Форма и цвет — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)
· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·
Искусство цвета
Иоханнес Иттен
Оглавление:
В дальнейшем, в разделе, специально посвященном теории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.
Как для трех основных цветов — красного, желтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.
Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И понятно, почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченных форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные.
Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.
Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как, например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник — символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету.
Круг — это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.
В целом можно сказать, что квадрат — это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг — вечное движение духа.
Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зеленого — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс (рис. 57).
Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придает главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы.
Кубисты уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в равной степени проявляли интерес и к форме, и к цвету. Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет.
То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между субъективными формами почерка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъективные факторы.
В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых оригинальность и гармония были уравновешены.
То же ценилось и в рисунках тушью. Лян Кай и другие большие мастера сделали следующий шаг. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступил место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе общедействующих средств выразительности. Характер письма у Лян Кай настолько различен, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Субъективный характер формы преодолевался им во имя высшей объективной правды.
В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в построении пространства, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колоритом и текстурой.
В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд. В то время как Конрад Витц и Эль Греко были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитавший формальную и цветовую субъективность.
Форма и цвет
Фото видео студия «Бекар» — все виды профессиональной фото и видео съёмки!
Читать с начала
В предыдущей статье мы сказали о том, что каждый цвет обладает своей художественной выразительностью и оказывает на подсознание определённые воздействия. Если учесть, что композиция кадра – это многообразное сочетание не только цвета, но и форм различных объектов, следует сказать несколько слов и о художественной выразительности трёх основных форм – квадрата, треугольника и круга – тем более, что согласованные в своей выразительности цвет и форма способны удвоить воздействие на зрителя.
Итак, основной характер квадрата определяется пересекающимися двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями одинаковой длины. Уквадраченные формы, построенные на вертикалях и горизонталях (прямоугольник, меандр, крест и их производные) являются статичными и символизируют материю, тяжесть и строгое ограничение.
Квадрату соответствует красный цвет материи, тяжесть и непрозрачность которого гармонично согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата.
Треугольник образуется тремя пересекающимися диагоналями. При этом его форма, благодаря острым углам, кажется боевой и агрессивной.
Все формы диагонального характера (ромб, трапеция и их производные) символизируют мысль и их невесомый характер соответствует светло-жёлтому цвету.
В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству неподвижности, которое вызывает квадрат, круг, как геометрическая форма, создаёт ощущение естественного, постоянного движения, располагая к отдыху и ослаблению внутреннего напряжения.
Все формы кругообразного характера (эллипс, овал, парабола и их производные) символизируют постоянно подвижную духовность, непрерывному движению которой соответствует синий цвет.
Вывод:
Квадрат, монументальный и неподвижный, как символ материи, «любит» красный цвет;
Треугольник, излучающий себя во все стороны, как символ мысли, «любит» светло-жёлтый цвет;
Изображение, воздействие которого определяется главным образом цветом, должно строиться на подчинении формы цвету, и наоборот.
Степенью глубины обладает любой цвет. Если на чёрном фоне без интервалов расположить шесть цветов (жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зелёный), то явным становится тот факт, что жёлтый кажется выступающим вперёд, а фиолетовый погружается в глубину фона. Остальные цвета по степени глубины выглядят промежуточными ступенями между жёлтым и фиолетовым.
При использовании белого фона картина меняется – фиолетовый выталкивается белым фоном вперёд, в то время как жёлтый становится по отношению к белому близким и родственным.
Пространственное воздействие цвета обусловлено несколькими факторами: во-первых, в самом цвете есть силы, способные проявлять его глубину, во-вторых, за счёт контраста светлого и тёмного, изменения насыщенности цвета и площади его распространения можно добиться его пространственного воздействия. Ко вторичным факторам изменения пространственных ощущений изображения можно отнести наличие в изображении всевозможных диагоналей и различных пересечений. Но в любом случае, исходя из примера, описанного выше, для оценки впечатления глубины цвета, цвет фона также важен, как и сам основной цвет.
Контраст светлого и тёмного позволяет подчеркнуть глубину цвета благодаря следующему незамысловатому правилу: все светлые тона на тёмном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлоты, равно как и тёмные тона на светлом фоне.
Холодные и тёплые цвета одинаковой светлоты проявляют свою глубину следующим образом: тёплые цвета выступают вперёд, холодные стремятся в глубину. При использовании холодных и тёплых цветов различной светлоты ощущение глубины или будет усиливаться благодаря цвету, или будет нейтрализоваться, или будет действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зелёный и красно-оранжевый выглядят на чёрном фоне так: красно-оранжевый выступает вперёд, а сине-зелёный погружается вглубь. Теперь если красно-оранжевый немного осветлить, то он выступит вперёд ещё сильнее, а слегка осветлённый сине-зелёный по глубине займёт место первоначального красно-оранжевого. При этом если сине-зелёный осветлить ещё сильнее, то он выступит вперёд ещё сильнее, тем самым углубив красно-оранжевый.
Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперёд по сравнению с близкими по светлоте, но блеклыми цветами. Но как только к этому контрасту добавляются контраст светлого и тёмного или контраст тёплого и холодного, степень глубины цвета будет меняться. Контраст размеров цветовых пятен играет очень важную роль в формировании глубины изображения. Если на красном фоне расположить небольшое жёлтое пятно, то это пятно будет выступать вперёд. Если же постепенно увеличивать площадь жёлтого пятна, то обязательно наступит такой момент, когда жёлтый станет фоном и вытеснит красный вперёд.
В очередной раз, обращая внимание на субъективность восприятия цвета, хочется сказать следующее: в правильном создании пространственного равновесия изображения нельзя опираться только на впечатления глубины цвета. Необходимо рассчитывать на личный художественный вкус и поставленные цели, не забывая при этом о том, что ощущения глубины изображения (
© Студия Бекар. Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.
Форма, цвет и другие детали в дизайне логотипа и формировании имиджа | Дизайн, лого и бизнес
«Встречают по одёжке» — это не просто старая пословица. Удачный дизайн – залог успеха вашего бренда. Без слов представить продукт или услугу в лучшем свете, показать серьёзность компании, связаться с аудиторией и получать постоянный доход возможно при условии правильно созданного логотипа.
Создать логотип для бизнеса за 5 минут
Нажмите кнопку «Создать» и конструктор бесплатно создаст для вас логотип. Просто выбирайте и начинайте работать!
Для тех, кто заинтересован в адекватной работе сердца собственной компании, статья расскажет о секретах создания нужного логотипа. Раскроет на примерах успешные решения, опишет психологию цветов и форм, притягивающие потенциальных клиентов.
Дизайн логотипа как психологический приём
В логотипе нет неважных моментов. Даже цвет логотипа, выбранный вами лично, может как помочь, так и навредить бизнесу. При создании лица бренда важна каждая деталь. Эффективный логотип способен повлиять на подсознание положительно, пробуждая желание обратиться, позвонить, купить. Здесь не обойтись без знания психологии – науки, изучающей влияние факторов на человека в различных ситуациях. Необходимо уметь учитывать круг аудитории, настроение, время и место показа логотипа. Предугадать реакцию на рекламу без знания науки всё равно, что ткнуть пальцем в небо.
Выполнить красочный заметный макет – это, всего лишь, часть предполагаемой работы. Главная задача, какую выполняет дизайн логотипа — это влияние на зрителя, побуждение к действию, вызов положительных эмоций и реакция действия, обращения к компании по средствам восприятия дизайна.
Логотип обретает значение и психологическое воздействие подбором цвета, формы, деталями рисунка или шрифта.
Цветовая палитра в дизайне
«Колором» провело исследование на восприятия цветов человеком. Выяснилось, что в течение 1,5 минут более 70% клиентов принимают решение «да» или «нет» исключительно за счет восприятия и осмысление цветовой гаммы изображения, который стоит перед ними.
Подбор цвета для будущего логотипа – важный и серьёзный процесс. Под выбранным цветом логотип станет узнаваем и его восприятие подключит положительные эмоции у зрителя, где бы, в последующем, ни встретилась реклама вашего продукта/услуги.
Подбор цветов и их восприятие:
- Красный – страсть, победа, уверенность, энергия
- Оранжевый – Позитив, бодрость, дерзость, скорость
- Жёлтый – Тепло, смех, счастье, забота
- Зелёный – здоровье, чистота, мир, детство, гармония
- Синий – защита, свежесть, стабильность, доверие
- Пурпурный – роскошь, свежесть идеи, дерзость, статус
- Чёрный – уверенность, точность (чёткость), мудрость, элегантность
- Белый – контраст, честь, честность, здоровье, эстетика, спокойствие
Не стоит забывать о социальных слоях, возрасте и культуре. Опираться только на общепринятые ассоциации с цветами не стоит. К тому же есть смешанные тона и игра дуэтов в палитре. Задайте себе вопрос: какой ваш любимый цвет? Допустим синий. Всегда ли он был синий, или в детстве вам по душе приходился жёлтый, красный, пурпурный? С формированием характера и в виду возраста, предпочтения к тонам меняются. Особо влияет на восприятие цвета психологическое состояние: влюблённость, карьерный рост, вынашивание новой идеи, волнение перед знакомством, расставание или потеря значимого человека.
Чтобы не ошибиться в выборе цвета для логотипа, необходимо обратить внимание на целевую аудиторию, для которой и создаётся компания. Иными словами, выбор цвета зависит от целевой аудитории. В этом случае колор подаст сигнал о действии не только любителям определённого цвета, но и весьма заинтересованным клиентам вашего круга деятельности.
Дизайн и формы
Не размышляя на этот вопрос, можно ошибиться в выводе, что какой бы ни была форма, главное – цвет и размер логотипа (чтоб заметнее было и всё). А вот и не всё. Восприятие формы не менее важно, чем цветовая подборка. Фигуры явно влияют на подсознание зрителя. Точно так же, как дорожные знаки помогают мысленно сформировать маршрут правильного пути и действий на трассе, так и форма лого либо приведёт к порогу фирмы людей либо оттолкнёт их «в объезд» вашего бизнеса.
Восприятие форм:
- Треугольник – Надёжность, сила, дисциплина, правда
- Круг и подобные – бесконечность, магия, притяжение, женственность
- Спираль – стремление, карьерная лестница, творчество, шик, разум
- Природные формы (простейшие типа шар, куб) – баланс, гармония, понимание, оригинальность
- Абстракция – заинтересованность, свежесть идеи, дерзость
Не забывайте, что на фоне логотипа короной, а не забором должен быть размещён удачный шрифт.
Примеры успешных логотипов
Студия Tubik разработала индивидуальный логотип с психологическими приёмами относительно формы и цвета для заказчиков.
LunnScape
LunnScape организовывает озеленение парков, офисов и жилых дворов. Талисманом компании стала стрекоза. В регионе компании данное насекомое котируется, как яркий представитель фауны. Кроме узнаваемого знака, стрекоза помогает понять, чем занимается организация – обогащением и украшением природы.
Добавлением к форме логотипа идёт оформление. Т.к. стрекоза выполнена в упрощенном варианте, появляется шанс изобразить дополнительный намёк на природу: крылья насекомого выглядят как лепестки цветка. Круг бирюзового цвета напоминает о мире, чистоте, добавляет очарования и стремление к гармонии, успокаивает. Розовые и жёлтые цвета пробуждают радость, тёплые воспоминания, наполняют энергией. Завершает композицию приятный утонченный шрифт. Логотип насыщен тёплыми красками и украшен женственной утонченностью, что подчеркивает заботу фирмы и уверенность в ней, как в женщине – хозяйке. Глядя на такой лого, поднимается настроение и возникает желание проводить время на природе, любоваться зеленью и радоваться солнечным лучам.
Andre
Обработка земли и уход за почвой.
Проект изготовлен из абстракции. Плавные линии, создающие силуэт листа и птицы в одном круглом изображении, дополнен зелёным цветом, напоминают о вечном мироздании. Гармония природы и человека, успокоение, чувство защищённости и мира.
Округлые формы показывают бесконечность, а значит – устойчивость и долголетие компании. При виде такого знака, сомнения в профессионализме компании снижается до минимума. Действительно, серьёзный подход к своему делу и ничего лишнего.
Binned
Уборка мусора. Простота шрифта отметает креатив и импровизацию. Иными словами, заглавная буква В указывает на четкость действий и точную программу, с которой компания занимается клинингом территории.
Плавные волновые линии напоминают волнение воды, притягивая и гипнотизируя, словно реальный ход волн на берегу моря. Вода – символ чистоты и свежести. А дополнительным призывом к доверию и стремлению к чистоте, являются синие и зелёные тона логотипа: природа, чистота, мир.
Reborn
Автоматизированный заказ продуктов в ресторане китайской пищи.
Красный цвет – основная ассоциация с Китаем. Логично, что заглавная буква логотипа выполнена в виде китайской красной ленты. Форма в виде спирали даёт понимание креатива и новаторства, движения в ногу со временем, а изображение китайского ресторана напоминает о древних традициях и незабываемых вкусах легендарной кухни.
Также красный цвет заряжает энергией, прибавляет бодрости, побуждает к действию. В данном случае – к действию заказа.
Motion
Танцевальная студия с организацией турниров, выступлений на мероприятиях, мастер – классов, семинаров и составлений танцевальных программ в различных направлениях и видах данной сферы.
Верным решением в основу логотипа вложить бесконечный и гибкий круг, означающий пластичность, движение, элегантность. Также форма круга показывает неограниченные возможности и продвижение компании.
Жёлтый, зелёный и синие цвета обеспечивают уверенность в хорошем настроении. Дружелюбности, заряде энергии, тепла, семейного ощущения и позитива. Такая яркая подборка делает бренд узнаваемым и приятным для просмотра логотипа. Подборка напоминает радужные блики, которым, как правило, симпатизируют и дети, и взрослые.
OrBeat
Цифровой обмен любыми материалами. Музыкальные файлы. Речевые сообщения, эффекты звука любой сложности, которые можно передать по средствам интернета – это основная деятельность компании.
Также, как и все творческие и перспективные фирмы, компания OrBeat поставила в основу логотипа круг или начальную букву своего названия.
В этот раз круг символизирует не только бесконечные перспективы, но и социальную среду – круг знакомых, семейный руг, круг увлечений пользователя. Круг «Орбиты» без которого невозможно найти любимую музыку или передать сообщение абоненту.
Орбита затягивает в свой полезный круг музыкального и звукового общения, позволяет составлять личную аудиотеку, обмениваться интересными высказываниями и комментировать страницы друзей.
Радужное оформления важного круга даёт ощущение разнообразия, поднимает настроение, пробуждает фантазию и творческие мысли.
Whizzly
Обезьяна – чеовекоподобное существо, способное развиваться, мыслить, творить и, конечно, поднимать настроение себе и окружающим. А обезьяна в очках – тем более. Творческий проект Whizzly забрал этого представителя фауны в свои владения, с целью создания одного из запоминающихся ярких логотипов, способных увести за собой в мир творчества. Проекты пользователей, обмен хобби и информативные переписки – конёк сайта. А креатив и творческий подъём обеспечивают сине – пурпурные, фиолетовые оттенки, собранные в круг. Также, здесь использован дублированный приём гипноза. Круг в круге: логотип отражается в очках обезьяны, составляя зеркальный коридор движения и бесконечности, пластики и остроты ума. Цветовая насыщенность имитирует огни софитов на сцене. А получить свой звёздный час мечтает каждая творческая личность. Именно поэтому проект Whizzly примечателен своей популярностью среди талантливых и увлеченных пользователей разных сфер.
fOxygenic
Социальная сеть для активных людей, уверенных в завтрашнем дне. Творческое объединение для спортсменов и любителей вести здоровый образ жизни. Флешмобы, соревнования и мастер – классы под открытым небом.
fOxygenic – мобильное приложение. Именно поэтому логотипу уделено особое внимание – стать заметным среди сотни конкурентов. О – буква, круг, линия бесконечного движения, тёплого круга друзей и…контур лисицы, как дань любви к природе, живому. Лиса — динамичный и быстрый зверь, умеющий показать себя с лучшей стороны. Удачная подборка оранжевого и белого цвета прибавляет энергии, позитива, согревает и даёт повод познакомиться с людьми по интересам.
Цвет яркий и заметен в выборе нужной программы сразу. Отличается контрастом и четкостью линий. Нажимая на подобный логотип, пользователь уверен в правильности выбора и обнадёжен достижением лучших результатов. В этом круге общения и воздушного пространства он, непременно, найдёт то, к чему стремится.
SwitchUp
Музыка, обмен плейлистами, мир мелодий – важный аспект релакса каждого человека. Зрителя завораживает волнообразный логотип в движении. Лаймовые и зелёные оттенки успокаивают, синие указывают на надёжность и защиту. Форма треугольника укрепляет инстинкт точности, уверенности. В самом логотипе показаны и четкость звука, и свежесть подборок, и ощущение защищённости внутреннего мира каждого пользователя. Плавная квадратная кнопка, указывающая на кнопку запуска, призывает к действию выполнить функцию создания личного музыкального кабинета и ежедневно наслаждаться любимой музыкой, обмениваясь настроением с друзьями, двигающимися в такт мелодии, как и свежий, позитивный и тёплый логотип.
Цвета современности и слегка вызывающей дерзости, однако ни один оттенок не несёт в себе агрессию. Жёлто – зелёный и сине-голубой тон, плавно варьирующий по логотипу, словно волной уносит сознание зрителя в мир, где всё плохое отходит на второй план.
Meditrack
Приложение из сферы медицины.
Здесь можно упорядочить своё расписание посещений клиентов, вести записи о пациенте и сохранять медицинские показания. Приложение удобное и нужное.
Главную роль в логотипе играют простые линии и контраст самых «чистых» цветов (синий, голубой, белый) Уверенность, воздушное пространство, надёжность, абсолютная чистота, гигиена и эстетика. Важность содержания приложения подчеркивает яркий круг сбоку от сине-голубого графика W. Такие же цвета имеет лейбл отрасли здравоохранения. Логотип продолжает линию профессионализма и устойчивости в направлении медицины. Вызывает доверия на подсознательном уровне.
Бренд может иметь мало известности и подняться в несколько дней до удивительного уровня, стоит лишь правильно подобрать логотип, олицетворяющий род вашей деятельности. Логотип создаётся для убеждения клиента без слов в необходимости пользования вашими услугами, покупке именно вашего безоговорочно – качественного товара, прихода к вам и привода своих знакомых.
Зная простые правила и воспользовавшись составлением логотипа с точки зрения психологии, вы сможете создавать не только красивые, но и умные логотипы, способные сказать намного больше, чем текстовая презентация проекта.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класс!
Отправить
Другие статьи
Определение цветотипа. Связаны ли цвет и форма?
Существует распространенное мнение, что цветотип и форма лица и фигуры как-то связаныВасилий Кандинский «Черный и фиолетовый»
Суть мнения: Если вкратце, то приверженцы этой теории считают, что определенным цветам соответствуют определенные формы, соответственно, цветовым типажам — тоже.
Истоки такого мнения: Ассоциативные связи, и, возможно, Василий Кандинский. Среди современников — имидж-консультантов этого мнения четко придерживается Ирене Райтер.
Ассоциативные связи форма-цвет-текстура — запах — вкус-звуки издавна использовались в разных культурах. Особенно на Ближнем Востоке и в Индии. С помощью воздействия на 5 органов чувств можно создать определенное настроение на основе ассоциаций. Об этом, дай Бог, я расскажу позже, когда будем говорить о стилях дизайна помещений.
Ассоциации могут строиться так: круг = плавность линий. плавность = текучесть = вода (синий ) = прохлада = струящаяся тонкая ткань (тонкий шелк, например) = едва уловимый цветочный аромат с нотками морской свежести либо слегка сладкий «конфетный» аромат, если еда, то шарики ванильного мороженого. если звуки — то плавная, легкая, лирическая, но не грустная музыка.
У представителей разных культур ассоциации могут быть разные, хотя есть и общечеловеческие.
При чем же здесь Василий Кандинский? Дело в том, что Василий Кандинский был вместе с Йоханнесом Иттеном (на чьей теории и построена система «цвет и времена года») ведущим преподавателем и теоретиком школы хужожников и архитекторов Баухауз. Он и выдвинул предположение, что цвет и фигуры как-то связаны. Например, треугольник у него был желтый, круг — синий, квадрат — красный. Живопись Кандинского вообще весьма абстрактна, он много путешествовал, в том числе по Северной Африке, и поэтому тем для асоциаций у него было немало=)
Не могу сказать с точностью, насколько сильно эта теория повлияла на цветотипы, поскольку с теорией Кандинского мое знакомство состоялось только на курсах колористики. Самой же прочитать его книгу «О духовном в искусстве» пока еще не было возможности. Хотя это можно совершенно свободно сделать вот здесь: http://www.bibliotekar.ru/kandinskiy/index.htm
Однако, большинство «цветотипных» теорий, которые учитывают форму лица и тела и черты лица, почти точно следуют вот этой теории Кандинского.
Из них самая известная, как я сказала, Ирене Райтер.http://www.thescienceofpersonaldress.com/
У нее легко проследить некоторые параллели с Кандинским=) Весну она ассоциирует с треугольниками и зигзагами (живость, необычность), лето — с кругами (плавность, мягкость), осень — с квадратами (стабильность, тяжесть), зиму с овалами (пропорциаональность, симметричность)
Похожая теория — Dressing Your Truth («одежда для тебя настоящей»). Ее автор — Кэрол Татл (Carol Tuttle). http://dressingyourtruth.com
Она тоже связывает цвета и формы, хотя не так строго, как Ирене, поскольку ее теория вне цветотипов. Первый тип она связывает с высветленными светами, второй — со смягченными, третий — с яркими, насыщенными, четвертый — с затемненными. Однако, по аналогии с цветотипами, многие считают, что ее тип 1 — это весна, тип 2 — лето, тип 3 — очень, тип 4 — зима. Но это не совсем так — у нее своя теория. Мы ее коснемся позже, равно как и теории Ирене, и теории Дэвида Кибби, дай Бог.
Dressing Your Truth shapes
Общая суть этих теорий в том, что определенные цвета у нас чаще всего ассоциируются с определенными формами. Есть еще теория форм Дэвида Кибби «Метаморфоза», она более распространенная, поскольку он не связывает цвет и форму.
И главный вопрос: Работает ли эта теория на цветотипах? В дизайне помещений и создании нужной атмосферы эти теории работают на ура, а вот с цветотипами они работают далеко не всегда. В дизайне мы сами можем выбирать цвет и форму. А в нашей внешности у нас уже есть определенные цвет и форма, которые не изменить. И они не всегда совпадают с общепринятыми ассоциациями.
фото с 12blueprints.com
Вот, например, вполне «драматичное» настоящее лето и «романтическая», плавная настоящая осень
Так что сочетать цвета и формы не так-то просто, и они не всегда совпадают с ассоциативным представлением о них. Кроме того, и в природе, на самом деле, цвета не придерживаются каких-то определенных форм.
Вот например, осень, ассоциируемая с квадратами. Самый первый цвет, ассоциируемый с осенью — слегка смягченный оранжевый, т.е. рыжий.
А вот осенние листья — Овалы=)
а вот лиса — треугольники=):
можно найти и другие примеры=)
В теории Ирене Райтер, однако форма не является определяющей — она у нее определяет дополнительную характеристику. Поэтому по ее теории вы вначале ищете свой цветовой типаж, а потом добавляете те цвета, которые ассоциируются с формами вашего тела. В большинстве случаев это может сработать, по крайней мере, резкого противоречия не будет. Но и точности цветоопределения это не гарантирует — цвет и форма все же отдельные категории. Если же начинать определение цветового типажа с формы, как это делают некоторые российские консультанты (типа «вам идет прямой пробор, значит вы- зима»), то очень велик шанс промахнуться=))
Поэтому лично я за то чтобы сначала определять подходящие цвета, затем — подходящие формы, а потом учиться это комбинировать =).
Теория живописи: Форма и цвет. Инверсия
Форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. Совершенно необходимо специально посвящать время для изучения теории цветовой выразительности. Я попытаюсь описать выразительные возможности цвета.
В любом живописном произведении выразительные качества формы и цвета должны взаимодействовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных форм – квадрата, треугольника и круга, так и для трёх основных цветов – красного, жёлтого и синего, должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.
Форма и цвет. Инверсия
- Квадрат. Его основной характер определяется двумя параллельными вертикальными и двумя, так же параллельными, горизонтальными пересекающимися линиями одинаковой длины. Квадрат символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение.
В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». Когда мы попытаемся заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение, мы ощутим вполне понятное сильное напряжение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм. В эту группу так же попадают прямоугольник, крест, меандр и их производные.
Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата.
- Треугольник. Форма треугольника рождается из трёх пересекающихся прямых линий. Его острые углы кажутся агрессивными и, даже, воинственными. Треугольник – символ мысли.
К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные.
Треугольник – символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым.
- Круг. Геометрическая форма круга возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной на какой-либо поверхности. В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и послабления напряжения.
Круг – символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов основывалась на форме круга. При том, что дворец императора возводился на основе квадратных форм. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные.
Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.
В целом можно сказать, что:
— квадрат – это символ неподвижной материи
— треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли
— а круг – вечное движение духа.
Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого – это будет трапеция, для зелёного – сферический треугольник и для фиолетового – эллипс (рис. 57).
Подчинённость определённого цвета соответствующей форме предполагает некий параллелизм. Там, где форма и цвет согласованы, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом формой, в своём цветовом решении должна идти от формы. А картина, в которой художник придаёт главное значение цвету, должна подстраивать в композиционном решении форму под цвет, то есть подчинять форму цвету.
В древнем Китае восхищались такими манерами написания иероглифов, которые имели субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты (почерки), в которых оригинальность была уравновешена гармонией. Лианг К’аи и другие большие мастера в искусстве шрифта (написания иероглифа) пошли ещё дальше. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступили место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе общедействующих средств выразительности. Начертание иероглифов у Лианг К’аи настолько различно в разных случаях, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Он преодолевал субъективный характер формы во имя их высшей объективной правдивости.
В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в свободном выборе форм, и в том, как выстроено пространство, и в распределении акцентов, и в выборе поверхностей с их колоритом и текстурой.
В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд (рис. 1).
Рисунок 1. Маттиас Грюневальд. «Мадонна с Младенцем»
В то время как Конрад Витц (рис. 2) и Эль Греко (рис. 3) были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм.
Рисунок 2. Конрад Витц. Алтарь Богородицы, лицевая сторона алтарной створки. Благовещение
Рисунок 3. Эль Греко. «Святое семейство».
Жорж де ла Тур (рис. 4) субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог (рис. 5), предпочитавший формальную и цветовую субъективность.
Рисунок 4. Жорж де ла Тур. «Шулер», или «Шулер с бубновым тузом».
Рисунок 5. Винсент-Виллем-ван Гог. Спальня художника в Арле.
Автор:
Иоханес ИТТЕН
Похожие статьи
Подбор цветов и генерация цветовых схем
Монохроматическая модель. Эта цветовая схема основана на одном оттенке цвета, и использует вариации, сделанные только лишь изменением насыщенности и яркости.Результат комфортен для глаз, даже при использовании агрессивных цветов. Вместе с тем, труднее найти диакритические знаки и основные факты.
Также монохроматические вариации сделаны для каждого цвета в других схемах.
Комплементарная (контрастная) модель. Основной цвет дополнен его комплементом (цвета на противоположной стороне цветового круга). Создается один холодный и один теплый цвет — вы должны рассмотреть, какой из них будет доминирующим, и должен ли дизайн выглядеть холодным, или теплым.Не следует злоупотреблять контрастными цветами в дизайне, используйте их только как цветовой акцент.
Модель цветовой триады (мягкий контраст). Основной цвет дополнен двумя цветами, помещенными тождественно по обе стороны его комплемента. В отличие от «острого» контраста, эта цветовая схема зачастую является более комфортной для глаз, она мягче, и в ней больше пространства для балансировки теплых/холодных цветов.Триада образована тремя цветами, равномерно распределяя цветовой круг (120°). Цветовые схемы триады имеют много возможностей по сочетанию цветов, регулировке контраста, акцентов и баланса теплых/холодных цветов.
Модель цветовой тетрады (двойной контраст). Эта цветовая схема образована парой цветов и их контрастов. Она основана на Тетраде — четверке цветов, равномерно распределенных по цветовому кругу (90°). Тетрада — очень агрессивная цветовая схема, требующая хорошего планирования и деликатный подход к отношениям этих цветов.Меньшая дистанция между цветами вызывает в результате меньше напряжения. Тем не менее, тетрада всегда является более «нервной» и «вызывающей», чем другие цветовые схемы. Работая с ней, вы должны заботиться о связях между одним цветом и его смежным дополнительным цветом (комплементом). В случае тетрады (угол 90°), необходимо хорошее чувство цвета и очень деликатный подход к сочетанию цветов.
Модель аналогичных цветов. Эта цветовая схема образована основным цветом и его смежными цветами — два цвета, расположенные тождественно по обе стороны. Это всегда смотрится элегантно и четко, цветовая гамма в результате этого выглядит с меньшей напряженностью и равномерной колориметрией. Если выбран цвет на тепло-холодной границе, цвет с противоположной «температурой» может быть использован для акцентирования двух других цветов.Вы можете задать дистанцию смежных (вторичных) цветов, угол не должен превышать 60°.
Модель акцентированной аналогии. Это аналогичная модель с добавлением дополнительного (контрастного) цвета. Модель должна рассматриваться как дополнение — она добавляет напряженности к цветовой палитре, и слишком агрессивна в случае злоупотребления. Вместе с тем, она может быть использована в некоторых деталях, а так же в качестве цветового акцента — порой получается очень эффективная и элегантная цветовая гамма.
Оттенок. На этой вкладке отображается цветовой круг. Кликните по ней для регулировки оттенков основных, дополнительных, и вторичных цветов.
Регулировка цветовой схемы. На этой вкладке можно регулировать яркость/насыщенность цвета и контраст цветовой схемы, или просто выбрать из предопределенных настроек.
Информация о цветовой схеме. Кликните по этой вкладке для отображения значений цветов фактической цветовой схемы, а так же для экспорта их в различные форматы данных.
Оттенок основного цвета. Чтобы изменить значения, перетащите ползунок по цветовому кругу. Для ввода числового значения, дважды кликните по нему.
Оттенок дополнительного цвета. Чтобы изменить значения, перетащите ползунок по цветовому кругу. Для ввода числового значения, дважды кликните по нему.
Оттенок вторичного цвета. Чтобы изменить угол/дистанцию, перетащите ползунок дальше или ближе от основного цвета. Для ввода числового значения, дважды кликните по нему.
Оттенок вторичного цвета. Чтобы изменить угол/дистанцию, перетащите ползунок дальше или ближе от основного цвета. Для ввода числового значения, дважды кликните по нему.
Значение оттенка основного цвета. Кликните для ввода числового значения.
Угол/дистанция оттенка вторичных цветов. Кликните для ввода числового значения. Имеет смысл только в цветовых схемах, использующих вторичные цвета.
Значение RGB основного цвета. Кликните для ввода числового значения.Будьте осторожны: из-за ошибки округления во время преобразования, значение RGB, используемое в цветовой схеме, может немного отличаться от введенного значения.
Значения RGB основного цвета.
Пресеты цветовых схем. Кликните и выберите предопределенные комбинации яркости, насыщенности и контрастности цветовой схемы.
Яркость и Насыщенность. Перетаскивайте ползунок по квадрату для регулировки яркости (вверх = светлее, вниз = темнее) и насыщенности (вправо = насыщенное, влево = разбавленное).
Контрастность цветовой схемы. Перетаскивайте ползунок по квадрату для регулировки контрастности вариантов цвета в схеме (вверх/вниз для темного варианта, влево/вправо для светлого варианта).
Контрастность цветовой схемы. Панель для регулировки яркости и насыщенности сразу всех вариантов схемы.
Коррекция Вариантов. Панель для регулировки яркости и насыщенности по отдельности для каждого цвета.
Список вариантов цвета. Выберите вариант цвета, а затем отрегулируйте его насыщенность и яркость при помощи ползунка на левом квадрате.
Схема палитры. Представлены четыре основных цвета, для легкого составления впечатления о схеме.
URL адрес цветовой схемы. Для каждой схемы существует уникальный ID. Вы можете сохранить эту ссылку в закладки, и вернуться к редактированию своей цветовой схемы в любой момент времени.
Предварительный просмотр цветовой палитры. Посмотрите, как выбранные цвета и их варианты сочетаются между собой.
Предварительный просмотр цветовой палитры. Посмотрите, как выбранные цвета и их варианты сочетаются между собой.
Пример веб-страницы (светлая/позитив). Кликните чтобы посмотреть пример веб-страницы, созданной при помощи текущей цветовой схемы. Это только пример, цвета палитры могут использоваться в сотнях разных вариаций.
Пример веб-страницы (темная/негатив). Кликните чтобы посмотреть пример веб-страницы, созданной при помощи текущей цветовой схемы. Это только пример, цвета палитры могут использоваться в сотнях разных вариаций.
Показать пример текста. Отметьте галочку, чтобы отобразить белый, черный и серый текст в окне предварительного просмотра цветовой схемы.
Рандомизация. Служит для создания случайной палитры согласно настройкам рандомизации.
Настройки рандомизации. Нажмите, чтобы установить, какие параметры должны быть рандомизированы.
|
|