популярной дореволюционной книги для родителей «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста»[2]. Фактически, Е.Н. Водовозова работала над книгой в течение всей жизни, перерабатывая и дополняя каждое новое издание. Этот труд стал основным трудом по дошкольному воспитанию в 70-е гг. XIX в. Все идеи здесь относились к семейному воспитанию, так как содержание воспитательной работы первых детских садов ее не вполне удовлетворяло. Эта неудовлетворенность хорошо прослеживается на страницах ее книг – Елизавета Николаевна иногда поражает своей прямолинейностью и резкостью суждений.

Сама она была очень эмоциональной и живой натурой, страстным, иногда даже вспыльчивым человеком. По рассказам современников, Елизавету Николаевну боялись как министр народного просвещения, так и директор департамента полиции. Так горячо, прямо и честно она отстаивала собственную позицию и умела заставить уважать себя. Правда, она умела и выслушивать мнение другого, понимать и принимать его. Особенно это касалось детей, которых она просто обожала и создала целый ряд произведений, предназначенных именно для них.

Как детская писательница, Е.Н. Водовозова создала практико-ориентированные рассказы с картинками для детей младшего и старшего дошкольного возраста на темы, связанные с растениями, животными и явлениями природы. Также в доступном для детей изложении Елизавета Николаевна представила повести и очерки из русской народной жизни. Для школьников выпустила трехтомный труд «Жизнь европейских народов», – географические рассказы с рисунками, Позднее этот трехтомник был переработан в серию книг «Как люди на белом свете живут». Интересно, что она считала эти материалы не столько дидактическими, обучающими, сколько воспитательными. Она подчеркивала, что «при воспитании детей нужно иметь в виду эту выдающуюся, исторически сложившуюся черту характера русского человека», связанную с любознательностью детей и необходимостью предоставления «простора для детской самодеятельности и мышления, что обыкновенно обнаруживается в желании ребенка высказывать свои мысли по поводу различных явлений окружающей его жизни». Этим интересом к вопросам и мнению детей, стремлением предоставить им свободу для формирования собственного мнения и развития индивидуальности отличаются все работы Елизаветы Николаевны.

Сама Водовозова успела сделать очень много. Возможно, потому, что «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье»[3]– труд – стал девизом ее жизни и был «начертан и на ее собственном знамени», по словам Э.С. Виленской. Об этом ярко свидетельствуют ее мемуары «На заре жизни», которые были высоко оценены общественностью того времени и актуальны до сих пор: из них мы узнаем историю России, историю педагогики и историю знаменитых людей – просветителей, педагогов и государственных деятелей. История России и судьба отдельного человека – вот что вызывает интерес читателя. Кроме того, обращает на себя внимание язык мемуаров, в которых Елизавета Николаевна не просто рассказывает о прошлом, а словно заново переживает его. Такой – молодой душой – она осталась и в 79 лет, пережив своих великих учителей, смерть двух мужей и сыновей, три революции. Осталась в своих мемуарах и памяти людей, в истории дошкольной педагогики.

 

Путь в педагогике

 

Середина XIX – начало XX вв. в истории, несмотря на все общественные бури и катаклизмы, характеризуется большим вниманием к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Анализируя отечественный педагогический опыт и изучая зарубежные системы воспитания, российские общественные деятели и педагоги (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов и др.) искали новые пути воспитательно-образовательной работы с детьми, разрабатывали вопросы содержания и методики их воспитания, чем способствовали выделению дошкольной педагогики в специальную отрасль педагогических знаний. Одним из таких педагогов была Елизавета Николаевна Водовозова.

Е.Н. Водовозова училась в Смольном институте в Петербурге. Это было одно из лучших в России закрытое женское учебное заведение сословного характера, целью которого было воспитание светских барышень, будущих матерей семейства, а менее обеспеченных – обучение обязанностям гувернанток. Вспоминая об этом периоде своей жизни, она пишет: «Поступив в институт в раннем детстве и во время всего своего пребывания в нем, удаленная от природы и людей, институтка не имела ни малейшего представления о жизни… Институтская жизнь дореформенного периода проходила в притупляющем однообразии монастырского заключения без горя и радостей, без нежных ласк и сердечного участия, без житейской борьбы и волнений, без надежд и разумных стремлений. Все, точно нарочно, было приноровлено к тому, чтобы воспитать не человека, не мать, не хозяйку, а манекен – в любом случае, слабое, беспомощное, бесполезное, беззащитное существо». Весь уклад жизни института не создавал условий для выработки собственных суждений, воли, характера и самостоятельности.

Встреча в Смольном институте с К.Д. Ушинским стала определяющей для становления мировоззрения и педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой. С появлением в институте этого величайшего педагога-реформатора пошатнулись институтские устои и стали изменяться нравы и обычаи. Все нововведения способствовали повышению у воспитанниц интереса к знаниям, чтению, к самообразованию. Именно по настоянию К.Д. Ушинского Елизавета Николаевна закончила педагогический класс. Последние годы обучения в Смольном настолько сильно повлияли на становление ее как личности и формирование педагогических взглядов, что впоследствии, будучи уже известным педагогом и общественным деятелем, она подписывала свои очерки от имени рядовой воспитанницы Смольного института.

После окончания института она много путешествовала по миру, решилась на критический анализ и адаптацию систем Фребеля и Монтессори на российскую почву. При этом анализ зарубежных и отечественных систем воспитания и обучения сделан Е.Н. Водовозовой на таком высоком научном уровне, что поражает своей глубиной. Кроме того, здесь следует отметить в Елизавете Николаевне уникальное сочетание ученого-теоретика и практика. С одной стороны, она смогла осуществить исторический и сравнительный подходы к развитию дошкольной педагогики в России и за рубежом, показав свое отношение к русской классической педагогике, с другой стороны, адаптировала к опыту отечественных детских садов наиболее передовые зарубежные методы и системы воспитания и обучения. При этом она оказалась верна своему педагогическому долгу: изучая зарубежные педагогические системы, Елизавета Николаевна тут же искала пути его преобразования применительно к социально-нравственному опыту самого ребенка и к той воспитательной системе, в которой он находится. В связи с этим Е.Н. Водовозова очень часто повторяла, что русские дети воспитываться на чужом культурном опыте даже в рамках самых известных и великих педагогических систем не могут – педагоги должны наполнить их своим содержанием. Так родились ее великолепные аналитические обзоры зарубежных систем воспитания и анализ влияния «западных идеалов» воспитания на отечественную систему, борьбы русских и иностранных педагогических идей.

«История воспитания в России, – писала Елизавета Николаевна, – может быть разделена на пять периодов[4]: в первый период (допетровская Русь) господствует суровый родительский произвол, второй начинается новшествами и реформами Петра Великого и продолжается до Екатерины II, третий – со времени императрицы Екатерины II, когда усилилось влияние гуманных западных идей в области воспитания, до освобождения крестьян, четвертый – в 60-е гг. и, наконец, пятый период – обнимает современное воспитание».

Первый период ориентируется на авторитарное направление в семейном воспитании и домашней педагогике, характеризуется особенным вниманием и наставлениями о том, «как устроить домашнюю жизнь и хозяйство, как и кого почитать, как и когда наказывать». Это ярко демонстрируется в литературном памятнике того времени – «Домострое», в котором все перечисленные признаки реализуются через воспитание благочестия, разделение сфер педагогического влияния на детей «на мужскую и женскую половины», через церковно-обрядовое течение в педагогике и замкнутость, обращенность к себе…

В эпоху Петра Первого ситуация меняется: постепенно начинает преодолеваться «вековое отчуждение русского народа от общения с передовыми западно-европейскими нациями», которое, в частности, касалось педагогических взглядов на «развитие умственных способностей, суждений и мышления». Это был период, когда семейные нравы и воспитание, педагогическая наука начинают подчиняться государственной опеке, как пишет Водовозова, «требованиям службы», когда на воспитанников и учеников «смотрели как на людей, вполне принадлежащих государству». Улучшилась ситуация с грамотностью, но не с воспитанием подрастающего поколения. Так, Елизавета Николаевна отмечает, что в то время наблюдалось «ослабление родственных, семейных связей между родителями и сыновьями», отмечается упадок интереса к вопpоcaм воспитания. Это было вызвано тем, что стали появляться исследования о законах наследственности – все чаще раздавались голоса, утверждавшие, что «если детям путем наследственности передаются физические, нравственные и умственные особенности и свойства, то не стоит думать о воспитании». Кроме того, характеризуя социальные факторы, влияющие на характер воспитания в тот период, Водовозова выделяет в качестве основного негативного фактора крепостничество.

«Новые идеи, внесенные в русское общество литературою и правительством», появились во время царствования Екатерины Второй. Елизавета Николаевна описывает их после того, как дает тщательный критический анализ произведений европейских мыслителей и педагогов: «Великой дидактики» Я.А. Коменского, «Мыслей о воспитании» Д. Локка, «Как Гертруда учит детей», «Книга для матерей» И. Песталоцци и других. Ее радует, что их идеи помогли «построить образование в России на новых началах». «В педагогических трудах… впервые появляется мысль о необходимости обращать внимание на индивидуальные свойства ребенка», создаются педагогические сообщества и формируется педагогическая периодика, ориентированная на воспитание «нового поколения с более гуманными принципами, с более культурными задатками». Большое значение придается умственному и нравственному воспитанию, подчеркивается роль игр детей и двигательной активности.

«Влияние интеллигентных кружков и литературы на умственное развитие русского общества» усиливается в начале царствования Александра Первого, однако либеральное направление скоро начинает подвергаться преследованиям. Водовозова комментирует: «Мысль в русском обществе уже пробудилась, между тем путешествия за границу, выписка иностранных книг были затруднены». Поэтому основное движение педагогической мысли сосредоточивается в университетах, а «главным орудием русского просвещения делаются журналистика и литература». Особенную роль в этом сыграли труды Гоголя, Герцена и Белинского. «Эти писатели имели громадное влияние, дали толчок движению и совершенно новому направлению мысли», – считает Елизавета Николаевна. Они «прямо или косвенно повлияли на все сферы воспитательной и умственной деятельности». Однако существующая система образования не могла воплотить их мысли на практике.

После 1855 г. – вступления на престол императора Александра Второго, в педагогическом сообществе наступает оживление. «Мертвая тишина и уныние, всюду царившие до тех пор, быстро сменились лихорадочным движением в общественной жизни, подъемом умственных сил, пробуждением самосознания». Были сформулированы педагогические идеалы российского общества. Между тем, эти годы «были эпохою взаимных недоразумений: старое поколение не могло понять, почему дети начали вдруг стремиться к жизни совсем новой, чем была так дурна их собственная жизнь».

Следующий период – воспитание в конце ХIХ столетия – характеризуется Водовозовой как «царство свободного ребенка». «Сообразно с идеалами свободного воспитания устраивались в это время детские сады», из которых «был изгнан… всякий элемент насилия над духовной и физической природою детей». Между тем, Елизавета Николаевна отмечает, что в российском обществе такая ситуация не вполне приемлема, так как у нас «особенно необходимо приучать детей с раннего возраста к терпению, развивать в них мужественный характер, трудолюбие и добросовестное исполнение своих обязанностей».

Описав, таким образом, систему воспитания подрастающего поколения в России в разные исторические периоды, Водовозова отмечает ее положительные и отрицательные стороны. При этом ее симпатии оказываются на стороне «шестидесятников». Настолько важны для нее были такие качества педагогов, как искренняя заинтересованность в деле воспитания, умение думать и рассуждать, смелость в педагогических исканиях и ответственность за свою позицию.

Всеми этими качествами Елизавета Николаевна обладала в полной мере. Все, что заинтересовало ее при описании исторических периодов развития педагогики и системы образования в России, было обобщено и проанализировано ею с позиции практика, который желает взять все самое лучшее из опыта прошлого и двигаться дальше, разрабатывая новые методики.

Впоследствии Елизавета Николаевна предложила для практиков дошкольных учреждений инновационную для того времени методику умственного и нравственного воспитания на основе приобщения детей к традиционной культуре. Идея народности стала здесь основой для развития ума и сердца, умственного и нравственного воспитания детей и формирования единой системы семейного и общественного воспитания «на народной, русской почве». В качестве такого содержания использовалось приобщение детей к культурным традициям своего народа. Поэтому в качестве материала для разрабатываемых программ и методик Е.Н. Водовозова стала использовать фольклор и материал, связанный с формированием исторических, географических и социальных представлений детей, а также с формированием практических трудовых умений и навыков. Так родилась методика «воспитания ума» и развития речи средствами русского фольклора и детского продуктивного творчества (на примере занятий ручным трудом). Эти задачи удивительно гармонично переплетались у нее с задачами формирования историко-географических представлений и ориентировки в современном социальном мире. Поэтому ее книги «Русская азбука для детей» и «Руководство к русской азбуке. Практические уроки», «Русские сказки в стихах с картинками», «Книга для первоначального чтения» и «Книга для учителей», циклы «Рассказы из русской истории», «Как люди на белом свете живут» были практически сразу рекомендованы Министерством народного просвещения для детских библиотек и образовательных учреждений.

Описав не только методику, но и авторскую педагогическую систему, она выпустила самую популярную дореволюционную книгу для родителей и воспитателей – «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Действительно, книга с 1871 по 1913 гг. выдержала семь изданий: такова была ее востребованность среди родителей и воспитателей. Это не было случайностью.

Во всестороннем развитии личности ребенка-дошкольника Е.Н. Водовозова особое внимание уделяла развитию детской любознательности и интересов, «воспитанию ума» и наблюдательности. Для того времени были революционными ее идеи о необходимости предоставления активности самому ребенку в процессе стимулирования его любознательности и формирования интереса к окружающему миру, а также личностного отношения воспитанника к рукотворному и нерукотворному миру, к миру людей и природы. Чтобы доказать это, Е.Н. Водовозова предложила родителям и воспитателям перечень конкретных наблюдений в летнее и зимнее время года, которые настолько профессионально описаны, что могут быть интересны и современным педагогам, так как позволяют осуществлять косвенное (что очень важно!) руководство формированием экологических и естественно-научных представлений в процессе предметно-практической и экспериментальной деятельности воспитанников, а не просто в ходе пассивных наблюдений за природой.

Фактически, она стала одним из родоначальников субъект-субъектного подхода к организации развивающего взаимодействия педагога с ребенком[5]. Она считала, что педагоги могут «преобразовать Россию и ее общественную жизнь на новых социальных и нравственных началах», возражала против прозвища «нигилисты» применительно к молодому поколению. «В эпоху нашего обновления, – говорится в ее мемуарах, – молодая интеллигенция была проникнута скорее пламенною верою, чем огульным отрицанием». Поэтому свои труды она предназначала, в первую очередь, молодым педагогам и родителям, видя в них будущее отечественной педагогики.

 

 

Система воспитания Е.Н. Водовозовой

 

От составителей

 

 

Целью своей системы Елизавета Николаевна считала «гармоническое» развитие ребенка в единстве всех его сторон: физического, умственного, нравственного, эстетического. Поэтому, даже характеризуя отдельные компоненты своей системы, связанные с описанием условий, содержания и особенностей физического, умственного, нравственного или эстетического воспитания, она каждый раз повторяет мысль о равноценности всех направлений развития личности ребенка и необходимости их учитывать в организации педагогического взаимодействия.

В качестве факторов, влияющих на успешность достижения цели воспитания, Е.Н. Водовозова отмечает наследственность и привычки ребенка. При этом она опирается на самые современные в то время исследования в области генетики, физиологии, детской педиатрии, педагогики и психологии. Интересно, что эти рассуждения, связанные с признанием равноценности роли биологического и социальных факторов в развитии и воспитании ребенка, родились задолго до работ Л.С. Выготского и Л.И. Божович, которые сегодня считаются одними из основоположников биосоциального подхода.

Следуя данной логике, описание своей авторской системы Е.Н. Водовозова начинает с рассуждений о тесной взаимосвязи наследственных особенностей детей, в частности, их темперамента, с особенностями их физического развития. Опираясь на это, Елизавета Николаевна приводит простые и доступные для восприятия родителей и воспитателей примеры организованного влияния на физическое развитие и поведение детей через такие средства физического воспитания, как режим дня, физкультурные и физические упражнения, подвижные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, ритмическая гимнастика. Особое внимание при этом она уделяет обсуждению проблем полового воспитания, волновавших общественность того времени. Мысли Е.Н. Водовозовой о совместном воспитании мальчиков и девочек и об учете гендерных отличий в воспитательно-образовательной работе с детьми актуальны до сих пор, однако поражают своей прямолинейностью и прогностичностью даже наших современников. В частности, Елизавета Николаевна говорит о том, что решать задачи полового воспитания можно только при условии учета психофизиологических особенностей детей разного возраста, их интересов и стадии личностного развития, на стыке физического и нравственного воспитания.

В этом отношении нравственное воспитание – это краеугольный камень всей авторской системы Е.Н. Водовозовой. Как ученица К.Д. Ушинского, она не могла обойти стороной задачи нравственного воспитания. «Цель разумного воспитания она видела в том, чтобы давать толчок, укреплять и развивать склонность к честным и полезным привычкам, облагораживающим душу и возвышающим ум, и ослаблять привычки противоположного характера. Под влиянием разумного воспитания дурные привычки мало-помалу слабеют, а иногда и совсем исчезают».

Чтобы воспитать «добропорядочные привычки» и приучить ребенка выполнять свои обязанности, родители и воспитатели должны установить в его жизни правильный режим, который прививает навыки послушания, обуздывает вспышки гнева, своенравие, капризы, дурные инстинкты. При этом очень важно воспитывать волю у ребенка. По Е.Н. Водовозовой, «воспитание воли заключается в формировании уверенности в своих силах и приучении ребенка управлять своими движениями, чувствами и мыслями, выражается в умении человека быть настойчивым в достижении своей цели».

Однако Водовозова останется неуслышанной своими современниками. Такими же нереализованными останутся мысли Елизаветы Николаевны о том, что воспитание самостоятельности должно быть неразделимо с нравственным преуспеванием ребенка. Средствами для этого являются игра, физический труд и посильная домашняя работа в помощь взрослым, наблюдения за окружающей природой и жизнью, поощрение успехов ребенка. И никогда в качестве такого средства Водовозова не рассматривала наказания – приведенные ею примеры показывают ее непримиримое отношение к телесным наказаниям, как унизительным для человеческого достоинства. Обращаясь к Руссо, к теории естественного наказания, она уточняет, что, по его мнению, никогда не следует наказывать детей ради наказания, но оно должно быть естественным следствием дурного поступка на практике. В связи с этим Елизавета Николаевна описывает примеры, которые могут служить образцом поведения родителей и воспитателей во время разрешения конфликтов и решения вопроса о наказании.

Следующий компонент авторской системы Е.Н. Водовозовой – эстетическое воспитание дошкольников. Изложенные здесь мысли Е.Н. Водовозовой интересны тем, что описывают формирование эстетических представлений и воспитание эстетических чувств как прижизненно формирующихся у ребенка под влиянием систематических наблюдений и опыта практической деятельности. При этом важное значение уделяется развитию, как выразился бы А.В. Запорожец, социальных эмоций, в частности, эстетических и интеллектуальных, и обогащению представлений об окружающем мире – как природном, так и рукотворном мире, созданном человеком. Особенное значение при этом отводилось пересечению линий эмоционального развития, нравственного и эстетического воспитания. Так, Елизавета Николаевна выпустила сборник из «Одноголосных детских песен и подвижных игр с русскими народными мелодиями», в котором описала значение пения и игр в воспитательной работе и методику их проведения, обосновала необходимость использования русских народных песен и игр в дошкольном возрасте.

Не менее важный компонент авторской системы Е.Н. Водовозовой – «воспитание ума». Рассуждения Е.Н. Водовозовой отличаются уровнем своего обобщения и аналитичностью: она сумела выделить из современной ей отечественной и зарубежной науки (не только педагогики и психологии, но и физиологии, медицины и др. наук) именно те аспекты, которые потом легли в основу теории умственного развития и воспитания ребенка. При этом интересно, что в качестве составляющих, определяющих не только уровень умственного развития детей, но и этапы его развития, Елизавета Николаевна назвала именно те, которые потом, в детской психологии, окажутся либо базовыми, либо развивающимися процессами, характеризующими специфику детского возраста: внимание, восприятие, память, мышление. Описывая их, Елизавета Николаевна делала акцент не на активности воспитателя, педагога, а на активности самого ребенка-воспитанника[6]. Умственное развитие, писала Е.Н. Водовозова, должно касаться «пробуждения у ребенка самостоятельной мысли» и умения самостоятельно действовать в ситуации обучения. Это было новшеством для того времени.

Залогом откликаемости ребенка на педагогическое воздействие взрослого в системе Е.Н. Водовозовой стало развитие интересов ребенка и формирование личностного отношения к окружающему миру, к деятельности, в которую он вовлечен. Заставить «работать» дидактические и развивающие материалы, сделать их «живыми» для ребенка – это задача педагога. Для этого Елизавета Николаевна предлагала такие методы, как совместное наблюдение педагога и ребенка, рассказ, диалог и беседа, экспериментирование и опыты, в качестве приемов – моделирование ситуации, связанной с формированием мотивации и интереса детей к предстоящей деятельности, создание воспитательных и обучающих ситуаций, их речевое комментирование (в то время, в основном, комментировались не ситуации, а действия с предметами и игрушками, поэтому Водовозова очень тщательно описывала в своих трудах именно этот – новый для того времени – авторский прием, делая на нем акцент). Поэтому спецификой авторской системы Елизаветы Николаевны стало очень подробное, пошаговое описание вариантов развертывания таких воспитательных и обучающих ситуаций. Это с одной стороны.

С другой стороны – их направленность на интеграцию задач нравственного и умственного воспитания, их включенность в продуктивную деятельность детей. Как следствие, Водовозова, даже описывая чужие педагогические системы, например, Ф. Фребеля, показывает, как это можно сделать, организуя режим дня и занятий детей. В частности, она пишет, что каждую механическую работу нужно сопровождать объяснением или подходящим рассказом, «непременно заканчивая ее подвижною игрою» и т. д.

Большое внимание при этом Елизавета Николаевна уделяла смене видов восприятия детей – со слухового на зрительное, со зрительного – на тактильное, кинестетическое и затем – наоборот. Этого же принципа она придерживалась, требуя от воспитателей и родителей смены видов детской деятельности: наблюдения, слушания и рассказывания, рисования и лепки, труда и аппликации, экспериментирования и конструирования, ритмики, подвижной игры и даже «детской возни». Эта смена, считала Водовозова, дает возможность предупредить истощение ребенка, угасание его потребности в новых впечатлениях, учит произвольному переключению внимания и организации произвольного поведения, формированию самосознания.

Кроме разных видов деятельности и общения с воспитывающим и обучающим взрослым, авторскую систему Е.Н. Водовозовой характеризуют такие средства, как живая природа и экологическое пространство, которое создает педагог вместе с ребенком, комментирующая речь воспитателя, русский фольклор, подвижные и дидактические игры. Основными формами работы с детьми, которая позволяет полностью использовать и реализовать воспитывающие и обучающие потенциалы данных средств, Елизавета Николаевна считала индивидуальную и подгрупповую. Поэтому ее система признавалась образцовой для воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста[7]

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Елизавета Николаевна Водовозова, русская детская писательница, педагог

Молодость

Взрослая жизнь и педагогическая работа

Литературная деятельность

Водовозова Елизавета Николаевна являлась талантливым учителем, составителем мемуаров и русской писательницей. Также она известна созданием детских книг.

Молодость

Лиза Цевловская (девичья фамилия) появилась на свет в августе 1844 года 17 числа у четы помещиков, которые были жителями Смоленской губернии. Когда папа скончался, она с мамой перебралась в Санкт-Петербург. Там стала студенткой Смольного института (так хотел ее дядя). Во время учебы, а именно с 1859 года стала заниматься у известного педагога Ушинского. Он повлиял на ее отношение к жизни и профессии. Наступил 1862 год, и девушка стала женой собственного учителя Водовозова Василия Ивановича.

Эта молодая женщина и ее супруг стали участниками движения либералов (шестидесятников), поэтому руководство применяло к ним репрессивные меры.

Взрослая жизнь и педагогическая работа

Муж и жена выясняли, как работают школьные и детские дошкольные учреждения Брюсселя, долго пробыли за границей. Ее первая работа называлась «Что мешает женщине быть самостоятельной? » (1863). Этой работой Елизавета откликнулась на литературное произведение под названием «Что делать? », написанное Чернышевским. Там писательница смогла выразить свое мнение по поводу эмансипации женщин.

В том же году на свет появился первый ребенок – сын Миша. В 1886 году Василия Водовозова уволили из гимназии. Супругам запретили заниматься преподавательской деятельностью в государственных учебных заведениях. Стало не хватать денег, материальное положение ухудшилось и в силу того, что их мальчик часто болел.

Литературная деятельность

Из-за материальных и профессиональных проблем Водовозовы начали заниматься литературой.

Когда настал 1870 год, Елизавета стала писать для тематических изданий по педагогике:

• «Детское чтение»;

• «Народная школа»;

• «Голос учителя».

Она начала развивать новейшие технологии педагогики. Большая часть ее нововведений, касающихся образования детей, применяется и сегодня.

В 1871 году была выпущена ее работа «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста». Эта талантливая преподавательница считала, что базой образования школьников должны быть песенки и сказочные истории. Она продвигала следующую идею педагогики: обучающие материалы обязаны найти применение в обычной жизни.

Василий почти все время проводил в поездках с 1872 по 1875. Чтобы подробно изучить методы педагогической деятельности, он посетил несколько европейских стран. Руководил курсами по педагогике в Костроме и Оренбурге. Часто писал жене, делясь своими бесчисленными приключениями. В 1875 году Водовозовой был издан знаменитый труд «Жизнь европейских народов».

Прошло время (1883), супруг перестал издавать свои педагогические произведения, так как его здоровье сильно пошатнулось.

Он скончался 17 мая 1886, был похоронен там же, где его старший ребенок, покинувший этот мир из-за туберкулеза (1879). 1887 – арестовали, а потом сослали сына Васю. Прошло 2 года с момента кончины супруга, Елизавета стала женой его хорошего друга, которого звали Семевский Василий Иванович. Он был очень интересной личностью:

• Известный ученый;

• Профессиональный историк;

• Общественный деятель.

1896 – погиб второй ребенок.

1916 (сентябрь) – скончался второй супруг. Чтобы оживить воспоминания о своих близких людях (Ушинский, Водовозов, Семевский), эта сильная женщина стала писать мемуары.

Ее работу выпустил в январе 1923 журнал «Голос минувшего». Спустя 1 год (в феврале) это же издание опубликовало некролог Водовозовой Е. Н. – жены, матери, учителя, прекрасного человека.

Смотрите также:

Амонашвили Шалва Александрович — российский педагог

Алексей Николаевич Леонтьев, советский педагог

Антон Семенович Макаренко, советский педагог

Геннадий Никандрович Волков, доктор педагогических наук

Елизавета Николаевна Водовозова — биография, список книг, отзывы читателей

«Что вы про это допытываетесь? Мине конфузно. Я же барышня.» (с) «За двумя зайцами»

Собственно, все мои знания об Институтах благородных девиц были почерпаны из вышеназванной комедии, которая вроде и смешная, но не совсем чтобы «очень и очень». Но то такэ. И вот открываю я, значит, книжку про институток. Чего я ожидал? Может, ахов и вздохов, может строгой сухости, но точно не приятного языка и множества забавностей, переносящего читателя в девчачью юность с вытекающим оттуда пониманием счастливого будущего. Ну, понятное дело речь про пресловутый «замуж». Но это опять — второстепенно.

Мне очень понравился стиль писательницы. Вроде бы рассказ подан красивым языком Толстого и Некрасова, и тут вдруг на голову сыпется девчачий чуть ли не блатной институтский жаргон. И оно настолько в тему, что и сказать нечего. Все эти клички, прозвища и словечки-переделки действительно создают атмосферу закрытого учебного заведения.

Далее — для меня удивительно узнать, что девочки учились в такой строгости, что мальчикам в кадетских корпусах хвастаться уже и нечем. Туда не ходи, сюда ходи, спать только на одном боку, рука сверху одеяла, еда дешевая и мало, одежда одинаково скучная и бедненькая (вне зависимости от благосостояния воспитанницы), большинство книг — табу, за шалости — лишение встреч с родными и так далее. Разве что строем не ходили, а так всё то же самое.

Добило меня такое обстоятельство: каникулы институтки ТОЖЕ проводили в своей школе! Домой могли уехать две-три с курса, не более. Т.е. не местные девочки в теории могли с 8 до 17 лет так ни разу и не попасть в родной дом. Мда, очень укрепляет родственные отношения… Теперь понятно, почему юные леди так легко покидали отчий дом и неслись в объятия к новоиспеченному мужу (пофиг какому) — там уже будет ее собственная территория.

Кстати о мужчинах. Весьма забавно те барышни воспитаны: мужчина для них вовсе не тот, кто иного пола. Этого явно недостаточно. Мужчина тот, кто потенциально может за ней ухаживать, т.е. благородный. А сапожник Степка или растопщик Ванька — не мужчины. И при них можно переодеваться! Вот интересно, сколько таких гламурных дур, которые были уверены, что раз он не возьмет ее замуж, то и «ничего такого» он сделать не может, были изнасилованы этими растопщиками и сапожниками? Которые ведь по сути — солдаты, по 10-20 лет трубившие службу. И могли как бы и озвереть без женщины к моменту переодевания институтки…

Но при всем при этом старшеклассницы — сущие дети, которые даже в куклы играют. С нынешними 17-летними ровесницами никакого сравнения. По мозгам — максимум на современных 13-леток потянут. За редким исключением. А образование женское — это вообще песня. Писательница так красиво показала, что экзамены в Институте нужны вовсе не выпускницам (которым по большей части тот диплом и девать некуда, разве что если совсем сирота и пойдет в гувернантки), а самому педсоставу. Типа чем лучше пройдут испытания, тем выше цену можно ставить на следующий год. Ну и начинаются показательные выступления. Смешно! Потому что в советских школах было то же самое — при комиссии вызывались только отличники.

Так что «глубокие знания» Прони Прокоповны из пьесы «За двумя зайцами» — это вовсе не гротеск. Умные девочки получали нормальное образование не благодаря, а вопреки. Хотя в теории у них были все нужные предметы.

Так что вот такое знакомство с женской дореволюционной школой получилось. Школа — ужас, детство воспитанниц — коту под хвост, сами девчонки — веселухи и молодчины, а писательнице — уважение. Баллы я снял только по одной причине: слишком много французских и немецких диалогов. Они атмосферны, но мне кажется довольно было одного раза с указанием, что Мадам и мадемуазели говорят исключительно на великом и могучем языке Дюма.

#флешмоб_Школа

Презентация на тему «Водовозова Елизавета Николаевна»

Водовозова елизавета николаевна (1844—1923)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Водовозова елизавета николаевна (1844—1923)

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

Елизавета Николаевна Цевловская Родилась в 1844 г. В селе Погорелое В многодетной семье помещика Цевловского. Отец, человек образованный и умный, постоянно заботился о детях. Он хотел, чтобы его дочери и сыновья сделались полезными и образованными людьми. Старших он учил иностранным языкам, сам переводил с французского пьесы, разучивал с детьми роли. В своей усадьбе он устроил домашний театр, на представления в котором съезжались все соседи вместе со своей челядью.

4 слайд Описание слайда:

Наличие театра требовало много средств. поэтому, прожив несколько лет в своем поместье, отец начал подумывать, как бы поправить свои дела. Вскоре ему предложили место уездного судьи в маленьком городке Поречье. Отец принял предложение и переехал со всей семьей в город. Он считал, что в городе у детей больше возможностей для образования. Но и здесь он не оставил своей затеи с театром. Расходы не уменьшились. Семья была на грани разорения.

5 слайд Описание слайда:

Весной 1848 года в городе появилась холера, поэтому родители решили вернуться в деревню. Но накануне отъезда, умирает от холеры отец. Перед смертью он наказывает жене дать всем детям образование. В последующие три недели умирают семеро детей из их семьи. Сама маленькая Лиза тоже слегла с холерой, но все же смогла справиться с болезнью. После этого семья вернулась в с. Погорелое.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Мать исполнила последнюю волю отца и дала образование детям. Лиза поступает учиться в Петербург в смольный институт, где инспектором в то время был К. Д. Ушинский, оказавший на нее большое влияние.

8 слайд Описание слайда:

По окончании института елизавета николаевна выходит замуж за своего учителя, Василия Ивановича Водовозова.

9 слайд Описание слайда:

Из года в год, по вторникам в доме Водовозовых на Васильевском острове собирались лучшие люди того времени. Не раз в эти дни у Водовозовых бывал и Константин Дмитриевич Ушинский, сохранивший с ними самые дружеские отношения. У Елизаветы Николаевны и Василия Ивановича было два сына — Василий и Николай. Впоследствии за революционные настроения они были сосланы в Смоленскую губернию.

10 слайд Описание слайда:

В 1886 году В. И. Водовозов, известный педагог и детский писатель, умирает  . Спустя два года е. н. водовозова выходит замуж за ученика и друга своего мужа Семевского Василия ивановича. Она переживёт обоих мужей, и свою совместную жизнь с В. И. Водовозовым и с В. И. Семевским опишет позднее в мемуарной книге «На заре жизни», а также в отдельных мемуарных очерках.

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Еще В Девятнадцать лет Водовозова написала свою первую статью: «Что мешает женщине быть самостоятельной?» Эта статья была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». С этих пор Елизавета Николаевна не прекращала литературной работы до самой смерти. За 60 лет ею было написано много педагогических статей, очерков, много книг для детей и юношества.

13 слайд Описание слайда:

Главный труд Водовозовой-Семевской — «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (Санкт-Петербург, 1871, 6-е издание, 1907) — является ценным пособием для матерей и воспитательниц как научно обоснованное руководство, снабженное практическими указаниями, взятыми из действительной жизни.

14 слайд Описание слайда:

Пользуется также большой известностью ее труд «Жизнь европейских народов», в котором для юношества увлекательно изложены сведения о культуре, политических и общественных учреждениях, бытовых особенностях, взаимных отношениях общественных классов у всех европейских народов. Успеху этого труда (3 тома, Санкт-Петербург, 1875;), иллюстрированного В.М. Васнецовым и др., содействует беллетристический талант Водовозовой-Семевской, особенно проявившийся в ее богатых содержанием «Воспоминаниях» («На заре жизни», Санкт-Петербург, 1911).

15 слайд Описание слайда:

ее книги издаются и В наше время

16 слайд Описание слайда:

Вклад Водовозовой в педагогику Следуя идеям К.Д. Ушинского о главенствующей роли родного языка в становлении личности ребенка, Е.Н. Водовозова, первой в России попыталась систематизировать работу по развитию речи детей дошкольного возраста, придав ей вид программы. Основой программы автор считала специальные занятия, которые должны разрабатываться воспитателем.

17 слайд Описание слайда:

Одну из задач будущей методики развития речи – обогащение словаря в младшем дошкольном возрасте – Водовозова Е.Н. советовала осуществлять в процессе наблюдения предметов окружающей жизни и явлений природы. В старшем дошкольном возрасте эта задача усложнялась за счет рассказов воспитателя, чтения книг и разного рода бесед.

18 слайд Описание слайда:

Е.Н. Водовозова не только доказала полезное влияние сказки на развитие личности маленьких детей, но и предложила серию сказок, которые подавались детям в специальной обработке, в сокращенном виде. Одним из компонентов системы обучения родному языку, предложенным Е.Н. Водовозовой, является проведение методически разработанных бесед с детьми.

19 слайд Описание слайда:

Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ НАО «Д/сад п. Красное» Красикова Ирина Владимировна 2016 Г.

Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ НАО «Д/сад п. Красное» Красикова Ир

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ НАО «Д/сад п. Красное» Красикова Ир

Курс повышения квалификации

Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ НАО «Д/сад п. Красное» Красикова Ир

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-587082

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *