Новый замечательный рушник в фондах Музея НОЦ школы 12
В экспозиции Музея традиционных технологий школы №12 появился очередной старинный рушник, ставший уже 4 представителем вышитых полотенец из Васьегонского района Тверской области.
Особую ценность этой подборке придает то, что в отличие от основной коллекции рушников в фондах нашего музея, выяснено место их изготовления, время привоза на Урал, биография владельцев и приключения самих изделий.
Рушник, изучаемый в настоящее время ученицами школы №12 Смирновой Алёной и Чёботовой Кларисой, принадлежал Ольге Никитичне Люнгин, которая привезла его со своей Малой Родины в качестве семейной реликвии. Рушник не вынимался из сундука с 1987 года.
Общая длина рушника – 236 см. Ширина – 36 см. Длина чистого поля – 133 см. Длина каймы – 50 см. Кайма пятичастная.
На вставке изображены два цветка с листьями, вышитых тамбурным швом. Ткань этого фрагмента более желтая, чем материал центральной части рушника. Это можно объяснить тем, что центральная часть рушника новее, чем остальные фрагменты, ведь она в процессе использования изделия изнашивалась больше всего. Мы считаем, что раньше данная часть рушника была не отдельным фрагментом, а единым целым с центральной частью рушника, а потом, когда середину изделия заменили, ткань с вышитыми на ней элементами бережно отрезали и пришили снова, уже к новому белому полотну.
Сложный геометрический орнамент выполнен в технике «браное ткачество». Сверху и снизу он обрамлен рядами башенок (40 башенок в каждом ряду).
Данный фрагмент представляет особый интерес, так как основой для вышивки послужило полотно фабричного изготовления, а не домоткань. На ткани синего цвета вышит тамбурным швом зигзагообразный цветочный орнамент. Просмотрев фотографии рушников из книги Калмыковой Л.Э. «Народная вышивка Тверской земли», мы убедились, что фабричная крашенина традиционно использовалась в Весьегонском районе Тверской области, откуда привезены и исследуемые нами рушники. Наряду с синей тканью в изготовлении рушников, судя по книге, также использовали ткань бордового и красного цвета.
Фрагмент соткан в технике «браное ткачество» и представляет собой четыре полосы разной ширины, заполненные красным геометрическим орнаментом.
На кружевном фрагменте изображены женские антропоморфные фигуры (по 11 штук на каждом конце рушника) с поднятыми кверху руками.
|