Декоративные пластины из пластилина – План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме: Конспект ООД «Декоративная пластина» (подготовительная группа)

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Лепка «Дизайнеры»

Лепка: «Дизайнеры»

Подготовительная группа

Задачи: Учить детей грамотно отбирать содержание лепки в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом.

Познакомить с новым способом лепки декоративной пластины при помощи скалки и трафарета, получение двух- и трёх-цветного образа.

Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы.

Закрепить название букв.

Совершенствовать технику рельефной лепки

Развивать композиционные умения – правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и показывать их расположение в пространстве..

Предварительная работа:  Изучение букв, их выкладывание из различных материалов (палочек, камней, веточек, бусинок, ракушек и других материалов). Лепка декоративных пластин, способом нанесения пластилина слоем на картонку или определённый участок и разглаживания его, смачивая пальчик водой.

Экспериментирование с пластилином в целях получения новых цветов или оттенков. (При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор».)

Материалы, инструменты, оборудование:   Цветной картон для выбора – основа композиции,  пластилин, стеки, клеёнки,  бумажные салфетки, трафареты букв.

Содержание занятия:

—  Что такое – декоративная пластина?

 Дети:  Это картон, а на него намазать и разгладить  пластилин, тесто или глину и украсить узором, рисунком. Можно вырезать стеком, а можно украсить объёмно сверху.

— С какой целью  изготавливают декоративную пластину?

Дети: Можно оформить выставку, подарить кому-нибудь, оформить мозаику, витрину магазина и др.

Воспитатель знакомит и показывает новый способ изготовления пластины.

Пластилин раскатывают деревянной скалкой. Когда раскатали, прикладываем трафарет к раскатанному пластилину и вырезаем стекой. «Готовую выкройку» переносим на картон. Если задуманная модель (буква) состоит из разных цветов, то раскатывается несколько цветов пластилина, шаблон буквы разрезаем на несколько частей. Так заготавливается нужное количество пластин и составляется модель (буква) на картоне. Места стыка разглаживаем. Можно сделать декоративную пластину «под мрамор» соединив при раскатывании несколько цветов пластилина.

Воспитатель:

— В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования какого-то образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Какие способы и приёмы вы знаете?

Дети называют:

1. Оттягивание. Оттягивают от основной формы мелкие детали — клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение – заостряют, сплющивают, загибают.

2. Защипывание. Защипывают край или какую-то часть формы гриву, хвост, лепестки цветка и т.д. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, передать движение.

3. Загибание края формы – листочки, горлышко вазы. Тем самым усиливается сходство образов.

4. Использование стеки и разных подручных материалов: колпачки ручек, фломастеров, крышек, печаток. Можно нанести узор: порезать штрихами, линиями, сделать надрезы, сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек.

5. Дополнить вылепленный образ ракушками, бисером. Бусинками и т.д.

Воспитатель:

Сегодня мы будем дизайнерами. А кто такой дизайнер?  А моделью у нас будет сегодня — любимая буква. Есть у вас любимая буква? Какая? Почему? Чем вы украсите свою модель (букву)?  (Дети обсуждают свои замыслы и продумывают приёмы оформления.)

             Физминутка:  Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим         (Ритмично стучат кулачками по столу)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,   (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

 Дети выбирают  по желанию картон и трафарет буквы и приступают к работе. Сначала вырезают букву из пластилина, затем её украшают.

В завершении занятия выставка моделей.

Конспект занятия по декоративной лепке в старшей группе «декоративная пластина»

Конспект

проведения ООД по РОМ

в подготовительной группе

Составила:

воспитатель Т.Г. Сенченко

Тема: «Знакомство с декоративной пластиной»

Задачи: 1.Формировать представления о технологии изготовления пластины.

2. Развивать творческую инициативу

3.Воспитывать умение доводить начатую работы до логического

Завершения.

Оборудование: готовые декоративные пластины, глина, ангоб, доска для лепки, стека, кисть, эскизы, мокрая ветошь.

Предварительная работа: рассматривание декоративных пластин, беседа о них, предварительный показ способов их изготовления.

Ход ООД:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами побываем в гостях у нашей знакомой бабушки Заботы. Хотите?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда закройте глаза и услышите знакомую мелодию, которая и приведет нас к теремку бабушки Заботы.

Звучит фонограмма песни «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова). Дети по ковровой дорожке подходят к теремку. За теремком часть группы оборудована под горницу русской избы, на стенах которой развешены декоративные пластины. Дети стучат в дверь теремка. Выходит бабушка Забота, одетая в национальный русский костюм.

Бабушка: Здравствуйте, внучата! Как я рада снова вас видеть у себя в гостях.

Дети: Бабушка Забота, что нового, интересного ты приготовила для нас сегодня?

Бабушка: Посмотрите на стену, как вы думаете, почему она такая нарядная?

Дети: На стене висят красивые пластины.

Бабушка: Давайте поближе рассмотрим их. (снимает несколько пластин со стены, раскладывает их на столе). Проведите по пластине рукой. Она не гладкая. Как вы думаете, почему?

Дети: Пластина украшена объемным узором.

Бабушка: Верно. Когда – то очень давно, когда я была еще совсем молодой, жители нашей деревни «Умейка» научились лепить красивые пластины и украшать ими свой дом. Посмотрите, какие разные пластины по форме, размеру, украшениям, цвету. Каждый мастер лепил и украшал свою пластину с любовью, на радость людям. Сейчас я вам покажу, как можно слепить и украсить декоративную пластину. Давайте пройдем в мою мастерскую, там у меня все готово для работы.

Дети вместе с бабушкой Заботой переходят в мастерскую. На столе разложен необходимый материал.

Бабушка: Кто мне напомнит, с чего я надо начинать работу?

Дети: Нарисовать пластину на листе.

Бабушка: Верно, а дальше я беру доску, комок глины. Какая глина на ощупь?

Дети: Глина мягкая, из нее удобно лепить.

Бабушка: Ком глины я кладу на доску и расплющиваю его до толщины 1 см. Затем, я беру стеку, разглаживаю поверхность пластины и обрезаю края так, чтобы они стали ровными. Пластина готова, теперь ее можно украсить путем налепа. Посмотрите, как я накладываю маленькие детали на поверхность пластины и концом стеки прикрепляю их к ней. На сегодня свою работу я закончила. Кто мне подскажет, почему моя работа закончилась?

Дети: Глине надо высохнуть.

Бабушка: Верно, а когда глина высохнет, что необходимо сделать еще с пластиной?

Дети: Ее надо обжечь в печи, чтобы она не трескалась.

Бабушка: как вы много знаете уже, настоящие знатоки. А в следующий раз мы с вами распишем готовую пластину гуашью. А сейчас, гости дорогие, прошу вас к столу. Нас ждет вкусный, полезный чай из трав с пряниками.

По окончании чаепития, бабушка Забота уточняет у детей, что каждому из них понравилось сегодня в ее мастерской.

 «Декоративная пластина»

Конспект НОД «Декоративная пластина» в старшей группе.

воспитатель: Зайцева Н.Г.

 

Цель: Учить детей создавать декоративные пластины, наносить пластилин ровным слоем на картон, разглаживать и выполнять узор на пластине, используя геометрические и растительные элементы.

         Материал и оборудование: пластилин, доски, тряпочки, образцы изразцов (фото), изразец (заготовка), заготовки изразцов.

 

Ход занятия.

 

         Давайте вспомним творческие профессии: артисты, писатели, поэты, музыканты, художники. А еще есть такая редкая профессия — мастер по украшению печей. Это тоже творческая профессия. Ни одна печь не похожа на другую. Мастер всегда придумывает новые узоры. Печки он украшает изразцами. Изразец — это керамическая плитка, украшенная каким-либо орнаментом. А какие виды орнамента вы помните?

  • Растительные, геометрические.

         Какие элементы используют в геометрическом орнаменте?

  • Треугольники, круги, квадраты, разнообразные линии (волнистые, прямые).

         Какие элементы используют в растительном орнаменте?

  • Листочки, цветочки, ягодки, усики.

         Какие вы знаете промыслы, в которых используют геометрический орнамент?

  • Дымка, Филимоново.

         Какие вы знаете промыслы, в которых используют растительные орнаменты?

  • Хохлома, гжель, городец.

Физкультурная минутка.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку да притопни ножкой,

Да головкой покачай, утром солнышко встречай,

Стебель наклони слегка — вот зарядка для цветка!»

А теперь росой умойся, отряхни и успокойся.

(Сели за столы).

         Перед вами  изразцы, но они некрасивые, скучные. Давайте мы превратимся  в мастеров-художников и украсим наши изразцы. Для этого мы будем вместо красок использовать пластилин. Для начала нам нужно нанести пластилин на всю пластину. Мы берем кусок пластилина, катаем из него шарик, кладем на середину пластины и размазываем пластилин от центра к  краям, чтобы вся пластина была покрыта пластилином. Затем выполняем узор, не забывая о том, чтобы углы были украшены симметрично, а в центре используем более крупный элемент. Если вы решили сделать геометрический орнамент: катаем «колбаски», заворачиваем в спиральки.

         Если вы решили сделать растительный орнамент: лепим листочки, цветочки.

         Давайте перед работой разомнем пальчики.

Вот помощники мои,                                    Смотрим на раскрытые ладони.

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так,                                      Потираем руками.

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.                            Хлопаем в ладоши.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели                                     Стучим по столу.

И работать захотели.                                      Потираем руками.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.                              Сложили ладони вместе.

Постучали повертели                                      Круговые движения кистями.

И опять обратно в путь.                                  Хлопаем в ладоши.

 

 

         Итог занятия.

  • Рассмотрите все работы и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.

Занятие по лепке на тему «Декоративная пластинка»

Ересек топқа «Қарлығаш» ұйымдастырылған оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности старшей группы «Ласточка»

Technological card of educational activity for senior group «Swallow»

Апта тақырыбы

– Тема недели — The theme of the week: «МОЙ КАЗАХСТАН», «Астана – столица нашей Родины»

Тәрбиеші – Воспитатель — Educator: Буш Е.Б.

Күні – Дата — Datе: 12.12.17

Білім саласы — Образовательная область — Educational area: Творчество, лепка

Тақырыбы — Тема — Theme: «Декоративная пластинка»

Мақсаты — Цель — Aim: Познакомить детей с понятием барельеф. Учить жгутиками выкладывать узор. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к казахскому народному творчеству.

Сөздік жұмысы – Словарная работаDictionary work: жгутики, барельеф

Жабдықтар – Оснащение — Equipment: пластилин, набор образцов орнамента, дощечка для лепки, стека для резки пластилина, салфетки.

Алдын алу жұмысы — Предварительная работа — Preliminary work: беседа, рассматривание иллюстраций

Көптілділік — Полиязычие — Multilingualism:

Қызметтер кезеңдері

Этапы деятельности

Stages of activity

Мұғалімнің іс — әрекеті

Действия педагога

Teacher’s activities

Балалардың іс- әрекеті

Деятельность детей

Children’s activity

Мотивациялық – қозғаушылық

Мотивационно – побудительный

Motivational and incentive stage

Побуждение ребенка к процессу деятельности:

В гости пришла кукла Стеша, которая принесла ребятам красивые пластики

Закрепляет слова полиязычия

Проявление интереса к происходящему.

Дети здороваются на нескольких языках

Рассматривают пластинки. Рассказывают, что на них изображено

Проговаривают хором, индивидуально

Ізденушілік

ұйымдастырушылық

Организационно – поисковый

Organizational and exploratory stage

Ориентирование детей на разрешение проблем:

Проводит беседу о том, что такое декоративная пластина, для чего она нужна, каких бывает размеров, из чего делают.

Предлагает попробовать оформить пластину.

Физминутка

Показывает образец.

Объясняет приемы и последовательность выполнения работы: 1.Расскатать жгуты двух цветов. 2.Сделать жгуты одинаковой длины. 3.На листе картона на определенном расстоянии размещаем одну нитку — жгут. 4.Берем по одной нитке другого цвета и переплетаем, чтобы было красиво. 5.Украсить бабочками, цветами, жучками.

Проводит словарную работу, объясняет, что такое барельеф

Пальчиковая гимнастика

Предлагает каждому сделать декоративную пластину.

При необходимости осуществляет индивидуальную помощь

Включение детей в процесс деятельности

Слушают воспитателя

Запоминают. Рассматривают

Задают вопросы

Делятся впечатлениями

Соглашаются на предложение воспитателя

Выполняют движения

Рассматривают готовый образец.

Слушают, запоминают последовательность выполнения работы.

Слушают воспитателя, запоминают

Выполняют

Приступают к работе

По мере необходимости обращаются за помощью к взрослому

Рефлексивті түзетушілік Рефлексивно – корригирующий

Reflective and corrective stage

Анализирует результаты деятельности детей

Предлагает соединить маленькие пластины и сделать один большой ковер.

Осознают результаты своей деятельности

Радуются получившемуся результату.

Күтімді нәтиже — Ожидаемый результат — The expected result:

Ұғынады — Воспроизводят — Reproduce: приемы лепки.

Түсінеді — Понимают — Understand: что такое барельеф, как лепить жгутиками

Қолданады — Применяют — Apply: умение оформить готовую форму.

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Занятия по лепке

ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Цели изадачи: продолжить знакомить с народной глиняной игрушкой, керамикой, скульптрой малых форм, учить видеть средства выразительности и использовать некоторые из них в лепке. Учить лепить предметы с натуры, по представлению, по воображению,; более четко передавать особенности формы, пропорции, строение, движени, позу, характерные особенности.

Закреплять усвоенные ранее способы лепки по частям, из целого куска, на подставке. Научить использовать углубленный и высокий рельефы, лепить из разных материалов (глина, пластелин).

Продолжать развивать умения создавать сюжетные композиции, передавая интересные сюжетные композиции из повседневной жизни (игры, занятия спортом, танцы), литературные и сказочные образы.

Упражнять в создании декоративных композиций: лепка по мотивам народной игрушки, керамики, посуды, украшений (бусы, броши, кулоны). Изготовление декоративных пластин по типу изразцов.

Развивать творческие способности, умение находить новое содержание, способы лепки, средства выразительности.

Формировать навыки росписи лепки из глины гуашью.

«Декоративные пластины»

Содержание занятия: Вылепить пластину определенной формы примерно в 1 см толщиной. C помощью заготовленной из бумаги формы (круг, квадрат, овал…) обрезать стеком по краю бумаги лишнюю глину. Сделать дырочку для веревочки., чтобы пластину можно было повесить. Использовать для изображения разные способы.

Первый способ: На поверхность положить готовые формы, на пластине останется отпечаток- углубленный рельеф.

Второй способ: На пластине стеком нарисовать знакомые несложные предметы ( гриб, бабочка, рыбка, стрекоза, цветок…..) — углубленный рельеф.

Третий способ: Вылепить или вырезать стеком детали или какой-то предмет и, смочив поверхность пластины водой, плотно наложить его на пластину. Украсить рисунком. Высокий рельеф.

Четвертый способ: Вылепить голову округлой формы, наложить на пластину, предварительно смочив ее водой и плотно прижать. Изобразить налепом глаза, рот, нос, брови, волосы. Что-то можно нарисовать стеком.Сочетание высокого  рельефа и горельефа.

Пятый способ: На пластине прорисовать изображение предмета, а часть глины снять с поверхности вокруг рисунка. Детали прорисовать стеком. Сочетание барельефа и углубленного рельефа.

Шестой способ: На листе бумаги из жгутов сделать рамку, плотно соединить по углам. Прикрепить любое изображение в виде жгутов (дерево, птицу, бабочку, стрекозу …), соединяя его с рамкой. Плотно прижать. Нарисовать стеком детали, украшения. На следующий день бумагу можно убрать.

По окончании работы рассмотреть с детьми их изделия, выбрать самые красивые, оригинальные, веселые и т.п.

Читать книгу Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий Д. Н. Колдиной : онлайн чтение

Тема недели «На кухне»
Занятие 9. Чашки (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить из пластилина чашку, состоящую из колец и диска, прочно соединять части изделия между собой, заглаживать поверхность. Закреплять умение пользоваться стекой. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Материал. Пластилин, стеки, доски для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям скороговорку Г. Сапгира:

 
Подогрела
Чайка
Чайник,
Пригласила
Девять
Чаек:
– Приходите
Все на чай! —
Сколько чаек?
Отвечай!
 

Спросите детей: «Зачем чайка пригласила девять чаек?» (Пить чай.) Сколько же надо чашек для всех чаек?» (Десять.)

Предложите ребятам сделать для каждой чайки красивую чашку. От куска пластилина нужно отделить стекой небольшую часть для дна чашки. Скатать из нее шар и расплющить в диск. Оставшийся пластилин разделить на равные куски, раскатать в колбаски, свернуть в кольца. Первое кольцо прикрепить ко дну чашки, затем все остальные кольца прикрепить друг на друга. Скатать еще один валик и прикрепить к чашке сбоку в виде ручки.

Тема недели «В комнате»
Занятие 10. Стол и стул (Лепка из глины)

Программное содержание. Учить детей лепить из глины предметы из знакомых форм (квадратных дисков и столбиков), соблюдая пропорции и соотношение частей по размеру. Закреплять умение пользоваться стекой, аккуратно и плотно соединять части предмета. Развивать мелкую моторику.

Материал. Глина, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Начните занятие с пальчиковой гимнастики.

Воспитатель: «Руки крутим, крутим, крутим и делаем стол. (Одна рука в кулачок, ладошка другой руки лежит на кулачке.)

Руки крутим, крутим, крутим, получаем стул. (Одна рука сжата в кулак, ладошка другой руки подставлена сбоку к кулачку в виде спинки.)

Руки крутим, крутим, крутим и изображаем кровать. (Ладони рук боковыми сторонами прижаты друг к другу.)

Крутим, крутим, крутим, делаем диван. (Ладони боковыми сторонами соединены перпендикулярно друг к другу.)

Крутим, крутим, крутим, показываем шкаф». (Ладони соединены боковыми сторонами в виде дверей шкафа и могутразъезжаться в разные стороны как у шкафов-купе или открываться наружу как у обычных шкафов.) И так далее.

Предложите детям сначала вылепить из пластилина стол: скатать шар, сдавить ладонями в диск и стекой обрезать края, чтобы получился четырехугольник. Потом скатать четыре одинаковых по длине валика – ножки стола – и прикрепить их к крышке стола. Места соединения смачивать водой.

Стул делается таким же образом, как и стол, только меньшего размера. Сбоку к сиденью прикрепляют квадрат, сделанный из пластилинового диска приемом обрезания краев.

Тема недели «Мой гардероб»
Занятие 11. Свитер для Хрюши (Рисование на пластилине)

Программное содержание. Учить детей применять графическую технику рисунка в лепке; выполнять методом контррельефа (вдавленный рельеф) свитер и создавать из тонких линий украшения при помощи стеки. Развивать воображение, самостоятельность. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Материал. Игрушка – поросенок Хрюша. Картон, пластилин, стеки или заостренные палочки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Обыграйте ситуацию: к ребятам пришел в гости Хрюша.

«О, ребята, как вас много! – радуется Хрюша. – Уж вы-то мне поможете. Скоро зима, а у меня нет теплого свитера. Помогите мне, сделайте красивый свитер, чтобы не страшны были зимние морозы».

Предложите детям помочь Хрюше – изготовить для него свитер.

Объясните последовательность работы: сначала нанести пластилин на картон тонким слоем, нарисовать на нем кончиком палочки контур свитера и украсить его тонкими линиями, точками и другими рисунками.

В конце занятия Хрюша рассматривает каждый свитер и комментирует: «В этом свитере я буду кататься на санках; в этом – на лыжах; в этом буду ходить в гости; этот одену на новогодний праздник и т. д.».

Тема недели «Профессии»
Занятие 12. Клоун (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму головы, туловища, ног, рук, пропорциональное соотношение частей; плотно скреплять части; создавать устойчивую фигурку. Учить лепить фигуру человека в движении. Учить использовать цветной и смешанный пластилин, показывая особенности яркой необычной одежды. Закреплять умение украшать одежду налепами. Развивать фантазию и воображение. Развивать точность и координацию движений.

Материал. Пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Начните занятие с физкультминутки:

Веселый цирк у нас в гостях. (Хлопки в ладоши.)

Жонглер бросает шарики, (Подбрасывание воображаемых шариков.)

И клоун зрителей смешит, (Большой палец раскрытой ладони приставить к носу, большой палец другой ладони приставить к мизинцу первой руки.)

Смешит больших и маленьких. (Показать рукой выше – ниже.)

Предложите детям вылепить веселого клоуна, используя лепку из одного куска и отдельных частей. Научите детей делать смешанный пластилин (соединять пластилин разных цветов в одной детали).

Объясните последовательность работы: смешать несколько цветов пластилина в одном большом куске и скатать из него толстый валик, один конец надрезать стекой на две равные половины и раздвинуть их для устойчивости (это будут ноги), загнуть вперед небольшие ступни-подставки. Вылепить отдельно голову в виде шара, руки-столбики и прикрепить их к верхней части валика. С помощью налепов сделать клоуну яркое лицо, пышные волосы; украсить одежду шариками, колбасками из пластилина.

Разместить клоуна на подставке.

Тема недели «Зоопарк»
Занятие 13. Жираф (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить животное из пластилина пластическим способом (из одного куска), передавая форму, пропорции, характерные детали. Учить комбинировать в поделке пластилин с дополнительным материалом; объединять готовые поделки в коллективную работу и дополнять ее композиционными решениями. Учить соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев.

Материал. Картинка с изображением жирафа. Пластилин, коктейльные трубочки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Начните занятие с пальчиковой гимнастики:

 
У жирафов пятна, пятна, пятна,
Пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
Пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Указательными пальчиками обеих рук дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
 

Предложите детям вылепить жирафов.

Объясните последовательность работы: стекой отделить большой кусок пластилина, из него скатать толстый валик, слегка заузив один конец. Толстый конец надрезать стекой на две равные половины, загнуть вниз и раздвинуть их для устойчивости (это будут передние ноги), острую часть бруска также разрезать на две половины и загнуть, получив задние ноги. Вылепить отдельно голову и насадить ее на соломинку (шею), соломинку воткнуть в переднюю часть туловища. Раскатать тонкий хвост-колбаску и прикрепить к телу-валику.

Остается украсить жирафа темными пятнышками.

Затем 2–3 детей объединяют своих жирафов на общем листе картона и дополняют композиционными решениями, например, скатывают колбаски и из них делают загон-ограду как в зоопарке.

Тема недели «Театр»
Занятие 14. Белка песенки поет (Лепка из пластилина в сочетании с дополнительным материалом)

Программное содержание. Учить детей создавать образ из капсулы от киндер-сюрприза и пластилина. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Закреплять умение лепить мелкие детали.

Материал. Капсулы от киндер-сюрпризов, пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям отрывок из произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

 
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд…
 

Предложите детям вылепить такую белку, сидящую на задних лапках. Объясните последовательность работы: к капсуле киндер-сюрприза надо прикрепить сделанные из оранжевого пластилина овальные лапки, загнутый хвост, острые ушки; оформить мордочку.

В лапки белочке можно дать орешек, а вокруг выложить горку орехов.

Тема недели «Готовимся к празднику»
Занятие 15. Украшаем елку (Налеп из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски и составлять из них на плоскости елку: прямой ствол и идущие в разные стороны ветви, удлиняющиеся книзу. Продолжать учить украшать изделие мелкими деталями. Развивать творчество.

Материал. Картон, пластилин, стеки, доски для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:

 
Елка в блестках
Ледяных,
В теплых слезах
Смоляных.
Свежая, зеленая,
Солнцем озаренная.
 

Скажите: «Сегодня на занятии мы тоже сделаем такую зеленую елку и украсим ее новогодними шариками. Из коричневого пластилина нужно скатать столбик, слегка заузив его верхнюю часть и прикрепить в центре картона. Затем скатывать зеленые тонкие колбаски разных размеров и располагать их с двух сторон ствола, начиная с маленьких ветвей, удлиняющихся книзу. Затем из пластилина скатать много разноцветных шариков и прикрепить на ветки елки в виде новогодних украшений. Внизу под елкой можно расположить вылепленные мешок или коробки с подарками».

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Новый год»
Занятие 16. Разноцветная елка (Рисование на пластилине)

Программное содержание. Закреплять технику контррельефа (рельеф, который углубляется в пластилиновую поверхность). Учить сочетать в работе несколько техник (нанесение пластилина и прорисовывание рисунка при помощи стеки). Развивать воображение. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Вырезанные из белого картона елки, восковые мелки, пластилин, тонкие палочки или стеки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям отрывки из стихотворения К. Чуковского «Елочка»:

 
Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
 
 
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки —
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Засмеялись бы на елочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что нынче ночью
У ворот
Постучался
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
 

Спросите у детей: «Какие в этом стихотворении елка и игрушки на ней? (Живые.) Почему они как живые?» (Потому что наступил Новый год, а в новогоднюю ночь могут происходить необычные вещи.)

Предложите детям закрасить вырезанные силуэты елок восковыми мелками разноцветными пятнами и штрихами (кроме зеленого цвета и темных цветов).

Затем дети наносят на силуэты елок тонким слоем зеленый пластилин и рисуют на нем тоненькой палочкой разные маленькие игрушки: шарики, домики, матрешки, гирлянды и т. д. Под пластилином появятся разводы восковых мелков и игрушки станут разноцветными.

Тема недели «Белоснежная зима»
Занятие 17. Снегурочка (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить фигуру девочки в длинной шубке, правильно передавая формы, пропорции и строение. Продолжать учить плотно скреплять части; создавать устойчивую фигурку. Закреплять умение лепить детали одежды: шапку, шубку и украшать их тонкими пластилиновыми колбасками и шариками. Развивать творчество и воображение.

Материал. Картинка с изображением Снегурочки. Пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Н. Артюховой:

 
Я – веселая Снегурка,
Поиграю с вами в жмурки.
Но боюсь напиться чаю:
От горячего растаю!
 

Поговорите с детьми о Снегурочке, рассмотрите картинку, обращая внимание ребят на то, как она выглядит, во что одета. Скажите, что Снегурочка не любит теплых тонов, от них она может растаять. Посоветуйте детям использовать в работе холодную гамму цветов (голубой, синий, фиолетовый, изумрудно-зеленый).

Объясните последовательность работы: начать можно с туловища – скатать толстый валик, слегка заузив его сверху. Нижним концом валика надо постучать о дощечку, придавая поделке устойчивость. Отдельно вылепить круглую голову и руки-столбики и прикрепить в верхней части валика. Остается украсить Снегурочку – нарисовать стекой глаза, рот; валиками и шариками из пластилина украсить шубку Снегурочки, сделать ей нарядную шапочку или корону.

Тема недели «Дикие животные»
Занятие 18. Обитатели зимнего леса (Коллективная работа. Лепка из пластилина)

Программное содержание. Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных (зайца, волка, медведя, лисы). Учить добиваться выразительности образов. Учить лепить животных в движении и в разных положениях (стоя, сидя, лежа). Учить составлять коллективную композицию, объединенную одним сюжетом, используя разнообразные материалы. Развивать самостоятельность. Учить договариваться между собой, кто что будет делать.

Материал. Крышка от коробки из-под обуви, картон синего цвета, небольшие веточки деревьев, полуовальные баночки, например, из-под йогурта (для каждой группы из 6 детей). Вата, пластилин, жесткие кисточки, клей, белая гуашь, баночки с водой, стеки, клеенки-подкладки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Загадайте детям загадку:

 
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…
(Колобок)
 

Спросите у детей: «Если бы Колобок оказался в зимнем лесу, каких зверей он там встретил бы?» (Белого зайца, голодного волка, спящего в берлоге медведя, хитрую лису.)

Объедините детей в группы по 6 человек. Расскажите, что сегодня на занятии они сделают зимний лес, по которому будет путешествовать Колобок. Крышка коробки превратится в лес с помощью закрепленных на пластилине веток деревьев. На синем картоне надо нарисовать белой гуашью методом тычка сухой кистью несколько заснеженных елок и деревьев, солнце. Перпендикулярно приклеить картон к заднему бортику коробки, чтобы создать панораму леса. Закрепить на пластилине берлогу (полуовальную баночку, например, из-под йогурта). Выложить вату в виде снега на дне коробки и на ветках деревьев.

Пока двое детей будут оформлять лес, остальные ребята могут вылепить по одному животному – обитателю леса: туловище из валика; лапы и хвост из столбиков, из скатанного шара вытянуть мордочку и, где нужно, затупить пальцами; защипнуть уши. Тот, кто справится с этим заданием быстрее, успеет вылепить Колобка (пластилиновый шар). Остается расположить героев в зимнем лесу, спящего медведя спрятать в берлогу.

Тема недели «Домашние животные»
Занятие 19. Овечка (Декоративная пластина из глины)

Программное содержание. Учить детей изображать рельеф животного в виде декоративной пластины. Учить обводить шаблон стекой, удалять с ее помощью лишнюю глину. Продолжать учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа при помощи различных инструментов. Развивать образное мышление.

Материал. Предметная картинка с овечкой. Глина, шаблоны силуэта овечки, скалки, чесночница, стеки, колпачки от фломастера, миски с водой, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Загадайте детям загадку:

 
Кто ни в жару,
Ни в стужу не снимает шубу?
(Овечка)
 

Рассмотрите с ребятами картинку с изображением овечки. Опишите ее внешний вид. Обратите внимание детей на кучерявую шерсть овцы. Предложите вылепить такую овечку из глины.

Объясните последовательность работы: на дощечку положить хорошо размятый однородный кусок глины, расплющить его руками и раскатать скалкой до толщины примерно 1 см. На полученную лепешку положить шаблон овечки и обвести его стекой. Дальше стекой убрать лишнюю глину – весь фон, чтобы остался только силуэт овечки. Овечка получается плоской.

Далее нужно нарисовать глаза и рот овечки. Шерсть сделать сначала из приплюснутых шариков, а затем колпачком от фломастера сделать оттиски в виде маленьких кругов. Овечку можно закрепить на раскатанной глиняной пластинке.

Готовые глиняные овечки просушиваются и раскрашиваются.

«Гроздь винограда»


«Разноцветная елка»


«Фрукты в вазе»


«Цветок в горшке»


«Жирафы»


«Забавные животные»


«Овечка»


«Кошкин дом»


«Танк»


«Робот»


«Украшенное яйцо»


«Филин»


«Еж»


«Веселый гном»


«Божья коровка»


«Рыбка»


Тема недели «Живой уголок»
Занятие 20. Черепашка (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал (каштан, скорлупу от фисташек) с пластилином. Учить наносить пластилин на округлый предмет. Учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа; придавать образу выразительность (черепаха ползет, ест, смотрит и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Плоды каштана, скорлупа от фисташек, пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Р. Десноса «Черепаха»:

 
Я – черепаха,
Поэтому ясно,
Что я и умна
И собою прекрасна.
 
 
А то, что как ласточка,
Я не крылата,
Так в этом не я,
А судьба виновата.
 
 
Но быть недовольной
Своею судьбою
Не значит ведь быть
Недовольной собою.
 

Спросите у ребят: «О ком это стихотворение? (О черепахе.) Что думает о себе черепаха?» (Что она умна и прекрасна.)

Предложите детям сделать черепаху из каштана. Объясните последовательность работы: орех обмазывается пластилином со всех сторон. Затем на нем сверху закрепляется фисташковая скорлупа, образуя панцирь черепахи. Голова с шеей, ноги и хвост создаются из отдельных частей пластилина и прикрепляются к нижней части туловища черепахи. Остается оформить мордочку.

Тема недели «Мой дом»
Занятие 21. Кошкин дом (Лепка из глины)

Программное содержание. Закреплять умение лепить из глины плоские изделия методом барельефа. Учить самостоятельно оформлять поделку и доводить задуманное до конца. Закреплять умение лепить мелкие детали. Продолжать учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Материал. Глина, шаблоны домов, мисочки с водой, скалки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям потешку:

 
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила!
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!
 

Спросите у детей: «Что случилось у кошки? (У кошки загорелся дом.) Кто помогал кошке тушить огонь?» (Курочка, лошадка, собачка, заюшка.)

Предложите ребятам помочь кошке – выстроить для нее новый крепкий домик, да такой, который не сгорит – глиняный.

Дети берут кусок глины и раскатывают его скалкой. Затем накладывают бумажный шаблон домика, вырезают и убирают лишнюю глину. Из тонких колбасок выкладывают окна, двери, оформляют контуры крыши.

Домик для кошки готов!

Тема недели «Мой город»
Занятие 22. Деревянная Москва (Коллективная работа. Лепка из пластилина в сочетании с дополнительным материалом)

Программное содержание. Познакомить детей с историей их родного города. Учить конструировать дом из спичек и пластилина. Продолжать учить плотно соединять детали. Развивать глазомер. Учить самостоятельно оформлять поделку. Закреплять умение пользоваться стекой.

Материал. Большой лист картона, спички, пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Расскажите детям о строительстве древней деревянной Москвы: «Очень давно на месте нашего города текла чистая светлая река, виднелись заливные луга, росли непроходимые дремучие леса. Это место понравилось князю Юрию Долгорукому, проезжавшему здесь со своею дружиной. По его приказу возникло на Боровицком холме поселение. Невысокие дома делали из деревянных бревен, а вокруг холма был построен высокий забор. Крепость имела треугольную форму. Назвали выстроенный из дерева город Москва».

Можно прочитать детям отрывки из стихотворений Н. Кончаловской:

 
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь…
 
 
Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной.
Посидели, обсудили,
Осмотрели все кругом
И решили: «Места много,
Есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу
Стали строиться и жить.
 

Предложите детям сделать деревянную Москву, которую построили наши предки.

Объясните последовательность работы: на маленькую картонку-подставку нанести зеленый пластилин (трава), затем скатать четыре столбика и закрепить перпендикулярно к картону в четырех углах на расстоянии спички. Затем спички прикрепляются с четырех сторон, образуя стены дома. Один конец спички должен располагаться на одном столбике, а второй конец – на другом. Крышу можно сделать плоскую – из сплющенного в диск шарика, обрезанного по краям. Окна и дверь вылепить из пластилина и прикрепить на стены дома.

В конце занятия объедините дома на картоне в общую композицию. Вокруг домов из спичек можно выстроить забор, имеющий форму треугольника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *