Читать книгу Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий Д. Н. Колдиной : онлайн чтение
Тема недели «Золотая осень»
Занятие 7. Золотая роща(Цветная бумага и дополнительный материал. Коллаж. Коллективная работа)
Программное содержание. Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. Учить определять содержание аппликации и выполнять коллективную работу. Познакомить детей с техникой ажурного вырезания. Формировать у них художественный вкус и умение сочетать материалы.
Раздаточный материал. По большому листу картона для каждой подгруппы детей, цветная бумага, гофрированный картон, фольга, мулине, камни, песок; ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение 3. Федоровской «Осень»:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник, и зарделись клены
В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.
Утешает осень:
– Не жалейте лето!
Посмотрите – рощазолотом одета!
Спросите детей:
– О каком времени года это стихотворение? (Об осени.)
– Что говорится про осенние деревья и кусты? (Орешник пожелтел, клен покраснел, дуб зеленый.)
– Какая получилась роща? (Золотая.)
Предложите детям создать золотую осеннюю рощу или лес, используя разнообразные материалы. Разделите детей на подгруппы по 5–6 человек. Детям нужно придумать содержание аппликации и подобрать материалы, которые они будут использовать в работе.
Деревья можно сделать методом ажурного вырезания или «обрывания» из цветной бумаги. Познакомьте детей с ажурным вырезанием: на цветной бумаге, сложенной вдвое, нужно нарисовать контуры кроны. От линии сгиба в разные стороны можно сделать широкие надрезы (как будто ветки). Затем нужно вырезать крону и ее внутреннюю часть, добавить ствол из гофрированного картона, и получится ажурное дерево. Лесное озеро можно сформировать из фольги, траву – из ниток (нитки нужно порезать на короткие кусочки, нанести в нужном месте на лист картона клей и на липкую поверхность «насыпать» нарезанные нитки). Землю можно сделать из песка и мелких камней, насыпанных тем же способом, что и трава. Солнце и облака можно вырезать из цветной бумаги.
Тема недели «Цветы»
Занятие 8. Ромашка в вазе(Цветная и белая бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета)
Программное содержание. Продолжать учить вырезать симметричные силуэты из сложенной пополам бумаги. Закреплять умение вырезать круги из квадратов и разрезать квадраты на полосы. Упражнять в частичном наклеивании деталей аппликации. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Раздаточный материал. Листы картона, прямоугольники цветной бумаги 7×5 см (ваза), белые квадраты 7×7 см (лепестки), полоски зеленого цвета 4×1 см (стебель), желтые квадраты 4×4 см и 3×3 см (сердцевина), ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение М. Познанской «Ромашка»:
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке —
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит:
«Не тронь!»
Спросите детей:
– О каком цветке идет речь в стихотворении? (О ромашке.)
– Почему пчела не дала девочке сорвать цветок? (Потому что он быстро завянет; потому что пчелы собирают с цветов нектар и пыльцу.)
Предложите детям сделать ромашку, которая никогда не вянет, и поставить ее в вазу. Прямоугольник нужно сложить пополам по вертикали и вырезать из него половинку вазы таким образом, чтобы линия сгиба находилась по центру вазы.
Из двух желтых квадратов нужно вырезать большой и маленький круги, а белый квадрат – нарезать на полосы. Каждая полоска складывается пополам в виде петли, но не проглаживается. Свободные кончики полосок соединяются между собой, а затем готовые петли наклеиваются по краю большого круга. Когда все белые лепестки будут наклеены, они сверху закрепляются маленьким желтым кругом – сердцевиной ромашки.
Остается собрать аппликацию: снизу на картон наклеить вазу, затем стебель ромашки, а сверху стебля сам цветок.
Тема недели «Кто живет у нас в квартире?»
Занятие 9. Кто сказал «мяу»?(Лепка из пластилина)
Программное содержание. Закреплять умение лепить пластическим и комбинированным способом в зависимости от того, что нужно изобразить. Развивать у детей способность передавать пропорции, соотношение фигур по величине, выразительность поз, движений, деталей. Учить создавать скульптурную группу из двух фигур, развивать чувство композиции. Продолжать учить придавать композиции выразительность: животные смотрят друг на друга, нападают, дерутся и т. д.
Раздаточный материал. Пластилин, тряпочки, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Заранее познакомьте детей со сказкой В. Сутеева «Кто сказал „мяу“?».
Вспомните эту сказку на занятии.
Спросите детей:
– Кто главные герои этой сказки? (Кошка и щенок.)
Предложите детям вылепить кошку и щенка, изобразив один из сюжетов этой сказки. Кошку лучше лепить конструктивным способом – из отдельных частей (туловище, голова, лапы, хвост), а щенка – комбинированным (туловище и ноги из одного куска, а голову и хвост – из отдельных частей). Кошке и щенку необходимо придать определенную позу, в зависимости от того, что они делают. Можно добавить и других персонажей сказки – петуха, собаку, рыбу, лягушку, пчелу, мышонка.
Тема недели «На кухне»
Занятие 10. Блюдце(Тонкая белая бумага. Папье-маше)
Программное содержание. Познакомить детей с техникой папье-маше (наклеивание небольших кусочков бумаги слоями) при изготовлении блюдца. Продолжать приучать их работать аккуратно, выполнять задание в точной последовательности.
Раздаточный материал. Фарфоровые блюдца, тонкая белая бумага, мисочки с водой и клеем.
Способы приготовления клея:
1. Смешать сухой обойный клей с теплой водой.
2. Заварить в кипятке крахмал или пшеничную муку.
3. Смешать две части бытового клея, одну часть ПВА и одну часть воды.
Ход занятия
Предложите детям сделать блюдце необычным способом – из папье-маше, а затем на занятии по рисованию расписать его под гжель.
Нужно разорвать бумагу на небольшие кусочки и перевернуть блюдце вверх дном. Затем смачивать кусочки бумаги в воде и выкладывать их на поверхность блюдца – так получится первый слой. Для последующих слоев кусочки бумаги нужно обмакивать в клей. Таким образом нужно сделать 4–5 слоев.
Подготовленные бумажные блюдца сушат, не снимая с фарфоровых, 1–2 дня при комнатной температуре. Когда блюдца просохнут, нужно отделить бумажные блюдца от фарфоровых и дать детям обрезать неровные края.
На занятии по рисованию можно расписать блюдца и покрыть их лаком.
Тема недели «Моя комната»
Занятие 11. Мебель(Спичечные коробки. Объемные изделия. Коллективная работа)
Программное содержание. Учить детей обклеивать спичечные коробки цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы (кровать, стул, стол, комод, шкаф, диван и т. д.). С помощью загадок развивать образное мышление.
Раздаточный материал. Спичечные коробки, цветные полоски бумаги 10 х 5 см, цветная бумага, фломастеры, по крышке от обувной коробки на группу детей из 6–7 человек; ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Начните занятие с загадок:
По ночам на ней ребяткам
Нужно спать довольно сладко.
Утром надо всем вставать —
Это мягкая…
(Кровать)
Всех вокруг себя собрал.
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом пришел,
(Стол)
Есть спина, а не лежит,
Четыре ноги, а не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит.
(Стул)
Спросите детей:
– Какие еще предметы мебели вы знаете?
Разделите детей на подгруппы по 6–7 человек. Раздайте ребятам по 2–3 спичечных коробка и предложите им собрать из них какой-то предмет мебели. (Например, если три коробка положить друг на друга – получится комод; два коробка поставить напротив, а между ними положить третий – кровать; два коробка перпендикулярно друг к другу – кресло; два коробка соединить боковыми сторонами – шкаф и т. д.).
Сначала нужно обклеить коробки заготовленными полосками цветной бумаги, затем склеить их друг с другом по задуманной схеме и оформить при помощи фломастеров и мелких деталей из цветной бумаги.
Дети, закончившие работу раньше других, могут оформлять крышки от обувных коробок – комнаты, наклеивать в них «линолеум» из цветной бумаги. Потом ребята могут все вместе расположить в такой «комнате» мебель, закрепив ее с помощью клея.
Тема недели «Мой гардероб»
Занятие 12. Одежда для гостей(Ткань. Аппликация из вырезанных силуэтов)
Программное содержание. Учить детей вырезать силуэты по замкнутому контуру, начиная разрезать сбоку Формировать художественный вкус, умение подбирать и использовать для аппликации подходящую ткань. Обучать созданию выразительных образов.
Раздаточный материал. Альбомные листы, сложенные пополам линией сгиба вверх, с нарисованным на первом листе силуэтом любого животного в одежде; различные куски ткани приблизительно 7×7 см, фломастеры, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:
Селезень – в кафтане,
Ай-люлю, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок – в сапожках,
Курочка – в сережках,
Утка – в сарафане!
Котик – в новой свитке,
Кошечка – в накидке,
С перстеньком на лапке…
А собака – в шапке.
Все по лавкам сели,
Сели и запели:
– Ай-люлю, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Спросите детей:
– Во что были одеты гости? (Петушок – в сапожках, селезень – в кафтане, утка – в сарафане и т. д.)
Раздайте детям сложенные пополам альбомные листы с нарисованными животными и предложите подумать, какую часть одежды дети хотели бы оформить тканью. Нужно из предложенных расцветок подобрать ткань для одежды именно этого животного. Затем дети на верхнем листе вырезают эту одежду по контуру. Получается как бы пустое в этом месте животное. Через полученное отверстие дети простым карандашом намечают контур на нижнем листе и наклеивают туда квадрат ткани. Верхнюю половину листа закрывают – и получается животное, на туловище которого надет костюм.
Чтобы лист больше не раскрывался, половинки склеиваются друг с другом.
Тема недели «Транспорт»
Занятие 13. Пароход(Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика и обрывание по контуру)
Программное содержание. Продолжать учить создавать выразительный образ в технике мозаики-обрывания. Закреплять умение дополнять аппликацию сюжетными моментами, используя технику обрывания по контуру. Развивать отзывчивость и доброту.
Раздаточный материал. Альбомные листы с нарисованным силуэтом парохода, цветная бумага, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Прочитайте детям начало стихотворения И. Токмаковой «Поиграем»:
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину
На машине ехали,
До реки доехали.
Спросите детей:
– На чем можно поплыть по реке? (На корабле, на лодке, на пароходе.)
Предложите детям помочь героям стихотворения – сделать для них пароход. Нужно выбрать подходящие для парохода цвета. Сначала нарвать много кусочков бумаги одного цвета и наклеить их, например, внутри контура палубы. Затем нарвать кусочки для рубки или трубы и т. д.
Для того чтобы сделать речку, лист синей бумаги рвется по горизонтали на несколько полос. Полосы нужно наклеить внизу альбомного листа так, чтобы нижняя полоска слегка находила на верхнюю. Начинать следует с верхнего ряда.
Солнце и облака можно сделать техникой обрывания по контуру.
Тема недели «Сказка к нам приходит»
Занятие 14. Снегурочка(Цветная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета)
Программное содержание. Учить детей самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры. Обучать приемам симметричного вырезания. Закреплять умение самостоятельно украшать аппликацию, используя ранее изученные приемы.
Демонстрационный материал. Игрушка – Снегурочка.
Раздаточный материал. Картонные листы любого цвета, квадраты цветной бумаги голубого цвета 8×8 см (шубка), прямоугольники 2×1 см (варежки), квадраты белой бумаги 3×3 см (лицо), цветная бумага, вата, простые карандаши, фломастеры, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Рассмотрите с детьми Снегурочку, определите, во что она одета, каких тонов ее одежда (холодных), что у нее на голове.
Предложите детям сложить большой квадрат пополам, нарисовать на одной его половинке силуэт половины шубки и вырезать его по контуру. Белый квадрат нужно превратить в круглое лицо, маленький прямоугольник сложить пополам, нарисовать на нем варежки и вырезать их.
Сначала на картон клеится шубка, сверху шубки голова, на концы рукавов наклеиваются варежки. Остается украсить Снегурочку с помощью фломастеров и мелких деталей из цветной бумаги, ваты.
Тема недели «Зимушка-зима»
Занятие 15. Сквозные звездочки(Белая бумага. Ажурная аппликация)
Программное содержание. Учить создавать образ предмета путем вырезания формы, сложенной в несколько раз через центр. Поощрять в детях творчество при создании аппликации. Продолжать учить технике ажурного вырезания.
Раздаточный материал. Круги белой бумаги диаметром 15 см, ножницы.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:
Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
Спросите детей:
– О каких звездочках идет речь в стихотворении? (О снежинках.)
Предложите детям вырезать снежинки из бумаги. Круг нужно сложить пополам, потом еще раз пополам и еще раз пополам (через центр). Получится треугольник с дугообразным низом. На всех сторонах полученного треугольника нужно сделать вырезы разной формы и размера. Затем развернуть круг и осторожно разгладить получившуюся снежинку По желанию дети могут вырезать еще одну-две сквозные звездочки. Снежинками можно украсить окна и стены или наклеить снежинки на картон черного или темно-синего цвета.
Тема недели «Наступает Новый год»
Занятие 16. Зелененькая елочка(Цветная бумага. Объемная аппликация из вырезанных силуэтов)
Программное содержание. Продолжать учить детей обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой, и частично их склеивать, создавая объемные изделия. Закреплять умение самостоятельно украшать поделку. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Раздаточный материал. Полоски цветной бумаги зеленого цвета 18×9 см, шаблоны елки, гофрированный картон, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение С. Михалкова:
В снегу стояла елочка —
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! —
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения —
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника.
Спросите детей:
– Про что это стихотворение? (Про елку.)
– Что могло случиться с елкой? (Лесник мог срубить елку.)
– Как сын лесника спас ее? (Он украсил елку украшениями, и лесник не стал рубить елку.)
Предложите детям сделать такую елку и украсить ее игрушками. Сначала полоску зеленой бумаги складывают втрое, обводят карандашом шаблон елки и вырезают силуэт по контуру. Получается три одинаковых силуэта. Затем каждый силуэт складывают пополам, наносят клей только на одну половину и склеивают две половины разных деталей так, чтобы другие половины остались свободными. Потом наносят клей на оставшиеся свободными половины и приклеивают третий силуэт. Получается объемная елка, которая может стоять. Детям остается украсить елку вырезанными из цветной бумаги игрушками.
Тема недели «Дикие животные»
Занятие 17. Дядя Миша(Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)
Программное содержание. Учить детей изображать из природного материала и пластилина сценку из сказки. Продолжать учить передавать пропорциональное соотношение предметов, добиваться выразительности образа и динамичности композиции. Закреплять умение соединять части, прижимая их. Учить детей понимать и анализировать содержание сказки.
«Корзина с грибами»
«Еж»
«Блюдце»
«Золотая роща»
«Снегурочка»
«Пароход»
«Сквозные звездочки»
«Подводный мир»
«Дядя Миша»
«Страна динозавров»
«Корзина с цветами»
«В космосе»
«Строительство дома»
«Подводный мир»
«Цветок для мамы»
«Страна динозавров»
Раздаточный материал. Пластилин, еловые и сосновые шишки, плоды каштана и дуба, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Заранее прочитайте детям сказку В. Сутеева «Дядя Миша».
На занятии вспомните эту сказку по картинкам и предложите детям подумать, какой эпизод сказки они хотели бы изобразить (встречу дяди Миши с зайцем, ежиком, белкой, котом, лисой или мышкой).
Туловище дяди Миши можно сделать из большой еловой шишки, отдельно из пластилина вылепить и присоединить к туловищу голову и лапы. Других животных можно полностью слепить из пластилина или частично использовать природный материал – сосновую шишку для ежика, каштан – для туловища зайца или кота, небольшую еловую шишку – для лепки лисы, желудь – для туловища белки или мышки. Вылепленных животных ребенок объединяет на небольшой картонке в единую композицию.
Тема недели «Домашние животные»
Занятие 18. Дымковский конь(Лепка из глины)
Программное содержание. Продолжать приобщать детей к искусству дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Учить лепить с натуры, передавая форму, строение, величину и пропорциональное соотношение отдельных частей предмета. Учить сглаживать неровности мокрыми пальцами. Развивать у детей зрительную память в процессе сравнения поделки с натурой. Воспитывать в них любовь к красоте, самостоятельность и творчество.
Демонстрационный материал. Дымковский конь, олень.
Раздаточный материал. Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Вспомните с детьми об истории дымковской игрушки: «Дымковская игрушка зародилась в селе Дымково. Сначала игрушки лепили из глины, затем сушили и обжигали в русской печи. Потом разводили молоко с мелом и белили игрушку. И только после этого игрушку расписывали».
Предложите детям стать сегодня дымковскими мастерами и вылепить коня. Для начала рассмотрите его, выделите характерные особенности: у коня сильное крепкое туловище, длинные ноги, хвост из скрученной колбаски, прищипнутые грива и ушки.
Вспомните с детьми, как лепить коня: к корпусу-основе нужно прикрепить толстые короткие ноги. С одной стороны корпуса нужно примазать шею с головой. Покажите детям, как скрутить колбаску и прикрепить ее на месте хвоста. Ушки и глаза лепятся отдельно. Места соединения всех деталей смачиваются водой и заглаживаются.
Когда глина подсохнет, нужно покрыть поделку водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА.
Тема недели «Животные жарких стран»
Занятие 19. Молодой страусенок(Лепка из пластилина в сочетании с другими материалами)
Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке пластилин с другими материалами. Закреплять умение передавать пропорциональное соотношение и расположение частей. Развивать умение соединять части, прижимая их друг к другу. Учить добиваться выразительности образа. Закреплять умение детей понимать и анализировать содержание стихотворения.
Демонстрационный материал. Изображение страуса.
Раздаточный материал. Пластилин, крылатки ясеня, для каждого ребенка по три соломинки длиной 5 см, стеки, тряпочки, картонки-подставки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Спросите детей:
– О ком это стихотворение? (О молодом страусенке.)
– Что говорится в стихотворении о страусенке? (Страусенок заносчивый и гордый, не умеет летать и петь, зато хорошо бегает.)
Рассмотрите с детьми изображение страуса и предложите им сделать эту птицу из пластилина и дополнительного материала. Для этого нужно скатать два шара – средний (туловище) и маленький (голову) и соединить с помощью соломинки. Снизу к туловищу прикрепить еще две соломинки – ноги с «надетыми» на концы шариками пластилина. В туловище страуса воткнуть много крылаток ясеня, имитируя перья. Оформить голову страуса: прищипнуть клюв, прикрепить шарики-глаза.
Месяц | Неделя п.п | Вид занятия | Тема | Программные задачи | Литература | |
сентябрь | 1. | Лепка | «Корзина с грибами» | Учить лепить корзину ленточным способом, прочно соединяя между собой части. Продолжать учить лепке из нескольких частей. Воспитывать в детях отзывчивость и доброту. | Д. Н. Колдина Лепка 6-7л. Стр.19 | |
2. | Аппликация | «Объемные фрукты» | Учить обводить по шаблону контуры предметов, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой. Учить складывать детали пополам и частично склеивать их между собой, создавая объемный предмет. Уточнять знания об овощах и фруктах | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр. 18 | ||
3 | Лепка | «Девочка играет в мяч» | Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке. | Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в подготов. группе. Стр. 44 | ||
4 | Аппликация | « Осенний ковер» | Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать умение красиво подбирать цвета. Развивать чувство цвета, композиции. | Т. С. Комарова стр.39 | ||
Месяц | Неделя п.п | Вид занятия | Тема | Программные задачи | Литература | |
октябрь | 1. | Лепка | По замыслу( по книге А. Барто «Игрушки») | Учить самостоятельно намечать содержание лепки; тщательно отделывать форму фигуры, детали, использовать известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарищей. | Т. С. Комарова стр. 56 | |
2. | Аппликация |
«Осенний ковер» (Продолжение) | Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать умение красиво подбирать цвета. Развивать чувство цвета, композиции. | Т. С. Комарова стр.39 | ||
3. | Аппликация | « Деревья» | Учить вырезать сложенные симметрично силуэты по самостоятельно намеченным контурам из сложенной пополам бумаги. Продолжать учить составлять красивую композицию на листе бумаги из вырезанных силуэтов. Расширять знания детей о деревьях. | Д .Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр. 21 | ||
4. | Лепка | «Осенний листик» пластилинография | Закреплять приемы работы в технике пластилинография. Учить наносить пластилин на поверхность, смешивая цвета для передачи раскраски осеннего листа. Развивать творческие способности, мелкую моторику и чувство цвета | Д. Н. Колдина Лепка 6-7л. Стр.25 | ||
Месяц | Неделя п.п | Вид занятия | Тема | Программные задачи | Литература | |
ноябрь | 1. | Лепка | «Богатый урожай» | Закреплять знакомые детям приемы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание, прощипывание, вытягивание, соединение деталей. Продолжать учить передавать с помощью лепки характерные признаки предметов. | Д. Н. Колдина Лепка 6-7л. Стр.16 | |
2. | Аппликация | « Ваза с фруктами , ветками и цветами» | Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображения на листе. Воспитывать художественный вкус | Т.С. Комарова стр.43 | ||
3. | Лепка | «Каргопольские птички» (соленое тесто) | Познакомить детей с каргопольскими изделиями и учить видеть выразительность форм. Учить лепить с натуры пластическим способом ( из одного куска), соблюдая формы и пропорции деталей. Закреплять умение намечать стекой перышки, крылья, глаза. | Д. Н. Колдина Лепка 6-7л. Стр.24 | ||
4. | Лепка | «Фигура человека в движении» | Учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека и изменения их положения при движении. Учить лепить фигуру из целого куска . закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке. |
Т.С. Комарова стр.45 | ||
Месяц | Неделя п.п | Вид занятия | Тема | Программные задачи | Литература | |
декабрь | 1. | Аппликация (квиллинг) | «Звери» | Познакомить детей с новой техникой обработки бумаги – квиллингом. Учить составлять поделку из скрученных спиралей. Развивать глазомер, точность движений и аккуратность при работе с тонкой полоской бумаги и клеем. Закрепить и уточнить представления о диких животных . | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр. 44 | |
2. | Лепка | «Кто в лесу живет» | Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных лесных животных. Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям. Замечать характерные позы и движения. | И. А Лыкова. Изодеятельнсть . Подготовительная группа стр.62 | ||
3. | Аппликация | «Сквозные снежинки» | Учить создавать образ предмета путем вырезания формы, сложенной несколько раз через центр. Поощрять в детях творчество при создании аппликации. Продолжать учить технике ажурного вырезания. | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр. 40 | ||
4. | Аппликация | «Зеленая елочка» | Продолжать учить детей обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой, и, частично х склеивать, создавая объемные изделия. | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр. 42 | ||
Месяц | Неделя п.п. | Вид занятия | Тема | Программные задачи | Литература | |
февраль | 1. | Лепка Рисование сапожка в технике «Пластилинография» | Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования- «пластилина графия», используя приёмы : надавливание, размазывание на основе, отщипывание от целого куска пластилина. Стимулировать интерес к экспериментированию, включать в оформление работы «бросовый материал» для создания рисунка в изображаемом предмете. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, речь. | Интернет – ресурсы Nsportal Конспект прилагается | ||
2. | Аппликация | «Мастерская головных уборов» | Расширять и конкретизировать представления детей о головных уборах; их назначении. Закреплять умение самостоятельно готовить материал для творческой деятельности. Воспитывать эстетический вкус. | Интернет – ресурсы Nsportal Конспект прилагается | ||
3. | Аппликация | «Семейное дерево» | Научить детей составлять Генеалогическое дерево. Закреплять умение выполнять работу в строгой последовательности для получения нужного результата. Развивать творческие способности и эстетический вкус. | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр 64 | ||
4. | Лепка | «Пограничник с собакой» | Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов. Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке. | Т.С. Комарова стр 76 | ||
Месяц | Неделя п.п. | Вид занятия | Тема | Программные задачи | Литература | |
март | 1. | Аппликация | «Цветы в вазе» | Учить детей работать с картонно заготовкой, делать прямые надрезы до намеченной линии. Закреплять умение вырезать круги разного размера и наклеивать их в определенном порядке. Побуждать украшать поделку. | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр62. | |
2. | Лепка | «Пингвины» | Продолжать учить детей лепить из пластилина, используя изученные раннее приемы. Развивать способность передавать пропорциональное соотношение частей. Закреплять умение соединять части , прижимая их друг к другу. Учить создавать коллективную сценку из сделанных поделок. |
Д. Н. Колдина Лепка 6-7л. Стр 49 | ||
3. | Лепка | «Дымковский конь» | Продолжать приобщать детей к искусству дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Учить лепить с натуры, передавая форму, строение, величину. Учить сглаживать неровности мокрыми пальцами. | Д. Н. Колдина Лепка 6-7л. Стр45 | ||
4. | Аппликация | « Барашек» | Познакомить детей с новом способом аппликации – из контурной нити. Показать возможность использования круп для передачи фактурного изображения овечьей шерсти . Развивать аккуратность мелкую моторику пальцев. | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр46 | ||
Месяц | Неделя п.п. | Вид занятия | Тема | Программные задачи | Литература | |
апрель | 1. | Аппликация | «Блюдце» Папье-маше | Познакомить детей с техникой папье-маше при изготовлении блюдца. Продолжать учить работать аккуратно, выполнять задание в точной последовательности. | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр 32 | |
2. | Лепка | «Изба» | Продолжать учить детей лепить из пластилина различные предметы, используя освоенные приемы лепки. Закреплять и уточнять представления о жизни людей на Руси, о предметах домашнего обихода. | Д. Н. Колдина Лепка 6-7л. Стр32 | ||
3. | Аппликация | «Мебель» | Учить детей обклеивать спичечные коробки цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы (кровать, стул, стол, шкаф и т. д.). Развивать образнее творческое мышление, воображение. | Д. Н. Колдина Аппликация 6-7л. Стр33 | ||
4. | Лепка | Панно «Кораблик» | Закреплять умение создавать плоскостные картины в технике барельеф. Закреплять умение применять основные приемы работы, создавая сюжетную картину; передавать задуманный образ. Развивать мелкую моторику, глазомер, образное мышление. Закреплять и уточнять представления о видах транспорта. | Д. Н. Колдина Лепка 6-7л. Стр36 |
Перспективный план старшая группа «Лепка и аппликация!
НЕДЕЛИТЕМА НЕДЕЛИ
(в соответствии с КТП)
ТЕМА НОД
Программное содержание
Методическое обеспечение
Кол-во часов
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Мир вокруг нас.
Первичный педагогический мониторинг.
Лепка
«В детском саду».
Закреплять умение детей лепить фигурки человека из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки человека из конуса (фигурка девочки). Показать возможность передачи движений лепной фигуры путем небольшого изменения положения рук и ног. Формировать умение согласованно выполнять общую работу.
Пластилин, стеки, дощечки для лепки(на каждого ребёнка). И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в д/саду. Старшая группа, стр.16
1
2 неделя
Город, в котором мы живём.
Первичный
педагогический мониторинг.
Аппликация «Наш город» (коллективная композиция).
Закреплять умение детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз попрямой (стены домов), по косой (крыши), по сгибам (окошки). Развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.
Ножницы, цветная бумага, клей карандаш. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа», с.30,
1
3 неделя
Моя семья
Лепка
«Овощи и фрукты для магазина»
Познакомить со способом пластилиновой растяжки. Развивать чувство формы и композиции. Развивать умение детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами получения вмятин, сужения формы, характерных для овощей(фрукты)
Муляжи овощей, фруктов, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе», стр. 37
1
4 неделя
Игры и забавы
Аппликация
Солнышко улыбнись»
Учить детей, вырезать солнце из бумажного квадрата, сложенного дважды по диагонали…. (см.апрель 1 неделя)
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр. 150
Цветная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; цветные квадраты разной величины и расцветки, простые карандаши, ножницы, клей, салфетки, клеенки.
1
ОКТЯБРЬ
1неделя
Осенняя пора
(природное явление)
Лепка
«Осенний натюрморт».
Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и прием лепки). Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху и сбоку).
И.АЛыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр.40
Солёное тесто, дощечки для лепки, стеки, тарелки пластиковые .
1
2 неделя
Осенняя пора
(животный мир)
Аппликация из осенних листьев
«Осенние картины»
(портреты, сюжеты и букеты)
Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение у природе, вызвать желание сохранить ее красоту в аранжировках и флористических композициях.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа», с.56
Красивые по форме и окрасе листья разных деревьев и кустарников (клён, береза, ива, дуб, рябина…)семячки тыквы, арбуза…), клей, салфетки. Варианты копозиций из засушенных осенних листьев ( портреты, букеты и сюжеты)
1
3 неделя
Осенняя пора
(птичий мир).
Лепка.
по замыслу
Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызвать желание дополнять созданное изображение соответствующим по содержанию деталями, предметами.
Иллюстрации «Животные Африки», пластилин, дощечки для лепки (на каждого ребёнка) стеки.
Т.С.Комарова «Занятие по изобразительной деятельности в ст. группе» стр.87
1
4 неделя
Дары осени
Аппликация
«Чтобы я не был простужен, не пойду гулять по лужам».
Учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов (сапожки, туфли, башмаки и т.д.). Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое). Учить точно передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (вырезать обувь по нарисованному контуру, один предмет из пары оставлять без изменений, второй общипывать по краю, чтобы передавать особенности нечеткого отражения в луже). Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес познанию окружающего мира.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр.47
Пластилин, картонные или керамические формы для бедующих лепных композиций, стеки, салфетки.
Календари, художественные открытки с изображением осенних листьев и деревьев.
1
НОЯБРЬ
1 неделя
Мебель.
Лепка
по замыслу.
Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызвать желание дополнить созданное изображение деталями, соответствующими содержанию работы.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе, стр.81
Пластилин, доска для лепки, стека( на каждого ребёнка), подставка в форме круга, прямоугольника и др.
1
2 неделя
Бытовая техника
Аппликация
«Дома на нашей улице»
Учить передавать в аппликации образы дома. Учить отрезать прямые полоски
Закреплять приемы обрывной аппликации., вырезания по прямой и косой. Мелкой моторику, чувство формы и композиции.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе, стр.53
1
3 неделя
Посуда
Лепка
«Стол и стул».
Учить детей лепить из пластилина предметы знакомых форм, соблюдая пропорции и соотношение частей по размеру. Развивать мелкую моторику, воображение.
Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Д.Н. Колдина « Лепка с детьми 5-6 лет» стр.29
1
4 неделя
Одежда, Обувь и головные уборы
Аппликация
«Белка и знайка».
Учить вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, обрывать салфетку, сминать в комочек, и наклеивать в заданном листе.
Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 56 лет» , стр.30
1
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Зимушка-зима.
(природное явление)
Лепка
«Снегурочка»
Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительные решения изображения.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе, стр.64
Игрушка Снегурочка. Пластилин, доска для лепки, стека (на каждого ребёнка)
1
2 неделя
Зимушка- зима
(животный и птичий мир)
Аппликация по замыслу
Учить самостоятельно выбирать содержание поделки, подбирать сочетание бумаги и составлять композицию.
Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 56 лет» , стр.46
1
3 неделя
К нам шагает Новый год
Лепка
«Кошкин дом».
Закреплять умение лепить из пластилина плоские изделия методом барельефа. Закреплять умение лепить мелкие детали.
Картинки с изображением домов. Пластилин, стеки, дощечки на кадого ребёнка)Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 56 лет» , стр.47
1
4 неделя
К нам шагает Новый год
Аппликация
«Новогодняя поздравительная открытка».
Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующие празднику изображение. Продолжать учить вырезать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе
3-4 новогодние открытки. Половина альбомного листа, согнутая пополам, — открытка, белого или любого мягкого тона (на выбор), набор цветной бумаги.
1
Картотека по аппликации, лепке по теме: Нетрадиционные техники аппликации и лепки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной техники в рисовании, лепке, аппликацииОдним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство поз…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию аппликации с использованием нетрадиционной техники Аппликации в старшей группе на тему: «Девочка в зимней шубе»Применение нетрадиционных техник аппликации в старшей группе….
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с использованием нетрадиционной техники аппликации в старшей группе на тему: «Цыплята на лугу»Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с использованием нетрадиционной техники аппликации в старшей группе на тему: «Цыплята на лугу»…
Конспект занятия по аппликации на тему «Осенний пейзаж» в нетрадиционной технике аппликации «Цветные опилки» в старшей коррекционной группе (ЗПР)Тема: «Осень», «Осенний пейзаж»; Интегрированное, бинарное занятие с использованием различных видов деятельности…
Конспект НОД по аппликации на тему: «Сирень в саду» (нетрадиционные техники аппликации)Конспект НОД по аппликации на тему:«Сирень в саду» (нетрадиционные техники аппликации)…
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и пространственного воображения у детей 3-4 лет с использованием нетрадиционной техники аппликации из салфеток методом скручивания на примере аппликации «Цыпленок».В предлагаемом конспекте занятий Вы найдете материалы по организации развития у детей мелкой моторики рук и пространственного воображения. Использование нетрадиционного материала внесет новизну и доба…
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе: на тему «Нетрадиционная техника аппликации – чудесные комочки «Улетают птицы»»Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе: на тему «Нетрадиционная техника аппликации – чудесные комочки «Улетают птицы»»Аппликация из гофрированной бумаг…
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Тематический блок «Изобразительная деятельность» «Аппликация и лепка» Средняя группа
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МО «ГОРОД МАЙКОП»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №4»
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ №4
___________О.Е.Власова
«___»_________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тематический блок
«Изобразительная деятельность»
«Аппликация и лепка»
Средняя группа
Составители:
Кушнир Олеся Вячеславовна
Горбунова Ольга Александровна
2017-2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по лепке и аппликации образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» является нормативным документом, в котором представлены цели, задачи, ожидаемые результаты (целевые ориентиры), определены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно – образовательной деятельности, наиболее оптимальные и эффективные для детей 4-5 лет содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса.
Содержание рабочей программы по лепке и аппликации направлено на достижение целей: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в лепке, аппликации;
Развитие детского творчества;
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства;
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года дети должны уметь в лепке:
выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
передавать в лепке предметы цилиндрической, круглой, овальной формы;
сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;
вдавливать середины шара, цилиндра для получения полой формы.
создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию.
К концу года дети должны уметь в аппликации:
расположение частей передавать в соответствии с реальностью;
использовать цвет как признак предмета;
иметь навык вырезывания по прямой, округлять углы;
аккуратно наклеивать детали.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. (Художественно – эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. –М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
Халезова-Зацепина М.Б., Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Альбом для художественного творчества для детей 4-5 лет. – Кострома: Издательство «ТЦ Сфера», 2012.
Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией.- Волгоград: Учитель, 2015.
Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год
Лепка «Что мы умеем и любим лепить?»Изучить возможности и способности детей в лепке.
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки.
2.
Аппликация «Красивая картинка»
(
Изучить возможности и способности детей в аппликации.
½ альбомного листа, цв. бумага, ножницы, клей, салфетки.
3.
Лепка «Яблоки и ягоды» («Персики и абрикосы»)
Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки. Муляжи (картинки) яблок и ягод.
4.
Аппликация «Во поле берёза стояла»
Учить детей приёму наклеивания сухих листьев, располагая их произвольно на детали. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения
Нарисованное изображение ствола и веток берёзы на альбомном листе, сухие листья, ножницы, клей, салфетки.
5.
Лепка «Грибы»
Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ
Глина (пластилин), доски для лепки, лист зелёной бархатной бумаги, салфетки. Муляжи (картинки) грибов.
6.
Аппликация «Украшение платочка»
Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета
Бумажные круги и квадраты, ножницы, клей, салфетки.
7.
Лепка «Рыбка»
Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки.
8.
Аппликация «Лодки плывут по реке» («Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)
Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения
Голубая бумага в форме узкой полосы (река) или овала (озеро), полоски бумаги для лодок, обрезки для деталей, ножницы, клей, салфетки.
9.
Лепка «Сливы и лимоны»
Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки. Картинки (муляжи) слив и лимонов.
10.
Аппликация «Большой дом»
Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ
½ альбомного листа, цв. бумага (прямоугольники и полоски), ножницы, клей, салфетки.
11.
Лепка «Уточка» (по дымковской игрушке)
Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки)
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки. Дымковские игрушки.
12.
Аппликация «Корзина грибов» (коллективная композиция)
Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке
Рисунок корзины (делает воспитатель) цв. Бумага (прямоугольники для шляпок и ножек грибов), ножницы, клей, салфетки.
13.
Лепка «Утка с утятами» (коллективная композиция)
Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки. Дымковские игрушки.
14.
Аппликация «Бусы на елку»
Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа
Бусы, бумажные прямоугольники и квадраты разных цветов, ниточка для наклеивания вырезанных бусин, ножницы, клей, салфетки.
15.
Лепка «Девочка в шубе»
Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки. Куколка.
16.
Аппликация «Праздничная ёлочка» (поздравительная открытка)
Учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из треугольников. Применять для решения новой творческой задачи освоенный способ получения треугольников из квадратов, разрезанных пополам по диагонали. Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Поддержать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных пятен, наклеиванием пайеток). Развивать чувство ритма.
½ альбомного листа, согнутая пополам, квадраты зелёного цвета, цв. бумага, фломастеры, пайетки, ножницы, клей, салфетки.
17.
Лепка «Вылепи какое хочешь игрушечное животное»
Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки.
18.
Аппликация «В магазин привезли красивые пирамидки»
Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому
Половина альбомного листа, бумажные квадраты цв. бумаги, ножницы, клей, салфетки.
19.
Лепка по замыслу
Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки.
20.
Аппликация «Автобус»
Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел
Альбомные листы, цв. Бумага, ножницы, клей, салфетки.
21.
Лепка «Мы слепили снеговиков»
Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приемы лепки
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки.
22.
Аппликация «Летящие самолеты» (коллективная композиция)
Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник), учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины
Большой лист бумаги голубого цвета, цв. Бумага (прямоугольники), ножницы, клей, салфетки.
23.
Лепка «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки» (коллективная композиция)
Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки.
24.
Аппликация «Вырезывание и наклеивание красивого цветка в подарок маме и бабушке» (для украшения группы к празднику 8 Марта)
Учить вырезывать и наклеивать красивый цветок: вырезывать части цветка (срезая углы путем закругления или по косой), составлять из них красивое изображение. Учить украшать цветок. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким
Бумага белая, цв. бумага, пайетки, стразы, бусины, ножницы, клей, салфетки. Иллюстрации с изображение цветов.
25.
Лепка «Мисочка»
Учить детей лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые — вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки.
26.
Аппликация «Декоративная аппликация на квадрате»
Учить детей составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Учить преобразовывать фигуры, разрезая их (квадрат на 2 треугольника, прямоугольник на 2 квадрата). Закреплять приемы разрезания. Воспитывать самостоятельность. Стимулировать творческое решение.
Бумага белая 18/18 см., цв. бумага (полоски), ножницы, клей, салфетки.
27.
Лепка «Козленочек»
Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т. п. Развивать сенсомоторный опыт
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки. Игрушечный козлик
28.
Аппликация «Сосульки на крыше»
Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными способами. Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов. Показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство цвета, формы и ритма.
Бумага для фона желтого тона,прямоугольники красного, коричневого цвета (крыша), прямоугольники голубого и белого цвета (сосульки), ножницы, клей, салфетки.
29.
Лепка «Посуда для кукол»
Закреплять умение детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Воспитывать в дошкольниках активность, самостоятельность и аккуратность в работе. Продолжать развивать навыки коллективной работы
Кукольная посуда. Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, салфетки.
30.
Аппликация «Ракеты и кометы»
Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой – нос ракеты, два маленьких – крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать хвост кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.
Лист бумаги тёмного цвета, цв. бумага, ножницы, клей, салфетки.
31.
Лепка «По реке плывёт кораблик»
Учить детей лепить кораблик из целого бруска пластилина, отрезая стекой лишнее (уголки для образования носа), и «достраивая» недостающее (палубу, мачту, трубу и т.д.). Вызвать интерес к сюжетной лепке.
Глина (пластилин), доски для лепки, стеки, трубочки для коктейля, зубочистки, бусины, салфетки.
32.
Аппликация «Загадки»
Закреплять умение детей соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение
Конверты с готовыми деталями, из которых можно составить изображения знакомых предметов, полоски бумаги, клей, салфетки.
33.
Лепка «Птичка клюет зернышки из блюдечка»
Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления)
Глина (пластилин), доски для лепки, пшено или гречка, стеки, салфетки, Игрушечная птичка.
34.
Аппликация «Красная Шапочка»
Учить детей передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать
Цв. бумага, ножницы, клей, салфетки.
35.
Лепка «Солнышко лучистое!» (пластилинография) (Коллективная работа)
Способствовать развитию умений и навыков в работе с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей), фантазии, мелкой моторики пальцев рук. Содействовать воспитанию интереса к занятиям пластилинографией.
Пластилин желтый, плотный картон с изображением солнца размером А3, скорлупа грецкого ореха, макароны, доски для лепки, салфетки.
36.
Аппликация «Красивая картинка»
Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение
½ альбомного листа, цв. бумага, ножницы, клей, салфетки.
Дата | Подраздел программы | Тема | Цель | Литература | |
23.11. | аппликация | «Грибы» | Учить детей срезать угол, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы. | Т.С.Комарова стр.58 | |
30.11 | лепка | «Снежинки». | Воспитывать самостоятельность. Закреплять знание приёмов изготовления предметов резной, овальной формы. Закреплять приёмы раскатывания (колбаски), сплющивания при передаче характерных особенностей снежинки | Интернет ресурсы | |
07.12. | аппликация | «Новогодние ёлочные игрушки» | Создавать у детей радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, желание самим сделать ёлочные украшения из бумаги, вырезать круглые, овальные, прямоугольные формы | Т.Г. Казакова стр. 78 | |
14.12 | лепка | «Уточка». | Цель: Учить приёму примазывания, сглаживания, приплющивания. Воспитывать самостоятельность. Учить детей лепить из пластилина уточку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им. | Т.С.Комарова стр.61 | |
21.12 | аппликация | «Бусы на елку». | Цель: Воспитывать внимательность. Закреплять знание о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы, чередовать бусинки разной формы, наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. | Т.С.Комарова стр.63 | |
18.01.2019 | лепка | «Вылепи, какое хочешь животное». | Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе. Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки. | Т.С.Комарова стр.65 | |
25.01 | аппликация | «Игрушки едут на праздник» | Вызвать у детей эмоциональный отклик, радостные чувства, учить составлять изображения из частей, аккуратно наклеивать на бумаге. Вырезать круги путём закругления углов у квадрата | Т.Г. Казакова стр. 73 | |
01.02 | лепка | «Какие зверюшки были на празднике у ёлки» | Развивать у детей замысел. Оживлять впечатления праздника, лепить животных по желанию | Т.Г. Казакова стр. 79 | |
08.02 | аппликация | «Пирамидка из шаров». | Цель: Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путём плавного закругления углов. Закреплять приёмы владения ножницами. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому. | Т.С.Комарова стр.64 | |
15.02 | лепка | «Кукла с мишкой танцуют» | Подводить детей к коллективной лепке, передавать образы весёлых игрушек | .Г. Казакова стр. 81 | |
22.02 | аппликация | «Узор на чашке» | Развивать у детей чувство цвета, желание украсить форму узором, замечать красивые предметы в быту, уметь аккуратно наклеивать на готовую форму круги. | Т.Г. Казакова стр. 82 | |
01.03 | лепка | «Чашки для кукол» | Вызывать у детей интерес к работе по аппликации и декоративному рисованию. Создавать форму предмета пластическим образом из шара. Путём получе6ия полой формы. Лепить коллективно | Т.Г. Казакова стр. 82 | |
15.03 | аппликация | Тема: «Звено летящих самолётов самолеты». | Цель: Воспитывать активность, творчество. Учить детей правильно составлять изображения из частей, находить место той или иной части в общей работе, аккуратно наклеивать. Закрепить знание формы (прямоугольника), учить плавно, срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины. | Т.С.Комарова стр.69 | |
22.03 | лепка | Тема: «Мисочка» | Цель: Учить детей лепить, используя новые приёмы вдавливания и оттягивания краёв. Уравнивания их пальцами. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них. | Т.С.Комарова стр.72 | |
29.03 | аппликация | Тема: «Узор для коврика» | Воспитывать у детей стремление украшать плоскость листа геометрическими формами (квадратами, треугольниками), учить разрезать квадрат на два треугольника, прямоугольник на квадраты. | Т.Г. Казакова стр. 88 | |
05.04 | лепка | Тема: «Мои любимые игрушки» | Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки | Т.Г. Казакова стр. 89 | |
12.04 | аппликация | Тема: «Загадки» | Цель: Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; составлять изображение из готовых частей, мелкие детали вырезать самостоятельно; научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. | Т.С.Комарова стр.76 | |
19.04 | лепка | Тема «Красивое блюдце для куклы» | Цель: Продолжать упражнять в приёмах раскатывания и сплющивания пластилина, оттягивать пальцами концов. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать отзывчивость и доброту | Т.С.Комарова стр.76 | |
26.04 | аппликация | Тема: «Вырежи и наклей что хочешь» | Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. | Т.С.Комарова стр.78 | |
03.05 | лепка | Тема: Барельефы «Красивые цветы» | Развивать у детей замысел, передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на пластине | Т.Г. Казакова стр. 93 | |
10.05 | аппликация | Тема: «Волшебный сад» | Учить создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание своего изображения. Учить резать ножницами по прямой, закруглять углы квадрата, прямоугольника. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них. | Т.С.Комарова стр.82 |
Статья на тему: Статья: Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника
Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника
Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
Лепка
Все родители прекрасно осведомлены о пользе, которую приносит развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста занятие лепкой. Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у малыша чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребёнок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать.
Рисование
Рисуя, малыш играет и учится одновременно. Во время этого занятия малыш может увлечься так, что на долгое время перестанет шалить и в доме воцарится покой и тишина. Кроме того, доказано, что рисование – это наилучший способ развить у крохи мелкую моторику, внимание, фантазию, интеллект, восприятие цвета и цветопередачи, поможет сделать движение ручек точнее. Не стоит забывать, что совместный труд (а рисование и есть труд) – рекомендован многими психологами и создателями методик раннего развития детей. Такое занятие, как ни странно, укрепляет семью, развивает чувство сплоченности и командного духа. А значит, полезно не только крохе, но и его родителям. Кроме того, это замечательный способ отвлечься от дел и работы и просто отдохнуть с пользой для семьи.
Аппликация
Аппликация — это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
а) Умственное воспитание — постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь.
б) Сенсорное воспитание — непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
в) Нравственное воспитание — аппликация должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
г) Трудовое воспитание — здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
д) Эстетическое воспитание — чувство цвета, — когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой — закрепляются цвета, формы, развивается воображение.
Конструирование
Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Процесс создания построек тесно связан с игрой – дети сооружают постройки и играют с ними, перестраивая по ходу игры. «Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как это возможность для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Здесь дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные умения — целенаправленное рассматривание предметов, сравнение их, расчленение на части, нахождение в них общего и различий, умение делать обобщения. Дети познают свойства геометрических тел и пространственные отношения. Речь детей начинает обогащаться новыми терминами, понятиями (куб, брусок, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.). Конструктивная деятельность это также средство нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.