Как считать на абакусе: инструкция
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Евгения Климкович. Я рада видеть вас на страничках блога «ШколаЛа»!
Чем сегодня займемся? Может быть, посчитаем? Не хотите? Да ладно вам! Это же очень интересно! Особенно если не просто ворон считать, а считать на абакусе. А вы, кстати, знаете, как считать на абакусе? Вот и я не знаю. Счеты в руках не держала, на курсы ментальной арифметики не ходила. Но понять, как же все-таки это делается, очень хочется. Вот и решила попробовать хотя бы немножко приоткрыть завесу тайны.
Вы со мной?
Тогда присаживайтесь поудобнее, включайте мозг. Наш ментально-арифметический поезд отправляется!
Предлагаю начать с главного! С абакуса или, как его еще называют, соробана. Что это за штуковина такая?
Что такое абакус?
Вот она – эта загадочная счетная машинка.
Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. И, насколько я поняла, принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.
Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.
Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.
Расположение чисел
Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.
Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?
Давайте посмотрим на примере. Я нарисовала абакус!
Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на моем рисунке – это единицы.
Так будет выглядеть на абакусе число 3.
Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.
Попробуем взять двойное число, например, 15.
На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.
А вот это какое число получилось? Догадаетесь?
Это 53!
А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!
На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?
Как складывать?
А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.
Откладываем на абакусе 33.
К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.
Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.
В результате получилось 47! Может на калькуляторе проверим?) Шучу, и так ясно, что результат мы получили верный!
Дополнительная литература
В общем, примерно вот по такой схеме на абакусе и считают. Я показала все самое простое. А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста! Обнаружила в интернете инструкцию по работе с соробаном. Вот здесь ее можно скачать.
Если не поможет инструкция, то может быть стоит обратить внимание на книгу «Ментальная арифметика. Знакомство»? Насколько я поняла, она ориентирована на обучение детишек. Такой своеобразный учебник. Нашла я ее в магазине «My-shop». Ссылка на эту книжку чуть ниже.
Ментальная арифметика. Знакомство — Багаутдинов Р. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru
[urlspan][|urlspan]
Думаю, что и взрослым людям не повредят занятия с абакусом. Особенно бухгалтерам. Представляете, все коллеги на калькуляторах считают или на компьютерах. А вы такой деловой с абакусом) И батарейки-то не садятся, и кнопки не западают, и костяшки так приятно пощелкивают) Красота!
Уф, наверное, хватит на сегодня счета. Теперь давайте посмотрим, как другие считают. Настоящие маленькие абакус-мастера, только они уже на том уровне подготовки, когда хватает и воображаемых счет. Смотрим видео.
На сегодня, пожалуй, все. А завтра на блоге «ШколаЛа» вас ждет новая интересная информация!
Кстати, если есть желание каждое воскресение по почте получать анонсы статей на следующую неделю, то обязательно подпишитесь на новости блога. Тогда вы точно ничего не пропустите!
И не забудьте вступить в нашу группу «ВКонтакте», там вас тоже ждет много всего интересного!
Удачи вам и вашим маленьким школьникам!
Евгения Климкович.
Как научить ребёнка быстро считать в уме с помощью счёт Абакус
Статья подготовлена при поддержке детского развивающего центра – London Express Junior.
По телевидению, обычно в выходной день, несколько каналов транслируют программы, в которых дети от двух лет и старше демонстрируют свои уникальные таланты, поражая и зрителей и жюри, если оно предусмотрено правилами проекта, и всё население страны. Кто-то выписывает замысловатые фигуры на роликах, кто-то навскидку может назвать столицу любого государства, кто-то декламирует по памяти стихи Пастернака, Цветаевой и Вознесенского, кто-то легко орудует кузнечными клещами и молотком. Это замечательно.
А вот некоторые детишки, чуть прикрыв глаза и совершая с виду хаотичные движения большим и указательным пальцами обеих рук, демонстрируют умение быстро считать в уме. Причём складывают, вычитают и перемножают не простые числа, а трёх и даже четырёхзначные. Со стороны это кажется волшебством, и многие родители, с восхищением уставившись в экран телевизора, задаются вопросом: как научить ребёнка быстро считать?
Многие после таких передач лезут в интернет и с удивлением узнают, что мудрые японцы и ещё более мудрые китайцы уже давно, пару тысячелетий, знают, как научить считать ребёнка в уме. Для этого они даже создали замечательные счёты Абакус, или Соробан по-японски, чем-то похожие на наши русские деревянные счёты, которые уже давно канули в лету, после изобретения калькуляторов, компьютеров и других умных гаджетов.
Чем хороша ментальная арифметика?
Счёты Абакус для развития логики
При помощи этого древнего метода можно за год-два научить ребёнка быстро и уверенно оперировать большими числами. Однако возникает справедливый вопрос: а не будет ли мозг малыша слишком занят математическими действиями, чтобы осталось место и время для других вещей?
Если включить логику и немного поразмыслить, то, глядя на азиатов, практикующих эту практику обучения не один век, становится понятно, что никаких побочных действий она не имеет. Мало этого, у детей, умеющих пользоваться счётами Абакус, отмечается:
- активизация зрительной и слуховой памяти.
- умение концентрироваться в нужный момент.
- усиление смекалки и интуиции.
- самостоятельность и уверенность.
- умение нестандартно мыслить.
- реализация способностей и успешная карьера.
- развитие творческого потенциала.
- развитие способности к изучению иностранных языков.
Список на первый взгляд абсолютно ничего общего с цифрами и математическими действиями не имеет. Но в этом и скрыта уникальность метода. Постоянные занятия на счётах Абакус позволяют наладить ускоренные связи между правым и левым полушариями мозга, одно из которых отвечает за логику, а второе за воображение. Именно на развитие воображения и сделан упор. А когда ребёнок способен логически объяснить то, что придумал – это уже не пустые фантазии – это изобретение, новация. Плюс отличная память, интуиция и концентрация. Мягко выражаясь, это не повредит. А если честно, то будет помогать всю дальнейшую жизнь.
Что такое счёты Абакус?
Классические счёты Абакус
Устройство, если этот термин здесь применим, довольно простое. Деревянная рамка, разделённая перекладиной на две неравные части. В верхней части ряд одиночных косточек, обозначающие пятёрки. В нижней части в каждом столбце по четыре косточки – единицы. Столбцы, справа налево обозначают последовательно единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Манипулирование с косточками, помимо всего прочего, ещё и развивает у детей мелкую моторику, оказывая положительное влияние на центры речи.
Запоминается эта несложная конфигурация без труда и уже через несколько занятий ребёнок с успехом начинает постигать азы математики и может приступать к вычислениям.
Как проходит обучение
Обучение детей на счётах Абакус
Вопреки мнению некоторых специалистов, утверждающих, что счёты или линейка Абакус доступна только в возрасте от 5 до 11 лет, обучиться ментально считать можно даже в престарелом возрасте. Указанные возрастные ограничения являются оптимальными и именно в этот период приносят больше пользы не только в изучении математики. Начинать обучение раньше тоже не запрещается, а уж взрослому человеку освоить Абакус вообще не представляет никакой сложности. Другое дело, что менталитет и характер уже сформировался и кроме как быстро складывать и вычитать 40-летний человек больше ничему не научится.
С детьми другая история. На первых уроках они осваивают счёт непосредственно на самих счётах, перебирая костяшки пальчиками, что само по себе уже очень полезно. Как уже отмечалось, развивается мелкая моторика, полезная не только для суставов, но и речевых центров мозга. Мозг стимулируется, плюс его заставляют решать простенькие примеры, что тоже развивает внимание и память. Занятия обычно проводятся в игровой форме, чтобы не просто заинтересовать малыша, но и показать ему, что математика может быть абсолютно не скучной.
На втором этапе, когда ребёнок уже достаточно хорошо справляется с заданиями посчитать, сколько будет 234 прибавить 543 или из 421 вычесть 237 при помощи счётов, начинают делать упор на воображение. Малыш должен в уме представить счёты Абакус и мысленно передвигать костяшки. Дети уже привыкли делать это при помощи пальчиков и в большинстве случаев продолжают ими двигать в воздухе. Ни в коем случае нельзя заставлять их перестать это делать, а тем более убирать руки в карманы или за спину. Никакого вреда в этих непонятных постороннему человеку движениях нет, ребёнку так просто привычнее.
Обычно осваивается три математических действия: сложение, вычитание и умножение.
Может возникнуть вопрос: а как потом в школе учить таблицу умножения и не становится ли это требование учителей бесполезным? Абсолютно нет. Счёты Абакус учат оперировать многозначными числами, а сколько будет пятью пять или семью девять надо просто помнить. Как говориться одно другому не только не мешает, но дополняет.
Если вы отдали своего ребёнка в детский центр на изучение счёта при помощи линейки Абакус, будьте готовы немного удивиться. В отличие от спортивных секций и кружков всевозможной направленности ежедневных занятий здесь не понадобиться. Два часа один раз в неделю вполне достаточно, чтобы успешно постичь эту науку. Но главное, это выполнять домашние задания, которые будет давать преподаватель. Много времени на них тоже не понадобиться – 15-20 минут, но делать их надо обязательно. Постоянная практика, даже такая непродолжительная, позволит не просто сохранить полученные на занятиях навыки, но и усилить их. А дозированная и хорошо сбалансированная нагрузка на мозг ещё никому не вредила.
В хороших центрах, где работают опытные и квалифицированные педагоги, программа обучения ментальной арифметике корректируется, в зависимости от индивидуальных качеств ребёнка.
Немного из практики
Один небольшой пример для наглядности.
Итак, счёты Абакус состоят из:
- деревянной или пластмассовой рамки.
- разделительной перекладины.
- нижних косточек, означающих единицы.
- верхних косточек, означающих пятёрки.
Всё, больше ничего в них нет.
Расположение косточек на счетах Абакус
Теперь представим, как будет выглядеть на них число, например 375.
- на столбце с единицами опускаем верхнюю косточку к разделительной перекладине.
- на столбце с десятками проделываем тоже самое, но снизу поднимаем две косточки.
- в столбце сотни поднимаем три косточки.
Всё просто и понятно, не правда ли? Даже и добавить нечего.
Со сложением и вычитанием немного сложнее и лучше сначала посмотреть, как это делает опытный счетовод, который ещё и сможет всё доступно объяснить. Визуализация на первом этапе обучения просто необходима.
Внимательные и заинтересованные читатели, наверняка, уже давно решили, что обучение ребёнка математике на счётах Абакус полезно, с какой стороны не погляди. И пусть он не станет у вас выдающимся учёным, который будет играючи оперировать многозначными числами и сыпать многоуровневыми формулами. Обучение пригодится и в других сферах деятельности, ведь внимательность, хорошая память, уверенность в себе, способность нестандартно решать любые проблемы – это залог успешной карьеры и счастливой жизни.
Ментальная арифметика для детей│Abakus Center
Любая информация, переданная Сторонами друг другу при пользовании ресурсами Сайта, является конфиденциальной информацией.
Пользователь дает разрешение Администрации Сайта на сбор, обработку и хранение своих личных персональных данных, а также на рассылку текстовой и графической информации рекламного характера.
Стороны обязуются соблюдать данное соглашение, регламентирующее правоотношения связанные с установлением, изменением и прекращением режима конфиденциальности в отношении личной информации Сторон и не разглашать конфиденциальную информацию третьим лицам.
Администрация Сайта собирает два вида информации о Пользователе:
- персональную информацию, которую Пользователь сознательно раскрыл Администрации Сайта в целях пользования ресурсами Сайта;
- техническую информацию, автоматически собираемую программным обеспечением Сайта во время его посещения. Во время посещения Пользователем Сайта службе поддержки автоматически становится доступной информация из стандартных журналов регистрации сервера (server logs). Сюда входит IP-адрес компьютера Пользователя (или прокси-сервера, если он используется для выхода в интернет), имя интернет-провайдера, имя домена, тип браузера и операционной системы, информация о сайте, с которого Пользователь совершил переход на Сайт, страницах Сайта, которые посещает Пользователь, дате и времени этих посещений, файлах, которые Пользователь загружает. Эта информация анализируется программно в агрегированном (обезличенном) виде для анализа посещаемости Сайта, и используется при разработке предложений по его улучшению и развитию. Связь между IP-адресом и персональной информацией Пользователя никогда не раскрывается третьим лицам, за исключением тех случаев, когда это требуется законодательство страны, резидентом которой является Пользователь.
Администрация Сайта очень серьезно относится к защите персональных данных Пользователя и никогда не предоставляет персональную информацию Пользователя кому бы то ни было, кроме случаев, когда этого прямо требует уполномоченный государственный орган (например, по письменному запросу суда). Вся персональная информация Пользователя используются для связи с ним, для исполнения сделки, заключенной между Пользователями Сайта с помощью ресурсов Сайта, для анализа посещаемости Сайта, для разработки предложений по его улучшению и развитию и может быть раскрыта иным третьим лицам только с его разрешения.
Администрация Сайта осуществляет защиту персональной информации Пользователя, применяя общепринятые методы безопасности для обеспечения защиты информации от потери, искажения и несанкционированного распространения. Безопасность реализуется программными средствами сетевой защиты, процедурами проверки доступа, применением криптографических средств защиты информации, соблюдением политики конфиденциальности.
На Сайте реализована технология идентификации пользователей, основанная на использовании файлов cookies. Cookies — это небольшие по размеру файлы, сохраняемые на компьютере Пользователя посредством веб-браузера. На компьютере, используемом Пользователем для доступа на Сайт, могут быть записаны файлы cookies, которые в дальнейшем будут использованы для автоматической авторизации, а также для сбора статистических данных, в частности о посещаемости Сайта. Администрация Сайта не сохраняет персональные данные или паро
Соробан Абукус — Как Способ Быстро Считать (Методика)
Ментальная арифметика — это методика быстрого счёта с помощью устройства, напоминающего наши счеты, которые ещё совсем недавно активно использовались нашими работниками торговли. Те же спицы и косточки. Отличие в том, что располагаются спицы вертикально, а косточек на каждой спице пять. Называются эти счёты — соробан. У них большая история. В том виде, в котором их используем мы, они по сей день, уже много веков существуют в Японии. Счёт на соробане включен в обязательную школьную программу, а взрослые японцы с удовольствием участвуют в соревнованиях. В Японии счёт на соробане — сродни национальному виду спорта. Самим счётам много веков, а ментальная арифметика, как методика развития интеллекта, появилась сравнительно недавно, в нашей стране первые школы появились в 2013г. Сам счёт на соробане — это механический навык — такой же, как игра на музыкальном инструменте, собирание кубика Рубика, который с помощью тренировок можно развить до высокого уровня.
Почему арифметика ментальная
Потому, что, освоив счёт на соробане или абакусе, мы представляем его в воображении и считаем, двигая косточки в уме. Это уже другой процесс и он не каждому даётся легко. Секрет успеха один — терпение и труд. Ничего нового. И при упорных занятиях скорость счёта в уме, с использованием воображаемых счёт можно развить скорость до очень высокого уровня, так как двигать предметы в воображении можно гораздо быстрее, чем в реальности. Так же «про себя» мы читаем гораздо быстрее, чем вслух.
Для того, чтобы научиться считать на соробане, нужно знать правила, по которым осуществляется счёт. Таких правил, или формул 34. Каждое из них разбирается отдельно и закрепляется с помощью большого количества упражнений. Как мы уже поняли, секрет успеха в многократном механическом повторении, пока пальцы не запомнят движения, и не будут делать это сами. В этом процессе задействован моторно-мышечный канал памяти — самый стойкий. Все мы знаем принцип велосипеда: однажды научившись езде на нём, разучиться очень сложно. Наше тело запоминает ощущения, движения надолго. Многие действия ежедневно мы повторяем автоматически, не задумываясь. Из этого можно сделать вывод, что в ментальной арифметике мы не считаем, в привычном нам понятии. И это так и есть. За нас счёт осуществляет механическая память и образное мышление.
Большое значение для осуществления счёта в воображении имеет распознавание положения косточек на соробане. Мы все, точнее, наш мозг, воспринимает изображение любого числа как количество. Мы знаем, что значок 2 — это количество, равное двум и не задумываемся об этом. С соробаном, особенно первое время, каждое число приходится распознавать, что очень помешает в быстром ментальном счёте. Поэтому, большое внимание уделяется занятиям с флеш-картами. Что это и как заниматься с ними, вы прочтёте ниже, а пока —
Ментальный счет обучение
И так- с чего начать? Для счёта нужен соробан или абакус. В настоящее время уже есть достаточно большой выбор — разных цветов, с различным количеством спиц. Но мы разделим соробаны и абакусы на две большие группы — ученические и учительские. Для того чтобы заниматься самостоятельно вам понадобится ученический. Он маленький и лежит на столе во время счёта. Количество разрядов будет иметь значение только тогда, когда мы займемся умножением и делением. Для сложения и вычитания достаточно трёх-четырёх разрядов. Поэтому, выбирайте те счёты, которые вам наиболее симпатичны. Чтобы заниматься с аудиторией понадобится учительский. Он большего размера, стоит вертикально и косточки у него фиксируются на спицах.
Так же нам понадобится комплект ментальных флеш-карт. Это карточки, на одной стороне которых изображено число, а на другой — положение косточек на соробане или абакусе, которое это число отображает.
Например: вот две стороны одной карточки
В комплекте должны быть все числа до 100, а дальше трёхзначные числа можно сделать вразброс.
Так же, для того, чтобы дети в игровой форме запоминали числа на соробане или абакусе, можно использовать и другие раздаточные материалы — математические пазлы и т п.Любые другие игры, где используются числа, если заменить числа на изображение косточек, можно использовать на уроках.
Ну, и конечно вам понадобится карандаш, учебник и рабочая тетрадь с заданиями.
Все это вы можете найти у нас на сайте.
Мы дарим вам несколько бесплатных раздаточных листов Ментальной Арифметики и развивающие материалы.
Мы желаем вам успехов и удачи в развитии.
Ваш сайт Ментальная Арифметика.
Автор публикации
40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017Как выбрать абакус. Ментальная Арифметика
Очень Многие родители обучают детей Ментальной арифметике на дому или решают сами купить счеты для своего ребенка. Мы поможем выбрать качественные счеты и не ошибиться!
Действительно, Счет сейчас огромное количество. Можно заказать с Китая цветные, с белыми косточками, с маленькими или большими, выбор велик, дак как все таки не ошибиться? На что следует обратить свое внимание.
Давайте разберем по порядку:
Во-первых. Цветные счеты- казалось бы, разноцветные счеты будут более по душе ребенку, но на практике считать на них не очень удобно именно из-за цвета. При манипуляциях на счетах, цвета начинают сливаться, что приводит к ошибкам. Ведь ментальная арифметика- это в первую очередь скорость вычислений, как на абакусе, так и в уме.
Одноцветные счеты- самый стандартный вариант, на котором считает весь мир. Но и здесь есть свои нюансы.
Во-вторых. Один из самых значимых- размер косточки, от этого зависит на сколько у нас будет прорабатываться мелкая моторика. А это очень важно! Итак, стандартным размером считается косточка длинной в 1,5 см, шириной 0,8 см. Все что крупнее, увы не даст такой же результат. Японцы считают именно на счетах с такими характеристиками.
В-третьих. И последний значимый фактор- покрытие косточек. Старайтесь избегать гладких косточек. Выбирайте косточки с более качественным покрытием. Как проверить? Возьмите счеты в руки и потрясите. Если звук будет напоминать погремушку, то стоит отказаться от покупки таких счет. Если косточки будут глухо ударяться о стенки, такие счеты хорошего качества. Обратите внимание и на саму пластмассу, она должна быть высокого качества, ни в коем случае не блестеть. Почему это важно? Опять таки когда мы считаем на счетах, операции выполняются очень быстро, косточки должны фиксироваться и не соскальзывать с того места куда их передвинули, в противном случае придется начинать считать заново, а это потеря времени и ребенок явно будет расстроен.
P.S. И из умных апгрейдов) обнуление и эко- счеты.
Функция обнуления доступна на некоторых моделей, для быстроты сброса ответа. Это безусловно интересное дополнение для тех, кто очень много считает. Для детей это не такая уж и необходимость, поэтому решать вам, хотите вы переплачивать за это или нет.
Эко-счеты- как правило изготавливаются полностью из дерева. Но отличительной особенностью является то что их нельзя мочить, намокая спицы становятся хрупкими, поэтому пользуйтесь аккуратно.
Для наших учеников мы привозим счеты напрямую с Индии. С крупнейшей мировой фабрики по производству абакусов. Хотите узнать больше о Ментальной Арифметике? Записывайтесь на Бесплатный урок в Любой центр сети Seven Kids и мы расскажем все!
Свод правил для работы на счётах Абакус
Свод правил для работы на счетах абакус/соробан
Устройство счет
На счетах всегда начинают считать на первом правом ряду. Это разряд единиц. Второй ряд – разряд десятков, третий ряд – разряд сотен, четвертый ряд – разряд тысяч и т.д.
Цифры на счетах
Действия сложения и вычитания на счетах выполняются с помощью правил Просто, Брат, Друг, Друг+Брат.
Правила применяются строго в указанной последовательности. Т.е. сразу нужно выполнять действие по правилу «просто». Если нельзя это сделать, то применяют правило «брат», потом «друг» и только потом «друг+брат».
Описания правил:
Сложение
+1,+2,+3,+4 — поднять нужное количество земных косточек к планке большим пальцем.
+5 – опустить небесную косточку к планке указательным пальцем.
+6,+7,+8,+9 – одновременно сдвинуть к планке небесную и земные косточки (1,2,3,4 земные косточки соответственно).
Вычитание
-1,-2,-3,-4 – опустить от планки нужное количество косточек указательным пальцем.
-5 – поднять от планки небесную косточку указательным пальцем.
-6,-7,-8,-9 – одновременно большим и указательным пальцами убрать от планки небесную и земные косточки (1,2,3,4 земные косточки соответственно)
Применяется, когда не работает правило ПРОСТО
Братья в ментальной арифметике – это два числа, при сложении которых получается пять.
Всего 5 Братьев.
1+4 = 5 Брат 1 – 4
2+3 = 5 Брат 2 – 3
3+2 = 5 Брат 3 – 2
4+1 = 5 Брат 4 – 1
5+0 = 5 Брат 5 – 0
Сложение
Чтобы добавить число с помощью правила «Брат» — нужно добавить 5 (количество братьев) и отнять брата добавляемого числа.
+1 = +5-4 5 и 4 нужно сдвинуть вниз одновременно большим и указательным пальцами
+2 = +5-3 5 и 3 нужно сдвинуть вниз одновременно большим и указательным пальцами
+3=+5-2 5 и 2 нужно сдвинуть вниз одновременно большим и указательным пальцами
+4=+5-1 5 и 1 нужно сдвинуть вниз одновременно большим и указательным пальцами
Вычитание
Чтобы отнять число с помощью правила «Брат» — нужно отнять 5 (количество Братьев) и добавить Брата отнимаемого числа.
-1 = -5 +4 5 и 4 нужно сдвинуть вверх одновременно большим и указательным пальцами
-2 = -5 +3 5 и 3 нужно сдвинуть вверх одновременно большим и указательным пальцами
-3 = -5 +2 5 и 2 нужно сдвинуть вверх одновременно большим и указательным пальцами
-4 = -5 +1 5 и 1 нужно сдвинуть вверх одновременно большим и указательным пальцами
Применяется, когда не работают правила Просто и Брат
Друзья в ментальной арифметике – это два числа, при сложении которых получается десять.
Всего 10 друзей.
1+9 = 10 Друг 1 – 9
2+8 = 10 Друг 2 – 8
3+7 = 10 Друг 3 – 7
4+6 = 10 Друг 4 – 6
5+5 = 10 Друг 5 – 5
6+4 = 10 Друг 4 – 6
7+3 = 10 Друг 7 – 3
8+2 = 10 Друг 8 – 2
9-1 = 10 Друг 9 -1
10 на счетах – это одна земная косточка у планки на втором ряду.
Правила откладывания косточек при использовании правила «Друг» такие же, как и для правила «ПРОСТО»:
1,2,3,4 — добавляют, поднимая кости к планке большим пальцем, отнимают, опуская от планки указательным пальцем.
5 – добавляют и отнимают только указательным пальцем.
6,7,8,9 – добавляют, сдвигая одновременно большим и указательным пальцами небесную и 1,2,3,4 земные косточки к планке, отнимают – убирают от планки одновременно большим и указательным пальцами небесную и 1,2,3,4 земные косточки.
Сложение
Чтобы добавить число с помощью правила «Друг» — нужно добавить 10 (количество друзей) и отнять друга добавляемого числа.
+1 = +10-9 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 9
+2 = +10-8 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 8
+3= +10-7 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 7
+4= +10-6 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 6
+5=+10-5 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 5
+6=+10-4 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 4
+7=+10-3 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 3
+8=+10-2 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 2
+9=+10-1 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 1
Вычитание
Чтобы отнять число с помощью правила «Друг» — нужно отнять 10 (количество друзей) и добавить друга отнимаемого числа.
-1 = -10+9 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 9
-2 = -10+8 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 8
-3= -10+7 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 7
-4= -10+6 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 6
-5= -10+5 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 5
-6= -10+4 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 4
-7= -10+3 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 3
-8= -10+2 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 2
-9= -10+1 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 1
Применяется, когда не работают правила Просто, Брат и Друг. Данное правило совмещает в себе два правила – Друг и Брат. Левой рукой выполняется правило Друг, а правой рукой правило Брат.
Сложение
Чтобы добавить число с помощью правила «Друг+Брат» — нужно добавить 10 (количество друзей) и отнять друга добавляемого числа правилом «Брат», т.к. правило «Просто» применить нельзя.
+6 = +10-5+1 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 4 правилом Брат (5и1 поднять вверх)
+7 = +10-5+2 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 3 правилом Брат (5и2 поднять вверх)
+8 = +10-5+3 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 2 правилом Брат (5и3 поднять вверх)
+9 = +10-5+4 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 1 правилом Брат (5и4 поднять вверх)
Вычитание
Чтобы отнять число с помощью правила «Друг+Брат» — нужно отнять 10 (количество друзей) и добавить Друга добавляемого числа правилом «Брат», т.к. правило «ПРОСТО» применить нельзя.
-6 = -10+5-1 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 4 правилом Брат (5и1 опустить вниз)
-7 = -10+5-2 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 3 правилом Брат (5и2 опустить вниз)
-8 = -10+5-3 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 2 правилом Брат (5и3 опустить вниз)
-9 = -10+5-4 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 1 правилом Брат (5и4 опустить вниз)
Ольга Николаевна ФустМентальная арифметика. Самоучитель. Сложение и вычитание
Редактор Евгений Владимирович Фуст
© Ольга Николаевна Фуст, 2019
ISBN 978-5-4496-2018-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Ментальная арифметика. Счет на абакусе. Сложение и вычитание
Полное руководство со схемами счета на абакусе. Знакомство с абакусом. Простое сложение и вычитание. Методы «помощь брата», «помощь друга», упрощенные методы счета.
От автора
Считать на абакусе не сложно.
Сложно сформировать устойчивый навык.
Это требует времени, усидчивости, терпения, ежедневных тренировок.
Когда вы начинаете считать, сначала будете медленно производить операции, вспоминать формулы, составы чисел.
Постепенно, скорость увеличится.
Занимайтесь по 15—20 минут каждый день и навык сформируется.
На это может уйти много времени. У детей – год.
У взрослых – полгода.
Дополнением к этой книге является задачник с примерами на все правила.
Вооружившись самоучителем и задачником, вы возьмете арифметическую высоту!
С уважением, Ольга Фуст https://vk.com/olgafust
Введение
Уважаемые коллеги!
Перед вами книга – самоучитель счету на абакусе.
Книга будет полезна преподавателям, родителям, которые хотят самостоятельно изучать ментальную арифметику дома с ребенком или взрослым, которые желают обучиться счету.
Для того, что бы освоить абакус вам нужно:
внимательно читать теоретическую часть,
следить за постановкой рук на абакусе,
выполнять практические задания.
В книге 4 части:
знакомство с абакусом, простое сложение и вычитание,
метод «помощь брата»,
метод «помощь друга»,
упрощенные методы счета.
Каждый урок состоит из двух частей:
текстовой части, где сделан разбор формул.
практического задания, где вам нужно применить полученные знания и посчитать примеры на абакусе.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Для удобства восприятия, в книге много графических схем хода решения примеров на абакусе.
В первой части схемы набрано исходное число и вертикальными стрелочками обозначено движение косточек.
Горизонтальная стрелочка обозначает переход к ответу.
Во второй части схемы набран результат решения.
Рис.1 Условные обозначения
Таб.1 Условные обозначения
ЧАСТЬ 1 МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА
Урок 1. Знакомство с абакусом
Давайте познакомимся с устройством абакуса и правилами набора чисел на нем.
Ведь, для того, что бы научиться считать ментально, нужно сначала научиться производить арифметические действия на абакусе.
Строение абакуса
Абакус – это специальные счеты, которые придумали в Китае, а потом в Японии упростили их строение так, что любое число на них можно отложить единственно возможным способом.
Абакус состоит из рамки, спиц, на каждой из которой по пять косточек.
Косточки разделены перекладиной, которая делит их на верхние и нижние: небесные и земные.
Рис.2 Строение абакуса
Разрядность абакуса
Абакусы бывают разной разрядности: 5, 13, 17 разрядов. Бывают и другие, но для работы с детьми используются в основном эти три вида абакусов.
5—ти разрядные абакусы – можно использовать для обучения младших дошкольников (дети 4—5 лет).
Для старших дошкольников и школьников удобно использовать 13—ти разрядные абакусы. Их хватает для обучения сложению и вычитанию.
Для обучения умножению и делению подходят 17-ти разрядные абакусы.
Можно и на сложение, вычитание использовать 17-ти разрядные абакусы.
Какие абакусы используются на занятиях?
Учителем используется демонстрационный абакус, его размер 70х30см.
Рис.3 Демонстрационный 13-ти разрядный абакус для учителя
У детей настольные ученические маленькие абакусы размером 21х6 см.
Рис.4 Вид абакуса ученического 17—ти разрядного
Нулевое положение абакуса
Нулевое положение абакуса – это когда не набраны числа на нем. Что бы вернуть косточки в нулевое положение пользуются 2 способами:
1 способ
Абакус поднимается в вертикальное положение, опускается обратно на стол, земные косточки вернулись в нулевое положение.
Что бы вернуть небесные косточки в нулевое положение: Указательный палец ставим на разделительную перегородку и проводим по ней.
2 способ
Щепотью захватываем разделительную перегородку и проводим по ней. Косточки встают на свои места.
Урок 2. Домики состава чисел 5 и 10
Счет на абакусе опирается на состав чисел 5 и 10,а домики как раз предназначены для изучения состава этих чисел.
С помощью такого изображения, формируется представление о математическом понятии «сумма», как объединении двух слагаемых.
Домик – это числовая игра.
Воображаемый дом с пятью этажами и крышей. На каждом этаже есть две квартиры. В них живут жильцы, а на крыше – хозяин, в данном случае число 5 или 10. На каждом этаже живет столько жильцов – чисел, сколько обозначает число —хозяин на крыше.
Рис.5 Домики состав числа 10 и состав числа 5
Как пользоваться домиками?
На занятии преподаватель демонстрирует алгоритмы последовательности «заселения» домика, рассказывает правило:
в первом столбике числа в прямом порядке, во втором – в обратном.
Дети расселяют жильцов по квартирам—окошкам и запоминают правила сложения и вычитания.
Урок 3. Правила набора чисел на абакусе
Вычисления на абакусе
Все вычисления на абакусе производятся большими и указательными пальцами обеих рук. При наборе земных косточек мы поднимаем их большим пальцем, опускаем указательным.
Небесные косточки мы опускаем и поднимаем только указательным пальцем.
Для быстрой записи ответа в руке необходимо держать карандаш. Посчитали – записали.
Если необходимо набрать число, состоящее из небесных и земных косточек одновременно – пользуемся двумя пальцами.
Счет на абакусе ведется справа налево.
На первой спице расположены единицы.
Каждая земная косточка обозначает 1 единицу.
Небесная косточка обозначает 5 единиц.
На первой спице мы можем набрать 9 единиц.
На второй спице расположены десятки.
На третьей спице сотни.
На четвертой спице тысячи и т. д.
Числа на двух спицах набираются одновременно двумя руками.
Числа на трех спицах набираются так же одновременно двумя руками.
Упражнение «Цепочки»
Для тренировки пальцев можно использовать упражнение «цепочки».
Большими пальцами обеих рук поднимаем поочередно земные косточки при этом свободная рука придерживает абакус, чтобы он не скользил по столу.
Затем указательными пальцами поочередно опускаем земные косточки, так же придерживая абакус свободной рукой.
Для поддержания интереса можно выполнять это упражнение на время, каждый раз записывая результат.
Рис.6 Правила набора чисел 1—4
Рис.7 Правила набора чисел 5—9
Рис.8 Правила набора чисел 10—20
Рис.9 Правила набора десятков на абакусе