Опыт «умного» освещения нашей школы, возможно, применят в других учреждениях
Уже в следующем году в школах Челябинска может появиться «умное» градиентное освещение: технология, способная экономить электроэнергию, и в то же время выполнять самые высокие требования к освещенности учебных мест.
Экспериментальной площадкой для оценки новых технологий стала 12 школа, где запустили пилотный проект, в рамках которого было установлено «умное освещение» в четырех кабинетах.
По итогам первого месяца эксплуатации на базе школы прошло городское совещание с участием представителей Городской думы, Комитета по делам образования и педагогов.
Согласно доводам разработчиков, данные лампы-плафоны способны сэкономить 75% электроэнергии. На первый взгляд они ничем не отличаются от стандартных квадратных светильников, которые устанавливаются в учебных кабинетах, однако внутри них расположены светодиодные лампы, поглощающие в три раза меньше энергии в отличие от люминесцентных. Но главная их особенность — «умное» управление яркостью светового потока, за счет чего возможно увеличить энергосбережение в 10 раз.
Связано это с тем, что как всем известно, естественный свет в определенное время суток необходимо дополнять искусственным светом. Особенно это важно для школьников, которые много времени проводят в кабинетах за учебниками и тетрадями. Соответственно, в разное время суток количество света, которое необходимо для освещения кабинета, может расти и убывать. Именно по этому принципу работают «умные» светильники, которые регулируют количество выделяемого света в зависимости от освещенности кабинета. Этот принцип разработчики охарактеризовали как принцип дополнения. Лампы у окна работают наименее слабо в дневное время, а могут и совсем отключиться — за ненадобностью. Лампы, освещающие часть кабинета, удаленную от окон, светят ярче. Как результат: весь кабинет равномерно освещен. по принципу градиентного осещения. Кроме того, исключается потребление электроэнергии «по ошибке», когда, к примеру, кто-то из преподавателей забыл выключить свет, и он продолжает потреблять электроэнергию в течение дня. Другим важным преимуществом данного освещения является поддержание уровня освещённости, предусмотренного нормативными документами для данного вида детского учреждения — СанПинами.
В начале учебного года светильники были установлены в четырех кабинетах 12-ой школы, и с 6 по 26 сентября специалисты производили замеры потребления электроэнергии. Разница в потреблении между кабинетами с обычным освещением и «умным» освещением оказалась значительной: экономия составила 74,74%. При этом разработчики отмечают, что на уровень потребления электроэнергии в классах с градиентным освещением в худшую сторону оказали влияние обыкновенные светильники, установленные над классными досками. Из этого следует, что, в принципе, экономия может и возрасти, если заменить и эти лампы.
В данный момент МБУ «Челябинский городской фонд энергоэффективности и инновационных технологий» работает с Комитетом по делам образования города Челябинска по поводу заключения новых контрактов по энергосервису. Не исключено, что в скором времени еще несколько школ включатся в предложенную программу по энергосбережению.
|