Для детей телевизор – возможные последствия и мифы о пользе, правила безопасности и разрешенное время просмотра, особенности зрения у грудничков, мнение психологов и педиатров

Содержание

Воспитание «ящиком». Вреден ли ребёнку телевизор? | Здоровье ребенка | Здоровье

Наши эксперты:

детский и семейный психолог, психотерапевт Марина Богомолова;

руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI) Алёна Короткова. 

Советским детям была незнакома зависимость от телевизора. Да и откуда ей было взяться, если мультфильмы показывали не чаще пары раз в день, а детские передачи – и того реже! Другое дело – современные малыши, для развлечения которых с утра до ночи работают не один, а сразу несколько телеканалов!

О раннем развитии

Многие родители, завидя в углу телевизора пометку 0+ или гипнотизирующие слова «развивающий мультфильм», сажают детей к экранам буквально с рождения. Однако специалисты не рекомендуют этого делать раньше достижения малышом 2–2,5 года. Мало того, что это бесполезно – мелькающие на экране картинки мозг ребёнка пока просто не воспринимает (поскольку процесс формирования зрительного анализатора заканчивается лишь к 3–5 годам). Но это ещё и вредно.

Доказано, что ведущая роль в этом возрасте у двигательно-осязательного, сенсорного восприятия. Поэтому чем больше кроха будет контактировать с предметами, которые можно потрогать – игрушками, безопасной кухонной утварью, продуктами, – тем лучше. Кроме того, лишь к двум годам окончательно дозревают структуры головного мозга, и воздействие таких сильных раздражителей, как телевизор, может только тормозить процесс созревания. Поэтому хотя бы до двух лет лучше не включать крохе телевизор, а больше с ним гулять, играть, слушать музыку, развивать крупную моторику – танцами и движением, а мелкую – рисованием и лепкой. А самое главное – постоянно разговаривать.

Без отрыва от экрана

Исследования доказали, что у детей-телеманов чаще встречаются задержки речевого развития, ожирение и проблемы с общением, чем у сверстников, живущих более активной социальной жизнью. Кстати, по мнению специалистов, в 3–4 года допустимо смотреть телевизор не дольше 20–30 минут в день, а ближе к школе – не больше часа-полутора (и то лучше не подряд, а с перерывами).

Кстати, сам телевизор желательно вообще удалить из детской. Когда «ящик» включён с утра до ночи, психика ребёнка не отдыхает, а подвергается повышенным нагрузкам (ведь информация в мозгу записывается даже тогда, когда малыш вроде бы и не смотрит в сторону экрана). А если родители ещё и не контролируют содержание телепрограмм, куда могут входить сцены насилия, агрессии или просто что-то страшное, то вред психике может быть нанесён существенный.

Особенно строгих ограничений на просмотр телевизора требуют дети с неврологическими проблемами (например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ). Да и всем остальным детям не стоит смотреть мультики без меры, а также на сон грядущий. Это не поможет им быстрее заснуть. А наоборот, будет мешать процессам торможения. Поэтому хотя бы за час до сна телевизор нужно выключать. Это время лучше провести за спокойным занятием, в идеале – за чтением.

Луч света в тёмной комнате

Не позволяйте детям смотреть передачи в темноте – это вредно для зрения. И следите за их осанкой – длительное нахождение в неправильной позе вредит позвоночнику. Поэтому пусть чадо сидит на стуле со спинкой или диване (а не на табуретке). И не ближе двух метров от телевизора. Также установите строгий запрет на телепросмотры во время еды. Это прямой путь к нарушению пищевого поведения. Со временем эта вредная привычка приведёт к привычному перееданию и лишнему весу, поскольку теряется контроль над объёмом съеденного и чувством насыщения. 

Телевизор им природу заменил

Дети 2005–2017‑х годов рождения – самое медийное поколение, значительно опережающее по медиапотреблению не только взрослых, но и подростков и молодёжь. В 2017 году Институтом современных медиа было проведено масштабное исследование на эту тему. Выяснилось, что в России ежедневно три четверти детей от 2 до 12 лет (72%) регулярно смотрят телевизор. Дошколята и младшие школьники сидят перед экраном более двух часов в день. Лидерами в этом плане оказались мальчики 4–5 лет – они ежедневно проводят перед «ящиком» около 2,5 часа.

И если среди подростков и молодёжи время просмотра телевизора с каждым годом сокращается (правда, увы, за счёт роста использования планшетов и смартфонов), то дошколята и первоклассники, наоборот, с каждым годом смотрят телевизор всё активнее – почти 2,5 часа в день (+10% к 2015 году, +2% к 2016 году). Ведь сегодня у каждого пятого ребёнка в России есть свой собственный телевизор, по которому он может смотреть детский пакет телеканалов. Кстати, исследование показало, что единственный ребёнок в семье проводит на 17% больше времени у экрана телевизора, чем дети, растущие с братьями и сёстрами.

Есть и польза

И всё-таки телевизор нельзя назвать злом. Ведь мультики – это удовольствие. К тому же их просмотр можно использовать в качестве поощрения. Также фильмы для детей создают некий общий культурный слой. И если малыш не знает популярных мультяшных телегероев, он рискует стать изгоем в коллективе. И именно по сюжетам мультиков дети в возрасте 3–6 лет строят сюжетно-ролевые игры, полезные для развития социального и эмоционального интеллекта. Но многое зависит от контента. Поэтому следите за тем, что ребёнок смотрит. А чтобы информация, имеющая познавательное и воспитательное значение, не ускользнула от детского восприятия и понимания, смотрите телевизор вместе с ребёнком: поясняйте, где надо, наблюдайте за его реакциями, спрашивайте, что понял, учите делать выводы.

Факты:

Первый телевизор в СССР был выпущен в 1932 году. Это была механическая модель Б‑2. Первый же электронный телевизор – легендарный КВН 49 – был создан в 1949 году.

В конце XIX века инженер Стюарт Блэктон создал первый мультипликационный фильм в виде рисунков в движении, отснятых на плёнку.

Папа Римский Франциск со словами «Это не для меня» отказался от просмотра телепередач, в чём в 1990 году дал обет Деве Марии.

ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ │ ИССЛЕДОВАНИЯ │ ЗДОРОВЬЕ

Вред телевизора для детей заключается в его не­га­тив­ном вли­я­нии на раз­ви­тие мозга [1]. Хотя это может быть и не не­пос­ред­с­т­вен­ный эф­фект. Пос­коль­ку дети, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед эк­ра­ном те­ле­ви­зо­ра с ран­не­го дет­с­т­ва, менее под­виж­ны и не так об­щи­тель­ны [2]. А фи­зи­чес­кая ак­тив­ность [3] и со­ци­а­ли­за­ция [4] по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на про­цес­се раз­ви­тия ре­бён­ка. Вот по­че­му ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­поль­зо­вать тре­ни­ров­ки для де­тей. Ведь они по­мо­га­ют, как нор­ма­ли­зо­вать дви­га­тель­ную ак­тив­ность ре­бён­ка, так и помочь ему со­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся. Но вред те­ле­ви­зо­ра для детей может про­яв­лять­ся и в на­ру­ше­нии сна‒бодр­с­т­во­ва­ния. Пос­коль­ку си­ний свет мешает за­сы­пать. По­э­то­му перед сном те­ле­ви­зор не стоит смот­реть со­вер­шен­но точ­но!

ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

На самом деле, вред телевизора про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в случае с деть­ми, но и в случае с по­жи­лы­ми людьми. Таким об­ра­зом, 28 фев­ра­ля 2019 года было опуб­ли­ко­ва­но ис­сле­до­ва­ние вли­я­ния те­ле­ви­зо­ра на по­жи­лых людей [5]. И ока­за­лось, что прос­мотр те­ле­ви­зо­ра более 3,5 часов в сутки не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся и на их ког­ни­тив­ных спо­соб­нос­тях. Прав­да, ис­сле­до­ва­те­ли под­чёр­ки­ва­ют, что этот эф­фект может быть обус­лов­лен си­дя­чим и более уеди­нён­ным об­ра­зом жизни. При этом чрез­мер­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние перед те­ле­ви­зо­ром может быть не при­чи­ной, а след­с­т­ви­ем. То есть у людей ухуд­ша­ют­ся ког­ни­тив­ные фун­к­ции, и, как след­с­т­вие, они на­чи­на­ют боль­ше смот­реть те­ле­ви­зор.

Из всего сказанного выше следует сделать вы­вод, что про­во­дить перед те­ле­ви­зо­ром более 3-х часов в день не сле­ду­ет. Как не сле­ду­ет вести и уеди­нён­ный или си­дя­чий образ жизни. При этом стоит за­ме­тить, что ком­пью­тер­ные иг­ры, в от­но­ше­нии вли­я­ния на ког­ни­тив­ные фун­к­ции, по­ка­зы­ва­ют менее од­но­знач­ные ре­зуль­та­ты. Пос­коль­ку в по­жи­лом воз­рас­те они могут быть даже по­лез­ны. А в дет­с­т­ве и юно­шест­ве в уме­рен­ном ко­ли­чест­ве спо­соб­с­т­во­вать раз­ви­тию не­ко­то­рых ког­ни­тив­ных фун­к­ций. При этом боль­шое зна­че­ние ещё имеет диета [6], [7]. По­э­то­му ре­ко­мен­ду­ет­ся об­ра­тить вни­ма­ние на дет­с­кую ди­е­ту, ди­е­ту для муж­чин и ди­е­ту для жен­щин. Ведь они мо­гут быть по­лез­ны!

Вред телевизора

Вред телевизора для детей и под­рост­ков может также про­яв­лять­ся и в плохом пи­ще­вом по­ве­де­нии [8]. Пос­коль­ку люди, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед те­ле­ви­зо­ром, не­ред­ко за­е­да­ют его прос­мотр чип­са­ми, бул­ка­ми и про­чи­ми фаст­фу­да­ми. И это, не го­во­ря о том, что такое по­ве­де­ние ещё и соп­ро­вож­да­ет­ся си­дя­чим об­ра­зом жизни. След­с­т­ви­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ат­ро­фия ми­то­хонд­рий. А зна­че­ние ми­то­хонд­рий пе­ре­о­це­нить край­не сложно! Пос­коль­ку эти кле­точ­ные ор­га­нел­лы яв­ля­ют­ся ос­нов­ным анти­ок­си­дан­том. В то время как ок­си­да­тив­ный стресс не­га­тив­но вли­я­ет на сос­то­я­ние нер­в­ной сис­те­мы [9]. Таким об­ра­зом, спо­соб­с­т­вуя раз­ви­тию пси­хо­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний [10].

Не удивительно, что в таких условиях XXI век стал веком эпи­де­мии тре­вож­ных рас­стройств [11]. И ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют прямую кор­ре­ля­цию между время­пре­про­вож­де­ни­ем перед те­ле­ви­зо­ром и раз­ви­ти­ем за­бо­ле­ва­ний тре­вож­но­го спект­ра [12]. На что может ока­зы­вать вли­я­ние так же срав­не­ние себя с более ус­пеш­ны­ми людьми, ко­то­рых по­ка­зы­ва­ют сред­с­т­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции [13]. По­э­то­му не­об­хо­ди­мо конт­ро­ли­ро­вать, как то, сколь­ко вре­ме­ни ре­бё­нок про­во­дит перед те­ле­ви­зо­ром, так и то, какие пе­ре­да­чи он смот­рит. А луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния яв­ля­ет­ся соб­с­т­вен­ный при­мер! По­э­то­му пред­ла­гать ре­бён­ку пойти за­нять­ся чем-то по­лез­ным, сидя на ди­ва­не перед те­ле­ви­зо­ром ‒ не луч­шая идея.

Мозг человека

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

Заключение

  1. Вред телевизора для детей, преж­де все­го, про­яв­ля­ет­ся в его спо­соб­нос­ти не­га­тив­но вли­ять на по­ве­де­ние. Пос­коль­ку вмес­то то­го, что­бы об­щать­ся с людь­ми или за­ни­мать­ся спор­том, ре­бё­нок прос­то си­дит пе­ред те­ле­ви­зо­ром.
  2. Просмотр телевизора может быть при­чи­ной раз­ви­тия тре­вож­ных рас­стройств. Пос­коль­ку по те­ле­ви­зо­ру лю­ди смот­рят на лю­дей, го­раз­до бо­лее ус­пеш­ных, чем они са­ми. Что мо­жет не­га­тив­но ска­зы­вать­ся на их пси­хи­чес­ком сос­то­я­нии.
  3. Если вы хотите, чтобы ваш ре­бё­нок вёл здо­ро­вый и пра­виль­ный об­раз жиз­ни, преж­де все­го, его нуж­но вес­ти са­мо­му. Пос­коль­ку соб­с­т­вен­ный при­мер ‒ это луч­ший спо­соб вос­пи­та­ния.
  4. Компьютерные игры полезнее те­ле­ви­зо­ра. Осо­бен­но в по­жи­лом воз­рас­те. Хо­тя зло­упот­реб­лять ими не сто­ит. Что, в пер­вую оче­редь, ка­са­ет­ся де­тей. Ко­то­рые дол­ж­ны об­щать­ся со сверст­ни­ка­ми и мно­го дви­гать­ся!

P.S. Бла­го­да­рим за вни­ма­ние! На­де­ем­ся, что ста­тья бы­ла ин­те­рес­на и поз­на­ва­тель­на. Ес­ли у вас ос­та­лись ка­кие-ли­бо воп­ро­сы, есть за­ме­ча­ния или вы хо­ти­те выс­ка­зать сло­ва бла­го­дар­нос­ти, то для все­го это­го мож­но вос­поль­зо­вать­ся фор­мой ком­мен­та­ри­ев ни­же. Оце­ни­вай­те ста­тью, де­ли­тесь ею с друзь­я­ми в со­ци­аль­ных се­тях, до­бав­ляй­те сайт в из­бран­ное и бо­ри­тесь с мра­ко­бе­си­ем во всех его про­яв­ле­ни­ях, аминь!

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4755299/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3920399/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5923842/

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4426688/

[5] nature.com/articles/s41598-019-39354-4

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5946249/

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5646273/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2829711/

[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5193071/

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3964745/

[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4610617/

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4114517/

[13] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5143470/

[свернуть]

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА Загрузка…

Просмотр телевизора для ребенка: польза или вред? | Дети и родители

Телевидение помогает нам быть в курсе событий, узнавать что-то новое и просто приятно проводить время дома. Просмотр детьми передач и мультфильмов нередко выручает родителей, занимая малышей на долгое время. Но так ли это полезно? Совместимы ли ребенок и телевизор?

Наверняка вам доводилось слышать, что некоторые мамы и папы категорически не поощряют такой досуг своих детей, но есть и те, кто не видит в нем ничего предосудительного. Тема влияния телевизора на развитие и здоровье ребенка достаточно спорная и, прежде чем делать выводы, стоит узнать об этом больше.

Сколько ребенку можно смотреть телевизор?

Можно ли смотреть телевизор детям и если да, то сколько? Ответ напрямую связан с возрастом вашего чада.

Дети от рождения до 1,5 лет

Конечно, мало кто включает телевизор грудным детям специально, но он может работать для фона или малыш в первые месяцы жизни смотрит его вместе с мамой. Иногда мультики используют как отвлекающий маневр, помогающий накормить капризного карапуза.

Если речь идет о ребенке до года, это абсолютно недопустимо. В таком возрасте детская психика слишком возбудима. От быстрой смены картинок и безадресных звуков со временем может развиться синдром дефицита внимания, также страдает зрение.

С 18-го месяца жизни допускается включение малышу детских передач или мультфильмов. Но продолжительность просмотра должна ограничиваться 15 минутами в день.

Дети в 2 года

Сколько можно смотреть телевизор ребенку в 2 года? В этом случае действует правило – чем меньше, тем лучше. Разрешать просмотр телепередач нужно строго дозировано.

Для двухлетнего малыша достаточно 20 минут за один сеанс. Таких просмотров можно делать несколько, но не более 3 в день.

Дети в 3-4 года

Нормальным считается, если ребенок в 3-4 года смотрит телевизор по 30 минут. После таких киносеансов обязательно должен следовать перерыв. Более 2 сеансов просмотра в день делать нежелательно.

Очень важно отслеживать не только продолжительность, но и смысл того, что смотрит ребенок. В этом возрасте он формирует для себя приемлемые модели поведения и взаимодействия с окружающими, поэтому мультфильмы не должны содержать сцены жестокости.

Дети в 5-6 лет

В 5-6 лет ребенок может смотреть телевизор по 40 минут подряд, 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв.

Если ребенок уже пользуется компьютером, игры на нем должны входить в разрешенные часы общения с подобной техникой. Иными словами, общее время, уделяемое видеоиграм и просмотру телевизора, не должно превышать дневной лимит, установленный для данного возраста.

Дети в 7-10 лет

После 7 лет дети могут начинать смотреть ленты, продолжительностью около 1,5 часов. В день допускается один такой просмотр или несколько более коротких с перерывами между ними. Желательно, чтобы время, проводимое за компьютером и просмотром телевизора, не превышало 2 часов в день.

Дети в 11 лет и старше

Если ребенку 11 лет или больше, разрешенное время на просмотр телепередач – до 3-х часов. Также нужно лимитировать общение с компьютером – 1,5-2 часа в день.

Влияние телевизора на ребенка

Отрицать влияние телевизора на ребенка нельзя. Как надеются родители, он может узнать оттуда что-то новое и полезное. Но в большинстве случаев детей интересуют не познавательные телепередачи, а современные мультфильмы и развлекательные шоу, ценность которых весьма сомнительна.

К тому же, чрезмерное увлечение просмотром телевизора ведет к ряду неприятных последствий, таких как:

  • задержка речевого развитияу детей младшего возраста;
  • отсутствие заинтересованности занятиями, предполагающими приложение усилий;
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • сложности с восприятием информации на слух;
  • плохая память;
  • неразвитое абстрактное мышление;
  • нежелание читать.

На первый взгляд безобидное занятие может в будущем спровоцировать у вашего чада серьезные сложности с учебой. При частом просмотре телевизора в общении также возникают проблемы – дети не испытывают желания строить диалоги и взаимодействовать со сверстниками.

Вредно ли это?

Негативное влияние телевизора на развитие детей понятно, но на этом нежелательные последствия не заканчиваются. Систематическое отсутствие ограничений на его просмотр может нанести ощутимый вред здоровью ребенка.

Приведем несколько фактов в поддержку того, почему детям нельзя смотреть телевизор часто:

  • Если малыш привык кушать под телевизор, создается повышенная нагрузка на пищеварительный тракт, так как достаточное количество желудочного сока при таком приеме пищи не успевает вырабатываться. Кроме того, увлекшись, ребенок съедает больше чем нужно, что в сочетании с малоактивным досугом, ведет к набору лишнего веса.
  • Продолжительный просмотр телевизора, особенно в плохо освещенной комнате, перенапрягает глаза. Со временем у ребенка развивается близорукость и другие расстройства зрения.
  • Телевизор оказывает чрезмерную нагрузку на детскую нервную систему. Результатом становятся частые головные боли, быстрая утомляемость, нервозность.
  • Негативное влияние на мозг. Этот орган находится в развитии до 14 лет, и частый просмотр телевизора способен привести к угнетению работы некоторых его участков. Дети младшего возраста могут отставать в психическом и умственном развитии, а старшего – страдать от соматических расстройств (депрессия, бессонница, беспричинные боли).

Как отучить ребенка от часто просмотра телевизора?

Если вы заметили, что чадо слишком много времени уделяет просмотру телепередач, и вас это не устраивает, возникает вопрос – как отучить ребенка от телевизора? Одними запретами здесь не обойтись, нужно предложить альтернативу нежелательному досугу.

Подходящим занятием станет прослушивание аудиокниг, лепка из пластилина, рисование, настольные игры, прогулки на свежем воздухе, походы на реку летом. Многие дети любят проводить время с родителями, поэтому стоит чаще составлять им компанию в играх.

Важно проявить твердость в своем решении – следить за исполнением договоренности о допустимом времени просмотра ежедневно, не делая исключений. Будет полезен и личный пример. Если вы постоянно смотрите телепередачи, следует сократить время, проводимое за этим занятием.

Чтобы ребенку было проще справиться с соблазном, не ставьте телевизор в детской. Также нельзя включать его на кухне во время еды и оставлять работать для звукового фона.

Могут ли быть последствия?

Нередко в молодых семьях ребенок начинает смотреть телевизор уже в первый месяц жизни. Со временем у него формируется стойкая зависимость от такого досуга, ведущая к отставанию в развитии, проблемам со здоровьем и поведением.

Если это уже произошло, то задавшись вопросом о том, как отучить ребенка от телевизора, родители могут столкнуться с серьезными сложностями. При вводе ограничений у детей появляются истерики, поведение значительно ухудшается. Иногда справиться с такой ситуацией невозможно без помощи детского психолога.

Основные заблуждения

Возникновению запущенных случаев зависимости от телевизора у детей способствуют укоренившиеся в народе мифы. Наиболее известные из них:

  • Телевизор помогает малышам развиваться. Это не так. Научные исследования доказали, что дети до 2 лет не могут извлекать из увиденного на экране полезную информацию и применять ее на практике.
  • Просмотр телевизора в первые месяцы жизни улучшает сон. В действительности, привычка засыпать под него приводит к нарушению нормального цикла сна у детей.
  • Новорожденный не обращает внимания на телевизор. Хотя вы можете этого не замечать, но даже в месяц младенцы наблюдают за вспышками света и сменой картинок. Это вредно для нервной системы ребенка, которая еще не готова к таким нагрузкам.

Ребенок и телевизор – не лучшее сочетание. Малыши, особенно в возрасте до 2 лет, не должны бесконтрольно проводить время перед экраном. Но, даже разрешая посмотреть телевизор детям старшего возраста, не забывайте об ограничении времени. Поощрение полезного досуга ребенка, взамен телевидению и компьютерным играм, – вклад в его здоровье и будущее.

Автор: Яна Семич

Источник — http://mama66.ru

Похожие публикации

Общая информация о статье

Название

Просмотр телевизора для ребенка: польза или вред?

Описание

Телевидение помогает нам быть в курсе событий, узнавать что-то новое и просто приятно проводить время дома. Просмотр детьми передач и мультфильмов нередко выручает родителей, занимая малышей на долгое время. Но так ли это полезно? Совместимы ли ребенок и телевизор?

влияние на психику и здоровье

Многие родители считают телевизор непременным атрибутом современной жизни и приобщают к его просмотру детей с раннего возраста. Нередко телевизор заменяет им няню на время, пока нужно заняться делами по дому, в то время как дети заняты просмотром мультфильмов или передач. Не многие из родителей реально оценивают негативное влияние телевизора на психику малышей, они считают, что современные устройства не могут вызвать болезни глаз или иные патологии, но так ли это на самом деле?

Дети и телевизор

Дети и телевизор

Этот предмет бытовой техники рассматривается как практически обязательный элемент интерьера, ну у кого из нас дома нет телевизора, а то и двух-трех сразу? Детей этот чудо-ящичек завораживает — ведь картинки, особенно рекламные, там яркие, динамично меняются и насаждают малышам и взрослым особое мнение. Ребенку нравятся яркие мультики, смена звука и цвета, это привлекает внимание крошки, хотя событий на экране он может не понимать совсем. Для детей до трех лет этот коробочек представляет собой просто объект интереса, так как в нем происходит нечто особенное, чего не встретишь в окружающей жизни. В нем можно посмотреть мультик, увидеть животных и многое другое, но не вредно ли это для психики и здоровья? Как смотреть телевизор так, чтобы не навредить здоровью детей? Врачи утверждают, что чем позже дети начнут смотреть телевизор, и чем меньше времени они проведут перед экраном, тем здоровее и спокойнее они будут.

Болезни глаз: влияние телевизора

Глаза — это сложный механизм, особый орган чувств, который у детей только развивается и для его развития нужны тренировки. Но вот просмотр телевизора не очень подходящий тренинг для глаз. Скорее наоборот, это вредное для зрения изобретение, которое в раннем возрасте из-за частого использования способно провоцировать болезни глаз. Мышцы глаза отдыхают, а вот оптическая и воспринимающая система при этом перегружены. Поэтому детям для профилактики болезней глаз просмотр телевизора надо строго дозировать.

До полутора лет в принципе телевизор вообще не должен появляться в жизни ребенка — информацию, передаваемую с экрана, малыш не воспринимает, а яркие картинки перегрузят его мозг и нервную систему, будут провоцировать болезни глаз и нарушения зрения. Примерно с полутора до 2-3 лет необходимо дозировать телевизор по 15-20 минут дважды в день, после трех лет до 30 минут дважды в сутки, а с 6-7 лет можно посмотреть и полуторачасовой фильм.

При этом расстояние от самого даже супер-плоского экрана до глаз ребенка должно быть не менее 2 метров, а лучше выдерживать расстояние в 4-5 метров. Нельзя смотреть телевизор в лежачем положении и с выключенным светом. Проекция экрана должна быть расположена на уровне лица смотрящего, так нагрузка на мышцы будет ниже и вероятность формирования болезней глаз будет снижена.

Телевизор — не няня!

Телевизор — не няня!

Еще одним неверным способом использования телевизора у родителей является применение его в качестве няни, то есть вместо себя — дабы дитятко было занято и освободилось время для домашних дел. Такая «няня» совершенно не пойдет на пользу детям, хотя и задержит их внимание надолго. Смотреть телевизор необходимо вместе с малышом, объясняя происходящие на экране действия и подбирая мультики или программы, чтоб малыш их понял. Если же необходимо время для того, чтобы заниматься делами, лучше, при наличии возможности, пусть у ребенка будет настоящая няня, которая будет с ним полноценно заниматься. Если же такой возможности нет, можно попросить посидеть с малышом родных (бабушку, сестру).

Влияние телевизора на психику ребенка

Психологи говорят о том, что телевизор сильно нагружает органы чувств и чрезмерно эмоционально возбуждает ребенка, от него страдает хрупкая детская психика. Он может играть как развивающую, так и тормозящую роль в развитии, все будет зависеть от объема просмотра и того, что смотрит ребенок. Сегодня по кабельному телевидению транслируют много детских каналов, но только качество их оставляет желать лучшего — не все передачи и мультфильмы можно показывать малышам.

Если же говорить о «взрослых» передачах, они однозначно негативно влияют на психику ребенка, особенно, если это малыш раннего возраста. Сцены насилия и убийств, которыми пресыщены современные каналы, могут привести к агрессии, вспыльчивости или нервозности ребенка. Обилие ненужной и навязчивой информации нагружает нервную систему, страдает психика, замедляются реакции, может ухудшаться сон и общее состояние.

Если для родителей лежание перед телевизором с пультом в руках — это своеобразный отдых, то для детей поток информации, льющийся с экрана, сильный раздражитель, утомляющий и раздражающий нервную систему. Нередко яркие и «тяжелые» сцены из кино могут стать причиной ночных кошмаров и навязчивых страхов малыша.

Родители должны помнить!

Родители должны помнить!

Нередко родители тех малышей, что проводят много времени у экранов телевизора, жалуются на задержки речи и проблемы с произношением звуков, им зачастую нужна помощь логопеда и психолога. Важно, чтобы родители понимали, такое явление формируется по причине дефицита общения, персонажи многих мультфильмов разговаривают мало и детям просто недостаточно речевых элементов для запоминания и обучения речи. Просмотр телевизора вызывают перегрузку визуальной информацией, при дефиците устного восприятия, и тактильных, иных раздражителей.

Чтобы сохранить ребенку стабильную психику и здоровье, родители должны ограничивать просмотр телевизора, а лучше хотя бы на первые несколько лет жизни отказаться от его использования совсем. Детям важно общение со сверстниками и родителями, полноценное развитие всех органов чувств, движение. Статичное просиживание за экраном телевизора ведет к гиподинамии, снижению иммунитета и частым простудам, перевозбуждение нервной системы делает беспокойным сон, нарушает нормальное эмоциональное развитие. Поэтому для сохранения здоровья малышей стоит выбрать другие способы развлечения и развития, нежели просмотр телепрограмм и мультиков.

Игровая консоль и телевизор в детской комнате

Многие родители не ставят телевизор в детской спальне, потому что он может навредить здоровью и развитию ребенка. Стоит разобраться, нужен ли телевизор и какие меры надо предпринять, чтобы он был полезен для детей.

Телевизор в детской: за и против

Телевизор нанесет вред, если ребенок все свободное время будет проводить перед экраном. У малыша испортится зрение. Еще нужно следить за тем, что он смотрит. Нельзя включить случайный канал и уйти в другую комнату, оставив ребенка, чтобы он не мешал родителям заниматься делами. Многие фильмы и передачи имеют возрастные ограничения. В них могут присутствовать сцены насилия и образы, которые напугают детей.

Ребенок не всегда находится под контролем родителей, поэтому может переключить канал или сам включить телевизор в детской комнате, пока мамы и папы нет дома. Чтобы этого не произошло, нужно забирать пульт и хранить его в недоступном месте.

Телевизор полезен, когда ребенок смотрит его в меру. Обучающие мультфильмы и программы расширят кругозор. Добрые детские сказки подарят сюжеты для игр и разовьют фантазию. Родители должны ограничивать время просмотра телевизора, чтобы дети не испортили зрение. До 5 лет ребенку нельзя проводить перед экраном больше 30 минут в день. С 6-7 лет можно позволить ему смотреть фильмы и передачи длительностью 1,5 часа.

Размер телевизора зависит от комнаты. Изображение должно быть хорошо видно, чтобы не возникло желания подойти ближе к экрану, поэтому для просторного помещения лучше выбрать большой телевизор.

Если родители не хотят зависеть от программы, им стоит купить DVD-проигрыватель. Он позволит включать нужные фильмы в любое время. Еще мама и папа всегда будут уверены, что ребенок не посмотрит ничего лишнего. Они могут заранее сами проверить, насколько уместна передача, которую они собираются включить малышу. Некоторые мультфильмы показывают дурную модель поведения, которую ребенок решит перенять.

Детские телеканалы — это те, которые транслируют только передачи для малышей и подростков. Например, Детский Мир, Карусель, Nickelodeon, Disney, В гостях у сказки. Надо только просматривать программу, потому что эти каналы охватывают разные возрастные категории. Подросткам не будут интересны развивающие передачи, а дети 3-4 лет не поймут мультфильмы для школьников. Стоит заранее выбрать подходящие ребенку программы, учитывая возраст и пол. Например, канал Nickelodeon придется по душе детям 10-12 лет.

На какой высоте вешать телевизор в детской

Экран должен находиться на таком расстоянии от пола, чтобы ребенку не пришлось задирать голову во время просмотра. Хорошо смотрится в детской комнате тумба под телевизор. В ней удобно хранить DVD-проигрыватель и диски для него. Стоит заранее купить диван или кресло, чтобы смотреть передачи с комфортом. Нужно посадить на него ребенка и сразу отметить, на какой высоте должен находиться экран. Можно повесить телевизор в нишу или между шкафами. Тогда он станет частью интерьера.

Высота телевизора на стене в детской спальне регулируется с помощью крепления. Надо выбирать надежное, чтобы телевизор не упал на ребенка, если тот случайно заденет его.

Экран должен находиться напротив глаз. Если повесить его выше или ниже, у детей будет затекать шея. Это повредит осанке:

Безопасное расстояние

Чтобы не испортить зрение, ребенок должен находиться минимум в 2 м от экрана телевизора. Важно учитывать это, планируя дизайн интерьера. Лучше поместить телевизор и диван, с которого дети будут смотреть передачи, в разных концах комнаты. Классическая формула: находиться надо на расстоянии не менее тройной диагонали экрана.

Детские игровые приставки

С помощью телевизора дети не только смотрят фильмы. На нем еще можно играть. Существуют игры для разных возрастных категорий. Малышам подойдут развивающие, в которых нужно найти предметы заданного цвета или расставить цифры в правильном порядке. Подросткам понравятся сюжетные игры, которые больше похожи на мультфильм или сказку.

Детские приставки легко подключаются к телевизору. Играть на большом экране интереснее, чем сидеть перед монитором компьютера.

Правила те же, что и с просмотром фильмов. Телевизор нужно повесить так, чтобы ребенку было комфортно. Во время игры дети должны находиться на расстоянии не менее 2 метров от экрана. Играть можно только 40-50 минут в день.

Важно правильно выбрать игру. Надо отдавать предпочтение добрым сюжетам, в которых не будет пугающих образов и сцен. Родителям стоит сначала самостоятельно изучить игру, а только потом давать ее ребенку. Полезны для детей головоломки. Они тоже бывают для разных возрастов.

Телевизор не нанесет вреда здоровью и развитию ребенка, если ограничивать время, которое он будет проводить перед экраном и следить за тем, какие фильмы он смотрит. Правильно подобранные передачи разовьют фантазию и расширят кругозор.

Ребенок и телевизор

Для нас телевизор –  часть привычного интерьера, возможность узнать что-то новое, а также отдохнуть и отвлечься. Но что значит телевизор для ребенка: друг он ему или враг? Как правильно познакомить малыша с миром телевидения и сделать подобное времяпрепровождение максимально полезным, разберемся в  статье.

Сегодня телевизор – это не просто окно в мир. Мы не замечаем, как часто яркий экран с захватывающим кадрами кино и рекламой отнимает наше время или даже заменяет нам няню. С одной стороны это кажется невероятно удобным: включил ребенку любимые мультики, а сам в это время занимаешься домашними хлопотами. Однако не все так просто. Телевидение, как и любое электронное устройство, может быть полезным и вредным одновременно. Чтобы телевизор не стал врагом номер один и стал полезной палочкой-выручалочкой, стоит соблюдать несколько простых правил.

Смотреть или слушать?

Многие из нас привыкли убираться, готовить завтрак малышу или кормить его при включенном телевизоре. Таким образом создается эффект присутствия и монотонная работа становится легче: мы не смотрим постоянно на экран, а лишь украдкой выхватываем самое интересное. Но в этом привычном действии есть скрытый вред. Вы и малыш постоянно находитесь в окружении громких звуков и быстро мелькающих картинок, что держит нервную систему «на взводе». Поток идущей с экрана информации мешает сосредоточиться, отвлекает, создает шумовой фон, что чревато нервным напряжением. И стоит ли говорить о том, что ни в коем случае нельзя есть перед экраном. Малыш запомнит ваши действия и потом начнет копировать подобное поведение, которое чревато гастритами и осложнениями в пищеварении.

Как выйти из такой ситуации? Или просто выключите телевизор, переманивающий ваше внимание, либо включите канал с музыкой релакс, балетом или концертом симфонической музыки. Тогда вместо информационного мусора ваш малыш между делом приобщится к произведениям классики, которая благотворно влияет не только на развитие, но и на психику ребенка.

Смотрите телевизор правильно.

Телевизор влияет на зрение и слух ребенка, дает ему пищу для ума и вызывает эмоции. Положительный эффект от просмотра передач или мультфильмов будет достигнут только при определенных ограничениях по времени. Врачи и психологи рекомендуют смотреть телевизор не более 15 минут в день детям до трех лет, и около 30 минут для детей старшего возраста. Кроме временных рамок следует помнить, что расстояние между экраном и ребенком должно быть не меньше двух метров. Также не разрешайте малышу смотреть мультфильмы лежа, на боку или при выключенном свете. При таком просмотре нагрузка на глаза увеличивается втрое! Чтобы малыш быстрее отвлекся от телевизора и дал отдохнуть глазам, предложите ему сделать специальную гимнастику или просто потанцевать с закрытыми глазами.

Кроме этого ошибочным мнением является тот факт, что родители не считают вредным пассивный просмотр телевидения. Например, вы смотрите увлекательную передачу по кулинарии, а ребенок играет рядом и вроде совсем не смотрит на экран. Однако малыш хоть и увлечен игрой, но он слышит и видит все, происходящее на экране, и запоминает. Решить эту проблему можно простым способом: просто не смотрите телевизор в одной комнате.

Полезный телевизор.

Какая же польза может быть от телевизора? Он дает нам возможность за 10 минут побывать с малышом в Африке, познакомиться со львами или окунуться в глубины океана. Телевидение дарит малышу полное живое представление о мире, который он видел только на картинках или в энциклопедии. Кроме развития кругозора ТВ оказывает влияние и на словарный запас, помогает развивать усидчивость у детей и концентрировать внимание.

Однако даже при таком подходе роль родителей очень важна. Во-первых, начиная знакомить ребенка с окружающим миром, выбирайте передачи, ориентированные на его возраст. Не следует показывать ребенку фильм о Большом взрыве и образовании планет – как минимум, малыш заскучает, как максимум, испугается непонятных картинок и страшных слов, типа «взрыв», «черная дыра» и «обжигающее солнце».

Во-вторых, при выборе мультфильма сначала просмотрите его сами, обратив внимание на хронометраж и диалоги героев. Слишком длинный мультик утомителен для нервной системы малыша, а молчаливые герои анимации, бесцельно гоняющиеся друг за другом, не расскажут вам ничего полезного. Идеальным просмотром будет познавательный мультфильм, который вы будете смотреть и комментировать вместе с ребенком. Возьмите за привычку после просмотра обсуждать просмотренную передачу или мультик: спросите у малыша, что он узнал нового, где побывал и как вели себя главные герои. Чтобы закрепить положительный эффект от просмотра, предложите ребенку нарисовать понравившегося героя или научитесь вместе танцевать веселый танец из мультфильма.

В-третьих, приучите себя к мысли, что вы включаете телевизор только для просмотра определенной передачи, которая интересна или вам, или ребенку. Исключайте шумовое присутствие из вашей жизни и не ведитесь на уговоры малыша посмотреть еще немножко. Выключайте ТВ сразу после просмотра и приучайте к этому ребенка. Только с помощью таких привычек голубой экран станет для него другом и откроет много нового и интересного.

Анастасия Юрикова,
методист сайта Iqsha.ru

Телевизор для ребенка: вселенское зло или обучение?

Многие дети смотрят телевизор. Но что происходит, если родители часто используют «голубой экран» в качестве няни? 

4 причины, почему телевизор вреден для ребенка

  1. Часы без движения. Малышу жизненно необходимо двигаться. Через движение он познает мир. Если же ребенок вынужден неподвижно смотреть в одну точку (а именно это и происходит, когда он следит за происходящим на экране), напрягаются не только глаза, но и все мышцы тела. И ребенок испытывает перенапряжение. 
  2. Берегите глаза! Когда ребенок смотрит телевизор, его глаза словно застывают. Чтобы рассмотреть телевизионное изображение, ребенку необходимо напрягать структуры глаза. Глаз интенсивнее всего развивается до 3–5 лет. И именно в этом возрасте бесконтрольное сидение у экрана телевизора может нанести зрению ребенка максимальный вред.
  3. Смотреть – раньше, чем думать? Особенность телевизионных программ – это яркие картинки, быстрая смена изображения, обилие звуков. Но мозг маленького человечка пока не способен обрабатывать такие потоки информации. Он выхватывает отдельные образы и звуки, но не может их толком осознать. Понаблюдайте, как малыш изучает новую игрушку: он медленно вертит ее в руках, мнет, трясет, подносит к глазам… Для понимания сути вещей крохе необходимо время. С телевизионными образами такое проделать невозможно: они стремительно сменяют друг друга. Это негативно сказывается на развитии мышления, особенно логического. 
  4. Только для взрослых! Мы порой сами не замечаем, сколько агрессии льется с экрана на нас и наших детей. Выводы педагогов и психологов по этому поводу однозначны: сцены агрессии нарушают эмоциональное развитие малыша. Понятно, что полностью оградить его от телевизора невозможно. Наверное, этого и не стоит делать. Но подходить к выбору телепрограмм надо ответственно. 

Какие мультфильмы можно смотреть детям? 

Мультфильмы оказывают огромное влияние на детей. У малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. И мультфильмы языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут донести до детского сознания информацию – как позитивную, так и негативную… Кстати, малыш еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх. 

Полнометражные мультфильмы лучше не показывать малышам до 4–5 лет. В силу возраста им тяжело следить за длинным сюжетом. А мелькание ярких картинок будет лишь нагрузкой на нервную систему. Для малышей отлично подойдут советские мультфильмы («Мама для мамонтенка», «Лоскутик и облако» и др.). Еще хочется упомянуть о милых мультфильмах, песенкам из которых с удовольствием подпевают малыши. Это «Катерок», «Бременские музыканты», «Летучий корабль». Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным. Сначала просмотрите новую сказку вместе. Обращайте внимание на непонятные для крохи моменты. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, как бы он поступил на месте героя. 

Ребенок и телевизор: телеобучение

Индустрия всевозможной видеопродукции для «раннего развития» поражает разнообразием. Здесь и обучающие мультфильмы, и познавательные фильмы, и даже видеокурсы для крох. Среди этого изобилия, бесспорно, есть ценные разработки. Но часто производителями движут лишь интересы бизнеса, а не польза их продукции для малышей. Нам преподносят это так: усадил малыша перед экраном, запустил бесконечные фильмы – и мама может заняться своими делами. А малыш при этом развивается… Однако если он привыкнет к пассивному получению информации, то потом не захочет добывать ее иными способами. К школе у таких ребятишек ослаблена концентрация внимания, умение работать с печатным текстом. 

Если мы смотрим «развивалку» вместе с малышом, объясняем ему то, что непонятно, и проделываем это не слишком часто – это эффективно. Например, можно посмотреть фильм о каком-то животном, а потом почитать о нем книжку, нарисовать, слепить из пластилина… Если же обучающие программы для ребенка – едва ли не единственный способ получения информации, стоит серьезно над этим задуматься. И переключить его внимание на другие, не менее полезные и радостные занятия. 

Ребенок и телевизор: техника безопасности

Чтобы свести вред от просмотра телепередач к минимуму, стоит учесть простые правила: 

  1. Знакомить ребенка с телевизором нужно как можно позже (желательно не ранее 2 лет).
  2. Стоит ограничивать время, проведенное перед экраном. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор больше 15 минут без перерыва. Длинный мультфильм разбейте на «серии» и просмотрите в несколько «заходов».
  3. Просмотр мультфильма не должен быть в фоновом режиме во время еды и игр. 
  4. В идеале нужно завести дома коллекцию дисков с хорошими мультфильмами и познавательными передачами, а по телевизору смотреть выборочно некоторые программы на детских каналах.  
  5. Подходящее время для мультиков – первая половина дня. Если ребенок смотрит телевизор вечером, следите, чтобы комната была освещена. Просмотр телевизора в темноте увеличивает контрастность изображения, а это усиливает нагрузку на глаза.  

Совет врача
Расстояние от глаз ребенка до телевизора должно как минимум втрое превышать ширину экрана: от 42-дюймовой модели, например, садиться надо на расстоянии чуть более трех метров. Либо надо выбрать место таким образом, чтобы не приходилось поворачивать голову более чем на 30 градусов в каждую сторону. Высота расположения экрана должна быть такой, чтобы угол между уровнем глаз и нижней кромкой экрана не превышал 15–20 градусов, то есть оптимально, чтобы телевизор располагался на уровне глаз.

Какую пользу могут принести ребенку мультики?

Можно предположить, что мультфильмы отбивают у детей желание слушать (а в старшем возрасте – и читать) книги. Ведь здесь не нужно думать, напрягать фантазию, представлять героев и обстановку. И да, и нет. Действительно, мультфильмы навязывают малышу определенный образ героя, но вместе с тем дают огромное количество сюжетов для игр, то есть все равно развивают фантазию. Часто после просмотра мультфильма ребенок с удовольствием послушает именно эту сказку, открыв для себя, что книжка гораздо полнее и интереснее. Полезно чередовать чтение книг, мультфильмы, прослушивание аудиосказок. Разумное сочетание этих занятий подскажет идеи для дальнейших игр и творчества. 

Самое простое – это проиграть с игрушками сюжет, спеть песенки, еще раз побеседовать о героях и их поступках. Такие игры развивают речь и фантазию, учат малыша пересказу, помогают острее ощущать ситуацию. Поиграйте в игру «А что было бы, если…» Например, Красная Шапочка не встретила бы волка или пришла бы в домик бабушки раньше… Придумывайте продолжение историй.

Многие мультфильмы хороши для расширения знаний о природе и окружающем мире. Отлично прорисованных зверей и птиц, их натуральные повадки можно увидеть в лентах «Серая шейка», «Оранжевое горлышко», «Лесные путешественники». Мультфильм «Рикки-Тики-Тави» перенесет кроху в мир индийских джунглей, характерной музыки. Вот вам и прекрасный повод найти на карте Индию, поговорить о ее природе, культуре.

А самое важное, пожалуй, – это показать ребенку, как прекрасен мир, который его окружает, научить любить его. Ведь реальная жизнь – штука весьма увлекательная!  

Звездные родители

Ольга Будина, актриса, и Наум (11 лет)

«Долгое время телевизор у нас был только в качестве монитора для коллекции DVD с фильмами и мультфильмами. Объясню, почему я это сделала. Во-первых, на любом канале могут ругаться матом, показывать кадры с непотребным поведением людей. Во-вторых, современный монтаж любого кино очень быстрый, и ребенок не способен так же быстро погружаться во что бы то ни было. Он от этого устает».

Меган Фокс, актриса, Ноа (4 года) и Боди (2 года)

«Мне тяжело управляться одновременно с двумя детьми, в том числе потому, что я не позволяю им смотреть телевизор. Я не усаживаю Ноа перед экраном, чтобы заняться в это время Боди. Но я позволяю детям смотреть фильмы. В фильмах есть начало, середина и конец, они линейные, это история. Моя цель – оградить их от ТВ по крайней мере до восьмого класса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *