Действия которыми управляют большие полушария головного мозга 4 класс: Attention Required! | Cloudflare – Attention Required! | Cloudflare

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Почему наш организм работает слаженно

Слайд 1

Почему наш организм работает слаженно Урок по курсу «Окружающий мир. Человек и природа.» 4 класс

Слайд 2

План изучения урока Из каких частей состоит нервная система Какие отделы мозга можно выделить Как нервная система узнает, что происходит в организме и в окружающей среде вокруг организма. Какова роль мозга Какую роль выполняют нервы

Слайд 3

Из каких частей состоит нервная система Нервная система состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга. Чувствительные клетки очень мелкие и во множестве разбросаны по всему организму. От чувствительных клеток отходят нервные волокна- нервы. Нервы ведут в мозг-центр управления организмом.

Слайд 4

Какие отделы мозга можно выделить В черепе находится головной мозг. У человека особенно развиты большие полушария головного мозга: они управляют самыми сложными формами поведения. С головным мозгом связан спинной мозг. Он расположен внутри позвоночника. От спинного мозга отходят нервы, которые пронизывают все тело. Нервные окончания связаны с мышечными волокнами, которые готовы сократиться по сигналу из мозга.

Слайд 5

Работа нервной системы Нервная система управляет всеми действиями человека. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию о том, что происходит внутри тела и снаружи, и принимает решение. Если нужно действовать, мозг направляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.

Слайд 6

Какова роль мозга Простые и срочные решения, которые предохраняют организм от повреждений, принимает спинной мозг Спинной мозг руководит работой внутренних органов Для совместной работы нескольких органов к «руководству» присоединяются нижние отделы головного мозга. Если для принятия решения нужно использовать наш опыт и память, то в работу включаются большие полушария головного мозга.

Слайд 7

Какую роль выполняют нервы С помощью нервов нервная система осуществляет точное и четкое руководство работой всех органов. Сигналы по нервам идут быстро и по четкому адресу.

Слайд 8

Для любознательных. Что такое гормоны. Существуют ситуации, в которых весь организм должен перестроить свою работу. В этом случае на помощь нервной системе приходит эндокринная система. Специальные железы этой системы выделяют в кровь сильно действующие вещества-регуляторы-гормоны. Например, гормон-адреналин готовит организм к встрече с опасностью: учащает частоту сердцебиения, сужает сосуды, повышает артериальное давление и др.

Слайд 9

Практическое задание Чувствительные клетки Нервы Мозг Гормоны Управляемые органы Датчики, пленка фотоаппарата, термометр. Электрические, телефонные провода Компьютер Духи, валерьянка для кошки, сыр в мышеловке. Монитор компьютера.

Слайд 10

Итог урока Нервная система управляет работой каждого органа и их слаженными действиями. Гормоны влияют на общее состояние организма. Большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта.

Слайд 11

спасибо за внимание!

Строение и функции головного мозга. Кора больших полушарий

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание
  • 11 Класс
    • Английский язык
    • Неме

Урок ««Тайны больших полушарий головного мозга»

Биология

8 класс

Учитель Чукарина Н.Н.

Тема «Тайны больших полушарий головного мозга»

Цель урока: создать условия для осознания обучающимися ценности и уникальности строения собственного организма.

Задачи:

  1. Конкретизировать знания о строение головного мозга и нервной системы в целом.

  2. изучить особенности функций переднего мозга и его гигиены; 

  3. сформировать знания о функциональной асимметрии полушарий и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха; 

  4. показать связь функциональной асимметрии полушарий с целостным восприятием мира; 

  5. продолжить развитие умений сравнивать, устанавливать причинно-следственной связи, обобщать и делать выводы;

  6. продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом.  

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения и функций коры полушарий головного мозга

Метапредметные: учащиеся учатся работать с различными источниками информации, находить информацию об особенностях строения коры полушарий, их функциях в научно-популярной литературе, справочниках, словарях, Интернете, интерпретировать ее.

Личностные: учащиеся осознают уникальность и ценность собственного организма, важность соблюдения гигиенических правил для сохранения активности и здоровья мозга.

Деятельность учащихся:

«Мозговой штурм», беседа, тестирование в интерактивном режиме, анализ текстов дополнительных источников, сотрудничество при обсуждении в группах, дискуссия, проектная деятельность.

Оборудование:

медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, ПАК AFS, «Мобильный класс», медиапрезентация, магнитная доска, маркеры, грецкие орехи, раздаточный материал, запись музыкального отрывка «Болеро» Равеля.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Вид урока: комбинированный

Форма проведения: классно-урочная.

Литература:

  1. Пепеляева О.А.. Сунцов И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии, М,: Вако,2007

  2. Смелова Г.Н. Этот правый ,левый мозг ,+Первое сентября/,2009

  3. hppt\\Яндекс.Директ Повреждения спинного мозга.

  4. http://kinder-online.ru/ _v_detskoi.html

5.http://nv.zdorovy-business.ru/pravyjj-levyjj-mozg/

6. www.dumblittleman.com

Структура урока

I. Оргмомент и целеполагание («мозговой штурм», определение цели урока в ходе обсуждения).

II. Актуализация знаний о строение головного мозга человека

Определение цели данного этапа урока и критериев результативности деятельности учащихся

  1. Работа с терминами (дифференцированное задание)

-составление схемы « Головной мозг»»,

-тестирование «мобильный класс»

Анализ работ.

III. Изучение нового материала о функциях коры больших полушарий

Определение цели данного этапа урока и критериев результативности деятельности учащихся.

    1. Работа в малых группах по заданиям (технология сотрудничества)

Определение цели данного этапа урока и критериев результативности деятельности учащихся.

    1. Обсуждение результатов работы в группах.

  1. Рефлексия

Что я делаю лично для здоровья своего мозга?

5. Домашнее задание: изучить п.50, выполнить творческий проект: подготовить упражнения для проведения гимнастики ума.

6.Итоги урока

Конспект урока

  1. Оргмомент и целеполагание. ( время работы-5 минут)

Здравствуйте, друзья!

Любите ли вы разгадывать тайны и получать подарки?

Тогда для вас два в одном: мой маленький подарок-загадка. Это не только аванс вам за успешную работу на уроке, но и природное наглядное пособие к сегодняшнему уроку.

Что это?

Грецкий орех, какие характеристики ему вы бы дали? (плод, сухой, односеменной).

Слайд 1 А что он вам напоминает? (головной мозг).

Чем ( кора полушарий, борозды, извилины,2 полушария)

Стоит удивиться причудам природы, скопировавшим столь далекие друг от друга биологические объекты.

А благодаря каким психическим процессам вам удалось охарактеризовать плод, сравнить эти два объекта ? ( мышлении, речь, зрение). А что обеспечивает возможность протекания этих процессов? ( мозг)?

Так к какой тайне подвел нас простой грецкий орех?

Как работает мозг?

Слайд 2. Человек рождается, растет, учится, взрослеет; смеется и плачет, любит и ненавидит, решает сложные математические задачи, сочиняет музыку, пишет стихи, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И все это настолько естественно, что мы не задумываемся, где начало всех этих процессов. В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование  (Человек разумный). Говоря словами У. Шекспира: «Если бы не было разума, нас бы заездила  чувственность. На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости». Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга.

Слайд 3.

Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего собственного «Я» — функциям одного из важнейших отделов нашего мозга. Итак, тема сегодняшнего завершающего урока в разделе «Нервная система» -«Тайны больших полушарий мозга». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (…)

ВОПРОС. С какой целью мы будем изучать эту тему?

(возможные ответы): узнать особенности функционирования мозга,

его уникальности строения, его гигиены.

СЛАД 4 Итак, цель нашего занятия ( для учащихся): осознать уникальность и ценность строения и функционирования коры больших полушарий головного мозга и собственного организма в целом.

А какая цель вытекает из слов великого нейрофизиолога В.М. Бехтерова :

« Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем, как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нём»? ( гигиена работы головного мозга).

  1. Актуализация знаний о строении головного мозга.

Время работы- 5 минут.

Цель для учащихся : актуализировать имеющиеся знания по строению нерной системы.

Прежде чем, мы перейдем к изучению уникальности функционирования мозга проверим владение вами информацией об особенностях строения головного мозга. Для этого одна группа учащихся осуществит контроль усвоения тестировании по тесту № 9 из папки « 8класс» инфоурока «Строение головного мозга». Другая группа учащихся составит из указанных понятий кластер- схему «Строение головного мозга».

(тест из 10 заданий с использованием в качестве ответов предложенных понятий). Критерии оценивания на доске.

20 баллов –«5»,

17-19 баллов- «4»,

11-16 баллов- «3»,

0-10 баллов –«2» .

Критерии оценки составления кластера-схемы: иерархичность, логичность и правильность.

Слова для кластера

Нейрон— мозжечок- рефлекс- промежуточный мозг- ствол- аксон- средний мозг- передний мозг задний мозг- гипоталамус-

Симпатический отдел- передний мозг — Нейроглия- головной мозг-

Центральная нервная система- парасимпатический отдел- вегетативный отдел- дендрит- нерв- спинной мозг- нервные узлы- рецептор- варолиев мост-

Белое вещество- периферическая нервная система-

продолговатый мозг- вегетативный отдел- таламус —

Анализ выполнения тестирования и схем.

III. Изучение нового материала об уникальности функционирования полушарий головного мозга

Цель этапа для учащихся: доказать, уникальность функционирования головного мозга

Беседа: ( 7 минут)

Слайд 5. Каковы особенности головного мозга человека? Возможный ответ: — Мозг человека имеет большие размеры и большой вес.- У человека велик

относительный вес мозга, то есть доля веса мозга на 1 кг общего веса тела.

Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее? (…)

Но в этом отношении мы уступаем некоторым животным, по относительному весу мозга лидируют китообразные. Очень долго ученные полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям.

Но если не размеры и вес, то что же является отличительной особенностью мозга «Человека разумного»?

Сегодня можно указать на одну уникальную особенность ГМ животных и человека. Он симметричен. Его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству нейронов, гак и по общей структуре. У животных правая и левая половина мозга выполняют одинаковую работу. А у человека же правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, они управляют разными процессами,т.е. он –ассимитричен!

ОПЫТ 1: Выполнение     4-х     заданий     теста     «Ведущее полушарие»

.   Рефлексия.    Подведение    итогов    эксперимента    по анализу теста «Ведущее полушарие» . Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Опыт 2.: Просмотр 3Д- фигуры ( анализ восприятия вращения фигуры, почему?) Согласно тому, как работает Ваш мозг, танцовщица будет вращаться по часовой стрелке или против часовой стрелки. Если она вращается по часовой стрелке, то это значит, что у Вас доминирует правое полушарие Вашего мозга и Вы, скорее всего, правша.

ОПЫТ3: Убедимся в ассиметрии мозга с помощью датчика ПАК «Жим руки»

( проявление ассиметрии и в физическом мышечном проявлении).

Почему так происходит? (…)

В 1918 году в Петербурге русским физиологом Владимиром Михайловичем Бехтеревым был основан Научно-исследовательский институт изучения мозга. 8 лабораторий института изучают тайны мозга и в наши дни. Приглашаю вас открыть наш собственный НИИ мозга и попытаться ответить на этот вопрос.

Работа в малых группах по заданиям

Время работы в группе — 8 минут.

Используя раздаточный материал ( схемы и тексты из научно-популярной литературы, свои знания, полученные в результате выполнения опережающего задания, в группе проработать следующие вопросы и презентовать ответ).

Критериями эффективности вашей работы в группе будут аргументированность ваших ответов, включенность в деятельность каждого члена группы.

Класс разбит на 5 групп, деятельность с использованием элементов технологии сотрудничества и критического мышления.

Группы:

( Оглашаются правила работы в группе и с предложенным раздаточным материалом.

  1. Лаборатория « Анатомия коры полушарий»

Прочитайте и проанализируйте тексты и ответьте на вопросы:

  1. Каково строение коры больших полушарий?

  2. Чем образована кора больших полушарий?

  3. Каково значение борозд и извилин в коре полушарий?

  4. У кошки площадь коры составляет 100 кв.см., а у человека -2400 кв.см. Эти животные относятся к одному классу млекопитающих, но какие преимущества человеку дает большая площадь коры?

  5. Какие зоны выделяют в коре мозга и за что они ответственны.

  6. Определите их на рисунке.

  1. Лаборатория «Ассиметрия мозга»

Проанализируйте тексты , таблицы, рассмотрите локализации представительств органов в коре на рисунке, слайде и ответьте на вопросы:

1. Выяснить особенности левополушарного мышления

2. Выяснить особенности правополушарного мышления

3.Объясните, каким образом идет формирование ассиметрии мозга на примере речи?

4.Задание.

1) Определите, какие зоны коры будут воспринимать слово «ключ», написанное на классной доске. Установите, в каком полушарии эта надпись будет опознана.

2) Определите, какие зоны коры будут воспринимать реальный ключ. Установите, в каком полушарии этот предмет будет опознан.

3) Решите, чей мозг — правши или левши — дан на рисунке. (На рисунке)

hello_html_222ef2c9.jpg

3.Лаборатория «Физиологии мозга»

Проанализируйте тексты и ответьте на вопросы:

  1. Какие отношения складываются между двумя полушариями

  2. Докажите, что полушария выполняют функции сотрудничества, проведя эксперимент:

Рассмотрите слайд: hello_html_m2b6d93c0.gif

  — Каким цветом написаны слова — красный, синий, желтый ?

— Кто увидел цвета — синий , красный, зеленый?

— Как ведут себя левое и правое полушария?

— Работа согласованная?

  1. Какова связь правого и левого полушарий у поэтов?

  2. Как происходит зрительное и слуховое восприятие?.

4.Лаборатория «Особенности развития полушарий у девочек и мальчиков»

Прочитайте и проанализируйте тексты и ответьте на вопросы:

1.. Какое полушарие наиболее развито у младенцев? Что становится причиной подключения левого полушария.

2. Выявите различия в развитии полушарий мозга у девочек и у мальчиков

3. Чем объяснить проблемы изучения математики у мальчиков в нвчальной школе?

4. У четырехлетней девочки с тяжелой болезнью мозга удаляют левое полушарие целиком, при этом она продолжает нормально жить, развиваться, ходит в школу и ни чем не отличается от своих сверстников. Почему?

  1. Лаборатория «Гигиена мозга»

Прочитайте и проанализируйте тексты и ответьте на вопросы:

  1. Как вы понимаете изречение Амброза Бирса : « Мозг гораздо чаще ржавеет, чем изнашивается».

  2. Мозг потребляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организм, 18% всей энергии в организме, как вы можете пояснить эти цифры?.

  3. Что может стать причиной деградации мозга?

  4. Какие способы поддержания продуктивной активности мозга вы предлагаете?

  5. . Как по-вашему мнению можно объяснить низкую мощность мозга –всего 3%?

3.4.Обсуждение ( время обсуждения – 15 минут)

Какова же была цель изучения нового материала»….., сделаем выводы .

  1. Рефлексия

Время работы-3минуты

Цель этапа урока для учащихся: проанализировать, в чем же тайны полушарий, что я делаю лично для здоровья своего мозга?

В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную возможность Вашего мозга — прочтите текст с картинки:

hello_html_m5594dd3.gif

  1. Итоги урока: (1 минута)

Т.о. Оценки вам выставлены автоматически во время тестирования, работа в группах оценивается также.

Слайд 34 .Домашнее задание:

Приложение

Текст к опыту 1

Приготовьте лист бумаги и карандаш. Вы проделаете несколько упражнений, в каждом из них вы будете отмечать на листке, какой тип реакции – правый или левый – проявился у вас. Их можно отмечать, например, буквами «П» и «л».

Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или левый тип реакции.

Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали… А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится.

Сейчас мы приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху. Наконец, четвертое задание. Сначала мы попросим вас немного поапплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. А теперь обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху – правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху и фиксируем этот результат на своем листке.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии. Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным. Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность. Третье – указывать на склонность к простодушию или кокетству. Четвертое – на решительность или нерешительность характера.

Таблица 1. Виды левополушарного и правополушарного мышления.

Таблица 2. Различия между полушариями мозга, связанные с полом.

Таблица 3

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот чело

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Текст для анализа 1 группе

Полушария большого мозга – самый крупный молодой в эволюционном отношении отдел г.м., у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных.

Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из белого и серого вещества. Серое вещество образует кору полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.(

Кора г.м. имеет толщину 3-4 мм, площадь – 240000 мм2 , состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, вес -600г. У взрослого человека масса больших полушарий составляет 80 % головного мозга .

. Правое и левое полушария разделены глубокой продольной бороздой.

На поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).

Крупные борозды делят полушария на доли — их 4 : лобная, височная, теменная, затылочная.

Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны. В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны.

Установлено, что в различные отделы коры больших полушарий проецируются все рецепторные поля организма человека. Э| и области коры были названы И.П. Павловым корковыми, или центральными концами анализаторов.

Специализация зон коры мозга выражается в том, что каждый участок этих зон можно связать с определенной частью тела. Другими словами, большая часть тела может быть представлена на коре в виде схемы; результатом этого будут два искаженных гомункулуса. Искажения связаны с тем, что отведенная под данную часть тела площадь коры пропорциональна не величине этой части, а необходимой точности управления. У человека очень велики площади моторной и соматосенсорной зон, соответствующие лицу и рукам. Здесь показаны только половины каждой из таких корковых зон: левая соматосенсорная зона (которая получает сигналы преимущественно от правой половины тела) и правая моторная зона (которая осуществляет управление движениями левой половины тела).

* Сенсорные (чувствительные) зоны:

а) зрительная — затылочная доля; г) обонятельная — височная доля;

б)слуховая — височная доля; лобная доля- мышечные движения.

д) кожно-мышечная чувствительность— теменная доля.

в)вкусовая — височная доля;

Двигательные (моторные) зоны коры — зоны, при раздражении которых возникает движение.

С регуляцией двигательной функции связаны отделы коры больших полушарий, расположенные в передней центральной извилине. При раздражении различных участков этой области возникает сокращение отдельных мышц. При ее поражении наблюдаются серьезные нарушения движения. С верхней частью полушарий связана регуляция движений нижних конечностей, затем туловища, еще ниже руки, а затем мышц лица и головы. Наибольшее пространство занимает двигательная зона кисти и пальцев руки и мышц лица, наименьшее — туловища. Пути, по которым импульсы идут от больших полушарий к мышцам, образуют перекрест, поэтому при раздражении моторной зоны правой стороны коры возникает сокращение мышц левой стороны тела.

А Моторная и сенсорная зоны коры, расположенные с обеих сторон от борозды, представляют собой единое функциональное образование

Ассоциативные зоны – отделы коры, расположенные с сенсорными чувствительными зонами. возбуждение при поступлении импульсов в сенсорные зоны.()ни очень хорошо развиты у человека.

Лобные доли мозга ответственны за составление программ поведения и управление трудовой деятельностью. Этими долями прогнозируются будущие действия.

Возбуждение, приходящее от органов речи, направляется в нижнюю лобную извилину. Этот центр связан с переднецентральной извилиной, куда приходят импульсы от мышц языка, губ, щек и гортани.

Расположенные в заднем отделе средней лобной извилины участки коры связаны с письменной речь.

Текст для анализа 2 группе

Еще во второй половине XIX в. возникло   представление о том, что две половины головного человека различным образом получают.       хранят       и        перерабатывают       информацию, поступающую от органов чувств.

Участки коры, особенно тесно связанные с речью, у правшей представлены в левом, а у левшей в правом полушарии. Функция речи не ограничивается только определенными участками коры. Речь наиболее сложно локализована и осуществляется при участии всей коры больших полушарий. В речевой коммуникации на равных началах участвуют оба мозговых полушария.

Анализ речевых звуков, а также их синтез, формирование из них отдельных слов и целых предложений контролируется левым полушарием.

Основной отличительной особенностью «правополушарного» — образного — мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и даже мгновенной, обработкой многих, если не всех их параметров.

Левое полушарие отвечает за способность говорить и понимать речь; писать и понимать написанное, совершать в уме математические операции.

Такая функциональная асимметрия полушарий имеется только у человека. Она существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии

Текст для анализа 3 группе

Оба полушария не зависимы друг от друга. . До сих пор мы рассматривали деятельность каждого полушария изолированно, так, будто у человека есть два разных, ничем не связанных мозга. На самом же деле нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий. Но что значит совместная работа? В нейрофизиологии эта проблема формируется как проблема взаимодействия полушарий.

Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружески участвуют в работе головного мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.

Полушария выполняют функцию сотрудничества. Поэт, используя глубокие чувства, образы и метафору, полагается на правое полушарие, а на левое – в поисках слов, чтобы выразить то, что создает правое полушарие. Ключ к истинному творчеству лежит в равновесии между двумя полушариями, а не в доминировании одного над другим

человек всю жизнь стремится к «равнополушарности».  Два полушария — это восьмёрка, знак бесконечности, и гармония в том, чтобы они функционировали равномерно. Жизнь сама ставит перед человеком соответствующие задачи.

Эксперимент

4.3. Зрение и асимметрия. Опыт с яблоком. Учитель демонстрирует яблоко и предлагает детям описать его различными прилагательными. Один из учащихся у доски фиксирует в две колонки предлагаемые определения, например:
Л
Круглое
Объёмное
Красное
П
Яркое
Аппетитное
Вкусное и т.д. (см.

Слух и ассиметрия

Вопрос: За что ответственна правая и левая половина мозга? Что происходит при нарушениях работы правого или левого полушария?

( правая половина мозга ответственна за понимание предметных шумов — звон битого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д. При неработающем полушарии эти звуки не вызовут ни каких картин, не обозначат ровным счетом ничего, нет возможности назвать песню и вспомнить слова).

(левая половина мозга ответственна за узнавание музыки. С заблокированным правым полушарием нет возможности узнать даже очень знакомую мелодию.

Текст для анализа 4 группе:

Развитие полушарий головного мозга у школьников

В эволюции человека речь первоначально лишь использовала, а затем развила и качественно преобразовала уже имеющуюся у животных межполушарную ассиметрию. Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь)

Ассиметрия мозга ярко проявляется к 4-5 годам. В 12-14 лет властно о себе заявляет и окончательно формируется к 17 годам. До 7 лет оба полушария хорошо понимают речь и управляют ею. Если до этого возраста произошла травма левого полушария, то выполнение речевой функции на себя берет правое полушарие. После семи лет это становится невозможным.

Разница в развитии мозга у мальчиков и девочек

У девочек приблизительно в 6-7 лет в активную фазу вступает левое полушарие, и они готовы к планомерной, усидчивой работе..

У мальчиков это происходит позднее. До 8-9, а иногда и до 10 лет у них правое полушарие остаётся ведущим., поэтому девочки обычно успешнее в начальных классах традиционной школы.

Особенности развития мозга у мальчиков и девочек проявляются к 6-7 годам

математика в начальной школе всегда лучше даётся девочкам. А на математическом факультете в институте всегда успешнее мальчики. Математика легче идет, если ты в объёме видишь, чем если решать уравнения по алгоритмам. То есть эта разница начинает проявляться в 21, когда требуется мышление в объёме.

С шести лет до полового созревания (до 12 приблизительно) идёт период активного двуполушарного развития и познания. И здесь очень важно то, что они в разных категориях находятся, но девочкам полезно усиливать правое полушарие, которое у них слабее, а мальчикам — левое, усидчивость развивать, логику.

 В период полового созревания всё опять меняется?

Наступает этап «тотального поглупения», энергетика с коры головного мозга уходит в эндокринную систему. Этот период продолжается несколько лет. У детей происходят колебания в сфере здоровья и самочувствия, спад познавательного интереса..

Подростки успешны, если их знания начинают обретать практический смысл. В этом возрасте надо решать общественно полезные задачи, Ведущее полушарие сохраняет своё положение «главного» приблизительно до 20 лет, а после этого человек всю жизнь стремится к «равнополушарности». . Когда у женщины с ведущим левым полушарием рождается ребенок, ей просто необходимо пробуждать в себе чувственную сферу — научиться проявлять мягкость, пластичность, налаживать отношения.

В женском мозгу нервные клетки располагаются более компактно, чем у мужчин. В участках мозга, ответственных за рассудительность, индивидуальность и планирование, плотность клеток у женщин на 15 % выше. Однако это различие сохраняется недолго. С возрастом количество нервных клеток у женщин сокращается быстрее, чем у мужчин, и к старости их количество становится одинаковым.

Текст для анализа 5 группе:

Гигиена мозга

Наш мозг слабеет и стареет от рутины. Именно это ведет к ослаблению памяти, замедлению реакции, невозможности сконцентрировать внимание.

 Тренировать мозг – это значит удивлять, поражать, изумлять его, и предлагает среди прочего несколько простых упражнений.

Измените привычный порядок. Для повышения мозговой активности очень полезно время от времени менять привычный маршрут на работу, держать столовый прибор нерабочей рукой, покупать продукты не там, где обычно, послушать музыку, понюхать цветы, подставить ладони дождевым каплям, понаблюдать за облаками или вылепить что-нибудь из глины.

Путешествовать также полезно для стимуляции работы мозга. Именно кочевой образ жизни позволил древним людям совершить огромный скачок в развитии орудий труда и навыков.

Решайте головоломки, логические задачки, выполняйте упражнения для памяти. Это кроссворды, шахматы, пасьянсы. Это улучшает работу не только клеток мозга, но и повышает настроение, создает позитивный настрой. Все эти упражнения вызывают в нашем мозгу новые ассоциации, позволяют по-другому посмотреть на окружающий мир.

Тренировка полушарий

2. «Ухо-нос».

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.

3. «Колечко».

Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. «Зеркальное рисование».

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Мозг.

Слайд 1

Презентация по внеурочной деятельности по теме: «Мозг» Составила учитель начальных классов: Давыдова Елена Трофимовна.

Слайд 2

Расположение мозга.

Слайд 3

Самый большой головной мозг у финвала (сельдяного кита), его масса составляет 6–7 килограммов.

Слайд 4

М асса головного мозга индийского слона 4–5 килограммов.

Слайд 5

У человека – 1,4 килограмма.

Слайд 6

У лошади – 500 граммов.

Слайд 7

У гориллы – 430 граммов.

Слайд 8

У коровы – 350 граммов.

Слайд 9

У собаки – 100 граммов.

Слайд 10

У мартышки – 40 граммов.

Слайд 11

У домашней кошки – 30 граммов.

Слайд 12

У ежа – 3,5 грамма.

Слайд 13

Самый большой мозг у рыбы — Мормирус (рыба-слон). Масса мозга к массе тела достигает от 1:38 до 1:50, то есть такое же как и у человека.

Слайд 14

Животное с самым большим мозгом по отношению к телy — мyравей .

Слайд 15

Как же работает мозг ?

Слайд 16

Тренировка мозга.

Слайд 17

Мозг – суперкомпьютер. Как же его загружать ? Мозг — это суперкомпьютер. Это центр команд и контроля, управляющий жизнью. Он связан абсолютно со всеми вашими действиями. Мозг определяет мысли, чувства, отношения с другими людьми, даже устанавливает характер вашей личности. Мозг в центре всего, что вы делаете, чувствуете и думаете. Он как суперкомпьютер, который управляет вашей сложной жизнью. Независимо от возраста, умственная тренировка очень важна. Вот 22 способа, которые помогут вам повысить умственные способности. 1. Развивайте серые клетки! Это означает, что, занимаясь спортом с удовольствием, вы становитесь более остроумными и счастливыми. 2 .Тренируйте своё мышление! Пробуйте новые вкусы и запахи. Пробуйте делать что-нибудь левой рукой (если вы правша, и наоборот) Путешествуйте по новым местам. Занимайтесь искусством. Прочитайте новую книгу. 3. Спросите «Почему?» Наш мозг предрасположен к любопытству. Позвольте и себе быть любопытным! Лучший способ развивать наше любопытство — все время задавать вопрос “Почему?” Пусть это будет новой привычкой (по крайней мере, 10 раз в день). Вы будете поражены тем, сколько возможностей откроется перед вами в жизни и работе. 4 . Больше смеха! Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья Таким образом, смех может заряжать наш мозг.

Слайд 18

5. Развивайте память Мозг — это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять 6. Разгадайте загадку! 7 .Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто-то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг. 8. Играйте Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в видеоигры. Играйте в настольные игры. Да поиграйте в перетягивание каната, в конце концов! Не имеет значение, во что вы играете. Просто играйте! Это научит ваш мозг думать стратегически. Играйте! 9. Отдыхайте . Во время работы всегда делайте перерывы. Это поможет снять напряжение, которое появляется из-за того, что вы слишком долго сидите на одном месте. Отдыхая всего лишь 10-15 минут каждый час, вы сможете повысить трудоспособность. Короткий отдых поможет вашему мозгу расслабиться. 10. Развивайте зрительную память Каждый день составляйте список необходимых дел. Попробуйте мысленно нарисовать фигуру, в каждом углу которой будет находиться по одному делу. Например, треугольник или квадрат. Такой способ помогает более ясно усваивать нужную информацию.

Слайд 21

Зрительные иллюзии.

Слайд 26

Использованные материалы: Иллюстрации из ресурсов интернета на тему «Мозг» ru.wikipedia.org/wiki/ Головной_мозг .. coolreferat.com/ Головной_мозг_челов . medical.odaily.info/articles/ Mozg -r . bolshoyvopros.ru/questions/86692-u-… uniport.pro/30508/blogs/22119 nauka-prosto.ru/page/u- kogo — samyj -b … samogo.net/ articles.php?id =1227 brainden.com/ golovolomki /eye- illusi .. scorcher.ru / neuro / neuro_sys / illusio … illuzi.ru / node /633

Головной мозг: строение и функции

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание
  • 11 Класс
    • Английский язык
    • Немецкий язык
    • Б

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *