«Тайный язык» детского рисунка | Азбука воспитания
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
«Эволюция» юного живописца
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что
С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».
Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.
Детали детского рисунка зависят от возраста
Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника.
У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет.
К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками.
На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги.
В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно).
К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.
Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям
Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?
Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка.
Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов».
Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения.
- Негармоничный, – — неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей.
- Беспорядочный – хаотичный по расположению на листе.
- Грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют.
- Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.
При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую.
Домашняя иерархия
Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе.
- Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи.
- Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность.
- А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник.
- Изображение в профиl
Что любят рисовать маленькие дети. Почему дети рисуют? Рисование как способ усвоения информации
Рисование – это любимое детское занятие. Даже очень маленький ребенок, схватив в кулачок шариковую ручку или карандаш, уже хочет украсить своей живописью мамин журнал, обои в комнате или пододеяльник. Нарисовав пару каракуль, ребенок постоянно утверждает, что это папа или мама. Дети рисуют на бумаге все, что замечают вокруг. Иногда родители сохраняют на память рисунки своих чад. Но почему дети рисуют? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Почему дети любят рисовать
Как известно, дети очень любят рисовать. И рисуют они потому, что им нравится это делать. Так они познают окружающий мир. На 80 % мы воспринимаем окружающий мир через зрение. Большинство наших фантазий, мыслей и мечтаний формируются с помощью изображений. Обычный детский рисунок может много рассказать о том, что творится в душе маленького художника. Для ребенка рисунок – это не искусство, а определенная речь. Благодаря рисованию, он имеет возможность выразить все то, что он еще не выражает словами. В момент рисования малыш абсолютно свободен. Отступают на задний план ограничения и запреты. Чаще всего детский рисунок выражает сферу интересов малыша. С возрастом рисунки будут более осмысленными. До 3 лет – это линии, черточки или круги. К четырем годам уже появляется замысел детского изображения. Рассмотрим несколько основных правил, которые должны знать родители.
- Рисунок ребенка – точный и достоверный источник информации.
- Делать анализ рисунка, с точки зрения личностного развития, необходимо в возрасте пяти лет.
- До 5 лет рисунки ребенка не содержат основной информации, то есть они малоинформативные. Так как пальчики малыша еще плохо развиты. В этом возрасте нужно учить ребенка различать цвета. Например, если малышу нравится красный цвет, то это означает, что в жизни он очень активный. А если ребенок рисует черными красками, то это говорит об агрессии.
- Нельзя ругать ребенка за то, что он не так что-то сделал. Через свою работу малыш познает окружающий мир, приучается к трудолюбию.
- Когда ребенок рисует, он постоянно думает и учится рассуждать.
- Лучше всего, чтобы малыш рисовал вместе с другими детьми.
- Необходимо помнить, что рисунок всегда будет отражать настроение (сиюминутное) ребенка. Нельзя судить о характере ребенка, только по одному рисунку. Малыш мог просто рисовать в плохом настроении.
- Для рисования лучше всего дать ребенку карандаш. Он позволит увидеть силу нажима.
- Для рисования маленьким детям необходимо покупать крупные кисти и большие ватманы.
- Лучше всего выбирать краски, что не содержат вредных веществ. Так как ребенок может попробовать их на вкус.
- Для маленьких детей не желательно покупать гуаш. Она имеет приятный запах и малыш может ее попробовать.
- Рисунок ребенка — не диагноз. Просто Вы всегда должны знать, что происходит в душе Вашего малыша.
Что рисуют дети
Дети рисуют узоры, природу, свою семью, дом. В первую очередь дети рисуют семью. И чаще всего изображают самую большую фигуру человека, уделяют ей больше всего внимания. Если на рисунке вся семья держится за руки, то ребенок комфортно чувствует себя в доме. Если каждый занимается своим делом, то семья разобщенная. Поднятые руки говорят о потребности в помощи. Если ребенок рисует самого себя, то он чувствует себя уникальным и особенным в доме. На рисунке вообще нет малыша – это говорит о том, что ребенок чувствует себя ненужным. Резкими, сильными штрихами малыш будет рисовать неприятного ему человека. Любимых же людей он рисует плавными движениями, выбирая при этом красочные цвета. Если ребенок рисует дом без крыши, окон и дверей, то это свидетельствует о его замкнутости, стеснительности. То есть, существуют некоторые проблемы в общении с другими людьми.
Цвета передают определенное внутреннее состояние ребенка. Итак:
- зеленый – независимость, упрямство, уравновешенность, стремление к безопасности;
- синий — спокойствие;
- фиолетовый — интуиция, фантазия;
- красный — повышенная активность, сила воли, агрессия;
- серый — безразличие;
- желтый — оптимизм, положительные эмоции;
- черный — протест, разрушение, внутренняя подавленность.
Теперь Вы знаете, почему дети рисуют. Дети рисуют для своего удовольствия и развития.
С самого раннего возраста детей так и тянет что-нибудь почеркать на бумаге, все дети любят рисовать.
Новые открытия двухлетки
Малышу еще и двух лет не исполнилось, а он уже тянется к карандашу и с удивлением обнаруживает, что может своими действиями оставить след на бумаге. Это для него целое открытие! Оказывается, от его действий что-то может измениться, и он может влиять на мир! Для ребенка это восторг, новые открытия в себе и понимание своих возможностей. Так ребенок впервые открывает для себя рисунок.
Головоноги
Уже в 3 года ребенок способен нарисовать человека. Да, конечно, этот рисунок зачастую совсем не похож на изображение человека, это скорее головоног, но первый замысел рисунка уже начинает появляться.
Увидел – нарисовал – усвоил!
Малыш растет и его рисунок становится не просто пространством для экспериментов над своими возможностями, но еще и способом, которым он усваивает полученную информацию. В своем рисунке ребенок отражает то, что он увидел или услышал, а само рисование помогает ему лучше понять новую информацию. Поэтому малыши с удовольствием рисуют героев сказок, мультиков, свои любимые игрушки и даже нас с Вами – родителей! И то, что мы видим на рисунке, это его способ видения, и он таит в себе немало информации о самом художнике и о том, как он воспринимает то, что происходит вокруг него.
Рисунок, который выражает эмоции
Рисунок для малыша – это еще и способ выразить свои эмоции. Именно поэтому рисунки детей, даже на одну тему, могут сильно отличаться в зависимости от его настроения. Если малыш хорошо себя чувствует, мы можем видеть обилие ярких красок, солнышко, цветы, улыбки на лицах людей и даже животных. Рисунки таких детей сочные, яркие и излучают массу положительных эмоций.
Бывает и так, что ребенок предпочитает темные тона или рис
Что расскажет детский рисунок о вашей семье
Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»
Нажим карандаша
Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:
• Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.
• Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.
• Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.
• Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.
• Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.
Цвета
Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.
Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.
• Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?
• Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.
• Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.
• Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.
• Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.
• Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.
• Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.
• Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.
• Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.
• Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.
• Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.
• Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.
Человеческие фигуры и лица
Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.
• Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.
• Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.
• Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.
• Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.
• Большая голова. Сообразительность.
• Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.
• Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.
• Нечеткие черты лица. Отстраненность.
• Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.
• Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.
• Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.
Рот:
• Открытый с зубами. Агрессия.
• Губы в улыбке. Позитивный настрой.
• Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.
Руки:
• Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.
• Широкий размах рук. Символизирует активность.
• Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.
• Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.
• Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.
• Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.
Примеры расшифровки детских рисунков
Что любят рисовать маленькие дети?
Рисунки отражают состояние детской души, мысли, страхи, желания ребенка. Картинка может показать сиюминутное настроение или давние серьезные переживания малыша. Внимательным и чутким родителям будет интересно узнать, что любят рисовать маленькие дети и что означают такие картинки.
Что рисуют дети
Детские рисунки одновременно похожи и отличны друг от друга. Существует немало факторов, от которых зависит, какой будет очередная картина малыша.
к содержанию ↑Возраст
Для каждого возраста характерны свои любимые темы, цветовые решения, уровни мастерства. Рисунки «растут» вместе с авторами от примитивных палочек и закорючек до полноценных картин, от случайных, неосознанных произведений до продуманных работ.
Дети начинают интересоваться рисованием в возрасте от 1 до 1,5 лет. В этот период каждый малыш делает собственное маленькое открытие: если водить карандашом по бумаге, то на листе останутся следы. Следующие полгода ребенок проверяет свою теорию, хаотично водит ручкой по бумаге, столу, стенам, полу и оставляет точки, черточки, закорючки. Смысла в таких картинках нет, цвет значения не имеет. Ребенку нравится сам процесс движения рукой.
К 2 годам возникает интерес к собственным рисункам. Ребенок обращает внимание на связь между движениями руки и появляющимися точками, палочками и кругами. Внешне картинки не меняются, но внутри малыша происходит огромная работа по формированию зрительно-двигательной координации. Ребенку требуется около года, чтобы установить подобие контроля над собственными пальчиками, научиться не заступать за границы листа. Постепенно хаотичные линии будут складываться в забавные рожицы, зверей и птиц, цветы и деревья.
К 2,5–3 годам малыш начинает наделять картинки смыслом, показывать, где и что нарисовано. С помощью взрослого ребенок может изобразить солнышко, колобка, дорожку, море. Важно не критиковать детские каракули, не навязывать жесткие правила рисования, не помогать ребенку без его просьбы, чтобы малыш мог построить собственное представление об окружающем мире, обрести уверенность в своих силах.
С 3 лет ребенок начинает рисовать примитивных людей, зверей, птиц. Как правило, рисунок строится по принципу «точка, точка, запятая» и «палка, палка, огуречик». Люди и животные получаются похожими между собой и напоминают осьминогов. Сюжет отсутствует, персонажи разбросаны по листу бумаги вперемешку с абстрактными линиями и точками.
Если в 3–3,5 года ребенок по-прежнему изображает только штрихи и запятые или совсем отказывается рисовать, то родителям стоит посоветоваться со специалистами.
К 4 годам рисунки приобретают привычные для взрослых очертания. Ребенок начинает делить картинку, изображая линию горизонта, появляются небо и земля. Траву, деревья, людей и животных малыш рисует внизу, стоящими в одном ряду, а солнце, облака – вверху. В таком возрасте ребенок пытается запечатлеть движение и время: было солнце – пошел дождь, был день – настала ночь. При этом солнечная картинка зарисовывается тучами и дождевыми каплями, светлый день превращается в темную ночь. Важные объекты малыш изображает намного крупнее остальных деталей рисунка. Например, бабочка больше цветка, собака больше дома.
Следующие год-два ребенок отрабатывает навыки рисования, выбирает любимые темы, героев, цветовую гамму. Задача родителей – помогать, но не навязывать, не ставить жесткие рамки и требования. После достижения малышом 5-летнего возраста на основе детских картинок можно делать выводы о психологическом состоянии ребенка.
В 6–7 лет юный художник начинает рисовать «по взрослым» правилам, учитывая детали, особенности объектов. Он легко может изобразить простую картинку по просьбе взрослого.
к содержанию ↑Настроение
Страхи, проблемы, желания, мечты, симпатии, неприязнь оставляют свой след на детском рисунке, но наибольшее влияние на картинку оказывает сиюминутное настроение маленького живописца. Нельзя судить о характере и душевном состоянии ребенка по одному рисунку. Иногда родители, увидев листок бумаги с монстром и лужей крови, начинают паниковать. Им кажется, что картинка говорит о повышенной агрессивности малыша и необходимо срочно обратиться к психологу или психиатру. В действительности рисунок мог появиться под воздействием множества факторов, например:
- ребенок плохо выспался;
- у него ужасное настроение;
- что-то болит;
- он не хотел рисовать, но взрослые настояли;
- увидел страшный мультфильм или фильм со сценами насилия и жестокости.
Не стоит запрещать выплескивать негативные эмоции через рисунки. Новый день принесет другие впечатления, и, возможно, родители никогда больше не увидят душераздирающих картинок.
Иногда лучше спросить у ребенка, что означает его рисунок. Может быть, монстр – это «не получившийся» мальчик, лужа крови – пролитое варенье. А темных красок так много потому, что светлые закончились.
Если ребенок рисует мрачные картинки постоянно и использует только темные цвета, то взрослым действительно нужно задуматься о причинах такого творчества.
к содержанию ↑Окружающая обстановка
На детское творчество серьезно влияет все, что окружает малыша. Громкие звуки, суета, навязчивая помощь взрослых будут мешать ребенку и отвлекать его от работы. Чересчур строгая обстановка, критичные замечания могут отпугнуть кроху или заставить его отказаться от творчества.
Дети любят рисовать вместе. Они, как обезьянки, подражают друг другу и с удовольствием присоединяются к коллективной деятельности. Однако при этом стараются скопировать чужую работу. Рисунки получаются похожими и меньше передают эмоциональное состояние каждого отдельного ребенка.
к содержанию ↑Герой и сюжет
Чаще всего дети рисуют свою семью, дом, природу, отражая домашнюю обстановку, отношения с родителями и сверстниками.
Освоив простейшие темы, малыши переходят к «мальчишеским» и «девчачьим» рисункам: богатырям, оружию, технике, принцессам, замкам, зверюшкам. Отдельное место занимают герои популярных мультфильмов, комиксов и фильмов.
Сюжеты рисунков часто меняются и зависят от настроения и переживаний ребенка. Нередко малыш изображает то, что его сильно напугало или расстроило, так как это один из способов расслабиться, побороть свои страхи. Если через некоторое время сюжет не изменится и станет навязчивым, необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Мальчикам нравится рисовать динамичные картинки. Например, солдаты идут в бой, машина едет по дороге. Девочки, наоборот, предпочитают статичные картинки. Например, принцесса стоит у окошка дворца, зайчик сидит на поляне.
к содержанию ↑Семья
Семья – это самая любимая тема для рисования у детей. Первые произведения малыши создают в 3-летнем возрасте. Сначала портреты даются ребенку нелегко. Члены семьи больше похожи на колобков и осьминогов, чем на людей. Однако крохе собственные работы, как правило, нравятся. Взросление художника и его произведений происходит к 5–6 годам. Постепенно рисунки приобретают «человеческие» черты, появляются фон, детали. Главное – родители должны поддерживать творческие порывы малыша и восхищаться его шедеврами.
Иногда ребенок изображает семью в виде животных, растений или неизвестных существ.
Расшифровывая его рисунки-послания, стоит выделить несколько важных моментов:
- Самая крупная, прорисованная фигура – это наиболее значимый для малыша человек. Однако если одни родственники настолько большие, что для других не остается места, то такие картинки являются сигналами о сложных отношениях в семье. Чем меньше остальные родные, тем ниже их положение и значение. Если малыш рисует только собственный портрет, возможно, он считает себя центром семьи. Если никогда не изображает себя, значит, чувствует себя малозначительным, ненужным.
- Все части тела у каждого члена семьи должны быть нарисованы. Их отсутствие редко бывает случайным. Изображая человека без какой-то части тела, ребенок сигнализирует взрослым о проблемах. Например, отсутствие рта может говорить о частых замечаниях, скандалах, криках. Длинные руки символизируют страх перед наказанием, длинные ноги – потребность освободиться от чрезмерной опеки. Широко раскинутые руки – недостаток уверенности, уюта, толстые ноги – отсутствие надежности, стабильности. Если вся семья изображена с поднятыми руками, возможно, малышу нравится пугать окружающих, держать в страхе или, наоборот, ребенок боится и ему требуется помощь.
- Большое значение имеет расположение членов семьи на листе бумаги. Если они стоят рядом, держатся за руки, ребенку уютно, комфортно. Часто малыш рисует родственников, занятых повседневными делами. Например, мама готовит, папа смотрит телевизор, сестра и брат играют. Если люди разрозненны и не взаимодействуют, малыш не воспринимает родных как одно целое. Линии, заборы, отделяющие членов семьи друг от друга, говорят об отсутствии общения, понимания. Если «в изгнание» попали младшие дети, ребенок ревнует к ним. Обычно размер таких братьев и сестер непропорционально маленький.
- Дополнительные детали в виде шариков, бантиков, сердечек говорят о любви, надежности, тепле в семье. Множество лишних линий, точек, штрихов – о смешанных чувствах ребенка в отношении зарисованного родственника, о путанице в детской голове. При этом эмоциональный фон, отношение к этому члену семьи может быть как положительным, так и отрицательным.
- Если ребенок рисует, сильно нажимая на карандаш, резкими штрихами, рвет бумагу, значит, между родными существуют серьезные проблемы. Кто-то из членов семьи вызывает у малыша неприязнь. Напротив, плавные линии, мягкие движения говорят о симпатиях ребенка. Это замечание не относится к детям, которые только учатся держать карандаш и пока не могут контролировать силу нажима. Частые исправления свидетельствуют о важности рисунка и неуверенности в своих силах.
Если ребенок никогда не рисует свою семью или постоянно забывает, отказывается изобразить одного из ее членов, родителям стоит обратить на это внимание. Вероятно, у малыша существуют какие-то психологические проблемы.
к содержанию ↑Дом, дворец, крепость
Фантазия ребенка безгранична. Перечислить все варианты домов, дворцов, шалашей, небоскребов, которые выходят из-под карандаша малыша, невозможно. Однако такие картинки имеют свои особенности:
- Размер. Большие дом, окна и двери говорят об открытости, общительности ребенка, маленькие – об одиночестве и замкнутости.
- Детали. Отсутствие окон, дверей или крыши означает стеснительность, закрытость малыша. Наличие лестницы, ведущей в пустоту, свидетельствует о том, что ребенка мучают семейные проблемы, конфликты. Множество дополнительных построек – признак тревоги, растерянности. Решетки, высокий забор, большие занавески говорят о зажатости, закрытости.
- Земля. Отсутствие пола или парение домика над землей говорит о мечтательности малыша и богатой фантазии.
Часто рядом с домом ребенок рисует семью, деревья, цветы, животных.
С 5-летнего возраста малыш переходит на новый уровень рисования, и вместо избушек на картинках появляются дворцы и крепости. Девочки делают упор на величественные и красивые замки, украшенные флагами, цветами. Мальчики предпочитают крепости, военные постройки, города и карты.
к содержанию ↑Люди, животные, чудовища
Дети любят рисовать людей, зверей, птиц, рыб и неизвестных чудовищ.
Изображение человека требует от ребенка больших усилий. Чем лучше прорисованы фигура, части тела, одежда, учтены пропорции, тем гармоничнее развитие и уравновешеннее психологическое состояние малыша.
Появление на картинках рыцарей и принцесс говорит о том, что ребенок начинает интересоваться женскими и мужскими образами, примерять их на себя, осознавать собственную половую принадлежность.
Малыш может рисовать картинки, свойственные своему и противоположному полу. Однако родители должны обратить внимание, если в рисунках всегда отсутствуют герои и темы, соответствующие полу малыша. Возможно, ребенок не понимает или не принимает половые модели поведения. Также сигналом могут стать рисунки, на которых ущемляется один из полов. Например, мальчик постоянно обижает девочку; король всегда страшный и злой, а королева красивая и добрая.
Некоторые дети, чаще девочки, предпочитают изображать не людей, а животных. Любовь к природе говорит о чувствительности малыша, его ранимости. Если ребенок выбирает любимое животное и рисует его чаще других, скорее всего, малыш отождествляет себя с этим существом. Герой может быть как реальным, так и сказочным, придуманным.
Изображение страшных и злых животных, наличие у них больших зубов и острых когтей должно насторожить родителей. Такие картинки могут указывать на неприятие окружающего мира, враждебное отношение к нему, чувство неуверенности и потребность в защите.
Дети, особенно мальчики, любят изображать монстров, чудовищ, однако подобные рисунки не всегда свидетельствуют об агрессивности и неуравновешенности. Картина способна появиться после просмотра жестокого, страшного мультфильма, фильма, передачи. Рисунок является способом побороть детские страхи, так как нарисованное чудовище можно победить, закрасить, разорвать, выкинуть.
Взрослым следует обратить внимание, если малыш постоянно изображает катастрофы, аварии, монстров, убивающих и калечащих кого-либо, или, напротив, категорически отказывается рисовать пугающих героев.
к содержанию ↑Техника и мода
Популярные темы у мальчиков 5–7 лет – это техника, машины, корабли, самолеты, оружие. У девочек – одежда и аксессуары, модные показы, платья, украшения, обувь.
Для мальчиков технические рисунки считаются нормой и отражают силу, мужественность, власть. Эти качества ребенок видит у папы, дедушки, старшего брата. Не стоит волноваться, если на картинке изображены бой, драка. Серьезными симптомами, говорящими о повышенной агрессивности, являются повторяющиеся рисунки со сценами насилия, убийств.
Девочки любят картинки на женские темы, отражающие поведение и интересы мамы, бабушки, сестры. В своем творчестве ребенок закрепляет женственность, изящество, аккуратность, заботливость, тренирует чувства вкуса и стиля.
к содержанию ↑Цвет
Первые рисунки ребенка обычно монохромны, так как для изучения всех красок требуется время. Освоив штрихи и точки, малыш выбирает один цвет и начинает с ним экспериментировать. Оттенок значения не имеет, допускается даже черный. Несколько недель ребенок рисует картинки только в этом цвете, а затем переходит к следующему оттенку, пока не познакомится со всей палитрой. После этого рисунки станут цветными, и можно будет судить по ним о характере и настроении крохи.
Маленькие дети любят яркие цвета, но нередко какой-то оттенок в рисунках преобладает. Теплые, солнечные тона предпочитают настойчивые и активные малыши. Холодные, пастельные привлекают спокойных и мечтательных детей. Отсутствие многоцветности, контраст черного и белого говорит о психологических проблемах ребенка.
- Красный цвет нравится энергичным, эмоциональным малышам, но может свидетельствовать об агрессивности и психологической неустойчивости.
- Желтый говорит об оптимизме и высоких творческих способностях художника.
- Зеленый – об уравновешенности, настойчивости, влюбленности малыша.
- Голубой – о мечтательности, уверенности в себе.
- Синий – о спокойствии, но иногда он символизирует грусть, переживания от разлуки с близкими.
- Фиолетовый – это цвет беспокойства, усталости и фантазии, предчувствий одновременно.
- Черный привлекает проблемных детей и говорит о депрессии, агрессивности.
Рассматривая рисунки, следует помнить, что выбор цветовой гаммы часто зависит от контекста. Черная земля, красный цветок выглядят гармонично, а черные дома и люди, красная лужа крови не подходят для детской картинки.
Рисунки маленьких детей карандашом (29 фото) • Прикольные картинки и юмор
Первые попытки рисовать возникают ещё в раннем детстве, когда ребёнок берёт в руки карандаш. Он ещё не понимает, что это рисунок, но ему интересен сам процесс. По мере взросления и осознания окружающего мира появляется необходимость в более детальном отображении окружающей среды. Одними из ключевых фигур являются люди. Помочь ребенку передать на бумагу желаемое изображение могут даже родители, не обладающие художественными талантами, просто необходимо набраться терпения и немного практики. В первую очередь нужно начинать с перерисовывания картинок. Далее предлагаем посмотреть рисунки маленьких детей карандашом.
Рисунок мальчик.
Рисунок мама с малышом.
Рисунок мать с ребенком.
Рисунок девочка.
Рисунок карандашом мальчик.
Рисунок карандашом мальчик.
Рисунок малыш.
Раскраска мальчик.
Рисунок ребенок.
Рисунок прикольный малыш.
Рисунок мальчик.
Рисунок ребенок.
Рисунок девочка.
Рисунок девочка.
Рисунок малыш.
Рисунок младенец.
Рисунок мальчик.
Рисунок мальчик.
Рисунок ребенок.
Рисунок девочка.
Рисунок девочка.
Рисунок мальчик.
Рисунок мать с ребенком.
Рисунок малыш.
Рисунок девочка.
Рисунок малыш.
Рисунок младенец.
Рисунок ребенок.
Рисунок ребенок.
Будь человеком, проголосуй за пост!
Загрузка…« Предыдущая запись Следующая запись »
Как научить маленького ребенка красиво рисовать
Рейтинг: Нет рейтинга
Многие психологи могут с легкостью определить состояние человека по тому, что и как он рисует. При помощи рисунка маленькие дети выражают свои знания, умения, закрепляют в памяти все, что увидели. Тяга к художеству просыпается у ребенка в возрасте от 1 до 1,5 лет.
Как помочь крохе выразить свои мысли и эмоции на бумаге? Как научить малыша 1, 2, 3 лет рисовать и что для этого нужно? Чем полезны такие занятия? Мы разузнаем обо всем.
Польза рисования для детей
Все таланты и возможности малыша находятся на кончиках его пальцев. Чем лучше развиты у ребенка мелкие движения вроде застегивания и расстегивания пуговичек, кнопок, держания цветного мелка, проведения ровных и кривых линий и т. п., тем умнее малыш. Учить детей рисованию рекомендуют с того момента, как его заинтересовало, что это вы там такое ручкой по бумаге делаете.
Рисование – это комплексное занятие, которое поможет малышу:
- развить мелкую моторику;
- развить речь;
- развить воображение;
- научиться выражать чувства и эмоции;
- развить понятие эстетики;
- заложить базовые понятия о гармоничном сочетании цветов;
- заложить понятие о приложенных усилиях и результате.
Рисуя, малыш хорошо разминает пальчики, а всем давно известно, как мелкая моторика влияет на формирование речи ребенка. Для создания рисунка малыш придумывает, что и как нарисовать, какие инструменты для этого использовать. Для лучшей стимуляции творческого и логического мышления можно и нужно предлагать малышу дорисовывать недостающие части картинки, украшать их узорами на его вкус и цвет
В плохом настроении рисунки ребенка будут бледными, темными, серыми. В хорошем – яркими и красочными. Это отличная подсказка эмоционального состояния малыша для родителей.
Со временем дети понимают, что есть разные тоновые палитры, и начинают разукрашивать шаблоны для рисования, подбирая:
- для листьев оттенки зеленого;
- для тучек – голубые, синие, фиолетовые краски;
- цветы разукрашивают в красных, желтых, розовых тонах.
Это помогает им во взрослой жизни сочетать цвета в одежде, интерьере, девушкам – в макияже.
Но самое главное, ребенок прилагает определенные усилия и свое старание, создавая рисунок. И когда он видит мамину улыбку и свои рисунки, бережно развешенные на стене, он понимает, что трудиться и стараться – это хорошо, это ценят родители, значит нужно продолжать в том же духе, а лучше – нарисовать все еще красивее, так, чтоб в рамку взяли и застеклили. Ну, именно так 2-3-летние дети еще не думают, но направление мысли вы поняли.
А пока до картинной галереи далеко и ребенок еще совсем кроха, рассмотрим разные техники, при помощи которых научить ребенка рисовать карандашом, мелком или красками – как два пальца об асфальт.
Техники рисования для детей
Простой способ научить рисовать ребенка в 1 год, что и как предложить для рисования детям с 2 лет, какую технику освоить малышу в 3 года, рисовать пальцами, по точкам или при помощи цифр – обо всем по порядку.
Рисуем пальчиками
Это самый доступный способ рисования для малышей 1 года и отличное развлечение для ребят 2-3 лет. Разберемся в таком рисовании для детей пошагово:
- Подготовьте рабочее место. Лучше осветить участок на ничем не застеленном полу – легче будет убирать после творческих поисков малыша. Или используйте клеенку. Можно рисовать и за столиком, но это уже для деток постарше.
- Расстелите на полу ватман А1 (это такой формат бумаги, по размеру – как 8 альбомных листков) – творчеству нужно пространство.
- Приготовьте баночки с красками для пальчикового рисования.
- Разденьте малыша до трусиков. Поверьте, он весь будет в краске, и после рисования его нужно выкупать.
- Усадите малыша на край ватмана, выдайте краски и покажите, как можно рисовать.
А рисовать можно по-всякому:
- Нанесите краску на губку. Пусть малыш нажимает на нее пальцем и делает оттиски на бумаге. Такие оттиски можно превратить в забавные рожицы.
- Если нанести на губку несколько цветов, оттиски получатся цветными.
- Вот как можно обыграть разные оттиски:
- Можно создать настоящую лесную поляну из пальцев:
- Можно нарисовать львы:
Когда оттиски хорошо получаются и для малышей уже не интересны, можно использовать разные шаблоны для пальчикового рисования. Можно зарисовывать пальцами пространство внутри контура и украшать его узорами.
Мы выбрали простые шаблоны:
Старайтесь не брать для рисования шаблоны из разрисовок для детей. Они предполагают прорисованные детали, а ребенку для развития творческого мышления достаточно общего силуэта, детали пусть придумает сам.
Рисуем по точкам
Кто из вас не помнит, как соединял точки в альбоме, получая рисунки цветов и животных? Так ребенок научится проводить прямы и кривые линии, объединять их в картинку.
Вот некоторые примеры «точечных» рисунков:
Соединив точки, ребенок с удовольствием будет разукрашивать полученный рисунок.
Рисуем при помощи цифр
Кто не помнит, как из цифры 2 нарисовать настоящего лебедя? Это вчерашний день. Сегодня из цифр и чисел можно рисовать кого угодно. Например:
- кролик из 6 и 0;
- собака из 6 и 1;
- акула из двух 2;
- спящая уточка из 2 и 9.
Рисование по цифрам актуально для детей в 3 года, так малыш лучше запомнит начертание цифр.
Как поэтапно научить ребенка рисовать деревья
Когда малыш справится с простыми приемами в рисовании, можно будет приступить к созданию настоящих картинок на чистом листе бумаги. Проще всего начать с поэтапного рисования деревьев, используя для этого следующие простые поэтапные примеры рисунков для детей:
- дерево из кружочков и прямых;
- дерево из прямых линий с кроной;
- дерево из прямых линий с отдельными листочками;
- ель из прямых линий;
- березка (для детей от 3 лет).
С возрастом малыш не будет нуждаться в таких этапах прорисовки, как:
- создание базового каркаса;
- придание каркасу формы;
- разукрашивание контура.
Он вполне самостоятельно будет рисовать ствол, ветви, листву. А потом догадается, или вы подскажите, что дерево растет на земле, возле него могут быть кусты и цветочки, а над деревом светит солнышко.
Как поэтапно научить ребенка рисовать животных
Когда малыш освоит растительность, можно перейти к более сложным биологическим объектам – животным. Для детей 2-3 лет выполнить рисунок животного легче всего будет поэтапно:
- Собака – друг человека, а для детей – в первую очередь, с нее мы поэтапное рисование и начнем.
- А за кем собаки чаще всего гоняются? Правильно, за кошками.
- А кто у нас больше собаки и кошки и тоже помогает человеку? Это же ослик!
Как поэтапно научить ребенка рисовать человека
Рисовать человека немножко сложнее. Начните с палочных человечков, вроде тех, что нарисованы на дорожных знаках. Получилось? Попробуйте изобразить настоящего мальчика:
- начните с геометрических фигур;
- добавьте немного деталей.
Вот какой мальчонка вышел! А теперь нарисуем ему подружку (или сестричку) по такому же принципу:
А теперь нарисуем папу:
- начнем с геометрических фигур;
- оденем человечка и сделаем ему прическу;
- дорисуем ворот свитера и лицо.
Если ваш папа бородат – дорисуйте бороду.
Если получается рисовать статичного человечка, можно попробовать изобразить его в движении, используя поэтапное руководство для детей 3 лет. Заодно можно уделить внимание прорисовке лица.
Можно обыграть ситуацию, сказав, что папа спешит домой с работы, и чтоб он поскорей пришел, нарисуем, как он идет.
Советы по обучению детей рисованию
- Не учите ребенка рисовать, если он сам не проявил интерес к этому занятию. Оптимальный возраст – 1-1,5 года.
- Не забывайте, что кроме рисования есть еще и другие развивающие игры для детей 1-2 года жизни. Однообразные занятия быстро наскучат крохе.
- Рисование стимулирует развитие мелкой моторики рук, но для ребенка этого мало, не упускайте из внимания пальчиковые игры для детей 1-3 лет. Еще можно вспомнить про лепку из пластилина, максимально разнообразив занятия.
- Не ждите от ребенка шедевров. Главное, чтоб занятие приносило положительные эмоции.
- Не исправляйте рисунки малыша, чтоб похвастать перед родственниками и подругами. Это обижает детей, и они забрасывают рисование вовсе.
- Не называйте непонятные рисунки «каляками-маляками». Лучше попросите его рассказать вам, «что это ты такое необычное нарисовал»?
- Если ребенок 3 лет хорошо рисует, попробуйте взять для него образцы из —рисования для детей 4-6 лет—, пускай развивается, а не топчется на месте.
Учим детей рисовать – видео
На этом видео показаны уроки пальчикового рисования для деток 1-2 лет.
На этом ролике показано, как мама с ребенком рисуют эмоции. Видео актуально для детей 2-3 лет.
На следующих видео папа рисует дом, зонт и кошку. Такое видео пригодится трехлетним малышам.
Очень важно научить рисовать малыша в возрасте 1,5-2 лет. Это поможет ему развить моторику пальцев, фантазию, творческий подход, память, он быстрее сможет освоить письмо. Рисование – важная часть образовательного процесса малыша.
Важно все: в каком состоянии рабочее место, что и как ребенок рисует, как к его трудам относятся родители. Не упускайте эти моменты, и ваш ребенок будет счастливым и благодарным!
А в каком возрасте ваш ребенок заинтересовался рисованием? Вы с малышом часто рисуете? Что малыш любит рисовать больше всего? Если у вас есть идеи для детских рисунков или опыт, как учить малыша рисовать, поделитесь им с нами в комментариях!