Что тренирует пазл – Собирание пазлов — не просто увлечение, но и способ познакомиться

Содержание

Польза пазлов и головоломок для взрослых — Goldy-Woman.com

Понравилось? Поделитесь! 😉
Польза пазлов и головоломок для взрослыхПольза пазлов и головоломок для взрослых

Длительное время люди, философы разрабатывали психологические игры (квесты), которые требовали упорства, терпения и работы логики. Подобная умственная деятельность была широко распространена в большинстве исторических цивилизаций, создавая примитивные типы пазлов. Основной формой этих ранних форм пазлов был лабиринт, делавшийся в натуральную величину. Обычные пазлы, которые мы знаем сегодня, наиболее похожи на те, что использовались в преподавании географии в 18 веке. После них пришли пазлы в виде кроссвордов, которые появились в газетах в 20 веке ради развлечения читателей. Так в течение времени создавалось все больше пазлов в самых разных вариациях.

 

В конце концов, даже ученые подключились к исследованию пазлов и их влияния на человеческий разум. И, как выяснилось, пазлы действительно имеют сильное влияние на интеллектуальную деятельность человека. Как бы то ни было, польза пазлов зависит от различных факторов, которые включают в себя: способность к психологической выносливости, степень желания разгадать пазл и хочет ли конкретный индивид все более и более сложных задач. Более того, ученые выяснили, что регулярное (ежедневное) решение пазлов (мы говорим вообще о любых головоломках) приводит к наиболее хорошим результатам. Хотя головоломки дают нечто большее, чем психологическую пользу, почти все остальные выгоды, как, например, последующее улучшение продуктивности в работе, так или иначе связаны с одним или несколькими психологическими преимуществами головоломок.

 

Пазлы для взрослых — http://desktopgames.org.ua/287-pazly/vozrast-dlja_vzroslyh

 

Далее — основные преимущества и польза от пазлов (головоломок).

 

Улучшение памяти

Решение пазлов укрепляет существующие связи между клетками мозга и увеличивает генерацию новых связей. И то, и другое значительно улучшают психические процессы и скорость мышления. Доказанный факт: пазлы полезны для любого возраста, несмотря на то, что молодые люди обладают очень податливым умом, в то время как взрослые и пожилые люди более склонны к решению сложных задач. Обычные пазлы, где нужно собрать картинку из множества мелких кусочков, особенно полезны для кратковременной памяти, в основном потому, что требуют соединения форм и размеров плюс воображение для видения всей картины в целом, чтобы определить, какие части подходят друг другу.

 

Развитие изобретательности

Головоломки для взрослых дадут возможность поиска решения в совершенно разных подходах, и даже когда пришедшая мысль не является решением головоломки, это все равно приводит к развитию альтернативного мышления, это выход за пределы обычного и простого. Головоломки тренируют разум, чтобы эффективно работать в самых разных направлениях. Они, как правило, требуют метода проб и ошибок наряду с использованием системного подхода. Через формулировку теорий и их проверок мы получаем пользу в виде сочетания творческого подхода с эмпирическими исследованиями, и этот тип воображения обычно ведет к инновационным, прекогнитивным и эффективным способам решения задач в самых разных областях, что является весьма полезным навыком.

 

Поддержка всего мыслительного процесса

Пазлы и головоломки для взрослых требуют способности распознавать разные части плюс целую картину задачи, что требует логического суждения и изобретательности. По мере того, как различные части нашего мозга функционируют в целом, чтобы достигнуть наиболее удовлетворительных результатов, продолжительные исследования выявляют, что для таких предметов, как геометрия и арифметика, лучше всего познаются и понимаются, когда все функции мозга работают в унисоне в поиске решения задач. С другой стороны, изолированные части мозга в основном способны заниматься лишь специфическими аспектами какой-либо задачи. Педагоги сегодня уже осознали, что подход задействования всего мозга в целом является более деятельным для глубокого и устойчивого понимания, в результате чего мощность мозга значительно увеличивается.

 

Выработка допамина

Наш мозг генерирует нейротрансмиттеры, которые «ассистируют» в связи мозга с нервной системой. Это нужно для подачи телу сигналов о том, когда и как совершить специфические функции. Пазлы и головоломки существенно помогают мозгу в выработке допамина, нейротрансмиттера. Когда мозг начинает работать над решением задачи, именно выработка допамина позволяет это делать. Эти нейротрансмиттеры улучшают моторные навыки, силу концентрации, оптимизм, уверенность и сосредоточенность. В добавок допамин коррелирует с пониманием: это означает, что увеличение уровня допамина помогает мозгу усилить понимание. Разгадка пазлов позволяет разуму естественным образом вырабатывать самую благоприятную и соответствующую задаче химию. Повышенный уровень допамина в дальнейшем позволяет проще решать головоломки. Вот почему многие часто испытывают сильное желание продолжать разгадывать головоломку, даже когда она невероятно трудна.

 

Медитация

С одной стороны, пазлы развивают и активируют мозговую активность, а с другой — помогают расслабиться психологически. Последние исследования показали, что просто решение головоломок с поиском решений значительно помогает расслабиться, ведь мозг фактически входит в медитативное состояние. А медитация помогает достичь хорошего настроя и спокойствия. В дальнейшем это ведет к развитым навыкам управления стрессом и улучшением продуктивности в целом. Позитивный настрой и спокойствие к тому же ведут к улучшению самооценки.

 

Заключение

Важность пазлов и головоломок напрямую связана с их сложностью, несмотря на то, что все люди уникальны по-своему и используют различные подходы к решению задач. Статистика дополнительно показывает, что для каждого возраста лучше подходят определенные типы головоломок. Это означает, что взрослые должны быть особенно внимательны к сложности головоломок. С мозгом пазлы творят чудеса, будь то ребенок, подросток, взрослый или пожилой человек — все получают пользу в виде улучшенной памяти, развития мозга, творческого подхода и спокойствия.

 

Автор: Gigi W
Источник: dumblittleman.com

Ссылка на правах рекламы

Понравилось? Поделитесь! 😉

Таблетка для мозга: станете ли вы умнее, решая пазлы?

Вы наверняка слышали про «тренажеры для мозга» — пазлы и задачки, которые, как утверждается, помогут вам обрести и сохранить ловкость ума. Может быть (особенно если вы уже не молоды), вы даже купили для этого книгу или приложение, надеясь предотвратить упадок мыслительных функций. В общем, это очень популярная идея — но есть ли у нее научная основа, или это чистый маркетинг?

Новое обзорное исследование, опубликованное в Psychology in the Public Interest, систематически анализирует имеющиеся доказательства в пользу «тренажеров». И его результаты заставляют задуматься. Исследователи во главе с Дэном Саймонсом из Иллинойского университета изучили всю литературу, которую производители тренажеров для мозга цитируют в своих маркетинговых материалах. Они исходили из того, что уж эти-то компании должны были найти самые лучшие доказательства эффективности этих методик, если они вообще существуют.

Главный вывод исследования — доказательства в пользу тренировки мозга довольно-таки слабые. Половина компаний, утверждающих, что их тренажеры проверены учеными, не приводят в подтверждение никаких академических статей, а лишь цитируют отдельных исследователей (в том числе тех, которые основали эти самые компании). Если посмотреть на те компании, которые все-таки цитируют научные исследования, то речь идет в основном об общих исследованиях нейропластичности — и ничего, что прямо бы свидетельствовало об эффективности продвигаемых ими продуктов.

Часто утверждается, что тренировка мозга помогает развивать умственные способности в целом или в каких-то определенных задачах. Никто и не сомневается, что если вы долго решаете кроссворды, то вы будете лучше их решать. Но улучшит ли это вашу память, ваш IQ, вашу способность быстро просматривать электронную почту? Это называют «эффектом переноса», и главная цель исследований по тренировке мозга — выяснить, существует ли так называемый «дальний перенос» (когда вам в ходе тренировки удается развить другой навык — не тот, что вы непосредственно отрабатываете). В работе Саймонса рассказывается, что мы знаем об эффекте переноса.

Исследователи не только просмотрели сайты компаний, но и изучили список работ, составленный отраслевой ассоциацией — 132 научные статьи, которые, как утверждается, доказывают эффективность тренировки мозга. Из этих статей 106 — реально новые данные (остальные — обзоры предыдущих исследований). В 71 из 106 имеется нормально подобранная контрольная группа, то есть эффекты тренировки можно отследить. Только в 49 использовалась так называемая «активная контрольная группа», в которой участники действительно что-то делали, а не просто сидели. (Это важно, если вы хотите отделить экспериментальный эффект от ожиданий участников или от их реакции на внимание исследователей.) И в этих 49 около половины результатов получены всего лишь из шести исследователей.

В целом, заключила группа Саймонса, ни одно исследование, которое приводится в поддержку тренажеров для мозга, соответствует стандартам хорошей научной работы, и немногие приближаются к стандартам рандомизированного контролируемого испытания. (Правда, они не включили в обзор вот эту прошлогоднюю работу.)

Как считает группа Саймонса, утверждения об общей пользе тренажеров для мозга преждевременны. Есть убедительные доказательства, что тренировка позволяет совершенствоваться в решении тех задач, на которых вы тренируетесь, но значительно меньше данных о том, что это полезно для отработки смежных навыков, и уж совсем мало — для более посторонних навыков или для повседневной мыслительной деятельности.

Такими недостатками страдают не только исследования тренажеров для мозга. Хорошие исследования вообще проводить трудно. И может быть, кто-то еще и докажет, что определенные виды тренировки приносят более общий полезный эффект. Но пока, как показывает обзор Саймонса, утверждать это преждевременно.

Между тем, как показал опрос, проведенный в 2014 году в США, больше половины людей слышали о тренажерах для мозга и в какой-то степени верят, что они помогают улучшить его работу. Компании пользуются тем, что люди верят результатам нейронауки и психологии, а также нашей верой в то, что сложные проблемы можно решить путем покупки какого-то простого средства.

Саймонс также отмечает, что при оценке любой тренировки нужно еще и смотреть на ее стоимость. Исходя из этого, ни один коммерческий продукт по тренировке мозга не продемонстрировал большей эффективности, чем упражнения, которые вы можете выполнить сами и бесплатно. Важно оценить и затраты труда и времени: что еще полезного вы могли бы сделать за время, потраченное на упражнения с «тренажерами мозга»? Рад сообщить, что прогулка по парку с другом — это не просто бесплатно и более весело, но и с большей вероятностью, как показывают исследования, помогает улучшить когнитивные способности, чем все продукты для тренировки мозга, доступные сегодня на рынке.

Оригинал

Влияние детских пазлов на развитие ребенка

Развитие ребенка базируется на обучении через игру. Играя, малыш легко и быстро запоминает огромное количество информации, совершенствуя таким образом память и воображение.

К числу игр, которые развивают многие способности крохи, относятся и детские пазлы. Это отличная игра-головоломка как для мальчиков, так и для девочек.

Собирая разрезанное на множество фрагментов изображение животного или персонажа из любимого мультфильма, они развивают множество навыков, которые им обязательно пригодятся в школе и во взрослой жизни.

Как именно эта развивающая игрушка влияет на ребенка, Вам расскажет estet-portal.com.

1. Детские пазлы способствуют развитию внимания и памяти
2. Развивают логику и пространственную ориентацию
3. Развивают мелкую моторику и координацию движений
4. Формируют и развивают образное мышление и фантазию
5. Тренирует способность видеть задачу многогранно
6. Детские пазлы развивают коммуникативные навыки

Детские пазлы способствуют развитию внимания и памяти

В возрасте 6-12 месяцев малыш активно исследует окружающую среду посредством зрения, слуха и осязания.

Несмотря на то, что он еще не может самостоятельно собирать детские пазлы, он с огромным удовольствием наблюдает, как это делают родители.

Таким образом, у него развивается внимание. А наблюдая за яркими элементами развивающей игры, ребенок изучает и запоминает цвета.

Когда малыш подрастет и сам сможет собирать пазлы, во время игры в его голове будет удерживаться образ картинки, которую нужно составить. Все это тренирует память.

Развивают логику и пространственную ориентацию

В возрасте от 1 до 1,5 года малыши становятся уже более самостоятельными. Поэтому в этот период они способны собирать детские пазлы своими руками.

Поначалу предложите своему крохе собрать самую простую картинку, состоящую из 2-3 больших фрагментов.

Если Вы дадите своему малышу пазл с множеством мелких деталей, он может случайно проглотить одну из них.

Играя, ребенок знакомится с разными частями одного изображения. И помогая ему их сложить правильно, Вы тем самым способствуете развитию у него пространственной ориентации и логического мышления.

Развивают мелкую моторику и координацию движений

В возрасте от 1,5 до 3 лет у детей активно развивается тонкая моторика пальцев и рук. Поэтому детский пазл придется кстати.

Эта игра состоит из нескольких частей, а значит для того, чтобы их собрать в единое целое, необходимо ими управляться. А это, в свою очередь, развивает моторику пальцев и рук.

При собирании пазла движения рук ребенка становятся точными и осмысленными. Когда малыш пойдет в школу, это поможет ему быстрее научиться писать. К тому же, проблем с почерком и речью не будет.

Кстати, помимо бумажной или картонной головоломки Вы можете предложить своему чаду деревянные доски-вкладыши. Собирая такой пазл, малыш освоит понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Но количество фрагментов такой игры не должно превышать 24.

Формируют и развивают образное мышление и фантазию

В возрасте от 3 до 6 лет дети становятся изобретателями. В этот период они активно создают различные фигуры.

Даже если перед глазами нет образца пазла, они изобретают что-то свое, причем без помощи взрослых. При этом игра развивает их логику, а также формирует образное мышление и воображение.

Чтобы собрать из фрагментов картинку, нужно найти подходящие элементы. Для этого малыш представляет их в голове.

А для того, чтобы визуально представить целую картинку, он подключает свою богатую фантазию. В таком возрасте оптимальным количеством деталей детского пазла является не более 50.

Тренирует способность видеть задачу многогранно

Для того, чтобы правильно собрать детский пазл, необходимо брать во внимание такие факторы, как форма фрагмента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных элементов и конечный результат игры.

Все это способствует тому, что малыш видит задачу с разных сторон. А ведь многогранное видение того или иного задания – качество, которое непременно пригодится в будущем.

Так, при решении определенной задачи, ребенок сможет выбирать стратегию ее решения, а не концентрироваться исключительно на одном варианте.

My default image

Детские пазлы развивают коммуникативные навыки

В возрасте от 6 до 10 лет собрать игру-головоломку со сложными элементами одному участнику порой бывает не под силу. Поэтому к игре присоединяются и другие участники.

Это могут быть друзья или родственники. Совместное решение одной задачи делает ребенка более коммуникабельным, особенно если он замкнутый в себе, стеснительный и не общительный.

Детские психологи утверждают следующее: если родители собирают пазлы вместе с малышом, между ними и крохой выстраиваются тесные семейные отношения.

Совместно собирая один пазл, ребенок учиться работать в команде, помогать другим и добиваться поставленной цели, невзирая на трудности.

Все эти навыки понадобятся в будущем, в личной и профессиональной сфере жизни.

И это далеко не все, на что способны детские пазлы. Такая мозаика делает ребенка усидчивым, терпеливым, самостоятельным и аккуратным.

К тому же, она развивает математическое мышление, если у малыша есть задатки к математике, а также открывает в ребенке творческие способности.

Вы вполне можете устроить со своим чадом совместные семейные вечера, где вместе с ним будете собирать занимательную картинку, развивая таким способом интеллектуальные и физические способности своего малыша.

Такая игра наверняка принесет огромное удовольствие и Вашему чаду, и Вам.

Как привить ребенку любовь к чтению художественных книг

Вам может быть интересно: Упражнения для пресса в нашем видео.

Собирание пазлов — не просто увлечение, но и способ познакомиться

Страстные собиратели паззлов расскрыли некоторые профессиональные секреты. Выяснилось, что мозайка помогает найти друзей, устроить личную жизнь, поправить здоровье и даже стать чемпионом международного уровня.

Когда есть свободное время, они собираются в одном из московских кафе. Ловко, в шесть рук, разбирают горку цветных деталей. Пройдет совсем немного времени, и из этого пестрого разнообразия начнет вырисовываться живописнейшая картинка. Увлечение, времяпрепровождение и даже способ познакомиться. Ведь еще не так давно они совсем не знали о существовании друг друга.

Форум для тех, в чьей жизни картинки-головоломки занимают в прямом смысле много места, создал стоматолог из Таганрога Сергей Супрунов. Пазломан со стажем, уверяющий: это не тяжелая болезнь, всего лишь легкая форма помешательства. Уверен, что таких, как он, на свете хватает.

«Наша география от Владивостока до Сан-Франциско. Людей очень много, которые собирают пазлы. Только многие считают, почему-то, что это не взрослое занятие, и им стыдно в это признаться», — говорит Сергей Супрунов.

Сам он признается, что любовь к складыванию мозаик у него родом из детства (тогда их ему привозили из-за границы), и что вместо кино свою девушку он приглашал собирать красивые картинки. В итоге они поженились, умение находить подходящие друг другу детали стало еще и семейным хобби. А позже нашли себе подобных и в виртуальном пространстве, и в своем городе, например, Сергея и ??? Захарчук. Впрочем, эта пара как раз относит себя к умеренным пазломанам. То есть им это нравится, но без фанатизма.

«У нас так получилось, что я неплохо собираю фон, а Ира хорошо собирает точные детали. У нас конфликта нет. Садимся — и поехали», — рассказывает Сергей Захарчук.

С тех пор для души собирают на кухне, а скорости ради — на чемпионатах. В России первые соревнования устроил Сергей, он же и вывел сборную нашей страны на европейский уровень. В этом году в Брюсселе его команда  заняла первое место. Говорит, было жарко.

«На соревнованиях драйв, это адреналин, это, конечно, очень заводит, хотя кажется, что, вроде, очень спокойное занятие. Когда люди собирают 500 детальный пазл за 30-40 минут — это дорогого стоит», — отмечает Сергей Супрунов.

Чтобы не потерять форму, экономист из Кыштыма Катерина Мешанина ежедневно перед сном тратит по два часа на сборку мозаик. Она уже выиграла чемпионат Урала и заняла в составе сборной Сибири второе место на европейских соревнованиях. Кате приходится тренироваться в одиночку. Пока в ее родном Кыштыме не нашлось людей, готовых разделить с ней это увлечение.

«Идешь по улице — слово пазл. Люди очень часто используют это слово. Жизнь не складывается, не хватает какого-то кусочка, пазла. В детективах из-за этого пазл не складывается. Люди очень часто используют это слово. Но при этом, когда ты говоришь, что собираешь пазл, они в ответ: «Че за фигней ты занимаешься?» — рассказывает Екатерина Мишанина.

А для нее это серьезно, это часть жизни, к которой родные поначалу тоже относились не более, чем благосклонно. Мол, ничего плохого, пусть дочь поразвлекается. Но совместная поездка на соревнования все изменила. Катина мама там поняла: эти головоломки — не только детская игра, но и серьезное увлечение для взрослых.

Бухгалтеры, юристы, преподаватели, доктора, программисты, молодые мамы — вот, кто входит в сообщество любителей пазлов. Многие из них признаются, что таким образом снимают повседневные стрессы и дают возможность отдохнуть и голове и телу.

«Это развивает мелкую моторику, зрение, потому, что оттенки начинаешь различать, координацию, безусловно. У нас на форуме есть женщина в возрасте. После инсульта пазлы помогли ей прийти в норму, восстановить здоровье», — рассказывает Оксана Елина.

Сейчас любители пазлоспорта готовятся к очередному российскому чемпионату, который пройдет летом в Таганроге. Участники — всего 50 человек — планируют собрать 50000 деталей за пять часов. Говорят, задача не из легких.

Пазлы для взрослых (почему взрослые собирают пазлы)

Известно, что пазлы являются одним из лучших способов обучить ребенка и воспитать у него определенные качества, но кто сказал, что они совсем бесполезны для взрослых? Пазлы – это не только развлечение, но и отличный способ саморазвития, поэтому взрослые охотно охватывают этот вид досуга, стремясь и получить удовольствие от кропотливой и тщательной работы, и развить определенные навыки.

Самое главное достоинство работы с пазлом – он служит в качестве отличного «антидепрессанта», позволяющего быстро и эффективно избавиться от стресса. Монотонная работа по подбору элементов, кропотливое сравнение различных кусочков и постоянное использование воображения способны эффективно переключить внимание и отвлечь любого от текущих проблем. Более того, человек, сконцентрировавшийся на сборе картинки, учится аккуратности и логическому мышлению, вот почему многие взрослые намеренно покупают крупные пазлы (от 500 кусочков) для того, чтобы заставить себя стать терпеливее.

Еще одно достоинство этой увлекательной игры – развитие пространственного мышления. Это необходимо прежде всего студентам и школьникам, которые проходят геометрию, а также взрослым, работающим в отраслях, где эти знания могут пригодиться (например, в строительстве или архитектурной сфере). Кусочки пазла нужно не только подставлять в картинку, но и мысленно представлять их в разных ракурсах, и это служит великолепной тренировкой.

Другая причина, по которой взрослые охотно покупают пазлы, — развитие собственных талантов. Многие люди стремятся иметь хобби, но не каждый может делать что-то своими руками или отличается творческим подходом к вещам. Однако при сборке пазла не нужно что-то придумывать или изобретать – требуется лишь внимание, спокойствие и серьезное отношение, и можно у себя дома выстроить настоящие пирамиды из картонных кусочков, Эйфелеву башню из пластиковых фрагментов или даже целый глобус с указанием стран и городов. Для этих целей служат специальные 3D-пазлы, которые только недавно стали по-настоящему модными, и которые мало пригодны для детей в силу сложности их сборки. Результат не заставит себя долго ждать: такая красота отлично впишется в любой интерьер и может стать также великолепным подарком, который будет для одариваемого особенно ценным, ведь «собиратель» пазла вложил в свое детище всю душу.

Наконец, еще одна причина, которая заставляет взрослых собирать пазлы, — отличный способ провести время с семьей или друзьями. Общие усилия по собиранию сложной и строптивой картинки объединяют даже больше, чем подвижные игры, и каждый, кто уже понял, насколько заразительны пазлы, ни за что не откажется от них впредь. Это действительно прекрасный способ развлечься и обрести душевный комфорт на долгое время, ведь не зря же говорят, что умение интуитивно чувствовать, какой фрагмент вам нужен именно сейчас, сродни талантам гения, знающего, какая деталь в это самое мгновение способна изменить мир.

В чем польза пазлов

На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.

В наше время развивающие занятия с ребенком начинаются практически с самого его рождения, а многие мамы, будучи беременными, ходят на музыкальные концерты или изучают иностранные языки в надежде, что они привьют чувства языка или ритма своему малышу. Поэтому возрастное ограничение в применении каких-то игрушек или развивающих пособий кажется весьма странным. Дети взрослеют и их игрушки усложняются вместе с ними, и основное правило при игре с ребенком – это необходимость выбрать адекватный возрасту материал.

Пазлы – это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Это очень распространенное заблуждение! Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.

Развивающие игры в возрасте от 1 до 12 месяцев. В этот период ребенок исследует окружающую среду с помощью зрения, слуха, осязания, а также через эмоциональный контакт. Он может смотреть на то, как взрослый собирает головоломки и пазлы, изучать отдельные детали пазлов, а радость взрослых будет вдохновлять любопытство малышей, их желание играть с пазлами.

Развивающие игры в возрасте от 12 месяцев до 18 месяцев. Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы — разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Благодаря манипуляциям с частями предметов ребенок осваивает основные пространственные характеристики положения частей пазлов относительно друг друга. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению.

Развивающие игры в возрасте от 18 месяцев до 36 месяцев. В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается тонкая моторика пальцев и рук.

Развивающие игры в возрасте от 4 лет до 8 лет. Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления.Развивающие игры в возрасте от 10 лет. Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.

Какими же должны быть самые первые пазлы? Первые пазлы должны быть максимально простыми: от двух до четырех крупных деталей. Желательно, чтобы эти детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче, поскольку крепления у пазлов часто бывают. Материал пазла также имеет значение. Если это бумага или картон, то они должен быть достаточно толстыми и плотными. Бумажные пазлы лучше предварительно наклеить на толстый картон. Если материал сделан из дерева, то на боковых срезах не должно быть зазубрин. Детали во всех случаях должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным.Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты пазлов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Если для самых маленьких детей подходят хорошо знакомые, яркие предметы, то для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше — пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита, классификация животных и растений, материков и их особенностей. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.

Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.

•Развитие мелкой моторики, координации движений. Поскольку пазл состоит из достаточно мелких деталей, необходимость соотносить части предметов, управляться с маленькими частями картинки развивает моторику пальцев и руку малыша, его движения становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем пространственная ориентация и тонкая точная координация рук и пальцев поможет малышу быстро научиться писать, избавит его от проблем с почерком и речью.

• Тренировка способности увидеть задачу с разных сторон, способность принимать комплексные сложные решения, развитие логического мышления. Для правильной сборки пазлов необходимо учитывать сразу несколько факторов: форму элемента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных частей и конечный результат работы. Всё это позволит ребенку в будущем выбирать заранее стратегию решения той или иной задачи.

• Развитие воображения, пространственного мышления, фантазии, внимания, памяти. Ребенку необходимо уметь образно представить то, что он должен собрать, а во время сборки пазла постоянно удерживать этот образ в памяти.

• Развитие способности самостоятельного принятия решений, самостоятельного поиска ответа без помощи взрослых. Полная свобода в выборе стратегии поведения при сборе картинок позволит ребенку поверить в свои силы, самостоятельность, что впоследствии поможет ему самостоятельно принимать решения в разных жизненных ситуациях. Итак, использование пазлов в качестве развивающей игрушки для ребенка можно практиковать с самых первых дней под пристальным вниманием родителей. Если родители смогут привить интерес у своего малыша к этой замечательной игре, то впоследствии ребенок сможет не только добиться значительного прогресса в своём развитии, но и у всей семьи появится новая интересная игра, которой всегда можно посвятить тихие совместные семейные вечера.

Екатерина Левикова, детский психолог, консультант семейного центра «Ого-Город», холдинга «Мир детства».

Техника «Групповой пазл» в педагогике

Техника «Групповой пазл» (Jigsaw technique) — это метод для организаций занятий в классе, при котором все ученики зависят друг от друга. Он был разработан социальным психологом и профессором Эллиотом Аронсоном в 1971 году.

Суть в том, что педагог разбивает класс на группы, а задания на части, которые ученики должны собрать вместе как головоломку. Возникает позитивная зависимость друг от друга, а также коллективная ответственность.

Эта техника — эффективный способ изучить материал. Что еще более важно, процесс складывания пазла (головоломки) поощряет активное слушание, участие и сопереживание, предоставляя каждому члену группы существенную роль в академической деятельности.

Для педагогов эта техника имеет несколько существенных преимуществ:

  • Она достаточно проста в освоении как для учителя, так и для учеников.
  • Она похожа на игру, что существенно повышает вовлеченность учеников.
  • Ее можно использовать вместе с другими педагогическими стратегиями.
  • Технику можно применять, даже если у вас есть всего одно занятие.
  • Она не требует материальных затрат.

Вот пошаговая структура, которая научит вас использовать этот метод.

Десять шагов

Шаг первый: разделите учеников на группы по 5-6 человек

Группы должны быть разнообразными и максимально равными по возможностям. Сильные ученики не должны все быть в одной группе, как и слабые.

Кстати, этот же простой метод можно использовать и для выявления социальных связей в классе. Учитель просто предлагает ученикам поделиться самим и наблюдает за процессом. Таким образом можно понять, кто с кем дружит, кто остается вне групп, как проявляют себя разные участники в ходе коллективной работы.

Шаг второй: в каждой группе назначьте одного лидера

Здесь тоже можно поступить по-разному: не всегда стоит выбирать самого сильного ученика или неформального лидера коллектива. Смотрите за тем, как себя проявят и другие.

Шаг третий: разделите урок на 5-6 сегментов

Разумеется, это не строгое число. В первую очередь выясните, сколько кусочков будет в вашей головоломке.

Например, если вы хотите, чтобы ученики побольше узнали об исторической фигуре, разделите его биографию на следующие сегменты:

  • Детские годы.
  • Семейная жизнь: отношения с мужем/женой и детьми.
  • Исторические достижения личности.
  • Как его/ее достижения повлияли на тот период.
  • Как его/ее достижения повлияли на современный мир.

Шаг четвертый: дайте задание каждому ученику изучить один сегмент

Убедитесь, что ему достаточно информации для того, чтобы изучить определенный сегмент, а также проследите, чтобы ее не было больше, чем нужно.

Шаг пятый: дайте ученикам время на то, чтобы прочитать каждый сегмент дважды

Помните, что ученикам не нужно запоминать или «зубрить» эту информацию. Процесс должен быть максимально привлекательным и не раздражающим.

Шаг шестой: сформируйте временные «экспертные группы» учеников из каждой группы

После того, как материал усвоен, формируются временные «экспертные» группы из учеников разных групп. Каждый должен познакомить остальных со вверенным ему материалом. Таким образом происходит обмен мнениями, ученики углубляют свои познания по всей заданной теме.

Шаг седьмой: верните учеников в первоначальные группы

На этом этапе они должны обменяться новой информацией друг с другом. Так как каждый из них «эксперт» лишь в одном сегменте, они словно собирают групповой пазл, чтобы глубже вникнуть в тему.

Шаг восьмой: поощряйте учеников задавать друг другу вопросы

Вопросы очень желательны, потому что в этом случае обучение становится активным процессом. Ученики проявляют любопытство и закрывают пробелы в своих знаниях.

Шаг девятый: переходите от группы к группе, наблюдая за процессом

Если у какой-либо группы возникают проблемы (например, ученик слишком доминирует или подрывает дисциплину), направьте ее деятельность в конструктивное русло. Или можете поручить лидеру группы следить за порядком, выделяя для все одинаковое количество времени.

Шаг десятый: проведите тестирование, а лучше — викторину

Помните, что учебный процесс должен доставлять удовольствие, а не выглядеть обязанностью. Придумайте викторину, чтобы каждый ученик воспринимал процесс как игру. Примените принципы геймификации.

Пример

Предположим, вы хотите на внеклассном занятии познакомить своих учеников с самыми распространенными ошибками в русском языке, чтобы они не делали больше подобных ошибок. Правила грамматики всегда вызывают некоторые сложности, а такой формат поможет сделать процесс более оживленным и задействует всех сразу. Итак:

  1. Сформируйте команды и назначьте лидеров. В каждой группе должно быть от четырех учеников. Каждая группа должна стать «экспертом» по 1-2 темам, которую вы выбрали. Например, написание не и ни с разными частями речи, окончания ться, тся, приставки пре, при и т.д.
  2. Затем начинается активная фаза. Каждая группа работает над своей темой, разбирает правила, читает учебник, придумывает примеры.
  3. После этого группы на время «меняются» участниками и делятся знаниями.
  4. В конце проводится коллективный тест на использование изученных правил.

Эту технику вы можете использовать для любого предмета. В некоторых случаях может понадобиться небольшая подготовка. Экспериментируйте, частично меняйте метод и используйте этот инструмент для обучения. Ученики, работающие в команде, где каждый член вносит свой вклад в общий успех группы, учатся гораздо лучше, поскольку все вовлечены в процесс и активно задействованы. К тому же, это еще и урок социального взаимодействия.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: