Что делать дети неуправляемые: » Неуправляемый ребёнок – Неуправляемый ребенок — что делать, чтобы изменить ситуацию

Содержание

» Неуправляемый ребёнок

В какой-то момент родители замечают, что их ребёнок совершенно неуправляем. Это может произойти в три года, и в пять, а то и в девять. Тяжело выдержать капризы, истерики и другие проявления непослушания. Мало кто из пап и мам готов это терпеть. Как объяснить неуправляемое поведение ребёнка и что с ним делать? Ответы найдёте в нашей статье.

Взгляд со стороны

Кто такой неуправляемый ребёнок? Это ребёнок, не выполняющий требования и правила родителей, не подчиняющийся им.

Давайте вспомним, как выглядит со стороны неуправляемое поведение ребёнка. Например, представьте, что ребёнок несётся как торнадо по детскому психологическому центру. Кажется, что он одновременно в нескольких местах. Повсюду лезет, всё трогает, дёргает, тянет, обращается к встречным, не дожидаясь ответа. При хватании ценных предметов и получении замечаний — реагирует неадекватно, агрессивно, бросается в драку или отмахивается и несётся дальше, угрожая опасностью что-то разбить и сломать. В таких ситуациях мамы, обычно, в полной растерянности: не хотят быть бессердечными и жестокими по отношению к ребёнку, а что-то сделать, чтобы остановить беспорядок, не могут.

Бывает так, что ребёнок вроде бы утихомирился, проявил послушание, но спустя какое-то время всё снова становится как прежде: малыш не слушается, окружающие недовольны, родители в шоке.

А бывает, что дети вполне тихо и мирно ведут себя в детском саду, школе или в гостях, однако дома превращаются в настоящих хулиганов и практически доканывают своим поведением всю семью.

Чем же может быть вызвано столь демонстративное поведение?

Рассмотрим причины

Причины детской неуправляемости различны:

  1. Врождённые особенности развития (психофизиологические). Специалисты чаще всего указывают на гиперкинетический синдром, который выражается в избыточных непроизвольных движениях. Такая патология проявляется в виде расстройств поведения. К сожалению, при таких случаях родители не всегда спешат к врачу, хотя в этом случае лечение просто необходимо.
  2. Возрастной кризис. Если вы замечаете, что ребёнок регулярно разбрасывает игрушки, совсем не слушается, а на замечания реагирует истерикой, то, скорее всего, причина его неуправляемости – возрастные кризисы (от года до трёх, шести-семи лет, подросткового возраста). Кризисы, связанные с возрастными особенностями, бывают у всех нормальных детей. Реагируя на события в своей жизни истериками и капризами (в младшем возрасте), упрямством и ленью (в более старшем возрасте), ребёнок растёт и познаёт мир, открывая для себя его новое понимание, осознавая границы дозволенности. В эти периоды родителям нужно быть просто внимательнее к детям.
  3. Несчастливый ребёнок. Внутренне неблагополучие может стать причиной неуправляемости ребёнка. В таком случае поведение ребёнка, которое сложно контролировать, — это крик ребёнка о помощи. Своим поведением маленький бунтарь демонстрирует взрослым, что у него проблемы.
  4. Неверное поведение родителей. Родители, у которых недостаточно педагогических знания и опыта, могут вести себя неправильно по отношению к бунтующему ребёнку: провоцировать его, поощрять капризы и т. д. Ребёнок не рождается плохим. Он просто ведёт себя так, как ему позволено родителями. На поведении ребёнка сказывается, разрешаем мы или запрещаем, позволяем или ограничиваем, внимательны ли мы к нему или равнодушны.

«Это может быть полезно. Уверенность родителей в своих действиях и последовательность в требованиях к ребёнку, чёткое представление о том, что можно, а чего нельзя – залог послушания и адекватного поведения».

 

Чаще всего именно педагогическая безграмотность родителей, их нежелание уделять время воспитанию ребёнка, лежит в основе детской неуправляемости.

Что делать с гиперактивностью?

Бывает так, что причина неуправляемости ребёнка кроется в его гиперактивности. Для ребёнка с повышенной активностью состояние неуправляемости – обычное дело. Такие дети даже при всём своём желании не могут сдержать себя.

Что же делать с гиперктивностью?

  1. Изучаем вопрос гиперактивности. Вначале родителям следует разобраться в этом вопросе, узнав, какие проявления поведения присущи гиперактивным детям. Такие дети от обычных отличаются слишком свободным поведением, непослушанием. Они не реагируют на запреты и просьбы, а также не умеют управлять эмоциями и желаниями. Эти характеристики – основа их неугомонности, противоречий и страхов. Нахождение в постоянном логическом напряжении наносит эмоциональный урон ребёнку, от чего плохо становится и малышу, и его родителям.
  2. Проявляем спокойствие. Помните, что агрессия рождает агрессию. Не сдержавшись в отношении ребёнка, вы не сможете с ним договориться, а только усугубите скандал. Сдерживайте эмоции (ведь та то мы и взрослые), будьте последовательны в действиях и решениях. Увидев ваше спокойное поведение, малыш поплачет и успокоится.
  3. Вводим чёткий режим дня. Гиперактивным детям нужно быть всё время чем-то занятыми. Сделайте небольшой яркий плакат с расписанием дня и поместите его в поле обозрения ребёнка. Распишите, сколько времени отводится на каждый вид деятельности. Не забывайте напоминать ему об обязанностях.
  4. Отдаём в спорт. Лучший способ найти применение чрезмерной энергии гиперактивного ребёнка – записать его в спортивную секцию. Ребёнку должно нравиться заниматься спортом. В процессе занятий он не только выплеснет негативную энергию и скопившуюся агрессию, но и научится соблюдать дисциплину.

Если ни один из описанных способов не помогает или не подходит – лучше проконсультироваться с психологом или врачом: причина неуправляемости может крыться о врождённом заболевании мозга.

Модели поведения родителей

«А знаете ли Вы, что не существует неуправляемых детей, зато существуют родители, не умеющие справляться со своим ребёнком?».

Когда малыш подрастает, он начинает бороться за внимание к себе, за самоутверждение. Чаще всего это происходит в виде различных протестов против опеки и надзора, требований, строгости или, наоборот, безразличия родителей. Эти модели поведения родителей только стимулируют неподчинение детей и развивают их капризность.

Одной из самых распространённых причин неуправляемого и демонстративного поведения ребёнка, является недостаточное внимание родителей. То, что родители не обращают на ребёнка внимания либо же не проводят с ним достаточного количества времени, может побуждать его к не совсем адекватному поведению. Для детей нет ничего хуже, чем безразличие. Вот они и стараются обратить на себя внимание.

Проблемы возникают в тех семьях, где папа и мама непоследовательны в требованиях: не сдерживают обещания; сегодня разрешают, а завтра разрешают; папа говорит одно, мама совершенно противоположное, а бабушка третье. Ребёнок из такой семьи будет легко манипулировать взрослыми, устраивая целые спектакли. Родители должны договориться о единой тактике воспитания, решить, что ребёнку можно, а что — нет, очертить границы позволенного.

«Совет. Взрослый должен помнить, что он — главный инициатор построения отношений с ребёнком».

Жалеем маму

Так жаль бывает тех родителей, которые никак не могут совладать с неуправляемым ребёнком. Нередко можно услышать неприятные слова в адрес матери маленького непоседы. Окружающие считают таких матерей равнодушными к воспитанию собственного ребёнка, неспособными повлиять на него, успокоить, объяснить правила поведения. Легко так говорить: ведь это чужой ребёнок. Окружающим сложно поставить себя на место матери. А поставив — можно ощутить лишь безумное напряжение, усталость, отчаяние.

В зависимости от психологических характеристик матери, она может по-разному воспринимать неуправляемое поведение ребёнка. Одна из них на стресс отреагирует защитным торможением, внешне проявляя равнодушие, в внутри — сильно переживая. Другая мать, наоборот, будет контролировать каждый шаг сорванца, чувствуя досаду и проявляя раздражительность. Оба стиля — далеко не лучшие варианты.

Когда мать стыдится буйного поведения своего ребёнка — это верный знак. Она осознаёт проблему, пытается найти выход из неё, ищет причины в себе. Если мать оправдывает ребёнка во всём, что бы он ни сделал, обвиняя воспитателей, учителей, детей и прочее окружение в существующих проблемах, то она неадекватно воспринимает ситуацию. У такой матери искажено представление об общественных нормах поведения, она не способна изменить ситуацию к лучшему. Эта мать легко внушит ребёнку мысль о враждебности мира, посеяв страхи в его душе. А гиперактивные дети и без этого отличаются повышенной тревожностью.

В любом случаем, окружающим следует с пониманием отнестись к матери, у которой такой проблемный ребёнок, ведь это непростое испытание. А оптимальным вариантом начала входа из проблемы для мамы должна быть любовь к ребёнку, однако, не бездумная, а направленная на позитивное воспитание.

Что делать, если ребёнок неуправляем

В большинстве случаев неуправляемое поведение поддаётся контролю, хоть и с трудом. Посмотрим, что можно сделать в каждом конкретном возрасте:

1,5-2 года. Лучше с самого раннего детства составить список ваших требований к ребёнку и следить за их исполнением. В этом возрасте на ребёнка можно воздействовать любым методом, который работает: отвлечение яркой игрушкой или сладостью, интересной игрой. Малыш не кушает, не убирает игрушки – так будет продолжаться до тех пор, пока вы не измените отношение его к этим делам. Помните: не вы зависите от малыша, а он от вас. Для малышей должно работать правило «абсолютного запрета», которое надо строго соблюдать. Например, ни в коем случае не подходить к плите или утюгу.

3-4 года. В этом возрасте малыш учится быть самостоятельным, он всё хочет делать сам. Дети исследуют, что можно, а что нет. Если они хорошо себя ведут – родители одобряют их улыбками. Если нет – ничего страшного. Обратите внимание на то, что у малыша хорошо получается, и чаще хвалите его. С помощью поощрения можно изменить малыша в лучшую сторону. Задача родителей – не ругать (и ни в коем случае не бить) детей, а мягко направлять их, показывая, как вести себя хорошо.

6-7 лет. Это период интенсивного развития познавательных процессов ребёнка, а также вхождения в новый социум – в школу. Ребёнок начинает интенсивно учится, привыкает к новому режиму дня, пытается наладить отношения с одноклассниками. Родителям нужно быть внимательным к ребёнку, помочь включиться в учебный процесс, преодолеть коммуникативные трудности, поддержать.

9 лет и старше. Приблизительно в этом возрасте начинаются гормональные изменения, которые могут влиять на поведение ребёнка. Ученик растёт, меняются его интересы, он развивается физически и эмоционально. С подростками нужно работать особым способом, ведь им важна солидарность родителей, понимание. Воспитывайте в оптимистичном духе. Найдите общие увлечения, проводите вместе выходные. Будьте авторитетом для вашего ребёнка.

Смотрите видео, в котором психолог советует, как справиться с шалуном

Если родители будут работать не только над детьми, но и над собой, задумываясь о методах воспитания, то они достигнут успехов и преодолеют неуправляемость ребёнка.

Как найти подход

Чтобы не допустить или исправить неуправляемое поведение ребёнка, предлагаем руководствоваться системой правил:

  1. Будьте последовательны. Научитесь держать слово, данное ребёнку, и выполнять обещанное. Не нарушайте установленные семейные правила.
  2. Будьте тверды в запретах. Ребёнок может почувствовать слабинку, если по утрам чего-то нельзя, а вечером уже можно.
  3. Общайтесь с ребёнком на равных. Уважайте мнение ребёнка, цените его личность, считайтесь с его мнением. Когда отказываете в чём-то – поясняйте, почему.
  4. Разработайте режим дня. И добивайтесь его соблюдения ребёнком. Это приучит ребёнка к дисциплине и порядку, сократит к минимуму протесты. С малышом будьте рядом, обучая его повседневным делам. Повторяйте действия вновь и вновь. Пройдёт немало времени, пока он научится соблюдать режим по своей воле.
  5. Не кричите. Ребёнок – маленькая личность, которая хочет, чтобы и её уважали. Поэтому будьте уважительны к малышу, не повышайте голос, не ругайте, не обвиняйте, не бейте.
  6. Не читайте нотаций. Лучше один раз чётко приказать или заинтересовать, чем нудно увещевать.
  7. Не задавайте вопросов, побуждающих ко лжи.
  8. Общайтесь с ребёнком чаще. Так вы найдёте общий язык.

Если истерика случилась

  • Малыша можно усадить на колени, обнять, ласково поговорить с ним, глядя в глаза, пока истерика не пройдёт.
  • Нужно отвлечь ребёнка чем-то нейтральным, использовать юмор и ласку. Когда ребёнок успокоится, нужно ему спокойно объяснить, что так делать нельзя.
  • Выйдите из комнаты во время истерики. Представление всегда рассчитано на зрителя.

Главное в работе с детской неуправляемостью то, что ваши усилия, ограничения и запреты должны быть объединены силой родительской любви, заботы и уверенности в том, что вы воспитываете ребёнка во благо.

Выводы

Столкнувшись с детской неуправляемостью, родителям нужно задуматься, что беспокоит ребёнка, в чём истинная причина такого поведения, как ему можно помочь. Если родители будут внимательны к проблемам ребёнка, его поведение придёт в норму. Не забывайте о своём поведении. Ребёнок учится всему у родителей. Поэтому старайтесь стать эталоном для подражания.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Неуправляемый ребенок — что делать, чтобы изменить ситуацию

«Неуправляемый ребенок» — кого так называют? К сожалению, этот эпитет применяется очень широко — и к гиперактивным детям (с психофизиологическими предпосылками к непродуктивному поведению), и к тем исходно благополучным ребятишкам, которые вдруг становятся неуправляемыми. Среди вторых тоже две категории детей — и те, чье непослушание и неуправляемость вызваны возрастными кризисами, закономерными фазами их внутреннего, психического развития, и те, чье неуправляемое поведение спровоцировали внешние обстоятельства — в жизни семьи, поведении родителей. Именно об этих последних «непослушниках» и пойдет речь в статье. Почему возникает проблема и что делать, чтобы решить или предупредить ее, пока она не разрослась? Попытаемся ответить с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Случаи из жизни

Вот пара примеров из практики детского психолога:

1. На приеме мама 11-летнего Ивана, старшего сына в семье.

Мальчик учится в школе с углубленным изучением языков. Год назад родился младший брат. Еще во время второй маминой беременности Ваня стал абсолютно неуправляемым. Не слышит просьб, призывов, не хочет делать уроки. Успеваемость скатилась с четверок до двоек. Ребенок на грани отчисления из школы. Папа все время на работе, мама — в заботе о младшем сыне; надеялась, что старший будет помощником, но ее ждало разочарование. Ваня бывает жесток с младшим братом, то прижмет, то придавит. Младший часто плачет.

Мама жалуется: «Ваня — это как будто не мой сын. Я его вообще не понимаю, что ему нужно. Он ничего не слышит. Надо собираться в школу — он идет играть. Говорю не задирать мальчишек в школе — он лезет драться. Уроки не делает, отворачивается, злится, агрессивно отвечает, стал даже материться в ответ. Наши диалоги это — я говорю: «Иди, делай уроки», — он не отвечает — я повышаю голос: «Иди сейчас же, делай уроки, дураком вырастешь!» — он молчит или огрызается — я уже ору: «Зараза такая, иди делай уроки!» — он или только тогда слышит, или даже на это уже не реагирует. Я уже ору на него постоянно, а он вообще неуправляемый, делает то, что у него на уме. Помогите справиться с сыном».

2. На приеме мама с сыном Игорем 10 лет. Он тоже старший ребенок в семье, есть младший брат, 6 месяцев.

Игорек был всегда чудо-сыном, понимающим. До 10 лет ему покупалось все, что пожелает, к семейным обязанностям его не привлекали. Учился на пятерки, был послушен и спокоен.

За последние 3 месяца мальчика не узнать. Стал агрессивным, даже жестоким. Мама явно в растерянности и не знает, что делать со своим неуправляемым ребенком 10 лет.

Мама: «Это не Игорь, это чудовище. Я уже часто на него ору, ничего не могу с собой поделать. Он неуправляемый бандит какой-то. Я ему: «Иди, уберись в комнате», — он в ответ посылает меня, а ведь ничего делать-то больше и не заставляем. Успеваемость падает, и, главное, он совсем перестал меня уважать, совсем, как будто я для него девочка с улицы, орет на меня в ответ. Не знаю уже, что делать. Пойдем к психиатру, будем препараты выписывать, я не справляюсь».

Оба описанных случая (и подобных — много) сходны в основном: пока ребенок был единственным в семье, он был вполне благополучным, послушным и не причинял беспокойства маме. После рождения младшего, на которого мама переключилась полностью, старший стал вести себя вызывающе, протестно, стал неуправляемым, будто специально привлекая к себе внимание мамы и вызывая у нее бурную эмоциональную реакцию. Средства воздействия, к которым прибегает мама (крик, новые требования в жесткой форме, порой оскорбления в адрес ребенка), только еще больше провоцируют неуправляемое поведение сына. Мама в растерянности, проблема растет как снежный ком.

Что делать с неуправляемыми детьми, чтобы изменить их поведение, — таков вопрос очень многих мам. Сначала попробуем разобраться в причинах.

Почему ребенок становится неуправляемым

Представьте: такой замечательный малыш рос в семье, окруженный вниманием и заботой, теплым эмоциональным участием — всем тем, что давало ему

ощущение защищенности и безопасности, прежде всего от мамы! До 6-7 лет эта связь с мамой очень сильная, а после — постепенно ослабевает, но вплоть до пубертата остается важным условием нормального психического развития ребенка. И вдруг его мамочка становится отстраненной, сосредоточенной на своих ощущениях (во время беременности) или полностью эмоционально переключается на недавно рожденного маленького и свои переживания, заботу, внимание теперь отдает ему. А про первенца, кажется, забывает… Представьте, что старшенький чувствует: растерянность, беззащитность, страх быть потерянным, ненужным маме, недоумение, в чем он виноват, и злость, агрессию как примитивные формы самозащиты, когда он еще не научился защищать себя сам, по-взрослому.

Истощенная от забот о младшем ребенке мама ожидает и требует от старшего помощи и поддержки, что в ее представлении само собой разумеется: он же старший, значит, должен помогать! А тот даже не догадывается, что у него теперь новый статус в семье с соответствующими обязанностями: быть не только самостоятельным, но и помогать тем, кто в его помощи нуждается. Он не догадывается об этом, не знает, потому что ему как следует не объяснили, что значит быть старшим, и он по-прежнему ожидает поддержки и помощи для себя, которые ему самому действительно необходимы. Ему так комфортно было быть «маленьким», когда родители всячески потакали его желаниям, ничего от него не требовали (и может быть, даже в порыве нежности называли «мой маленький») и сами получали от этого удовольствие. И вдруг мир перевернулся! От него постоянно что-то требуют, его постоянно обделяют лаской и теплыми эмоциями, его практически не замечают или кричат на него, обзывают! Если это называется «быть старшим», то он

не хочет быть старшим и будет вести себя как маленький.

В попытках защитить себя он бессознательно скатывается к архетипичным, «животным» формам поведения: кричит, ведет себя угрожающе, не подчиняется, отторгает, проявляет крайнюю неприязнь к маме и тому малышу, который «отобрал у него маму». И вдруг он делает открытие: в ответ на его агрессию мама начинает обращать на него внимание! Правда, это не те теплые чувства, как раньше, но хоть какие-то чувства, а не игнорирование. И тогда некогда «чудо-сын» начинает откровенно не подчиняться, демонстративно, вплоть до абсурда, противоречить родительским требованиям, становится неуправляемым. И своим поведением он «кричит», что ему плохо, что родители, прежде всего мама, должны изменить свое поведение, прийти ему на помощь, чтобы он снова почувствовал себя психологически защищенным и обрел душевное равновесие.

Маме очень трудно

С появлением второго ребенка мама практически все свои физические и эмоциональные силы направляет на заботу о малыше; ее ресурсов просто не хватает, чтобы распределять свое внимание не только на него, но и на других членов семьи: мужа и старшего ребенка. В этих условиях ей реально требуется действенная помощь, эмоциональная, моральная поддержка. Однако если ее любимые домочадцы привыкли к тому, как было раньше: мама все брала на себя и со всем отлично справлялась (готовила, убирала, стирала и пр.), — то и теперь с пополнением семьи они продолжают жить по тому же удобному стереотипу. Муж не помогает, потому что он все время на работе и дома он хочет отдыхать, восстанавливаться для работы, чтобы финансово обеспечивать семью. А старший сын (дочь) не научен помогать, у него за предшествующие 8-10 лет жизни просто не сформирован такой навык.

У самой мамы противоречивое отношение к старшему: в сравнении с младшим он очевидно многое умеет делать самостоятельно и вполне мог бы помочь маме, чего она от него и ждет; но одновременно она сама в отношении к нему использует старый (привычный ей) стереотип, ожидая, что он будет послушным ее указаниям, как раньше.

Вдобавок ко всему, если в прежние годы семейной жизни не сформировалась традиция общего застолья (например, обеды по выходным, когда собирается вся семья), если чаще всего прием пищи происходит разобщенно, когда кому удобно, то внутрисемейные связи оказываются ослабленными.

Все это провоцирует рост внутренних противоречий в семье. Муж недоволен, что жена не уделяет ему прежнего внимания, но, «понимая», что она занята с малышом, выбирает стратегию «переждать», потерпеть год-два — и в этом режиме все больше отдаляется от нее, что постепенно сводит на нет ее чувство защищенности и безопасности. Мама все больше ощущает себя один на один с растущими как снежный ком проблемами. Она чувствует неуверенность, растерянность, потерю сил и внутренней устойчивости и в порядке бессознательной самозащиты переходит от «взрослых», «родительских» форм поведения к «детским». Ее собственные вектора придают специфику проявления ее нарастающей неприязни к тем, от кого она ждет и не получает помощи: слезы или крики, оскорбления, возможно, даже мат и рукоприкладство. Если мужа постоянно нет дома или на него по заведенному порядку отношений нельзя «поднимать голос», а малыш — в зоне защиты, под опекой мамы, то самым слабым звеном становится старший сын (дочь), на ком мама постоянно срывается и впадает в шок от своих реакций на ребенка, которого она должна и хочет любить. Так ее плохое состояние еще больше усугубляется.

Старший ребенок, становясь объектом нападок матери, бессознательно чувствует ее слабость, все меньше воспринимая ее как авторитетного взрослого, родителя, которого надо слушаться. Поэтому начинает огрызаться, ругаться на мать (если в семье обычным является мат, то ребенок начинает материться на мать), а видя ее растерянность и неумение справиться с ним, еще больше утверждается в том, что он может так себя вести (в преддверии подросткового возраста очень настораживающая тенденция). Это еще больше повергает маму в шок и ужас.

Налаживание взаимопонимания затрудняется также, если у мамы и ребенка разный набор векторов. Воздействуя на «старшенького» исходя из собственного представления о том, как должно быть, мама наталкивается на неожиданные (ей кажется — немотивированные) реакции чада. «Добрые старые методы» воспитания: прикрикнуть, пригрозить, наказать, — почему-то не работают. А как иначе, мама просто не знает. Ее наполняет ужас от ощущения, что ситуация идет вразнос, и она «теряет» своего ребенка.

В этой непростой ситуации мама вызывает безусловное сочувствие, в том числе и потому, что она сама не понимает, что делает и каковы последствия ее действий. Вряд ли ее можно винить. Но ситуацию действительно надо менять, тем более что у мамы такой запрос возникает как душераздирающий крик о помощи.

О том, что делать, если ребенок становится неуправляемым, и как это можно предупредить, читайте во 2-ой части.

Подробнее об особенностях воспитания детей можно узнать на онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Авторы:
Елена Горшкова, педагог-психолог
Анна Хохлова, врач

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология — все о детях

Комментариев: 6 Просмотров: 1505
Теги: Всё о детях психология

5 способов справиться с неуправляемым ребёнком в классе

Давайте признаемся: учителя чаще всего любят спокойных и послушных детей. Крикливые, злобные и упрямые ученики мешают не только преподавателю, но и всему классу. Однако иногда это вовсе не их вина. Рассказываем про вызывающее оппозиционное расстройство, которое может быть причиной плохого поведения ребёнка.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Учитель Джо в отчаянии. Уже в четвёртый раз за сегодня второклассник наотрез отказывается делать то, о чём его просят. Простая просьба, чтобы мальчик отложил книгу и принялся за математику, закончилась тем, что он лежал на полу, кричал и брыкался. Когда учитель встретилась с его родителями, оказалось, что Джо точно так же ведёт себя и дома. Ситуация казалась тупиковой до тех пор, пока психолог не предположил, что Джо может быть одним из многих детей с ВОР — вызывающим оппозиционным расстройством.

Что такое вызывающее оппозиционное расстройство

В DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам от Американской психиатрической ассоциации. — Прим. ред.) ВОР определяется как злобное, злопамятное, конфликтное и вызывающее поведение, которое длится не меньше шести месяцев. Ребёнок ведёт себя настолько вызывающе, что это мешает его повседневной жизни.

Конечно, дети определённого возраста, особенно трёхлетки и подростки, почти всегда спорят и конфликтуют. Но такое поведение соответствует их возрасту: ребёнок испытывает окружающий мир на прочность и узнаёт, как он работает. ВОР — проблема гораздо более серьёзная.

Ученики с этим расстройством разрушают собственную жизнь и жизни всех окружающих

В статье на Headteacher Update доктор Никола Дэвис резюмирует: «Цель ученика с вызывающим оппозиционным расстройством в том, чтобы получить и удерживать контроль. Он проверяет границы авторитета преподавателя, нарушая правила, провоцируя и продлевая конфликты. В классе это может отвлекать как учителя, так и других учеников».

В целом от 2 до 16% населения всего мира живёт с ВОР. Учёные считают, что дело может быть в генетике, в окружающей среде или биологии. А возможно, во всём сразу. Известно, что этот диагноз чаще ставят мальчикам, чем девочкам, хотя к подростковому возрасту от расстройства одинаково страдают и те и другие. У многих детей школьного возраста ВОР проявляется вместе с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), причём некоторые исследования показывают, что до 50% детей с СДВГ также страдают от ВОР.


Как выглядит ученик с ВОР

Большинство детей проходят через фазу, когда слово «нет» — их любимое слово. Но для детей с ВОР она никогда не заканчивается. Они всё подвергают сомнению и систематически отказываются выполнять правила и требования. Их потребность спорить может привести к тому, что они намеренно будут раздражать других в попытке создать конфликт. При этом такие дети отказываются нести ответственность за свои ошибки или поведение, обвиняя во всём других.

Дети с ВОР вечно раздражены и готовы слететь с катушек при малейшей провокации. Их чрезмерная реакция может быстро перерасти в вспышку гнева, причём не только время от времени, а довольно часто. Из-за этого каждый разговор с ними похож на сражение.

Они долго злятся и держат обиду, требуя обязательного наказания для других. Неудивительно, что такое поведение заставляет детей с ВОР бороться с самими собой как дома, так и в школе. Им трудно находить друзей, учёба тоже часто страдает. С возрастом расстройство может перейти в депрессию или тревожность, в злоупотребление психоактивными веществами или в развитие расстройства поведения. Поэтому ранняя диагностика и последующее лечение очень важны.

Терапия и модификация поведения — самые важные аспекты в лечении вызывающего оппозиционного расстройства. Родители и их дети ходят на консультации и поведенческую терапию, чтобы научиться создавать более комфортную домашнюю атмосферу. Они работают над тем, чтобы укрепить хорошее поведение и разорвать цикл, который приводит к одним и тем же ссорам снова и снова.

В терапии может участвовать и учитель для усиления результата, которого достигли дома родители. Здесь, как и с любой поведенческой проблемой, очень важно быть последовательным во взаимодействии взрослых с детьми.


Как учитель может помочь ученикам с ВОР

1. Предоставьте возможность делать выбор

Дети с ВОР хотят получить контроль. Вместо того чтобы позволять им управлять ситуацией, вы можете дать им чувство контроля, на самом деле оставив его за собой. «Всегда предоставляйте выбор, — советует учительница Холли А. — Предложите его — и уходите. Дайте ученикам время на то, чтобы решить всё самим. Если им не нравятся предложенные варианты, не вмешивайтесь. Если они попытаются начать ссору, то просто повторите всё заново и уходите. Если они так и не смогут прийти к решению, запретите им заниматься в классе тем, что они любят».

Как и в других подобных ситуациях, полезно придерживаться правил и дисциплины в классе. «После того как я даю выбор, я всегда строже контролирую правила и порядок и слежу за последствиями, — делится учительница Кристель Р. — Вам нельзя колебаться; придерживайтесь своих правил и следуйте им».

2. Дайте им пространство для разгрузки

Дети с ВОР могут научиться распознавать момент, когда они чувствуют себя перегруженными и готовы бросить вызов любому или, наоборот, игнорируют все просьбы. Им нужно дать возможность и место, чтобы успокоиться и переосмыслить сделанный выбор. «Разложите книжки, раскраску, лего и тому подобное там, куда они могут пойти сами, когда почувствуют, что им нужен перерыв, — предлагает учитель Тоби Г. — Часто сразу после активного урока детям нужно надёжное место для того, чтобы успокоиться».

3. Хвалите за действительно хорошее поведение

Ребёнок с ВОР часто реагирует на подкрепление положительного поведения. Полезно, например, предложить ему шанс заработать какие-то привилегии, а не отнимать их в наказание. Расскажите, что он может получить дополнительное экранное время, если быстро сделает то, о чём его просят, а не угрожайте лишить его всех гаджетов.

Используя систему поощрений, убедитесь, что она уместна и ребёнок не видит в этом манипуляцию. Учительница Лесли Л. соотносит поведение учеников с системой вознаграждения, в которую входит, например, время за планшетом или обед с учителем. «Ещё я делаю перерывы в их расписании, — добавляет Лесли, — и стараюсь быть настолько терпеливой, насколько мне это удаётся».

Учитель Эрика М. также использует контрольный список. Если дети выполняют каждый пункт, тогда они зарабатывают «баллы». Их можно обменять на время за планшетом. «Найдите увлечение ребёнка и используйте его в своих интересах!» — добавляет Эрика.

4. Установите личный контакт

Дети с ВОР часто хотят наладить связь с учителем, который мог бы помочь им справиться с проблемами. Часто им самим не хочется вести себя плохо. Постройте доверительные отношения с ними, и это поможет добраться до причин их поведения.

«Почти все мои ученики с ВОР, и у меня прекрасные отношения почти с каждым из них, — рассказывает Кендра Дж. — Узнайте, что их интересует, и общайтесь на их уровне во время перерывов». Позвольте им самостоятельно установить цель и решить, какими будут последствия, если они её не достигнут.

5. Почитайте о ВОР побольше

Онлайн-ресурсы:

Книги:

Если ребёнок неуправляем что делать? Советы специалиста

В статье даны советы, как справиться с неуправляемостью ребёнка, с его капризами.

Эти советы позволят правильно ориентироваться родителям в отношениях со своими детьми. Очень часто у родителей возникает вопрос, почему их дети такие неуправляемые и что с ними делать.

Подавляющее число родителей, чьи дети проявляют неуправляемость, прибегают к крайностям, начинаю физически наказывать детей, вводить неадекватные запреты. Это, отнюдь, не решает, а , наоборот, углубляет проблему.

Советы

1. Чтобы понять, почему дети становятся неуправляемыми, надо выяснить, в чем причина такого поведения. Фактором такого поведения может быть неправильное воспитание родителей, гены, окружающая среда.

Ребенок, который проявляет неконтролируемость в поведении, ведет себя, как будто хочет изменить мир по своим меркам, не задумываясь, к каким последствиям это может привести.

Если брать в сравнении нормального ребенка и того, которым управлять невозможно, то адекватная личность понимает, что такое «нельзя», «подожди», и будет вести себя, так, чтобы было хорошо и полезно окружающим.

2. Важный этап в формировании ребенка приходится до трех лет. Если родители мудро прошли кризис трех лет, то, соответственно, вопрос с управляемостью в дальнейшем не будет стоять так остро.

Если замечена такая проблема, нужно немедленно действовать. Самый большой враг таких детей — это скука, поэтому нужно срочно найти занятие, которое гнев, злость направит в правильное русло. Детей нужно держать в состоянии увлеченности, интереса, чтобы ребенок чувствовал радость и интерес в чем-то. Только будет снижаться ощущение, соответственно, и контроль над ребенком также будет падать.

3. В первую очередь родителям такого ребенка не нужно начинать сравнивать с другими детьми, все они разные.

Нужно набраться терпения, чтобы вытащить ребенка из этого состояния, иначе в будущем это перерастет в большие проблемы, кражи, драки в школе.

4. Нельзя переводить поведение ребенка на самотек. Нужно показывать своим поведением достойный пример, давать ребенку возможность поверить в себя, и найти адекватные место в этом обществе.

5. Проявляйте любовь даже тогда, когда это трудно сделать. Обнимайте, даже тогда, когда ребенок отталкивает. Хвалите ребёнка. Сначала можно за небольшие успехи, но не переборщите с похвалой. Лишняя похвала не всегда на пользу.

6. Ищите подход к ребенку, родители, как никто другой, могут знать, что является лучшим для ребенка в данный момент. Нужно вовремя найти тот источник, который будет поощрять, и стимулировать, и из ребенка может вырасти успешная адекватная ребенок. Без помощи родителей ребёнок не справится со своей психикой и проблемами.

Неуправляемый ребёнок: что делать, советы психолога

Порой случается так, что самый спокойный и прилежный малыш начинает проявлять упрямство и устраивать истерики. Неуправляемый ребёнок — это понятие, которое в медицине отождествляется с так называемой гиперактивностью. Чаще всего пик непослушания совпадает с кризисом 3 лет. Специалисты настоятельно рекомендуют не впадать в панику и научиться находить общий язык с чадом.

Особенности поведения неуправляемого ребёнка

Гиперактивного ребёнка всегда можно выделить из общего коллектива. Эмоции у него бьют ключом, а любые попытки сдержать их не увенчаются успехом. Но психологи уверены, что в таком поведении нет злонамеренности.

неуправляемый ребёнок

Источник: Getty

Неуправляемый ребёнок, выплёскивая свои эмоции, вовсе не имеет злого умысла.

Неуправляемое чадо может в любой момент устроить истерику. Его не сдерживает присутствие чужих людей. Такое нерациональное расходование энергии часто отражается на усидчивости, обучаемости и концентрации внимания.

Что делать с гиперактивным ребёнком

Иногда кажется, что обуздать неугомонный нрав гиперактивного ребёнка невозможно. Но многолетняя медицинская практика доказывает обратное. Главный фактор успешного воспитания – установление правил и чёткое им следование. Придерживайтесь следующих советов психолога:

  • Установите чёткие границы дозволенного и недопустимого. Нужно контролировать, чтобы все члены семьи следовали единой линии воспитания и поведения. Например, если мама говорит, что нельзя трогать бытовую технику или уходить со двора без сопровождения взрослых, то папа и бабушка должны поддерживать эти правила.
  • Давайте малышу возможность делать выбор. Родители-диктаторы, разговаривающие с ребёнком в приказном тоне, редко достигают взаимопонимания. Иногда придётся прибегать к хитрости. Если малыш не желает убирать игрушки, то можно предложить ему самостоятельно выбрать – вначале посмотреть любимый мультик, а потом заняться уборкой, или наоборот.
  • У ребёнка должна быть возможность выплеснуть свою энергию и направить её в нужное русло. В этом помогут спортивные секции, художественные кружки, совместные прогулки на свежем воздухе, выполнение утренней гимнастики. Не запрещайте малышу бегать на улице и играть с другими детьми.
  • Не лишайте малыша интересных и новых впечатлений. Просто старайтесь давать их ему в определённых «дозах». Если в зоопарке или на детской площадке вы заметили, что он начал перевозбуждаться, лучше вовремя уйти.
  • Поощряйте ребёнка добрыми словами, лаской за послушание и хорошее поведение.
  • Не повышайте голос во время разговора, не кричите и не бейте малыша, особенно в присутствии посторонних.

В любой ситуации родители должны стремиться проявлять заботу и внимание. Ребёнок живёт в своём маленьком мире, и у него также бывает плохое настроение.

Родителей настораживает и пугает чрезмерная активность и неуправляемость собственного ребёнка. Но психологи уверены, что такое поведение является временным, и если родители научатся относиться к нему с терпением и пониманием, то вырастят целеустремлённую и гармоничную личность.

Что делать с неуправляемым ребенком?

После рождения каждый ребенок делает одно и тоже – он кушает, потом спит и конечно без плача не обходится, чего только одни колики стоят. Но по мере взросления малыш начинает проявлять свой характер, что особенно заметно в периоды разных кризисов, а также при переходном возрасте.

Дети становятся своенравными, капризными и непослушными, а у родителей появляются большие трудности в воспитательном процессе. Чтобы понять почему возникает такая проблема, для начала стоит разобраться в том, отчего дети становятся неуправляемыми.

Причины возникновения проблемы

  1. Здесь стоит упомянуть о кризисах, возникающих в определенном возрасте. Создается впечатление, что дети словно нарочно испытывают твердость своих родителей. На самом деле для них же самих эти периоды являются весьма сложными. Они зачастую и сами не понимают, отчего ведут себя так или иначе. В кризисные периоды ребенок активно познает себя и окружающий мир, знакомится с понятием, что есть хорошо или плохо, и от родителей лишь требуется помощь в освоении такого нелегкого дела.
  2. Каждый родитель обязан понимать, что его малыш является личностью, у которой есть свои желания, потребности и интересы. По этой причине он абсолютно имеет право поступать определённым образом. Главной задачей родителей должна быть корректировка действий своего крохи, а не полная манипуляция им, словно куклой.
  3. У ребенка может быть своевольное поведение при неправильном выборе методов воспитания взрослыми – когда ему позволяют абсолютно все или слишком много запрещают. Сюда же можно отнести и проблемную обстановку в семье, например, частые ссоры родителей, если ребенок получает недостаточно заботы и любви от родных.

Как выйти из такой ситуации?

Чтобы получить внимание малыша, нужно говорить меньше, но понятнее. Таким образом он сможет получить нужную информацию для ее усвоения. Возможно родители могли заметить, что их чадо больше внемлет мультфильмам, песням и доводам сверстников, чем им самим. Это говорит о том, что ребенок уже не обращает внимания ни на угрозы, ни на крики. Иногда случается, что дети начинают слушаться и исполнять просьбы лишь после того, как им покупают игрушки, конфеты либо что-то другое. Такое поведение вводит родителей в ступор и они отчаянно не знают, что с этим делать.

В первую очередь нужно показывать правильные действия с помощью собственного примера и учиться больше слушать ребенка, чем говорить самому.

Если добиваться желаемого криками и упреками, то в итоге малыш перестает вообще слушаться родителей. Стоит задаться вопросом – а сами взрослые хотели бы, чтобы с ними обращались таким же образом?

Нужно начинать говорить, только если ребёнок обратил свое внимание и просить его о чем-то, сидя напротив и глядя в глаза. Необязательно кричать, наоборот, стоит понизить голос, ведь чем мягче будет звучать просьба, тем больше шансов быть услышанным. Нужно говорить кратко: «Собери игрушки» или «Убери одежду в шкаф». Достаточно пары слов для выполнения поручения.

Порой перевести внимание с интересующего объекта родителям бывает крайне тяжело. Стоит предупредить ребенка заранее о предстоящем деле, сказав ему, что через время его помощь будет необходима. Благодаря этому можно помочь малышу подготовиться к смене деятельности либо же к важному разговору.

Таким образом понимание сути происходящего со своим малышом поможет родителям вести себя более тактично в зависимости от ситуации, ведь ему и так непросто постигать столь новые для него горизонты жизни и ребёнку очень нужна помощь близких людей, криками делу точно не помочь.


Цвет глаз у ребенка

что делать с неуправляемыми детьми от 2 до 11 лет

Каждая мама рано или поздно сталкивается с проблемой плохого поведения у своего ребёнка. Он может быть неуправляемым, не слушаться, капризничать, даже проявлять агрессию по отношению к вам или другим детям. Попробуем разобраться, почему так происходит и что делать, если ребёнок стал неуправляемым.

Зачастую плохое поведение малыша ставит в тупик современных родителей. Особенно, если до этого он вёл себя спокойно и послушно. Вам нужно быть готовыми к подобным изменениям в поведении ребёнка. Такой период возникает в развитии каждого малыша.
Чтобы понять, как решить проблему, необходимо разобраться в причинах плохого поведения. В этом вопросе нужно учитывать различные факторы: возраст, ваши отношения с малышом, атмосферу в семье, его поведение с другими детьми.
Первый ощутимый кризис, когда ребёнок становится неуправляемым, происходит примерно в 2 года. Чаще всего капризы вызваны нежеланием ходить в детский сад, выполнять привычные для его распорядка дня дела, кушать или спать.
В этот момент очень важно дать ребёнку понять, что обязательные дела ему всё равно придётся делать. Сохраняйте спокойствие и не потакайте малышу. Если вы его пожалеете и выполните каприз, такая проблема повторится в будущем.

Неуправляемый ребёнок в 2 года может закатывать истерики, рыдать, кататься по полу или кричать. Ваша задача – сохранять спокойствие и ни в коем случае не проявлять агрессию по отношению к малышу.

Если в раннем возрасте такой период вас не застал, неуправляемый ребёнок может проявить себя и в 3 года. Плохое поведение малыша может быть связано с его гиперактивностью. В таком случае ребёнок зачастую сам не понимает своего состояния. Он становится раздражительным, эмоциональным, плохо спит. Как правило, гиперактивность проявляется еще в первые месяцы жизни.
В 4 года ребёнок ведёт себя уже более осознанно. Он начинает осознавать свой возраст, измеряет границы дозволенного. Многие родители задаются вопросами о том, почему неуправляемый ребёнок в 4 года так себя ведёт и что делать в такой ситуации.
Уделяйте младшему члену семьи больше внимания. Возможно, ему не хватает вашей любви. Порой достаточно проводить с ним больше времени, чтобы он изменил своё поведение, стал более спокойным и послушным. Причиной может быть и чрезмерная опека родителей. Ребёнок пытается проявить свой характер. Здесь многое зависит от вашей реакции.
Поведенческий кризис может настигнуть вас и в возрасте пяти лет. В это время ребёнок уже хорошо понимает свои действия, а также их последствия.
Если ваш ребёнок в 5 лет неуправляемый, вам помогут некоторые советы:

  • старайтесь определить причину плохого поведения, чтобы знать, с чем бороться;
  • уделяйте ребёнку больше внимания: возможно, ему не хватает вашей любви и ласки, проведённого вместе времени;
  • хвалите ребёнка за хорошее поведение, даже если это случается не так часто;
  • не бейте и не кричите на малыша – это только усугубит ситуацию.
Порой привычные способы становятся малоэффективными. Не исключайте возможность похода к детскому психологу. Специалист сможет определить, почему ребёнок в 5 лет ведёт себя, как неуправляемый, и что с этим делать.

Более поздние проявления возрастного кризиса происходят, как правило, в 7-8 лет. Ребёнок постепенно ищет своё место в обществе, осознаёт эмоциональное и физическое состояние. Родители не понимают, почему ребёнок в 7 лет неуправляемый или почему он так проявил себя в 8 лет и что им делать. Особенно, если ранее таких проблем не возникало.
Ваш ребёнок осознаёт свою личность. Вам необходимо не только любить его, но и уважать, считаться с его мнением. Уважительное отношение и понимание помогут преодолеть очередной кризис.
В более взрослом возрасте плохое поведение может свидетельствовать об определённых проблемах. Если ребёнок в 11 лет ведёт себя, как неуправляемый, возможно, он ищет вашей помощи. Вам следует поговорить с ним, обсудить его проблемы и вместе решить их.
Плохое поведение ребёнка не должно вас пугать. Такой этап возникает в развитии каждого малыша. Не паникуйте и не срывайте на него свою злость. И тогда ваш ребёнок вырастет здоровым и счастливым человеком.

Теги по теме: воспитаниедети 3-7

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *