Лепка барельефа своими руками
Творчество привлекает многих людей возможностью проявить себя в новой сфере деятельности и реализовать свои идеи без посредников. Я воспользовалась ремонтом в квартире и решила сделать барельеф на стене. Это оказалось несложно и очень увлекательно. Хочу поделиться полученным опытом.
Лепка барельефа
Сначала нужно подготовить стену: выровнять и загрунтовать. В строительных магазинах имеется огромный выбор шпатлевок, штукатурок и грунтовок для этого.
Когда стена готова и хорошо просохла, карандашом наносим рисунок. Я решила сделать розы, рассыпанные по стене. Проверяем композицию: равномерность расположения рисунка по всей площади, чередование мелких и крупных цветов. Если что-то не устраивает, можно исправить – карандаш на стене легко стирается ластиком.
Приступаем к лепке. Профессионалы рекомендуют брать гипсовую шпатлевку. Но у меня оставалась от других работ шпатлевка на полимерной основе, я начала работать ею. Затем, когда пришлось докупать материал, я взяла гипсовую. Таким образом, могу сравнить два вида шпатлевок.
Оказалось:
- разведенная полимерная шпатлевка более эластичная и послушная в отличие от гипсовой;
- цвет полимерной шпатлевки чисто белый, гипсовой – серый;
- при высыхании полимерная шпатлевка легко, без усилий обрабатывается наждачной бумагой, гипсовую приходится шкурить со значительным усилием.
Я не называю марки шпатлевок, это не имеет большого значения. Можно брать те, что есть в наличии в магазине и подходят по бюджету.
Итак, разводим шпатлевку.
Консистенция должна быть достаточно плотная, но не тугая, а эластичная.
Я работала мастихином. Удобнее начинать от середины цветка. Сначала выкладываю и разравниваю центральные лепестки.
Затем постепенно передвигаюсь к следующим. Выкладывается масса на стену по линиям рисунка небольшими частями.
Немного их приглаживаем, разравниваем, придавая нужную форму. При окончательном разравнивании можно смочить мастихин в воде и мокрым провести по лепестку. Вообще, лучше стараться разровнять как можно более гладко, чтобы потом не пришлось много сошкуривать.
Оформив один лепесток, переходим к другому.
Так выглядит роза из шпатлевки на полимерной основе (белая).
Теперь приступаем к лепке листьев.
Выкладываем массу на всю площадь листа.
Прочерчиваем мастихином посередине листа основную линию.
Слегка приглаживаем шпатлевку по направлениям боковых прожилок. При этом не нужно слишком разглаживать поверхность.
Когда все вылепленное просохнет, начинаем вышкуривать мелкой наждачкой. Окончательно получается так:
Когда все цветы обработаны, нужно как следует их очистить щеткой от пыли и покрыть грунтовкой, желательно 2-3 раза.
На этом фото как раз видно, где цветы из гипсовой шпатлевки (темные), а где из шпатлевки на полимерной основе (белые).
Когда грунтовка просохла, закрашиваем стену с барельефом белой краской. Мне нужно было закрасить серый цвет гипса и выровнять все цветы по тону. Затем я нанесла колерованную краску (светло-бежевый цвет).
Теперь акриловой краской (золотой металлик) закрасила края лепестков. Я хотела, чтобы цвет был не слишком насыщенным, поэтому наносила краску с помощью полусухой кисти-щетины. Когда она подсохла, я влажной губкой еще немного сняла блеск.
Так окончательно выглядит стена:
Можно покрыть барельеф лаком. Так лучше сохранится краска от выгорания и загрязнения.
Процесс лепки очень захватывает. Я теперь продумываю вариант лепнины на балконе. Кстати, если не можете решиться слепить барельеф на стене, можно взять лист ДВП и для начала сделать картину. Удачи!
Делаем барельеф: женский профиль | Журнал Ярмарки Мастеров
В этом мастер-классе мы попробуем сделать портрет, точнее профиль. Человеческое лицо — один из сложнейших объектов для лепки и рисования. Лицу присущи эмоции, выражение, красота. Для изображения это очень важные составляющие, их нужно суметь передать. Этим и попробуем заняться.
Наш профиль женский, поэтому нужно сделать красиво. Это сложное понятие. На вкус и на цвет, как известно… Я нарисовал профиль с элементами, присущими античной скульптуре, но сделал их немного помягче. В качестве темы взята скульптура Иоганна фон Гальбига «Вакханка на львице» 1869 г. Не точная копия. Переработанная под барельеф и мой взгляд на окружающий мир. Как автор — имею право.
Высота портрета 26 см. Будет вписан в круг около 32 см. Это оптимальный квартирный размер, достаточный для проработки деталей и без перерасхода материалов. Глубина рельефа (толщина) — 1,7 см.
Поехали. Перед началом работы советую выбранный вами рисунок затонировать. Это не так сложно. Понадобится простой ТМ карандаш, ластик и любой палец. Свет верхний, соблюдайте глубину рельефа. Где глубже, там темнее, выпуклое — светлее, где складки кожи, там совсем чёрным. Работы на полчаса, но рельеф вы будете чувствовать гораздо лучше. Вот мой вариант.
Выберите свой рисунок. Выбор темы — это тоже важный этап работы. На доске достаточного размера (с учётом дальнейшей формовки) накладываем слой пластилина 2-3 мм. Пластилин советую взять жёлтый (телесный) твёрдый. Перед работой размягчить у батареи или в тёплой воде. Заглаживаем немного.
Накладываем наш рисунок, закрепляем бумажным скотчем, обводим карандашом. Срезаем всё лишнее, получаем силуэт изображения. В области лица за него не выходим, волосы можно немного изменять.
Это наш базовый слой, на котором мы начнём формировать лицо. Остатками срезанного пластилина начинаем накладывать рельеф . Здесь нужно уточнить. Все знают, что в упрощённом варианте можно представить голову человека в виде яйца. Отсекаем мысленно половину (вдоль), уплощаем в три-четыре раза (пропорционально) и получим примерное распределение точек по объёму. В середине толще, к краям тоньше. То же самое с нашим барельефом, в середине — наибольший объём, самые высокие точки рельефа — ухо, волосы (в середине), листья. Исходя из этого и будем наносить наши планы. Но нельзя сводить объём на нет. Толщина базового слоя всегда должна оставаться 2-3 мм. При прямом взгляде этого не заметно, при взгляде под углом минимальная толщина рельефа должна быть примерно одинаковой по всей окружности работы.
Делаем пока только лицо и ухо. Шея и волосы потом. Не забываем о распределении точек. Переносица ниже, чем крыло ноздри. Крыло ноздри ниже, чем уголок рта. Уголок рта ниже, чем скула, но примерно на одном уровне с глазом. Зрачок глаза ниже, чем угол глаза. Крыло ноздри сверху ниже, чем снизу. Попробуйте сами рассчитать распределение точек по щеке. Посмотрите в зеркало, и всё станет ясно. Это и есть главное правило построения лица в профиль. Наносим пока общие планы, без детализации и зализывания. Нам нужно правильно выстроить рельеф лица.
Выглядит страшно, так и должно быть. Ведь никто не показывает «кухню» процесса, а она у всех одинакова. Старайтесь не утолщать рельеф, с ним сложнее работать. Всё время чередуйте два действия — наложение и соскабливание, тогда уложитесь в запланированный размер по толщине.
Ещё одно важное правило. При работе нужно постоянно вертеть доску относительно источника света. Я работаю перед окном. Сижу на стуле, и доска лежит передо мной тоже на стуле. Получается на расстоянии вытянутой руки, так я вижу всю работу, а не отдельные части. Поворот доски без усилий и быстро даёт другое освещение. Искусственное освещение более резкое, при нём легче замечать дефекты, но свет тоже должен идти под углом.
Продолжаем наносить и соскабливать, уточнять детали. Под носом нет угла, нос переходит в губу плавно. Нижнее веко заходит под верхнее в углу глаза. На лицевой части самая выступающая часть — это скулы (верх щеки под глазом уходит к уху), нижняя губа в углу рта заходит под верхнюю. Все эти детали, вроде бы мелкие, в итоге помогут грамотно построить лицо. Очень гармонично на женском лице смотрится валик между бровью и глазом, но нельзя перебарщивать, получится отёк. Таких валиков на лице несколько. Над губой, под губой. Постарайтесь правильно их разместить там, где не должно быть плоско. Постоянно меняем освещение и стремимся к реализму. Слишком большой глаз или маленький нос испортят общий вид работы.
Поменяли освещение.
Пригладили.
Подработали глаз и губы. Что не так? Глаз слишком театральный. Потом доработаем.
Когда результат более-менее устраивает, начинаем формировать шею. Опять посмотрите в зеркало или найдите подходящие рисунки. Старайтесь перед каждой работой набирать фотоматериал по теме, это обогатит работу дополнительными деталями. Шею можно представить в виде цилиндра. Отсекаем половину, уплощаем пропорционально. В середине толще, к краям сходит на наш минимум 2-3 мм.
Намечаем мышцы и гортань. Найдите рисунки уха, чтобы было похоже на настоящее, и расположите в нужном месте. У меня слишком низко. Ухо должно быть расположено на уровне носа.
Поднимаем. Теперь ухо на месте.
Когда более-менее готово лицо, начинаем набирать объём волос. Сначала крупными кусками.
Постепенно, набрав нужную толщину, накладываем пряди по направлению укладки. Думаю, с причёской женская часть аудитории разберётся. На нашем рельефе единственное место, где видны корни волос, это висок. Показываем корни волос.
Прорабатываем, добавляем детали.
Другое освещение.
Дорабатываем волосы. Чередуем объём прядей и направление.
Другое освещение. С носом нужно поработать, он плосковат. Не хватает хрящей.
Постепенно вырисовывается наш профиль. Заглаживаем лицо, дорабатываем отдельные участки. Следим за тем, чтобы лицо, шея и волосы были единым целым, а не отдельными кусками. Всё должно сочетаться и поддерживать друг друга, а не противоречить. Если, например, сделать слишком выразительными волосы, потеряется лицо.
Иногда бывает так, что работа в общем устраивает, но что-то в ней не так. Какой-то участок портит всё дело, а понять, что именно, нельзя. Тогда оставляем всё до следующего дня. Утром, взглянув свежим глазом, гораздо легче понять, в чём была допущена ошибка. Переходим к листьям.
Вырезаем на отдельной плоскости, соскабливаем, накладываем на место. Пока их приклеивать не надо, просто разложить. Может потом что-то нужно будет изменить, подработать.
Немного опускаем челюсть снизу между подбородком и ухом.
Приглаживаем, накладываем листья, смотрим.
Другой свет.
Дорабатываем волосы снизу.
Теперь закончим низ барельефа. Одновременно с этим попробуйте увидеть два явных недостатка. Внимательно посмотрите на рисунок. Явно бросается в глаза слишком квадратная челюсть с резким контуром. И наш театральный глаз нужно поднять на пару миллиметров.
Исправляем.
Другой свет.
Так гораздо лучше. Глаз «успокоен», челюсть выглядит более естественно. Лицо стало более реалистичным. На этом пластилиновая модель готова. Зашлифовать можно будет только гипсовую отливку. Формуем, добавляем фон, прорезаем и шкурим.
Наша работа закончена. Подведём итог. Думаю, главное в лепке лица, это внимание. Ко всему. Форма, детали, сочетания, соразмерности. Даже в общественном транспорте можно подметить те детали, над которыми вы работаете. Я не имею в виду, что нужно фотографировать всех подряд, нужно суметь увидеть и запомнить. А потом перенести свои знания в ваши работы.
Всем творческих успехов, спасибо за просмотр. В следующем мастер-классе мы затонируем наш профиль.
Фантастическая лепнина и барельефы
Автор:13 февраля 2018 09:10
Каждый хочет как можно красивее и по своему вкусу украсить свое жилище. Что люди только не придумывают для этого. И вот один из способов украшения стен — лепнина, барельефы и горельефы. Посмотрите какая прелесть!
Барельеф в интерьере выглядит очень изысканно и оригинально. В комнате создается особый шарм. Это отличный вариант для декора пустой стены, либо маскировки ее неровной поверхности.
Источник:
Источник:
Плоскостные скульптуры Это когда вся скульптура изображена на плоской поверхности, и только некоторые его части слегка выступают
Источник:
Источник:
Источник:
Материалом для барельефа, в основном, служит гипс, штукатурка, глина, папье-маше, полистирол
Источник:
Горельеф Это когда все детали скульптуры выступают больше чем на половину всего объёма, тогда как если выступ менее выступающий — это и является барельефом
Источник:
Барельеф специально создается под конкретный интерьер, и повторить шедевр дважды все равно не получится — в каждом новом месте он будет смотреться по-другому
Источник:
Источник:
Источник:
Такая высокая уникальность делает каждый декор единственным и неповторимым
Источник:
Источник:
Источник:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕПКЕ БАРЕЛЬЕФА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
ПО ЛЕПКЕ БАРЕЛЬЕФА
из опыта работы педагога дополнительного образования
Булатова Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «Кедровский центр развития творчества
детей и юношества»
г. Кемерово
Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы педагогами дополнительного образования на занятии по лепке скульптурной формы — барельефа.
Искусство это очень осязаемо. А лепные формы украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.
Барельеф – это выпуклость, изображение отдельных фигур, целых групп или каких-либо предметов менее чем половину объема. Например, если отрезать от яблока тоненькую пластину и приложить к доске – это и будет барельеф.
Барельефная лепка открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их относительно друг друга.
Целью этих занятий является: ознакомление с новой формой скульптуры – барельефом, расширение знаний о композиции изображения, развитие творческих способностей.
Освоение отдельных технических приемов вполне доступно обучающимся и может внести определенную новизну в творчество сделать его более интересным и увлекательным.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
ПО ЛЕПКЕ БАРЕЛЬЕФА
Знакомство обучающихся с новой формой скульптуры — барельефом его декоративно-художественными особенностями надо начинать с показа образцов.
Эти скульптурные формы используются для украшения поверхности посуды, медалей, монет, для шкатулки, интерьера, фасада зданий.
Напомнить, что обучающие делали разные работы. Некоторые из них имели вид картин, на которых всё изображение располагалось на одной плоскости. Такие картины обычно висят на стене. Другие работы – круглые скульптуры, а барельеф это не плоская картина и не круглая скульптура, а нечто среднее, рельеф частично выступает на плоской поверхности, возвышается над ней, менее, чем на половину своего объема.
Что именно изображают в барельефе?
Это зависит от его использования. Могут быть сложные сцены с множеством фигур, герои народных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, а могут быть простые изображения отдельных предметов, натюрморты, портреты, бессюжетные композиции орнаментного содержания растительные и геометрические формы, зоомотивы, морские мотивы. В любом случае художник берёт эти сюжеты из своих наблюдений. Очень часто он изображает объекты природы, которые может дополнять собственной фантазией, превращая их в красочные картины.
Техника выполнения разная, зависит от замысла. Это может быть плавная, гладкая выступающая поверхность, либо отдельные выпуклые или углубленные линии, штрихи. Можно использовать рельефное декорирование – тиснение, налепы, завитки и т.д.
После того как выбрали возможный сюжет барельефа и обсудили технику выполнения, можно сделать эскиз будущего барельефа на бумаге цветными карандашами. Начинается лепка барельефа, с того, что сначала нужно слепить основу – пластину, на которой будет держаться изображение, а потом на эту пластину налепить все детали.
Изготовление пластины – основы для барельефа, это картонная заготовка или тонкий пенопласт на которую наносят слой из пластичной массы, в частности это соленое тесто, до 1 см. Затем надо приступить к основному изображению, разметка композиции при помощи стеки, контур рисунка, который будет рельефным. Можно с ориентировать всех на выполнение какого-то одного несложного сюжета (например, изобразить бабочку, рыбку, грибок и т. п.).
Выбранное изображение нужно хорошо вписать в заданный формат пластины, чтобы оно было выразительным и не слишком мелким.
Наносится самый общий контур изображения, можно наносить контур при помощи шаблонов, вырезанных из картона, ошибки легко исправить, заглаживая нанесённые линии, сверять рисунок с эскизом.
В зависимости от выбранной техники налепляют на это место нужной толщины и формы пластичную массу. При помощи стеки делают углубления и выемки. Когда задуманное изображение станет выпуклым, необходимо его уточнить. С этой целью можно заострённой палочкой или пластмассовым ножичком подправить контуры изображения. Обязательно следует позаботиться о выразительности деталей, так как именно они делают всю работу более интересной. Например, если барельеф изображает бабочку, можно на её крылышках налепить более выпуклые кружочки, а на них, в свою очередь, сделать палочкой углубления, на брюшко бабочки можно нанести ритмичные линии – как кольца на гусенице.
Прилепляя детали, следует смачивать водой и как можно плотнее примазывать кусочки пластичной массы.
Если работа выполнялась из цветной пластичной массы, после высыхания можно красками лишь слегка подкорректировать или усилить цвет.
Роспись барельефа выполняется после полного высыхания. Окрашивается фон пластины, затем сам рельеф.
При обсуждении детских работ, обращают внимание на оригинальность замысла (если работа выполнялась по собственному замыслу), выразительность деталей, цветовое решение.
Так же хорошо обсудить с обучающими, где могут быть использованы барельефы .
Из готовых пластин можно составить общую картину.
ДЕКОРИРОВАНИЕ БАРЕЛЬЕФА
Для выразительности деталей, так как именно они делают всю работу более интересной, во время лепки можно использовать рельефное декорирование.
Самый простой вид рельефного декорирования это тиснение.
Для этого можно использовать простейшие штампики, Самые разнообразные узоры можно создавать, используя трубочки, заостренные палочки, пластмассовый нож. Текстильорнамент – отпечатки грубыми тканями: мешковина, сетка, можно использовать гипюр.
Интересна техника украшения оттисками шнура и веревки. Для украшения барельефа можно широко использовать и природный материал. Отпечатки колосьев хлебных злаков, соломинки, стебли, зерна, иголки хвойников, всевозможные ракушки, камешки.
Тиснение пальцами — легкий вид тиснения, пальцем делать вдавливания или защипы.
Гравировку можно выполнять вилкой, как гребнем, делать волнистые линии.
Налепные узоры – выразительные украшения барельефа. Формируем руками жгуты, шарики, конусы, бусины, завитки. Использовать налепные детали можно не только для украшения, но и для получения на поверхности изделия различной фактуры: бугорчатой, игольчатой.
Расписывать барельеф после полного высыхания, гуашью. Если работа выполнялась из цветной пластичной массы, после высыхания можно красками лишь слегка подкорректировать или усилить цвет.
После обсуждения цветового решения или по составленному эскизу в цвете, обучающиеся приступают к росписи своей работы. Сначала красят саму пластину, если есть, рельефные углубления их хорошо прокрашивают , даже заливают краской, для восприятия глубины, лишнюю краску можно растереть салфеткой. Далее расписывают изображение и мелкие детали.
Заключение
Начинать лепить барельефы с детьми можно с самого раннего возраста. Если покрыть толстым слоем соленого теста кусочек картона, в него можно вдавить фасоль. Макароны интересной формы, веточки, бусинки – получится великолепный барельеф.
Свои мысли, чувства, настроения, эмоции ребенок может выразить в лепке из пластичного материала. Создание художественного образа и дальнейшее его выражение — процесс сложный и многоплановый. Поэтому педагогу необходимо всячески стимулировать всестороннее ознакомление с объектом изображения, создать более объемный и полный образ замысла, помогать процессу создания образа, использовать художественное слово, образцы.
А результатов добивается тот, кто проявит трудолюбие, упорство, умение, на занятии необходимо создать положительные условия, чтобы обучающийся почувствовал себя личностью и получил удовольствие от процесса собственного труда.
Конспект образовательной деятельности по барельефной лепке в средней группе
Конспект организованной образовательной деятельности по барельефной лепке в средней группе
«Морское дно»
Цель: развивать мелкую моторику в процессе коллективной барельефной лепки.
Задачи:
Обучающие: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни, закрепить представления детей о цветах и формах рыб и растений подводного мира; познакомить с техническими приемами лепки: скатыванием пластилина в спираль, размазыванием, закрепить знакомые приемы: раскатывание прямыми ладонями, круговыми движениями рук, сплющивание. Познакомить детей со стекой, её действием. Учить располагать предметы красиво и равномерно по всей фоновой поверхности.
Развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать умение договариваться, создавая общую композицию, развивать активность, аккуратность, творчество детей.
Воспитательные: вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах.
Предварительная работа: рассматривание открыток, фотографий морского дна, рыбок, видов водорослей; беседы об обитателях моря; загадывание загадок, дидактические игры: «Золотая рыбка», «Собери картинку»; малоподвижные игры «Море волнуется», «Земля, Вода, Воздух»; раскрашивание книжек-раскрасок о море.
Материал к занятию: картонная основа с нанесением фона – морского дна, доски для лепки, пластилин разного цвета, салфетки, игрушечный дельфин, мультимедийный экран,
Ход образовательной деятельности:
Стук в дверь. Заносится дельфин с фоном, завернутым в бумагу и письмом. Читаем письмо. «Дорогие ребята, пишет вам директор зоопарка. Мы получили вашу картину про Африку и передали ее обезьянке. Она ей очень понравилась и обезьянка теперь стала веселой. Спасибо вам за помощь! Но у нас случилась новая беда. Наш дельфиненок Кузя плавал в море навестить свою бабушку. Она подарила ему картину о море и его жителях. Но, когда Кузя плыл обратно, начался шторм и смыл весь рисунок. (Показ фона) Теперь Кузя ничего не может показать своим друзьям и очень огорчается. Не сможете ли вы, ребята, помочь дельфиненку сделать новую картину про морское дно?
Давайте подумаем, что мы можем изобразить на этой картине, а ты, Кузя, нам помогай.
— Что можно увидеть на морском дне? (камушки, ракушки, песок)
— А что растет в море? (Травы, водоросли.)
— Какие они? Какого цвета водоросли? (Длинные, узкие, широкие, зеленые или коричневые.)
— Как вы думаете, почему их называют водорослями? (Потому что они в воде растут).
— А кто живет в море? (рыбы, улитки, электрические скаты и др.)
Показ мультимедийной презентации «Морское дно и его обитатели».
Вот какое море –
Без конца и края.
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться.
Станет видно, кто там
В глубине таится.
Кузя, а наши дети тоже могут плавать, как рыбки.
Физминутка:
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
— Давайте подумаем, как можно сделать камушки? На что они похожи? (на лепешки). Камушки могут быть разной формы и разного цвета.
— А еще на морском дне могут быть ракушки. Посмотрите, как их можно слепить (сворачивание жгутика в спираль).
— Водоросли могут быть разными: одни похожи на длинные веточки, другие на листья пальмы, они могут быть, как веточки с листочками.
— В воде плавают и разные красивые рыбки. Сейчас я вам покажу, как мы будем их лепить (показ воспитателя).
— А сейчас, чтобы нам побыстрее сделать нашу картину, мы с вами подумаем и договоримся, кто что будет лепить. Одни дети будут делать камушки и ракушки, другие водоросли. После этого мы все вместе будем делать рыбок.
Дети, под руководством воспитателя, договариваются о распределении работы.
Для тех, кто быстро справился с заданием, можно предложить сделать пузырьки для рыбок.
После работы дети любуются полученной картиной:
Посмотрите, дно морское!
Красочное, голубое!
Камни серебром блестят
Красотой своей манят.
Ракушками ослепляет,
Всех в свое царство приглашает!
Рефлексия. Ребята, как вы считаете, мы смогли помочь Кузе? Что вы хотите пожелать ему на прощанье? (Дети передают дельфина друг другу и тихонько говорят ему свои пожелания).
Методическая разработка занятия по лепке «Лепка барельефа «Птица на ветке»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
Методическая разработка
занятия по лепке
«Лепка барельефа «Птица на ветке»»
Автор-составитель:
Мельник Марина Леонидовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ»
г. Судак, 2018 г.
Пояснительная записка
Барельеф (от французского bas-relief «низкий рельеф») — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на четверть объёма. Это распространённый и популярный вид украшения изделий декоративно-прикладного творчества всех времён, известный людям ещё с эпохи палеолита: первые барельефы — глубоко высеченные или тёсаные наскальные изображения. В наше время барельефы выполняют из различных материалов, таких как дерево, гипс, глина, пластилин и прочие.
Изображение живой природы, птиц и животных, является важной и неотъемлемой частью изобразительного искусства вообще и лепки в частности. Умение передавать пластику и характерные особенности птиц при помощи пластилина способствует развитию художественно-прикладных навыков и пространственно-образного мышления воспитанников.
Тема занятия: «Лепка барельефа «Птица на ветке»»
Цель занятия:
— обучение лепке барельефа
Задачи:
Обучающие:
научить приемам лепки на плоскости;
научить подбирать и смешивать пластилин;
научить передавать объём и пластику с помощью пластилина.
Развивающие:
Воспитательные:
воспитать интерес к творчеству, усидчивость, любовь к природе, умение сотрудничать и работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
иллюстрации по скульптуре, ноутбук, пластилин, дощечки, стеки, картон (пластик), ножницы, образцы наиболее удачных работ других учеников.
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: учебное занятие в мастерской.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Возраст детей: 8-11 лет.
Предварительная подготовка
Педагог просит детей нарисовать дома эскизы на тему «Птица на ветке», на основании которых они должны будут выполнить индивидуальные творческие работы на занятии. Педагог подбирает иллюстративный материал по заданной теме, литературу о барельефах, их истории, художественных особенностях и способах изготовления.
Структура урока:
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2.Теоретическая часть: сообщение новой темы и необходимой информации о технике и способах лепки барельефа на плоскости.
3. Практическая часть: самостоятельная работа воспитанников.
4. Анализ проведенной на занятии работы.
5. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Организационный момент:
— приветствие
— проверка присутствующих
— проверка готовности к занятию
— повторение правил техники безопасности
Теоретическая часть:
Сегодня мы познакомимся с такой разновидностью скульптурного рельефа, как барельеф, и научимся лепить птицу на плоскости (педагог рассказывает воспитанникам об истории барельефа, особенностях и способах его выполнения; показывает образцы работ). Для этого каждому из вас понадобится прямоугольный кусок картона (вместо картона можно использовать пластик), на котором вы и будете лепить. Вначале нужно сделать предварительный рисунок карандашом или фломастером, после чего приступать к лепке. Но сначала нужно посмотреть иллюстрации и ознакомиться с приёмами и особенностями лепки барельефа из пластилина.
Практическая работа
Дети лепят индивидуальные творческие работы по своим эскизам — барельефы с изображением птиц на плоскости. Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Анализ проведённой на занятии работы
Педагог и воспитанники обсуждают получившиеся творческие работы. Педагог акцентирует внимание на наиболее удачных работах и объясняет их достоинства.
Подведение итогов занятия
Педагог повторяет с воспитанниками основные принципы лепки барельефа, хвалит их за проявленную фантазию и трудолюбие, вежливость в общении друг с другом.
Используемая литература
1. Лыкова И.А. Я – будущий скульптор – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.
2. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003.», 2006.
4. Скульптура. История искусства для детей. — М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002
Барельеф «Цветок» | Журнал Ярмарки Мастеров
Здравствуйте, уважаемые интересующиеся! Предлагаю Вашему вниманию, свой мастер-класс по лепке барельефа цветка.
Любая идея находит начало своего воплощения в карандашном наброске. Наш Цветок не смог стать исключением.
Оттолкнувшись от этой схемы, мы прорисовали эскиз в масштабе, где были сохранены все пропорции.
Калька с эскизом на малярный скотч была закреплена на подготовленную для этого стену. А подготовка заключается в том, что она должна быть выровненой и оштукатурена.
Перевод рисунка производится путём его обводки с использованием копировальной бумаги.
Для дальнейшей работы нам потребовались: около 2,5 кг хорошо замешанной скульптурной глины (она должна быть мягкой, но не липнуть к пальцам),стеки,нож,колонковая кисть, кисть -щетинка,скалка, две ёмкости- одна для воды, другая- для шликера . Также нужно подготовить шликер, на который мы будем приклеивать фрагменты рельефа. Шликер — это не что иное ,как та же глина, доведённая до концистенции жидкой сметаны. В качестве разжижителя используем обыкновенную воду. Можно добавить туда клей ПВА (примерно на треть, впрочем это не строго). Саму глину необходимо обернуть влажной тканью и положить в полиэтиленовый пакет, чтобы она не обсыхала.
В нашем случае мы начали лепить с левого верхнего края. Хотя, на самом деле, следовало начать с центральной части, где будут самые массивные и многослойные фрагменты. Всё это для того, чтобы оптимизировать процесс сушки. Ведь желательнее накладывать следующий слой на просушенный. Но у нас было время,чтобы растянуть удовольствие.
Следует отделять от целого куска глины ровно столько,сколько требуется для формирования фрагмента. Лишние куски старайтесь сразу прятать в пакет. Не делайте слишком громозких элементов, чтобы при переносе их на стену они не развалились.
Можно разделить все лепные элементы на 3 основных вида: жгутики или колбаски, пласты и шарики. Всё остальное — производное от них. Поэтому, прежде чем лепить фрагмент, определите для себя, что это будет за вид. Пласты раскатываются скалкой, ну а всё остальное — руками. Участок на который вы намерены приклеить фрагмент промажьте шликером, используйте кисть-щетинку. Только когда фрагмент достаточно хорошо прилип, пригладьте его по всему периметру не оставляя щелей .
Пальцами,стеками или даже скалкой придайте массе нужную форму,проработайте детали. При необходимости выглаживайте рельеф колонковой кистью смоченной в воде.
Следующий фрагмент сопрягайте с предыдущим так, чтобы не было видно стыков. Не оставляйте надолго невыглаженный участок, глина сохнет и потом необработанную деталь придётся, разве что, резать и шлифовать.
Шаг за шагом — и рельеф слеплен.
Оставьте его сохнуть в течение одной недели в естественных условиях. При повышенной влажности и пониженной температуре процесс замедляется. Соответственно можно ускорить его, увеличив температуру и понизив влажность.
Когда работа высохла, обработайте её мелкой наждачной бумагой. Перед покраской загрунтуйте её раствором клея ПВА с водой (50%). Дождитесь полного высыхания. Затем можно колеровать в любой цвет. В нашем случае мы использавали краскопульт, т.к кисть оставляет следы. При желании, опять же после полного высыхания, пройдите по всем поверхностям акриловым лаком (глянцевым или матовым).
Спасибо за внимание! К сожалению, МК возможно не достаточно проиллюстрирован, но постарался подробно описать процесс. Надеюсь, что кому- то будет полезным!