Задержка развития речи лечение – провоцирующие факторы и причины развития отклонения, разновидности патологии, первые признаки и симптомы ЗПРР, методы терапии и коррекции

Способы лечения задержки речевого развития у детей

Лечение задержки речевого развития – это проведение комплексной коррекционно-развивающей работы, направленной на нормализацию речевой функции у ребенка. При таком диагнозе важно начать лечение как можно раньше, это повышает шансы на полное устранение проблемы. ЗРР – это сложная патология, при которой процесс формирования речи сильно отстает от возрастных норм. Лучше всего заболевание поддается коррекции с помощью артикуляционной разминки в 7-летнем возрасте.

Задержка речевого развития

Преимущественно такой диагноз «задержка речевого развития» ставится малышам в 3-4 года. При такой патологии наблюдается медленное освоение ребенком норм родного языка по сравнению со своими сверстниками.

При задержке речи страдают все ее компоненты, начиная от звуков и словаря, заканчивая фразами. Чаще такое заболевание выявляется у мальчиков, чем у девочек. Подобное речевое нарушение имеет последствие и накладывает определенный отпечаток на психических процессах у детей.

С учетом данной особенности патологии чаще всего такие нарушения, как ЗРР и ЗПР, протекают одновременно, и ставится диагноз «задержка психо-речевого развития». Речевые нарушения в детском возрасте – это медико-педагогическая проблема, решение которой проводится при участии различных специалистов.

Задержка речевого

Виды лечения и особенности

При диагностировании такого нарушения, как задержка речевого развития, чем лечить патологию определяет специалист.

Важно: родителям следует помнить о том, что чем раньше выявлено нарушение, тем выше шансы на полное выздоровление. Специалисты утверждают, что начинать работать следует сразу же, как возникли подозрения на болезнь.

В 3-4 года с детьми уже работают специалисты, которые занимаются коррекцией речевых нарушений. Борьба с ЗРР у детей обычно проводится с применением следующих методов:

  1. Медикаментозная терапия. После тщательного обследования малыша невролог назначает ему прием определенных лекарственных препаратов, действие которых направленно на активизацию деятельности речевых центров и подпитку нейронов головного мозга. Родителям категорически запрещено самостоятельно давать такие препараты ребенку, поскольку назначать их должен только специалист, с учетом запущенности заболевания и индивидуальных особенностей организма.
  2. Физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия при задержке речевого развития у детей включает проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии. Благодаря им удается нормализовать работу отдельных участков мозга, отвечающих за речь. Проводить такие процедуры разрешается с 2 лет, но противопоказаниями служат расстройства психики, судороги и эпилепсия.
  3. Занятия с педагогом-дефектологом. Прием лекарственных препаратов и физиотерапевтическое лечение должны сопровождаться работой со специалистами по коррекции речи. Благодаря ежедневным занятиям удается устранить дефекты развития и не допустить возможного возникновения речевого торможения. Кроме этого, специалисты учат ребенка преодолевать трудности в процессе лечения, а вся работа проводится по индивидуальному плану, в форме игры.

По назначению невролога может проводиться ЭЭГ при задержке речевого развития, благодаря которому удается оценить биопотенциалы мозга и выявить очаги функциональной и патологической активности.

Эрготерапия для детей с задержкой речевого развития предполагает проведение коррекционной работы в комфортных условиях. Это обозначает, что для достижения положительных результатов необходимо хорошее настроение ребенка и заинтересованность в сочетании с другими лечебно-восстановительными мерами.

Еще одним методом лечения является транскраниальная микрополяризация головного мозга при задержке речевого развития, эффективность которой подтверждена множественными исследованиями. В основе методики лежит воздействие электрического тока на мозг, причем сила его намного меньше той, которая применяется при электрофорезе.

Важно: после проведения курса лечения при ЗРР наблюдается уменьшение импульсивности, восстановление внимания, усидчивости и памяти. Кроме этого, появляются новые слова, фразы и активно развиваются двигательные функции.

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Несмотря на множество положительных отзывов специалистов о такой процедуре, как транскраниальная микрополяризация при задержке речевого развития, добиться эффекта не получится в том случае, если нарушение обусловлено психиатрическим заболеванием в тяжелой форме.

Врачи утверждают, что именно комплексное лечение задержки речевого развития у детей считается самым эффективным. Кроме этого, важное место в борьбе с недугом отводится родителям ребенка.

лечение

Применение массажа для лечения

Важной частью занятий считается логомассаж, который используется для постановки звуков речи и формирования артикуляционного аппарата. Чаще всего такую процедуру делают детям старшего дошкольного возраста, у которых при поступлении в школу уровень речи отстает от нормы.

Обычно массаж при задержке речевого развития делают специалисты, и важно, чтобы он был выполнен аккуратно, профессионально и безболезненно. После курса лечения у ребенка нормализуется тонус мышечной и мимической мускулатуры, а также восстанавливается функционирование артикуляционного аппарата.

Логомассаж рта проводится с применением специальных приспособлений либо зубных щеток. В домашних условиях логомассаж при задержке речевого развития можно заменить поеданием твердой пищи, что также помогает разрабатывать артикуляционный аппарат.

Дополнительные рекомендации и полезные советы

Для того чтобы лечение речевой патологии было эффективным, родителям необходимо принимать активное участие в этом процессе. В домашних условиях можно выполнять с ребенком некоторые упражнения и задания:

  • Музыкальные игры. Они помогают концентрировать внимание ребенка, учат его быть сосредоточенным и замечать изменения ритма. Следует предложить малышу поиграть на различных музыкальных инструментах либо угадать голоса домашних животных.
  • Пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук отражается на работе артикуляционного аппарата. Малышу можно предложить поиграть с конструктором, фасолинами, пуговицами, шнуровкой либо сложить паззлы.
  • Подвижные игры. Словарь стимулируют игры, которые требуют навыка ориентировки в окружающем пространстве и умения изменять скорость движений.
  • Совершенствование зрительного внимания. Особенно эффективны при формировании речи у ребенка игры с различными фигурами, специальными карточками и цветными предметами.

В домашних условиях родителям необходимо как можно чаще общаться со своим ребенком и стимулировать у него желание подражать им. В речи лучше всего использовать простые предложения и обязательно озвучивать все свои действия.

Рекомендуется ограничить просмотр телепередач либо вовсе от него отказаться, а читать доступные возрасту ребенка сказки и рассказы. Для развития дыхательной системы можно учить кроху играть на дудочке, губной гармошке либо надувать мыльные пузыри. Кроме этого, можно массировать руки ребенка и пальчики специальными приспособлениями либо использовать обычные шишки. Ни в коем случае не стоит заострять внимание на дефекте речи и стесняться ее, а обязательно поощрять любые его достижения и успехи.

В заключение

Даже самые правильные методики борьбы с задержкой речевого развития могут оказаться неэффективными, если малыш растет в неблагоприятной обстановке. Родителям следует запомнить, что чем раньше начата коррекционная работа, тем выше шансы на положительный результат.

Особой эффективностью отличается лечение задержки речевого развития в Израиле, которое осуществляется в нескольких клиниках и практикует комплексный подход.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

что это такое, причины и лечение нарушения

ЗПР проявляется как нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Это комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций.

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим.

Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным.

Если у детей диагностируется задержка речевого развития (ЗРР), все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными. Основной признак задержки речевого развития – несоответствие уровня речи возрастным нормам. Речевые умения отстают от нормы на несколько возрастных периодов, хотя умственная деятельность, интеллект и эмоции в норме. Ребёнок понимает обращённую речь, адекватно на неё реагирует, выполняет 1–2-ступенчатые инструкции, но сам говорит мало и неохотно, не пользуясь речью, как инструментом общения. Без коррекционных действий ребёнок, повзрослев, становится малообщительным и неконтактным.

Причины возникновения ЗПРР у детей

Нарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций. ЗПРР у ребёнка может развиться по следующим причинам:

  • Повышение внутричерепного давления, которое может быть последствием неправильно выполненных прививок, перенесённых инфекционных заболеваний.
  • Родовая травма, длительный безводный промежуток, гипоксия плода.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Слишком ранний отказ от грудного вскармливания.
  • Социальные факторы, отсутствие речевой практики в семье в период формирования у малыша речевых зон головного мозга.
  • Заболевания органов желудочно-кишечного тракта, слуха, аллергия, воспаление аденоидов, отит, черепно-мозговая травма, перенесённые в раннем детстве.
  • Аномалии строения или повреждение шейного отдела позвоночника во время родов, операции кесарева сечения.

Задержка психоречевого развития у детей может быть заподозрена, если отмечаются следующие симптомы:

  • с трудом выполняет элементарные задания по словесной инструкции без использования зрительной помощи или жестов;
  • развитие речи у ребёнка не соответствует возрастным нормам;
  • не может концентрировать внимание во время игровой деятельности, чтения ему книг, просмотра мультфильмов, прослушивания детских песенок и стихов;
  • бедный словарный запас, он неправильно понимает смысл простых слов;
  • не может играть со сверстниками в игры, свойственные его возрасту.
Особенно внимательно нужно отнестись к ситуации, когда ребёнок отказывается от общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Возможные причины этих нарушений – аутистические проявления или отклонения психического развития.

Если не обратить вовремя внимание на ЗРР, то со временем, к 5–6 годам, заболевание перерастёт в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции.

Диагностирование и обследование

Диагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:

  • Невролог поможет справиться с заболеваниями нервной системы, лежащими в основе дефекта.
  • Педиатр диагностирует и лечит соматические заболевания, которые могли способствовать задержке речи.
  • Дефектолог занимается с детьми коррекцией речи и развитием высших психических функций начиная с трёхлетнего возраста. Занятия направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики.
  • Логопед поможет стимулировать речевое развитие, освоить правильное речевое дыхание, артикулированию звуков, научит управлять своей речью, формулировать мысли, высказывания, освоить лексику, грамматические формы. Занятия можно начинать с 3–3,5 лет.
  • Педагог-психолог устанавливает диагноз ЗПР у детей младшего школьного возраста или у дошкольников на основании специальных тестов.

Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге.

Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3,5–4,5-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:

ребёнок ловит мяч
  1. Чтобы узнать, понимает ли ребёнок значения слов, можно произнести название предметов в ближайшем окружении, не глядя на них, и предложить их показать.
  2. Для определения понимания значений прилагательных, нужно показать два одинаковых предмета разных цветов, спросить: «Где красный (мяч)? А где синий?».
  3. Чтобы узнать, понимает ли малыш глаголы, можно показать 2–3 картинки, где один и тот же персонаж выполняет разные действия, спросить: «Где (птичка) летит, клюёт, сидит?».
  4. Для определения понимания значений предлогов предложить малышу положить игрушку или карандаш на коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой, под коробку.
  5. Чтобы выяснить верно ли ребёнок употребляет грамматические категории, ему предлагают назвать слово во множественном числе (это рука, а это… руки), создать уменьшительную форму существительного (у великана ноги, а у гномика… ножки), изменить глагол по родам (пёс убежал, а собака… убежала).
  6. Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).
  7. Для определения умения сохранять рисунок слова, предлагают повторить за взрослым слова, состоящие из 3–4 слогов: самовар, молоток, полицейский, экскаватор, одуванчик, перебежал и т. д.

Медикаментозное лечение

Лечение задержки речевого развития у детей может проходить амбулаторно, в режиме частичной госпитализации или в условиях круглосуточного наблюдения в стационаре без ограничения передвижения по отделению.

В соответствии с причиной, из-за которой развилась задержка психического развития у детей, обязательно проводится лечение основного заболевания. Используются разнообразные группы препаратов: ноотропы, витамины, сосудистые, успокоительные, психостимуляторы, адаптогены.

Если установлен диагноз ЗПРР, лечение должно быть комплексным. Нельзя отдавать предпочтение только одному препарату, т. к. в этом случае не будет лечебного воздействия на все нервные структуры.

  • Ноотропы: Фенотропил, Ноотропил, Семакс, Пантогам, Танакан, Глиатилин, Энцефабол, Глицин, Глютаминовая кислота, Биотредин, Кортексин. Эти препараты активизируют функцию головного мозга, стимулируют запоминание, познавательную, умственную деятельность у психически инертных людей, улучшают устойчивость клеток головного мозга к кислородному голоданию, успокаивают и улучшают настроение в случае необходимости, предупреждают судороги и поведенческие расстройства. Обладают дезинтоксикационными свойствами.
  • Витаминные комплексы: Нейромультивит, Мильгамма и витамины: биотин, тиамин, никотиновая кислота, цианокобаламин или поливитамины, содержащие в своём составе группу В, Е, С, РР, фолиевую кислоту и микроэлементы. Без витаминов и микроэлементов в организме невозможны процессы нормальной жизнедеятельности.
  • Сосудистые: Винпоцетин, Кавинтон, Детралекс, Инстенон, Вазобрал, Циннаризин, Ницерголин, Мемоплант. Данные лекарства улучшают мозговое кровообращение, приток артериальной крови и отток венозной крови из мозга, усвоение кислорода и питательных веществ головным мозгом, нормализуют тонус сосудов головы и шеи.
  • При психоречевой расторможенности, эмоциональных потрясениях организм нуждается в нормализации обменных процессов в нервной системе. С этой целью используются успокоительные препараты: Пустырник, Ново-пассит, Персен, Бромистый калий, Валериана и настойки мелиссы, пиона, зверобоя.
  • Психостимуляторы — безрецептурные препараты: Адаптол, Церебролизин, Актовегин, Фенибут, Чаванпраш. Активизируют умственную и в меньшей степени физическую активность. Ускоряют мышление, уменьшают усталость, сонливость и вялость, повышают способность концентрировать внимание, работоспособность, общительность.
  • Адаптогены: женьшень, элеутерококк, лимонник, радиола, маточное молочко, алоэ, пихта, левзея, шиповник. Кроме этих, ещё лекарственные средства: Лецитин, Дибазол, Янтарная кислота, Мумиё, Пантокрин, Мелаксен, Аргинин. Растительные и искусственные адаптогены надо применять исключительно по назначению врача, т. к. они имеют много дополнительных эффектов. Например, Дибазол снижает артериальное давление, а Мелаксен является снотворным препаратом.

Биологически активные препараты тонизируют нервную систему, повышают устойчивость организма к внешним неблагоприятным воздействиям, улучшают настроение, работоспособность, повышают аппетит. Действие развивается постепенно.

Если задержка речевого развития у детей вызвана гидроцефалией, то будет головная боль, тошнота, рвота. Потребуется назначение обезболивающих, противорвотных, мочегонных средств.

Немедикаментозное лечение

Необходимым условием успешности лечения является подключение немедикаментозных методов, к которым относятся:

  • занятия с логопедом;
  • массаж;
  • ЛФК;
  • занятия с психологом;
  • краткосрочные сеансы индивидуальной психотерапии по 1 часу 2 раза в неделю через 3, 6, 12 месяцев;
  • дельфинотерапия;
  • трудотерапия;
  • иппотерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • магнитотерапия.

Чтобы лечение было эффективным, следует установить между ребёнком и специалистом доверительные отношения, взаимопонимание и должный контакт. Можно подключать семейную и поведенческую психотерапию.

Для развития речи используются следующие упражнения и задания:

  • Учить ребёнка рассказывать об изображении на картинке. Часто менять картинки не надо. Целесообразно постепенно наращивать словарный запас, описывая одну и ту же картинку.
  • Эмоционально рассказывать ребёнку какую-либо историю, вызывая у него желание вам подражать.
  • Прочитать короткий интересный рассказ и попросить пересказать.
  • Учить вместе стихи, потешки, песенки.
  • Как можно больше общаться с малышом, при этом стараясь не понимать его жестов, а настаивать на произнесении звуков, слогов и слов.
  • Показывать ребёнку изображения, просить последовательно разложить их и составить рассказ.
  • Постоянно обогащать словарный запас малыша.
  • Обучить говорить монологом, а в дальнейшем — поддерживать диалог.
  • Стараться вместе описывать, сопоставлять, учить обобщать события и природные явления.

Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.

Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.

Несколько упражнений для домашних занятий по коррекции ЗРР:

  1. Угадай кто. Спрятать игрушки или изображения животных и предложить поискать их, одновременно имитируя их голоса.
  2. Угадай игрушку. Разбросать по комнате игрушки, предложить отыскать одну из них, называя лишь её признаки.
  3. Части целого. Показать картинку или игрушку, называя части объекта (нос, глаза, уши, голова, шея, руки, ноги, туловище, хвост), предложить повторить за взрослым.
  4. Какой? Рассмотреть пять знакомых игрушек или предметов быта. Угадывать и доставать их из коробочки или мешочка, затем предложить малышу описать их, называя цвет, форму, поверхность, вкус и т. д.
  5. Назови ласково. Показать картинку с большим предметом, предложить назвать такой же маленький предмет ласково.
  6. Чего не хватает. Показать картинки, где изображены предметы с недостающими деталями (шарик без нитки, цветок без стебля, флажок без палочки).
  7. Чего не стало. Показать сначала три игрушки, затем больше, предложить малышу закрыть глазки, убрать одну и затем назвать исчезнувшую, вспомнить, где она стояла, вернуть на место, затем поменяться ролями.

Способы профилактики нарушения

Воздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость.

К основным профилактическим мероприятиям относятся:

  • соблюдение режима сна и бодрствования;
  • совместное проведение семейных праздников и мероприятий, на которых детям уделяется должное внимание;
  • раннее начало занятий с логопедом индивидуально или в специальных коррекционных группах;
  • чтение детской литературы, совместное изучение детских стихотворений, прогулки, поездки;
  • сбалансированное питание, исключающее или уменьшающее из рациона малыша булку, печенье, яйца, молоко, мёд, конфеты, картошку, свёклу, сухарики, курицу, креветки, шоколад, экзотические фрукты и ягоды;
  • психотерапия в группе.

Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.

Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:

  • Регулярно осуществлять медицинские осмотры с привлечением невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога.
  • Развивать у малыша понимание речи, используя простые инструкции типа «дай книжку», «возьми со стола чашку и отнеси бабушке воды».
  • С малышом надо читать, петь, разговаривать, озвучивая все свои действия и окружающие события и стараться вызывать его на диалог.
  • Не дожидаясь, когда ребёнок заговорит, надо развивать сенсорные умения малыша научить различать предметы по размеру, форме, цвету, развивать мелкую моторику кисти.

На видео ниже показано как научить ребёнка формам и цветам:

Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме

У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.

Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.

Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.

Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.

Задержка психоречевого развития (ЗПР) у детей

Задержка речевого развития — Неврология — LiveJournal

Введение. Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Для развития речи необходимо, чтобы головной мозг и особенно кора его больших полушарий достигли определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно важное условие – [!] полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.


Речевая функция имеет две важнейшие составляющие: восприятие звуков речи (импрессивная или рецептивная речь), за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли), и воспроизведение звуков, слов, фраз (экспрессивную речь) — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи). Оба речевых центра локализуются в доминантном большом полушарии головного мозга: левом у правшей и правом у левшей.

Задержка речевого развития [ЗРР] (или овладение речью позже, чем в норме) — системное недоразвитие речи, в основе которого лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга. По современным международным классификациям ЗРР определяется как «дисфазия», или «дисфазия развития» (в современной литературе применяется также термин «специфические расстройства развития речи»). Выделяют также «дизартрию» — расстройство звуко-произносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры (читайте также статью «О классификациях нарушений речи в детском возрасте» Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш.; Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области, детская клиническая больница восстановительного лечения, «Научно-практический центр «Бонум», Областной детский центр патологии речи (электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении» №2, 2010) [читать]).

Этапы развития речи. В 1 — 1,5 мес. появляется первое гуление из отдельных гласных звуков, в 2 — 3 мес. к гулению добавляются согласные, в 4 мес. гуление становится сложным (свирель). В 7 — 8,5 мес. ребенок начинает лепетать (произношение отдельных слогов типа ба-ба), а в конце этого срока появляется модулированный лепет, т.е. вариация интонациями. В 8,5 — 9,5 мес. ребенок радует окружающих словами ма-ма, па-па, ам-ам. Но придать им смысл или соотнести их с конкретными личностями не может. В 12 мес. ребенок уже может соотнести слова ма-ма, па-па с конкретными людьми. В 13 — 15 мес. ребенок произносит 5 — 6 простейших слов, но окружающие понимают не более 20% лепета ребенка. К 18 мес. появляются звукоподражательные слова (бормотание губами, имитирующее звук автомобиля, ав-ав и т.д.). В 18 — 21 мес. появляются попытки произношения простейших фраз типа дай-дай, иди-иди, мама, дай. В 22 — 24 мес. появляется понимание множественной формы и единственного числа, начинается этап вопросов «что это?» На третьем году жизни в речи появляются падежи и многословные предложения, употребляются придаточные предложения. В речь входят местоимения и союзы. В 4 — 5 лет появляются монологи и длинные фразы. В дальнейшем при прочих равных условиях развитие речи зависит от культурного уровня семьи и занятий с ребенком.

Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов (наиболее часто неврологический статус этих детей обусловлен следующими диагнозами: минимально-мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия), нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставание в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Реже причиной задержки развития речи у детей являются аутизм или общее отставание в психическом развитии.

Раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов традиционно рассматривают в качестве основной причины отставания в развитии речи. Однако в последние годы внимание специалистов также привлекает роль наследственных факторов в формировании нарушений развития речи. Роль наследственной предрасположенности подтверждается частотой внутрисемейных нарушений развития речи. В клинической практике для выявления наследственной предрасположенности к нарушениям речевого развития рекомендуется проводить генеалогическое исследование с целью уточнения сведений о родственниках пациентов, а именно об особенностях их развития в детском возрасте, наличии указаний на задержку и другие нарушения речевого развития. Заключение о наследственной предрасположенности считается обоснованным при обнаружении в детстве нарушений устной речи у одного или нескольких ближайших родственников ребенка (отца, матери, родных братьев и сестер).

Признаки неблагополучия в формировании речи. Должны вызывать беспокойство дети, которые не пытаются заговорить в возрасте 2 — 2,5 лет. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год — если ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году — в случае, если отсутствует интерес к речевой активности, не происходит увеличения объема пассивного и активного словаря, фраз, обнаруживается неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке. На 3 — 4-м году жизни особую настороженность должны вызывать следующие признаки. Ребенок не обращается ко взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью. Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы. Не отвечает на простые вопросы. Речь ребенка непонятна окружающим, и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди. У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы, или он делает это неохотно.

Хорошо известно, что эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для формирования речи возрастной период — от 2,5 до 4 — 5 лет, когда идет активное становление речевой функции. Однако, чем раньше замечено неблагополучие в развитии речиребенка, и чем раньше с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, потому что резервные возможности мозга ребенка наиболее высоки в первые годы жизни.

Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей являются логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение (в виде повторных курсов препаратов ноотропного ряда). Особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, логопедов, психологов, педагогов). Важно, чтобы совместные усилия специалистов были направлены на ранние выявление и коррекцию нарушений формирования устной и письменной речи у детей. Планирование и проведение коррекционных мероприятий, в т. ч. Медикаментозной терапии, должно осуществляться по индивидуальным планам …

… подробнее о ЗРР в статье «Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога» Н.Н. Заваденко, И.О. Щедеркина, А.Н. Заваденко, Е.В. Козлова, К.А. Орлова, Л.А. Давыдова, М.М. Дороничева, А.А. Шадрова; Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва; Морозовская детская городская клиническая больница, Москва, Российская Федерация (журнал «Вопросы современной педиатрии» №1, 2015) [читать];

а также:

в статье «Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию» М.Ю. Бобылова, Т.Е. Браудо, М.В. Казакова, И.В. Винярская; ООО «Институт детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки», Россия, Москва; ФГБУ «Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха)» Минздрава России, Москва; ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»; Россия, Москва; ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, Москва (Русский журнал детской неврологии, №1, 2017) [читать];

в статье «Онтогенез речевого развития» Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова; ФГБУ «Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха)» Минздрава России; ООО «Институт детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки», Россия, Москва; ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Россия, Москва (Русский журнал детской неврологии, №3, 2016) [читать];

в статье «Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики» М.Ю. Бобылова, А.А. Капустина, Т.А. Браудо, М.О. Абрамов, Н.И. Клепиков, Е.В. Панфилова; ООО «Институт детской и взрослой неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки», Москва; ГБОУ «Центр образования № 1601 им. Героя Советского Союза Е.К. Лютикова», Москва; ООО «Детский центр «Развитие плюс», Москва (Русский журнал детской неврологии, №4, 2017) [читать]



ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ (статья «Консультирование родителей неговорящих детей» Тараканова О.Н.; Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Крестьянская застава», г. Москва; журнал «Обучение и воспитание: методики и практика» №18, 2015) [читать]

Задержка развития речи (ЗРР) у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка развития речи или ЗРР у детей – это сложная болезнь, которая выявляется до 4 лет. Характеризуется существенным отставанием в развитии речевой нормы. Могут быть сложности в выявлении глубины проблемы из-за того, что отличают два вида этого заболевания:

  • задерживается только речевое развитие, в интеллектуальном плане все так же, как и у сверстников. А, возможно, умственное развитие у малыша и выше, трудности только в произношении слов;
  • задерживается психоречевое развитие, то есть и интеллектуально, и эмоционально малыш сильно отстает от своих одногодок.

Причины

ребенок молчит задержка речи

ребенок молчит задержка речи

ЗРР не может возникнуть само по себе, есть множество причин, которые послужили отправной точкой развития этой болезни. Зачастую, это:

  • травмы во время родов;
  • патологии развития плода внутриутробно;
  • повышено внутричерепное давление;
  • дислексия – это заболевание возникает вследствие генетической предрасположенности;
  • расстройство психики;
  • были получены травмы физического характера;
  • потеря или снижение слуха;
  • болезни мозга головы;
  • лицевая и ротовая мускулатура недоразвита.

Когда причины этого заболевания не выяснены, тогда лечение будет затруднительно так, как провоцирующий фактор работает и дальше. Нужно, чтобы был поставлен верный диагноз и выявлены причины ЗРР.

Симптомы

ребенок плохо говорит задержка развития речи

ребенок плохо говорит задержка развития речи

Как же понять, что у детей есть проблемы с развитием речи? Нужно обязательно обратить внимание на следующие возрастные симптомы:

  • в четыре месяца малыш не обращает внимания на жестикуляцию мамы-папы, бабушки-дедушки и других взрослых, не узнает самых близких людей, которые практически постоянно находятся с ним;
  • от шести до девяти месяцев не лопочет и не начинает произносить однотипных и повторяющихся звуков, таких, как ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.п.;
  • в полуторагодовалом возрасте не произносит простейших слов и никак не реагирует, когда взрослые обращаются только к нему, не понимает легких заданий и просьб;
  • давиться твердыми кусочками пищи, так как не умеет ее пережевывать;
  • не разговаривает или имеет очень скудный запас слов в двухлетнем возрасте;
  • маленький запас слов, не более 20, и неумение строить фразы хотя бы из двух простых слов в два с половиной года;
  • невозможно понять разговор трехлетнего малыша, его фразы позаимствованы у взрослых или мультфильмов.

Все симптомы перечисленные выше, говорят о том, что у детей развивается ЗРР, которую можно скорректировать без серьезного и специфического лечебного применения. В том случае, когда эти симптомы останутся без внимания и не будут устранены до того, как малышу исполнится 5 лет, тогда заболевание будет развиваться.

Лечение

Если ЗРР была выявлена своевременно, то есть до двухлетнего возраста, тогда лечение, которое производится в комплексе при воздействии врачей и родителей, даст желаемый эффект. Ошибочно полагать, что достаточно только одних занятий с логопедом. Этот специалист может научить детей правильному произношению звуков и букв, комплексное лечение включает коррекцию и занятия у различных врачей.

Медикаментозная терапия

Зачастую, при этом заболевании назначают лечение лекарственными препаратами, направленное на восстановление речи. Нельзя заниматься самолечением – это может делать только психиатр или невропатолог. Могут назначаться: актовегин и корктексин, лецитин и нейромультивитамин, а также когитум.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия

Такое лечение направлено на восстановительный процесс работы центра мозга головы, отвечающих за речевую активность, дикцию, интеллект или словарный запас. Но стоит понимать, что электрорефлексотерапия имеет много противопоказаний – это и расстройства психики, и судорожный синдром, и проявление эпилептических припадков.

Альтернативная медицина

Детям могут подбирать иппотерапию или дельфинотерапию. Такие процедуры могут назначаться исходя из индивидуальных особенностей малыша.

Педагогическая коррекция

Медикаментозное лечение не даст никаких результатов если параллельно не будет проводиться педагогическое воздействие. Коррекцию отклонений производит дефектолог. Для этого он составляет индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

Логопедический массаж

Если у детей проблемы с задержкой развития речи, тогда специалист может воздействовать точечно на язык и губы, щеки и мочки ушей, а также руки с помощью логопедического массажа.

Упражнения, которые проводит с маленькими пациентами дефектолог, направлены они на развитие слухового аппарата и подвижности языка, а также лицевых мышц. Это могут быть звукоподражания и скороговорки, сказкотерапия и песни, лицевая гимнастика и упражнения, направленные для того, чтобы разработать мелкую моторику рук. Есть очень много упражнений, которыми просто необходимо пользоваться, но только согласно советам специалиста.

С пациентом, у которого выявлена ЗРР нужно заниматься непросто ежедневно, а несколько раз в сутки, в том числе и в домашних условиях. Так что родителям нельзя обособиться и остаться в стороне, поручив все заботы врачам, если они хотят, чтобы лечение было эффективным.

Последствия

ЗРР, если лечение не будет проводиться, то можно ждать следующие последствия:

  • с годами разница в психическом и интеллектуальном развитии у детей становится все более ощутимой;
  • занятия на уроках в школе будут затруднены, может быть вопрос о переводе ученика в специализированное, коррекционное, заведение.

Намного проще предупредить задержку речевого развития, чем потом ее вылечить. Взрослые просто обязаны проводить со своим крохой больше времени, и начинать общаться с ним с того момента, как только узнали о его существовании, то есть, когда он находится еще в утробе матери. Если дети не страдают от нехватки общения со взрослыми, они желанны и любимы, то никогда не возникает проблем с речевым развитием.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Задержка речевого развития, причины, лечение

Опубликовано: 04 мая 2012 в 16:28

Речь является важнейшим психологическим процессом, формируемым на первых годах жизни. Что касается процесса становления речи, то он всегда индивидуален и на него воздействуют многие факторы: деятельность головного мозга, пол ребенка (мальчики начинают намного позже разговаривать, чем девочки), физиология, социальная среда, психологическая связь с матерью и т.д.

ЗРР у детей

За формированием речи нужно пристально следить, провоцируя малыша произносить звуки и слоги, поскольку благодаря именно процессу общения взрослого с ребенком и формируется потребность развивать свою речь. Сущность задержки развития речи (ЗРР) у малыша заключена в отставании от возрастной нормы в развитии речи в возрасте до четырех лет. Детки с ЗРР буду овладевать навыками речи так же, как и другие ребята, но при этом происходит значительный сдвиг возрастных рамок.

У логопедов, психологов, дефектологов и неврологов о недоразвитии речи есть свое, тревожное, мнение, которое основано на том, что от речи будет зависеть психологическое развитие малыша в общем, а также она влияет на то, как будет формироваться сфера межличностного взаимодействия.  От речи также зависит развитие процессов познания у крохи: памяти, мышления, воображения, внимания.

Причины появления ЗРР

Одной из причин возникновения ЗРР у малыша является невостребованность речи. Это случается тогда, когда с крохой мало разговаривают или же пытаются предугадать все его желания, и общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов.

Кроме того, ЗРР может быть обусловлена на генетическом уровне. В этом случае, нервные клетки, которые отвечают за речь, созревают в замедленном темпе. Не стоит забывать и о заболеваниях и поражениях головного мозга (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни).

Следующая причина появления ЗРР – нарушение слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью.

Что требует пристального внимания?

Проследите, чтобы ребенок в свои первые 8 месяцев произносил разнообразные звуки, к примеру, «м-м-м», «а-а-а». Если кроха продолжает упорно молчать, есть повод для размышлений, поэтому необходимо своевременно обратиться за советом к невропатологу. В возрасте 10-14 месяцев кроха должен понимать слова, обращенные к нему. Если ребенок  не оборачивается на обращение, а также использует плач для того, чтобы привлечь внимание к себе, также следует проконсультироваться у специалиста.

Малыши возраста 14-18 месяцев должны узнавать предметы на слух и показывать их на картинке («покажи мишку», «где носик?», «покажи куклу»). В возрасте 18-24 месяца кроха должен удовлетворять просьбы взрослых («принеси мне мячик», «подними кубик и отдай его папе»). Дети 2-3 лет обязаны произносить отдельные слова и выстраивать фразы («хочу гулять», «мама дай»). Малыши постарше, в возрасте 3-4 года, должны быть способны произносить целые предложения, в состав которых входят подлежащее, сказуемое и дополнение («папа ушел в магазин», «мы идем гулять»). Особое внимание стоит обратить в том случае, если большую часть звуков кроха произносит неправильно, если 4-хлетний ребенок не может формировать такие предложения.

Диагностика и лечение ЗРР

Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние.  По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода внутри утробы, тяжелые роды, неврологические показания).

Малышу диагноз ЗРР ставят лишь на основании комплексного заключения таких специалистов, как: невропатолог, психолог, логопед. Перед назначением лечения в подобной ситуации сначала выясняется причина, благодаря которой произошла задержка в развитии.  Если проблема психологического характера (нехватка внимания взрослых, не было потребности в разговоре), наилучшим методом по исправлению ситуации будет дополнительное стимулирование речи. Родителям придется уделять внимание по максимуму и вносить эмоциональную сторону в отношения со своим чадом. Также необходимо проводить  занятия с логопедом и дефектологом.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог. Он выпишет медикаменты ноотропного действия (кортексин, ноотропил, энцефабол, цинаризин), действие которых направлено на лучшее кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции.  ЗРР неврологического характера  может быть вылечена с помощью метода транскраниальной микрополяризации. При этом участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи, будут подвержены действию постоянного тока со слабой силой (в 10 раз меньшей, чем во время электрофореза), что способствует активизации деятельности этих участков, нормализации развития речи и познавательных процессов, таких как память и внимание.

Если малыш имеет ЗРР по причине нарушения слуха (глухоты), тогда он нуждается в посещении специализированного детского сада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *