Развитие детей в возрасте 8 лет. Что должен уметь делать ребенок в восемь лет?
Умения и знания детей 8-ми лет зависят от их психического и физического развития, воспитательной модели дома и в школе. Восьмилетний ребенок находится в переходном положении: он уже не детсадовец, но пока еще не сформировавшаяся личность. Его преследуют стремление к самостоятельности и одновременно нехватка опыта в бытовых, общественных делах.
Чтобы изменить вектор общения с учеником второго класса, направить воспитательный процесс в нужном направлении, родителям нужно знать, что должен уметь делать ребенок в 8 лет самостоятельно. Об этом и поговорим.
Физическое развитие ребенка в 8 лет
Ученикам второго класса приходится много сидеть, писать. Их позвоночник и кисти рук еще не до конца готовы к таким нагрузкам, поэтому при длительном письме или чтении малыши жалуются на боли в спине, усталость пальчиков. Кости детей 8-ми лет содержат большое количество хрящевой ткани, поэтому малыши этого возраста гибки, эластичны и податливы к растягиванию.
С точки зрения физиологии, восьмилетние дети должны уметь:
- Делать простые координационные движения, состоящие из 1-2 элементов;
- Поддерживать позу сидения 25-30 минут;
- Испытывать желание к подвижным играм, беганию;
- Лазать на шведскую стенку на высоту более 1 метра;
- Подтягиваться на турнике 1-4 раза;
- Сгибаться пополам сидя и стоя;
- Закидывать мяч в кольцо с небольшого расстояния;
- Кататься на лыжах с палками, коньках, роликах;
- Плавать на спине и брасом;
- Взбираться по канату;
- Пробегать длинные дистанции на время.
Важно! Родителям и педагогам школ важно помнить, что полное окостенение конечностей и позвоночника ребенка произойдет к 10-11 годам. Нельзя использовать упражнения с приземлением на твердую поверхность на физкультуре, могут повредиться фаланги пальчиков.
Восьмилетние дети быстро утомляются. Им требуется дополнительный отдых днем, после школы. В этом возрасте вряд ли можно устроить полноценный сонный час, как в детском саду, но послеобеденный отдых на диване в течение 30 минут весьма полезен.
Психическое развитие детей в 8 лет
В младшем школьном возрасте малыш все больше погружается в социум, отрывается от мамы, папы. Ему необходимо общение со сверстниками. Дети в 7-9 лет учатся получать информацию вне семьи и мнений родителей: из СМИ, интернета, от окружающих, знакомых детей и взрослых.
Согласно особенностям психического и психологического развития, ребенок 8 лет должен уметь:
- Осознавать себя отдельной личностью;
- Высказывать свою точку зрения;
- Составлять мнение о происходящем и услышанном;
- Предполагать, кем станет в будущем;
- Стремиться к общению с одноклассниками, сверстниками;
- Соблюдать общепринятые социальные нормы;
- Контролировать свое поведение в школе, на улице, дома;
- Осознавать опасности: аккуратно переходить через дорогу, не общаться с незнакомыми взрослыми без разрешения;
- Выделять интересы, хобби;
- Концентрироваться на одном задание или предмете более 20 минут;
- Ориентироваться в пространстве, времени;
- Различать что такое «хорошо-плохо»;
- Запоминать стихи из 12-18 строк;
- Разборчиво писать;
- Слитно читать слоги, слова;
- Считать до 100-200;
- Решать простые задачи с 1-2 действиями;
- Запоминать сложную картинку и воспроизводить ее;
- Пересказывать сюжеты сказок, небольших повествовательных рассказов;
- Играть в ходилки, шашки, шахматы;
- Собирать конструкторы Лего из 500 и более мелких деталей по инструкции;
- Понимать принцип действия некоторых приборов.
Бытовые и социальные навыки ребенка 8 лет
Восьмилетний школьник способен помогать по дому, отлично обслуживает свои повседневные нужды. Обязательно научите ребенка 8 лет делать самостоятельно следующее:
- Собирать школьный портфель;
- Частично без помощи родителей делать домашние задания;
- Убирать кровать после сна;
- Наводить порядок в детской после игр, делать генеральную уборку вместе с взрослыми;
- Определять, что надевать, по погоде;
- Узнавать время по часам со стрелками;
- Разогревать еду;
- Накрывать на стол;
- Нарезать салаты, наливать чай;
- Мыть посуду;
- Вытирать пыль;
- Пылесосить;
- Мыть пол;
- Забивать гвоздики, шурупы;
- Заботиться о домашнем питомце;
- Помогать заботиться о младших сестрах, братьях;
- Выполнять несложную работу по уходу за скотом, в огороде.
Дети 8 лет умеют и знают уже достаточно много, чтобы доверить им важные и ответственные дела по дому, в школе. Главное, не скупиться на похвалу. Ласковое слово сближает родителей и детей, стимулирует школьника к развитию умений, приучает к труду, повышает самооценку.
Видео развитие детей в возрасте 8 лет
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Развитие ребенка на 5 месяце жизни: что должен уметь малыш?
Содержание:В 5 месяцев малыш уже не только узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом. Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица!
Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка
В среднем вес мальчика на 5 месяце колеблется от 7,0 кг. до 7,3 кг., а рост от 62 до 65 см.
Вес девочек — от 6 кг. до 6,6 кг., рост колеблется от 60 см — 64 см.
Темпы роста и прибавления веса в 5 месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. За пятый месяц малыш вырастает примерно
Зрение. Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы.
Слух. По поводу того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в точки зрения развития органов слуха, то здесь следует сказать, что каждый кроха уже умеет различать голоса: свою маму он точно сможет узнать из десяти других людей. В этом возрасте можно проверить, хорошо ли слышит малыш. Для этого достаточно отойти на расстояние 5-6 метров и похлопать в ладоши. В норме ребенок должен повернуть голову на звук. Кроме зрения и слуха у малыша в этом возрасте хорошо развивается осязание. Например, легкие поглаживания мамиными руками успокаивают ребенка, а массажные движения, наоборот, бодрят.
Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения.
Это можно заметить по его поведению. Например, когда он берет игрушку в ручку, то сначала ее рассматривает, а затем кладет в свой маленький ротик. Так он получает информацию о незнакомом предмете.
В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят. Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.
Развитие речи. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине. Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».
У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки, поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев.
Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.
к содержанию ↑Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?
- в этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;
- умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот. Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;
- хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;
- если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях. Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;
- 5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;
- должен моментально уметь отличать «своих» от «чужих». Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;
- должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук;
- обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
- при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
- кроха учится подползать.
Что должно насторожить? Поводы для беспокойства
В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно. Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии.
- Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
- Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого.
- Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга, а также патологию нервной системы.
Когда ребенок лежит на спине, укройте его с головой пеленкой. Хорошо, если малыш захочет стащить ее со своего лица и сможет это сделать.
Дайте малышу игрушку и попробуйте забрать обратно. В норме кроха должен оказать сопротивление и не выпускать игрушку из рук.
Предложите ребенку поиграть с мячом. При нормальном развитии ребенок без труда сможет обхватить мяч пальцами рук. Если вашему малышу трудно это делать, значит, надо насторожиться.
Положите перед грудничком два предмета, сначала невыразительный, а потом насыщенный яркими красками. Понаблюдайте: почувствует ли малыш разницу, проявит ли он больше интереса к яркому предмету.
- Обратите внимание, перемещает ли ребенок свой взгляд вслед за вами, когда вы двигаетесь по комнате возле него.
- Потяните малыша за ручки из положения лежа на спине, стимулируя его сесть. Если голова его не держится прямо, а повисает, а сам ребенок не стремится сесть, значит, у него есть определенные проблемы с развитием.
- Понаблюдайте: когда вы берете кроху на руки и ходите с ним по квартире, проявляет ли он интерес к окружающим предметам, поворачивает ли голову из стороны в сторону. Если этого не происходит, есть повод обратиться к врачу.
Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника.
к содержанию ↑Питание ребенка: ввод прикорма
Первое, что должна сделать молодая мама, принимая решение о начале прикорма в 5 месяцев – это посоветоваться с педиатром. Это можно сделать, придя на очередной плановый осмотр.
По рекомендациям ВОЗ прикорм начинают в 6 месяцев. Поэтому к концу 5- го месяца уже нужно задуматься о том, чтобы разнообразить рацион его питания.
Прикорм назначается врачом-педиатром, если у ребенка:
- Недостаточная масса тела. В таких случаях рекомендуют постепенный ввод каш.
- Затрудненное опорожнение кишечника (запор). Введение небольших порций пюре из овощей помогут решить эту проблему.
- Непроизвольное частое срыгивание грудным молоком или смесью. Для устранения данного фактора назначают прием пищи более густой консистенции.
В рационе питания ребенка в 5 месяцев, кроме грудного вскармливания или молочной смеси, могут уже присутствовать: овощные и фруктовые пюре, фруктовые соки и каши. Больше никаких новых продуктов до 6 месяцев вводить не нужно.
Прикорм в 5 месяцев – овощные пюре. Овощное пюре вводят в прикорм грудничков, начиная с 5 месяцев. Благодаря своей однородной консистенции лучше всего подходят для первого знакомства с овощами кабачки, цветная капуста и брокколи, картофель.
Чуть позже можно дать ребенку оранжевые овощи: тыкву и морковь, но с осторожностью – ярко окрашенные фрукты и овощи чаще провоцируют аллергию.
Схема введения новых овощей – такая: вводим не больше одного нового овоща в неделю, дозу увеличиваем от 1/4-1/2 чайной ложки до 100 г в день к концу 5-го месяца. Если ребенку не нравится тот или иной овощ – не заставляем, пробуем другой.
Кормить ребенка баночным пюре промышленного производства или готовить овощи самостоятельно – выбор за вами. Баночное питание лучше покупать в аптеке, обращая внимание на сроки годности, а овощи и фрукты предпочтительнее те, что выросли в вашем регионе.
Прикорм в 5 месяцев – фруктовые пюре. Фруктовые пюре часто вводят уже в 4-5 месяцев. Для первого знакомства с фруктовым пюре, как и в случае с соками, лучше подходит зеленое яблоко – оно лучше всего усваивается детским организмом, а риск возникновения аллергии – минимален. Начинать лучше всего с печеного, а не сырого, яблока – это более щадящий для желудка крохи вариант. Для первого раза достаточно будет ¼ чайной ложки, затем количество постепенно увеличивайте, доведя к концу 5-го месяца до 50 мл в день.
Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, то предлагаем вашему информацию о проверке Роскачеством детской молочной смеси.
к содержанию ↑Уход за 5 месячным малышом
Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.
Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:
- чистка носика, протирание грязи вокруг ушей и внутри ушной раковины;
- подмывание теплой водичкой попы и половых органов;
- использование детских присыпок при кожных высыпаниях;
- смена подгузников во время туалета и в течение дня;
- умывание лица и ручек, протирание влажной салфеткой во время бодрствования и по окончанию игровых занятий.
Купать ребенка необходимо и в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю. В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.
к содержанию ↑Плановый медицинский осмотр и вакцинация
Медицинский осмотр в пятимесячном возрасте проводит только врач педиатр. Он определяет вес и рост ребенка в 5 месяцев, окружность головы и груди, смотрит физическое и психическое развитие ребенка и сравнивает результаты со среднестатистическими показателями.
На основании данных календаря прививок плановая вакцинация малышу назначается по исполнении ему четырех с половиной месяцев. В этом возрасте проводится 3 прививки: вторая вакцинация по профилактики дифтерии, столбняка, коклюша(АКДС), вторая прививка от полиомиелита и вторая вакцинация против гемофильной инфекции. Все прививки выполняются в один день после осмотра врача.
Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.
к содержанию ↑Развитие ребенка через игры и упражнения
Дети в это время начинают специально выбрасывать игрушки из коляски или кроватки, требуя, чтобы мама их поднимала. Это не просто каприз, такая игра – способ познания мира. Ребенок делает наблюдения, ставит эксперименты: как долго будет падать игрушка, куда она упадет, с каким звуком. Кроме того, таким способом кроха может пытаться привлечь мамино внимание, для ребенка крайне важно получать как можно больше общения с близкими людьми.
Когда ребенок тянет ручки за игрушкой в ваших руках, попробуйте отодвинуть ее немного дальше, чтобы малыш попытался поймать ее. Передвигайте ее с места на место, стимулируя пятимесячного малыша концентрировать свое внимание и координировать свои движения.
Называйте предметы, которые у вас в руках. Читайте ему сказки, обязательно рассказывайте о том, что нарисовано на ярких картинках. Объясняйте, что находится вокруг. Обогащайте всеми возможными способами багаж слов и понятий грудничка об окружающем мире.
5-ти месячный кроха пытается руководить своими действиями, если малыш поймал вас за руку или схватился за какой-либо предмет, попробуйте отобрать это у него. Пусть он приложит усилия вернуть вещь себе обратно. Обязательно уступите ему, пусть ребенок испытает радость своего достижения. Новыми игрушками пятимесячного малютки могут стать мягкие кубики или подушки из поролона.
Это могут быть различные геометрические фигуры: цилиндр, конус, шар, призма, куб. На них должны быть пестрые рисунки, всевозможные полоски. Грудничка можно уложить животом на одну из таких мягких игрушек или усадить верхом. Подложите ему под грудь подушечку, чтобы он мог перекатываться по ней. Так малыш будет учиться познавать свойства предметов. Небольшие предметы позволят развивать мелкую моторику рук. Пусть ребенок их трогает, перебирает, перекладывает с места на место, из руки в руку.
Упражнения для малышей 5 месяцев:
- Велосипед. Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.
- Легкие шаги. Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.
- Ползание. Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.
- Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.
- Занятие гимнастикой. Ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.
Возможные проблемы у ребенка 5 месяцев
- Неврологические отклонения. Чем старше становятся детки, тем отчетливее можно увидеть отклонения в развитии. Так, например, в возрасте пяти месяцев могут стать заметными те неврологические отклонения, которых не было заметно раньше. Возможно, развитие движений ребенка несколько не соответствует его возрасту, либо он практически не улыбается, либо очень сильно закатывает глазки. В любом случае вам необходимо будет проконсультироваться с невропатологом.
- Диатез. Если вы уже начали вводить прикорм в виде фруктовых или овощных смесей, то вполне вероятно, что у малыша может появиться диатез, или экссудативный диатез, то есть своего рода ответ организма на изменения в питании.
В дальнейшем диатез может развиться в аллергическую реакцию на тот или иной вид продуктов. Обычно диатез проявляется в виде кожных высыпаний красного цвета, либо в виде опрелостей в складочках, либо в виде шелушения, в том числе и на волосистой части головы. Однако диатез может появиться и у малышей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае мама должна пересмотреть свой рацион на наличие белка, поскольку именно белок симулирует выработку антител, которые и провоцируют аллергические реакции.
- Первые травмы. В пять месяцев ребенок уже достаточно подвижен, может переворачиваться на бочок, может пытаться сесть либо ползти, и именно эта приобретенная активность может стать виной получения травм. Родители привыкли, что их малыш еще такой маленький и что его можно оставить на диване или кровати, и он никуда не денется. Однако очень большой процент первых травм приходится как раз на этот период, поскольку детки просто напросто падают на пол. Поэтому теперь (как никогда ранее) не стоит оставлять малыша без присмотра, например, на родительской кровати, а лучше переложить в его собственную кроватку с бортиком, либо соорудить своего рода преграду для того, чтобы ребенок случайно не упал.
Развитие ребенка в 12 месяцев что должен уметь малыш
За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.
Рост и вес в 12 месяцев
Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.
Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.
Умения и навыки в 12 месяцев
- В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
- Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
- Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
- Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
- Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
- Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.
Появление первых зубов
В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, процесс появления зубов у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.
Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.
Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.
Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.
При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.
Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев
- Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
- Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
- Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
- Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
- Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
- Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
- Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
- Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Кризис первого года
В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.
Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.
Проверка темпов развития в 12 месяцев
Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.
- Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
- Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
- Произносить и понимать несколько простых слов.
- Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
- Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
- Может определить объекты по описанию и указать на них.
Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:
- Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
- Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
- Стоя не способен выдержать свой вес.
- Слишком спокойный
Питание в 12 месяцев
Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.
В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.
Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.
Режим дня в 12 месяцев
Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.
Развивающие игры в 12 месяцев
Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.
При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.
Несмотря на развитие умения ходить важно продолжать носить ребенка на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.
Особое внимание в одиннадцать месяцев уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.
Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.
Рекомендуем обатиться к специалисту!Развитие ребенка 4 лет: что должен уметь делать
Родителей, которые беспокоятся о развитии своих детей, интересует, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте малышу важно гармонично развиваться — физически и психологически.
Развитие ребенка в 4 года.
Физическое развитие четырехлетнего ребенка
В четырехлетнем возрасте ребенок в состоянии самостоятельно подниматься и спускаться по вертикальной лестнице, играть с мячом (ловит его двумя руками, кидает об пол). Отмечается формирование навыка прыжков как в высоту, так и в длину.
Дети этого возраста быстро бегают и преодолевают небольшие препятствия (ступени, кочки, корни деревьев и проч.). В четыре года важно научить ребенка ходить по тонким брусьям, невысоким бордюрам, потому что в этом возрасте формируется координация движений.
В возрасте 4 лет у детей формируется мышечная масса и укрепляется костная ткань. Растущий организм требует активности, поэтому родителям следует поощрять спортивные игры ребенка, но необходимо избегать чрезмерных физических нагрузок.
Умственное развитие в 4 года
Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.
Улучшение памяти
Математика
К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит «больше» и «меньше», знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.
Речь
Нормы развития речи:
- Словарный запас увеличивается.
- Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
- Предложения преобладают простые.
- Нередко дети начинают придумывать новые термины.
- Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
- Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
- Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
- Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.
Дети самостоятельно могут составлять сложные предложения.
Окружающий мир
Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.
Изобразительное искусство
В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.
Конструирование
С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.
По заданной модели дети должны уметь складывать формы из деталей конструктора.
Познания в музыке
Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.
Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.
Дети в 4 года должны узнавать музыкальные инструменты.
Психическое развитие детей 4-х лет
Согласно исследованиям в области психологии, к 4 годам дети чувствуют себя взрослыми, в их лексиконе появляется слово «сам», они стараются избегать помощи взрослых, при этом неосознанно берут с них пример.
Внимание
В 4 года ребенку присуща рассеянность, но дети способны:
- Концентрировать внимание на 5-15 минут.
- Повторять несложные действия в верной последовательности.
- Складывать небольшой пазл без помощи родителей.
- Ориентироваться в знакомых местах (двор возле дома, детский сад).
Мышление
Возрастает познавательная деятельность. Через игры дошкольник проявляет следующие навыки, которые сигнализируют о нормальном развитии мышления:
- Находит лишний предмет среди похожих.
- Собирает и разбирает пирамиды.
- Группирует предметы по признакам.
- Находит противоположные по значению слова, предметы.
- Отличает родной язык от иностранного.
- Сравнивает предметы по заданным критериям.
- Решает легкие головоломки.
Память
Отмечается пик активности памяти, поэтому в этом возрасте нередко с детьми начинают изучение иностранных языков.
В этом возрасте рекомендуется учить ребенка иностранным языкам, так как именно в 4 года наблюдается большая активность памяти.
Ребенок должен уметь:
- Пересказать небольшой рассказ, ситуацию, которая произошла с ним или со знакомым.
- Учить наизусть стихотворения.
- Самостоятельно находить дорогу из знакомых мест (детский сад, магазин, дом родственников).
- Запомнить несколько предметов и перечислять их.
- Повторять недлинные фразы, буквы или цифры, которые произнесены вслух.
Эмоциональное развитие
В таком возрасте дети только учатся выражать свои эмоции, хотя это не всегда получается, формируется культура человека, которая определит его дальнейшую жизнь.
Особенности эмоционального развития в этом возрасте:
- Дети должны испытывать чувство сострадания при виде чужого горя.
- Дети понимают настроение близких людей, боятся чужих.
- Различают эмоции, представленные на фотографии.
- Усиливается чувство вины и ее признание, за чем должно следовать извинение.
Социальная адаптация
Дети активно заводят новых друзей, не стесняются знакомиться на детской площадке. Необходимо поощрять это умение. Дети еще не умеют уступать, поэтому со сверстниками могут возникать ссоры, которые быстро прекращаются.
В этот период наблюдается гендерное разделение увлечений мальчиков и девочек. Последние помогают маме воспитывать младших детей, делать уборку, интересуются нарядами и куклами.
Мальчики больше времени проводят с папами и перенимают их хобби: увлекаются машинами, компьютерными играми и проч.
Бытовые навыки
В 4 года дети должны знать, как самостоятельно одеваться, есть, уметь понимать свои естественные потребности. Ребенок различает столовые предметы и делает правильный выбор при приеме пищи. Дети способны выполнять мелкие поручения по дому: убрать за собой посуду, сложить одежду в шкаф.
Режим и питание ребенка
Дети нуждаются в сбалансированном питании. Ежедневно в рационе должны присутствовать свежие фрукты и овощи. По утрам рекомендуется кормить ребенка кашей, а на обед сочетать супы и мягкую пищу. Нельзя исключать воду из рациона ребенка.
В норме в организм должно поступать 0,5 л воды за день, в расчет не входят соки, чай, молоко и проч.
Жареные блюда рекомендуется давать ребенку в обеденное время.
Для сохранения здоровья ребенка минимизируйте сладкое. Разрешается употреблять конфеты и шоколад 1-2 раза в неделю. Вводить новую пищу нужно постепенно, чтобы не раздражать кишечник. Жареную и острую пищу лучше не предлагать или оставить ее на обед. На ужин не рекомендуется кормить ребенка тяжелой пищей, иначе это нарушит пищеварение и сон.
Питание должно осуществляться не менее 3-4 раз в день, включая перекусы. Суточная калорийность рацион ребенка, не ведущего активный образ жизни, не должна быть меньше 1700.
Особое внимание уделяется сну. Нельзя исключать дневной сон продолжительностью 1,5-2 часа. Без режима сна нарушатся функции мозга, дошкольник будет уставшим, заторможенным и не сможет показывать тот уровень развитости, который характерен для его возраста. Старайтесь будить и укладывать спать в одно и то же время. Такой режим должен продолжаться до 5 лет.
Спортивные занятия с четырехлетним ребенком
Нельзя предлагать детям такого возраста чрезмерные нагрузки. Лучшие занятия спортом — на свежем воздухе. Возраст подходит для того, чтобы научиться ездить на велосипеде, играть в подвижные игры с мячом. Можно отводить ребенка на 1 час в неделю в спортивную секцию.
Полезно в таком возрасте заниматься плаваньем, данный вид спорта приводит мышцы в тонус, помогает их формированию.
Шведская стенка — способ занять дошкольника. За счет того, что дети в этом возрасте гибкие и подвижные, они смогут быстро освоить упражнения, которые полезно выполнять для здоровья.
Обучение языку и логическому мышлению
За счет хорошей памяти дошкольник сможет быстро освоить иностранный язык. Обучение проходит в специальных центрах, где преподают педагоги в группах, либо на дому. Изучение языка происходит через игру и просмотр познавательных мультфильмов, поэтому ребенку интересно заниматься.
Родители могут сами преподавать иностранный язык, например, называя предметы сразу на нескольких языках.
В 4 года можно отдать ребенка в специальный центр для изучения языков.
Логическое мышление развивается благодаря решению ребусов, несложных загадок и задач. Настольные и развивающие игры, собирание конструктора — все это положительно сказывается на развитии логики. Существуют специальные образовательные программы, которые способствуют ускоренному и облегченному обучению ребенка.
Творческое развитие ребенка
Творческие навыки можно сформировать с помощью специальных игрушек: музыкальные инструменты, на которых можно сочинять музыку самостоятельно, доски для рисования с возможностью стереть написанное.
У детей в этом возрасте развита фантазия, поэтому им просто закончить начатое предложение или придумать небольшой сюжет на основе заданной ситуации. Походы в кукольные театры, на детские спектакли также положительно скажутся на творческом потенциале ребенка.