Заключительное выступление наших учащихся на городском конкурсе «Я - гражданин России»
17 февраля во Дворце пионеров и школьников состоялся заключительный оценочный этап городского конкурса социальных проектов, проходившего в рамках ежегодной Всероссийской акции «Я - гражданин России». Среди 16 участников-финалистов, отсеянных из нескольких десятков, с лучшим рейтингом отборочного тура принимала участие и команда 12 школы, предоставившая проект интерактивного музея (музея-мастерской) "Времен связующая нить", призванного сохранять и популяризировать культурное наследие.
Проект представляли члены инициативной группы, ученицы 10х классов - Поливода Дарья, Уфимцева Дарья, Юрина Екатерина, Редутова Юлия и Алексеенко Анастасия.
Оформление стендов к проекту (картинки увеличиваются по клику)
Подведение итогов конкурса состоится только в начале марта, когда будут названы 3 победивших проекта, которые представят наш город на федеральном уровне в июле во всероссийском лагере «Орленок». Но независимо от итогов конкурса мы получили удовлетворение от того дела которое начали и, пусть пока промежуточных, но результатов - экспедиций, проведения мастер-классов, создания материальной базы для работы над творческими проектами (от приобретения инструментов до выделения помещения), а главное - большим количеством учащихся, участвующих в жизни музея-мастерской.
Доклад
инициативной группы по социальному проектированию МБОУ № 12 г. Челябинска для участия в городском этапе Всероссийской акции «Я гражданин России».
Социальный проект интерактивный музей
«Времен связующая нить»
Октябрь 2011 г.- март 2012 г.
Здравствуйте!
Мы, инициативная группа школы №12, представляем вам, социальный проект - создание интерактивного музея «Времен связующая нить»
Поливода Дарья Уфимцева Дарья – социологи дипломаты проекта
Алексеенко Анастасия – юрист
Редутова Юлия – информатор-оформитель
Юрина Екатерина - экономист
С момента основания школы в обучении делали упор на географию, биологию, краеведение. На одном из практических занятиях по краеведению мы познакомились с древним гончарством , ткачеством и изготовлением орудий из камня и кости, а также узнали, что в наше время осталось очень мало носителей традиционных ремесел.
Когда на совете школьного ученического самоуправления мы узнали о проведении конкурса «Я гражданин России», то решили участвовать в нем в номинации «Гражданские инициативы» так как считаем, что наш проект направлен на сохранение и развитие культурного наследия народов России.
Центральной идеей нашего проекта является открытие интерактивного музея – мастерской древних и традиционных технологий, где мы можем научится экскурсионной деятельности, самим ремеслам, их пропаганде. Мы неслучайно выбрали форму интерактивного музея, в котором в отличие от обычного музея можно не просто смотреть на экспонаты за стеклом, а взять их в руки поработать с ними, примерить на себя, и самое главное, овладеть каким либо ремеслом
Мы считаем, что с помощью музея – мастерской возможно не только сохранить культурное наследие, существующее в традиционных ремеслах различных народов ,но и создать условия для распространения и развития этих ремесел в современном обществе.
Первоначальная аудитория нашего проекта это в первую очередь учащиеся школы 12 и других образовательных учреждений Курчатовского района.
При разработке социального проекта мы воспользовались методической разработкой, которая состоит из 8 этапов. Автор данной методики Пахомов В. П. Также мы рассмотрели другие алгоритмы проектирования, но данный представляется нам наиболее оптимальным.
Цель нашего проекта:
Создание на базе школы постоянно действующего интерактивного музея древних и традиционных ремесел
Сроки октябрь 2011- март 2012
Задачи:
собрать экспонаты для музея - рабочее инструменты и произведения народных промыслов и ремесел ;
самим обучиться ремеслам для передачи их другим учащимся;
проводить экскурсии по нашему музею;
пропагандировать традиционные ремесла, как форму сохранения культурного наследия народов России;
собрать круг единомышленников среди детей и взрослых.
Была собрана нормативно-правовая база для реализации нашего проекта: устав школы, конституция РФ, письма министерства образования, федеральные законы. Изучены вопросы, которые затрагивают особенности создания музея в школе, особенности сохранения историко – культурного наследия, занятость школьников во внеучебное время. Наши действия юридически правомерны, и все условия для создания проекта реальны
Провели социологический опрос о востребованности проекта. Всего было опрошено 120 человек.
Опрос школьников и учителей, школы №12 и начальной школы№95, показал, что большинство учащихся, а также взрослых поддерживают идею создания интерактивного музея, заинтересованы в его работе и готовы оказывать помощь в реализации проекта. Составили обращение к директору школы с просьбой о помощи реализации проекта, которое было одобрено. Был налажен постоянный контакт с социальными партнерами проекта и специалистами, к которым обращались за консультациями.
Первоначальное обращение к специалистам которые проводили занятия по краеведению позволило определить направление поиска необходимых сведений для реализации проекта(мастера, ремесла, специалисты, соцпартнеры).
Был проведен поиск и исследование всех доступных материалов по ремеслам, мастерам которые ими владеют, музеям в которых представлены интересные нам экспозиции и материалы.
Мы составили необходимый перечень материалов и оборудования для реализации проекта. Были выбраны наиболее дешевые оптимальные варианты. Составили смету нашего проекта.
В ответ на нашу заявку мы получили грант на приобретение оборудования от портала «Краеведение Челябинской области» на сумму 25000 рублей, спонсоры оказали нам помощь оборудованием на сумму 6000, школа предоставила фотоаппарат и планшеты и оплатила расходы на подготовку портфолио и печать стендов, и сумму 1500 рублей мы заработали от сбора макулатуры, часть необходимого оборудования мы получили без отдельных затрат, в рамках этнографической экспедиции Материалы и частично оборудование предоставляются социальными партнерами проекта. Для оценки таких вещей как гончарные круги и ткацкие станки были использованы данные сайтов Molotok.ru и Livemaster.ru.
Для реализации проекта наша инициативная группа провела масштабную работу.
Был совершен выезд в Чесменский район, где мы познакомились с мастерами по вышивке, ткацкому делу, кошмавалянию и процессами изготовления изделий.
Также мы посетили музей Ремесел народов Урала ЮУрГУ, областной центр народного творчества, музей археологической лаборатории ЧГПУ, которые дали идеи для создания музея в нашей школе.
В ноябре в школе был проведен мастер-класс по ткачеству, который проводила Полина Цицура, известный мастер из Троицка. Для проведения дальнейших мастер-классов на базе 12 школы были оставлены 5 комплектов для ручного ткачества.
15 декабря 2011 года в школе было проведено лекционное занятия посвященное истории древних технологий.
Нами были изучены все доступные материалы по данной теме и можно с уверенность сказать, что идея интерактивного музея уникальная для нашего города, в музеях Челябинска существуют программы по гончарству и ткачеству, но они не объединены в единое направление, что мы планируем сделать
Благодаря поддержке администрации и директора школы, нам предоставили помещение, бывший кабинет труда, в котором мы и начали создание музея.
Реализация проекта освещалась в СМИ всероссийским информационным агентством «Новый регион» и телеканалами Восточный экспресс и СТС, где прошли сюжеты по мастер-классу и нашему проекту, к нам приезжал корреспондент Комсомольский правды который подготовил публикацию. Все события, которые проходят в музее анонсируются на школьном сайте.
При работе над нашим проектом, мы столкнулись с определенными трудностями, которые сумели решить:
- найти мастеров, владеющих ремеслами и готовыми лично проводить мастер классы и передавать свои знания
- сбор экспонатов
- найти мастеров, которые изготавливают ткацкие станки, гончарные круги и т.д.
- определение стоимости экспонатов и материалов необходимых для проведения мастер-классов
- составление пакета документов для социального проекта
- поиск и выделение помещения в здании школы
- оформление экспозиций
- поиск и изучение документов, которые необходимы для запуска интерактивного музея (законы о музейном деле, детском труде, выдержки из конституции и устава школы)
Что мы сделали:
Поэтапно подошли к решению проблемы
Провели поиск материальных , финансовых , людских ресурсов, необходимы для реализации проекта
Сформулировали критерии оценки результативности проекта.
Собрали экспонаты для музея - инструменты и произведения народного творчества;
Нашли мастеров, занимающихся традиционными ремеслами, и договорились о сотрудничестве
Приступили к созданию экспозиции в школе с инструментами и произведениями народного творчества;
Провели мастер-классы для передачи полученного опыта ученикам, желающим ознакомиться с традиционными ремеслами;
Привлекли для работы над проектом учителей и учащихся;
На сегодняшний момент у нас :
Поводятся мастер-классы по
- Ткачеству (ручное ткачество, ткацкий станок, и т. д.)
Гончарству (гончарные круги, ручная лепка)
- Собраны экспозиции
- Валяние (валенки, кошмоваляние)
- Костерезная (резьба по кости)
- Этнические ремесла (традиционные ремесла: казахские, башкирские)
Древние технологии
- Технологии каменного века (камень, орудия из камня)
- Технологии бронзового века (металлургия и металлообработка)
- Кожевенное дело (выделка кожи)
Мы поняли, что цель нашего проекта достижима, и что интерактивный музей работает именно так, как мы планировали.
Уже в марте 2012 года мы планируем запустить наш музей по всем направлениям, проводить постоянные экскурсии и мастер классы, для учащихся нашей школы и всех желающих. Состоится торжественное открытие нашего музея, на которое будут приглашены социальные партнеры и специалисты, и все те, кто помогал нам в реализации этого проекта, открытие будет освещено СМИ.
Мы благодарны вам за внимание и готовы ответить на ваши вопросы.
|