Карточки цвета для детей по методике Домана
Глен Доман – известная фигура не только в физиологии, но и в педагогике. Карточки Домана для детей широко используются сегодня в дошкольной педагогике для быстрого и всестороннего развития детского интеллекта, а также для лечения детей с поврежденным мозгом. Использовать карточки Домана можно и для изучения цветов и их оттенков.
В чем суть методики?
Как применить методику Домана, чтобы изучить цвета с ребенком?
Методика основана на том, что карточки представляют собой картинки каких-либо предметов или явлений с яркими красными надписями. Изображения с подписями показывают ребенку в течение 1-2 секунд для каждой картинки. Таких уроков за день должно быть около десяти. В результате малыш запоминает звучание слова, его название и его запись, быстро учится читать, приобретает энциклопедические знания. На карточках вместо изображений могут быть представлены цвета. Если нет возможности купить карточки Домана, их можно скачать на нашем сайте и распечатать.
Зачем мы учим с детьми цвета?
Для детей мир полон разнообразия, у них еще нет закоренелых представлений, как у взрослых. Если попросить профессионального художника сказать, какого цвета небо, он назовет вам сотни оттенков, так как привык замечать их каждый день. Обычный человек вряд ли назовет хотя бы 5-6 оттенков, поскольку не привык их различать. Дети – маленькие художники, и мы учим их оставаться такими подольше. Для этого мы не просто изучаем с ними цвета, но и акцентируем внимание на оттенках каждого из них. В результате малыш начинает воспринимать богатую цветовую гамму мира, активизируется зрительная память, а значит, стимулируется развитие интеллекта в целом. Для изучения цветов достаточно скачать карточки Домана для детей на тему «Цвета» на нашем сайте и применять их дома или на занятиях. При этом скачать их можно совершенно бесплатно.
Однако следует учесть следующий момент. Мало скачать карточки – их нужно потом распечатать. Краски принтера могут иметь множество оттенков и не всегда правильно передавать цвет. Так что если мы изучаем чистые цвета, без примесей (например, красный, синий, желтый), то распечатанные на принтере пособия вполне подойдут. С оттенками цветов лучше быть осторожнее. В этом случае лучше скачать карточки и показывать их на компьютере или другом электронном устройстве, хотя и оно может вносить искажения, но в меньшей степени.
Теория Домана в свое время имела большой успех, и сегодня остается популярной в дошкольной педагогике. Но, как и любая педагогическая система, она имеет и свои недостатки. Ребенок, зрительно воспринимая изображения и надписи на карточках, не умеет применять эти знания на практике. Поэтому когда мы учим с детьми цвета, необходимо показать, для чего это нужно. Для детей лучше, если они попробуют смешать краски и получить похожий оттенок, либо, выйдя на улицу, попытаться найти такой цвет в природе.
Таким образом, когда мы учим дошкольников по карточкам Домана, всегда необходимо проводить связь между теорией и практикой, изображением и действительностью, насколько это возможно. Тогда знания перестают быть мертвым грузом, каким они часто бывают в школьный период. Пусть ребенок почувствует, что этот мир – живой, а изображения и цвета – только способ глубже его познать.
Материалы для скачивания
Игры
Игра-домино на запоминание цветов:
Видео
Цвета на английском языке
Форма | Обучалка
Игралочка — пособие для изучения математики с детьми 5 — 6 лет. Пособие разработано на основе Федерального стандарта образования
Учебная тетрадь «Игралочка» — учебно-методический комплект, ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
«Игралочка. Математика для детей 3-4 лет» — это развивающая книга, рекомендуемая для занятия-игры с малышами
Умение повторять, воспроизводить последовательности по образцу — важный навык, необходимый для обучения детей.
«Логические таблицы» — развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать карточки Домана «Фигуры» можно на этой странице, по ссылке ниже. В наборе есть как плоские, так и объемные фигуры.
Пособие Бурдиной «Папка дошкольника — цвет, форма, величина»
Играя в игру «повтори по образцу» ребенок должен повторить картинку образец
Цвет | Обучалка
Игралочка — пособие для изучения математики с детьми 5 — 6 лет. Пособие разработано на основе Федерального стандарта образования
Один из первых методов классификации, с которыми знакомятся дети — по цвету.
На нашем сайте накопилась большая подборка материалов для малышей в рубрике «Цвет». Сегодня мы подготовили новую сортировку «Мальчик» для тренировки … Далее →
Сортируем по цвету (7 цветов). Набор карточек «Паровозики». Далее →
«Шарики» — простая настольная игра для малышей, которую можно предлагать от 3-х лет.
Перед вами картинки заплатки для пластилина – простая игра для малышей
«Игралочка. Математика для детей 3-4 лет» — это развивающая книга, рекомендуемая для занятия-игры с малышами
Связь между мелкой моторикой рук и развитием речи безусловно велика. Чем лучше развиты мелкие и точные движения рук, тем активнее развиваются отделы мозга, отвечающие за речь.
Картотека по математике: Дидактические игры по формированию представлений о цвете, форме, размере
Дидактические игры по формированию представлений о цвете, форме, размере
(для детей 2-3 лет)
«Поможем медведям собрать грибы»
Цель: Учить группировать однородные предметы по величине
Материал: Плоскостные изображения двух медведей: большого и маленького; грибки большого размера и маленького.
Ход игры:
На столе два медведя: большой и маленький, и вперемешку большие и маленькие грибы. Обратить внимание, что один медведь большой, а другой маленький, попросить большого медведя и маленького. Затем выясняют, что грибы также разного размера, дети индивидуально показывают большой гриб и маленький. Далее детям дается задание — помочь большому мишке собрать большие грибы, а маленькому — маленькие. Дети по очереди выбирают грибки, называют размер и кладут в корзины медведей.
«Найти друзей для фигуры»
Цель: Учить группировать фигуры по форме
Материал: Плоскостные изображения квадрата и круга, логические блоки Дьенеша квадратной и круглой формы.
Ход игры:
Показать две геометрические фигуры: квадрат и круг. Обратить внимание, что они грустные (на фигурах изображено эмоциональное состояние — грусть), круг и квадрат потеряли своих друзей. Дать задание помочь найти фигурам своих друзей. Дети по очереди выбирают блок, называют форму и кладут к соответствующей фигуре. Когда все блоки розложены — грустные фигуры поменяют на веселые.
«Разложи грибы по местам»
Цель: Учить соотносить предметы по величине (размещать грибки разных размеров в соответствующих отверстиях).
Материал: Изображение корзинки с большими и маленькими отверстиями в форме грибков, большие и маленькие грибки — вкладыши.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Дет, сейчас мы пойдем в лес собирать грибы». Дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат грибы — вкладыши, отметить, что грибы разного размера, попросить показать большой грибок, маленький грибок, ответить на вопрос, какой гриб показывает воспитатель. Затем дети рассматривают изображение корзинки с отверстиями в форме грибков, также отмечают, где отверстия («окошечки») большие, где маленькие. Дать задание: «Дети, домой из леса нам далеко идти, чтоб грибки в корзинке не помялись, давайте маленькие грибки положим в маленькие отверстия, а большие грибки — в большие». Дети размещают грибы в соответствующие отверстия. Побуждать сопровождать выполнение проговариванием действий.
«Закрой все окошки»
Цель: Учить соотносить геометрические фигуры по форме (размещать круги и квадраты в соответствующих отверстиях).
Материал: Изображение домика с отверстиями квадратной и круглой форм, вкладыши — круги и квадраты, игровой персонаж.
Ход игры:
Дети рассматривают домики с отверстиями — «окошками» квадратной и круглой формы. Обводя пальцем окошки, показывают по просьбе воспитателя окно круглой формы, окно квадратной формы. Задать вопросы, используя игрушку: «В окошко какой формы заглядывает зайка? Маша, зайка хочет посмотреть в круглое окно, покажи зайке круглое окно» и т.д. Затем зайка раздает детям вкладыши, дети их рассматривают, показывают зайцу квадрат, круг. Зайчик предлагает правильно закрыть все окошки в домиках. Напоминать, чтобы дети внимательно рассматривали окошко, находили и брали вкладыш. В конце можно поставить все домики в ряд и посмотреть, какая красивая улица получилась.
«Разложи шарики по цвету»
Цель: Учить группировать предметы по цвету (раскладывать шарики красные и синие в коробки соответствующих цветов).
Материал: Деревянные шарики красного и синего цветов, коробки (ведерки) таких же цветов.
Ход игры:
Показать детям шарики красного и синего цветов. Предложить показать красный шарик и синий (индивидуальны ответы чередовать с групповыми), ведерки тех же цветов. Затем дать задание: «Посмотрите, какие красивые куклы к нам в гости пришли (куклы могут быть в платьях соответствующих цветов), давайте подарим кукле в синем платье шарики в синем ведерке, а кукле в красном платье — красные шарики в красном ведерке». Можно показать способ действия. Дети выполняют задание, отбирая нужные шарики, называя цвет разложенные по цвету шарики вручают куклам.
«Подбери одежду для кукол»
Цель: Учить группировать предметы по цвету (подбирать для кукол предметы одежды соответствующих цветов).
Материал: Куклы, наборы одежды 2-х цветов: желтого и зеленого.
Ход игры:
На столе три куклы. Обратить внимание детей на то, что одна кукла красиво одета (дети отмечают, что на ней платье, шапочка, передник одного цвета, называют предметы одежды, цвет). А две других куклы загорали на солнышке и сидят в одних трусиках (желтого и зеленого цветов), а вся другая одежда перепуталась (одежда лежит рядом). Предложить помочь найти куклам свою одежду. Дети берут предметы одежды, называют их, определяют цвет и одевают на соответствующую куклу.
«Помоги построить домик»
Цель: Учить соотносить предметы по цвету (размещать треугольники — крышу над квадратами — домики соответствующего цвета).
Материал: Карточки с квадратами красного и желтого цветов, треугольники таких же цветов.
Ход игры:
На карточках квадраты красного и желтого цветов, над ними треугольники белого цвета. Выяснив у детей, что это домики, определить их цвет. Обратить внимание, что крыша у домиков другого цвета. Предложить «покрасить» крышу в такой же цвет, как цвет домика. Дети подбирают треугольники соответствующих цветов, побуждать называть цвет квадрата, треугольника, сопровождать выполнение задания проговариванием действий. Детям, без труда выполнившим задание, можно предложить подобрать треугольники (крыши) по цвету и размеру.
«Найди окошко такого же цвета»
Цель: Учить соотносить предметы по цвету (размещать в отверстиях на домиках квадраты — вкладыши соответствующего цвета).
Материал: Карточки — домики четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Ход игры:
У детей карточки — домики четырех цветов с квадратными отверстиями (на карточки с обратной стороны наклеена белая бумага, чтобы вкладыши не сдвигались, а в отверстии («окошке») — любые персонажи, например: лиса, заяц и др.) Показывая домики, уточнить их цвет, назвать персонажи. «Саша, покажи, кто у тебя в синем домике живет? Рома, в домике какого цвета у тебя живет лисичка?»Затем дать задание: «Холодно стало на улице подул холодный ветер, давайте закроем окошки в домиках, чтобы звери не замерзли». Дети подбирают вкладыши — квадраты соответствующего цвета. Для усложнения к вкладышам можно добавить вкладыши другого размера, формы или цвета.
«Плывет, плывет кораблик»
Цель: Учить соотносить предметы по форме (размещать вкладыши — круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы в отверстиях соответствующей формы).
Материал: Карточки с изображением корабликов и отверстиями разных форм, вкладыши таких же форм.
Ход игры:
У детей карточки, на которых изображены кораблики с отверстиями разных форм: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, и вкладыши таких же геометрических форм. Дети рассматривают вкладыши, показывают воспитателю квадраты, круги (дети их уже знают и могут назвать). Попросить ответ на вопрос: «Дети, а у вас есть фигура — вот такой формы?» Дети по образцу находят фигуру, побуждать определять сходство и различие словами: «такая же — не такая», «одинаковые фигуры — не одинаковые». Дать задание: «Хотели фигурки поплавать на корабликах, да забыли, у какой фигурки какой кораблик, давайте поможем им. Возьмите квадрат, найдите ему кораблик». Далее фигуры размещаются в соответствующих местах.
«Закроем окошки в вагончиках»
Цель: Учить соотносить предметы по величине и форме (размещать вкладыши в соответствующих отверстиях).
Материал: Плоскостные изображения вагонов с отверстиями разного размера и формы, вкладыши квадраты и круги, большие и маленькие, игрушка.
Ход игры:
Показать изображение вагончика с отверстиями — окошками квадратной или круглой форм и разного размера. Отметить, что окошки разные. Дети выясняют сначала размер, затем форму окон, отвечая на вопросы: «зайка смотрит в окно, — какого оно размера? Какой формы?». Затем дети работают с раздаточным материалом, обводя пальчиков окошки, выясняют форму, показывают большое (маленькое) круглое окно, и большое (маленькое) квадратное. Затем предложить закрыть окошки, чтобы в вагонах было тепло: взять по любому большому вкладышу, отыскать и закрыть соответствующее окно, затем маленькими вкладышами этой же формы закрыть другое окно. Когда задание будет выполнено, предложить детям поиграть в подвижную игру «поезд».
«Разноцветные дорожки»
Цель: Учить группировать фигуры по цвету независимо от формы и размера (находить и выкладывать в соответствии с цветом домика).
Материал: Блоки Дьенеша, плоскостные изображения домиков основных цветов.
Ход игры:
Показать детям домики. Рассматривая изображения домиков, выяснить, что все они разного цвета (побуждать называть цвет). Показать блоки Дьенеша, обратить внимание, что они не только разного цвета, но и разной формы (назвать знакомые формы: круг, квадрат), разного размера. Объяснить задание; «ты будешь выкладывать дорожку от одного дома к другому из «камешков» (блоки) такого цвета, как цвет домиков». «Саша, какого цвета у тебя домики? Возьми «камешек» такого же цвета и положи его к домику». Положив по одному блоку, далее дети отбирают их самостоятельно и продолжают выполнение. Когда дорожки выложены, можно дать для обыгрывания маленькую игрушку или плоскостное изображение персонажа.
«Испечем пирог»
Цель: Учить группировать фигуры по форме независимо от цвета и размера (находить и выкладывать по образцу).
Материал: Блоки Дьенеша, бумажный круг (квадрат), разделенный на сектора.
Ход игры:
Сказать детям, что сегодня у куклы Кати день рождения и сейчас они будут печь для нее пирог. Вот на этой тарелке (показать круг или квадрат из бумаги, поделенный на сектора). Украшать мы будем наш пирог мармеладками (кусочками фруктов, конфетами и пр.) «Какой формы эта конфета? А эта? (рассматривают и называют форму блоков Дьенеша)» Возьмите круглую конфету и положите ее на середину пирога (выкладывают на сектор, расположенный посередине круга). Аналогично поступают с квадратными блоками, выкладывая их в другой сектор. Затем дети выбирают блоки, например, треугольной формы, получив задание: «Найдите конфеты такой формы и положите вот сюда». Готовый пирог отнести в кукольный уголок для куклы Кати.
«Курочка и цыплята» (выкладывание из мозаики)
Цель: Дать детям представление о том, что цвет является признаком предмета и может использоваться для его обозначения.
Материал: Картинка с изображением курочки и цыплят, мозаика: один белый и несколько желтых элементов на каждого ребенка.
Ход игры:
Показать картинку, на которой белая курочка и желтые цыплята расположены в ряд. Спросить, какого цвета курочка, какого цвета цыплята. Показывая мозаику белого цвета, сказать, что такого цвета будет курочка, а такого цвета (желтого) — цыплята. Разместить белую мозаику под изображением курочки, еще раз объяснить, что это курочка — она будет такого цвета. Затем рядом с курочкой разместить элементы желтого цвета — цыплят (дети делают это по очереди). Когда все цыплята будут размещены за курочкой, раздать мозаику детям для самостоятельной работы. Если ребенок ошибается, подсказать ему: «У тебя все цыплята одинаковые? Разве такого цвета бывает цыпленок?» Закончить игру можно чтением стихотворения:» Вышла курочка гулять…»
«Елочка и грибочки» (чередование мозаики по цвету)
Цель: Продолжать формировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может использоваться для их обозначения. Учить чередовать мозаику по цвету.
Материал: Картинка с изображением елочек и грибков, расположенных поочередно, по пять зеленых и красных элементов мозаики и несколько элементов других цветов (для усложнения).
Ход игры:
Показать картинку, на которой в ряд расположены елочки, а между ними — грибки, выяснить с детьми цвет елочек и грибков. Затем взять элементы зеленой мозаики и пояснить, что такого цвета бывают елочки, разместить их на столе, затем показать элементы красной мозаики и сказать, что такого цвета бывают грибы и разместить на столе. Затем снова взять элемент зеленой мозаики (елочку) и красной (грибок). Действие можно сопровождать словами: «Елочки зеленые встали в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок». Дети по очереди выполняют задание на столе. Затем каждому ребенку дать мозаику для самостоятельной работы.
«Бусы для кукол»
Цель: Учить выкладывать круги («бусинки»), чередуя их по размеру.
Материал: Логические блоки Дьенеша: круги разного размера или круги из бумаги, куклы: большая и маленькая.
Ход игры:
На столе две куклы — большая и маленькая с корзинками, в которых лежат блоки Дьенеша круглой формы, большие и маленькие. Дети отмечают, что куклы разные по размеру: одна — большая, другая — маленькая. Затем обратить внимание, что куклы принесли блоки; все они круглые, но у большой куклы в корзинке большие, а у маленькой — маленького размера. «Дети, давайте сделаем для кукол бусы, чтобы куклы не обиделись, мы будем брать «бусины» (блоки) и у большой, и у маленькой куклы по очереди». Показать способ действия, проговаривая его: «Возьму большую бусину у большой куклы, а теперь — маленькую бусину у маленькой куклы», выкладывая блоки на карточку. Затем это делают по очереди дети. После того, как они выложили по два блока, раздать блоки для самостоятельной работы, во время которой напоминать о чередовании «бусин» по размеру.
«Украсим елочки фонариками»
Цель: Учить выкладывать геометрические фигуры, чередуя их по форме.
Материал: Логические блоки Дьенеша: квадраты и круги или геометрические фигуры из бумаги, карточки с елочками, расположенными в ряд.
Ход игры:
Показать детям карточку с клочками и блоки Дьенеша круглой и квадратной формы. Отметить, что блоки отличаются формой, показать круглый блок, квадратный: «Дети, мы будем украшать елочки фонариками, чтобы зверюшкам в лесу было весело». Показать способ действия, сопровождая его словами: «Сначала я найду круглый фонарик и положу его на елочку, а потом найду квадратный». Предложить детям по очереди найти и выложить сначала круглый блок, затем квадратный. Когда все фонарики расположены на елках, предложить хором повторить последовательность расположения фонариков, показывая на них рукой: «Круглый фонарик, квадратный, круглый, квадратный…» Раздать материал для самостоятельной работы, во время которой проверять ход действий детей, фиксировать их внимание на чередование фонариков по форме. Можно раздать для обыгрывания маленькие игрушки.
«Выложи картинку»
Цель: Учить накладывать блоки на цветные изображения карточки, подбирая блоки по цвету, форме и размеру в соответствии с изображением.
Материал: Цветные изображения из альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких», игровой персонаж.
Ход игры:
Веселый клоун приносит яркие, красивые картинки из альбома. Рассмотреть одну из них, например, машину. Дать детям возможность сказать и показать части машины (кабина, кузов, колеса). Отметить, что они разного цвета (назвать цвет колес и т.д.) и разной формы. Показать способ действия: «Мы сейчас будем художниками и нарисуем разные картины для клоуна, посмотрите, как мы будем это делать». Кабина красная, вот такой (прямоугольник) формы, я найду деталь красного цвета такой же формы и положу ее на рисунок, вот так (показать). По очереди дети находят детали и выкладывают на соответствующие места. Когда картинка готова, раздать материал для самостоятельной работы. В конце игры клоун рассматривает работы и хвалит детей.
«Раскрась картинку»
Цель: Учить накладывать блоки на силуэтные изображения карточек разного цвета, подбирая блоки по форме, размеру в соответствии с изображением, а цвет — учитывая цвет карточки.
Материал: Силуэтные изображения на карточках разных цветов, логические блоки Дьенеша, игровой персонаж.
Ход игры:
Веселый клоун приносит карточки разных цветов с силуэтными изображениями. Рассмотреть, сказать, что на них изображено. Обратить внимание, что на картинках изображения разной формы, но одного цвета, а карточки все разных цветов. «Мы будем раскрашивать рисунки». Показать, как подобрать детали: кабина у нас — вот такой формы, а цвет у меня будет красный; колеса круглые, я хочу, чтобы они были желтого цвета — детали выкладываются на силуэтное изображение. Обратить внимание, что цвет деталей не должен быть такого же цвета, как цвет карточки — деталь будет не видна. Клоун раздает карточки для самостоятельной работы, хвалит, поощряет детей.