Доска сегена методика инструкция – Досочки Сегена — запись пользователя Chairys (Chairyss) в сообществе Раннее развитие в категории Другие системы и методики (ТРИЗ, Воскобовича, Эльконина-Давыдова, Ибука, Дьенеша и т.д.)

Досочки Сегена — методика и практические занятия в домашних условиях

24 Апреля 2017

Разбираемся с методикой Сегена и занимаемся с развивающими досочками в домашних условиях. Как правильно заниматься, с какого возраста и какие материалы использовать читайте в этой статье.

Эдуард Сеген — французский педагог и психолог, посвятивший свою жизнь обучению и развитию умственно отсталых детей. Иммигрировав а Америку, он впервые открыл для них школу, где занимались не только обучением, но и адаптацией к жизни в обществе. Несмотря на то что методика Сегена была ориентирована на довольно узкий круг детей, в дальнейшем ее элементы стали активно использоваться другими педагогами, занимавшимися ранним развитием. Так, например, рамки Марии Монтессори и игры Лены Данилиной — ничто иное, как видоизмененные доски Сегена.

Суть методики Эдуарда Сегена

Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, заставлять заучивать и смотреть какие-то карточки. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное на чем настаивает автор — это регулярность. Еще одно преимущество методики Сегена — это возможность заниматься с самыми разными детьми, в том числе и с теми, чьи речевые функции затруднены или вовсе отсутствуют.

Основной инструмент для занятий — это доска Сегена, представляющая собой деревянную доску с вырезанными окошечками различной формы и подходящие к ним вкладки. На работе с этой доской и основаны все занятия с детьми раннего возраста. 

Основные цели, которые преследовал Эдуард Сеген, разрабатывая и внедряя свою методику:

  • возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-действенное мышление ребенка;
  • исследование способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости;
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций;
  • знакомство с понятиями цвета и формы;
  • стимулирование речевых функций. 

Все это актуально не только для умственно отсталых, но и для обычных, совершенно здоровых детей. Именно поэтому идеями Сегена в дальнейшем заинтересовались многие педагоги, пропагандирующие развивающие методики.

С какого возраста можно заниматься с ребенком по методике Сегена

Методика Сегена подходит для занятий с детьми самого разного возраста — от года и вплоть до 7 лет. Единственное что меняется — это сложность досок и их содержание — от элементарных фигурок можно переходить к изучению цветов, цифр, букв, фигур.

Доски Сегена

Доска Сегена — это основной инструмент, который применяется в одноименной авторской методике. Деревянные досочки с вставками различных форм есть практически у каждого ребенка — но мало кто задумывается о том, что игра с ними может превратиться с самое настоящее развивающее занятие. 

Доски Сегена бывают совершенно разных видов. Самые простые — тематические, объединяющие несколько предметов одного класса, состоящих из одной детали. Это могут быть животные, игрушки, овощи, фрукты, транспорт и так далее. 



Некоторые из этих досок рассчитаны на изучение только форм — они, как правило, не раскрашены и представляют собой обычную обработанную деревянную основу. Другие ориентированы на сопоставление не только форм, но и рисунков. Они раскрашены ярче и рисунок на вкладках повторяет тот, который изображен в отверстиях на основе.

Еще один тип досок Сегена — это деревянные дощечки, на которых картинки собираются из нескольких частей, по типу пазла. Они несколько сложнее, так как ребенок должен не просто вставить предмет нужной формы в соответствующее отверстие, но и собрать его из нескольких деталей. Тематика и оформление этих досок также может быть различной.


Самые сложные доски Сегена — геометрические, состоящие из нескольких деталей. Для того чтобы их собрать ребенок должен подключить не только логику, но и пространственное мышление. Естественно, подключаются понятия цвета, фигур, которыми ребенок уже должен владеть хотя бы на элементарном уровне. 


Современные вариант досок Сегена — это мишки, куклы и другие персонажи, которых можно наряжать в разную одежду и обувь. Платья, ботинки и другие элементы помещаются в специальные сортеры. Такими досками можно пользоваться как на начальном, так и на более позднем этапах.

Ящик Сегена

Еще один инструмент, который Эдуард Сеген активно использовал в своей методике — это тематический ящик. Он представляет собой деревянный куб, на одной из граней которого сделаны отверстия разной формы. В комплекте — подходящие под них фигурки, которые можно вставить.

Проведя элементарную аналогию, любой родитель поймет, что подобные игрушки сегодня есть практически у каждого ребенка. Правда, выглядят они несколько иначе, но суть от этого совершенно не меняется — Эдуарду Сегену удалось разработать такие методические пособия, которые ненавязчиво вошли в нашу жизнь и интересуют любого ребенка. 



Рекомендации по занятиям с ребенком

Решив превратить привычные игрушки — в инструмент для развития, родителям нужно следовать некоторым несложным рекомендациям.

  1. Первое, с чего нужно начать — это продемонстрировать ребенку новую красочную игрушку, дать ему пощупать контуры и углы деталей. Таким способом он сконцентрирует внимание и отметит для себя особенности доски. 
  2. После демонстрации нудно взять игрушку и перевернуть ее так, чтобы все фигурки высыпались на стол. 
  3. На следующем этапе нужно показать ребенку, что фигурки можно вставить обратно, сделав это самостоятельно, возможно с его помощью, и снова перевернуть доску, чтобы все они высыпались на стол. 
  4. На следующем этапе ребенку можно предоставить свободу действий и дать возможность самостоятельно вставить фигурки в основу. Подсказывать при этом или помогать не нужно. Ведь тогда главная цель — научить анализировать и принимать решения, не будет достигнута. 
  5. Начинать игры нужно с тематических ярких вкладок — с животными, фруктами, овощами, машинами. Они будут привлекательны и интересны для годовалого ребенка и он непременно будет обращать на них внимание.
  6. Начиная с трехлетнего возраста, можно без длительных объяснений и утомительной теоретической части начинать знакомить ребенка с геометрическими фигурами. При этом важно отмечать их особенности и задавать малышу вопросы, на которые ему под силу ответить самостоятельно.
  7. В этом же возрасте ребенку под силу собирать фигурки из деревянных деталей, по типу пазлов. За правильно выполненное задание малыша непременно нужно хвалить. Не лишним будет обсудить — как ему удалось это сделать и что изображено на собранной картинке. 
  8. Во время работы с досками родителям нужно наблюдать за тем, чтобы ребенок не вставлял детали по памяти. В этом случае его можно немножко обмануть, добавив лишние элементы. 
  9. Во время занятий нельзя торопить ребенка или критиковать его неправильные решения. Он должен решать первые в своей жизни головоломки с удовольствием.

Где купить

Максимке сейчас 1 год и 9 месяцев, давненько не покупала ему никаких развивашек, тут случайно в совместных закупках (я заказываю на 63pokupki) наткнулась на деревянные развивающие игрушки SmileDecore. Очень многое у них приглянулось, и досочки Сегена, и паззлы и многое другое, как приедет заказик, все покажу. Есть сайт smile-decore но у них только опт от 10 000 р. Есть, кстати, и группа в контакте с закупкой club123730834, за нее ручаться не буду. 

А вот и мой заказ досочек Сегена, подробное описание, фото и цены.

    Методика Сегена — одна из самых простых. Сами того не подозревая, по ней занимаются с детьми многие родители. Кроме того, ее можно сочетать со многими другими — например, пользующейся популярностью системой Монтессори. 

    Доски Сегена. Методика, цель и инструкция | Казань

     

    31.01.2019

    Доски Сегена: методика, цель и инструкция.

     

    Эдуард Сеген – французский врач, психолог и психиатр 19 века, посвятивший себя изучению проблем развития детей. Он является всемирно известным автором методики определения уровня интеллекта и умственных способностей и их последующей коррекции. При жизни он работал с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, но разработки Сегена сегодня пригождаются в традиционной педагогике.

    Опираясь на методику Сегена, можно проследить, как у ребенка развиты:

    • зрительное восприятие поставленной задачи;
    • слуховое восприятие;
    • концентрация внимания;
    • цветовосприятие, цветоощущение, различение цветов;
    • логическое мышление;
    • моторно-двигательные функции.

    Во всем мире психологи, а также специалисты по развитию детей используют эти диагностические, а также развивающие дидактические материалы.

     

    Разберем же подробно, что это такое – доски Сегена?

     

    Сеген в своей методике предложил использовать геометрические фигуры различных форм и цветов, вырезанные либо выточенные из некой панели, главной формы, доски, рамки. К примеру, вырезав из  прямоугольной рамки круг, специалист показывает его ребенку, далее опрокидывает рамку и отдает выпавший вкладыш в руки ребенку, при этом  предлагает поставить круг на место.

     Рамок может быть 2, 5, 10 или любое другое количество. Они могут отличаться цветом или текстурой, формой и материалом. Вырезанная геометрическая фигура также может быть разной. Один набор досок может включать в себя вкладыши различных форм и окрасок. Доски могут быть тематическими, быть посвящены домашним животным, фруктам, овощам, транспорту и так далее.

    Особенностью методики является то, что при работе с ней НЕОБЯЗАТЕЛЬНО объяснять суть выполняемого задания с помощью сложных правил и неизвестных пока ребенку слов. Достаточно продемонстрировать необходимое действие визуально и попросить повторить. Здесь важно знать, какой тип восприятия информации у Вашего ребенка преобладает.

    Если зрительные образы запоминаются малышу лучше — то задание правильнее всего наглядно показать;

    если ребенок воспринимает новое на слух – то не лишним будет проговорить поставленную задачу перед ее выполнением.

     

    Доски Сегена могут использоваться для ранней диагностики дальтонизма, особенностей цветовосприятия ребенка, определения способностей малыша к различению цветов. Дальтонизм может быть выражен как в сниженной, так и в полной неспособности различать цвета. Все это можно определить с помощью правильно подобранных досочек Сегена.

    Даже Мария Монтессори! в своих занятиях с детьми опиралась на разработки своего коллеги Эдуарда Сегена.

    Таким образом, доски Сегена идеально подходят для занятий по системе Монтессори.

     

    Помимо диагностических и серьезных врачебных функций Досочки Сегена имеют все характеристики увлекательной развивающей игры. Выполненные из качественного материала, безопасные и яркие, они привлекают внимание малыша с раннего возраста. Сегодня Доски Сегена можно как купить, так и сделать своими руками. Купить досочки можно в традиционных магазинах, но больше вариантов по лучшим ценам можно встретить в интернете.

    При этом вариантов игр с этим дидактическим материалом много.

     

    Как же заниматься с Досками Сегена?

     

    И так, в наборе имеются различные геометрические фигуры либо иные элементы, выступающие в качестве вкладышей. Каждому элементу соответствует прорезь в определенной рамке. Задачей является подобрать каждому вкладышу соответствующее место.

    Прежде чем купить доски Сегена, необходимо определить, какой именно вариант игры подойдет именно Вашему ребенку. Стоит ориентироваться на его:

    1. возраст,
    2. предпочтения,
    3. уже приобретенные навыки
    4. и даже особенности характера.

     

    Для ребенка от 1 года подойдет  упрощенный вариант игры с Досками Сегена. Игра – знакомство. Предложите ребенку 1 пару элементов: рамку и вкладыш к ней. Лучше, чтобы в первый раз они были однородного цвета без сложных орнаментов, которые будут отвлекать внимание ребенка по началу. Следующий шаг – добавление еще одной пары, где вкладыш той же формы, но цвет другой или же наоборот, цвет тот же самый, но форма иная.

     

    Для ребенка 1,5 – 2 лет уже возможно использование большего количества пар рамок и вкладышей различных цветов и форм. После освоения базового набора досочек, можно перейти к усложненному варианту досок Сегена различного орнамента и узора. В представленном варианте игры имеются 6 вариантов разных геометрических форм: круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники и  ромбы.

     

    Для детей 3 – 5 лет подходят любые интерпретации правил игры. Основным правилом должно быть соответствие сложности правил уровню развития ребенка.

     

    Необходимо помнить, что перед первым занятием эффективно будет продемонстрировать игру ребенку, особенно если это малыш, которому не исполнилось 3-х лет, дать ему потрогать детали, углы, выемки. Тактильное знакомство с игрушкой даст обучающемуся необходимую информацию и побудить к действию.

    Нормальным результатом первых занятий может стать вариант, когда ребенок пытается вложить в рамку неподходящую по форме или цвету деталь. В таком случае нужно наглядно показать малышу, почему это не оптимальный вариант решения поставленной задачи. И продемонстрировать верный способ.

     

    Помимо классического варианта занятий предлагаем Вам и другие варианты игр с Досочками (досками) Сегена:

     

    Игра на скорость

     

    За данное время (3 минуты, 1 минута и т.д.) необходимо подобрать вкладыши ко всем рамкам. Скажем, можно начать с отрезка в 3 минуты. Далее, после успешного прохождения задания, уменьшить время на 20 секунд, потом еще на 20 секунд и так далее.

    Что тренируется: концентрация внимания, сосредоточенность, координация, целеустремленность.

     

    Игра – соревнование с самим собой

     

    В такой интерпретации секундомер нужен, чтобы засечь реально затраченное время. Допустим, в первый раз ребенок смог справиться с задачей за 2 минуты и 15 секунд. Его задача – улучшить свой результат хоть на 5 секунд. Такой вариант игры стимулирует достигать поставленной цели, быть целеустремленным.

    Что тренируется: целеустремленность, желание совершенствоваться, координация.

     

    Лото по новым правилам

     

    Делим имеющиеся рамки на количество участников игры. Вкладыши складываем в мешочек и достаем по одному. Выигрывает тот, кто первый соберет все вкладыши к своим досочкам — рамкам.

    Что тренируется: скорость реакции, умение проигрывать.

     

     

    На основе метода Эдуарда Сегена изготавливаются различные варианты развивающих игр, в том числе выполнены и эти досочки:

     

     

    Таким образом, занятия с Досками Сегена несут в себе огромную пользу для ребенка:

    • знакомят с понятиями формы, цвета, размера, больше-меньше;
    • развивают мелкую моторику;
    • стимулируют речевое и умственное развитие, мышление и логику;
    • оттачивают координацию и навыки пространственного мышления;
    • воспитывают целеустремленность и стремление к совершенствованию и  победе.

     

    И если Вы ищете проверенную, эффективную, многофункциональную развивающую игру для своего ребенка, доски Сегена  — прекрасный вариант.

    Удачных игр!

     

    Методика доски Сегена: развивающие игры и игрушки

    Здравствуйте, дорогие читатели!

    Продолжаем интересоваться ранним развитием наших деток. Методика доски Сегена, сегодня поговорим о ней.

    Об авторе

    Эдуард СегенЭдуард Сеген (годы жизни 1812—1880 гг.) — французский врач, психолог, педагог. Является основоположником новой для тех лет системы обучения и воспитания умственно отсталых и недоразвитых детей. Был руководителем детского отделения, где проводил свои нововведения и улучшил форму воспитания и обучения.

    Позже уехал в США, где первым открыл свою школу-пансион опять же для слабоумных детей, это было первое заведение такого рода в стране.

    Сеген занимался именно отсталыми детьми не спроста, он вывел свою концепцию о том, что слабоумие — это не порок. И его можно преодолеть. Путем умственных, физических и другого рода нагрузок. Это всего лишь состояние организма, из которого его нужно вывести. В этом и заключалось его задача.

    При помощи специальных упражнений и тренировок заставить органы чувств реагировать и воспринимать информацию, двигательный аппарат, все функции организма привести к активному состоянию.

    Затем можно переходить к мышлению, логике, обучить  чтению, письму, счету. И в завершении обучения привить ребенку нравственные качества и воспитание силы воли.

    Одним из важных факторов в своей системе он уделял режиму, условий проживания и содержания, отношению окружающих.

    Система была признана официально за ее позитивный оптимизм сделать умственно отсталых детей приспособленными к жизни и адаптированными в ней.

    Суть методики

    Сеген создал для своего времени уникальную систему развития ребенка, которая в последствии претерпела многочисленные видоизменения, так например Мария Монтессори позаимствовала у него для своих занятий всем известные в наше время доски-вкладыши или их еще называют рамки-вкладыши, имеются практически у каждого ребенка.

    Не смотря на то, что методика была изобретена для умственно отсталых детей, активно применяется в наши дня на обычных малышах. Если уж отсталый малыш делает успехи по этой методике, то что говорить, про обычных.

    Особенность данной методики в том, что не нужно ничего проговаривать и заумно объяснять, в этом чаще всего и кроется сложность обучения. Что ребенок не всегда понимает то, что хотят до него донести взрослые.

    Здесь достаточно показать, таким образом легче работать с детьми, которые еще не говорят. Методика предельно проста в освоении и применении.

    Развивающие досочки и вкладыши

    Что это за вкладыши? Это обычные деревянные, как правило, с вырезанными на ней разной формы отверстиями, для каждого есть свой вкладыш. Формы все разные и могут отличаться по степени сложности. /Выбрать вкладыши по вкусу можно в Лабиринте/.

    вкладышиНапример самые простые: когда один вкладыш состоит из одной детали (могут применяться уже в год), более сложные: нужно собрать из нескольких деталей (после того, как ребенок освоит предыдущий вариант). Здесь малыш учится комбинировать и совмещать объекты разные по форме, цветам. Развивается логика, мышление, моторика мелкая и крупная, координация рук.

    вкладыши с картинками

    На первых порах, пока ребенок еще не понял, чем отличаются детали, он будет пытаться насильно вложить детали в пазы, которые им не соответствуют. Это вполне нормально. В этом случае предложите ребенку, что детали можно менять местами, искать другое положение, или положить их в другой кармашек.

    Задача взрослого продемонстрировать ребенку как нужно работать: переворачиваем нашу досочку, из нее высыпаются все вкладыши, можем перемешать их. Затем мама показывает, как берет любой и ищет нужное положение. /Приобрести пазл «Три медведя» можно тут/.

    пазл Три медведя

    Задача ребенка работать самостоятельно, научиться мыслить и подбирать нужные окошечки. Иногда дети ленятся думать и начинают подбирать все подряд, не поддавайтесь на провокацию и дайте ребенку самому поразмышлять над головоломкой.

    Можете дать ребенку такую подсказку: проведите пальчиком ребенка по форме отверстия и по форме вкладыша, давая ребенку понять на что нужно обратить внимание и в чем отличия.

    Досочки Сегена представляют собой 18 дощечек с разной по геометрической форме отверстиями. Требуется отыскать нужный фрагмент. Или использовать коробочку-упаковку, как сортер.

    досочки Сегена

    Данные пособия могут быть изготовлены из разных материалов: из дерева, фанеры, пластмассы и даже ткани.

    Всевозможные варианты тем, например сюжеты из сказок, или транспорт, животные, фрукты,  птицы и прочие.

    Так же отличаются размерами и количеством окошечек и могут быть в форме единого пазла, отличаются по сложности сборки.

    Ящик Сегена

    Так же разновидностью развивающего пособия может быть ящик Сегена, который выполнен в виде куба. На верхней части которого разные по форме отверстия и фигурами для них. Здесь малыш знакомится с объемной геометрией и должен проталкивать фигурки в соответствующие им по форме отверстия.ящик Сегена

    Своими руками

    Так же можно изготовить пособия Сегена и своими руками из плотного картона. Лучше изготавливать тематические пособия, дети быстрее запоминают красочные  и определенные предметы, нежели абстрактные.

    Преимущества методики

    1. Развивается логическое и пространственное мышление.
    2. Задействована мелкая моторика.
    3. Учит распознавать цвета и формы.
    4. Происходит развитие речевых навыков.
    5. Возможность совмещать в других методиках, таких как Монтессори или С. Лупан.

    Развивайтесь играя, до новых встреч!

    Пишите в комментариях, используете ли вы игры по методике Сегена?

     

     

    С уважением, Юлия Полонская

    «Доски Сегена»

    Эта методика может быть применена для исследования наглядно-действенного мышления.

    Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими

    им вкладками. Имеются варианты этих досок различной сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с 2-летнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше 3 лет.

    Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

    Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место.

    «Сюжетные вкладки»

    По структуре эта методика близка к методике «Доски Сегена».

    Во время эксперимента используется большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазов. На вкладках рисунки, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по смыслу.

    При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок осмысливает изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ребенка. Первый способ — ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей место. Такой способ нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ, когда ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим.

    Интеллектуально полноценные дети (5-6 лет) способны правильно понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Следует отметить, что они не всегда могут самостоятельно использовать более рациональный способ работы. Однако при направляющем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ.

    Методика дает возможность выявить также целенаправленность деятельности при большом объеме работы.

    Дети, у которых объем внимания недостаточен, даже при хорошей способности к осмыслению часто затрудняются в выполнении данного задания, так как не в состоянии охватить все изображенные ситуации и сделать выбор из большого количества вкладок. Если ограничение объема работы (закрыты некоторые ситуации и уменьшено количество предъявляемых вкладок) приводит к улучшению ее качества, то можно сделать вывод о том, что причиной ошибок являются не трудности осмысления, а сужение объема восприятия.

    Методика Кооса

    Эта методика направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке и анализу фигуры; (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков). 16 кубиков Кооса имеют одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей сложности. Чертежи могут быть составлены из 4, 9 или всех 16 кубиков.

    Методика используется для исследования детей самых разных возрастов (от 4 лет и старше) в зависимости от цели исследования. Она может быть модифицирована в «обучающий эксперимент» или использована как материал для исследования уровня притязаний.

    Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей. Затем просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесообразно начинать с более легких чертежей. Можно проводить диагностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь определенными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Допустимо пользоваться повторением заданий, отдельных чертежей при «обучении» предъявляется аналогичный

    чертеж для самостоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

    Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операции, как анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи, либо по каким-то другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослым. Методика также помогает установить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает заинтересованность, что дает возможность выявить их реакции на успех и неуспех.

    Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)

    Методика пиктограммы, основанная на идее Л.С. Выготского об опосредованной природе запоминания, предложена А.Р. Лурия. Данная методика позволяет выявлять индивидуально-типологические особенности детей (художественный, мыслительный тип), а также особенности функционирования системы «слово – образ».  Эти особенности проявляются в том, при помощи каких образных средств индивид осуществляет процесс запоминания, в том числе и иноязычного вербального материала. Методика может применяться как индивидуально, так и в группе. Участникам обследования выдаются чистые листы бумаги и ручки.

    Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве узелка на память то или иное изображение, которое затем поможет Вам воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова». 

    После предъявления инструкции учащимся зачитывают слова, очень четко и один раз, поочередно с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется го порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявленного словесного материала может быть осуществлено спустя один час и более.

    Обработка результатов. Все изображения классифицируются на пять категорий: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

    К абстрактным относятся такие, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.

    К знаково-символическим относятся изображения в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.

    К конкретным – относятся изображения конкретных предметов (часы, автомобиль).

    К сюжетным относятся изображения нескольких конкретных предметов, связанных определенным смыслом, а также изображения человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации.

    К метафорическим – относятся такие изображения, в которых содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п.

    Подсчитывается количество изображений, относящихся к каждому типу, а также количество правильных воспроизведений и количество ошибок воспроизведения.

    На основе анализа данных выделяют три группы испытуемых:

    Первая группа – лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал.

    Вторая группа – лица, воспроизводящие предъявленный  материал полностью, однако с искажениями.

    Третья группа – лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями.

    На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы:

    — группа А  — в эту группу входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы. Эту группу можно условно назвать «мыслители»;

    — группа В  — в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают конкретные изображения. Условно эту группу можно назвать «реалистичные»;

    — группа С —  в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают сюжетные и метафорические изображения. Условно эту группу можно назвать «художники».

    Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм.

    Вариант 1.

    1.Веселый праздник     9.Ядовитый вопрос   17.Богатство

    2.Тяжелая работа        10.Дружба                  18.Голодный ребенок

    3.Развитие                   11.Темная ночь          19.Отчаяние

    4.Вкусный ужин           12.Печаль                   20.Сердитая учительница

    5.Смелый поступок       13.Справедливость  21.Глухая старуха

    6.Болезнь                       14.Сомнение            22.Мальчик-трус

    7.Счастье                       15.Теплый ветер     23.Неизвестность

    8.Разлука                        16.Обман                24.Страх

    Перечни слов и словосочетаний для применения в повторных исследованиях.

    Вариант 1                            Вариант 2                 Вариант 3

    1.Веселый праздник          Тяжелая работа       Вкусный ужин

    2.Развитие                          Разлука                    Богатство

    3.Богатство                         Сомнение                 Справедливость

    4.Ядовитый вопрос           Смелый поступок      Теплый ветер

    5.Глухая старуха                Слепой мальчик       Девочке холодно

    6.Печаль                              Болезнь                    Счастье

    7.Дружба                             Война                         Ум

    8.Беззубый дед                 Темная ночь               Голодный человек

    9.Сердитая учительница   Мальчик-трус            Больная женщина

    10 Надежда                         Страх                        Отчаяние

    11.Любовь                           Зависть                     Сожаление

    12.Мысль                             Власть                      Ожидание

    Методика «Классификация геометрических фигур»

    Цель: изучение условий развития наглядно-образного мышления, умения классифицировать геометрические фигуры по признакам: цвет, форма, величина, сформированное^ (операции сравнения).

    Инструкция: ребенку показывают набор карточек и говорят: «на этих карточках нарисованы разные фигуры, разложи эти карточки подходящие к подходящим, сначала по цвету, потом но форме и величине».

    Оценка результатов:

    1 уровень (высокий). Ребенок справляется с заданием классификации геометрических фигур сразу после объяснения взрослого, самостоятельно

    уделяет 2-3 признака, следует словесная формулировка признаков.

    2 уровень (выше среднего). Ребенок выполняет задание на классификацию геометрических фигур после небольшой организующей помощи взрослого. Начинает самостоятельно раскладывать карточки и пытается объяснить принцип работы, допускает ошибки, но сам их управляет.

    3 уровень (средний). Ребенок выполняет задание после того как экспериментатор сам разложит карточки, а затем предложит продолжить начатую работу. С контрольным заданием не справляется.

    4 уровень (ниже среднего). Ребенок не справляется с заданием по классификации геометрических фигур, но выделяет один признак (цвет). При переходе на другой принцип работы пытается справиться, но безуспешно. Словесных формулировок не дает, ошибки не замечает.

    5 уровень (низкий). Ребенок не справляется с заданием, даже после подробного объяснения взрослого. Не может соотнести фигуры по цветам. Второй и третий этапы детям с пятым уровнем вообще недоступны.

    Методика Доска Сегена.

    Доска Сегена (Seguin Form Board) — методика исследования уровня умственного развития детей, предложена Э. Сегеном в 1866 году.

    Материал методики включает 5 досок с врезанными в них фигурами. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 с), после чего доска переворачивается, выпавшие из соответствующих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время выполнения хронометрируется.

    Процедура последовательно повторяется с каждой из остальных четырех досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае, если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера.

    В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендация изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи оказывается через определенные промежутки времени (напр., 1 мин) с тем, чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого после оказания помощи.

    Методика предельно проста, может быть применена для исследования детей начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет. Тест используется при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания.

    Доска форм Сегена за рубежом наиболее широко используется при диагностике умственного развития детей-олигофренов, дифференциальной диагностике задержки умственного развития, связанной с органическим поражением центральной нервной системы.

    В нашей стране методика распространена в клинической психодиагностике и практике психолого-педагогической экспертизы.

    «Доски Сегена»

    Эта методика может быть применена для исследования на­глядно-действенного мышления.

    Используются доски с пазами различной геометрической фор­мы и соответствующими им вкладками. Имеются варианты этих досок различной сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с 2-летнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкла­док) предъявляется детям старше 3 лет.

    Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

    Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ре­бенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жес­тами предлагает вернуть их на место.

    «Сюжетные вкладки»

    По структуре эта методика близка к методике «Доски Сегена».

    Во время эксперимента используется большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазов. На вкладках рисунки, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по смыслу.

    При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок осмысляет изображенные на доске ситуации, на­сколько целенаправленно и устойчиво его внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ребенка. Первый способ — ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей ме­сто. Такой способ нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ, когда ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим.

    Интеллектуально полноценные дети (5-6 лет) способны правиль­но понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Сле­дует отметить, что они не всегда могут самостоятельно использо­вать более рациональный способ работы. Однако при направляю­щем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ.

    Методика дает возможность выявить также целенаправлен­ность деятельности при большом объеме работы.

    Дети, у которых объем внимания недостаточен, даже при хоро­шей способности к осмыслению часто затрудняются в выполнении данного задания, так как не в состоянии охватить все изображен­ные ситуации и сделать выбор из большого количества вкладок. Если ограничение объема работы (закрыты некоторые ситуации и уменьшено количество предъявляемых вкладок) приводит к улуч­шению ее качества, то можно сделать вывод о том, что причиной ошибок являются не трудности осмысления, а сужение объема вос­приятия.

    Методика Кооса

    Эта методика направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фи­гуры (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков). 16 ку­биков Кооса имеют одинаковую раскраску: синюю, красную, жел­тую, белую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей сложности. Черте­жи могут быть составлены из 4, 9 или всех 16 кубиков.

    Методика используется для исследования детей самых разных возрастов (от 4 лет и старше) в зависимости от цели исследования. Она может быть модифицирована в «обучающий эксперимент» или использована как материал для исследования уровня притязаний.

    Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей. Затем просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесооб­разно начинать с более легких чертежей. Можно проводить диаг­ностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь опреде­ленными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Допустимо пользоваться повторением заданий, отдельных черте­жей: при «обучении» предъявляется аналогичный чертеж для само­стоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

    Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как ана­лиз и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятель­ности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит об­ращенной к нему речи либо по каким-то другим причинам отка­зывается от вербального контакта со взрослым. Методика также помогает установить особые пространственные нарушения, воз­никающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное поврежде­ние сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает заинтересованность, что дает возможность выявить их реакции на успех и неуспех.

    Тест «Доски Сегена»

    Для детей 3,5—7-ми лет

    (Проверка уровня развития зрительно-моторного мышления: сравнения и анализа — синтеза различных форм объектов и их частей.)

    В реальном тесте ребенок имеет дело с деревянными плоскими фигурками, которые целыми или собранными из отдельных частей ему нужно вставить в доски, имеющие прорези таких же форм, как и предложенные фигуры (рис. 15 а, 15 б, 15 в, 15 г, 15 д). В настоящем варианте методики ребенку предлагают 5 бумажных матриц с прорезями, имитирующих доски, и наборы соответствующих фигур (1а, 1б,1в, 1г, 1д.), вырезанных из карты № 1 Приложения. Вырезать фигуры и их части из карт Приложения следует аккуратно (бритвой), чтобы не испортить сами матрицы, в прорези которых потом ребенок будет вставлять подходящие фигуры. Перед началом тестирования необходимо вырезать из Приложения сами листы с бумажными матрицами-досками, также и подумать, как закреплять их на столе, чтобы они не смещались во время работы над заданием (можно закреплять концы матриц на столе или на специальной картонке пластилином или скрепками и т. д.). Для проведения этого теста потребуются также часы с секундной стрелкой.

    Ребенку предлагают каждую матрицу по очереди. Пред ее показом выкладывают в ряд фигуры соответствующего набора в случайной последовательности. Ребенок рассматривает предъявленный рисунок «доски» в течение 10 секунд, после чего вкладывает предложенные к ней фигуры в подходящие прорези матрицы. Время выполнения каждого из пяти заданий точно фиксируется. Детям 3,5-5 лет предлагают два первых рисунка теста. Старшим детям (6—7 лет) — все 5.

    Инструкция: Ребенку говорят: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой».

    Качественный анализ результатов:

    Для детей 3,5—4-х лет:

    Испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно.

    Для детей 5 лет:

    Дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают.

    Для детей 6— 7лет существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок.

    Методика «Установление последовательности событий»

    Методика «Установление последовательности событий» предназначена для выявления сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном.  Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.  Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту, а также серии для взрослых (см. стимульный материал).  Оригиналы этих серий выполнены красками, но можно пользоваться и их фотокопиями.

    Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда — вторую, третью…, а сюда последнюю».  После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.  Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемому последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова — в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий.

    ФОРМА ПРОТОКОЛА Исследование больного, перенесшего травму

    Наименование серии и замечания экспериментатора

    Раскладка

    Объяснения больного

     

     

     

    Последовательность событий. Cтимульный материал .

    Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине.  Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая «склонность к застреваниям» наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте.  При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.  Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации). Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *