Адаптация в детском саду информация для родителей комаровский – Адаптация к детскому саду: Комаровский об основных психолого-педагогических и медицинских аспектах — Дошкольное образование — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Детский сад: в каком возрасте лучше отдавать ребенка, адаптация, что делать если плачет в садике

Доктор Комаровский о детском садике

Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

Доктор Комаровский о детском садике

Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.

Доктор Комаровский о детском садике

В каком возрасте лучше отдавать ребенка

Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.

Доктор Комаровский о детском садике

Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.

Доктор Комаровский о детском садике

Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

О том, что такое «хороший детский сад» и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.

Доктор Комаровский о детском садике

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Доктор Комаровский о детском садике

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.

Доктор Комаровский о детском садике
Доктор Комаровский о детском садике

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Доктор Комаровский о детском садике

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Доктор Комаровский о детском садике

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Доктор Комаровский о детском садике

Как выбрать хороший детский сад

На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик — частный или государственный, в обязанности врачей не входит.

Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.

Доктор Комаровский о детском садике

Какой ребенок считается «несадиковским»

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.

Доктор Комаровский о детском садике

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Доктор Комаровский о детском садике

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

Доктор Комаровский о детском садике

Советы родителям

  • Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
  • Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
  • Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него аллергия.
  • Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.
Доктор Комаровский о детском садике

Адаптация ребенка в садике: советует Доктор Комаровский

мама прижимает ребенка к плечу

Ребенок плачет, агрессивный, растерянный, просыпается ночью, отказываясь от еды, у него ночное недержание мочи. Все это возможные реакции ребенка на первые дни и недели адаптации в детском садике. Что он на самом деле хочет сказать и как мы можем помочь ему?

В детском саде или яслях кроха часто чувствует себя одиноким, растерянный и брошенным. Трудно для него понять причину пребывания в незнакомой обстановке. Его ежедневный баланс нарушается, что приводит к изменениям в поведении.  Поэтому именно так выглядят нормальная реакция ребенка, у которого до сих пор проходит адаптации в детском саду.

Как проявляется адаптация

девочка плачет в садикеВ процессе адаптации малыш может плакать при нахождении с другими детьми с отрывом от своих родителей во время их пребывания в группе

  • протестовать
  • бурно реагировать
  • проявлять приступы гнева
  • быть раздражительным, вялым или безразличным.

Как правило, проявление агрессивного поведения, например кроха может кусаться и драться, на самом деле является следствием большого количества социальных и эмоциональных потребностей, в том числе фразами «Будьте добры» и «поделиться с другими», или разочарованием, потому что он не получит то, что хочет.

Вообще некоторые детки являются более склонными к физиологическим реакциям, например, отказу от пищи и отдыха. В то время как другие более склонны к внешнему поведению, например, плачу, агрессии или пассивности. Одной из возможных реакций является регресс в поведении — возвращение к более незрелому поведению и проявлению слабых сторон крохи, например он может опять

  • начать мочиться в постель
  • сосать палец и
  • ли требовать соску.

Реакции могут произойти сразу или несколько дней спустя после первого посещения детского сада. Такие изменения в поведении, это переходный период и это нормальные реакции в процессе прохождения адаптации.

Они исчезнут, когда малыш привыкнет к новой среде, то есть, когда она почувствует себя в безопасности.

дети играют в садике

Большинство реакций деток происходят в самом начале, а у некоторых после 2-3 дней, или даже после недельного пребывания в яслях или детском саде по распорядку, когда малыш понимает, что пребывание в группе становится повседневным. Такие реакции продлятся до момента пока ребенка и воспитатель не устанавливает социально-эмоциональную связь и доверие. 

Адаптация будет успешно завершена, когда малыш начинает спонтанно выражать свои

  • чувства
  • потребности
  • мысли
  • и активно участвовать и проявлять интерес к деятельности группы.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

Как приучить ребенка к садику в 3 года, как помочь ему справиться с этой большой переменой и собственными бурными чувствами, которые сопровождают его? Важно не приуменьшать страх и беспокойство крохи, но поощрять, чтобы он сказал, что беспокоит и объяснить ему, что он может к вам обратиться, если ему что-то нужно.

мальчик не играет в садике

Сообщения, которые помогут малышу, например:« Это нормально плакать, когда тебе грустно »,« Как я могу помочь тебе?» и, конечно,

  • избегать сравнений с другими детьми
  • запрещать
  • командовать
  • и задавать такие вопросы, как «Тебе было интересно?».

Надо быть терпеливым, иметь представление о поведении малыша, знать что он делает и говорит, как он себя чувствует.

Дайте ребенку время, разговоры о детском саде приводят к его спокойствию.

Родителям также рекомендуется планировать время вместе с вашим малышом после возвращения домой с большим количеством расслабляющий игр и ласк, так как проходит адаптация малыша в детском саду тогда гораздо проще. Не вводить новые изменения в жизни малыша в этот период.

Доктор Комаровский: помощь с вопросом, что делать, чтоб адаптация к детскому саду прошла успешно.


С этой статьей также читают

Детский сад — Статьи — Доктор Комаровский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений — именно так официально называются всякие разные ясли и детские сады.
Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы — определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится — человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь — начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т. п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников — вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими: что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.
Итак, главный минус посещения детского сада ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители, и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней — острые инфекции, чаще всего респираторные (т. е. поражающие дыхательные пути). Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения — чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми.
Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.
Принципиально как раз совсем другое — не частота с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет.
Резюмируя тему «повышенной детсадовской заболеваемости», отметим следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за детьми — не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука — на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий — норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате — сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. — «недопустимые явления». Но неужели вы, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится? Выводы очевидны — во-первых, «нечего на зеркало пенять…», и вытекающее из во-первых, во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее — адекватным воспитанием с момента рождения.
Уже сам факт того, что ребенок пойдет в детский сад, делает обязательным проведение всего комплекса необходимых профилактических прививок — без этого малыша в детский сад просто не возьмут. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада, детей регулярно осматривают врачи-специалисты, что, несомненно, явление положительное, ведь родителям, за редкими исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того, как ребенок заболеет.
Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, — особый вопрос. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в 3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос — где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад? Абсолютно типична следующая ситуация: 1-го сентября ребенок впервые идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш «зарабатывает» свое первое детсадовское ОРЗ, а мама — первый отпуск по уходу за больным ребенком. В результате мама имеет неприятности на работе, поскольку работник из нее никакой.
Очень важно понять следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время. Уточнить это понятие «первое время» очень трудно — может быть, 3-4 месяца, а может быть, и год. И очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалась при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.
Весьма существенный момент — время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать — активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.
Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать, Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо — накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть. Нельзя забывать и о том, что оплата труда сотрудников детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на принципы питания и одевания. Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение — потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.
От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для экстренной связи с родителями.
Здание, в котором расположен детский сад, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников — все это очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на эти факторы прямо связано с возможностью выбора, которая определяется материальным благополучием и местом жительства семьи — советы врача тут вряд ли помогут. Остается лишь надеяться на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием вам и вашим детям повезло.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 17/01/2007 12:25
обновлено 12/11/2018
— Образ жизни

как помочь малышу + видео Комаровского

ребёнок в детском садуребёнок в детском саду

Период адаптации ребёнка к детскому саду вызывает массу вопросов у родителей. Что ждёт малыша вдали от мамы? Как помочь ему приспособиться к новой обстановке? Процесс привыкания сопровождается определёнными особенностями, изменениями в поведении малыша. Существуют физические и психологические приёмы, помогающие родителям обеспечить быструю и безболезненную адаптацию детям разного возраста.

Что представляет собой период адаптации

Адаптацией называется процесс приспособления организма к изменяющимся факторам, в частности к обстановке, питанию, режиму дня. Для ребёнка посещение детского сада — это своеобразный стресс. Незнакомые люди, новый детский коллектив, разлука с любимыми родителями. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть ко всему этому.

Важно! Родители могут помочь своему ребёнку безболезненно и быстро перенести сложный период. Помните, что адаптация — это не только психологический процесс, но и физический.

Доктор Комаровский об адаптации к детскому саду (видео)

Степени адаптации

Все дети привыкают к детскому саду по-разному. Кому-то достаточно побыть всего день в новой обстановке, чтобы вечером весело рассказывать маме о своих приключениях и радостях общения с новыми друзьями. Однако большинство детей привыкает постепенно. В большинстве случаев период адаптации сопровождается слезами и нежеланием ребёнка идти в сад. Переживания родителей усиливаются, если малыш начинает часто болеть.

Можно выделить три степени адаптации крохи к детскому саду:

  1. Лёгкая адаптация. В этом случае ребёнок привыкает к новому месту за 3–4 недели. Период не сопровождается сложностями со здоровьем, изменениями в поведении малыша. Легко адаптирующийся ребёнок:
    • быстро находит контакт с воспитателем;
    • отпускает маму без слёз и капризов;
    • не боится заходить в группу;
    • находится в стабильном эмоциональном состоянии;
    • рассказывает родителям о произошедшем за день;
    • легко контактирует с другими детьми;
    • интересуется игрушками в группе.
  2. Адаптация средней тяжести. Период привыкания характеризуется частыми проявлениями болезней на фоне стабильного эмоционального состояния. Ребёнок не испытывает сильного психологического дискомфорта от нахождения в новом коллективе, но часто простужается. Связано это с попаданием в организм новых бактерий и вирусов, которые «приносят с собой» другие дети. Для малышей, постоянно посещающих садик, эти вирусы не опасны. У вновь пришедшего ребёнка непривычные его организму бактерии способны вызвать заболевание. Длится такая адаптация приблизительно полтора месяца и отличается следующими признаками:
    • малыш не всегда идёт на контакт с воспитателем;
    • плачет короткое время после расставания с родителями, быстро переключается на активную игровую деятельность;
    • напряжение перед игрой или общением длится несколько минут, по истечении которых ребёнок начинает активно взаимодействовать со взрослыми и ровесниками;
    • адекватно реагирует на замечания или обращения;
    • лишь изредка нарушает нормы и правила поведения, привыкает находить общий язык с ровесниками и взрослыми.
  3. Тяжёлая адаптация. Сопровождается физическими недомоганиями и негативными эмоциональными проявлениями. Малышу тяжело контролировать эмоции. Он часто плачет и категорически отказывается расставаться с мамой и идти в детский сад. Признаки тяжёлой адаптации:
    • ребёнок не идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Минимальное общение возможно лишь в присутствии родителей;
    • по утрам малыш долго плачет, не переключается на предлагаемые ему игрушки;
    • в течение дня постоянно вспоминает о членах семьи, которые заберут его из группы;
    • замыкается, отказывается контактировать с окружающими, брать игрушки и участвовать в играх;
    • при замечании или поощрении воспитателя пугается, ищет поддержки у мамы.

Пережить тяжёлую адаптацию помогут педиатр, детский психолог и невролог. Важно значение имеет положительный настрой взрослых.

счастливая семьясчастливая семья

Положительный настрой родителей помогает ребёнку быстрее адаптироваться

Возможные проблемы

Существуют определённые трудности, с которыми сталкиваются родители, отдающие детей в детский сад:

  • капризы. Дети, поначалу с удовольствием посещавшие сад, могут внезапно отказаться идти туда снова. Своё несогласие они выражают слезами, истериками. Связано это с тем, что ребёнок изначально воспринял поход в садик как временное явление. Вдоволь наигравшись и осознав, что мама каждый день будет оставлять его в новом месте, малыш устраивает «протест». В этом случае не стоит идти на поводу у детских эмоций. Спокойно объясните, что вам нужно на работу, день он пробудет в интересном месте с друзьями;
  • отказ от еды. Непривычная пища в детском саду часто вызывает негативные эмоции у вновь пришедших детей. Есть маленькие привереды, отказывающиеся есть весь день. Постепенно ребёнок начнёт пробовать предлагаемую еду. Родителям, столкнувшимся с такой проблемой, следует плотно накормить малыша утром;
  • отрицательные эмоции: крики, слёзы, истерики. Негативные проявления закончатся, когда малыш поймёт — вы обязательно придёте за ним вечером. Многие дети поначалу боятся, что мама ушла и не вернётся. Этот страх, кажущийся взрослым смешным, может серьёзно беспокоить маленького ребёнка. Успокойте кроху, обещайте обязательно прийти вечером. Сами тоже сохраняйте спокойствие, дети прекрасно всё чувствуют.

Советы для успешной адаптации

Полное привыкание наступает не ранее, чем через 1–2 месяца после начала посещения детского сада. Весь этот период родителям важно оказывать всяческую поддержку ребёнку. Ведь именно от мамы малыш ждёт одобрения и утешения при возникновении любых трудностей. Какую помощь могут оказать родители?

Совет: приобретите одежду и обувь на кнопках или липучках. Это позволит ребёнку справиться с одеванием быстро и без посторонней помощи.

  1. Подготовьтесь заранее. За несколько месяцев до начала посещения детского сада следует придерживаться режима дня. Поинтересуйтесь организацией и распорядком в садике. Постепенно приучайте малыша жить по такому графику. Привычное время сна, приёма пищи значительно облегчит период привыкания к новой обстановке. 
  2. Обеспечьте физическую готовность. При поступлении в сад ребёнок должен иметь элементарные навыки: самостоятельно держать ложку, пользоваться горшком. О таких, казалось бы, мелочах следует позаботиться заранее.
  3. Настраивайте малыша на позитив. Рассказывайте о положительных сторонах посещения сада: новые друзья, интересные занятия, прогулки. Играйте дома в детский сад.
  4. По возможности заранее познакомьте ребёнка с воспитателем. Тогда новый взрослый будет сразу воспринят положительно, как старый знакомый.ребёнок с игрушкамиребёнок с игрушками

    Предложите ребёнку взять в садик любимую машинку. Игрушка успокоит, поможет избежать сложностей в период адаптации

  5. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку. Она будет напоминать о доме, успокаивая малыша. Кроме того, игрушка — отличный повод ближе познакомиться и поиграть с детьми. 
  6. Относитесь к саду положительно. Все ваши эмоции ребёнок «считывает» моментально. Проявляйте заинтересованность, будьте спокойны. Обязательно обсудите вечером, что интересного произошло за день. Хвалите малыша, пытайтесь создать благоприятную эмоциональную атмосферу, связанную с пребыванием в детском саду.

Не рекомендуется прибегать к ароматерапии. Такая методика является сомнительной и малоэффективной в случае детской адаптации.

Особенности в зависимости от возраста

Дети начинают ходить в сад в разном возрасте, это необходимо учитывать.

  1. Малышам 2–4 лет быстрее адаптироваться к условиям детского сада помогут:
    • владение элементарными навыками самообслуживания;
    • готовность контактировать со взрослыми;
    • положительный эмоциональный настрой.
  2. В более старшем возрасте (4–6 лет) на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. Лёгкое привыкание обеспечат:
    • умение общаться с ровесниками, избегая негатива и конфликтных ситуаций;
    • способность прислушиваться к замечаниям взрослых;
    • умение организовать игру, веселиться вместе с окружающими.

Лучшим помощником станет внимание и любовь к крохе. Не стесняйтесь чаще обнимать малыша, говорить, что соскучились. Видя спокойствие и хорошее настроение мамы, ребёнок любого возраста быстрее привыкнет к новой обстановке.

Что не следует делать в этот период

  1. Нельзя сравнивать поведение ребёнка с другими детьми. Все малыши абсолютно разные, каждому требуется свой период для адаптации. Говорите, что ваш кроха самый лучший, и он обязательно полюбит детский сад.
  2. Не ругайте за утренние слёзы. Детям действительно тяжело расставаться с близкими людьми, путь даже на один день. Не отмахивайтесь от капризов, подбодрите, пообещайте скорую встречу, поощрите игры с новыми друзьями.Совместные игры детейСовместные игры детей

    Общение со сверстниками помогает быстрее привыкнуть к новой обстановке

  3. Не обманывайте ребёнка. Говоря, что выходите на 15 минут в магазин, и оставляя малыша в группе до вечера, вы подрываете доверие к ситуации в общем. Ребёнок будет ждать напрасно, расстраиваясь всё больше. Честно скажите, что в группе дети находятся до вечера и вы обязательно за ним придёте. 
  4. Никогда не высказывайтесь о пребывании в саду, как о наказании. В противном случае малыш не сможет увидеть положительные стороны процесса. Наоборот, упоминание о детском садике в присутствии ребёнка всегда должно носить позитивный характер.
  5. Не стоит обещать гостинцы или новую игрушку, отводя кроху в сад. При таком подходе малышу остаётся лишь «отсидеть» положенный день в ожидании подарка. В дальнейшем ребёнок может отказаться идти в группу без привычных обещаний.
  6. Нельзя водить в сад больного ребёнка. Это усугубит ситуацию. К психологическому напряжению добавится физическое недомогание, делающее пребывание в саду менее комфортным. 

Мнения родителей

Мы отправились в сад в 2 года. До этого пару месяцев вели разговоры, что у каждого в семье своя работа. Папа, мама ходят на свою работу, старшая сестра — в школу, а Сонечка пойдёт в сад. Это тоже важное занятие. Но самое сложное было впереди. Наша младшая росла без бабушек и дедушек, практически на одних руках. Поэтому первые дни в саду были тяжёлыми в первую очередь для меня. Плакала она так, что я готова была плюнуть на все и забрать её домой. Но я прекрасно понимала, что этот период необходимо перетерпеть. Забирая дочь из сада, разговаривала с ней о детях из группы, о том, чем они занимались сегодня и настраивала её, что завтра будет интереснее, чем сегодня. По дороге домой обсуждали, кто с кем дружит, чем кормили, во что играли. Короче, что угодно, лишь бы она рассказывала с удовольствием. Где-то через месяц проблем не осталось. И большое спасибо воспитателям, которые очень нежно и трогательно отнеслись к нашим малышам. 

Самарочка

http://www.kid.ru/forummam3/t11148.html

У многих детей наступает отрицательная реакция на сад. Первое время — самое тяжёлое и психологически (адаптация) и физически (дети часто болеют). Могу пожелать только терпения и спокойствия, не паникуйте. Водите пока на 1–2 часа. Если надо на работу, попросите кого-нибудь забирать пораньше. У нас Егор уже второй год в садик ходит, но у него особый ритуал: каждое утро надо поплакать, это прощание с папой. Как только переступает порог группы — играет, кушает, спит, гуляет, занимается, танцует, всё, что надо, делает, чувствует себя прекрасно. Я его вечером забираю, он счастливый, довольный, радостный, мне чего-то всё рассказывает, показывает новые движения. Вот ещё, подруга пользовалась таким способом: махала сыну рукой в окно, а он ей. Это был компромисс, потому что до этого ребёнок бился в истерике. А тут с первого раза помогло: помахал и пошёл спокойно играть в группе.

Mamatata

http://www.kid.ru/forummam3/t11148.html

Советы психолога и опытных родителей (видео) 

Должно пройти некоторое время, прежде чем ваш малыш с радостью побежит в сад. Следование рекомендациям и советам поможет сделать период адаптации к новому месту быстрым и безболезненным. Будьте особенно внимательными к своему ребёнку. Проявите терпение, настройтесь на позитивный лад.

Воспитатель детей дошкольного возраста. Много общаюсь с людьми, люблю узнавать новое, путешествовать и писать статьи. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Адаптация в детском саду — советы родителям

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду дают многие психологи, воспитатели и родители, прошедшие этот этап со своим малышом.  Сегодня поговорим о том, что сделать заранее и в первые дни посещения садика, чтобы малыш быстро адаптировался в новом коллективе. Интересно? Читайте далее.

 

 

  1. Советы родителям по адаптации детей в детском саду
  2. Ребенок первый раз идет в детский сад: рекомендации в период первых посещений учреждения
  3. Консультация доктора Комаровского на тему адаптации к детскому саду: информация для родителей

          Итоги

  

Советы родителям по адаптации детей в детском саду

Прежде всего, выясним, что же такое адаптация.

Адаптация – это умение приспособиться к изменившимся условиям внешней среды.

Вы, например, когда устраиваетесь на новую работу, тоже какой-то период проходите период адаптации: знакомитесь с персоналом, привыкаете к требованиям и характеру руководителя, вливаетесь в коллектив, одним словом.

А теперь поставьте себя на место вашего ребенка. Он всю свою жизнь находился вместе с мамой, а тут его привели в незнакомое место, где куча непонятных детей и нужно слушаться какую — то чужую тетю.

Это важно

Поэтому рассмотрим основные советы по адаптации в детском саду

Совет №  1

Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного события погуляйте рядом с садиком. Желательно не один день. Зайдите во двор и покажите само здание, площадку, деток, играющих на площадке. Скажите, что детки дружат между собой и им весело вместе играть. А вон та тетя – это добрый воспитатель, который присматривает за ребятами. Попросите воспитателя разрешить вашему малышу поиграть вместе с детками на площадке в вашем присутствии. Многие воспитатели идут на это. Вы в это время разговаривайте с воспитателем. Ребенок, видя что мама общается с воспитателем, запоминает, что и он может обратиться к ней.

 Желательно, чтобы первое знакомство с воспитателем проходило на нейтральной территории.

Совет № 2

Это важноПрежде чем отдавать малыша в садик научите его элементарным навыкам самообслуживания. Держать ложку и вилку, пить из стакана, а не из бутылки или поильника. Также ребенок должен уметь самостоятельно снимать и надевать трусики, носки, штаны или колготки, самостоятельно обуваться. Желательно отучить от соски и от груди (если ребенок еще находится на ГВ), и приучить пользоваться горшком.  Также следует научить малыша объяснять свои желания. Ребенок должен уметь сказать, что он хочет пить или хочет в туалет, хотя бы на языке жестов,  если он еще не говорит. Если ребенок чего-то из приведенного перечня не умеет, то в садике, в общем-то научат. Но представьте каково будет малышу, когда он в незнакомом коллективе элементарно не сможет покушать.

Совет № 3
Приучайте малыша к садиковскому режиму заранее. Например, будите его в то же время, в которое ему нужно будет вставать в сад. Укладывайте спать в обед в то же время, в которое укладывают детей в саду. Ведь если ваш малыш привык вставать в 9 утра, а вы его вдруг ни с того ни с сего начнете поднимать в 7, то он как минимум не выспится, и вероятнее всего, будет капризничать и во время сборов и в самом садике. Я, например, терпеть не могла садик именно потому, что меня поднимали ни свет ни заря, сажали в холодную люльку мотоцикла и везли через весь город в садик.

Совет № 4

Поиграйте дома в детский сад и почитайте сказки на эту тему, чтобы ребенок понимал, что и как он будет делать в группе. Например, возьмите мишку, его маму медведицу, придумайте игрушку — воспитателя и деток из группы. Расскажите, что мама привела мишу (игрушку можно назвать именем малыша, тогда он будет ассоциировать себя с ней) в садик. У каждого малыша есть свой шкафчик, куда они складывают свои вещи. Потом малыш заходит в группу к деткам, а мама уходит на работу. Детки садятся завтракать, потом занимаются (лепят, рисуют), потом выходят на площадку и играют между собой. А вот миша захотел писать. Он подошел к воспитателю и попросил помочь ему снять штанишки. Воспитатель отвела его в специальную комнату и помогла сесть на маленький унитазик. В группе много игрушек, которыми может играть каждый из ребят.

 ➡ Важно объяснить ребенку, что в случае, если ему что-то нужно, то ему не стоит стесняться, а нужно обратиться к воспитателю или няне и они всегда помогут.

Потом они заходят в группу обедают и ложатся спать. У каждого малыша есть своя кроватка. После сна, детки кушают и выходят на прогулку. Потом приходит мама медведица и забирает малыша.

О том, что мама забирает  из садика нужно сказать обязательно. Чтобы ребенок не решил, что его оставили в садике на всегда.

Совет № 5

Постарайтесь не отдавать малыша в садик, если дома происходят какие-либо изменения. Например, переезд или появление братика или сестрички. Во втором случае, малыш может решить, что от него пытаются избавиться, чтобы заниматься другим ребенком. Возможно, что он станет ревновать и проявлять агрессию.

«Ситуация.

 💡 У нас в группе есть девочка Алина, мама которой родила второго  ребенка. Родители очень долго ждали именно мальчика и мама находится в состоянии эйфории. Алину отдали в садик практически сразу после рождения братика. Девочка стала очень агрессивной. Причем не только по отношению к деткам в садике, но и по отношению к маленькому братику. Она стала очень часто болеть, видимо, подключилась соматика. В итоге девочку забрали из садика совсем».

Совет № 6

Если ваш малыш большую часть времени проводил дома в кругу родных и близких, то перед началом посещения садика желательно почаще ходить в гости или на площадку, чтобы ребенок  привыкал к новым местам и лицам. Если вы идете в гости, попробуйте оставить малыша на какое-то время, чтобы он привыкал бывать без мамы.

При общении вашего малыша с другими детками, например, на площадке подскажите, как ему играть с ними. Расскажите:

  • как правильно поздороваться с другим ребенком или группой деток;
  • спрашивать разрешения поиграть с этими ребятами;
  • как правильно реагировать на отказ;
  • как обмениваться игрушками и договариваться с другими детками.

При выборе игрушки на улицу объясните, что его игрушку может кто-то попросить поиграть, поэтому лучше взять такую, которой не жалко будет поделиться.

Совет № 7

Приучайте к садиковской еде, основу которой составляют каши, тушеные овощи, котлеты, супы и т.д. Ведь если ваш малыш ест исключительно макароны, то он вряд ли согласится есть картошку, например.

Если малыш видит в тарелке знакомую пищу, то ему легче будет привыкнуть к садику. Потому как основные показатели успешной адаптации в садике – спокойный сон, еда и желание справлять нужду в положенном месте.

Теперь рассмотрим советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду в первые дни посещения дошкольного учреждения (ДОУ).

 

Ребенок первый раз идет в детский сад: рекомендации в период первых посещений учреждения

Это важно

Совет № 1

Будите малыша заранее, а не в притык к выходу. Малышу нужно подняться, потянуться, проснуться, в конце концов. Ведь если вы его будете постоянно торопить, понукать, а потом нестись сломя голову через весь город, то настроение явно от этого не улучшиться. Причем не у него, не у вас.

Совет № 2

Не оставляйте малыша сразу на целый день. Лучше всего постепенно вводить его в группу: сначала на 1-2 часа, потом на 3-4 часа и т.д.

Совет №  3

Пусть малыш возьмет с собой какую-нибудь игрушку. Ведь прижимая какого-нибудь домашнего мишку, малыш будет чувствовать рядом что-то привычное, что будет напоминать кусочек дома.

Совет №  4

Если малыш постоянно плачет, расставаясь с вами, попросите кого-то из близких родственников, с которыми ему проще расстаться, отвезти его в садик.

Совет № 5

Придумайте свой особый ритуал прощания  это может быть поцелуй в щечку, воздушный поцелуй, помахать ручкой и сказать «пока-пока».

А далее посмотрите какие рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду дает доктор Комаровский.

Консультация доктора Комаровского на тему адаптации к детскому саду: информация для родителей

Консультация для родителей адаптация к детскому саду

Итоги

Рекомендаций по адаптации детей в детском саду довольно много в сети. Я же собрала только рабочие методы и советы для адаптации ребенка к садику.

Прежде чем отдавать свое драгоценное дитя в садик, объясните, что это такое, а в идеале покажите и здание, и группу, и деток. Познакомьте его с воспитателем. Поиграйте в сюжетно-ролевые игры на тему садика. Обязательно научите малыша навыкам самообслуживания. Не стоит отдавать ребенка сразу после переезда или рождения еще одного малыша.

И помните, вы самая лучшая мама для своего ребенка. Он вас любит больше всех на свете и очень боится вас потерять и остаться один на один со своими проблемами.

Адаптация в детском саду у детей от 1 года

Сегодня не принято даже говорить о яслях. Большинство мам посмотрит на вас, в лучшем случае, как на безумную. Самые ярые сторонницы домашнего воспитания навсегда клеймят позором, назовут кукушкой, станут перешептываться о том, как вы ненавидите своего ребенка.

Конечно, психологи советуют отдавать детей в сад не раньше трех лет, а то и вовсе не отдавать. Однако не всегда и не у всех есть возможность сидеть без работы так долго. Разбираться с причинами необходимости в яслях доверим мамам самостоятельно. Поговорим об адаптации детей раннего возраста в саду, о ее сложностях и особенностях.

Что влияет на способность к адаптации в детском саду/яслях?

Детский сад – это, в первую очередь, коллектив. Причем коллектив ребенку незнакомый. Другие дети и чужие взрослые едва ли вызовут положительную реакцию с первой минуты. Однако опыт мам показывает, что есть малыши, которые охотно идут в садик с первых дней. Другие могут закатывать истерики в течение целого года. От чего это зависит:

  • социализация. Если мама все время находится с малышом дома или общается в ограниченном кругу, ребенок вряд ли сможет спокойно воспринимать большое количество новых людей. Да, социализация детям до 3 лет не нужна. Однако постоянное общение со сверстниками и взрослыми поможет ребенку проще пойти в сад;
  • самостоятельность. Насколько ваш малыш предоставлен себе в течение дня? К самостоятельности рекомендуется приучать детей с рождения, оставляя их наедине с собой на пять-десять минут и увеличивая это время постепенно. Годовалый малыш может играть сам без вмешательства взрослых около часа. Если же мама не отпускает ребенка ни на шаг, стремится все делать за него, постоянно отвлекает его от игры вопросами, запретами или наставлениями, малышу будет трудно пойти в детский сад. Ведь здесь нет мамы на каждого мальчика и девочку. Один воспитатель физически не сможет уделить достаточно времени каждому ребенку, лишенному способности занимать себя;
  • готовность к режиму. За две недели до похода в садик рекомендуется перевести ребенка на режим дня дошкольного учреждения. Можно узнать у воспитателя, когда дети едят и спят, когда гуляют. Дневной сон – самое сложное и важное. Если ребенок после года спит больше одного раза, будет сложнее;
  • настрой родителей. Как мама ведет ребенка в сад в первый раз? Обычно на транквилизаторах или с признаками острого невроза. Конечно, ребенок в такой ситуации тоже будет нервничать. Воспитатели говорят, что многие родители остаются у ворот сада. Курят, страдают, рвут на себе волосы, грызут ногти, а потом приходят со слезами на глазах «избавить свое сокровище от заключения». Это неправильно. Ребенок должен понимать, что садик – не наказание и не каторга. Что маме нужно работать, а ему весело проводить время с детьми. Поэтому родители должны быть спокойными и уверенными. Обычно плач заканчивается на закрытии двери за мамой, но это не с первого дня;
  • выбор детского сада. Адекватность воспитателя и его готовность к адаптации очень важна. Молодые специалисты боятся плачущих детей. Воспитатель без опыта может посоветовать водить ребенка на час, пока тот не начнет проводить этот час спокойно. Однако так положительного результата вы не добьетесь. Время нужно увеличивать, воспитателя, по возможности, выбирать с опытом. Спокойного и уравновешенного, знакомого с адаптационными особенностями детей в яслях.

Сколько длится и как проходит адаптация в детском саду/яслях у малышей от года?

Продолжительность адаптации зависит от вышеперечисленных факторов и от индивидуальных особенностей ребенка, его привязанности к матери. Процесс может занять от двух недель до двух месяцев. В особо тяжелых случаях говорят даже о годе привыкания к саду. Однако воспитатели яслей утверждают, что дети до двух лет гораздо лучше адаптируются и быстрее вливаются в коллектив, чем ребята, которых отдали в садик в два-три года.

Этапы адаптации в яслях:

  • Период активных истерик прекращается в течение первой недели. Причем первые три дня ребенок может ходить спокойно и с удовольствием. Когда он узнает всех детей, переберет все игрушки, может случится первая истерика;
  • Затем следует период «отрывания от мамы». Ребенок начинает плакать только на подходе к саду, а внутри его уже силой забирает воспитатель. За мамой закрывается дверь, плач затихает. Малыш занят другими делами, играть спектакль уже не нужно;
  • Постепенное увеличение времени пребывания. После первых недель в саду можно переходить на режим «с дневным сном». Ребенок снова может начать капризничать, ведь он привык спать дома и сразу после пробуждения видеть маму. Малыша забирают после пробуждения;
  • Затем ребенок остается на весь тихий час, на полдник, ужин и так далее до окончания дня в детском саду.

В идеальной вселенной все это умещается в месяц. Социализированные дети могут привыкнуть спать в садике с первых дней.

Что делать маме?

Набраться терпения, успокоить нервы, настроить себя и малыша на позитивный лад. Пусть ребенок воспринимает ясли как праздник. Если у вас нет положительного опыта посещения детского сада, пусть тот член семьи, у которого он есть, расскажет малышу о яслях.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей. Как подготовить ребенка к детскому саду

Содержание:

Реклама
Реклама

Около месяца осталось до начала детсадовской жизни вашего малыша. Для тех, кто еще не начал подготовку ребенка к детскому саду, приводим советы опытного педагога о том, как говорить с ребенком о садике и адаптироваться к будущему режиму. Для тех же, кто еще сомневается, нужен ли детский сад — размышления о плюсах и минусах домашнего и коллективного воспитания.

Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей

У многих из нас сохранились воспоминания о детском садике, причем самого разного рода. Кто-то помнит кашу с комками и то, как отличившихся укладывали спать под портретом Ленина, а кто-то — любимую воспитательницу и до сих пор поддерживает дружбу с одногруппниками.

К сожалению, при решении вопроса о том, отдавать ли ребенка в детсад или нет, родители ориентируются прежде всего на собственный опыт, а это неправильно. Ваш опыт — не опыт вашего ребенка. Из того, что вы чувствовали себя в саду брошенным и одиноким, вовсе не следует, что вашего ребенка постигнет та же участь. И наоборот, если ваши воспоминания о садике окрашены исключительно в теплые тона, не факт, что ваш сын или дочь тоже полюбит его.

Выбор следует делать взвешенно, осознанно и без эмоций, скрупулезно суммируя все плюсы и минусы.

Плюсы и минусы домашнего воспитания

Не секрет, что каждый ребенок развивается индивидуально. При этом в чем-то он оказывается успешнее сверстников, а в чем-то отстает от них. Любая работа в группе — своего рода прокрустово ложе: ребенок вынужден работать в темпе группы, а значит, тормозить там, где вполне мог бы разогнаться, и пропускать то, чего понять не успел. Развивая ребенка дома, вы можете работать в удобном для него ритме, что намного эффективнее.

При этом, выбирая домашнее образование, вы обретаете свободный график — нет необходимости ежедневно вставать ни свет ни заря и куда-то ехать, невзирая на погоду. Можно дождаться, пока ребенок проснется во всех смыслах, и уже после начать с ним работать. Впрочем, это же и своеобразные «грабли». Регулярное посещение садика все же дисциплинирует, причем не только ребенка, но и его родителей.

Вы покупаете ребенку те игрушки, которые считаете нужным, исключив, к примеру, из его игрового «рациона» Человека-паука и прочих монстров.

Конечно же, лучше и вкуснее мамы никто не накормит! Особенно это важно в том случае, если ребенку предписаны ограничения по питанию, например, при пищевой аллергии. Однако это правило действует, если мама понимает, какое именно питание на самом деле необходимо ее ребенку.

Очевидно, что дома безопаснее, к тому же в садиках дети часто болеют, заражая друг друга.

А вот еще один, пожалуй, самый весомый довод в пользу пребывания дошкольника в стенах дома: здесь плохому не научат! Я убежден, что в первую очередь опасаться стоит именно того, что скажут ребенку в садике не дети, а взрослые. Взрослые бывают разными, тем более что в сфере дошкольного образования сегодня ощущается нехватка кадров. Вскользь брошенное уставшим воспитателем обидное слово может серьезно травмировать малыша вплоть до развития у него неврозов, энуреза или заикания.

Однако при этом родитель, оставшийся с ребенком дома, должен осознавать, что он «вышел на работу» одновременно в качестве воспитателя, учителя и медицинской сестры. И ответственность за всестороннее развитие сына или дочери лежит исключительно на нем.

Знаете ли вы, в каком возрасте ребенок должен научиться считать до пяти? Сколько калорий в день съедать? Сколько физической нагрузки ему положено? Как подобрать мебель по росту и что произойдет, если этого вовремя не сделать? В детском саду ответы на эти и подобные им вопросы давно известны.

Немаловажен и фактор социализации: ребенок должен научиться знакомиться с ровесниками, играть с ними, взаимодействовать в группе, слышать и выполнять указания взрослых. Он должен научиться отстаивать свои интересы и научиться подчиняться и, главное, понять разницу между первым и вторым.

Все эти житейские навыки сродни навыкам вождения автомобиля — только за партой их не освоишь.

Иногда родители годами могут биться над какой-нибудь банальной бытовой проблемой, а ребенок, придя в садик, за считаные дни справляется с ней. Так, например, в яслях дети очень быстро привыкают к горшку, начинают самостоятельно одеваться и есть. Все, что было нужно, — это немножко по-другому поставить ребенку задачу.

Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей

Правила адаптации к детскому саду

Помните, что в период адаптации к детскому саду дети часто болеют, а их интеллектуальное развитие может не только замедляться, но даже откатываться назад, словно ребенок мечтает вернуться в тот возраст, когда мама еще не оставляла его с чужими людьми. Вот несколько простых правил для смягчения процесса адаптации:

  1. Никогда не лгать! Ребенок отправляется не «в гости» и не в какое-то «волшебное место» — он идет в детский сад. Ведь если он поймет, что вы его обманули в этом вопросе, то где гарантия того, что вы не обманывали его, обещая вернуться за ним? А боязнь остаться одному — один из серьезнейших детских страхов.
  2. Задолго до начала посещения детского сада синхронизируйте режим ребенка с садовским режимом.
  3. Если вас все же не оставляют какие-то тревоги и опасения, ни в коем случае не делитесь ими с ребенком. Даже вида не подавайте!
  4. Помните, что в первые несколько дней вы в любом случае имеете право находиться в садике вместе с ребенком.
  5. В первый раз оставляйте ребенка в саду не более чем на два или три часа. Недопустимо «бросать» его сразу на весь день!
  6. Поначалу приводите детей в сад ко времени прогулки. И почему многие советуют приводить ребенка непременно с утра? Утром, как правило, одни режимные фазы сменяются другими. Малышу и без того трудно и страшно, а тут еще перед ним возникает куча незнакомых и непонятных правил.
  7. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка в том, что непременно вернетесь за ним, и постоянно повторяйте, что вы его любите.
  8. Уходя, прощайтесь с ребенком легко и быстро. Долгое прощание с обеспокоенным выражением лица вызовет у вашего сына или дочери тревогу, а то и панику.
  9. Сообщите воспитательнице ласкательное имя ребенка, расскажите о его домашней жизни, вообще заранее познакомьтесь с персоналом детского сада.
  10. Не планируйте на период адаптации прививки, посещение стоматолога и другие медицинские процедуры, травмирующие детскую психику.
  11. Не ругайте ребенка за плохое поведение! Вы же взрослые люди и не можете не понимать того, что это не он, а его адаптация капризничает и упрямится.
  12. В выходные и праздничные дни придерживайтесь детсадовского режима.
  13. Дома поиграйте с малышом в детский сад, причем какая-то из игрушек пусть окажется им самим. Понаблюдайте за тем, что делает эта игрушка, о чем говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего малыша через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о