4 5 месяца – Режим дня в 4- 5 месяцев! — режим дня ребенка в 4 месяца — запись пользователя Илона (id795423) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Режим дня

Содержание

Режим ребенка 4-5 месяцев | Календарь развития

Режим дня в 4-5 месяцев немного меняется.  Малыш все меньше спит днем, больше – ночью и все больше времени проводит, бодрствуя днем.

Еда и сон

Дневной сон малыша теперь составляет три раза по 1,5-2 часа после трех дневных кормлений. Ночной сон пятимесячного ребенка может длиться до 11 часов, при этом ночные кормления не сокращаются, кормить грудью по прежнему стоит по требованию ребенка, и ночь – самое важное время для поддержания лактации. В 4-5 месяцев уже вполне можно определить , кем является ваш малыш – «жаворонком» или «совой». Многие малыши встают очень рано, и это продолжается и в более старшем возрасте. А других невозможно уложить вечером, иногда даже до 12 часов ночи, зато встают они не раньше 9 утра. Конечно, «жаворонки» доставляют маме некоторое неудобство, ведь она не ложится рано вместе с ними, а выполняет свою рутинную работу по дому, которую не успевает сделать днем. А утром малыш уже выспался и готов бодрствовать.


Ребенок 5 месяцев | Прикорм с 5 месяцев | Развивающие игры | Развитие ребенка 5 месяцев


Гимнастика и игры

  Во время бодрствования днем ребенок теперь готов играть и заниматься. Гимнастика все нужнее для растущего малыша, поскольку совсем скоро он начнет вставать, ползать, садиться, и мышцы просто необходимо развивать и подготавливать для этого. Упражнения можно выполнять по нескоигра

лько раз в день в течение 5-7 минут. Не допускайте утомления малыша, занятия должны быть ему приятны и не в тягость.
Играя, малыш учится и познает окружающий его мир. Пока его игры в основном состоят в изучении игрушек. Он хватает игрушки ручками, держит и перекладывает, и конечно, в этом возрасте малыш все пытается познать с помощью рта – он тянет в ротик все предметы, попадающие ему в ручки. Особенно активно малыш пытается пробовать игрушки, когда у него начинают резаться зубки. Десенки чешутся, и он ищет любой способ почесать их.
Играет малыш обычно сразу после кормления. Когда он сыт, выспался и полон сил для новых открытий и интересных занятий. Желательно, чтобы игры ребенка происходили в процессе общения со взрослыми, так ребенок получает еще один бесценный опыт – коммуникации.

Прогулки с ребенком 4-5 месяцев      прогулка

В этом возрасте малыш не все время прогулки проводит во сне. Часть прогулки он проводит, бодрствуя. Ему интересно все, происходящее вокруг и все, находящееся вокруг – деревья, машины, люди. Не забывайте комментировать ребенку все, что его заинтересовало, именно мама становится для малыша первым и основным источником информации в возрасте 4-5 месяцев. Таким образом расширяется кругозор малыша и развивается его мышление.
Время прогулки по-прежнему ограничивается погодными условиями. Летом гулять можно в любое время и можно не ограничивать длительность прогулок по времени. Зимой прогулку придется отменить, если температура воздуха опустится ниже 10 градусов. Итак, составляя режим дня ребенка 4-5 месяцев, не забывайте что ему нужно общение, развитие и знакомство с окружающим его миром.

рекомендации родителям детей 4-5 месяцев

Первые месяцы жизни с маленьким нарушителем сна и спокойствия уже позади, и вы готовы к покорению новых высот родительского мастерства? Специально для вас Я – Родитель подготовил 8 развивающих игр с четырех- и пятимесячными малышами.

Какие навыки развиваются у младенца в 4-5 месяцев?

Развитие мелкой моторики и координации

К четырем-пяти месяцам малыши продолжают активнее всего развиваться физически. В этом возрасте появляются первые хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре и объеме предметов.

Развитие зрительной памяти и внимания

Младенцы четырех-пяти месяцев уже осознанно улыбаются, когда видят маму или папу, радостно лепечут и выражают эмоции. Кроха может сфокусировать взгляд, начинает различать близкие и далекие объекты, находить знакомые.

Развитие речи

В этом же возрасте у детей активно начинают развиваться слуховое восприятие и речь. Малыш поворачивает голову в направлении голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть.

Малыш пробует лепетать: в отличие от «агукания» лепет – уже более сложный вид речи, который готовит вашего ребенка к произнесению первых осознанных звуков и слогов.

8 развивающих игр с детьми 4-5 месяцев

Чем старше становится малыш, тем интереснее с ним играть. Я – Родитель выбрал для молодых мам и пап развивающие занятия, которые отвлекут от повседневных обязанностей и вызовут искреннюю радость ребенка.

3 игры для развития мелкой моторики и координации

Игра в предметы разной формы и текстуры

Предлагая малышу схватить и ощупать предметы разной формы и текстуры, вы будете способствовать развитию у него координации движений и мелкой моторики.

— игра в предметы разной формы

Для игры подойдут кубики гранью четыре сантиметра и шарики такого же диаметра. Подберите по три предмета каждого вида. Подкладывая малышу по очереди шарики и кубики, следите за тем, чтобы он распределял пальчики по всей поверхности предмета.

— игра в предметы разной текстуры

Дайте малышу предметы разных форм и с разной поверхностью – гладкие, скользкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, колючие в разумных пределах, упругие. Можно купить в магазине детских товаров тактильные мешочки: они наполнены крупами, бобами или пластиковыми шариками. Чем больше разнообразие, тем интереснее и полезнее малышу будут игры. Тактильные мешочки можно не только давать ребенку для ощупывания, ими хорошо делать массаж.

Игра «Ручки и ножки»

Четыре месяца – это то время, когда малыш «знакомит» свои ручки и ножки. Игры по захватыванию ног развивают общую координацию и моторику.

Малыш в этом возрасте очень любит что-нибудь пинать. Подвесьте над кроваткой игрушки, мячики, погремушки: ребенок будет их отталкивать, а со временем сможет устроить «ножной тир» и выбирать, какую игрушку он хочет раскачать. Не обязательно предметы подвешивать – мячик или неваляшку можно положить в кроватку.

Игра «Маленький пианист»

Ближе к пяти месяцам жизни ваш маленький «хватайка» начинает надавливать на предметы: ребенок получает представления об объеме и плотности объектов.

Лучше всего для игры подойдут клавишные музыкальные инструменты. Не удивляйтесь – в пять месяцев ребенок уже может получить в подарок свое первое игрушечное пианино! Оно принесет ему не только радостное возбуждение, но и научит связывать звук с движениями пальцев.

Перед началом игры покажите маленькому пианисту, как нажимать клавиши, и привлеките его внимание к инструменту.

3 игры на развитие зрительной памяти и внимания

Игры, направленные на развитие внимания и зрительной памяти, позволят научить малыша запоминать новые предметы и находить уже известные.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»

Эта игра – фаворит всех мам. Она учит малыша следить за собственным зеркальным отражением.

Привлеките внимание ребенка к зеркалу так, чтобы он обводил себя глазами. Подносите малыша к зеркалу, потом отдаляйте. Пусть он видит, что отражение меняется, когда вы двигаетесь. Возьмите «игрушку» и укажите на ребенка, потом – на себя. В процессе игры малыш научится различать свое и ваше отражения. Не забывайте сопровождать все действия комментариями.

Вы можете играть так по пять минут в день, постепенно привлекая к игре других членов семьи.

Игра «Старое и новое»

Эта игра учит малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые.

Показывайте ребенку знакомые ему игрушки, изредка добавляя новую. Замечайте реакцию узнавания, удивления, проговаривайте названия предметов, их форму, цвет, комментируйте реакцию ребенка. Если он просит – вложите игрушку ему в ручку. Берите ребенка на руки и ходите, демонстрируя ему комнату, большие яркие предметы за окном, на полу, на стене. Переключайте внимание малыша постепенно.

Игра «Прятки»

Прятки развивают внимание малыша.

Покажите ребенку яркую игрушку, задержите ее на расстоянии тридцати сантиметров, давая малышу спокойно рассмотреть каждую деталь. Потом отведите немного в сторону, отодвиньте, приблизьте, спрячьте за бортик кровати. Возьмите другую игрушку и проделайте то же самое. Важно, чтобы малыш наблюдал за передвижениями предметов, интересовался их исчезновением и появлением.

Сопровождайте все свои действия комментариями, чтобы не пугать ребенка неожиданным появлением игрушек.

2 игры на развитие речи

Конечно, ребенок в четыре-пять месяцев еще не говорит слова. Но задача родителей состоит в том, чтобы подготовить его к произнесению звуков и слогов.

Звуки игрушек

Колокольчики, погремушки, пищалки, свистелки – все это, несомненно, понравится четырех-пятимесячному малышу. Издавайте звуки игрушками, а затем повторяйте сами: так вы учите ребенка произносить первые членораздельные слоги.

Знакомить малыша с предметами, издающими громкие звуки, лучше с дальнего расстояния, приближая по мере привыкания.

Учитывайте, что детям до пяти месяцев не нравятся резкие, грохочущие или хохочущие игрушки.

Игра «Первые слоги»

Цель игры заключается в том, чтобы научить ребенка произносить самые простые слоги – «ма-ма», «ба-ба», «да-да» и другие.

Для этого читайте малышу детские стишки-потешки, делая акцент на слогах. Выделяйте их интонациями, сопровождайте жестами:

Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да.

Обращайте внимание на те слоги, которые получаются у ребенка лучше, проговаривайте их по несколько раз.

Когда закончить игру с младенцем 4-5 месяцев?

Играть с малышом можно все время, пока он бодрствует. Но обращайте внимание на его эмоции: замечайте, когда ребенку нравится игра, а когда он не в настроении или устал. В этом случае игры стоит остановить.

Привлекайте к играм с малышом старших детей, если они уже есть. Пусть ребенок учится взаимодействовать и строить отношения с каждым членом семьи.

Какая вы мама?
Узнайте!

Светлана Балашова

как проходит физическое и психическое развитие малыша

В этой статье:

Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев характеризуется заметными физическими и психоэмоциональными изменениями. В этот период малыши уже осознанно пытаются хватать заинтересовавшие их предметы, бросают их, наблюдая за эффектом, радуются появлению близких людей. Большинство детей к этому времени спокойно переворачиваются со спины на живот.

Особенности физического развития

Между 4 и 5 месяцами жизни кроха продолжает активно расти и набирать массу. По сравнению с прошлым месяцем вес ребенка увеличится в среднем на 750-800 граммов, а рост – на 2-2,5 см. Легкие в этот период по весу в два раза больше, чем у новорожденных, увеличиваются в размерах поджелудочная железа и печень.

В этом возрасте4 5 месяца ребенку развитие кроха заметно проще справляется с перевариванием еды, его реже мучают кишечные колики и он уже вполне способен проспать всю ночь, не беспокоя родителей голодным криком.

Раньше принято было считать, что ожидать появления первых зубов у ребенка можно не ранее полугодовалого возраста. Сегодня дети развиваются несколько быстрее, поэтому у многих из них первый зуб появляется уже к концу четвертого месяца.

О том, что у ребенка скоро появятся зубы, можно судить по обильному слюноотделению, частому плачу, особенно по ночам. Определить, что резцы действительно скоро появятся, можно, аккуратно проведя пальцем по деснам малыша.

Достаточно часто4 5 месяца ребенку развитие о скором появлении резцов свидетельствует высокая температура и расстройство желудка у ребенка. Чтобы исключить ряд заболеваний, имеющих такие же симптомы, необходимо при их проявлении проконсультироваться с педиатром.

Между 4 и 5 месяцами жизни дети практически не беспокоят родителей плачем без видимой причины. Они уже почти адаптировались к новым условиям жизни и чаще всего находятся в отличном расположении духа.

Особенности психического развития малыша

Одним из основных показателей социального развития крохи в период с 4 до 5 месяцев является искренняя радость и удовольствие при виде родных и знакомых, обычно сопровождаемые улыбкой и активными движениями всего тела. В этом возрасте кроха еще доверчив и не проявляет неприязни к чужим людям. Он радуется появлению любого человека, который будет пытаться наладить с ним контакт. Всем своим видом малыш старается демонстрировать готовность к общению.

К концу четвертого месяца окончательно исчезает рефлекс ходьбы. Это легко проверить, если поставить кроху на твердую поверхность, 4 5 месяца ребенку развитиеудерживая под руки — его ноги будут оставаться в согнутом положении, имитация шагов исчезнет.

Большая часть малышей в этом возрасте положительно реагирует на музыку и приятные звуки, разыскивая их источники, активно поворачивая голову из стороны в сторону. Их уже можно увлечь яркими игрушками со встроенным музыкальным блоком.

Родителей и самых близких родственников дети в этом возрасте узнают не только по запаху, но и визуально. Общаясь с крохой, важно стоять над ним таким образом, чтобы свет хорошо освещал ваше лицо. Мама может подводить губы яркой помадой, привлекая внимание ребенка к лицу. Кроха будет с большим интересом следить за движениями накрашенных губ и даже попытается их повторить.

Особенности развития чувств малыша

Одно из основных изменений в жизни ребенка — он наконец начинает видеть не только те объекты, что расположены от него на расстоянии 40 см. Теперь, между 4 и 5 месяцем, кроха в состоянии фокусировать взгляд на любом предмете, независимо от того, на каком расстоянии он от него находится. Новые способности открывают для малыша новые возможности — видеть весь мир!

В этот период4 5 месяца ребенку развитие самое время начинать развивать малыша, знакомя его с окружающим миром:

  • в доме;
  • из окна;
  • на прогулке.

Во время прогулок можно показывать крохе новые объекты, людей, животных, обращая его внимание на их форму, высоту, издаваемые звуки и даже удаленность.

В этот же период ребенок продолжает тактильное знакомство с миром. Он щупает все, что попадается ему под руку. Можно предложить малышу сравнить ощущения от касания разных поверхностей, дать ему потрогать холодные и теплые предметы.

Также в этом 4 5 месяца ребенку развитиевозрасте формируется зрение ребенка, поэтому родителям нужно с особенной тщательностью подбирать для него игрушки. Наиболее активно кроха будет реагировать на игрушки ярких цветов, а также цветов, максимально приближенных к природным. С 4 до 5 месяцев ребенку не рекомендуется смотреть на экраны телевизоров и планшетов, которые намного полезнее будет заменить наблюдениями у окна и полноценными прогулками на улице.

Как развивается моторика?

Между 4 и 5 месяцами кроха уже осознанно управляет собственными ручками, развивая их движения. Родители могут помочь малышу наладить координацию рук, например, предлагая ему подержать4 5 месяца ребенку развитие погремушку двумя руками одновременно, после чего переложить ее из одной руки в другую.

Для усовершенствования координация малыша хорошо использовать такую игру. Уложите ребенка на спину, обхватите его в зоне предплечий, после чего медленно помогите ему сесть, приговаривая, что он «растет большим-большим», после чего аккуратно поставьте кроху на ножки и снова медленно уложите на спину.

Как развивается речь малыша?

Сложно поверить, но между 4 и 5 месяцами у малыша активно развивается речь, которая пополняется многочисленными гласными. Ребенок с удовольствием практикует речевые навыки, общаясь с близкими, стараясь копировать их интонации. Для правильного развития речи уже с этого возраста необходимо как можно4 5 месяца ребенку развитие чаще:

  • беседовать с малышом обо всем на свете;
  • рассказывать ему сказки;
  • читать стишки;
  • описывать окружающие предметы, явления и пр.

Во время такого общения нужно положительно реагировать на лепет малыша, давая ему понять, что слышите его, понимаете и получаете удовольствие от диалога. Старайтесь говорить медленно, понятно, с паузами и соблюдением интонаций, останавливайтесь, когда кроха вступает в «разговор», внимательно вслушиваясь в его лепет.

Помните о том, что в этом возрасте эмоциональный мир ребенка трансформируется, поэтому для него очень важно иметь образец того, как можно жестикулировать, изменять интонации и мимику во время общения. Чем старше будет становиться малыш, тем лучше он будет понимать обращенную к нему речь.

4 5 месяца ребенку развитие

В этой статье:

Первый триместр года позади – вашему ребёнку исполнилось 4 месяца. Многие считают этот возраст новой ступенью в жизни 4 5 месяца ребенку развитиемалыша. С этого времени происходит адаптация нового уровня – вертикального. Малышу надоедает лежать на одном месте – он начинает переворачиваться и старается ползать. Сейчас его ползанья похожи на барахтанья червячка, но совсем скоро он будет мгновенно переползать из комнаты в комнату за новыми приключениями.

Несмотря на проявления самостоятельности, каждому малышу необходима мамина поддержка. А значит, родителям тоже необходимо подготовиться к этому периоду.

Какие игрушки нужны ребёнку в 4-5 месяцев?

В 4 месяца малыш уже умеет брать игрушки, мотать ими в разные стороны, сжимать их в кулачке.  Ему нравятся различные предметы, материалы и расцветки. Чем ярче игрушка, тем больше она привлекает внимание малыша. А если игрушка начнёт издавать звуки, это приведёт малыша в полный восторг. Чем разнообразнее игрушки по ткани, форме и размерам, тем быстрее малыш начинает усваивать то, что в мире очень много разного и интересного.

Необязательно4 5 месяца ребенку развитие выкладывать круглые суммы за бесконечное множество однотипных погремушек. Вашего ребёнка так же порадуют ложки, небьющиеся кружки, баночки, контейнеры, шкатулки. Единственное, что нужно – это внимательно осмотреть предмет, обратив внимание на остроту краёв и возможность отсоединения мелких предметов.

В 4-5 месяцев ваш малыш учится ползать и делает это всё увереннее. Для забавы и развития подойдут игры с подвижными игрушками – от мяча до ускользающих ёжиков на батарейках.  Светящаяся медуза на колёсиках, мягкая и пищащая, будет водить за собой малыша по комнате, а он будет радостно практиковаться в активном ползании, желая достать светящийся шарик. Есть для игры шарики и побольше. Их можно толкать не только ручками, но и лицом, и даже ногами. Это вызывает восторженный смех и даже визг восхищения у детей.

Чтобы малыш4 5 месяца ребенку развитие чувствовал себя хорошо и в кроватке, и в манеже, и посреди комнаты, купите ему развивающий коврик или сделайте его самостоятельно из подручных материалов. Как делать коврик, можно найти в интернете. Неваляшки, юла и большие картинки с мелкими, но яркими деталями весьма забавляют мальчиков и девочек. Случаются моменты, что родители успевают спокойно пообедать в то время, пока малыш с удивлением разглядывает цветной поднос для утренних завтраков и стучит по нему пластиковой кружкой.

Если для вас актуальны карусельки и подвесные гномики над кроватью малыша, то постарайтесь установить подвеску так, чтоб малыш дотягивался до игрушек с некоторым усилием. Это научит его достигать своей цели, преодолевая трудности. А если ваш малыш в 4-5 месяцев уже активно переворачивается в разные стороны и способен самостоятельно поползти, лучше класть игрушки недалеко от него, но в поле зрения. Так у него возникнет желание взять яркий предмет. Для этого он проявит смекалку и преодолеет небольшой путь.

По исследованию психологов и педиатров, ребёнок, который может занимать себя сам в возрасте 4-5 месяцев, умеет развлекаться с погремушкой и «рассуждать» над картинками, также легче отходит от пустышки и не тянет в рот пальцы.

Умения ребёнка в 4-5 месяцев и развитие речи

Ребёнок в 4-5 4 5 месяца ребенку развитиемесяцев направляет все свои силы на то, чтобы окрепнуть, ползая на четвереньках. Дети так активно способны передвигаться на ручках и ножках, что порой и взрослому человеку трудно догнать проворного «бегунка».  Время от времени, при помощи маминых и папиных рук, ребёнок радостно встаёт на обе ножки.

Пока что его держат руки взрослых, но скоро он захочет передвигаться сам. Чтобы стимулировать это желание, играйте с ребёнком, пока он стоит на ногах. Под русское народное «тритатушки-тритата» приседайте вместе с ребёнком, играйте «по кочкам» только стоя. Чаще ставьте малыша на пупырчатую поверхность или большой мяч.

Вместе с движениями, переворотами и хватательными рефлексами у ребёнка развивается потребность к общению. Он издаёт новые звуки, через которые вы совсем скоро 4 5 месяца ребенку развитиеуслышите неосознанное, но такое приятное и ранимое «мама» и «папа». Конечно, не хочется в такие минуты понимать, что сейчас это ещё не обращение, а случайный набор звуков. Но, продолжая краткий диалог с ребёнком, вы готовите его к тому, что этот случайный звук впоследствии станет для него частым и родным. Слово «мама» понимают во всех уголках планеты, и означает оно одно и то же.

Для становления речи отлично помогают маленькие игровые стишки, потешки, народные песенки. В них содержаться простые и короткие слова. А весёлый напев маминым голосом заставит улыбнуться даже самого грустного малыша.

Есть много несложных частушек, которые пришли к нам из детства наших бабушек и дедушек. Недаром русское слово самое сильное и немного магическое, ведь благодаря русским народным песням и сказаниям выросло немало людей, психика которых, как и физическое здоровье, остаётся в полном порядке и в восемьдесят, и в сто лет.

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!

Можно и фривольнее:

Ай, скок, поскок,4 5 месяца ребенку развитие
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

По кочкам, по кочкам,
По сереньким дорожкам,
Шёл петух
Провалился в ямку «бух»

(крепко держите ребёнка, но выталкивайте из-под его ног мячик и опускайте его ножками на пол)

Ладушки, ладушки,

где были?

У бабушки!4 5 месяца ребенку развитие

Что ели?

Кашку

Что пили?

Бражку!

Кашка сладенька,

Бражка добренька!

 

Всё, что происходит вблизи ребёнка, радует его и забавляет. Но до полугода вам не стоит полагать, что малыш будет интересоваться общей панорамой, которую ему покажет папа в стеклянном лифте. Он не будет фокусировать внимание на самолёте или птичке, если полёт происходит высоко в небе. Всё оттого, что мир вокруг ещё не до конца осознан и уяснён. Не торопите события. Не различать предметы вдали – это нормально для 4 5 месяца ребенку развитиеребёнка в 4-5 месяцев.

Да и знакомство с новыми предметами пока проходит настороженно. Чтобы показать ребёнку что-то новое, сначала возьмите вещь в руки сами и покажите, что это «хорошо», если же вы хотите предостеречь ребёнка, покажите, что это брать в руки нельзя, это «плохо», «ой-ёй, жига, кусь».

Познакомьте ребёнка с зеркалом. Подведите его к большому стеклу и понаблюдайте, что будет происходить. Реакция ребёнка должна быть адекватной. Он улыбается своему отражению и тянет к нему ручки, чтобы познакомиться поближе. Дайте ему потрогать стекло. Так к нему быстрее придёт осознание, что есть отражающая поверхность, где он может взглянуть на себя со стороны.

Аккуратно изучайте мелкие и крупные предметы дома и в гостях. Ребёнок, познавший мир вместе с мамой, более осведомлён в вопросах безопасности своих действий, чем дети, которых 4 5 месяца ребенку развитиебеспокойные мамы закрывали в манеже, чтобы избежать несчастья.

Лучшим занятием для ребёнка 4-5 месяцев будет изучение частей тела. Можно долго рассматривать ручки и ножки, говорить о них. Мама может гладить ушки и носик и говорить, что она делает. Потом можно взять игрушку и показать на ней, какие могут быть глазки, ушки, ротик…

Очень понравятся малышу детские стишки в сочетании с жестами и демонстрацией. Такими стишками можно усыплять ребёнка и будить по утрам, помогать ложке полной каши добраться до маленького ротика, умываться и собираться на прогулку. С песенкой и байкой все дела становятся намного интереснее.

    • Идет бай по стене,
      Несет лапти на спине.
      Дитенкам по избенкам
      Дарит по лаптенкам.
    • — Чей нос?
      — Мокеев.
      — Куда едешь?ребенку 4 месяца
      — В Киев.
      — Что продашь?
      — Рожь.
      — Что возьмешь?
      — Грош.
      — Что купишь?
      — Блин.
      — С кем съешь?
      — Один.
    • (Легонько треплют ребенка по носу)
      — Не ешь один, не ешь один!
      • Для массажа ножек

Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,ребенку 4 месяца
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ — приехали. 


Потягунюшки, порастунюшки,

В ножки — ходунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)

В роток — говорок,
(приближая губы к губам ребенка)
А в головку — разумок.
(легко трепля волосы ребенка)

      • Сорока, сорока, кашку варила,
        Кашу варила, своих детей кормила (перебирая пальчики)

Этому дала в плошке,4 5 месяца ребенку развитие

Этому на ложке,

Этому на блюдце,

Этому в чашке

А этому в лукошке.

      • Мальчик-с-пальчик, где ты был?
        С этим братцем в лес ходил,
        С этим братцем щи варил,
        С этим братцем кашу ел,
        С этим братцем песни пел.

Такие незатейливые стишки-считалочки входят в жизнь ребёнка с мамиными делами. За рассказами вы можете вымыть и переодеть ребёнка, подстричь ему ногти, накормить, сделать массаж, причесать и уложить спать – и все это получится с радостью и без капризов.

Особенности развития ребенка в 4, 5 и 6 месяцев

В первые три месяца жизни самочувствие и настроение ребенка сильно зависят от особенностей пищеварительной системы: в этот период многие малыши страдают от коликов и других нарушений пищеварения, так как их желудочно-кишечный тракт еще недостаточно окреп. Но с четвертого месяца начинается новый этап в развитии ребенка, когда он проявляет больше интереса к окружающему миру. Родители замечают, что к этому моменту малыш становится более спокойным, а его поведение и эмоции приобретают осмысленность.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Развитие ребенка в 4–5 месяцев

Одной из важных особенностей развития ребенка в 4 месяца является изменение окружности головы. У новорожденного окружность головы заметно превышает окружность груди. К концу 4 месяца это соотношение изменяется: длина окружности головы и груди становится примерно одинаковой. Величина окружности грудной клетки является важным показателем развития ребенка в 4 месяца: если она увеличивается и по обхвату достигает или несколько «обгоняет» окружность головы, это свидетельствует о нормальном физическом развитии малыша.

В 4 месяца здоровый ребенок должен уметь приподнимать голову, лежа на животе, а также свободно поворачивать ее, если что-то привлекает его внимание. Лежа на спине, малыш поднимает руки и ноги, играет с ними. Главным органом познания, задействованным в процессе развития ребенка в 4–5 месяцев, является рот: любые удобные для захватывания предметы и игрушки он стремится «попробовать на вкус».

Время бодрствования четырехмесячного ребенка достигает полутора часов. Около 15–20 минут малыш способен находиться один, развлекаясь с помощью подвешенных над кроваткой игрушек. Однако большую часть времени он требует внимания взрослых. Ребенок активно гулит, узнает лица и голоса родителей, а также хорошо реагирует на интонации: положительные эмоции при общении с близкими радуют и успокаивают его, а сердитый или резкий возглас может легко напугать. Четырехмесячный малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи, а также начинает проявлять личные предпочтения – у него появляются любимые игрушки. Игрушки для пятимесячного ребенка можно не только подвешивать над кроваткой, но и класть рядом. Малыш будет пытаться захватывать их, стремясь испытать новые тактильные ощущения.

Основной упор в этот период необходимо делать на укрепление мышц с помощью гимнастических упражнений. На четвертом месяце ребенок обычно пытается перевернуться на бок, но его движения пока тренировочные. К началу пятого месяца многие дети умеют самостоятельно переворачиваться на бок, лежа на животе, а затем учатся поворачиваться на бок и на живот из положения лежа на спине.

В развитии ребенка в 5 месяцев наступает непростой период – прорезывание первого зуба. Уже за несколько недель до этого события малыш может стать беспокойным и капризным, так как будет испытывать неприятные болезненные ощущения в области десен.

К началу пятого месяца некоторые дети уже пытаются сидеть, но только опираясь на вытянутые вперед руки. Также в этот период повышается двигательная активность ребенка: поворачиваясь, он способен самостоятельно перемещаться в кроватке, чтобы дотянуться до расположенных на небольшом расстоянии игрушек.

Развитие ребенка в 5–6 месяцев

К концу пятого месяца наиболее важной познавательной деятельностью ребенка является хватание. Он уже умеет брать, притягивать к себе и удерживать интересующие предметы, причем способен хватать их одной рукой, а не двумя, как в 4 месяца. Для полноценного развития ребенку в 5 месяцев необходимо предлагать как можно больше разнообразных предметов, отличающихся текстурой и формой – он будет активно исследовать их. Также пятимесячный малыш может неотрывно следить за каким-либо предметом около 10–15 минут, самостоятельно выбирая объекты.

В 5 месяцев можно обучать ребенка ползанию. Для этого перед лежащим на животе ребенком необходимо положить любимые игрушки: он попытается дотянуться до них. Родителям нужно всячески стимулировать любые попытки малыша сделать какое-либо новое движение.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев становится более активным: малыш все чаще и дольше лепечет, тренируя свой речевой аппарат и подготавливая его к осмысленному произношению звуков. Одним из признаков нормального развития ребенка в 5–6 месяцев является его способность реагировать на издаваемые вблизи звуки. Но сам он пока способен только неосознанно складывать звуки в простые слоги.

Важным этапом в развитии ребенка в 5 месяцев является формирование особенного отношения к посторонним людям. В этом возрасте малыш умеет не просто узнавать близких, но и воспринимать лицо человека в целом, поэтому у него просыпается интерес ко всем находящимся вблизи людям. Вместе с тем пятимесячный ребенок проявляет настороженность по отношению к чужакам, и это является огромным шагом в его социальном развитии.

Шестимесячный малыш начинает внимательно вслушиваться в речь, а также продолжает исследовать окружающий мир с помощью тактильных контактов. Поэтому для полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важно совмещать манипуляции с предметами и речевое общение. Теперь родителям во время игр с малышом нужно обязательно проговаривать названия предметов и игрушек. Вскоре можно заметить, что он быстро учится находить взглядом называемые объекты. Шестимесячный ребенок по-прежнему лепечет, используя ограниченное количество звуков, однако он уже начинает делать попытки осознанной речи, то есть имитировать некоторые звуки.

Примечательной особенностью развития ребенка в 6 месяцев является стремление к повторениям. Ребенок может повторять одни и те же действия по многу раз: бросать и подбирать игрушки, стучать ими друг о друга, закрывать и открывать коробки, класть в них предметы. Так он делает первые попытки понимания связей между действиями, предметами и явлениями.

Большинство детей в 6 месяцев могут вставать, держась за опору. Также многие малыши в этом возрасте стараются ползать, опираясь на руки и отталкиваясь ножками. Шестимесячный ребенок может сидеть с опорой на подушку. Однако следует помнить, что физическое развитие детей до года очень индивидуально: одни дети умеют сидеть уже в полгода, а другие начинают садиться, уверенно держа головку, только в 8 месяцев. Признаки задержки развития в 6 месяцев другие. Родителям следует беспокоиться, если ребенок не может взять в руку игрушку или не реагирует на звуки, а также самостоятельно не просится на руки.

Оцените статью:

Развитие ребенка: 4 месяца — Уход и развитие ребенка от 4 до 5 месяцев

Малыш 4 месяц: Режим,сон и уход за ребенком от 4 до 5 месяцев

Каждый день малыш узнает что-то новое о себе и окружающем мире, развивает новые умения, может повторять некоторые звуки, произносимые вами. Сейчас ему всё интересно и он с удовольствием наблюдает за мамой и папой, прислушивается к новым звукам, которые ему очень нравятся.

Сейчас папы больше времени проводят с малышом, так как теперь ребенок значительно подрос и с ним не так страшно играть и брать его на руки.

Тактильный контакт с ребенком очень важен на данном этапе. Прикосновения улучшают настроение малыша, успокаивают его и веселят, помогают укрепить связь. Однако возможно беспокойное поведение среди новых людей, чтобы малыш успокоился просто подержите его на руках.

Кормление

Основным питанием малыша в 4 месяца всё так же является грудное вскармливание, а если у мамы нет молока — то молочные смеси.

Малыш в этом возрасте кушает минимум 6 раз в день. При нехватке грудного молока кроху можно начинать прикармливать. Однако существуют и отдельные противопоказания. Так, например, прикорм не следует начинать, если у малыша имеется аллергическая реакция, болезнь кишечника, а также во время подготовки к вакцинации.

С этого месяца в рацион малыша можно вводить соки и пюре, приготовленные из фруктов, ягод и овощей. Первый сок, который можно дать попробовать ребенку — яблочный. Однако, как и при введении любых новых продуктов в рацион, важно внимательно наблюдать за реакцией организма ребенка: не появились ли высыпания и не изменился ли стул. Начать прикорм достаточно с пары капель такого сока, а затем, если не наблюдается аллергических реакций, за месяц довести до 50 граммов.

Если мама решит дать ребенку фруктовое пюре, то ей необходимо знать, что, в отличие от соков, пюре следует давать перед грудным вскармливанием или молочной смесью. Начинать необходимо с пары чайных ложечек, далее понемногу повышая объем до 150 г, что полностью будет замещать 1 кормление грудью.

Сон

Вот и остался позади период, когда ваш малыш просыпался каждые три-четыре часа. Теперь ребенок спит 15 часов за сутки, 10 из которых приходится на ночное время, а прочее распределено между 3 снами в дневное время (к 6 месяцам это количество уменьшится до 2х).

В 4 месяца ребенок может просыпаться за ночь примерно один или два раза для кормлений, но скоро он будет способен проспать всю ночь. Однако это в большой степени будет зависеть от того, выработаете ли вы у него правильный режим сна.

Если до этого времени у вашего малыша не выработался режим сна днем и сна ночью, то начиная с 4 месяцев можно начинать приучать его к этому. Раньше, когда малыш был еще совсем мал, он сам показывал вам, что хочет спать. Теперь же, когда он значительно подрос, необходимо определить время для сна. В этом мамам помогут не сложные ритуалы. Так, например, перед ночным сном следует сделать малышу успокаивающую ванну, поиграть в спокойные игры, прочитать пару стишков или сказок, спеть колыбельную.

Если малыш спит слишком долго (более 10-11 часов), то следует разбудить его утром, для нормализации режима дня.

Для наилучшего формирования режима всегда необходимо соблюдать распорядок сна. Ребенку во всем необходима регулярность и последовательность. Проблема, которая может возникнуть при укладывании ребенка — это его зависимость от кормления или укачивания при засыпании. Малыш должен научиться засыпать самостоятельно.

Развитие

Сейчас прибавка в весе ребенка с каждым месяцем начинает сокращаться, однако расти он продолжает с той же скоростью — около двух-трех сантиметров за месяц. Органы малыша развиваются неравномерно, что позволяет ему с этого времени выглядеть более пропорционально, происходит укрепление ножек.

Теперь вы можете заметить, что ногти и волосы вашего ребенка растут еще быстрее и требуют частого подстригания. И если пышной шевелюрой, от которой потеет кожица головы, могут похвастаться не все детки, то вот за ногтями нужен строгий контроль. Если у малыша отрастут длинные ногти, то он может поцарапать кожу или слизистую оболочку.

На четвертом месяце мамы уже могут заметить, что у ребенка появилось сильное желание общаться. Он не только хочет кушать и спать, но и активно участвовать в разговорах с родителями, энергично произнося всевозможные звуки на радость маме и папе. Не следует оставлять малыша на долго одного, даже если он не капризничает. Общайтесь с малышом.

Ребенок хорошо физически развился и пытается использовать свои силы постоянно. Ему по душе касаться ручками и ножками всевозможных предметов, так что ему понравится, если над его кроваткой прикрепить звенящую игрушку до которой он сможет дотянуться. Мышцы малыша также окрепли, и для их развития следует проводить гимнастику. Так, например, выложите малыша на животик на твердой поверхности и, приложив свои ладони к его стопам, помогите ему отталкиваться — это поможет ему научиться ползать. Если ребенок не переворачивался раньше, то, скорее всего, это произойдет именно в данном периоде.

К концу 4 месяца у крохи уже могут начать резаться зубки (как правило, это два нижних зуба). Понять это можно по нескольким признакам: малыш стал плаксивым и беспокойным, поднялась температура, стал жидким стул.

Приблизительно к этому времени формируется цвет глаз и качество волос. Волосики могут выпадать и отрастать новые, и через несколько месяцев можно будет понять, какими они будут в будущем. Возможна и смена цвета глаз. Например, светлые глаза легко могут стать карими.

Визит в поликлинику

В 4 месяца вам с малышом необходимо будет посетить только педиатра (если нет других специальных направлений), который взвесит и измерит рост ребенка, а так же измерит окружность грудной клетки.

В 4.5 месяца — вакцинация (при условии, что до этого вакцинация была в 3 месяца). Ребенку сделают повторные прививки АКДС (против дифтерии, коклюша и столбняка) и против полиомиелита.

Купание и гигиена

После утреннего пробуждения ребенка, его необходимо умывать (вода должна быть комнатной температуры) и вытирать мягким детским полотенцем, которое предназначено только для малыша.

Теперь длительность купания составляет около 15 минут. Во время принятия ванны малыш смеется, радуется, играется с водой. После данной процедуры, пока малыш в хорошем расположении духа, раз в 5-7 дней (или чаще, если необходимо) следует постричь ногти. Необходимо делать это с особой осторожностью, чтобы малыш не нервничал.

Умения ребенка в 4 месяца

В возрасте 4 месяцев ваш малыш уже способен запоминать что-либо на короткий промежуток времени. В среднем на 6 секунд. Разглядывает себя в зеркале. Большой шаг в развитии получает речь — произносятся первые «ма» и «ба» и другие звуки. Сейчас кроха очень весело смеется и радует родителей, провоцируя улыбаться ему в ответ. Малыш начинает различать близких по голосу, радуется, когда видит знакомые лица — активно начинает дергать ручками и ножками. Также ракзвиваются тактильные ощущения. Ребенок хорошо придерживает ручками мамину грудь, бутылочку.

Режим дня и прогулки

В этот период можно начинать выходить с ребенком на улицу, когда он еще не спит, для того, чтобы он мог посмотреть по сторонам и изучить мир, окружающий его. Всё зависит от малыша — он может быстро заснуть, а может и длительное время понаблюдать за происходящим вокруг.

Не стоит бывать на улице при температуре ниже 15 градусов, а также в сильный ветер или дождь. Что касается продолжительности прогулки — это зависит от того, насколько долго готова гулять мама. Но если она решила преодолеть длинную и долгую дистанцию, ей следует помнить, что в пути необходимо будет найти место для того, чтобы переодеть и покормить малыша (на случай его пробуждения).

Возможные проблемы

1) Первая проблема: ребенок отказывается от груди

Четвертый месяц жизни ребенка, как правило, является своего рода переходным возрастом. Именно в этот период велика вероятность того, что малыш откажется от груди. Причин тому несколько:

• сейчас ребенок более чутко воспринимает то, какой уход ему обеспечивает мама и то, как она организует сам процесс кормления. Если малышу доставляет дискомфорт то состояние, в котором он находится, либо то положение, которое мама выбрала для кормления, он начинает нервничать, куксить и показывать всем своим видом, что его что-то не устраивает;

• возможно, малыш неважно себя чувствует и ему трудно сосать грудь из-за боли в горле, ухе либо из-за заложенного носа. Родовые травмы также могут усложнить процесс кормления. В таком случае, маме нужно стараться находить наиболее удобные для малыша положения для кормления;

• недостаток либо избыток материнского молока. При недостатке молока крошка не наедается и тратит много сил на сосание пустой груди, что, само собой, вызывает негативную реакцию. При избытке молока, наоборот, в ротик ребенка попадает слишком большая порция, которую он не в состоянии сразу проглотить;

• введение смесей также может способствовать преждевременному отказу от грудного вскармливания, поскольку, привыкая к бутылочке, ребенок больше не хочет тратить силы на сосание материнской груди. Во избежание этой проблемы лучше докармливать ребенка из ложечки;

• иногда причиной отказа от груди может быть неправильная организация кормления: в комнате слишком шумно, слишком душно, возможно, слишком яркий свет, либо попросту ребенок находится в неудобном положении.

• Часто бывает так, что мамы, не разобравшись в причинах отказа, решают прекратить грудное вскармливание и немедленно вводят смеси. Прежде, чем идти на такой важный шаг, обязательно проконсультируйтесь с врачом, который поможет разобраться в причинах и посоветует наиболее оптимальный выход из положения.

2) Вторая проблема: прорезывание зубов

Уже в конце четвертого месяца у малыша может начаться прорезывание зубов. Это вы сможете понять по таким симптомам как: набухание и покраснение десен, обильное слюновыделение, неспокойствие крохи, повышение температуры тела, а также понос, отек горла либо заложенность носа.

Кстати, прорезывание зубов может стать одной из причин отказа от груди. Но, естественно, это явление временное и прекращать вскармливание не рекомендуется.

3) Третья проблема: отит

Как показывает статистика, около половины младенцев страдали от воспаления уха на первом году жизни. Причина отита в попадании водички или бактерий за барабанную перепонку, что впоследствии вызывает воспаление и боль.

При ушной инфекции ребенок становится тревожным, плаксивым, теребит больное ушко. К симптомам относят: повышенную температуру, диарею, выделения из уха (от желтого до красноватого цвета), отказ от приема пищи. За помощью обязательно обратитесь к врачу.

Время проносится так стремительно, что скоро вы позабудете все ночные кормления и недосыпания. Наш журнал «Charm Lady» советует вам терпеливо принять эти неудобства и некоторые лишения, ведь они являются неотъемлемой частью роста и развития вашего малыша. И в дальнейшем вы будете с ностальгией вспоминать эти чудесные моменты, когда ребенок был таким крохотным.


рекомендации родителям детей 4-5 месяцев

Первые месяцы жизни с маленьким нарушителем сна и спокойствия уже позади, и вы готовы к покорению новых высот родительского мастерства? Специально для вас Я – Родитель подготовил 8 развивающих игр с четырех- и пятимесячными малышами.

Какие навыки развиваются у младенца в 4-5 месяцев?

Развитие мелкой моторики и координации

К четырем-пяти месяцам малыши продолжают активнее всего развиваться физически. В этом возрасте появляются первые хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре и объеме предметов.

Развитие зрительной памяти и внимания

Младенцы четырех-пяти месяцев уже осознанно улыбаются, когда видят маму или папу, радостно лепечут и выражают эмоции. Кроха может сфокусировать взгляд, начинает различать близкие и далекие объекты, находить знакомые.

Развитие речи

В этом же возрасте у детей активно начинают развиваться слуховое восприятие и речь. Малыш поворачивает голову в направлении голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть.

Малыш пробует лепетать: в отличие от «агукания» лепет – уже более сложный вид речи, который готовит вашего ребенка к произнесению первых осознанных звуков и слогов.

8 развивающих игр с детьми 4-5 месяцев

Чем старше становится малыш, тем интереснее с ним играть. Я – Родитель выбрал для молодых мам и пап развивающие занятия, которые отвлекут от повседневных обязанностей и вызовут искреннюю радость ребенка.

3 игры для развития мелкой моторики и координации

Игра в предметы разной формы и текстуры

Предлагая малышу схватить и ощупать предметы разной формы и текстуры, вы будете способствовать развитию у него координации движений и мелкой моторики.

— игра в предметы разной формы

Для игры подойдут кубики гранью четыре сантиметра и шарики такого же диаметра. Подберите по три предмета каждого вида. Подкладывая малышу по очереди шарики и кубики, следите за тем, чтобы он распределял пальчики по всей поверхности предмета.

— игра в предметы разной текстуры

Дайте малышу предметы разных форм и с разной поверхностью – гладкие, скользкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, колючие в разумных пределах, упругие. Можно купить в магазине детских товаров тактильные мешочки: они наполнены крупами, бобами или пластиковыми шариками. Чем больше разнообразие, тем интереснее и полезнее малышу будут игры. Тактильные мешочки можно не только давать ребенку для ощупывания, ими хорошо делать массаж.

Игра «Ручки и ножки»

Четыре месяца – это то время, когда малыш «знакомит» свои ручки и ножки. Игры по захватыванию ног развивают общую координацию и моторику.

Малыш в этом возрасте очень любит что-нибудь пинать. Подвесьте над кроваткой игрушки, мячики, погремушки: ребенок будет их отталкивать, а со временем сможет устроить «ножной тир» и выбирать, какую игрушку он хочет раскачать. Не обязательно предметы подвешивать – мячик или неваляшку можно положить в кроватку.

Игра «Маленький пианист»

Ближе к пяти месяцам жизни ваш маленький «хватайка» начинает надавливать на предметы: ребенок получает представления об объеме и плотности объектов.

Лучше всего для игры подойдут клавишные музыкальные инструменты. Не удивляйтесь – в пять месяцев ребенок уже может получить в подарок свое первое игрушечное пианино! Оно принесет ему не только радостное возбуждение, но и научит связывать звук с движениями пальцев.

Перед началом игры покажите маленькому пианисту, как нажимать клавиши, и привлеките его внимание к инструменту.

3 игры на развитие зрительной памяти и внимания

Игры, направленные на развитие внимания и зрительной памяти, позволят научить малыша запоминать новые предметы и находить уже известные.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»

Эта игра – фаворит всех мам. Она учит малыша следить за собственным зеркальным отражением.

Привлеките внимание ребенка к зеркалу так, чтобы он обводил себя глазами. Подносите малыша к зеркалу, потом отдаляйте. Пусть он видит, что отражение меняется, когда вы двигаетесь. Возьмите «игрушку» и укажите на ребенка, потом – на себя. В процессе игры малыш научится различать свое и ваше отражения. Не забывайте сопровождать все действия комментариями.

Вы можете играть так по пять минут в день, постепенно привлекая к игре других членов семьи.

Игра «Старое и новое»

Эта игра учит малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые.

Показывайте ребенку знакомые ему игрушки, изредка добавляя новую. Замечайте реакцию узнавания, удивления, проговаривайте названия предметов, их форму, цвет, комментируйте реакцию ребенка. Если он просит – вложите игрушку ему в ручку. Берите ребенка на руки и ходите, демонстрируя ему комнату, большие яркие предметы за окном, на полу, на стене. Переключайте внимание малыша постепенно.

Игра «Прятки»

Прятки развивают внимание малыша.

Покажите ребенку яркую игрушку, задержите ее на расстоянии тридцати сантиметров, давая малышу спокойно рассмотреть каждую деталь. Потом отведите немного в сторону, отодвиньте, приблизьте, спрячьте за бортик кровати. Возьмите другую игрушку и проделайте то же самое. Важно, чтобы малыш наблюдал за передвижениями предметов, интересовался их исчезновением и появлением.

Сопровождайте все свои действия комментариями, чтобы не пугать ребенка неожиданным появлением игрушек.

2 игры на развитие речи

Конечно, ребенок в четыре-пять месяцев еще не говорит слова. Но задача родителей состоит в том, чтобы подготовить его к произнесению звуков и слогов.

Звуки игрушек

Колокольчики, погремушки, пищалки, свистелки – все это, несомненно, понравится четырех-пятимесячному малышу. Издавайте звуки игрушками, а затем повторяйте сами: так вы учите ребенка произносить первые членораздельные слоги.

Знакомить малыша с предметами, издающими громкие звуки, лучше с дальнего расстояния, приближая по мере привыкания.

Учитывайте, что детям до пяти месяцев не нравятся резкие, грохочущие или хохочущие игрушки.

Игра «Первые слоги»

Цель игры заключается в том, чтобы научить ребенка произносить самые простые слоги – «ма-ма», «ба-ба», «да-да» и другие.

Для этого читайте малышу детские стишки-потешки, делая акцент на слогах. Выделяйте их интонациями, сопровождайте жестами:

Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да.

Обращайте внимание на те слоги, которые получаются у ребенка лучше, проговаривайте их по несколько раз.

Когда закончить игру с младенцем 4-5 месяцев?

Играть с малышом можно все время, пока он бодрствует. Но обращайте внимание на его эмоции: замечайте, когда ребенку нравится игра, а когда он не в настроении или устал. В этом случае игры стоит остановить.

Привлекайте к играм с малышом старших детей, если они уже есть. Пусть ребенок учится взаимодействовать и строить отношения с каждым членом семьи.

Какая вы мама?
Узнайте!

Светлана Балашова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *