Что такое музыка урок для детей – Первые уроки музыки, или здравствуйте! — запись пользователя Ольга (id1984767) в сообществе Раннее развитие в категории Музыкальное развитие

Уроки музыки

Сольфеджио: друг или враг музыканта
Link
Учим ноты вместе
Link
Нотная грамота
Link
Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм
Link
Что такое интервалы в музыке, учим интервалы
Link
Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности
Link

 

Музыкальные правила
Link
Что звучит?
Link
Музыкальный театр
Link
рисуем музыку
Link

Развивая творческий потенциал в столь юном возрасте – вы добавляете важнейшую составляющую всесторонне развитой личности ребенка. Поэтому занятия непременно должны сочетать в себе игровые моменты, специальные подвижные упражнения или пальчиковые игры, для совсем маленьких, а главное, в легкой и абсолютно не сложной форме знакомить детей с музыкальными основами. Наши музыкальные уроки не только прививают любовь к музыке в интересной форме, но и знакомят с самыми важными понятиями, развивают в детях музыкальные способности. Их можно проводить не только в группах, в школе, но и в уютной домашней обстановке. Для этого вам понадобятся лишь некоторые музыкальные пособия, которые вы без труда сделаете самостоятельно и записи нужных композиций.

Запомните, что регулярные занятия музыкой способствуют развитию правильной дикции, мышления, памяти, чувства ритма, а также творческого потенциала. Еще один плюс таких уроков в том, что благодаря им ваш кроха знакомится с лучшими образцами классической музыки.

 

«Что такое музыка» — Музыка

МАУ ДО «ДШИ» Задонского района Липецкой области

Лекция – концерт на тему «Что такое музыка?»

Автор и ведущая: Комова Алла Васильевна.

Вслушайтесь! Весь мир поёт-

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт,

Ведь она — волшебник!

А действительно! Кто из вас прислушивался когда-нибудь к звукам, окружающим нас? Давайте послушаем вместе! Вспомним, как звенит прохладный ручей, как гремит летний гром, как шепчутся между собой своими листиками деревья. А уж как поёт соловей! Как щебечут птички — это уже настоящая музыка. Это птичьи песенки.

Вокруг нас в нашем большом доме, где мы с вами живём, всё наполнено разными звуками. Только как различить какие из них музыка, а какие просто шум?

Это очень просто. Попробуй пропеть эти звуки. Если мы можем их повторить голосом — значит они музыкальные, а если нет — то эти звуки шумовые.

Музыкальные звуки очень чуткие. Они откликаются на наши с вами чувства – горе, радость, веселье, печаль, озорство, задумчивость и другие.

Они, как краски, могут нарисовать музыкальную картинку, они могут навеять на нас грусть или какие-то воспоминания.

Давайте послушаем маленькую пьеску Руббаха » Воробей». Закройте глаза и вы увидите, как прыгает маленький воробышек, как он клюёт крошки и вдруг он замечает кошку! Скорей, скорей! Он отпрыгивает подальше и взлетает на ветку. Успел! И радостно чирикнул.

А теперь ещё одно музыкальное произведение, которое рисует нам картинку. Это «Клоуны» — пьеса композитора Дмитрия Кабалевского. Вот на арену выбегает клоун. Он худенький и шустрый, в больших башмаках он весело подпрыгивает, но, споткнувшись, падает один раз, другой, третий… Но вот на арене появляется второй клоун — это рыжий толстяк с огромными резиновыми гирями. Он вперевалку идет в центр круга. Вот он начинает поднимать свою ношу. Рраз…! Ничего не получается. Два… опять неудача! Три… И гиря медленно поползла вверх, но тут она падает и, подпрыгивая, как мячик укатывается с арены, а клоуны вприпрыжку бегут за ней. Занавес закрывается…

Музыкальные звуки, как живые. Они могут дружить с нами, а могут и поссориться. Например: один человек говорит: » Мне эта музыка очень нравится», а другой отвечает:» А я её терпеть не могу!» Это значит, что первый подружился с этой музыкой, понял её, а другой с ней » поссорился » и не хочет или не может понять о чём она рассказывает. Так давайте будем учиться понимать музыку и тогда она станет для всех нас лучшим другом.

У каждой музыки есть свой характер. Она бывает веселая и грустная, энергичная и задумчивая, озорная и спокойная. Давайте послушаем весёлую полечку, грустную песню, бодрый марш, спокойную колыбельную. У каждой из этих пьес свои особенности, свои средства выразительности, которые мы будем изучать на наших уроках.

Есть музыка, которая отражает жизнь настоящую или сказочную. Вот, например, какую картину нарисовал русский композитор Модест Петрович Мусоргский, увидев рисунок своего друга художника. Нарисованы были старинные часы с кукушкой в виде деревянной избушки, а композитор представил, что в этой избушке живёт Баба Яга. Вот она садится в свою ступу, разгоняется и летит над полями и лесами, а вот и избушка на курьих ножках. Стоит она в дремучем лесу. Стрр-ашно!

Кажется, что из-под каждого куста выглядывает нечистая сила… А Баба Яга опять садится в свою ступу и улетает, растворяясь вдалеке…

А вот еще одно произведение, которое рисует нам картину пробуждающейся природы. Это пьеса Эдварда Грига » Утро «. Здесь мы видим первые нежные лучики солнца, пробуждаются бабочки, птички, распускаются цветы, а солнце все выше и выше поднимается над землёй, всё теплей становятся его лучи. Вот

они уже заливают своим теплом всю землю… Где-то вдали звучит пастуший рожок — просыпается деревня, начинается погожий день… Так композиторы

передают в музыке не только чувства и переживания человека, но и картины, окружающей нас жизни.

Первые уроки музыки, или здравствуйте! — запись пользователя Ольга (id1984767) в сообществе Раннее развитие в категории Музыкальное развитие

Дорогие мамочки, принимайте!

Моему солнышку практически три года, но вот только решилась написать свой первый пост!) На форуме сижу больше двух лет, и постоянно новинки и интересняшки от самых замечательных мам! Восхищаюсь всеми вами и пытаюсь все самое интересное воплощать в игре и жизни моей малышки!

Так как я мама работающая с 1 года и 3 месяцев (так сложилось((), конечно, далеко не все успевается и удается, но в моем случае приходится гнаться за двумя, а то и за пятью зайцами (а как же муж, друзья и порядок в доме и на работе), пытаюсь всех поймать!

Я не придерживаюсь какой-то определенной методики в развитии ребенка, хотя перечитала огромное количество книг, будучи еще дома. Вот как живу, так и воспитываю, и развиваю: все и сразу))))

Сейчас хочу написать про наши первые уроки музыки (не имею ввиду здесь разные шуршалки и пищалки - все это было), а именно об уроках по изучению нотной грамоты.

С самого рождения Сашульке я пела колыбельные сама, от чего получала огромное удовольствие (закончила музыкальную школу, как-никак)), и до сих пор сама помню сладкие мамины песни. Может быть поэтому доченька очень любит петь и уже с полутора лет мы вместе напеваем разные песенки по дороге в садик, а сейчас колыбельные только вдвоем и никак по-другому.

Цели вырастить великого музыканта у меня нет, поэтому просто для общего развития попыталась найти что-то интересное для малышки в книжках. Итак, наш фаворит в изучении нотной грамоты:

Уроки музыки для малышей 2-8 лет Федорова Е.А.

http://read.ru/id/4389130/#

http://www.labirint.ru/books/470846/

Книга представляет собой альбом формата А4, хорошего качества с яркими иллюстрациями. Подходит для изучения нот с самого раннего возраста. Методика изучения такова: изначально автор предлагает для каждой ноты свое изображение (например, до - домик, ре - рыбка и т.д.), цвет (до - домик из красного кирпича, ре - синяя рыбка), далее цветная нота на нотном стане и только потом переход на стандартную нотную грамоту. К альбому прилагаются крупные разрезные листы с «изображениями» нот для всех методик (домик, цветная нотка на стане, черная нотка на стане)

и маленькие картинки для приклеивания на клавиши пианино в двух вариантах - изображения нот и просто цветные нотки.

На оборотной стороне больших листов у каждого изображения придумана своя история, что очень нравится маленькому ребенку. В альбоме есть задания и упражнения для игры на клавишах.

Таким образом, ребенок начинает читать нотки с простых «ти, та» до своих первых мелодий.

И учатся нотки действительно легко и быстро. Всем рекомендую.

И еще одна книжка, может быть кто-то думал покупать, так вот:

Ирина Домогацкая: Первые уроки музыки (+CD)

http://www.labirint.ru/books/496523/

http://read.ru/id/1399474/

Книга формата А4 на очень плотных листах, прилагается диск. В книге 50 уроков «о музыке»: как услышать чудо и увидеть звук, что такое тембр, начинаем петь и т.д. То есть книга как таковая написана не для изучения нотной грамоты, а в принципе о том, что такое «музыка» и как ее «увидеть». В книге есть интересные задания - музыкальный коврик, музыкальная елочка, ритм. После 42 урока начинается знакомство непосредственно с нотной грамотой. Возрастные рекомендации к книге- от 4 до 6 лет, раньше знакомить ребенка с данной книгой, я думаю, не имеет смысла, хотя все зависит от цели…


Так мы развиваемся в музыкальном плане, учим по одной нотке в неделю))) и конечно, игра на синтезаторе в принципе доставляет дочке море удовольствия.

Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, и мой отзыв тоже кому-то пригодится!))

мелодии для пианино ноты

О музыке для детей

Беседа о музыка

Чем больше ребенок узнает о музыке, тем больше он будет понимать прекрасный язык музыки, тем шире будет его кругозор. Очень важно с младенческого возраста знакомить малыша с различными жанрами музыки. Ребенок постарше с удовольствием узнает про музыку и музыкальные инструменты.

Сначала и потом
 

Что такое музыка?

Музыка состоит из множества музыкальных звуков. Музыкальные звуки чередуются с тишиной. Чтобы зафиксировать, записать музыку, придумали обозначения — ноты.  Есть семь нот:  до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Почему музыка важна?

Музыка является частью культуры и одной из древнейших ее форм. По значимости музыку можно сравнить с чтением и письмом.

Музыка влияет на наш мозг.  Например, когда мы слышим песни про Новый год, мы сразу вспоминаем этот праздник, снег и подарки! Музыка – это язык сердца, ведь она заставляет чувствовать. Музыка может рассказать о том, о чем не скажешь словами. Когда мы случаем веселую музыку, то сразу становится радостно. Печальная музыка может заставить нас грустить. Еще музыка-это язык для всех людей, ведь все его понимают.

Сначала и потом
 

Как получается музыка?

Музыки не бывает без музыкантов и без музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты делятся на следующие основные группы:

-струнные (гитара, балалайка, виолончель, арфа, скрипка, домра, гусли). Струнные музыкальные инструменты имеют струны, у некоторых из них еще есть смычок — длинная трость;

— духовые (флейта, саксофон, труба, тромбон). Такие музыкальные инструменты сделаны в виде  трубы, в которую необходимо дуть;

— ударные (бубен, барабаны, ксилофон, маракасы). Эти инструменты производят звук путем удара по поверхности инструмента либо покачивании самого музыкального инструмента;

-клавишные (баян, аккордеон, гармонь, рояль, пианино). Такие музыкальные инструменты имеют клавиши.

Музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах, образуют оркестр. Человек, который пишет музыку, называется композитор.

Сначала и потом  

Играем музыку сами

Попробуй сам получить новые звуки с помощью музыкальных стаканчиков. Возьми несколько, лучше пять-шесть, стеклянных стаканчиков и наполни их водой до разного уровня. Металлической ложечкой или деревянной палочкой ударь по каждому из стаканчиков   — и ты услышишь звон. У такого инструмента высота звука зависит от количества налитой в стакан воды. Стакан, наполненный водой почти до краев, даст самый низкий звук, а пустой стакан – самый высокий. Изменяя количество воды в стаканах, можно сыграть простую мелодию.

Ну, а игре на настоящих музыкальных инструментах дети учатся в музыкальной школе.  

Конспект Тема: «Расскажите детям о музыке»

Тема: «Детям о музыке»

Цель: систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов, их звучанию; дать представление о нотной грамоте; сформировать понятия о профессиях композитора, дирижёра, музыканта; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Оборудование: доска Smart Board, проектор, ноутбук.

Ход занятия:

2 слайд:

hello_html_m60235fab.png

— Ребята, закройте глаза и приготовьтесь слушать. Что вы слышите? (щебет птиц, шум прибоя)

При нажатии изображения динамика — звучат звуки природы, при щелчке по экрану -появляются изображения. После этого воспитатель читает стихотворение с экрана.

— На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, шелест листвы, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Шум может быть приятным и неприятным, в зависимости от настроения. Иногда мы говорим «шум дождя», а иногда- «музыка дождя». Правда, красиво?

— Людям всегда хотелось подражать звукам природы, и научится самим издавать красивые звуки. Так люди начали создавать музыкальные инструменты. Но самым первым музыкальным инструментом стал…как вы думаете, что это было? (предположения детей)

— Голос человека. Мы учимся владеть этим инструментом с самых юных лет.

3 слайд:

hello_html_m147c8bc2.png

Звучит фрагмент колыбельной.

— Но потом люди стали задумываться над тем, как записать музыку, чтобы передать её другим людям. Так появилась нотная грамота.

4 слайд:

hello_html_m2fd60b70.png

— Люди придумали ноты и домик для них — нотный стан. Это пять линеечек, на которых располагаются нотки. А чтобы в доме всегда был порядок и нотки не путались, а сидели каждая на своём месте, в начале нотного стана был поставлен скрипичный ключ. Вот так люди научились записывать музыку. А как же называются люди, которые сочиняют музыку и записывают её? (ответы детей)

— Правильно, композиторы.

5 слайд:

hello_html_2667a3ac.png

— Каких композиторов вы знаете? (ответы детей) Здесь изображены портреты известных во всём мире композиторов: Бах, Моцарт, Чайковский, Бетховен и детский композитор-Дмитрий Борисович Кабалевский.

— Теперь представьте, что вы — композиторы. В основе любого музыкального произведения лежит мелодия. Каждый из вас сейчас сможет сочинить свою мелодию.

Дети подходят по одному к роялю и проигрывают мелодию.

6 слайд:

hello_html_1f87e820.png

— Вот так выглядит партитура, но она молчит. Чтобы музыка зазвучала, нужны музыканты! Музыкантом чтобы стать, мало выучится играть на инструменте. Нужно научится разбираться в нотной грамоте, ведь кроме нот, в партитуре изображено множество знаков, которые помогают понять, как звучит мелодия (тихо-громко, быстро- медленно, плавно- отрывисто, грустно- весело) Правда, сложно?

— А уж какое множество музыкальных инструментов придумал человек!

7 слайд:

hello_html_7de70fc7.png

(Озвученные инструменты со знаком динамика: скрипка, виолончель, валторна, труба — в двух вариантах, литавры, флейта, рояль, арфа)

Вот, например, инструменты симфонического оркестра.

(при рассматривании и прослушивании того или иного инструмента, дети изображают в движении как играют музыканты на этом инструменте)

8 слайд:

hello_html_254f6860.png

— А вот так выглядит оркестр на сцене. Впереди, перед музыкантами стоит дирижёр. Ребята, как вы думаете, для чего он нужен? (предположения детей)

— Дирижёр руководит всем оркестром, ведь музыкантов много, они расположены по всей сцене и не слышат игры друг друга. А дирижёр помогает игру каждого музыканта соединить в единое прекрасное звучание.

— А теперь мы с вами станем оркестром, каждый из вас решит, на каком инструменте он хотел бы сыграть. Выбираем дирижёра (ребёнок или воспитатель), становимся полукругом, впереди-дирижёр.

— Готовы? Итак, сейчас прозвучит «Полька» Петра Ильича Чайковского в исполнении нашего дружного оркестра. Взмах палочки дирижёра и музыка зазвучала! (нажать значок динамика)

Конспект музыкального занятия «Звуки разные бывают»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ

«Звуки разные бывают»

Выполнила:

музыкальный руководитель МБДОУ №6

Яшкузина Евгения Владимировна

Тема: «Звуки разные бывают»

 Методы и приемы реализации содержания занятия:

Наглядные (Слайдовые фрагменты музыкальных и шумовых звуков)

Словесные (Рассказ о музыкальных и шумовых звуках)

Практические (упражнение, игра, музыкально — ритмические движения, восприятие музыки)

Интеграция образовательных областей: 

Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.

Познавательное развитие: закрепление знаний детей о музыкальных и шумовых звуках.

Речевое развитие: Расширение активного словаря (мажор, минор)

Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх

Возрастная группа: Старшая

Цель: формирование представления дошкольников об окружающих нас звуках.

Задачи:

Образовательные задачи:

— Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

— Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры движениями, интонацией.

— Обогащение словарного запаса через слова: звуки, шум, музыка, стеклянный, железный, деревянный, шуршащий.

 — Учить детей различать шумовые и музыкальные звуки, способствовать усвоению этих понятий, используя игровые приемы.

Развивающие задачи:

—    Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

—     Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.

—     Развивать координацию, переключаемость движений.

Воспитательная задача:

—    Воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Планируемые результаты

— Сформированы представления о различие между музыкальными и шумовыми звуками.

— Дети способны отличать звучание шумовых звуков от музыкальных, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.

— знают названия музыкальных инструментов, выражают свои эмоции в  исполнении песен, игре и танце, различают шум, звуки природы и музыкальные звуки.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

— Фортепиано;

— Записи шумовых звуков;

— Записи фрагментов звучания музыкальных инструментов;

— Карточки для игры «Различи звуки»

— Детские музыкальные инструменты (барабан, ложки, ксилофон)

— Бумага или целлофановый пакет, деревянная палочка, ткань;

— Бабочки, цветы бумажные по количеству детей;

— Нотки двух цветов желтые и синие.

Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимных моментах). Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям музыкальных инструментов. Разучивание считалочки к игре «Звуки мы идём искать». Разучивание текста игрового массажа «Дружок».

Используемый методический материал

  1. Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2001 г

  3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа – Композитор, 2009 г.

  4. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., «Откуда берется звук?» — журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

  5. «Музыкальный руководитель», №5, 2006 г.

6. Интернет-ресурсы:

— http://nsportal.ru/detskiy-sad/

— http://www.solnet.ee/parents/p11_07.html

— http://www.moluch.ru/archive/91/19171/

Ход занятия

I. Организационный этап

Дети входят в зал под музыку Д. Львова – Компанейца «Великаны и гномы», выполняют движения по словесному объяснению  педагога. Встают в круг.

Музыкальный руководитель: (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: 

Ребята,  сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой!

И другой!

А теперь мои хорошие

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь!

И садитесь!

II. Основной этап

Музыкальный руководитель:

Ребята, что мы сейчас делали?

(Топали, хлопали, шумели).

Музыкальный руководитель:

Как можно назвать такие звуки? (Шумы).

Музыкальный руководитель:

Совершенно верно. Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (Ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.

Скажите, какие звуки вы услышали? (Ответ)

Правильно, всё это шумы. Давайте поиграем. Я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.

Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы — шум мятой бумаги, стук карандаша, шум пакета.)

Шумовые звуки — это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите? (звучит запись вьюги)

Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне). Это  тоже  звуки, но какие? Шумовые? (Ответ). Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным  звукам относится и пение человека.

Музыкальный руководитель:

Чем отличается шум от музыки?

(Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте).

Музыкальный руководитель:

А вы знаете, что шумовые звуки бывают очень разные. Предлагаю вам сыграть в интересную игру. Хотите ребята?

Игра «Звуки мы идем искать» (Педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Раз, два, три, четыре, пять!

Звуки мы идём искать!

Пластиковый, деревянный,

Металлический стеклянный!

Дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по залу, который подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук. Игра повторяется несколько раз.

Музыкальный руководитель:

Давайте повторим: какие бывают звуки.

Шумовые (шумы, голоса природы), музыкальные  (пение человека, игра на музыкальных инструментах)

Музыкальный руководитель:

А чтобы найти музыкальные звуки в нашем зале я хочу предложить вам спеть знакомую песню. Только вот куда же она запропастилась? Как вы думаете? (делает вид, что ищет) (Ответы детей).

На 2 слайде изображена лесенка, состоящая из 7 ступеней.

Музыкальный руководитель:

А мне кажется, я знаю, где находится песня…

Посмотрите, на экране изображена лесенка, но лесенка не простая – а музыкальная и на ней и спряталась наша песня. Но чтобы её угадать нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если мы справимся с ними – то сможем угадать и спеть нашу песню.

Музыкальный руководитель:

Ну, что, ребята отправимся искать нашу песню?

Музыкальный руководитель берет первую нотку, на которой написано задание.

Нужен аккомпанемент,

Чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять

Сказку ими обыграть.

Музыкальный руководитель: Интересное задание!

Я хочу вам рассказать сказку, послушайте её.

Рассказывает сказку, на 3слайде появляются изображения инструментов и предметов в соответствии с текстом.

Заяц в лесу (Е. Железнова, С. Железнов «Музыка с мамой»)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(Шуршим бумагой)

Испугался заяц и бежать.

(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(Стучим палочкой по деревяшке)

Бросился заяц бежать.

(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(Натягиваем руками ткань)

Побежал заяц из леса к речке

(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца — и скок в воду.

(Проводим палочкой по ксилофону)

Тут заяц остановился и говорит:

— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(Стучим деревянными ложками по барабану (медленно) 

Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты и предметы, когда я рассказывала сказку? (Ответы детей).

На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите их. Я  сейчас еще раз расскажу сказку, а вы  будете озвучивать её.

Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию, как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.

Музыкальный руководитель: Молодцы! А какие звуки встречались в нашей сказке? (Музыкальные и шумовые)

В это время, на 4 слайде появляется лесенка, на ней нарисована картинка, на которой изображена первая фраза песни.

Музыкальный руководитель: а вот и первая подсказка к нашей песне. Значит, мы и с этим заданием справились.

Берёт 2 нотку.

Музыкальный руководитель:

А вы знаете, что музыкальные звуки бывают грустные и веселые, по другому их называют мажор и минор. Мажорные звуки – они всегда радостные, весёлые, светлые. А минорные звуки – они грустные, печальные, жалобные. Ребята, чтобы нам узнать следующую подсказку к нашей песне, нам необходимо выполнить следующее задание — внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.

Активное слушание музыки «Мажор или минор?».

Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а под грустную – ходят с опущенными головами.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, мы справились с заданием? (Ответ). Если откроется подсказка, значит, задание мы выполнили верно.

В это время, на 5 слайде появляется лесенка, на второй ступени открывается картинка с изображением второй фразы к песне.

Музыкальный руководитель: Справились, молодцы!

Музыкальный руководитель: А вот и вторая фраза нашей песни. Значит, мы и с этим заданием справились.  Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень? (Ответы детей).

Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

 

Берет 3 нотку, читает задание

Есть слова, есть инструменты,

Ну а где мелодия?

Вы на схемы посмотрите

И мелодию найдите.

(На 6 слайде изображён нотный стан, на котором сидят звери).

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая интересная схема.

Обратите, внимание, что все звери находятся на разной высотеКак вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей)

Есть звуки высокие и низкие. (На 7 слайде изображены котята). Если кошечки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки? (Мяу) (На 8 слайде изображены собачки). А как споют собачки? (Гав, гав), (На 9 слайде изображены коровы) А как споёт корова? (Му). Кто хочет спеть по этим схемам?

Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»

Фигуры котят, собачек и коров расположены  в звуковысотном порядке. Дети сначала по одному, затем вместе поют схемы.

 

На 10 слайде появляется лесенка, на картинке которой, изображен третий фрагмент песни.

Музыкальный руководитель: Появилась следующая подсказка, что это значит?  (Ответы детей)

Берет 4 нотку, читает задание

Музыкальный руководитель: В зале расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них,  а бабочку наденьте на пальчик.

Дети занимают места.

Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На  начало музыкальной фразы бабочка  взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.

Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразычто нужно делать? (Ответы детей)

Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

 

Игровое упражнение «Музыкальный полёт»

(Т.В. Рогаткина. Синтез искусств: дорога в детство, или новое изменение педагогики. Музыка и настроение. Музыкальный руководитель – 2006 № 5)

У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре  лежат  бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.

 

Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича)

В это время, на 11 слайде появляется лесенка, и изображением 4 фрагмента песни.

Музыкальный руководитель: А вот и четвёртая фраза нашей песни. Значит, мы и с этим заданием справились.

Берет5 нотку, читает задание

Музыкальный руководитель: ну, а сейчас, пришла пора позабавиться детвора!

Давайте, мы с вами  выполним  игровой массаж «Дружок».

Дети выполняют комплекс игрового массажа «Дружок» (Матюхина М.В. «Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии»).

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки!                    Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши.            Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже Поворачиваются  друг к другу, гладят по ручкам друг друга.

На мои похожи.                              

Хорошо с тобой, дружок,               Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

 

У меня такие щечки!                      Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я пощиплю их немножко.              Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже Поворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок.               Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

 

У меня такие ушки!                        Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.                  Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,                 Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

В это время, на 12 слайде появляется лесенка, и изображением 5 фрагмента песни.

Музыкальный руководитель: А вот и пятая фраза нашей песни. Значит, мы уже почти у цели.

Музыкальный руководитель: ну, что, давайте посмотрим следующее задание.

Берет 6 нотку

Звуки разные бывают

Это все на свете знают

Их не два и не три

Ты попробуй, отличи.

А сейчас проведем небольшую викторину. У каждого из вас будет по две карточки. На одной изображены нотки, а на другой кубики. Вам нужно будет внимательно слушать звуки и определить к каким звукам они относятся отнести к музыкальным или шумовым. Ну, что, готовы. Тогда, вперёд!

Дидактическая игра «Различи звуки»

В записи звучат различные звуки, параллельно на 13, 14 слайдах изображаются картинки, дети выбирают нужную карточку и показывают. Если картинка и звук относится к музыкальным звукам, то показывают карточку с изображением ноток, если к шумовым, то с изображением кубиков.

Музыкальный руководитель: А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.

Берет 7 нотку читает задание

Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились!

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют.

Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню.

Песня «Детский сад» Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгина.

Музыкальный руководитель подводит итог.

III. Заключительный этап.

Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песни. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи — возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно,  возьмите синюю нотку. Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?

Вы трудились не напрасно,

Все согласны? Да, согласны!

А теперь пришла пора,

Нам прощаться детвора.

 Музыкальный руководитель: (поёт) До свидания ребята!

Дети: (поют) до свиданья!

Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.

Первый урок музыки в 1-м классе

Тема первой четверти: “Музыка вокруг нас”.

Тема урока: “И Муза вечная со мной!”.

Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения.

Задачи:

Обучающие:

пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.

Развивающие:

способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе.

Воспитывающие:

прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портреты композиторов: П.И.Чайковского, В.Я.Шаинского, музыкальные инструменты, таблицы, карточки с творческими заданиями, нотки-медальки.

Ход урока

Дети под музыку входят в кабинет музыки.

Появляется учитель в образе «Музыкальной феи» останавливается возле фортепиано. Учитель здоровается с детьми.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуйте!

Учитель: Я – Муза, покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. У каждой феи есть имя. Я.. (Ф.И.О.): учитель музыки и на уроках, мы с вами как по «лесенке» будем подниматься к мастерству и успеху. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда “возникает” из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как зазвучит музыка.

Какие звуки вы услышали? (ответы детей)

Учитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки. Е.Королева.

Учитель: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене…

Учитель: Как можно назвать все эти звуки? Дети: Шумовые.

Учитель: Какие еще могут быть звуки? Дети: Музыкальные.

Звучит фрагмент “Па-де-де” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какими словами можно ее охарактеризовать? Кто сочиняет для нас музыку? Дети: Композитор.

Учитель: Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета)

Учитель: Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей?

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

– Кто руководит оркестром? (дирижер)

– Что же будет с музыкой, если её никто не услышит?

Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет.

– Что же необходимо, чтобы музыка существовала?

По мере ответов детей на доске появляются таблички с необходимыми компонентами существования музыки (композитор, исполнитель, слушатель).

Учитель: Ребята, я живу в музыкальной стране, в прекрасном Дворце. Сейчас закройте глаза, я поведу вас в чудесный мир музыки.

(Открыть доску с Домом-дворцом).

Учитель (музыкальная фея) поёт:

Этот теплый светлый дом,
С детства каждому знаком,
Все хотят сюда прийти,
Чтобы знания найти.
Здесь все рады вам всегда,
Ведь тут чудная страна…

Учитель: Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу вам предложить игру «Вопрос-ответ» – я буду задавать вопрос, а все будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что вопросы музыкальные:

– Как тебя зовут? – Любите ли вы музыку? – Детские песни? – Вы любите танцевать? – Весёлая музыка, вам нравиться? – А грустная?

Учитель: Спасибо. А для меня музыка стала частью моей жизни. Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания, которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет.

Задание № 1.

Откроется 2 окно, если вы отгадаете загадки о музыкальных инструментах? Кто знает – поднимайте руку. (После ответов детей учитель показывает музыкальные инструменты)

1) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь)
2) От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон)
3) У этого инструмента Есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль)
4) Опускаем молоточки На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон)
5) Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на … (Дудке)

Задание № 2

. Отгадайте, что звучит? И я открою 4 букву.

Послушайте, как звучат эти инструменты. (Ложки, бубен, барабан, металлофон, пианино). Закройте глаза. Я буду играть на разных инструментах, а вы – угадывать, какой инструмент звучит.

Задание № 3.

Следующее задание называется – «Кто, на чём играет?»

Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет – гармонист. На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. А на балалайке? (балалаечник) А на скрипке? (скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву.

Задание № 4.

Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: «Шумит, поёт, играет», ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.

Например: Лес? – Что делает? – Шумит (потопайте ногами) Оркестр? – Что делает? – Играет (похлопайте руками) Хор? – Поёт (пойте звук «А»)

Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль. Открываем 5 букву.

Задание № 5.

– А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру, для этого достаньте карточки, и послушайте правила игры.

Найдите картинки с музыкальными звуками. (На картинках изображены шумовые и музыкальные звуки). Открываем 3 букву.

Задание № 6.

Последнее задание называется – “Отгадай по голосу”. Ученик с закрытыми глазами должен узнать по голосу, кто из детей его зовёт.

В конце игр открываются все окна дворца, а там слово – МУЗЫКА.

Учитель: Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом дворце. Так называется чудесная страна, где я живу. И где будут проходить наши уроки. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывать тайны “В мире Музыки”.

Учитель: На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили?

Дети: (Ответы детей.)

Учитель: Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.

Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.

Дыхательная гимнастика

– Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Артикуляционная гимнастика

– “Футбол”: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

– “Вальс”: с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

– “Туча” и “Солнышко”: вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.

– “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

Учитель: После такой разминки мы готовы к пению.

(Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей).

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушайте, и выполняйте все, о чём поётся в песенке.

Песня «Петь приятно и удобно» слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.

Если хочешь сидя петь.
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно.
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Учитель: Ребята, вы стали школьниками, и я предлагаю спеть песню о школе.

Песня: “Учат в школе”, музыка В.Шаинского

Учитель: Хорошая песенка?

А хотите узнать, как появляются хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета.

Секрет №1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека, ничего не получится.

Секрет №2. Весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.

Секрет №3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать.

Учитель: С помощью, каких знаков записывают музыку?

Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка «Волк и сколько: козлят?» Так сколько нот?

А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Поможет нам в этом следующая песенка.

Песня “До, ре, ми, фа, соль” Ан. Александров

(Педагог исполняет 1 куплет, а детей активизирует петь припев, то есть гамму)

После разучивания песни педагог берёт с фортепиано нотки медальки.

Учитель: А вот и нотки! Послушайте, о чём они просят?

Расставьте, пожалуйста, нас по местам,
Особый порядок, создайте вы, нам.
Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались,
А после по тем же ступенькам спускались!

(Дети под музыку бегают, c последним её аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда).

Учитель: Есть много замечательных детских песен, которые написал Владимир Шаинский (показ портрета). Сегодня с вами разучим одну из этих песен, вам она очень понравиться.

Песня “Вместе весело шагать” В. Шаинский (после разучивания, исполнить песню, импровизируя музыкально-пластические движения).

Учитель: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравился наш урок, я прошу украсить мой дворец цветами, которые вы найдёте в конвертах. И я ещё долго буду помнить о таких чудесных детях (дети украшают дворец).

Учитель: Ребята, у меня есть сестры, добрые феи. Нас девять муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества. На следующих уроках я вас с ними познакомлю.

(В конце урока дети встают в круг).

Учитель: Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов?

Дети: Аплодисменты.

Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Дети под музыку выходят из кабинета музыки.

Литература

  1. Программы общеобразовательных учреждений музыка 1-7 классы. Авторы: Критская Е.Д., Шмагина Т.С., Сергеева Г.П.: «Просвещение», 2007.
  2. Учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса. М.: “Просвещение”, 2008.
  3. Музыка 1-4 классы /Сост. Критская Е.Д., Шмагина Т.С., Сергеева Г.П. М.: Москва “Просвещения” 2004.
  4. Читаем, учимся, играем № 11 2006г.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа Часть 2. Москва “Просвещение” 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *