Адаптация детей в детском саду информация для родителей в доу: Статья на тему: Информация для родителей:Адаптация ребенка к детскому саду. – Адаптация в детском саду — информация для родителей 2019

Адаптация детей в ДОУ. Информация для родителей

Проблема адаптации ребенка в детском саду актуальна практически в каждой семье, потому что лишь в редких случаях первые несколько недель в новом месте проходят для малыша без стресса. Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, однако социальная среда необходима для полноценной подготовки ребенка к взрослой жизни. Именно тут он учится отстаивать свою точку зрения, проявляет самостоятельность и получает бесценный опыт общения со взрослыми и сверстниками.

Адаптация ребенка в детском саду проходит следующим образом:

  • Ребенок внимательно рассматривает новое место, проявляет интерес к игрушкам, воспитателям и детям, с удовольствием играет и проявляет себя;

  • Ребенок следует за воспитателем, выполняет все его требования, но не проявляет активности в общении со сверстниками;

  • Ребенок негативно относится к воспитателям, отказывается выполнять их требования, не отходит от мамы, а если она уходит – продолжительно плачет, игнорируя любые попытки со стороны сверстников познакомиться.

Причины столь разного поведения детей могут быть различными, среди них выделяют следующие:

  • Отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками и взрослыми;

  • Отсутствие в семье режима дня, который совпадал бы с режимом детского сада;

  • Неумение самостоятельно найти себе занятие;

  • Отсутствие необходимых культурно-гигиенических навыков.

Сложнее всего приходится именно тем детям, круг общения которых был сужен до рамок семьи. Знакомство с новыми людьми вызывает у них страх, а контакт с воспитателем и со сверстниками происходит с затруднениями.

Длительность периода адаптации ребенка в детском саду напрямую зависит от круга его общения

– чем шире он был до его поступления в дошкольное учреждение, тем быстрее малыш привыкнет к новому окружению, и наоборот.

Если опыт общения ребенка со сверстниками до детского сада был меньше, чем со взрослыми, ребенок сможет быстро найти общий язык с воспитателями, но сверстников он будет побаиваться и избегать.

Дети, имеющие до детского сада положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют наиболее благоприятную группу по характеру поведения. Они быстро привыкают к детскому саду. В среднем, по наблюдениям психологов, адаптация ребенка в детском саду составляет:

  • Ясельная группа (до 3 лет) – 7-10 дней;

  • Средняя группа (от 3 до 5 лет) – 2-3 недели;

  • Старшая группа (от 5 до 7 лет) – 1 месяц.

Как родители могут облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению?

Первый поход ребенка в детский сад является волнительным событием для малыша и для родителей. Ребенка пугает новая атмосфера, чужие люди и отсутствие мамы. Родители же переживают, правильно ли ухаживают за их малышом, вовремя ли кормят, насколько легко проходит его знакомство со сверстниками. Волнение родителей усугубляется, когда по возвращению ребенка домой из детского сада, он умоляет больше никогда его туда не отводить, капризничает, становится раздражительным и истеричным.

Для того чтобы адаптация детей к дошкольному учреждению проходила гладко, родители должны с раннего возраста воспитывать своего ребенка самостоятельной и любознательной личностью, также научить его общению с детьми и взрослыми.

Так как в детском саду существует определенный режим и правила поведения, родители должны создавать подобные условия в семье. В возрасте 1 года 2 месяцев ребенок уже должен уметь самостоятельно сидеть за столом, пить из чашки, держать в руке ложку и пытаться самостоятельно кушать разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, задвигать за собой стул, активно участвовать в таких процессах, как одевание, раздевание и умывание.

С полутора лет малыша необходимо научить мыть руки самостоятельно, с двух лет – раскладывать вещи на свои места, тихо вести себя за столом и в спальне. Частое упражнение детей в приобретаемых навыках является гарантией того, что они смогут применять их на практике самостоятельно, а это в свою очередь положительно повлияет на адаптацию ребенка в детском саду.

Дети, у которых сформированы культурно-гигиенические навыки и имеется опыт общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются, растут социально активными и здоровыми людьми.

Со стороны воспитателя помощь в адаптации ребенка в детском саду заключается, прежде всего, в согласованности его действий с родителями

.

Еще до поступления ребенка в группу воспитатель должен иметь представление об индивидуальных особенностях ребенка, обсудить с родителями приемлемый подход для облегчения периода адаптации.

Также желательно пригласить родителей осмотреть групповые помещения, познакомить с режимом дня, показать кровать и шкафчик ребенка. Успокоив родителей и продемонстрировав ребенку доброжелательные отношения с ними, воспитатель влияет на скорость адаптации ребенка в детском саду.

Адаптация детей напрямую зависит от умения воспитателя создать теплую и уютную атмосферу в группе.

Если с первых дней малыш почувствует, что от воспитателя исходит тепло и забота, его страхи и волнение исчезнут. В период адаптации воспитатель может использовать различные игры, направленные на формирование эмоциональных контактов, основной задачей которых является формирование у ребенка доверия к воспитателю и детям в группе.

Важнейшей ступенью на пути развития ребенка, включения его в социум, а также процесс становления личности является детский сад.  В психологическо-социальном смысле, дети в детском саду  — это совокупность различных привычек, способностей, наклонностей, характеров, отличающихся систем ценностей, различных интересов, мотивов поведения. Другими словами можно сказать, что это совокупность разных индивидуумов, которые находятся в одном социуме.

Именно в дошкольном учреждении происходит процесс становления социального взаимодействия ребенка со сверстниками и со взрослыми.

 «Почему некоторые дети долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт со взрослыми, плачут, отказываются играть с другими детьми, а другие наоборот отлично адаптируются к новой среде и чувствуют себя как дома?».  

Ответ будет неоднозначным. Так, например, некоторые детки это воспринимают как отчуждение, лишения внимания и защиты со стороны родителей, и многое другое. Поэтому адаптационные игры в детском саду являются важным моментом в создании благоприятной психологической среды для ребенка.

Чтобы ребенок смог успешно адаптироваться к окружающей обстановке необходимо создать для него психологически комфортную среду.  В традиционном понимании адаптация представляет собой процесс вхождения и приспособления человека к новой среде. Сама по себе адаптация — это активный процесс, который может привести как позитивному результату, так и к негативному. 

Основными задачами воспитателей в проведении адаптационной работы является следующие действия:

  • воспитатель должен создать для ребенка зону ближайшего окружения;

  • дать почувствовать малышу себя защищенным, даже когда нет рядом родителей;

  • создать как в данный момент времени, так и в будущей проекции благоприятный позитивный эмоциональный настрой для ребенка;

  • сформировать в сознании у крохи чувство его принадлежности к группе, помочь ему приспособиться с постоянно меняющейся ситуации и условиям окружения и другие. 
    Также усиливающим фактором психологической комфортности являются: принятие участия родителей в воспитательном процессе — совместное изготовление поделок для выставок, игрового материала, например, костюмы для кукол.
    Чтобы облегчить адаптационный период у ребенка в детском саду, педагоги чаще всего прибегают к такому методу как игра, способная определить его дальнейшее психическое развитие.  При этом игры не должны проводиться в форме занятий, их необходимо бесконфликтно внедрять в социум, а их применение должно у детей сформировать положительный настрой.

Ход занятия по адаптации

к условиям детского сада в средней и старшей группах

Психолог. Сегодня мы с вами лучше познакомимся. Поговорим о нашем настроении, о дружбе, о внимании друг к другу.

Игра «Эхо»

(Дети сидят полукругом на стульчиках.)

Тот, кто сидит справа от меня, говорит: «Добрый день, я … (называет имя)». А мы все дружно, как эхо, повторяем это имя. Так все по очереди здороваются и называют свои имена.

Беседа психолога с детьми об именах

Нравятся ли вам ваши имена? (Ответы детей.) А знаете ли вы, дети, что означают ваши имена? Все имена имеют древнее происхождение и каждое имеет свое значение. Например:

Александр-защитник;

Юля — из рода великого римского императора Юлия;

Марьяна — образовалось от двух имен (упрямая + божия)

Виктория — победа;

Настя — воскресение;

Антон — борец;

Артем — выносливый, здоровый;

Денис — освящен Богом.

Ребята, как вы считаете, подходят ли вам ваши имена, соответствуют ли ваши характеры вашим именам? (Ответы детей.)

Упражнение «Составной цветок»

Я предлагаю вам разные цветные лепестки (из цветной бумаги). Выберите себе лепесток такого цвета, который, по вашему мнению, соответствует вашему имени. Из выбранных лепестков мы составим цветок. Получившийся цветок какой- веселый или грустный? (Ответы детей.)

Упражнение «Успокаивающие слова»

Какое настроение у вас преобладает: печальное или веселое? Бывает ли вам иногда грустно, бывает ли у кого-то из вас плохое настроение? (Ответы.) Представьте себе, что в группу пришел новый ребенок, или у кого-то из детей такое плохое настроение, что слезы на глазах. Что мы будем делать? Как успокоим расстроенного?

(Ребенок в середине круга делает вид, будто плачет, другие пытаются его успокоить.)

Дети, как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Давайте выберем. (Дети выбирают цветные лепестки.)

А теперь представьте себе, что вы идете в детский сад. Что вы видите на улице? Какое у вас настроение? А какое у вас выражение лица?

Психологический этюд «На прогулке»

Дети имитируют движения:

— деревья растут;

— птички летают;

— улитки ползают;

— лягушки прыгают.

Кроме того, на улице вы встречаете много разных людей, а в детском саду — много разных детей. Человека или ребенка с каким настроением вам было бы приятно встретить? А какое бы вы хотели увидеть у них выражение лица? Выберите из этих рисунков. (Дети выбирают из нескольких пиктограмм желаемое выражение лица.)

Вот мы выбрали хорошее выражение лица, так давайте сделаем его серединкой нашего цветочка. Сядем и послушаем стихотворение.

Приятная встреча

Встретились Бяка, и Бука,

Никто из них не сказал ни звука,

Не выдал ни одного знака,

Молчали и Бука, и Бяка.

И думал Бука с мукой:

«Почему же он так смотрит букой?»

А Бяка думал: «Задавака!

Какой же он все-таки бяка!»

Как вы думаете, действительно ли у них состоялась приятная встреча?

А какое лицо было у Буки и Бяки, как вы думаете? (Дети должны выбрать пиктограмму.) А давайте, мы сами попробуем сделать такое выражение лица.

Игра «Страшилка»

Мы сейчас поиграем. Кто-то злым, недобрым выражением лица будет пугать нас, а мы будем убегать от него. Но на самом деле, нам совсем не страшно, поэтому скажем: «Не боюсь!»

Упражнение «Зеркало» (попарно)

Дети, посмотрите друг на друга, как враги; а теперь — как друзья. Как вам больше понравилось? Улыбнитесь друг другу. Поменяйтесь парами и так же сначала посмотрите друг на друга, как враги, а потом — как друзья.

«Отгадай, кто это?»

Дети стоят в кругу, в центре — ведущий с завязанными глазами. Все молчат. Кто-то один подходит к ведущему и пожимает ему руку. Затем ведущий обращается и начинает давить руки всем по порядку, пока не найдет ту руку, которая была первой.

Релаксация. Аутотренинг «Я — цветок»

Давайте послушаем музыку, закроем глаза и представим, что мы превратились в цветы. Закройте глаза.

Я — красивый цветок, росту на поляне среди других цветов. У меня гибкий стебелек — это мое тело, мои руки — нежные листочки, мои губки — красивые лепестки. Я приятно пахну на всю поляну. И поэтому ко мне прилетают пчелы. Я пою их сладким нектаром. Вот пчелка села на мою голову, на цветок. Вот она ползет по моему носику (сморщили носики). Теперь села на глазик (закройте глазки). Открыли глаза, испугали пчелку.

Социометрическая игра «Яблочко»

Какое сейчас время года? Осень. Уже не так тепло, как летом, но осень очень щедра на урожай с огородов и садов. Что нам она принесла в корзиночке (показать яблочки). Подойдите все ко мне. Возьмите из корзины одно яблоко и дайте кому-то из детей. Кто получил яблоко, пусть подойдет ко мне, возьмет из корзины яблоко и даст кому-нибудь следующему, у кого еще нет яблока.

Прощание.Упражнение «Улыбка по кругу»

Возьмемся за руки и создадим круг. Улыбнемся поочередно друг другу, и так передадим улыбку по кругу.

Каждый взгляд, каждое слово имеет значение. Попрощаемся с вами — До свидания!

Игра «Волшебный стул»

Цель данной игры заключается в формировании у ребенка положительно отношения к сверстникам.
Описание игры: все дети должны встать в круг, а внутри него ставиться стульчик. Далее все ходят по кругу и напевают песенку:

— Кто сегодня всех красивей?

 — Кто сегодня всех счастливей?

 — Поскорее отзовись – на волшебный стул садись! 

После того, как песенка будет пропета, на стул садится тот ребенок, который оказывается ближе всего к нему, а все остальные дети должны сказать о нем что — то приятное, доброе, хорошее.

Игра «Дождик»

Цель игры: привить ребенку любовь к чистоте, доброте, красоте.
Описание игры: воспитатель встает в центр круга, а в руках у него находится чашка с водой.  Далее он предлагает ребятам вспомнить, какие добрые дела может совершить дождик, например, прибыть пыль, напоить растения, очистить воздух, умыть землю, прогнать жару и прочее.

А те из детей, кто хотя назвал одно «доброе дело», воспитатель слегка обрызгивает водой.

Игра «Апельсин»

Цель игры: развить у ребенка чувство взаимопомощи.
Описание игры: все участники игры должны поделиться между собой на две команды по одинаковому количеству человек в каждой из них. Первый игрок зажимает своим подбородком апельсин около шеи. Далее необходимо передать этот апельсин своему товарищу, не прибегая к помощи рук.

Победитель будет та команда, которая сможет быстрее вернуть апельсин первому игроку.

Игра «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

Цель игры: помочь ребенку адекватно оценивать поступки, а также воспитать чувство ответственности.

Описание игры: воспитатель кратко излагает сказку «О рыбаке и рыбке», или же зачитывает отрывок из нее.  Дети делятся на две команды. Одна команда выбирает для себя одну роль – старухи, старика, или золотой рыбки. А другая команда должна взяться за руки и изобразить море. В данной игре можно применять музыкальное сопровождение, например звуки моря.

Информация для родителей «Адаптация детей в ДОУ»

Информация для родителей

Адаптация детей в ДОУ

Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Рославль Зуева Раиса Анатольевна

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для детей это первый опыт коллективного общения. Но не все дети принимают сразу и без проблем новую обстановку, незнакомых людей. Большинство из них реагируют плачем.

Существуют определенные причины, которые вызывают у ребенка слезы:

  1. Тревога, связанная со сменой обстановки и режима (спокойная домашняя атмосфера, мама рядом — дисциплина).

  2. Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада (группы) (может иметь в дальнейшем решающее значение).

  3. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду (чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой).

  4. Отсутствие навыков самообслуживания (сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду).

  5. Избыток впечатлений (нервничает, капризничает).

  6. Личное неприятие воспитателя (возможно).

Родители способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям, должны принять необходимость прихода ребенка в детский сад и подготовить его заранее.

  1. Необходимо дома соблюдать режим дня, соответствующий режиму группы.

  2. Каждый раз, приходя из детского сада, необходимо спрашивать ребенка как он провел день, какие получил впечатления, обязательно нужно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах – у детей формируется позитивное отношение к дошкольному учреждению.

  3. Слезы – не хватает прикосновений матери, ведь дома их было намного больше.

  4. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним перед сном, поговорить о садике.

  5. Можно с вечера условиться, какие игрушки возьмет ребенок с собой в детский сад, вместе решить какую одежду он наденет утром.

  6. В выходные дни повторить все виды деятельности, которым малыш обучился в ДОУ.

  7. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать малышу о садике, что интересного его ждет там.

  8. Разговоры должны быть эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Часто родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, надо помнить, что в период адаптации это нормальное состояние (индивидуально) и поэтому при терпеливом отношении это пройдет. Нельзя наказывать ребенка за слезы – нужно ему помочь.

Обеспокоенность, тревожность родителей отражается на детях – они чувствуют волнение родителей.

Не говорите в присутствии ребенка о его слезах с другими членами семьи, с друзьями — это только кажется, что ребенок ничего не понимает — еще маленький. На самом деле, дети чувствуют обеспокоенность родителей на тонком душевном уровне, и это усиливает детскую тревогу.

В этот период жизни ребенка нужно как можно больше времени уделять своему сыну или дочери. Этим мама показывает, что бояться нечего, она все также рядом.

Верный знак того, что освоился, когда он с удовольствием рассказывает о событиях в детском саду, произошедших за день.

Сколько времени длится адаптационный период, сказать трудно, так как все дети проходят его по разному. Этот период также тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, оказывать помощь в преодолении трудностей.

Мудрости, терпения Вам в этот непростой период.

Советы для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»

Советы родителям

1. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;

2. Нужно подготавливать ребенка психологически — рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться — не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно — обычно детей приводят рано утром, а забирают в 6 вечера, тихий час — с 12.30 до 15.00. Далеко не все дети привыкли вставать рано утром, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище — супам, кашам, салатам и т.д.

6. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.

7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать — держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени — гулять, играть, разговаривать.

11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребёнка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребёнка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.

hello_html_21e26ca5.jpg

hello_html_m1a1ff76a.jpg

ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ

Буклеты для родителей «Советы родителям»

педагог-психолог: Баймагамбетов А.Д

hello_html_21e26ca5.jpghello_html_21e26ca5.jpg

Консультация (младшая группа) на тему: Адаптация ребёнка к детскому саду

«Адаптация ребёнка к детскому саду»

Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

Задачи: показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения; предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребёнку; создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду; устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды; продумать алгоритм совместных действий с родителями; раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школьный мир знаний. Таким образом, детский мир становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующие развитие.

Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий.

Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательно эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям.

Прежде всего необходимо подготовить ребенка к посещению детского сада. Нужно рассказать ему, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему надо, чтобы малыш пошел в детский сад. Подробно рассказать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще он повторяется, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в детский сад. Необходимо спрашивать у малыша, запомнил ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода родители могут проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям -причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходиться туго. Они медленны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют (причем не только в саду, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.

Для того чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски.

Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучать ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Нельзя забывать о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРВ и гриппа. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и с массой самых разнообразных возбудителей болезни. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка. Поэтому рекомендуется в первый месяц посещения детского сада соблюдать маршрут «дом-сад». Не надо ходить в гости, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными существами и при этом не заболеть. Нарушение данного правила может привести к сильным иммунным сбоям, вплоть до пневмонии на первой неделе посещения (вне зависимости от погоды).

Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно: вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней пребывания в детском саду должно ограничиваться до дневного сна. В дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время постепенно увеличивается. В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, ребенок чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует играть с ним в веселые подвижные игры и в полной мере выражать эмоции как детям, так в взрослым.

В привыкании к новым условия важную роль играет возможность приносить с собой свои игрушки или любой предмет, напоминающий ребенку его дом, это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Потому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, консультации), развитие у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и так далее. Всю работу следует строить так, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают таким, каков он есть.                                                               

    Игры и упражнения, направленные на профилактику дезаптации:

1.     При знакомстве с ребенком можно использовать игру «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» — с целью установления контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит ребенку. Можно украсить «руку» браслетом, часами, колечками.

2.     Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» — позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.

3.     Можно поиграть с конструктором: построить дом, машину, детский сад. Обыграть ситуацию, когда утром все собираются по своим делам: на работу, в школу, в детский сад — каждый занят своим делом, все взаимо-связанны жизнью, заботой, любовью.

4.     Для снятия психоэмоционального и психомышечного напряжения •хорошо использовать игры с песком и водой.

Ваш малыш подрос. Он узнает родителей, улыбается, сидит, берет игрушки, лепечет, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье! Сам начинает кушать, улыбаться, научился пользоваться ложкой! Пришла пора идти в детский сад. Ребенок должен знать, что на свете есть и другие дети.

Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли хорошо ребенку в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с родителями. Иными словами, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться, то есть приспособиться к среде детского сада, к его условиям. Эти опасения не случайны. Процесс адаптации может привести к позитивным и негативным результатам. Два основных критерия успешной адаптации:

—   внутренний комфорт;

—   адекватность поведения.

Отрыв ребенка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. По силе переживаемых ощущений, эмоций такое состояние можно сравнить с разрывом пуповины ребенка при рождении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка, приспособление к новым условиям (а любое приспособление требует разрушения некоторых сложившихся связей и быстрого образования новых) сопряжено с трудностями, особенно в раннем детстве. Поэтому очень важно осуществить плавный переход из семьи в детский сад.

Все вышеперечисленное имеет особое значение для психологического и физического здоровья ребенка, его развития и успешного комфорта пребывания в детском учреждении. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Посещение детского сада становится стрессовой ситуацией. Ребенок испытывает внутренний дискомфорт, который приводит к капризам, истерикам, отказам от еды, сна, общения со сверстниками, болезнями. Появляются нежелательные для его возраста привычки (снова начинает сосать палец, грызть ногти). Это свидетельствует о трудностях адаптационного процесса. Трудности в адаптации испытывают чрезмерно опекаемые в семье дети, дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности. Родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему — так быстрее, меньше хлопот.

Ребенок чувствует себя в детском саду беспомощным и не приспособленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только с родителями, лишенные возможности общаться со сверстниками, также испытывают трудности, потому что навык общения уже сформирован (ребенок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети, со своими потребностями, желаниями). Наличие у ребенка стереотипов, которые формируются в семье, и накладывают отпечаток на его поведение, и затрудняют процесс адаптации.

Например, ребенок приучен засыпать только в том случае, если рядом ложится мама.

Итак, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа с ним.

Помогут в этом следующие советы:

1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники…

2.Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня вдетском учреждении (упорядочить часы сна, бодрствования, питания и т.д.), при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.

3.      О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.

4.      Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями… Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.

5.  Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

6.      В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Не оставляйте ребенка на целый день. Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребенка вовремя.

7.      Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, путь игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.

8.      Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя на игру на положительные результаты.

Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *