Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: норма и отклонения
Первые 4 месяца жизни ребенка по праву считаются самыми насыщенными и продуктивными. За это время малыш интенсивно развивается. Речь идет не только о наборе массы тела, но и о различных навыках. Малыш становится более активным, охотнее идет на контакт с родителями и посторонними людьми. Он активно взаимодействует с внешним миром, что позволяет ему приобретать новые жизненные навыки. Чтобы не пропустить возможные отклонения в развитии, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца.
Социальные навыки
К 4-му месяцу жизни у крохи формируется «комплекс оживления». Это значит, что при общении со взрослыми ребенок начинает активно двигать конечностями, улыбаться и радостно гукать. К этому времени малыш уже умеет не только улыбаться, но и радостно смеяться. Он прекрасно различает хорошие и плохие эмоции взрослых людей. Радуется при появлении новой игрушки.
В 4 месяца кроха безошибочно узнает среди других взрослых людей своих родителей. И это не удивительно, ведь они проводят с ребенком больше всего времени.
Примечателен тот факт, что дети этой возрастной группы способны отличить своих родственников не только по внешнему виду, но и по голосам. Если они не видят своих родителей, то начинают активно искать их взглядом и прислушиваться к окружающей обстановке.
Уровень психологического развития
До четырехмесячного возраста дети улыбаются рефлекторно. После 4-х месяцев ребенок начинает улыбаться осмысленно. То есть, его настроением начинает руководить центральная нервная система. При этом ребенку доступен весь спектр эмоций и чувств, что и взрослому человеку.
- Страх и разочарование. Эти чувства ребенок познает, когда встречается с незнакомым человеком и вместо привычной груди мамы получает бутылочку с искусственной пищей.
- Любопытство. Оно свойственно всем малышам, но детям в возрасте 4-х месяцев особенно. Ведь именно в это время малыш начинает осознанно познавать мир.
- Беспокойство. С ним ребенок сталкивается, когда долгое время не видит и не слышит маму.
- Радость. Чаще всего малыши испытывают это чувство, когда просто видят своих родителей.
- Восторг. Ребенок знакомится с ним во время встречи с новыми интересными вещами.
Это очень важный этап в развитии крохи. Именно в этом время родители должны позаботится о том, чтобы между ними и малышом установилась тесная эмоциональная связь. В дальнейшем это позволит ребенку правильно развиваться в психоэмоциональном плане. Ему будет проще приспосабливаться к окружающему миру, ведь он будет знать, что рядом есть любящие его люди.
Физическая активность
К 4-м месяцам малыши приобретают некоторую самостоятельность
Естественно, это не все навыки, которыми овладевает кроха за 4 месяца жизни. Их намного больше. Основными из них являются:
- захват предметов. К 4-м месяцам хватательный рефлекс перестает работать. Ребенок берет предметы в руку осознанно. Если сунуть палец ему в ладошку, малыш может и не ухватить его. Теперь он будет делать это, только если захочет. Способность совершать произвольные хватательные движения – первый шаг к полноценному овладению собственным телом. Процесс захвата активируется в тот момент, когда малыш видит перед собой предмет, достойный внимания;
- кроха начинает сознательно играть. Он не только наблюдает за тем, как родители его развлекают, но и делает попытки принять участие в этих развлечениях;
- перевороты со спинки на живот и обратно. Несмотря на то, что некоторые дети приобретают этот навык раньше или позже, в среднем он появляется у ребенка к 4-х месячному возрасту. Этот навык поначалу очень беспокоит молодых родителей. Ведь во время таких переворотов малыш может упасть с кровати. Чтобы избежать этого, родители перекладывают кроху на пол или на большую кровать и тем самым делают большую ошибку. Дело в том, что ребенок оказывается на огромном для него пространстве, которое нужно непременно исследовать. Из-за этого он начинает активно перекатываться. Некоторые малыши при этом делают первые попытки приподнять плечи и голову. Они пытаются сесть. Но пока для этого у них не хватает сил и сноровки;
- подготовка к ползанию. Кроха начинает демонстрировать первые попытки самостоятельно передвигаться. Малыш начинает активно отталкиваться ножками от кроватки и приподнимать попу, если лежат на полу. Некоторым маленьким экспериментаторам даже удается медленно передвигаться по-пластунски, но ползанием это назвать сложно. Родителям полезно мотивировать малыша к подобным перемещениям. Например, можно положить в кроватке на некотором расстоянии от крохи любимые игрушки, чтобы тот учился пользоваться своим телом должным образом.
Зрение и слух
Малыш к 4-месяцам начинает активно обращать внимание на все яркие или движущиеся предметы. Раньше у него не работала фокусировка зрения. Он мог различить предметы, расположенные только на расстоянии 40 см. Теперь же он отчетливо видит на дистанции в 3-3,5 м. Теперь кроха может наслаждаться видом своей комнаты. Да и прогулки на свежем воздухе становятся для него более познавательными.
Что касается слуха, то к 4-м месяцам он у крох становится таким же острым, как и взрослых людей. Теперь малыши умеют реагировать на окружающие звуки должным образом: при резких и незнакомых звуках они пугаются, а, слыша маму, радуются.
В этом возрасте родители не должны допускать скандалов при ребенке, так как кроха прекрасно различает эмоциональный окрас речи.
Желательно, чтобы малыш во время бодрствования не оставался в тишине. Если мама занята домашними делами, она может поставить ему классическую музыку, записи детских сказок или колыбельных песен. Все это пойдет маленькому человеку на пользу.
Речевые навыки
К возрасту 4-х месяцев ребенок должен уметь активно пользоваться своим речевым аппаратом. Он уже должным образом произносит основные слоги: «ба», «па», «ма». Из-за их четкого произношения многие молодые родители ошибочно думают, что чадо вот-вот заговорит. Это ошибочные ожидания. До полноценной речи еще далеко. Слоги, которые слышат родители от крохи в этом возрасте, указывают лишь на хорошее настроение. Эти звуки дети произносят неосознанно, они лишь копируют артикуляцию взрослых людей. И все равно это очень важный шаг. Ведь теперь у ребенка появился еще один инструмент привлечения внимания родителей.
Возможные отклонения
Когда речь заходит о патологиях развития, многие люди забывают о том, что все дети индивидуальны и уникальны. Даже если поместить детей в одинаковые условия, развиваться они будут по-разному. Например, если ребенок начинает переворачиваться на 1 месяц позже своих сверстников, это считается нормой.
В тех случаях, когда отставание достигает 2-х месяцев, тогда родителям нужно срочно показать свою кроху врачам.
Отсутствие половины вышеописанных навыков – серьезный повод для обращения за помощью. Нужно непременно идти к врачам в следующих случаях:
- кроха не двигается должным образом;
- ему не удается держать головку;
- он не произносит самые распространенные слоги;
- малыш не реагирует должным образом на свое имя и на громкие звуки;
- ребенок практически не улыбается. Когда на его лице появляется редкая улыбка, видно, что она неосознанная;
- кроха даже не пробует переворачиваться;
- малыш не проявляет интереса к игрушкам.
Все эти отклонения красноречиво указывают на отставание ребенка в физическом и психоэмоциональном развитии. Без помощи педиатра и невролога здесь не обойтись.
Если отклонения от нормы незначительные, скорее всего, родители просто не уделяли должного внимания развитию крохи.
Советы родителям
Родители должны знать, что нужно делать, чтобы ребенок хорошо развивался.
Распорядок дня
К четырехмесячному возрасту родители должны делать все, чтобы ребенок был более активным днем. Нужно увеличить время непрерывного бодрствования до 3-х часов
Ночной сон ребенка должен занимать от 7-10 часов. При этом следует учитывать тот факт, что кроха, вероятнее всего, будет ночью просыпаться, чтобы поесть. Поэтому родителям следует загодя делать питание на ночь.
Физическое развитие
- Как уже говорилось выше, малыш должен уметь хватать различные предметы. Родители могут улучшить этот навык. Для этого нужно делать с крохой небольшие упражнения с применением мячика.
- Следует положить ребенка на спинку и поднять мяч над ним.
- Для привлечения внимания нужно покачать мячом и повращать его.
- Ребенок непременно попытается ухватить его. Родители должны позволить сделать захват. Если у крохи не получается схватить мячик, родители могут помочь.
Делать это упражнение нужно не чаще 2-х раз в день.
Ребенок также должен уметь активно переворачиваться в 4 месяца. Если у него это плохо получается, это не повод для паники. Родители могут ускорить усвоение навыка. Для этого им нужно положить кроху на спину, взять ножку малыша, согнуть ее и отвести в сторону. Ребенок инстинктивно потянется ручкой в ту же сторону. Родители должны дать ему палец. Кроха ухватится за него и, воспользовавшись опорой, перевернется на живот.
Делать это упражнение нужно очень нежно и осторожно.
Развитие моторики
Чтобы у крохи лучше работали пальчики, родители могут сделать для него специальную игрушку: сенсорную коробку. Делать ее несложно: нужно взять картонный кубик и оклеить его различными материалами. В двух боках коробочки нужно сделать отверстия такого размера, чтобы кроха могла засунуть туда руку. Внутри коробочки нужно крепко закрепить шнурки, пуговички, ворсистую и гладкую ткань, фольгу.
Ребенок будет активно пытаться нащупать разные детали игрушки. Тем самым у него будет активно развиваться мелкая моторика.
Развитие слуха
Слух развивать проще всего. Для этого нужно воспользоваться различными музыкальными инструментами вроде колокольчика, свирели, ксилофона. Нужно издавать различные звуки с их помощью рядом с ребенком. При этом кроха должна видеть, что именно издает звук. Ребенок должен уметь вычислять местонахождение звукового источника.
Стимулирование речевого аппарата
Это не столько работа для ребенка, сколько для его родителей. Они должны делать следующие упражнения:
- взять малыша на руки так, чтобы он видел лицо мамы;
- она должна высунуть язык и покачать им из стороны в сторону;
- надуть щеки и пофыркать;
- вытянуть губы трубочкой.
Спустя некоторое время малыш начнет копировать действия мамы. Тем самым у него будет быстрее развиваться речевой аппарат.
Заключение
Итак, теперь вы знаете, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Он способен хватать предметы, манипулировать ими, гукать, эмоционально реагировать на изменение окружающих условий. На этом этапе жизни малыша родители должны помочь ему закрепить новые навыки и создать условия для движения к новым достижениям.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца
Доброго времени суток, дорогие родители! Четыре месяца назад ваш малыш появился на свет. Он уже подрос, приобрёл так много новых навыков. А сейчас я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца.
Физиология малыша
Вес вашего ребёнка заметно изменился. За этот месяц карапуз набирает в среднем 700 грамм. В этом возрасте вес мальчиков колеблется от 5400 грамм до 7800 грамм, а девочек – от 4900 до 7200.
Рост увеличивается в среднем на три сантиметра. У четырёхмесячных девочек рост 58,3 см-64,2 см, а у мальчиков от 58,5 см до 64,7 см.
Но не стоит забывать про индивидуальные особенности организма крохи и внешние факторы. Не нужно сразу расстраиваться и паниковать, если вес или рост ребёнка не входит в эти рамки.
Мой малыш в четырёхмесячном возрасте уже весил 6,6 кг, при этом его рост был уже 66 см.
Рефлексы
- Ребёнок с лёгкостью берёт разные предметы, задерживает их в руках и кладёт на место.
- Малыш из положения «на животике» ползёт, если ножки, согнутые в коленках, упираются во что-то твёрдое.
- Практически исчезает рефлекс Моро.
- А этот рефлекс уже должен отсутствовать. Если ребёнку провести пальцем слева и справа возле позвоночника (вдоль всей его длины), то карапуз начнёт изгибать свою спинку.
Развитие органов чувств
В этот период малышу свойственно следующее:
- Ребёнок с лёгкостью узнаёт предметы, может концентрировать своё внимание и разглядывать понравившийся объект.
- Смотрит на один предмет, потом переводит свой взгляд на другой.
- У малыша начинает формироваться зрительная память.
- Реагирует на звуки, поворачивает головку в ту сторону, где он прозвучал.
- Слушает внимательно, когда с ним говорят. Распознаёт, с какой интонацией к нему обращаются.
- Можно заметить, что ребёнок слышит разницу в быстрых и медленных мелодиях.
- Ребёнок широко открывает глаза, если рядом с ним появляется резкий звук.
- Кроха всё больше разговаривает.
- Уже вы можете слышать от него не только звуки, но и слоги, особенно «ма», «па». «Когда ребенок начинает агукать»
- Малыш может смеяться.
Эмоции крохи
В четыре месяца карапуз всё больше проявляет свои чувства.
- Малыш улыбается, когда вас видит, когда радуется.
- Вы даже можете услышать смех ребёнка.
- Кроха проявляет свои эмоции движениями рук и ног.
- Ребёнок уже умеет возмущаться, при этом издаёт разные звуки с характерной интонацией.
- Уже с лёгкостью узнает родителей и близких родственников, и даже их голоса.
Как ребёнок двигается
Ребёнок уже владеет многими двигательными навыками:
- Самостоятельно удерживает голову. «Когда дети начинают держать голову»
- Когда он лежит на животе, может поднимать голову и удерживать её довольно длительное время, при этом умудряясь смотреть по сторонам.
- Умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. «Когда дети начинают переворачиваться»
- Может отталкиваться, как лягушонок, если когда он лежит на животе, ему подставить свою ладонь под стопы.
- Самостоятельно берёт погремушку и играется ей, кладёт на место.
Здоровый сон ребёнка
За сутки ребёнок в среднем спит 15 часов, 10 из которых приходятся на ночное время. Дневной сон делится на три раза, может длиться приблизительно по полтора часа. Ночью малыш практически не просыпается, исключения могут составлять желание покушать и смена подгузника, но после этих процедур ребёнок быстро засыпает.
Питание малыша
Для деток на грудном вскармливании ничего особо не изменяется в этом возрасте. Разве что у карапузов растёт аппетит, и они за одно кормление съедают больший объём маминого молока.
Что касается детей на искусственном вскармливании, то для них в четыре месяца происходят перемены. Именно в это время в их рацион питания добавляется прикорм. Первыми вводят овощные пюре. Дают по пол чайной ложки и смотрят за реакцией организма ребёнка. Если аллергия не возникает, постепенно повышайте порцию. «Когда вводить прикорм ребенку»
Патологии четырёхмесячного возраста
У деток могут появиться проблемы со здоровьем или с развитием и вам необходимо знать об этом и о причинах их возникновения, чтоб суметь вовремя распознать их и начать действовать.
Можно отметить ряд причин, которые вызывают температуру у детей в четыре месяца:
- У малыша лезут зубки.
- Тепловой удар.
- Долгий плач, сопровождающийся сильным криком.
- Гиперактивность малыша.
- Отклонения в функционировании пищеварительной системы.
- Вирусные и бактериальные заболевания.
Кашель у малыша в таком возрасте может стать следствием таких проблем:
- Воспаление горла, ушей, носовых пазух, аденоидов.
- ОРВИ, бронхит.
- В дыхательные пути попало чужеродное тело.
- Инфекционный процесс в органах пищеварения.
Стоит обратить внимание и срочно бежать к врачу, если кашель ребёнка сопровождается следующими симптомами:
- Сопровождается мокротой разных оттенков или кровью.
- Не исчезает дольше трёх недель.
- Резко появляется на пару с высокой температурой.
Отклонения в развитии
Все детки индивидуальны и по-разному развиваются. Кто-то раньше среднего, кто-то позже. Но есть вещи, которые малыш просто обязан уметь делать в четырёхмесячном возрасте:
- Совершать двигательные движения.
- В руке, хоть короткое время, удерживать предметы.
- Самостоятельно держать голову, лёжа на животе.
- Уметь переворачиваться.
- Опираться на локти и приподниматься, если его положили на животик.
- Упираться ногами на поверхность, находясь в стоячем состоянии.
- Произносить звуки.
- Слышать и узнавать голоса и другие звуки.
- Узнавать самых близких родных и радоваться их появлению.
- Проявлять положительные эмоции во время игры со взрослым.
- Улыбаться, в частности реагируя на что-то или кого-то.
Причины слёз малыша
В этом возрасте маме всё проще распознать, почему плачет её кроха. Это обусловлено тем, что малыш льёт слёзки с разной интонацией, с разной громкостью, при этом может совершать какие-то движения или хвататься за больное место.
Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие плач:
- Ребёнок замёрз или вспотел.
- Повышенная или сниженная влажность в помещении.
- Малыш голоден.
- Карапуз может плакать от усталости.
- Нужно сменить подгузник.
- У ребёнка что-то вызывает неудобства.
- Малыша напугал громкий шум или резкий стук.
- Если плач сопровождается резкими дёрганьями ножек, поджиманием коленок к животику – у вашего карапуза колики или метеоризм.
- Ребёнок заболел.
Стимулируем развитие ребёнка
Не забывайте принимать участие в развитии ребёнка. Полезным будет совершать ряд действий:
- Следите, чтоб рядом с малышом не возникали никакие скандалы и ссоры. И тем более не кричите на ребёнка. Так вы ломаете ему психику и рождаете фобии.
- Разговаривайте с малышом в разных интонациях, передавайте ему свои чувства, но только положительные.
- Общайтесь с ребёнком как можно чаще, проводите с ним время, потанцуйте с ним на руках. Причём ещё лучше, если это будут делать не только родители, но и другие родственники малыша.
- Важно называть кроху по имени. И конечно делать это нежно.
- Рассказывайте ребёнку сказки перед сном, читайте стихотворения.
Я сыночку иногда рассказывала известные произведения, а иногда придумывала свои истории. Он лежал тихонько и слушал каждое моё слово. И до сих пор очень любит сказки.
- Радуйте ребёнка новыми подарками. Пусть игрушки будут разной формы, цвета, но желательно яркие.
- Обязательно включайте крохе музыку, но только что-то нежное, спокойное (уж точно не рок), пойте ему колыбельные. Так будет развиваться слух крохи.
Я пела своему сыну, и знаете, со временем, он начал «подпевать». На своём, понятном только ему языке, но всё же.
- Устраивайте с ребёнком диалог. Можете начинать с простых звуков, особенно с тех, которые вы слышали от своего карапуза. Увидите, крохе это понравится, он начнёт вам отвечать.
Рекомендуем к прочтению статьи:
Вот мы и разобрались, какими навыками, умениями и достижениями должен владеть малыш в четыре месяца. Он ещё такой маленький, а уже так много достиг. А это только первые его победы, дальше будет больше. Счастья и здоровья вашей крохе!
Поговорим, что должен уметь Ваш ребенок в 4 месяца. Развитие, питание, сон, речь
Вашему малышу уже четыре месяца. Он доставляет много радости родителям, другим членам семьи. Но вместе с нежными чувствами мам и пап одолевают сомнения и страхи: «Всё ли мы делаем правильно? Или что-то не так?».
Чтобы подобные переживания не мешали наслаждаться радостью отцовства, материнства, рассмотрим общие вопросы воспитания и развития четырёхмесячного ребёнка.
Физическое развитие
К четырём месяцам вес младенца увеличивается в среднем до 6 килограмм. Точное значение зависит от веса ребёнка при рождении и наследственности. Девочки весят примерно на 0, 55 кг меньше, чем мальчики.
Вырастает младенец приблизительно до 63 сантиметров, девочки несколько уступают мальчикам. Окружность головы составляет 39-44 сантиметра, грудной клетки – от 39,8 до 43,5 см. Показатели физического развития конкретного ребёнка оценивают, сопоставляя результаты измерений с общепринятыми.
Просмотрите средний рост детей по возрасту таблица ВОЗ. Что делать, если ребенок отстает в росте?
Рекомендованные педиатрами прививки для детей до трех лет — смотрите их перечень здесь.
Почему у детей появляется сыпь на лице? Как ее вылечить, читайте тут.
Младенец хорошо удерживает головку в положении на руках у взрослого, переворачивается со спины на бок, двигает ручками и ножками, сидит при поддержке за руки. Из положения лёжа на животе кроха поднимается на локотках, с интересом рассматривает окружающее пространство.
Сон деток этого возраста более глубокий, в дневное время кроха спит час до и два часа после обеда. Ночной сон составляет 11-12 часов с перерывом на кормление.
Родители поддерживают привычный распорядок дня, продолжают ухаживать за ребёнком (кормление, купание, подмывание, прогулки), строго следят за прибавкой в весе и ростом чада. Если показатели существенно отклоняются от нормы, ставят об этом в известность педиатра.
Не стоит стеснять движения ребёнка, чтобы он мог переворачиваться на бок, двигать конечностями. Во время подобных упражнений взрослый следит за безопасностью крохи.
Малыш радуется, когда его пытаются посадить, но злоупотреблять этим упражнением не нужно. Уверенно сидеть чадо будет через 2-4 месяца.
Питание
Дети остаются на грудном вскармливании, но постепенно вводится прикорм. Перед полуденным кормлением грудью малыш получает 1-2 столовых ложки овощного пюре. Вначале используются однокомпонентные смеси (из одного овоща), затем – многокомпонентные (из нескольких овощей). Картофель составляет не более половины порции прикорма. Позже в рационе ребёнка появляются кефир, соки, творог.
Прикорм дают постепенно, новое блюдо предлагается, когда малыш с удовольствием принимает знакомую пищу.
Перед началом прикорма родители покупают тарелку, ложку, кастрюльку исключительно для малыша. Позже, когда ребёнок научится сидеть, потребуется передничек.
Прикармливают кроху только свежими продуктами, пристальное внимание обращают на срок годности смеси. Вскрытая баночка хранится не больше суток, но лучше предложить начатое пюре старшему ребёнку или другому члену семьи.
Пищу дают с ложки, маленькими порциями. Здоровый младенец ест, сколько хочет, поэтому не нужно пытаться уговорить его на «ещё ложечку».
Познавательное и эстетическое развитие
Четырёхмесячные дети познают мир при помощи зрения, слуха, осязания, вкуса. Ребёнок постепенно начинает понимать, что ручки слушаются его, пытается захватить игрушку, действует ею (бросает, трясёт), тащит в рот.
В процессе манипуляций выделяются свойства предметов: погремушка звенит, кубик падает на пол и не возвращается, палочки, если бить одну о другую, стучат и т. д.
Выделенное однажды свойство с удовольствием воспроизводится вновь: малыш долго звенит погремушкой, стучит кубиками, выбрасывает из кроватки игрушки, наблюдает за траекторией их падения. Ребёнок радуется, когда появляется новая игрушка, но быстро теряет к ней интерес.
Находясь на руках у мамы, малыш активно вертит головой, интересуется всем, что происходит вокруг, поворачивает голову к источнику звука. Младенец внимательно прислушивается к звучащей мелодии. Если музыка спокойная, дитя просто слушает её. Но вот заиграла плясовая, и чадо оживляется, начинает двигать ручками, ножками, как будто танцует. Внимание ребёнка привлекают яркие, красивые предметы (кукла, чашка, погремушка, картина и т. д.).
Чтобы малыш упражнялся, экспериментировал, родители приобретают яркие, красивые игрушки: погремушки, пищалки, Ваньку-встаньку, крупные бусы, кубики. Ребёнку нельзя давать мелкие предметы, оставлять с игрушкой один на один. Мама или папа показывает, как действуют с той или иной игрушкой, вкладывает игрушку в руку ребёнку, чтобы он попробовал выполнить действие сам. Ваньку-встаньку опрокидывает взрослый, а малыш наблюдает за траекторией движения игрушки.
Ребёнку периодически покупают новую игрушку, а старую на некоторое время прячут. Если впоследствии поменять предметы, малыш примет старую игрушку за новую и будет с удовольствием играть с ней.
Речевые навыки
В четыре месяца ребёнок активно готовится к говорению. Младенец издаёт звуки, получившие название гуление и свирель. Под гулением понимаются протяжные голосовые реакции типа а-а-а, гу-у-у, бу-у-у. Свирель – это более сложная реакция, произнесение сочетаний типа а-ле-е-е, а-гы-ы-ы с различными интонациями. Постепенно в речи ребёнка появляются звуки [э], [и], [т’], [ф], [р] и другие. Соответствие гуления звуком русского языка условно. Подобные реакции наблюдаются у всех детей мира, независимо от того, на каком языке будет говорить малыш.
В этом возрасте выговариваемые звуки контролируются слухом, дети прислушиваются к своей «речи» и голосам других людей, пытаются подражать разговору взрослых. Если раньше инициатором общения выступали члены семьи, то теперь малыш пытается вызвать взрослого на «разговор» сам.
Успешное овладение речью зависит от степени разработанности пальцев рук, особенно указательного, так как в головном мозге зоны, отвечающие за речь и движение, расположены близко.
Способствуя овладению крохой речью, родители как можно чаще разговаривают с ребёнком, обращаться к нему по имени, гулят вместе с малышом, постепенно вводят новые звуки, слоги: ау-у-у, э-э-э, ких-ких-ких и т. д. Речью взрослого сопровождаются режимные процессы (кормление, купание).
Также полезно показывать и называть предметы («это часики: тик-так», «это курочка: ко-ко-ко»), петь колыбельные, рассказывать небольшие стихотворения и потешки:
Тили-Тили-Тили-Тили-
Колокольчики звонили…
Во время произнесения текста демонстрируется соответствующий предмет (колокольчик), игрушка или картинка.
С целью развития моторики гладят и массируют ладошки, пальчики малыша, просят ребёнка сделать «ладушки», дают перебирать крупные бусы, мять мотки шерсти (под присмотром взрослого).
Нравственное и эмоциональное развитие
С первых месяцев жизни младенец привязывается к маме, папе, другим членам семьи. Связи возникают в результате общения и на основе эмоций ребёнка. Если малыш чувствует себя спокойно, уверенно, то начинает доверять окружающему миру, улыбается маме, близким взрослым, радуется новой игрушке, с интересом наблюдает за происходящими событиями.
В четырёхмесячном возрасте ребёнок отличает своих от чужих, при появлении незнакомого человека просится на руки к маме. Если мамы рядом нет, кроха пугается и плачет. Также плач вызывают «испорченный» памперс, голод, грубые интонации, пугающие предметы, картинки и т. д.
Заботясь об эмоциональном благополучии младенца, родители ласково разговаривают с малышом, исключают неприятные раздражители. Также настроение ребёнка зависит от своевременного выполнения режимных процессов (кормление, купание, смена памперса, прогулки).
Что должен уметь делать малыш в 4 месяца
Итак, мы рассмотрели, как развивается четырёхмесячный ребёнок.
Подведём итоги. В 4 месяца младенец:
- Без помощи взрослого переворачивается со спинки на бочок и обратно.
- Хорошо держит головку, поднимает её из положения лёжа на животе.
- Из положения лёжа на спине пытается самостоятельно сесть.
- Знакомится с прикормом, учится есть с ложки.
- Захватывает игрушки, предметы, обследует их, действует с игрушками.
- Реагирует на музыкальные звуки, прислушивается к ним, совершает характерные движения.
- Гулит, при помощи голосовых реакций привлекает внимание взрослого, провоцирует его на «разговор».
- Избирательно реагирует на других людей, плачет при виде незнакомого человека.
- Радуется и грустит в ответ на соответствующие стимулы (новая красивая игрушка, долгое отсутствие мамы и т. д.).
На достижение этих результатов направлены усилия родителей.
Поделитесь с друзьями
Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаузнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
* узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
* выводит рулады, произносит первые слоги;
* захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
* улавливает свое имя и реагирует на него;
* приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
* по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
* выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
* при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).
С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.
В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.
В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.
К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.
На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.
Забавные звуки
В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».
Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.
Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.
Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).
Осваиваем переворот
развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаЧтобы помочь ребенку научиться ( или тренироваться ) переворачиваться на бок, поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.
На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).
Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.
С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.
Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.
Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.
Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.
Игры-потешки
развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаМама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:
* Тушки-тушки, сели на подушке,
* Пришли подружки,
* Столкнули с подушки.
* Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
* Бух! Покатились, с горки свалились.
Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:
* Ножки-топтыжки пошли молотить,
* Ручки-грабельки сено воротить.
Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:
* Толкачики – рогачики, оп!
* Перевертушки!
Тащить за ножки на себя:
* Поехали – поехали за солью, за солью.
Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:
* Куй, куй, ковалек,
* Подай сапожок,
* На маленьку ножку
* Золоту подковку.
Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:
* Тут лес ( волосы ),
* Тут поляна ( лоб ),
* Тут бугор ( нос ),
* Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).
Театр одной мамы
Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…
Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучались в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.
< Предыдущая | Следующая > |
---|