что это такое, симптомы и методы лечения
Задержка речевого развития (ЗРР) — особенность, которая встречается у 10% дошкольников, причем у мальчиков в 4 раза чаще. Каковы особенности ЗРР у детей, симптомы, лечение?
Задержка развития речи обычно ставится, когда речь есть, но не соответствует возрасту. Эта проблема находится на границе медицины и педагогики. Для подтверждения диагноза необходимо пройти специальную комиссию, которая включает в себя прием нескольких врачей: невролога, психиатра, лора, логопеда и педиатра.
Возрастные особенности развития речи и их отставание
Выявить отклонения и задержку речевого развития можно самостоятельно у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Для этого рассмотрим, как формируется речь с рождения.
Различают периоды развития коммуникации:
- 0-1 год. Этот период еще называют подготовительным. В 3-6 месяцев появляются первые звуки: гуление, лепет, подражание взрослому. К первому году родители замечают слова.
- 1 год. Малыш уверенно говорит 10 простых слов. Мама, папа, баба и др. Начинается развитие пассивного словарного запаса.
- 1,5-2 года. Слова из пассивного запаса переходят в активное применение. К 2 годам произносит простые предложения, состоящие из двух слов.
- 2,5 года. Предложения становятся более информативными из 3-4 слов.
- 3-4 года. Дошкольник повторяет сложные фразы, отвечает на вопросы, рассуждает. У детей 3 лет словарный запас уже 1000 слов, а в 4 года — до 1500.
- 5-6 лет. В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, могут обосновать свои действия, пересказывают и составляют рассказ по картинке. В 6 лет словарный запас насчитывает порядка 3000 слов.
Важно! Возрастные границы речевого развития — величина среднестатистическая. Для девочек считается нормой отставание речи на 2-3 месяца от принятых сроков. Для мальчиков 5-6 месяцев.
Как проявляется задержка речевого развития
Отставания в развитии речи начинает проявляться еще в младенчестве. Опасение должны вызывать следующие симптомы.
В два года:
- нет новых слов. Для общения использует несколько слов, а по возрасту их должно быть уже 50;
- не повторяет и не запоминает новые слова;
- не знает названия окружающих его предметов, частей тела;
- не может составлять предложения даже из двух слов.
В три года:
- не говорит предложения из трех слов;
- говорит неразборчиво;
- говорит очень быстро или наоборот медленно;
- нет смысловых ответов на вопросы;
- не может составить рассказ по картинке.
Если у вашего ребенка имеются некоторые из перечисленных пунктов, то это повод обратиться к специалистам. Только они могут поставить диагноз ЗРР, дать его расшифровку и объяснить что это такое. Задержка речи в логопедии — это не приговор, а начало серьезной работы. Рассмотрим причины, препятствующие развитию речи.
Важно! Ранняя диагностика и грамотно подобранное лечение врачом-неврологом и своевременная помощь логопеда помогут решить проблему.
Причины, вызывающие задержку речевого развития
Задержка развития речи — сигнал, который посылает нервная система, когда ее функции нарушены. Поэтому важно принимать лекарственные препараты, которые назначает невролог.
Причины отставания речи могут быть как врожденными, связанными с анатомическими особенностями. Так и приобретенными, влияние на которые оказывает окружение малыша.
Распространенными причинами появления ЗРР являются медицинские и социальные факторы. Давайте подробнее рассмотрим, что заключается в каждом из них.
Медицинские причины
В эту группу можно отнести следующие источники:
- Генетические. Доказано, что на речь ребенка влияет то, как развивались его родители. Если один из них поздно заговорил, то на генном уровне это могло передаться и малышу.
- Пренатальные (внутриутробные) поражения ЦНС (центральной нервной системы).
- Повышенный или пониженный тонус мышц губ и языка. И, как следствие, неправильная артикуляция речи.
- Родовые травмы.
- Гипоксия во время родов.
- Срок родов. У недоношенных и переношенных детей риск развития ЗРР выше.
- Осложнения и болезни уха, глухота.
- Инфекционные заболевания в младенчестве.
- Различные травмы.
Социальные причины
К группе социальных факторов, приводящих к задержке речевого развития у детей, относятся:
- Нехватка общения. Слишком занятые или отстраненные родители, которые мало разговаривают с малышом.
- Ребенок часто болеет и не общается со сверстниками.
- Родители разговаривают на двух языках одновременно.
- В семье конфликты. Родители часто ругаются, устраивают разборки. Дети растут в постоянном эмоциональном стрессе.
- Чрезмерная гиперопека. Все действия ребенка предупреждаются заранее, нет возможности свободно развиваться.
- Вседозволенность. Специалисты (невролог, психиатр и окулист) запрещают детям до года, а лучше и до двух, показывать мультфильмы. Двухлетним малышам не рекомендуют включать видео продолжительностью, более 20 минут. Нервная система ребенка не готова воспринимать много информации. Она начинает перевозбуждаться, вызывая у детей страх и неконтролируемые истерики.
Важно выявить и устранить причины, отрицательно влияющие на развитие детской психики. Потому что отставание речи задерживает общее развитие психики ребенка.
Как помочь ребенку с ЗРР
Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.
Медицинская помощь
Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение.
Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым.
Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них.
Социальная помощь
Для лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними. Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье.
Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет.
Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту.
Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.
Важно! Вовремя проведенная диагностика и начало лечения при ЗРР, позволяют улучшить и развить речевые способности у детей.
Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться.
Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован.
Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР): симптомы, лечение, занятия
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.
Что это такое
Задержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.
Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз «задержка речевого развития (ЗРР)» важно не ждать, что малыш «сам разговорится», а вести коррекционную работу: принимать медикаментозное лечение, если его назначает врач-невролог и заниматься с логопедом или в домашних условиях
В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР – F80-F89.
Почему возникает ЗПРР
Чаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:
- Поражения ЦНС
- Опухоли
- Доброкачественные образования (кисты).
Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска.
Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке.
Проявления
ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:
- Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
- Повышенная возбудимость.
- Заторможенная мыслительная деятельность.
- Плохая память.
- Замкнутость, избегание общения.
И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:
- С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
- С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
- 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
- 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
- 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.
При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра.
Встречаются также другие проявления:
- Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
- Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
- Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.
Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.
Диагностика
При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?
- Первый этап – визит к неврологу, который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
- Следующий шаг – консультация отоларинголога или сурдолога, при которой выявляются проблемы со слухом.
- Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
- Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.
Возраст играет огромное значение: если ребенок совсем не говорит в 5 лет – считается, что это грубая задержка психоречевого развития. Исправить ситуацию все еще возможно, но вероятность удачного исхода крайне невысока.
В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника.
Лечение
Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.
Медикаменты
Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.
Только специалист, знающий особенности работы мозга, способный предусмотреть потенциальные аллергические реакции и учитывающий индивидуальный уровень возбудимости, способен подобрать подходящий набор препаратов.
Могут быть назначены:
- Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
- Когитум
- Мексидол
- Винпоцетин
- Церебролизин
- Глицин
- Фенибут
Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.
Коррекция
Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.
- Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
- В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
- Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.
В домашних условиях
Занятия на развитие мелкой моторики:
Пальчиковые игры:
Квиллинг
Лепка из пластилина:
Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол
На улучшение памяти и внимательности:
- Чтение
- Игра в города, предметы
- Поиск отличий
- Квесты с поиском клада
- Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.
Прочие методы
- Остеопатия
- Иглорефлексотерапия
- Электрорефлексотерапия
- Магнитотерапия
- Иппотерапия
- Дельфинотеапия
Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.
Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.
ЗПРР и приучение к горшку
Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:
- Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно. - Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
- Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками – не здорово.
- Если в какой-то момент все получилось – не скупитесь на похвалу.
- Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.
Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.
ЗПРР, как лечить заболевание Задержка психоречевого развития у детей
ЗПРР — что это за диагноз? Он заключается в существенном отклонении от возрастных норм психического и речевого развития.
Задержка психоречевого развития у детей — так звучит расшифровка диагноза ЗПРР.
Задержка или индивидуальные особенности развития
Серьезность этой проблемы заключается в том, что четко диагностировать ЗПРР на ранних стадиях не представляется возможным. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, обусловленном многими факторами, темпе.
Но часто родители упускают момент и ждут, что все разрешится само собой.
Какой же выход? На что обращать внимание, чтобы вовремя понять, что у ребенка диагноз ЗПРР и надо бить тревогу?
Рекомендация на данном этапе — наблюдение.
Нормы психоречевого развития детей
Особенности психоречевого развития по возрастам приведены ниже.
В возрасте от 0 до 1 года.
От 1 до 2 лет.
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Предлагаемый перечень носит рекомендательный характер. И если ваш годовалый малыш имеет в своем арсенале не 10, а 8 слов — это не повод для паники!
Симптомы и признаки ЗПРР
Что же это за заболевание ЗПРР? Обратите внимание, если:
- к 4 месяцам ребенок не реагирует на попытку общения, не улыбается;
- к 8 месяцам не лопочет односложно па-па, ба-ба;
- к 1 году эмоционально неактивен, повторяет 2-3 слова;
- к 1.5 годам не знает своего имени, не реагирует на обращенные к нему просьбы;
- к 2 годам не отвечает на вопросы словами “да” или “нет”, уединяется, не может сосредоточиться на просмотре картинок, у него маленький словарный запас;
- к 3 годам его речь мало понятна;
- он не умеет строить предложения;
- разговаривает либо очень быстро, либо, наоборот, медленно.
Задержка психоречевого развития у детей 3 лет может выражаться и в том, что ребенок “отзеркаливает”, повторяет обращенные к нему слова.
Кроме этого, стоит обратить особенное внимание, если наблюдаются нарушения со стороны психики малыша:
Может наблюдаться стереотипия, когда ребенок бесцельно и многократно повторяет одно и то же слово или совершает стереотипные ритмичные движения. Например, раскачивается, размахивает руками.
Это уже повод! Для того, чтобы действовать!
Официальная медицина утверждает, что эффективность лечения такого заболевания как ЗПРР напрямую зависит от того, когда оно начато.
Если вы заметили симптомы ЗПРР в 2 или 3 года, то чем раньше вы начнете работать с этой проблемой, тем лучшего можно ждать результата.
Бывает, что диагноз ЗПРР ставят в 5 лет, когда многие благоприятные факторы к излечению уже упущены. Что такое ЗПРР в этом случае и есть ли надежда на выздоровление? Здесь уже речь идет о грубой задержке психоречевого развития. Шансов на излечение немного, но они есть.
В такой ситуации действует то же правило: не ждать, а действовать, помогать, вместе работать над проблемой и не отчаиваться.
Надо отметить, что если у детей психика без патологий, а только лишь нарушена речь, то здесь имеет место ЗРР — задержка речевого развития. В этом случае ребенок все понимает, адекватно реагирует, но общения избегает.
Причины заболевания
Каковы же причины этого заболевания ЗПРР? Официальная медицина относит к ним:
- нарушения в работе головного мозга и центральной нервной системы;
- здоровье мамы в период беременности: травмы, отравления, инфекции могут спровоцировать нарушение психоречевого развития ребенка в раннем возрасте;
- течение родов: родовые травмы, обвитие ребенка пуповиной, гипоксия плода;
- генетическая предрасположенность.
Эти факторы могут явиться причинами заболеваний, которые провоцируют следующие психоречевые нарушения у детей:
Нужно понимать, что ЗПРР на резидуально-органическом фоне — это следствие, поэтому лечить надо основное заболевание.
Своевременная диагностика увеличит шансы на выздоровление.
Диагностика и комплексное обследование
Чтобы подтвердить или исключить диагноз ЗПРР, необходимо комплексное обследование.
Ребенка должны осмотреть следующие специалисты, чтобы проанализировать симптомы и при необходимости назначить лечение:
- Педиатр оценивает общее состояние и назначает лечение соматических заболеваний.
- Невролог выявляет нарушения в работе нервной системы, проводит инструментальную диагностику головного мозга.
- Логопед принимает меры по улучшению работы речевого аппарата.
- Психолог анализирует состояние ребенка по специальным тестам.
- Дефектолог проводит коррекцию речи и занимается развитием внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики.
Когда поставлен диагноз и встал вопрос “Как лечить?”, на плечи родителей ложится большая ответственность. Выполняя рекомендации врачей, они должны терпеливо и настойчиво заниматься с ребенком, чтобы совместными усилиями преодолеть недуг.
Помощь при ЗПРР
При подтверждении диагноза «задержка психоречевого развития» назначается лечение.
Его основу составляют физиотерапевтические процедуры, в частности, магнитотерапия: она активизирует работу коры головного мозга. А также назначааются занятия с логопедом и детским психологом.
Медикаментозное лечение тоже имеет место, но в общей схеме его доля минимальна.
В качестве дополнительных мер могут быть назначены:
- лечебная физкультура,
- арт-терапия,
- мануальная терапия.
Необходимо соблюдать рекомендации по организации режима дня:
- сбалансированное питание,
- прогулки на свежем воздухе,
- активные игры,
- общение со сверстниками.
Самое главное, что ребенок должен чувствовать эмоциональную поддержку своих родных и близких. Потому что это — реальная сила, которая поможет ему справиться с нарушениями и стать здоровым.
Дополнительное лечение ЗПРР
Хочется обратить внимание на альтернативные методы лечения. Это — иппотерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия. Может быть кто-то посчитает их пустой тратой времени. А зря.
Иппотерапия — лечебная верховая езда, помимо чисто физического аспекта воздействия на тело, выполняет неоценимую психоэмоциональную роль. Ребенок учится чувствовать, жить душой. Это помогает ему раскрепоститься, открыться миру, не бояться его.
Дельфинотерапия — общение с дельфинами, оказывающее мощный лечебный эффект. Нахождение в воде помогает расслабиться, снять мышечные зажимы. Дельфины же обладают добрым нравом и очень любят детей. Кроме того, звуки, которые они издают, воздействуют на организм человека на клеточном уровне, обновляя и исцеляя его.
Музыкотерапия — лечение музыкой. Этот вид терапии воздействует на эмоции человека и гармонизирует его психоэмоциональное состояние. Благодаря этому ребенок становится уравновешенным, у него появляется уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям.
Прогнозы на выздоровление при ЗПРР
На благоприятный прогноз при диагнозе ЗПРР влияет много факторов. В их числе и время начала лечения.
Но надо помнить, что ЗПРР — это не приговор. Как бы ни была тяжела ситуация, в которой вы оказались, надо верить в благополучный исход. При этом делать все, что возможно. И дать силы своему ребенку преодолеть непростой период своей жизни. А сила эта — в вашей любви!
Не ждите! И не утешайте себя! Или пост про задержки развития речи — запись пользователя MariaKite (MariaKite) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Говорилки
стадия компенсации этоЗахотела я написать такой пост.
Вот вы растите ребенка, замечательного карапуза, суперского мальчика или красавицу-дочку. И вот ребенку 2-3 года, а малыш плохо говорит. Или не говорит совсем. Но в любом случае речь у вашего чада очевидно хуже, чем у сверстников.
Вы будете на эту тему разговаривать с подругами, соседками, фрэндами на блоге ...
И вы обязательно услышите:
- Ничего! После 3 лет заговорит! Вот у моей соседки/знакомой/подруги ... (ну и дальше позитивная история, как неговорящий ребенок в 3 года чуть не стал перерождением Пушкина).
- Да ладно! Я сама в 3 года не говорила. А у меня красный диплом и научная степень!
- Да не переживай! Мальчики позже начинают говорить.
- В 2,5 года рано говорить о задержке развития речи. Да что там этот невролог понаписала?
И так далее, и тому подобное.
Так вот. Это вредные советы и утешения.
Да, скорее всего у ребенка действительно лишь темповая задержка речи. И вы зря волнуетесь. Будет болтать так, что время его молчания будет вспоминаться, как лучшее.
Но всегда есть вероятность что не зря все это. Ведь при всех особенностях развития, начиная с ДЦП, заканчивая расстройство эмоционально-волевой сферы, чем раньше начнется работа по коррекции, тем лучше.
Я сейчас не говорю о том, что надо наводить панику и начинать двухлетнего ребенка пичкать неврологическими лекарствами "для развития речи". НЕТ! Надо просто держать руку на пульсе. А не зарыть голову в песок, ничего-не-вижу, ничего-не-знаю, мой-мальчик-самый-умный-и-замечательный.
А что делать стоит, если до 3-3,5 летнего возраста ребенка у вас появились подозрения на проблемы с речью? (Позже это уже становится обычно очевидным).
Это лично мои советы, как мамы детей с речевыми проблемами.
1. Получить консультацию невролога, логопеда. Может и проблемы-то нет. Я слышала случаи, когда чересчур мнительные мамы просили выписать "лекарства для речи" для своих детей с нормальным, пусть и не опережающим, развитием.
Не доверяете этому неврологу? Ищите другого!
А еще проверьте слух, в поликлиниках есть лор-сурдологи. Зачем? Все просто. Задержка речи может быть вторичным дефектом при тугоухости (а она может быть разная! Например, на отдельные частоты).
2. Занимайтесь играми на развитие речи. Они и совершенно обычному ребенку во вред не будут! Какие игры? Ищем в гугле, сейчас такого материала в нете полно. От пальчиковой гимнастики до рассказов с картинками, плюс прогулки, спорт и пр.
3. Если ребенку уже скоро 3, записываемся на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). По крайней мере в Москве именно ПМПК решает о путевке в логопедический сад. Обычно лого-сады с 4 лет, но в Москве есть лого-группы в некоторых садах с 3 лет. Это своеобразный эксперимент. Мой сын в такой группе. В лого-саду действительно с детьми занимаются, даже с трехлетками.
4. В Москве опять же (насчет других городов не знаю) есть центры психолого-медико-социальной поддержки. Там бесплатно (обычно) консультирую психологи, неврологи, нейропсихологи, психоневрологи, проводятся дефектологические занятия.
5. Наблюдаем, занимаемся и ... просто любим ребенка ) Но не закрываем глаза!
Для информации. Есть такое явление в психологии, как стадии принятия диагноза. Одна из первых - отторжение.
Нет, такого с нами не может случится.
Нет, это не про нашего ребенка, он же такой ... (тут идут разные варианты, общительный, умный и пр.).
Застревание на этой стадии чревато потерей драгоценного для компенсации, реабилитации и коррекции времени.
И еще для информации. Если ничего не делать, задержка речевого развития (ЗРР) выливается в задержку психо-речевого развития (ЗПРР), так как чтобы нормально развиваться ребенку 3 лет и старше нужно использовать речь.
П.С. Этапы развития собственной речи ребенка можно, к примеру, посмотреть здесь.
Задержка речевого развития у детей 📌 2-3 лет (ЗРР): почему малыш не разговаривает?
В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.
По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годамУсловия нормального развития речевой деятельности у ребенка
Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:
- достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
- правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
- достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
- рост потребности в общении с окружающими.
В каком случае можно считать, что кроха освоил речь? Об этом свидетельствуют понимание того, что было сказано и умение говорить и формировать все свои мысли в словесной форме.
Этапы развития речевых навыков
На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.
Возраст ребенка | Речевые навыки |
2 месяца | Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют – например, улыбаться или радоваться, видя родителей. |
3-6 месяцев | Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать. |
6-9 месяцев | К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии. |
9-10 месяцев | Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания. |
12-14 месяцев | Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов. |
1,5-2 года | Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы. |
3 года | Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи. |
Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.
Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать – вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.
Причины и разновидности задержки речевого развития
Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.
Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.
Темповая ЗРР
В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:
- болезнь;
- ослабленный организм;
- неправильное воспитание;
- ограниченность в общении.
Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально (подробнее в статье: занятия на развитие речи для детей 2-3 лет). Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название “языковой взрыв”. Наиболее часто такой переход случается в летнее время – именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.
Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.
Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого “языкового взрыва” – резкого скачка в развитии речи ребенка (см. также: занятия для развития речи в 3 года)Алалия
Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.
В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.
Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:
- ограниченность набора слов;
- экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
- некорректное произношение звуков;
- трудности в усвоении грамматических правил родного языка.
ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений
Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.
К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:
- отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
- избирательное и кратковременное внимание;
- нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
- моторная неловкость;
- однообразные игры в одиночестве.
Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.
Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятияЗадержка психоречевого развития
В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.
Задержка психоречевого развития имеет свои симптомы. Малышам при ней свойственно:
Иногда встречается совмещенная патология. Наличие 2 или более дефектов отрицательно влияет на приобретение разговорных навыков. Такие отклонения способствуют взаимному усилению.
Лечение ЗРР
Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, при этом начинать его следует на ранних сроках. В терапии принимают участие родители и такие специалисты, как невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт. В ситуации, когда отставание незначительно, своевременное лечение будет эффективным и даст прекрасный результат, иначе растет вероятность того, что крохе придется посещать специализированную школу и у него будут сложности в нормальном общении с одногодками.
Основные подходы в работе над коррекцией ЗРР
Существует три главных направления в лечении задержки речевого развития:
- Микротоковая рефлексотерапия. Суть метода заключается в том, что сверхмалые электрические импульсы воздействуют на биологически активные и нейрорефлекторные зоны мозга. После такого воздействия восстанавливается работа ЦНС в тех районах, где наблюдались нарушения. С помощью специального аппарата импульсы оказывают свое действие на отделы мозга, ответственные за речь, ее понимание, воспроизведение и словарный запас. Есть данные, доказывающие эффективность рефлексотерапии микротоками при гидроцефалии. Ее применение разрешается уже с полугодовалого возраста.
- Занятия с дефектологом и логопедом. Основная цель, которую преследует дефектолог – развитие памяти, мелкой моторики и мышления у малыша. В отличие от логопедов, начинающих работу с малышами, достигшими 4-5 лет, дефектологи начинают работать уже и с 2-летками. В задачах у логопеда стоит обучение ребенка корректно артикулировать, составлять предложения и тексты. Кроме этого, эффективным средством является специальный массаж и гимнастика – они стимулируют функционирование лицевых и шейных мышц, отвечающих за мимику и способность жевать. За счет этого произношение звуков и звукосочетаний становится для ребенка менее затруднительным.
- Терапия с использованием лекарств. Медикаментозные препараты для лечения задержки речевого развития назначаются неврологом или невропатологом. Сначала необходимо определить, с какой именно патологией ЦНС имеет дело ребенок – для этого существуют компьютерная томография и ЭЭГ, после чего составляется схема лечения выявленных отклонений и их последствий. Ноотропные препараты, к которым чаще всего прибегают неврологи – Актовегин, Кортексин, Пирацетам, Энцефабол, Нейромультивит и другие (рекомендуем прочитать: сироп для детей «Энцефабол»: инструкция). Стоит понимать, что иногда можно справиться с проблемой задержки речи и без психотропных препаратов.
Вспомогательные методы лечения
Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается комплексному лечению, которое включает такие дополнительные методы, как:
(рекомендуем прочитать: методики развития детей до 3-х лет)
- Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми (рекомендуем прочитать: как лечится задержка психомоторного развития?).
- Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями – например, сбор пазлов или подвижные игры.
- Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.
Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.
Домашняя терапия при задержке речевого развития
Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках – для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.
У многих детей с задержкой речи возникают трудности с тем, чтобы переключиться с движения на движение, им несвойственна ловкость, плохо дается рисование и лепка. Также очень полезно заниматься подвижными играми и играми с речевым сопровождением – они учат ребенка ориентированию в пространстве, ловким и ритмичным движениям со сменой их темпа. В возрасте 3-4 лет кроху можно отвести в один из многочисленных кружков.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями!
Задержка речевого развития у ребенка
Статистика в мире говорит о постоянном росте числа детей с задержкой речевого развития, и к сожалению эта тенденция сохраняется. Но когда родители спрашивают меня «А в чем по вашему мнению причина нарушений развития речи?», я ищу ответ на другой вопрос — «что же мешает ребенку заговорить?». И несмотря на схожесть этих вопросов, они подразумевают разные ответы и совершенно разные сценарии действий.
Содержание статьи
Задержки речевого развития у ребенка — основные причины
Основные причины трудностей в речевом развитии можно условно разделить на 4 группы (М.Е. Хватцев):
Органические:
- генетические нарушения;
- особенности внутриутробного развития, болезни матери во время беременности;
- особенности родов.
Функциональные:
- функциональная незрелость нервной системы;
- особенности соматического здоровья ребенка;
- заболевания ребенка в раннем возрасте.
Психо-неврологические:
- особенности работы сенсорных систем;
- особенности работы психических функций;
- неравномерность созревания звеньев речевой функциональной системы
Социально — психологические:
- особенности семейной ситуации развития;
- стрессовые ситуации, психологические травмы;
- отсутствие родителей.
В большинстве случаев трудности развития речи в группах это следствие тех или иных негативных событий в жизни ребенка. Не смотря на значительные различия, всех их объединяет одно свойство – они все уже в прошлом. Эти события уже случились, и при всем желании отменить их или как-то повлиять на них уже не получится.
К сожалению, медицина не всегда в состоянии диагностировать такие события в момент их наступления и предотвращать столь пагубные последствия. Поэтому, когда события наступили, родители становятся перед фактом – у ребенка нарушения речевого развития.
Коррекция ЛЮБЫХ, подчеркиваю ЛЮБЫХ трудностей развития речи у детей проводится в двух направлениях:
Медицинское
- Обследование
- Диагноз
- План лечения (препараты, медикаменты, процедуры)
- Контроль динамики
Психолого — педагогическое
- Обследование
- План работы с ребенком
- Ежедневные занятия
- Контроль динамики
Очень часто на практике эти два процесса не пересекаются, и каждый живет своей жизнью. Если для медицинской сферы важен диагноз и не очень важна скорость, ибо обследования и уточнения диагноза могут занимать годы. То для психолого- педагогической сферы все наоборот. Чем раньше приступите, тем больше и быстрее наступит эффект от занятий.
Для родителей такое положение дел открывает дополнительные возможности. Они могут начать помогать своему ребенку сразу же, здесь и сейчас. Все необходимое для этого есть изначально – это ребенок, с его сильными и слабыми сторонами. Его родители, которые хорошо знают, что он может делать и чего не может. И специалист дефектолог.
Приступать к занятиям можно практически сразу, не дожидаясь диагноза. Тут диагноз не нужен и вот почему – для подготовки плана работы с ребенком достаточно понять, в чем основная трудность при его попытках общения. Вот на какие параметры стоит обратить внимание:
Контакт:
- с ребенком сложно установить контакт, он постоянно «ускользает» или раздражается от попыток совместного общения;
- с ребенком сложно удержаться в совместной игре и занятиях;
- сложности с взаимопониманием и совместным познанием ново
Пониманием речи
- трудности с выполнением просьб;
- трудности с фонематическим анализом;
- трудности с лексико-грамматическим строем речи.
Активная речь
Если рассмотреть трудности речевого развития в данном подходе, то уже сейчас можно определить шаги, которые нужно делать вместе с ребенком. Либо определить проблемную область и самим подобрать хорошего специалиста в этой сфере.
То есть переход от медицинского диагноза к диагностике элементов построения речи (контакт, понимание речи, активная речь) позволяет начать действовать незамедлительно.
Если провести аналогию между задержкой психического развития и обычным заболеванием, то работа в психолого — педагогической сфере, это скорее реабилитация после тяжелой травмы, чем лечение этой самой травмы. И как в реабилитации тут два подхода – восстановление утраченной функции «мышцы», либо распределение функции среди других соседних «мышц».
Например, у ребенка диагностировали задержку речевого развития. «Травма» уже случилась, последствия для ребенка очевидны — сложности с пониманием речи. Можно используя его сильные стороны, в игровой форме «тренировать» напрямую навык понимания через работу с картинками любимых мультипликационных героев (восстановление утраченной функции).
А можно используя другие его сильные стороны, так организовать игровой процесс, чтобы он был вынужден учиться понимать речь, чтобы играть. Например, если он любит играть в контактные игры, то играя в них, необходимо использовать речь в игровом процессе. Через игру, ребенок получит положительный стимул осваивать навык понимания речи (распределение утраченной функции среди соседних мышц).
Краткий итог первой части:
- чтобы заниматься развитием речи с ребенком диагноз не важен;
- можно заниматься самим дома или ездить к специалисту, или учиться в онлайн-школе;
- важно понять – чего ребенку не хватает или что ему мешает общаться. Понять самому или проконсультироваться со специалистом;
- составить план работы, с учетом его сильных и слабых сторон;
- ежедневно заниматься со своим ребенком;
- корректировать план работ по его успехам.
7 ошибок родителей, препятствующих развитию речи
Но если все так просто, и отсутствие диагноза не препятствие для начал работы с ребенком то, почему немногие родители используют эту возможность?
Существует множество причин, почему ситуация складывается таким образом. Давайте вместе попробуем разобрать наиболее часто встречающиеся причины и подумаем, как их можно было бы устранить.
Часто родители,чей ребенок не говорит, или говорит хуже сверстников, задаются вопросом – все ли в порядке с моим ребенком? Не отстает ли он в развитии?
Определить это не сложно и любой родитель при помощи наших советов может сказать – есть ли проблемы у ребенка или нет? Как это сделать напишу ниже.
А пока предлагаю рассмотреть 7 наиболее распространенных ошибок родителей, у детей которых есть сложности развития речи и социальных навыков общения:
Ошибка 1. Смотреть на мир сквозь розовые очки
«У нас нет проблем, с ребенком все в порядке»
Принять мысль о том, что с моим любимым чадом что-то не так, порой бывает непросто. Родители до последнего не могут признаться себе в этом, поскольку природой заложена безусловная любовь к детям. Иногда эта любовь не только не помогает, но и создает дополнительные трудности.
Ребенок может говорить не понятно для окружающих, может вовсе не говорить. Может ходить по потолку, убегать от родителей на улице и устраивать истерики в публичных местах. Но любящие его всем сердцем родители всё списывают на его сложный характер, или отсутствие настроения или другие внешние причины.
Как исправить– будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время. Время – самый важный, и невосстановимый ресурс.
Ошибка 2. Немного подождем
«Есть проблемы с ребенком, но надо подождать. У наших знакомых/родственников было также, а потом все само прошло»
Почему родители предпочитают подождать? Потому что проблемы с развитием ребенком это всегда стресс. Инстинктивно родители откладывают принятие решения – а вдруг все обойдется, а вдруг он еще догонит… Чтобы прямо сейчас начать действовать, это же надо столько изменить в своей жизни!
По-человечески это понятно и близко. Так сложно поверить, что момент, когда надо действовать уже наступил. Хочется, чтобы все-таки обошлось, чтобы не коснулось, не с моим ребенком…
Сложность ситуации еще и в том, что проблемы не носят острый характер, все родные и сами родители уже как-то привыкли к этим странностям своего чада. Для них он понятный, свой, родной. Вдруг само пройдет, у тех же прошло…
Наверное, есть случаи, когда само проходит. Но я предпочитаю действовать наверняка. Я точно знаю, если работать над решением проблемы методично и целенаправленно, то она решится быстрее, чем если ждать, когда само пройдет. Ведь может само и не пройти…а время уходит…
Как исправить – не стесняться сходить на консультацию к специалисту, лучше к нескольким. Работать над проблемой, не ждать, когда само решится.
Ошибка 3. Сравнивать детей
«Все дети разные, кто-то развивается чуть раньше, кто-то чуть позже»
Это действительно так, и нельзя всех детей мерить одним аршином. Кто-то маленький, кто-то большой. Кто-то веселый, кто-то грустный. Один живчик, другой спокойный.
Все дети разные, у каждого свой характер. Но даже у самого широкого допуска на индивидуальные различия есть пределы.Эти пределы понятные, простые и четкие. Если ребенок выходит за эти рамки, то родителям необходимо помогать своему ребенку, больше чем обычно.
Как исправить–если вы видите отставание в развитии своего ребенка, приложите усилия, помогите ему. Займитесь его развитием, тем более, что существует огромное количество материалов и методик, для развития в игровой форме. Играйте с ребенком больше и чаще. Играйте в интересные и полезные игры.
Ошибка 4. Искать «нужные» слова
«Этот специалист ничего не понимает»
Часто услышав мнение от одного специалиста, родители им пренебрегают, при этом продолжают игнорировать нарастающий ком проблем. Причины могут быть разными – специалист не понравился по субъективным причинам.
Или сами родители не готовы принять правду. Или родители не придают значение тем тонким сигналам, которые им подает их ребенок. Считая, что все в порядке, а специалист перестраховывается.
Как исправить – сходить к нескольким спецам. Если 3-4 специалиста вам скажут – да, у вас проблемы, ими надо заниматься. Может ими действительно стоит заниматься.
Ошибка 5. Опираться в занятиях по развитию речи только на диагноз ребенка
«Какой у нас диагноз?»
В силу своей неинформированности иногда родители занимаются только исследованиями и уточнениями диагноза. Они ждут точного диагноза, чтобы на его основе начать работу с дефектологом. Или сразу после постановки диагноза опускают руки и никак не работают с ребенком в психологической сфере, а только в медицинской.
Хотя нарушения в развитии ребенка могут быть следствием огромного ряда причин, и не только заболеваний. Любая работа с ребенком строится из двух частей – медицинская и психолого-педагогическая. Идеальный вариант,когда они связаны друг с другом. Это возможно если родителям удастся найти невролога и дефектолога/логопеда, которые хорошо общаются друг с другом.
Но как правило они (эти две части) существуют независимо друг от друга. Поэтому чтобы дефектолог или сами родители эффективно работали с ребенком не нужен диагноз, в отличии от медицины. Нужен дефектолог, сам ребенок и его родители. Которые хорошо знают, как он себя ведет, что он может и чего не может, как общается с окружающими.
Могут быть одинаковые диагнозы и совершенно разные дети, и у них будут разные методы работы. Могут быть разные диагнозы и одинаковые дети, у них будут одинаковые методы работы.
Как исправить — начать работать со своим ребенком. Для этого диагноз не нужен.Помните — безнадежных детей нет.В любой, даже сложной ситуации есть возможность двигаться вперед. Да, маленькими шагами, постепенно, но и море «соткано» из мелких капелек воды.
Ошибка 6. Нужно найти самый эффективный подход
«Поиск волшебной таблетки»
Часто родители бьются в поисках универсального быстрого средства, «волшебной таблетки». Как всякие нормальные родители, они готовы отдать свои последние, за «таблетку», которая вылечит их ребенка раз и навсегда.
В моей практике не было случая, когда ребенку помогло какое-то одно средство или процедура или операция. Все те родители, дети которых догнали своих сверстников, занимались со своими детьми много и долго, и самостоятельно и со специалистами. И всегда это был комплекс – дефектология, физио-, медицина, и прочие.
Кто-то достиг результатов за полгода, а кто-то за несколько лет. Но не было ни разу случая, когда ребенку дали «волшебную таблетку» и все стало на свои места за неделю, либо даже за месяц, без ежедневной работы с ребенком.
Как исправить – настраиваться на долгий путь и ежедневные занятия. Проводить всегда комплекс мероприятий, больше заниматься с ребенком самостоятельно.
Ошибка 7. Опустить руки
«Чувство вины»
Оно съедает силы и время родителей. Напрасно тратиться их ресурс. На самом деле нет смысла себя винить, нужно собрать волю в кулак и работать с ребенком. Чем раньше начнете, чем более методично и системно будете работать, тем быстрее и больших результатов вы добьетесь. Тем быстрее ваш ребенок заговорит.
Как исправить – только хорошая динамика развития вашего ребенка избавит вас от чувства вины. Сконцентрируйтесь на занятиях с ребенком.
Как узнать, все ли в порядке с моим ребенком?
Все просто, надо ответить на 3 вопроса:
- Вас что-то беспокоит в ребенке? Его поведение, его питание, его общение с окружающими, его речь или ее отсутствие, его привычки, его игры и т.п.
- Ваш ребенок отстает от сверстников? По речи, по логике мышления, по количеству слов, по четкости дикции, по играм, по выполняемым заданиям и т.п.
- Как меняется динамика развития ребенка? Замедляется, либо останавливается, либо происходит регресс.
Первые два пункта понятны и просты. Третий пункт давайте разберем чуть подробнее.
Частое явление среди детей с нарушениями развития – остановка или регресс навыков. Такие дети могут развиваться согласно норм, но в какой-то момент может быть остановка или даже регресс (утрата ранее приобретенных навыков).
Это не происходит в один день, но, если вы будете внимательны к своему ребенку –заметите тревожные признаки. Сократился перечень продуктов, сократился словарный запас, сократился круг общения с другими детьми или взрослыми, ребенок постоянно задумчивый, не реагирует на просьбы родителей, разучился делать то, что раньше умел (одеваться, раздеваться, наливать себе, кушать самостоятельно и т.п.).
Важно это заметить и начать действовать.
Купить вебинар «Секреты развития речи от логопеда-дефектолога». Вебинар о том, как вызвать появление первых звуков и слов у ребенка, как улучшить качество речи. Какие основные причины трудностей развития речи у детей и когда необходима помощь специалистов. Как родителям и специалистам быстрее преодолеть сложности с развитием речи у ребенка.
Что делать если есть сложности с развитием речи?
Если хотя бы на один из трех вопросов теста вы отвечаете «да», лучше сходить на консультацию к специалисту.
Если так случилось, что консультация специалистов подтвердила ваши опасения.Ивам нужно заниматься с ребенком, то есть 3 принципиально разные возможности, как это можно сделать. Какую выбрать, зависит от вашей ситуации:
- Найти специалиста и ездить на занятия от 2 до 7 раз в неделю.
- Найти необходимые материалы по вашей проблеме прочитать, понять, найти то, что относится к вашему случаю, отсеять лишнее, составить план и действовать самостоятельно.
- Присоединиться к нашей онлайн-школе, где специалисты подготовят вам план занятий, а заниматься вы будете дома самостоятельно, в удобное время, при методической поддержке специалистов школы.
До скорых встреч! Успехов в работе.
Логопед-дефектолог Андрей Шевченко
причины, признаки, диагностика и лечение :: SYL.ru
Очень многие дети страдают от такой проблемы, как задержка речевого развития. Проблемы и нарушения становятся очевидными примерно с 2-летнего возраста ребенка. Очень многие мамы, чтобы предотвратить возникновения проблемы, обращаются к логопеду в более раннем возрасте.
Чтобы избежать этих ошибок, обязательно нужно понимать, какие существуют причины задержки речевого развития, и различать первые признаки проблемы.
Норма развития речи у детей
Развитие речи у детей всегда происходит по-разному и зависит от множества различных факторов. Каждый ребенок индивидуален, что важно учитывать. Однако, обязательно нужно точно понимать разницу между нормой и патологией, чтобы родители могли своевременно распознать формирование патологии.
Существуют общепринятые, примерные нормы, по которым и можно прослеживать развитие речи ребенка. При наличии тревожных признаков, нужно сразу же обратиться к специалисту для проведения коррекции и грамотного лечения.
Нормой считается, если словарный запас ребенка в 3 года составляет примерно 1000 слов. Речь его уже хорошо понятна родителям и тем, с кем ежедневно общается. Он уже хорошо понимает, что ему говорят, и умеет отвечать. Ребенок в этом возрасте уже хорошо ориентируется в домашней обстановке и знает наименование многих предметов. Он помнит имена всех своих родных и свое собственное имя.
Ребенок знает назначение вопросов и может точно на них ответить. В возрасте 4 лет малыш может достаточно свободно говорить на разные, но простые темы. Однако стоит отметить, что предложения у него еще короткие и односложные. Если есть отклонения от принятых норм, то можно заподозрить задержку речевого развития.
Проблемы с речью или другое нарушение
При задержке речевого развития у ребенка страдает только лишь разговор малыша. В то же самое время, он вполне может нормально реагировать на обращения в свой адрес, выполнять различные просьбы, откликается. Но при этом стоит отметить, что малыш практически не разговаривает.
У детей с истиной задержкой речевого развития (по МКБ-10 — F80), не диагностируются поведенческие и двигательные нарушения. Зачастую оно не сопровождается умственной отсталостью. Однако проблемы с речью могут стать серьезной помехой для последующего развития малыша и социализации его в обществе.
Отсрочка развития речи может возникнуть в случае нарушения нервной системы после протекания инфекционной болезни или травмы. Большое значение имеет и генетическая предрасположенность.
Основные причины
Задержка речевого развития у детей может быть спровоцирована различного рода инфекционными заболеваниями, генетическим фактором или вирусами. Среди них нужно выделить такие как:
- цитомегаловирус;
- вирус герпеса;
- токсоплазмоз;
- краснуха.
Все эти, казалось бы, безобидные вирусы могут отрицательно отразиться на развитии ребенка, что станет толчком к отставанию в речевом и психологическом развитии. Подобные болезнетворные микроорганизмы могут передаваться внутриутробно от матери к плоду, во время грудного скармливания, а также бытовыми способами.
Задержка речевого развития у детей возникает при совокупности таких провоцирующих факторов, как:
- внутриутробные инфекции;
- прием некоторых препаратов во время беременности;
- хронические болезни матери;
- родовые травмы;
- осложнения после прививки;
- инфекционные болезни, перенесенные в раннем детстве;
- тугоухость.
Все эти факторы провоцируют возникновение нарушений в нервной системе. Могут наблюдаться проблемы с мозговыми функциями, а также повышается риск речевого расстройства и других психоневрологических функций. Стоит отметить, что в группе риска находятся практически все дети.
Первые признаки
Признаки задержки речевого развития в 2 года и в более старшем возрасте индивидуальны для каждого малыша. Самостоятельно определить наличие патологии не всегда возможно. Именно поэтому точный диагноз поставить может только детский логопед, опираясь на наличие характерных признаков, в частности, таких как:
- новорожденный на 4 неделе жизни не реагирует на звуки;
- полное отсутствие звуков в возрасте 2 месяцев и старше;
- ребенок в год не имеет элементарного словарного запаса;
- малыш в 2 года с трудом объясняется со взрослыми и испытывает сложности в общении с одногодками;
- задержка речевого развития у детей 3 лет выражается в неспособности описать интересные для малыша события.
Помимо этого, у ребенка речь может быть слишком быстрой или, наоборот, несколько заторможенной. Полное формирование артикуляционной моторики возможно только при условии богатого словарного запаса.
Когда нужно беспокоиться
Формирование речевых навыков обязательно должно соответствовать возрасту ребенка. Именно по этому критерию родители и доктор может определить наличие отклонений в развитии крохи. В первые 2 месяца после рождения ребенок проходит этап так называемого гуления, издавая при этом звуки, которые никак не связаны между собой. Он реагирует на обращение к нему родителей и старается им отвечать.
Если малыш в этом возрасте не издает совершенно никаких звуков, то родители обязательно должны забеспокоиться. При наличии отклонений, ребенок может совершенно не реагировать на то, что кто-то произносит его имя.
В возрасте 8 месяцев дети должны уметь повторять за взрослыми самые простые слова. При этом в норме малютка изначально произносит их по слогам, так как они для ребенка еще сложные и новые. При наличии нарушений речи малыш не будет стараться повторять слоги и не станет изучать даже простые звуки.
Задержка речевого развития в 2 года характеризуется тем, что ребенок практически все время молчит, а если и начинает разговаривать, то произносит всего 1-2 простых слова и снова замолкает. При наличии нарушений малыш в 2,5 года не говорит и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не может составить самое простое предложение. В его лексиконе примерно 20 слов, однако, он не всегда может их использовать.
Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется тем, что малыш не может полноценно разговаривать со взрослыми и не может внятно выразить свои потребности и желания. Около 4 лет ребенок уже должен легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультфильмов, а также рассказывать небольшие стихотворения. При задержке речевого развития в 4 года ребенок разговаривает слишком быстро, проглатывает окончания слов, запинается.
Еще одним признаком, который должен насторожить, является то, что малыш начинает разговаривать заученными фразами из мультфильмов. Своих предложений он составлять и произносить не в состоянии.
К какому врачу обратиться
В случае наличия явной задержки речевого развития у детей 3 лет и более младшем возрасте, требуется консультация целой группы врачей. По этой причине родителям обязательно нужно обратиться за помощью к:
- отоларингологу;
- педиатру;
- логопеду;
- невропатологу;
- психиатру.
Благодаря проведению комплексной диагностики можно будет установить основную причину возникновения отклонений в формировании речи у малыша, а также назначить наиболее результативную терапию.
Проведение диагностики
При наличии подозрений задержки речевого развития в 2 года и более старшем возрасте у ребенка, нужно сразу же обратиться к педиатру, который определит соматический статус пациента, а также установит причины возникновения нарушения. На основании полученных данных, доктор может понять, к какому именно специалисту нужно направить малыша для проведения последующих диагностических мероприятий.
Невролог проводит исследование головного мозга на предмет наличия различных инфекционных заболеваний. Обязательно нужно посетить ЛОРа, чтобы исключить наличие хронического отита, тугоухости и аденоидов.
Консультация логопеда требуется после того, как были собраны результаты всех предыдущих обследований. На их основании доктор может составить полную картину протекания заболевания и принять все требуемые меры.
Специалист в ходе проведения обследования и коррекции фиксирует появление новых для ребенка слов, учитывает манеру их произношения. Также важное значение имеет возможность объединения слов в словосочетания или предложения. Помощь психиатра требуется в случае, если нужно исключить у ребенка наличие аутизма, олигофрении или общего речевого недоразвития.
Особенности лечения
Лечение задержки речевого развития проводится сразу в нескольких направлениях, а именно:
- медикаментозные препараты;
- физиотерапия;
- массаж;
- логопедические занятия.
Медикаментозная терапия оказывает очень хороший результат. Для проведения лечения задержки речевого развития назначаются лекарственные средства, активизирующие функционирование мозга. Очень хороший эффект оказывают «Нейромультивит», «Актовегин», «Лецитин». Помимо этого, могут потребоваться препараты, нормализующие деятельность речевых зон, в частности, доктор может назначить «Когитум».
Все назначения делает только психиатр или невролог. Заниматься самолечением очень опасно, так как некоторые лекарственные средства могут быть строго противопоказаны.
Восстановить нормальное функционирование мозга поможет магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Они отвечают за словарный запас, дикцию, интеллектуальные способности, речевую активность. Высокая результативность применения электрорефлексотерапии связана с оказанием дополнительного лечебного воздействия. Однако стоит отметить, что подобную методику запрещено применять детям с судорожным синдромом, психическими нарушениями и эпилепсией. Для магнитотерапии противопоказаний не существует.
Среди альтернативных методик нужно выделить иппотерапию, дельфинотерапию, однако, все они должны подбираться строго индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка. Все эти средства обязательно должны быть подкреплены педагогическим воздействием. Все занятия учитель проводит в игровой форме, по индивидуально составленному плану.
Медикаментозное лечение
В качестве медикаментозных препаратов широко применяется лекарственное средство «Пантогам» при задержке речевого развития, так как оно направлено на активизацию речевых зон. Лекарство помогает активизировать нейроны головного мозга. Подобные препараты назначает детский невропатолог строго индивидуально после проведения обследования и постановки диагноза.
Помимо этого, доктор может назначить такие лекарственные средства, как «Кортексин», «Когитум».
Физиотерапевтические методики
При задержке речевого развития в 3 года, для проведения коррекции широко применяют физиотерапевтические методики, в частности, такие как электро- и магнитотерапия. При помощи подобных процедур нормализуется функционирование областей головного мозга, отвечающих за умственные способности, в частности словарный запас и дикцию.
В качестве терапии применяют обе этих методики, которые очень хорошо дополняют друг друга. При этом обязательно требуются занятия с педагогом-корректоллогом. Без этого обе эти методики не принесут требуемого результата. Если начать лечение своевременно и провести его комплексно, можно результативно устранить нарушения развития речи.
Педагогическая коррекция
К специалисту обязательно нужно обратиться в случае задержки речевого развития у детей в 2 года, особенно если речь малыша непонятна даже близким людям. В работе с такими детьми специалисты используют музтерапию, арттерапию, методики сенсорно-предметной терапии, а также специальные способы разработки моторики. В частности, достаточно активно можно использовать пальчиковые игры.
Дома родители должны обеспечить ребенку возможность комплексной разработки мелкой моторики, для чего могут потребоваться:
- паззлы;
- мозаика;
- конструктор;
- шнуровки;
- мячики и кубики разного размера;
- пирамидки.
Нужно с ребенком лепить из пластилина, нанизывать бусинки на нитку, проводить рисование пальчиковыми красками, а также выполнять самые простые гравюры. Огромное значение имеет применение самых различных массажных методик и техник двигательной стимуляции для дополнительного развития ощущений и восприятия с самого раннего детства.
Специалисты для развития ребенка рекомендуют применять подвижные игры, которые помогают развивать навыки ориентирования в пространстве, менять темп движений, а также игры, где требуются речевые навыки.
Любые занятия обязательно должны проводиться систематически, именно поэтому, их нужно выполнять ежедневно и под контролем специалиста. Малышу в возрасте 3 лет нужно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы полностью проделывать дома все рекомендации доктора.
Широко применяется для проведения коррекции логопедический массаж. Для этого нужно воздействовать точечно на щеки, язык, мочки ушей и губы. Все упражнения, которые проводит дефектолог, направлены на развитие подвижности языка и слухового аппарата, а также мышц лица. Это могут быть скороговорки, подражания звукам, песни, сказкотерапия.
Мнение специалистов
Специалисты говорят о том, что многие дети начинают произносить осознанные звуки примерно к году. Однако, есть и полностью здоровые дети, которые не спешат начинать разговаривать, и если нет никаких дополнительных отклонений, то это считается нормой. Во многом это зависит от особенностей характера и темперамента ребенка. Веселый и дружелюбный малыш старается заговорить как можно раньше.
Если малыш спокойный и склонный к продолжительному наблюдению, то у него на протяжении длительного времени может не появляться желание высказать свое мнение. Очень важное значение имеет атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение окружающих к нему. Если по каким-то причинам мать все время молчит в обществе ребенка, то он тоже может замкнуться в себе и не проявлять желания разговаривать. Также большую роль играет психологическое перенапряжение и стрессы.
Если ребенок на протяжении длительного времени не старается заговорить, то обязательно нужно создать для него максимально дружелюбную атмосферу. Нужно дать ему возможность как можно чаще бывать среди других детей, чтобы малыш чувствовал себя естественно. Комплексное лечение задержки речевого развития отзывы имеет достаточно хорошие. Родители говорят о том, что самое главное — ежедневно проводить требуемые занятия.
Возможные последствия
При протекании нарушения со временем могут возникнуть самые различные, достаточно неприятные последствия, среди которых нужно выделить такие как:
- сильное отставание малыша в физическом и психическом развитии;
- ухудшение ситуации со временем;
- возникновение сложностей в обучении.
Иногда родителям могут порекомендовать отдать ребенка в специализированное учебное заведение.
Профилактические мероприятия
Чтобы развитие речи у ребенка проходило без задержек, родители должны сразу же уделить внимание этому вопросу сразу же после рождения малыша. Нужно стараться разговаривать с ним как можно больше, рассказывая обо всем, что окружает малыша.
Профилактика также подразумевает под собой обеспечение оптимальных условий проживания для беременной женщины. Крайне важным условием для внутриутробного развития плода является душевное спокойствие, отсутствие стрессов, эмоциональных потрясений.