Материал по математике по теме: Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
Составила воспитатель 2
категории МБДОУ №21
Галимова Алсу
Авхадеевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей
2. Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей
3. Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В данной работе представлена характеристика блоков Дьенеша, показано использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей; дана общая характеристика системы игр и упражнений, которые направлены на развитие логического мышления; выявлено, насколько развито словесно-логическое мышление в старшем дошкольном возрасте; представлены методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками.
1. Использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый).
В названном комплекте 48 блоков: 3х4х2х2. Можно ограничиться и меньшим числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка.
Логические блоки лучше изготовить из дерева или пластика.
Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
2. Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей
Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства,
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам,
- для развития способности к логическим действия и операциям.
Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III). Игры упражнения I варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Можно отнести такие игры и упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычные фигуры» и другие. С помощью игр и упражнений II варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки», «Домино» и другие. Игры и упражнения III варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Подробнее о играх и упражнениях этого варианта смотрите в разделе «Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного возраста».
Упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному возрасту. Так как дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.
3. Методические рекомендации по организации игровой деятельности игровой деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного возраста
Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры и упражнения, как «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки» и другие.
Рассмотрим методические рекомендации по проведению некоторых игр и упражнений.
Помоги фигурам выбраться из леса
Цель: развить логическое мышление и умение рассуждать.
Материал: логический фигуры, таблицы (см. приложение).
Содержание:
- Перед детьми таблица 1.а. На ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. (Каждый знак разрешает идти по своей дорожке только таким фигурам, как он сам.) Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз нужно свернуть.
- Используется таблица 1.б. Штриховкой обозначен цвет фигур.
- Используется таблица 1.в.
Раздели блоки – 1.
Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не».
Материал: логические блоки, 2 игрушки (Буратино, Незнайка).
Содержание:
На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга расположены игрушки – Буратино и Незнайка. Они собрались строить для себя дома из блоков, но поссорились из-за того, что не могут разделить блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Буратино и Незнайку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Незнайки оказались все красные.
После выполнения задания дети рассказывают, какие блоки у Незнайки (все красные) и какие у Буратино (все не красные).
Если дети при характеристики блоков Буратино начинают называть несколько свойств (желтые и синие), взрослый говорит, что нужно отвечать одним словом. Если дети отвечают неверно, он еще раз обращает их внимание на блоки Незнайки (все красные) и предлагает назвать, какие все блоки у Буратино в отличие от тех, которые у Незнайки.
При повторении упражнения меняется свойство, по которому дети разбивают слово: разделить блоки так, чтобы у Буратино оказались все треугольные, или так, чтобы у незнайки были все желтые.
Сначала правила разделения блоков предлагает взрослый, а затем – дети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.
К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. К концу старшего дошкольного возраста многие из детей оказываются в состоянии выделить и назвать все части речи и члены предложения.
Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что у слова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках, основанных на игре слов.
Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
В предлагаемой работе показано, как блоки Дьенеша можно использовать в процессе развития математических представлений в игровой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
- Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.
Статья по математике на тему: Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.
ПРИМЕНЕНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее обучен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Во многих странах мира уже много лет успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать такие важные понятия математики и информатики, как: алгоритмы, кодирование информации, логические операции, пересечение и объединение множеств и др. Блоки, как игровой материал, можно использовать для:
— ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
— развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать,;
— развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
— развития творческих способностей. Основная цель использования дидактического материала, называемого по имени его создателя «Блоками Дьенеша»: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Логическое пособие «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 элементов, различающихся 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. Игровые упражнения можно начинать с 3-4 лет, постепенно усложняя задания.
Логическое мышление в полном объёме начинает формироваться только со старшего дошкольного возраста. Поэтому детей 3-4 лет мы знакомим с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем. С детьми младшего дошкольного возраста уместны простые игры и упражнения, цели которых: — закрепление представлений о форме, цвете и размере; — расширение речевого запаса; — умение группировки по 1 или 2 признакам; — понимание смысла выражений «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру. 1. Покажите блок такого же цвета как этот. 2. Найди блок такой же формы. 3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме. 4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально. 5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально. 6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у Маши – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Маши?», «Какие фигуры у Мишки?» и т. д.
Игра «Собери бусы». Варианты: выбрать элементы одной формы, чередовать цвета, размер. Игровое упражнение «Найди все такие же по цвету и форме». Игровое упражнение «Найди все такие же по цвету, но другие по форме».
В среднем дошкольном возрасте использование «Блоков Дьенеша» позволяет создать условия для усвоения знаковой культуры. В этом возрасте дети могут выбирать блоки по знакам-символам, обозначающим свойства: цвет обозначается пятном; величина – силуэтом домика; форма – контуром фигур; толщина – условным изображением человеческой фигуры. Пользуясь карточками, дети могут назвать имя любого блока.
Игра «Помогите Мишке собрать фигуры» У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
Игра «Где чей гараж» У воспитателя две большие таблицы, на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. В этом возрасте развиваем у детей умение выявлять свойства блоков без опоры на наглядность (по слову). Дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Используются карточки, где обозначенное свойство перечёркнуто двумя линиями. Дети учатся описывать блок, используя слова-отрицания. Например, синий треугольный тонкий маленький блок можно описать как не красный, не жёлтый, некруглый, неквадратный, непрямоугольный, нетолстый, небольшой. Формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого из них. Наиболее сложными являются задачи на разбиение по двум или трём свойствам. Такие задания целесообразно выполнять с обручами. В играх с обручами моделируется разбиение множества на подмножества, пересечение и объединение множеств.
Дидактическая игра «Дорожки» На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены три домика – дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети. Выкладывать дорожки можно с опорой на схему, задающую последовательность фигур.
Игра “Разгадай загадку” Для игры нам понадобятся карточки с изображением трех или четырех признаков (наиболее сложный вариант с отрицанием 1, 2 или 3 признаков) и блоки-отгадки.
Игра “Рассели жильцов”. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину).
Игра «Раздели блоки» В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча помогут детям разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто, чем может пользоваться на правах совместной собственности!
Выбор игр и упражнений с использованием «Блоков Дьенеша» огромен. Все зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Детям такие игры приносят большое удовольствие, так как отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач, способствуют формированию “инстинкта открывателя”. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующей развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне, пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх? 1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов). 2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»). 3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Таким образом, вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Блоки Дьенеша для развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
Многие современные родители стремятся с самых малых лет развивать способности детей. Поэтому рынок заполнен разнообразными развивающими пособиями. Их так много, что глаза разбегаются, трудно остановиться на чем-то одном. Кто-то пользуется опытом знакомых, кто-то ищет ответ в интернете или обращается к педагогам. Игры и пособия могут быть направлены на разные аспекты умственного развития ребенка. Например, кубики Зайцева и всевозможные буквари учат читать. А что существует для овладения логикой и математикой? Для этой цели существует тоже немало пособий. Одно из них – логические блоки Дьенеша. Развивающие игры с ними очень разнообразны.
Внешний вид
Как выглядят блоки? Описание логических блоков Дьенеша на первый взгляд довольно простое — это набор ярких геометрических фигур трех цветов — желтого, красного и синего. На самом деле среди 48 элементов набора нет ни одной полностью совпадающей фигуры. Дело в том, что эти круги, квадраты, прямоугольники и треугольники могут различаться не только цветом, но размером и толщиной. Они бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.

Немного об авторе
Кто же такой Дьенеш? Золтан Дьенеш — это венгерский математик, педагог и психолог. Он совершенно перевернул представление о том, что математика — это скучная наука. Дьенеш сблизил математику с игрой и творчеством и сделал ее освоение увлекательным для детей дошкольного возраста.
Опираясь на личный педагогический опыт и исследования в области психологии, этот ученый выделил 6 стадий освоения математики. Созданное им пособие как раз и существует для того, чтобы в яркой, наглядной форме пройти все необходимые стадии.
Свободная игра
Первую стадию овладения математическими умениями Дьенеш назвал свободной игрой. Педагог позволял детям идти путем проб и ошибок. Ребенку дается какая-либо доступная для его возраста задача, но строгая инструкция по выполнению отсутствует. Поэтому малыш перебирает варианты, пока не придет к нужному результату. Игры на этом этапе не отличаются упорядоченностью. Одна из главных целей – знакомство ребенка со свойствами предметов – цветом, формой, размером, толщиной.
Правила игры
На втором этапе в деятельность ребенка входят правила. Они вносят ясность и подсказывают ему, как же все-таки следует решать задачу. Педагог старается донести эти правила в простой и интересной форме. Без них ребенок не может решить задачу от начала до конца. На этом этапе производится также сравнение фигурок по их характеристикам.

Сравнение
На третьем этапе детей учат сравнивать. Но не фигурки, а игры. Например, на втором этапе проводится игра с одними и теми же правилами, но сначала на логических блоках, потом на вырезанных из бумаги бабочках и затем на разноцветных пуговицах. Ребенок должен прийти к выводу, что правила одни и те же независимо от материала. Это развивает абстрактное мышление и помогает отделить алгоритм действия от материала, с которым эти действия проводятся.
Абстрактный смысл чисел
На четвертой стадии ребенок в ходе игр знакомится с абстрактным смыслом чисел. Сейчас вполне уместны диаграммы, схемы игр и несложные таблицы.
Символическая стадия
На пятом этапе детей учат понимать, что два или более шагов могут приводить к одному и тому же результату. Это тоже осуществляется на играх с блоками Дьенеша. Для описания карт игры используются специальные символы. Дети и сами создают свои условные обозначения.

Заключительная стадия
Шестая и последняя стадия оказывается самой длинной по сравнению с предыдущими.
Методика была создана для детей от 3 до 8 лет с учетом их психологических особенностей.
Польза блоков Дьенеша
Что же несут занятия с этими разноцветными фигурками? Можно сказать, что это не только развитие математических способностей, но и всестороннее совершенствование работы мозга. Ребенок учится логическому мышлению, которое пригодится ему во многих сферах жизни. Развивается и его речь. Малыш учится выражать свои мысли, выделять свойства предметов, устанавливать сходства и различия. Блоки Дьенеша помогают лучше осознать, что такое цвет, форма, толщина, размер. Знакомят они и с пространственными отношениями. В дальнейшем работа с блоками поможет в решении учебных задач. Поиск решения в этих увлекательных играх формирует терпение и настойчивость. Конструирование из блоков развивает воображение, творческие способности.
Конструирование
Что же можно делать с блоками Дьенеша? На упаковке этого увлекательного пособия красуются плоские рисунки, составленные из блоков, можно собрать из них и ракету, и цыпленка, и дом. В таком случае блоки предстают чем-то вроде плоского конструктора. Такие изображения можно собирать по схеме, что будет не простой, но интересной задачей для детей. В строгом смысле плоскими их назвать нельзя, потому что фигуры имеют разную толщину, и это тоже придется учитывать. Существуют целые альбомы, в которых есть готовые цветные изображения цветов, кораблей, сказочных персонажей, составленные из геометрических фигур. Даже маленький ребенок может раскладывать по таким образцам блоки, собирая рисунок. Конструирование из блоков Дьенеша нравится детям.

Но существуют они далеко не для этого, и есть масса интересных способов их применения. На основе блоков Дьенеша существует огромное количество дидактических игр.
«Выборки»
Эта игра чаще всего проводится с детьми, которые только знакомятся с блоками Дьенеша. Для маленьких детей надо давать самые легкие задания, для тех, кто постарше – немного усложнить. Перед ребенком раскладываются все блоки. Малыш должен раскладывать их по какому-то признаку. Например, сначала ребенок разделит их на группы по цветам. Потом – по размеру. Разные свойства могут иметь разную сложность для ребенка.

Усложнить задачу можно, добавив целых два признака одновременно. Например, можно предложить ребенку выбрать все красные круги, все желтые прямоугольники. Или все плоские фигурки одинакового размера.
«Продолжи ряд»
Это занимательная игра, которая заставит ребенка всерьез напрячь мозги. Есть несколько вариантов, как можно ее проводить. Первый вариант – выкладывать ряд фигурок, которые отличаются друг от друга лишь одним признаком. Взрослый должен объяснить правила и начать раскладывать ряд, чтобы показать ребенку, что нужно делать. После нескольких фигур ребенок продолжает ряд сам. Второй вариант – выкладывать фигурки так, чтобы у соседних блоков не было ни одного совпадающего признака. Такая задачка даже взрослого может заинтересовать! А вот более упрощенным вариантом будет выкладывание ряда из чередующихся по цвету фигур, например, красный-желтый-синий. Это знакомит малыша с ритмом.
«Покорми животных»
В этой игре с блоками Дьенеша фигурки отлично сойдут за печенье. Можно посадить любимые игрушки ребенка и предложить угостить зверей «печеньками». Только при этом будут существовать условия, например, медвежонку нужно будет дать только фигурки красного цвета, а котенку – только треугольники. По своей сути эта игра напоминает «Выборки». При этом она гораздо сильнее увлекает детей. Они любят кормить своих плюшевых питомцев и вряд ли откажутся от такого задания. А на эмоциональном фоне, в состоянии игры и увлеченности, дети еще лучше схватывают логические понятия.
«Найди драгоценный камень»
Эта игра развивает тактильное восприятие и сходна с многими играми с «Волшебным мешочком», в котором ищут предметы на ощупь. Нужно по описанию или картинке найти в мешке указанный блок, при этом не заглядывая внутрь. Разумеется, условиями может служить все, кроме цвета – форма, размер, толщина. Цвет окажется для ребенка сюрпризом. Если для малышей это может оказаться сложным, то тактильное восприятие блоков Дьенеша в средней группе будет вполне своевременно.
Дети имеют свойство расти. И игры с развивающими пособиями должны это предусматривать. Занятия с блоками Дьенеша для старших дошкольников усложняются. Уже пройденные игры для этих ребят слишком просты и становятся неинтересными. Тем более детям скучно повторять одно и то же из года в год, и они сами начинают тянуться к более трудным задачам. Поэтому можно предложить ребенку следующие игры.
«Поиск»
Предложите ребенку вытащить любую фигурку наугад. А теперь он должен выбирать только те фигуры, которые совпадают с первой хотя бы по одному признаку. В следующий раз можно предложить ребенку выбрать фигуры, сходные с первой сразу по двум признакам. А самым сложным будет вариант, когда надо подобрать все фигуры, которые не совпадают ни по одному признаку с выбранной.

«Домино»
Несмотря на то, что в блоках Дьенеша нет дырочек, обозначающих цифры, они отлично подходят для игры в домино благодаря совпадающим признакам. В эту игру не удастся поиграть в одиночку. Нужно, чтобы собралось несколько детей. Каждому раздается одинаковое количество фигур. С помощью считалки или каким-нибудь другим способом определяется, кто ходит первый. Этот ребенок делает ход любым блоком. Следующему уже надо выставить ту фигурку, которая хотя бы по одному признаку совпадет с первой. Если подходящей фигуры нет, игрок пропускает ход. Выиграет тот, кто первым избавится от всех фигур. Игру можно и усложнить, например, выкладывая только те фигуры, которые совпадают с предыдущей по двум признакам. В домино всегда есть элемент случайности и даже самый способный ребенок может оказаться без выигрыша, а малышу, который не отличается одаренностью, может повезти. Если только он будет отличаться внимательностью и сумеет воспользоваться своими фигурками. Поэтому игра поможет не только развить логику, но и при умелом и деликатном руководстве взрослого может научить первого проигрывать достойно, а последнего – верить в свои силы.
«Найди лишнее»
Нужно выложить 3 фигуры. Одна из них не имеет ни одного сходства с остальными, другие же имеют. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя. Задачу можно усложнить, увеличив количество фигур. Например, можно искать лишний блок среди шести фигур. А можно – целых два из шести.
«Найди пару»
Перед ребенком раскладывается несколько фигур. Нужно найти к каждой из них парную по определенному признаку. Можно подбирать пары не по одному, а по двум или трем свойствам. Игру можно организовать так: заранее отобрать четное количество, например, парных 10 фигур, и сложить их в мешочек. Ребенку нужно доставать их – все сразу или по одной — и выкладывать в два горизонтальных ряда.

«Магазин»
Есть еще один способ использования блоков Дьенеша. Логические элементы смогут сыграть и роль денег. Товаром могут быть любые игрушки, а лучше – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин, где продается множество карточек-товаров. У него всего 3 блока. За каждый можно приобрести один товар, причем тот, который будет хотя бы одним свойством совпадать с «денежкой». Это будет развивать абстрактное мышление детей, их внимание, умение рассуждать, обосновывать свой выбор.
«Наряжаем елку»
Под Новый год актуальной окажется игра, связанная с украшением елки. Для нее понадобятся изображение елки, 15 карточек с символами и блоки. На елке нужно расположить 5 рядов фигур-«бусин» по 3 фигуры в каждом. На карточках должны быть цифры. Это число означает порядковый номер ряда сверху вниз. Например, самый верхний будет первым. Также на карточке будет закрашенный кружок, который показывает положение «бусины» в ряду. И наконец, изображение самой фигуры, чтобы ребенок понял, что именно ему повесить. Несмотря на сложное описание, эта игра оказывается понятной и интересной для детей.
Отзывы
А что могут родители и педагоги сказать о блоках Дьенеша? Отзывы чаще бывают положительными, хотя встречаются и недовольные. Ведь все дети разные, и если одного буквально захватывает процесс игры с этим пособием, то другой не проявляет никакого интереса. Несмотря на то что автором логические блоки рекомендовались детям от 3 лет, некоторые родители начинают использовать их с двух и даже полутора лет. Это стоит делать только в том случае, если малыш проявляет заинтересованность. В иных случаях лучше все-таки подождать и не торопить события. В качестве достоинств родители отмечают развитие логического мышления у детей. Минусами некоторые считают слишком узкий набор цветов. Хотя это, скорее, продуманное решение автора – признаков каждого вида не должно быть слишком много, чтобы не запутать детей.
План-конспект занятия (подготовительная группа): МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: Логические блоки Дьенеша
как средство развития математических способностей
детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: Гадзиева Л.Р.
воспитатель подготовительной группы
г. Алагир
2019 г.
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи звучит следующим образом «Использование логических блоков Золтона Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – это развитие его интеллектуальных способностей, формирование таких мыслительных навыков, которые позволят ему легко усваивать новое. Одним из наиболее эффективных методов решения этой задачи, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Они способствуют развитию мышления, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач. Блоки Дьенеше дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками способствуют также развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют.
Cуществуют следующие формы работы с детьми дошкольного возраста:
• Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность взрослого и детей.
Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста
1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
3. «Что лишнее». Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
4. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
5. «Дорожки». Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).
6. «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
7. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.
Игры для детей старшего возраста
1. «Группы» Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. Обратите внимание на слайд.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
«Что лишнее?»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
«Чудесный мешочек» -2
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Дидактическая игра «Заселим в домики»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков
Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Дидактическая игра «На свою веточку»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура — носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.
Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.
Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»
Задачи:
- Упражнять детей в группировке геометрических фигур
- Развивать наблюдательность, внимание и память
Задание:
— Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:
— У Буратино оказались все синие квадраты
— Чтобы Карандашу достались все желтые
— Чтобы Незнайке достались все желтые и большие
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»
Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.
Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).
1.Затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
2.После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Примечание: в вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.
Игра — Сказка «В царстве блоков»
Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, взяли домашнего питомца… и т.п.) В играх с блоками Дьенеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В. Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
— Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот.
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например, кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности — наличие логического отрицания.
Блоки Дьенеша для развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
Многие современные родители стремятся с самых малых лет развивать способности детей. Поэтому рынок заполнен разнообразными развивающими пособиями. Их так много, что глаза разбегаются, трудно остановиться на чем-то одном. Кто-то пользуется опытом знакомых, кто-то ищет ответ в интернете или обращается к педагогам. Игры и пособия могут быть направлены на разные аспекты умственного развития ребенка. Например, кубики Зайцева и всевозможные буквари учат читать. А что существует для овладения логикой и математикой? Для этой цели существует тоже немало пособий. Одно из них – логические блоки Дьенеша. Развивающие игры с ними очень разнообразны.
Внешний вид
Как выглядят блоки? Описание логических блоков Дьенеша на первый взгляд довольно простое — это набор ярких геометрических фигур трех цветов — желтого, красного и синего. На самом деле среди 48 элементов набора нет ни одной полностью совпадающей фигуры. Дело в том, что эти круги, квадраты, прямоугольники и треугольники могут различаться не только цветом, но размером и толщиной. Они бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.
Немного об авторе
Кто же такой Дьенеш? Золтан Дьенеш — это венгерский математик, педагог и психолог. Он совершенно перевернул представление о том, что математика — это скучная наука. Дьенеш сблизил математику с игрой и творчеством и сделал ее освоение увлекательным для детей дошкольного возраста.
Опираясь на личный педагогический опыт и исследования в области психологии, этот ученый выделил 6 стадий освоения математики. Созданное им пособие как раз и существует для того, чтобы в яркой, наглядной форме пройти все необходимые стадии.
Свободная игра
Первую стадию овладения математическими умениями Дьенеш назвал свободной игрой. Педагог позволял детям идти путем проб и ошибок. Ребенку дается какая-либо доступная для его возраста задача, но строгая инструкция по выполнению отсутствует. Поэтому малыш перебирает варианты, пока не придет к нужному результату. Игры на этом этапе не отличаются упорядоченностью. Одна из главных целей – знакомство ребенка со свойствами предметов – цветом, формой, размером, толщиной.
Правила игры
На втором этапе в деятельность ребенка входят правила. Они вносят ясность и подсказывают ему, как же все-таки следует решать задачу. Педагог старается донести эти правила в простой и интересной форме. Без них ребенок не может решить задачу от начала до конца. На этом этапе производится также сравнение фигурок по их характеристикам.
Сравнение
На третьем этапе детей учат сравнивать. Но не фигурки, а игры. Например, на втором этапе проводится игра с одними и теми же правилами, но сначала на логических блоках, потом на вырезанных из бумаги бабочках и затем на разноцветных пуговицах. Ребенок должен прийти к выводу, что правила одни и те же независимо от материала. Это развивает абстрактное мышление и помогает отделить алгоритм действия от материала, с которым эти действия проводятся.
Абстрактный смысл чисел
На четвертой стадии ребенок в ходе игр знакомится с абстрактным смыслом чисел. Сейчас вполне уместны диаграммы, схемы игр и несложные таблицы.
Символическая стадия
На пятом этапе детей учат понимать, что два или более шагов могут приводить к одному и тому же результату. Это тоже осуществляется на играх с блоками Дьенеша. Для описания карт игры используются специальные символы. Дети и сами создают свои условные обозначения.
Заключительная стадия
Шестая и последняя стадия оказывается самой длинной по сравнению с предыдущими.
Методика была создана для детей от 3 до 8 лет с учетом их психологических особенностей.
Польза блоков Дьенеша
Что же несут занятия с этими разноцветными фигурками? Можно сказать, что это не только развитие математических способностей, но и всестороннее совершенствование работы мозга. Ребенок учится логическому мышлению, которое пригодится ему во многих сферах жизни. Развивается и его речь. Малыш учится выражать свои мысли, выделять свойства предметов, устанавливать сходства и различия. Блоки Дьенеша помогают лучше осознать, что такое цвет, форма, толщина, размер. Знакомят они и с пространственными отношениями. В дальнейшем работа с блоками поможет в решении учебных задач. Поиск решения в этих увлекательных играх формирует терпение и настойчивость. Конструирование из блоков развивает воображение, творческие способности.
Конструирование
Что же можно делать с блоками Дьенеша? На упаковке этого увлекательного пособия красуются плоские рисунки, составленные из блоков, можно собрать из них и ракету, и цыпленка, и дом. В таком случае блоки предстают чем-то вроде плоского конструктора. Такие изображения можно собирать по схеме, что будет не простой, но интересной задачей для детей. В строгом смысле плоскими их назвать нельзя, потому что фигуры имеют разную толщину, и это тоже придется учитывать. Существуют целые альбомы, в которых есть готовые цветные изображения цветов, кораблей, сказочных персонажей, составленные из геометрических фигур. Даже маленький ребенок может раскладывать по таким образцам блоки, собирая рисунок. Конструирование из блоков Дьенеша нравится детям.
Но существуют они далеко не для этого, и есть масса интересных способов их применения. На основе блоков Дьенеша существует огромное количество дидактических игр.
«Выборки»
Эта игра чаще всего проводится с детьми, которые только знакомятся с блоками Дьенеша. Для маленьких детей надо давать самые легкие задания, для тех, кто постарше – немного усложнить. Перед ребенком раскладываются все блоки. Малыш должен раскладывать их по какому-то признаку. Например, сначала ребенок разделит их на группы по цветам. Потом – по размеру. Разные свойства могут иметь разную сложность для ребенка.
Усложнить задачу можно, добавив целых два признака одновременно. Например, можно предложить ребенку выбрать все красные круги, все желтые прямоугольники. Или все плоские фигурки одинакового размера.
«Продолжи ряд»
Это занимательная игра, которая заставит ребенка всерьез напрячь мозги. Есть несколько вариантов, как можно ее проводить. Первый вариант – выкладывать ряд фигурок, которые отличаются друг от друга лишь одним признаком. Взрослый должен объяснить правила и начать раскладывать ряд, чтобы показать ребенку, что нужно делать. После нескольких фигур ребенок продолжает ряд сам. Второй вариант – выкладывать фигурки так, чтобы у соседних блоков не было ни одного совпадающего признака. Такая задачка даже взрослого может заинтересовать! А вот более упрощенным вариантом будет выкладывание ряда из чередующихся по цвету фигур, например, красный-желтый-синий. Это знакомит малыша с ритмом.
«Покорми животных»
В этой игре с блоками Дьенеша фигурки отлично сойдут за печенье. Можно посадить любимые игрушки ребенка и предложить угостить зверей «печеньками». Только при этом будут существовать условия, например, медвежонку нужно будет дать только фигурки красного цвета, а котенку – только треугольники. По своей сути эта игра напоминает «Выборки». При этом она гораздо сильнее увлекает детей. Они любят кормить своих плюшевых питомцев и вряд ли откажутся от такого задания. А на эмоциональном фоне, в состоянии игры и увлеченности, дети еще лучше схватывают логические понятия.
«Найди драгоценный камень»
Эта игра развивает тактильное восприятие и сходна с многими играми с «Волшебным мешочком», в котором ищут предметы на ощупь. Нужно по описанию или картинке найти в мешке указанный блок, при этом не заглядывая внутрь. Разумеется, условиями может служить все, кроме цвета – форма, размер, толщина. Цвет окажется для ребенка сюрпризом. Если для малышей это может оказаться сложным, то тактильное восприятие блоков Дьенеша в средней группе будет вполне своевременно.
Дети имеют свойство расти. И игры с развивающими пособиями должны это предусматривать. Занятия с блоками Дьенеша для старших дошкольников усложняются. Уже пройденные игры для этих ребят слишком просты и становятся неинтересными. Тем более детям скучно повторять одно и то же из года в год, и они сами начинают тянуться к более трудным задачам. Поэтому можно предложить ребенку следующие игры.
«Поиск»
Предложите ребенку вытащить любую фигурку наугад. А теперь он должен выбирать только те фигуры, которые совпадают с первой хотя бы по одному признаку. В следующий раз можно предложить ребенку выбрать фигуры, сходные с первой сразу по двум признакам. А самым сложным будет вариант, когда надо подобрать все фигуры, которые не совпадают ни по одному признаку с выбранной.
«Домино»
Несмотря на то, что в блоках Дьенеша нет дырочек, обозначающих цифры, они отлично подходят для игры в домино благодаря совпадающим признакам. В эту игру не удастся поиграть в одиночку. Нужно, чтобы собралось несколько детей. Каждому раздается одинаковое количество фигур. С помощью считалки или каким-нибудь другим способом определяется, кто ходит первый. Этот ребенок делает ход любым блоком. Следующему уже надо выставить ту фигурку, которая хотя бы по одному признаку совпадет с первой. Если подходящей фигуры нет, игрок пропускает ход. Выиграет тот, кто первым избавится от всех фигур. Игру можно и усложнить, например, выкладывая только те фигуры, которые совпадают с предыдущей по двум признакам. В домино всегда есть элемент случайности и даже самый способный ребенок может оказаться без выигрыша, а малышу, который не отличается одаренностью, может повезти. Если только он будет отличаться внимательностью и сумеет воспользоваться своими фигурками. Поэтому игра поможет не только развить логику, но и при умелом и деликатном руководстве взрослого может научить первого проигрывать достойно, а последнего – верить в свои силы.
«Найди лишнее»
Нужно выложить 3 фигуры. Одна из них не имеет ни одного сходства с остальными, другие же имеют. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя. Задачу можно усложнить, увеличив количество фигур. Например, можно искать лишний блок среди шести фигур. А можно – целых два из шести.
«Найди пару»
Перед ребенком раскладывается несколько фигур. Нужно найти к каждой из них парную по определенному признаку. Можно подбирать пары не по одному, а по двум или трем свойствам. Игру можно организовать так: заранее отобрать четное количество, например, парных 10 фигур, и сложить их в мешочек. Ребенку нужно доставать их – все сразу или по одной — и выкладывать в два горизонтальных ряда.
«Магазин»
Есть еще один способ использования блоков Дьенеша. Логические элементы смогут сыграть и роль денег. Товаром могут быть любые игрушки, а лучше – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин, где продается множество карточек-товаров. У него всего 3 блока. За каждый можно приобрести один товар, причем тот, который будет хотя бы одним свойством совпадать с «денежкой». Это будет развивать абстрактное мышление детей, их внимание, умение рассуждать, обосновывать свой выбор.
«Наряжаем елку»
Под Новый год актуальной окажется игра, связанная с украшением елки. Для нее понадобятся изображение елки, 15 карточек с символами и блоки. На елке нужно расположить 5 рядов фигур-«бусин» по 3 фигуры в каждом. На карточках должны быть цифры. Это число означает порядковый номер ряда сверху вниз. Например, самый верхний будет первым. Также на карточке будет закрашенный кружок, который показывает положение «бусины» в ряду. И наконец, изображение самой фигуры, чтобы ребенок понял, что именно ему повесить. Несмотря на сложное описание, эта игра оказывается понятной и интересной для детей.
Отзывы
А что могут родители и педагоги сказать о блоках Дьенеша? Отзывы чаще бывают положительными, хотя встречаются и недовольные. Ведь все дети разные, и если одного буквально захватывает процесс игры с этим пособием, то другой не проявляет никакого интереса. Несмотря на то что автором логические блоки рекомендовались детям от 3 лет, некоторые родители начинают использовать их с двух и даже полутора лет. Это стоит делать только в том случае, если малыш проявляет заинтересованность. В иных случаях лучше все-таки подождать и не торопить события. В качестве достоинств родители отмечают развитие логического мышления у детей. Минусами некоторые считают слишком узкий набор цветов. Хотя это, скорее, продуманное решение автора – признаков каждого вида не должно быть слишком много, чтобы не запутать детей.
Статья по математике (подготовительная группа): Использование блоков Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников.
Использование блоков Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников.
Важнейшая задача воспитания маленького ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новый материал. Поэтому эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке уверенны в себе, лучше подготовлены к школе.
На решение этой задачи должны быть направлена предматематическая подготовка.
Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно математической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализируя состояние обучения дошкольников привело к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие.
На мой взгляд, наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Знаменитые логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дошкольники начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Такими блоками могут играть дети любого возраста: от самых маленьких, до уже без пяти минут первоклассников.
Более того, используя блоки Дьенеша, мы закладываем в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развиваем у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Можно выделить определенные задачи, которыми руководствуемся используя логические блоки в работе с детьми:
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, умения производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
2. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания) .
3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
4. Познакомить с формой, цветом, величиной, толщиной.
5. Развивать пространственные представления.
6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
10. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, толщину, размер, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам. Несколько позже — по трем и по четырем свойствам.
Блоки Дьенеша могут широко использоваться воспитателями в педагогическом процессе.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваем, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.
Дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, устанавливаем, на какой интеллектуальной ступеньке находиться каждый малыш. Сделать это не сложно. Примерно ориентируясь в уровне развития ребенка, необходимо предложить ему одно-два упражнения. Если ребенок не справляется, предложить ему предыдущее по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок сам не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение задачи и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезает. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в результате многократных повторений. Для того, чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами, проблемными ситуациями.
Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны не забывать, что основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации- игра, так как именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Рассмотрим некоторые формы организации работы с логическими блоками.
1. Игры — занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
а) дидактические, настольно-печатные игры («Какой фигуры не хватает», «Рассели жильцов», «Найди место фигуре», «Головоломки» -дополнительно изготовить карты к играм) ;
б) подвижные игры (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов) ;
в) сюжетно-ролевые игры («Магазин» — деньги обозначаются блоками, цены на товар — кодовыми карточками. «Почта» — адрес на посылке, письме обозначается блоками, а адрес на доме — кодовыми карточками. Аналогично «Поезд», «Театр» билеты — блоками, места — кодовыми карточками) .
3. Вне занятий, в развивающей среде группы. Моделирование из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интереснее, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Транспорт», «Животные» и т. д.) . Дети с удовольствием используют логические блоки в самостоятельной деятельности, используя при этом схемы, таблицы, рисунки.
К данным играм добавляются более сложные упражнения на основе карточек с символическим изображением свойств. Когда ребенок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный код и на основе изображений с картинок строит ряды из фигур.
Также успешно игры применяются в коррекционных занятиях с подгруппой детей и индивидуально.
Таким образом, дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство — время первоначального становления личности. Одной из сторон развития личности является развитие математических представлений и логического мышления. Логическое мышление — это мышление при помощи рассуждений, при которых человек оперирует понятиями.
Развитое логическое мышление помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, способствует его общему умственному развитию. Мышление ребёнка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Уникальным по своим возможностям дидактическим материалом для развития логического мышления — логические блоки Дьенеша, так как они постепенно готовят детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяют его словарный запас и способствуют умственному развитию ребенка.
Консультация по математике (средняя группа) по теме: Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №208 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савинского района города Казани
Юрова Рания Вакилевна, воспитатель
Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников
Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Материал: блоки Дьенеша, методическая литература.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. В своей работе по развитию математических способностей многие авторы начали использовать логические блоки Дьенеша. Работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаем, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.
Нужно отметить, что мощным фактором интеллектуального развития является математика, где ставится цель научить ребенка мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи взаимозависимости и т. д.
Для создания условий успешного, последовательного развития малыша, необходим подбор игрового материала, который отвечает всем нормам, удовлетворяет его потребности. Именно поэтому, организовывая работу в детском саду с детьми по формированию элементарных математических представлений, мы обратили внимание на блоки Дьенеша. Этот набор блоков привлекает детей разнообразной формой, ярким цветом, универсален в использовании на всех возрастных этапах ребенка.
В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем».
Формы работы с детьми в детском саду:
• НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности).
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей
Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам.
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Ход мастер-класса
В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Дьенеша.
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе, но можно часть из них найти в учебном пособии, которое я вам покажу в конце нашего мастер-класса.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте рассмотрим эти игры:
1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
3. «Что лишнее». Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
4. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
5. «Дорожки». Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).
6. «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
7. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.
8. «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
9. «Лепим нелепицы». Выкладывание картин по знакам символам . стр1, 5, 10.
Игры для детей старшего возраста
1. «Группы»(игры с обручами) Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
2. «Разгадывание фигуры». По знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.
3. «Магазин». Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.
4. «Фантазёры». Это задание-игра примерно такое же, как и предыдущее, но не задаёт конкретную форму готового предмета, а даёт простор детскому воображению. Главное условие – соблюдение цепочки последовательности.
5. «Лепим нелепицы». Выкладывание картин по знакам символам (стр.2-4, 6-9).
Задания разной степени сложности вы сможете найти в альбоме «Спасатели приходят на помощь».
• Сосчитай, сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур
• Сосчитай сколько треугольных фигур….
• Как ты думаешь, сколько ещё красных и синих фигур не вошли в таблицу. Почему?
• Выложи из блоков, символы которых даны в таблице, что хочешь. Придумай название своей работе.
И очень интересная игра для детей «Спасатели». Можно объединить несколько игр в одну. Игра «Спасатели приходят на помощь» — одноимённый альбом и игра «Поиски клада». Разрушен город логических блоков. Необходимо помочь его восстановить. По картам – схемам одна команда спасателей восстанавливает здания. Вторая команда – транспорт. Третья – ищет драгоценные камни, чтобы купить продовольствие.
Игра с блоками, как правило, плавно перетекает в сюжетно-ролевую игру и дети готовы играть всё свободное время.
Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе. Благодарю за внимание.