Лечение зпрр у детей в домашних условиях – Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться? — зпрр что это такое — запись пользователя Юля (Juliajulia) в сообществе Мышкина каморка (от 1 до 3) в категории Интересные идеи и полезная информация

Содержание

Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Реальный опыт преодоления!

Автор Светлана На чтение 8 мин. Просмотров 4.5k. Опубликовано

Как я уже писала в предыдущей статье, у второй дочки, родившейся на сроке в 34 недели, после прививки и непролеченной желтушки новорожденных появились отклонения в развитии.

Сначала это было не так заметно. Мне казалось, что ребенок спокойный и любит поспать, поэтому не сильно интересуется окружающим миром. В 4 месяца дочка не тянула ручки к игрушкам и лишь следила за траекторией их движения, а комплекс оживления я стала замечать только к 5-месячному возрасту.

Далее я поделюсь своим опытом в преодолении ЗПРР…

Как я заподозрила задержку психоречевого развития (ЗПРР)

Серьезную тревогу я начала бить чуть позже, и, собственно, вот по каким причинам.

  • В 7 месяцев дочка не только не сидела, а даже не переворачивалась.
  • Гуление к этому возрасту отсутствовало полностью.
  • Она слабенько улыбалась присутствующим, но особой радости я не видела.
  • Невролог заметила, что у нее гипотоничные мыщцы спины и ножек.
  • Когда я давала ей в руки игрушку, она ее плохо держала и не сильно интересовалась ее свойствами.
  • Больше всего она любила просто сидеть на руках и «залипать» в своем мирке.

Мы стали усиленно делать массаж, гимнастику и посещать врачей. Ортопед сказал, что у дочки слишком гипермобильные суставы, поэтому пойдет она поздно. Невролог ставила темповую задержку моторного развития, ГИЭ и синдром двигательных нарушений.

детский массаж

 

Первые достижения в коррекции задержки психоречевого развития

Много лекарств + массаж постепенно растормошили ее, и она стала поактивнее реагировать на нас, игрушки, мультики. Но моторное развитие к году так и не пришло в норму – мы ужасно отставали. Переворачиваться малышка стала в 7,5 месяцев, села в 11, а поползла только в год. Речи не было вообще, то есть слова «мама», «папа», «баба» не проскакивали даже случайно. Она через раз реагировала на свое имя, не показывала пальчиком на нужные предметы, а желаемого добивалась криком. Играть в игрушки, сортировать фигурки, собирать пирамидку она не могла чисто физически, потому что помимо крупной моторики у нее сильно пострадала и мелкая. Пальчики неловко держали предметы, движения были скованными и несколько дезориентированными.

К полутора годам дочка умела отлично ползать и вставать на ножки, но ходить не могла совсем. Она заваливалась назад, будто пьяная. Диагноз – атактический синдром неясного генеза. Из-за моторного отставания у нее пострадала и речь, и психика: слов не было, из сказанного она понимала от силы 50%, просьбы не выполняла, взгляд часто был отсутствующим, будто она залипала где-то в другом мире. Пирамидки, сортеры, вкладыши и пазлы – это были какие-то нереальные по сложности задания.

Заниматься, учиться, близко общаться она не горела желанием. Итак, к атактическому синдрому добавилась задержка психоречевого развития (ЗПРР). Некоторые врачи под вопросом ставили аутизм, было даже подозрение на синдром Ангельмана, потому что дочурка частенько хохотала по поводу и без (как выяснилось потом, она просто очень позитивный ребенок, пребывающий всегда в хорошем настроении).

Наш основной план лечения задержки психоречевого развития и успехи

После длительных обследований и катаний по светилам медицины мы выявили для себя следующую тактику лечения:

  • массаж раз в два месяца + параллельно ноотропные препараты, витамины, сиропы для улучшения обмена веществ;
  • бассейн два раза в неделю;
  • частая смена обстановки для получения положительных эмоций;
  • постоянные занятия дома со мной (у меня педагогическое образование) для развития моторики, речи и понимания окружающего мира.

В 1 год 7 месяцев дочка пошла – криво, косо, шатаясь, падая – но все-таки пошла. Конкретно по борьбе с атактическим синдромом будет отдельная статья, поэтому на этом не буду сильно останавливаться. Речь стала появляться в виде непроизвольных звуков и слогов. В 2 года были первые слова «мама», «папа», «баба», «мяу». Но самое главное – пошел сдвиг в психике ребенка, и она стала открываться миру, ЗПРР стала отступать.

Сейчас в 3 года она знает алфавит, цифры от 1 до 12, 10 цветов (причем различает голубой и синий, темно-синий и просто синий), геометрические фигуры, огромное количество слов и понятий (увы, в основном это пассивный словарный запас), умеет сравнивать «большой-маленький», «высокий-низкий», «тонкий-толстый» и т.д. Она также отлично понимает речь, эмоции других людей, пользуется указательным жестом, играет в игрушки, с сестрой и кошкой. У нее стало лучше концентрироваться внимание, поэтому она с удовольствием занимается со мной.

ребенок играет дома

Мои занятия с дочкой

В своей работе с ней я использовала книжки и картинки. Именно с них пошел толчок в понимании. Я рассказывала красочно и ярко, использовала жесты, мимику, шутки, поглаживания, меняла тональность голоса – короче говоря, проявляла актерское мастерство, насколько это было возможно. Все выученное по картинкам я искала в окружающей обстановке и показывала ей. Мне приходилось по сто раз проговаривать одно и тоже, чтобы в ее голове что-то уложилось.

Указательному жесту я ее тоже учила. Я просила ее показать мне, например, куклу, затем брала ее ручку и пальчиком показывала на куклу. Повторяла я одно и тоже целых две недели. В итоге, я добилась от нее ответной реакции. После постоянно ее просила показать мне что-либо – так закрепился навык использования пальчика для указания на желаемое или на то, что интересно.

Понимать эмоции она стала по картинкам и благодаря моим кривляниям соответственно этим картинкам. С имитацией было больше проблем, времени потратилось очень много, но сейчас она достаточно хорошо повторяет действия за другими.

Цвета и формы я ей внедряла долго и упорно. Она меня не слушала, отталкивала книги и карточки с данными темами, убегала. Я стала применять хитрый метод поощрения для того, чтобы ее заинтересовать. Это был своего рода шантаж – дочке предлагалось выполнить то или иное действие (например, посмотреть карточки с цветами), за что она получала либо лакомство, либо любимую игрушку (есть у нас маленький мягкий цыпленок, который является лучшей наградой для нее). Шантаж имел успех. Я до сих пор применяю метод поощрения (читай, шантажа) в своей работе с ней.

цвета и формы для детей

Еще я заметила такую особенность в общении со своей девочкой – то, что она отталкивала сначала, стало интересно потом. Когда я ее обучала понятиям «один» и «два», она демонстративно отворачивалась, но я продолжала ей подсовывать эту информацию как бы невзначай. Нудно, долго, утомительно. Порой казалось, что результата не будет, и хотелось плакать самой. Но в какой-то момент дочка обрабатывала информацию, раскладывала в голове по полочкам и проявляла больший интерес к занятиям. Сейчас она сама мне тащит задания и разные карточки для развития, а еще год назад она их ненавидела.

Я старалась всегда побольше с ней гулять и много-много говорить на прогулке о том, что вижу. Эмоции на улице, особенно весной и летом, у детей зашкаливают, и вот на такой основе, как положительный настрой, можно заложить большой объем материала. Я говорила-говорила-говорила, к концу прогулки у меня болело горло и садился голос, а также появлялась моральная истощенность, потому что я максимально вкладывала в свои слова эмоции. Я все-таки нашла отклик у своего ребенка.

Заметьте, скорее всего, у вашего малыша есть какой-нибудь обособленный интерес – тема, которая его завлекает на все 100%. У нас это – кошки. Дочка могла за ними наблюдать часами. На улице мы ходили их кормить, и я рассказывала, что они делают, какие части тела у них есть, а затем все это переводила в другую область и сравнивала, например, «у киски есть лапки, а у нас ручки, давай попрыгаем и будем держаться за ручки». Вскоре мы завели котенка – это вызвало эмоциональный всплеск у дочки, и она проявила большую активность в познавательных процессах.

В поддержку мамам деток с ЗПРР

Подводя итоги, хочу сказать, что ваша задача – тормошить ребенка, но не ждать быстрых результатов, потому что малыши с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) хуже усваивают информацию. Вы просто обязаны выполнять рекомендации врачей – этим вы помогаете ребенку преодолеть трудности в обучении. У нас, например, курс Элькара и уколов Кортексина в купе с массажем давал умопомрачительные результаты.

И самое основное – ваш настрой на победу. Вы можете всплакнуть в подушку или съесть целую шоколадку для успокоения нервной системы, но утром вы ОБЯЗАНЫ заняться ребенком с улыбкой и новыми идеями. Прочувствуйте его интересы, определите приоритетные области в развитии, хвалите малыша за малейшее достижение и твердо идите вперед!

Пусть наш опыт станет для вас примером того, что ЗПРР – не приговор и не талон на обучение в коррекционной школе. Все в наших руках – в руках любящих и внимательных мам! Нам с дочкой осталось снять диагноз ЗРР (увы, с речью пока беда), но я верю, что и это нам по плечу!

 

Лечение ЗПР у детей в домашних условиях – рекомендации родителям

Вопрос от: Аноним

На тестировании перед поступлением в школу сказали, что у дочки задержка психического развития. Мы за ней и сами замечали некоторую заторможенность, она начала позже других деток и ходить, и говорить. В садике в играх не участвует, любит одна посидеть в уголке. Можно ли организовать лечение ЗПР у детей в домашних условиях? Как помочь своему ребенку?

ЗПР у детейВ несложных случаях с помощью лечения у детей ЗПР в домашних условиях вполне можно скорректировать и даже устранить это отклонение полностью. Причин для задержки развития может быть несколько: наследственность, травмы во время беременности и родов, гипоксия, недоношенность, неврологические заболевания.

В результате ребенок заметно отстает от сверстников в получении навыков, обучении. В поведении заметна гиперактивность или заторможенность. У таких детей плохая память, снижена способность концентрировать на чем-то свое внимание.

Отличие ЗПР от умственной отсталости в том, что по определенным методикам это состояние можно корректировать. Умственная отсталость, как правило, прогрессирует и коррекции не поддается. При задержке развития малыш старается запомнить новые навыки и применяет их в дальнейшем, формируя опыт. Такие дети более любознательные, чем те, чей интеллект нарушен.

Обычно для установки диагноза ЗПР и степени его классификации врачи собирают консилиум с участием психолога, логопеда, дефектолога и психотерапевта. После проведения тестов и дополнительных обследований с помощью МРТ нарушение развития у ребенка получает свою оценку и родителям предлагаются коррекционные методики.

Таким детям рекомендуют прием гомеопатических средств, антиоксидантов, витаминов, общетонизирующих и улучшающих работу мозга препаратов. Параллельно малышу необходимо обеспечить в семье атмосферу защищенности, любви и заботы.

Занятие с ребёнкомС такими детишками необходимо проводить дополнительные занятия. Это могут быть занятия по методикам, развивающим внимание и воображение, лепка, рисование. Если ребенок уже пошел в школу и у него возникли трудности в учебе, не нужно ругать его – это свидетельство не лени, а болезни.

При таком подходе к концу периода начального обучения удается получить хорошие результаты и свести отставание от сверстников к минимуму или полностью от него избавиться.

Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться? — зпрр что это такое — запись пользователя Юля (Juliajulia) в сообществе Мышкина каморка (от 1 до 3) в категории Интересные идеи и полезная информация

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные - большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом - пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь - то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) - мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).

Что считается речью? До возраста 2, 5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2, 5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

*
Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
*
Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
*
Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
*
Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
*
Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

*
Если в 2, 5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
*
Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
*
Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
*
Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения - это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту - это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
*
Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

Задержка речевого развития - это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.

Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.

Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета - это длительное приучение к горшку, когда в 4, 5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?

Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР - это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно - нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.

Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподжражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0, 2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации - жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.

Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

*
Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
*
Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
*
Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
*
Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
*
Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
*
Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга - ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.

Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?

Чем раньше, тем лучше.

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2, 5 лет.

Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?

Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.

Альтернативные методы лечения - иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.

Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя - дефектолога является повышение уровня психического развития детей : интеллектуального, эмоционального и социального.

Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель - дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.

Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

Немного о методах коррекционной работы.

В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие - среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Неолбходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики - конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4, 5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю - с музтерапевтом или арттерапевтом.
с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.
В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.
Рудова А.С., педагог-дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития «Арлекин».

этапы развития речи в онтогенезе

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) означает, что по каким-либо причинам у ребенка отстает скорость освоения связной речи и «подтормаживает» психическое развитие.
Еще больше усугубляет проблему тот факт, что обнаруживают отставание ребенка в развитии родители зачастую слишком поздно — ближе к 5-6 годам.

Связано это с социальной активностью детей. К этому возрасту они начинают общаться с окружающими более активно, чем в младенчестве, осваивают новые знания, готовятся к школе. Тут-то и выясняется, что за ограниченным словарным запасом, словами, не связанными в предложения, которые вовсе не казались пугающими в раннем возрасте, скрывается задержка психических и интеллектуальных навыков.

Как определить ЗПРР?

В первую очередь, не пугаться и быть объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от нормы на 2-3-4 месяца, не более!
Проверьте своего ребенка:

  • В год он должен произносить порядка 10 простых слов, знать названия окружающих его предметов.
  • К полутора годам словарный запас увеличивается до 50-60 общеупотребительных слов.
  • Далее темп нарастает — в 1,8 лет освоено до 180 слов, в 2 года — 300, к 3 годам — до 1000!
  • В 2 года ребенок строит простые предложения, использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?», «где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
  • В 3 года речь уже в основном состоит из сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов, частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и сказки.
  • К 5 годам он говорит уже почти как взрослый, имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя правильные грамматические формы.

А если ребенок отстает в развитии?

Чем раньше будет замечено отставание, тем легче его скорректировать. Задержка психоречевого развития в 2-3 года полностью может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями во дворе. Поэтому родители должны быть настороже и при подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам.
Начать можно с педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к неврологу и дефектологу.

Почему нужно торопиться?

Важно точно определить причину отставания в формировании речи.

  • Если основным влияющим фактором является задержка психического развития, сама по себе она не компенсируется. Требуются лекарства, активные психолого-педагогические занятия. ЗПР определяет весь психоэмоциональный статус ребенка. Он обладает неустойчивым вниманием, подвержен частой смене эмоций, трудно обучается. О состоянии задержки психического развития мы говорили в отдельной статье. Так же говорится и о том, что это состояние является лишь пограничным между нормой и заболеванием, а значит своевременная коррекция принесет свои плоды.
  • Часто в раннем возрасте у детей отстает лишь развитие речи. В интеллектуальном и психическом плане они вполне здоровы. В статье о ЗРР мы писали об основных признаках этого состояния и о методах его коррекции. Главное — вовремя начать принимать меры. Активная работа по стимулированию развития речи поможет сдвинуть ситуацию с места и помочь ребенку разговориться.
  • Если же ЗРР не принимать во внимание, то проблема лишь усугубляется. В более старшем возрасте, ближе к школе, ребенок нуждается в полноценном общении. Социальные связи, дружба со сверстниками, обучение и воспитание требуют полноценной связной речи. Ее отсутствие приводит к торможению психического развития. И вот тогда возникает новое состояние, требующее уже значительно более серьезных усилий по компенсации — ЗПРР. Задержка психоречевого развития — это уже отставание не только в речи, но и в психоэмоциональной сфере. Без коррекции такое состояние приведет к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками.

Методы коррекции задержки психоречевого развития

Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат.
Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).

Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.

Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:

  • пальчиковые игры;
  • мозжечковая стимуляция;
  • дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
  • игры на внимание, стимулирование памяти;
  • артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
  • расширение словарного и понятийного запаса.

Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции.
Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное — не потерять время.

В нашем центре принимают детей с 1,5-2 лет — не упустите возможность скорректировать отставание!

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения |

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать коррекцию как можно раньше.

Как определить ЗПРР у ребёнка, что делать при подозрении на заболевание и каковы прогнозы этого состояния, «Лабиринт 42» узнал у Екатериной Черкаевой, детского невролога, специалиста по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителя медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро»,  «Кемеровчанки года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.


«Особенности в поведении ребёнка можно отметить уже в полтора года»

– Задержку психоречевого развития (ЗПРР) официально должны определять члены психолого-медико-педагогической комиссии. Обычно там присутствуют невролог, логопед, психиатр, психолог. Официально поставить такой диагноз раньше 3-5 лет сложно. Но коррекцию можно и нужно начинать как можно раньше. По моему опыту, уже в полтора года можно отметить особенности в поведении ребёнка, в его реакциях на окружение, игровой детальности, тонкостях его восприятия мира. Конечно, на такого ребёнка нужно обратить внимание и предпринять меры.

Невролог может определить риск задержки психического развития у ребёнка. А следующие специалисты, которые будут наблюдать маленького пациента, уже обратят более пристальное внимание на особенности в развитии малыша.

Чтобы ответить на вопрос, врождённое заболевание или оно может появиться позже, нужно понимать причины задержки психики.

Причин очень много: это могут быть соматические заболевания, например, гипотиреоз, почечная недостаточность, частые пневмонии. Такие дети подолгу и часто лечатся в больницах. Эти заболевания задерживают созревание и развитие центральной нервной системы, а это может приводить к задержке речи и многим другим проблемам.

Также причины могут быть психогенного генеза, это может быть обусловлено неблагоприятными условиями существования: недостаточность общения со взрослыми и сверстниками, безнадзорность. Иногда ЗПРР обусловлено негрубым поражением головного мозга или генетическими факторами. Например, родители рассказывают, что папа ребёнка тоже заговорил только в пятилетнем возрасте, и это никак не повлияло на него в дальнейшем. Что касается изменений в мозге: это могут быть кальцинаты, расширение боковых желудочков.

Ещё причины ЗПРР – нарушение слуха или зрения с самого рождения. Если есть такие проблемы, родителям стоит заранее побеспокоиться о последствиях и начать коррекцию.

Родители редко жалуются на задержку психики ребёнка. В основном приходят с жалобами на задержку речи. Но мы должны понимать, что эти вещи взаимосвязаны.

«Отличить задержку психоречевого развития от умственной отсталости сложно»

– У таких детей есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним. Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.

Память у детей с ЗПРР может быть избирательна. Родители часто рассказывают: что-то их ребёнок запоминает хорошо, а что-то совсем не может задержать в памяти.

Такие дети лучше воспринимают зрительную информацию, чем слуховую. Им тяжело с первого раза выполнить какую-либо команду или сложную инструкцию. Первую часть инструкции он может запомнить, а вторую уже нет. Зрительные пособия дети с задержкой психоречевого развития воспринимают лучше.

У них есть проблемы с эмоционально-волевой сферой, они не могут заставить себя что-то сделать, негативно реагируют на отказы, любят манипулировать родителями. Им не хочется делать какое-то задание, и в ход идут слёзы и истерики. Это довольно частое явление при задержке психики.

Проявления зависят от возраста ребёнка. С 2 до 3 лет свои показатели, с 3 до 5 – свои. Невролог или дефектолог должен смотреть за состоянием конкретного ребёнка и оценивать его со своей профессиональной точки зрения. У таких ребят бывают проблемы с моторикой, многие не умеют кататься на велосипеде, например, так как не могут скоординировать тело. Одно из проявлений моторной неловкости: неумение прыгать на двух ногах. Также детям с ЗПРР свойственна некая инфантильность.

Отличить ЗПРР и умственную отсталость достаточно сложно, особенно в маленьком возрасте. До пяти лет различия почти не выявить, поэтому всем ставят, как правило, задержку психики. У детей с умственной отсталостью нарушены почти все сферы одновременно. Они тяжело поддаются коррекционной работе, им сложнее усваивать информацию. Ребёнок с ЗПРР может плохо говорить и иметь плохую концентрацию, но при этом у него может быть хороший мыслительный процесс.

«Нарушения при ЗПРР обратимы»

– Все нарушения эмоционально-волевой сферы: проблемы с памятью, концентрацией, восприятием, вниманием, мышлением, саморегуляцией, неустойчивостью эмоций  – это всё обратимые изменения, которые нужно корректировать до школы.

Если вы видите, что ребёнку трудно даётся обучение, не ждите чуда, а действуйте. Многие родители думают, что всё «пройдёт само», и ребёнок всему научится постепенно. Но важно вовремя заметить проблему и начать её корректировать. Лучше перестраховаться и сводить малыша к нейропсихологу на диагностику. Сейчас это доступно. Специалист проверит, как ребёнок выполняет упражнения на мышление, внимание. И тогда уже можно будет делать какие-то выводы относительно состояния ребёнка.

Стандартно при ЗПРР занимаются с дефектологом, психологом, логопедом, так как речевые проблемы никуда не денутся. Обязательно нужно периодическое наблюдение у невролога. Но невролог не является основным специалистом при этом заболевании. В основе коррекции здесь, на мой взгляд, должна лежать педагогическая программа, по которой нужно заниматься от 3 до 5 раз в неделю, в зависимости от нарушений. К неврологу же я рекомендую ходить раз в три месяца на интенсивные курсы восстановительного лечения, которые могут включать и медикаментозное лечение, и массажи, и микрополяризацию, и магнитотерапию, и Томатис-терапию. Подход к лечению зависит от невролога.

«В школьном возрасте поздно начинать коррекцию»

– Исход задержки психики возможен положительный, без последствий для ребёнка, если всё сделать грамотно, интенсивно и, главное, до школы. В идеале – восстановить всё до 4-5 лет. Конечно, многое зависит от причины ЗПРР. Например, при органическом поражении головного мозга всё не так просто. Если проблемы с гиперопекой, и родители сами делают ребёнка безвольным и эгоцентричным, то нужно больше заниматься с психологом, в том числе семейным.

На исход задержки психики влияет много факторов: от ответственности родителей и серьёзности нарушений до возраста ребёнка. Когда ребёнка впервые приводят к неврологу в 8 лет, и у него явно серьёзные проблемы, он не справляется со школьной программой, это плохо. В таком возрасте поздно начинать коррекцию. То есть её, конечно, можно и нужно начинать, но прогнозы по такому ребёнку будут не очень хорошие, и последствия для его дальнейшей жизни останутся довольно серьёзные.

Я могу понять некоторых родителей, которые ждут, когда ребёнок подрастёт, и некоторые симптомы исчезнут сами по себе. Такое бывает, кажется, что ребёнок растёт, взрослеет, у него становится лучше со вниманием и концентрацией. Но при ЗПРР это не полноценно восстанавливается, и в школе ребёнку будет сложно, а время окажется упущено. Сейчас вся информация есть в интернете, родители могут почитать, изучить всё. Есть сомнения – обращайтесь к неврологу, дефектологу или сразу нескольким специалистам.

«При грамотном лечении у ребёнка не остаётся последствий, которые будут мешать в дальнейшей жизни»

– Стандартные методы коррекции задержки психоречевого развития – это медикаментозное лечение, электрофорез на шею, массаж шейно-воротниковой зоны. Логопеды могут начать коррекцию по своему направлению с пятилетнего возраста.

У каждого невролога своя схема лечения одного и того же ребёнка. Есть родители, которые ходят сразу к нескольким неврологам. Всё зависит от опыта специалиста, его восприятия ребёнка, знаний.

Лично я считаю, что сегодня применять только медикаментозное лечение – неэффективно. Задержек психики и речи стало очень много среди детей, и всем назначают одни и те же ноотропы, которые можно пропивать бесконечно. Основой должно стать педагогическое воздействие. Только на лекарствах далеко не уехать.

Назначение современных методов зависит от симптомов болезни у ребёнка. Тем, у кого есть серьёзные проблемы со слуховой концентрацией, подходит Томатис-терапия, которая направлена на тренировку как раз этого навыка.

Магнитотерапия головного мозга обычно используется для седации ребёнка, чтобы он стал более спокоен, усидчив и концентрирован. Подходит не каждому маленькому пациенту. А занятия с дефектологом, логопедом и психологом подойдут абсолютно всем.

Если правильно организовать коррекционную работу с ребёнком, будет сильная положительная динамика. С взрослением ребёнка, после диагностики мы уже не находим у него изменений, которые будут мешать в дальнейшей жизни.

Читайте также: «Важно попытаться встать на место ребёнка с аутизмом и понять его»

Зпрр — Неврология — Здоровье Mail.ru

анонимно, Женщина, 26 лет

Добрый день! Начну обо все по порядку. Моей дочери недовно исполнилось 3 года. Практически не разговаривает. Плохое понимание обращеной речи. Родилась в срок. Вес 3500, рост 52 см. Роды вызывали. Плохая родовая деятельность. По шкале Апгар 8-9 баллов. Был небольшой гипертонус до полу годовалого возраста. Села, поползла, стала ходить с небольшим опозданием (пошла в 1год и 1,5 месяца). До 2 лет кормила ее грудью. Говорит очень мало. Кроме того есть проблемы в понимании речи. Отзывается на имя, не всегда, примерно в 70-80% случаев. На просьбы практически никогда не отзывается. Если чем то увлечена не докричишься. Говорит новые слова, но потом их практически никогда не повторяет. На вопросы не отвечает. На горшок садится сама. Если горшка рядом нет долго терпит или начинает снимать штаны. Когда сажаешь на унитаз после процесса смывает за собой. Если обмочилась в штаны, сама снимает их. По поводу реакции на обращённую речь: лор написал заключение: реакция ребёнка на обращённую речь со стороны спины положительная. И направление на аудиограмму не дал. Но на зов и просьбы дома реагирует хуже, чем в гостях или на улице. Вообще очень мало общается с детьми и в основном дети младше неё. Дома очень много взрослых. Все ей потакают. Если не получает желаемого, может закатить истерику или ударить. Очень любит детей, когда видит их, то обнимает, целует, берет за руку и ведёт играть. Если видит,что кто то из детей плачет начинает обнимать, гладить и успокаивать, может даже сама расплакаться. На улыбку отвечает улыбкой. Очень солнечный, веселый ребенок. В сад начали ходить только месяц назад. И то практически не ходим из-за постоянных ОРВИ. До сада практически не болела. Если смотрит мультик, то адекватно реагирует на происходящее: смеётся, плачет, злится. Выбирает какие мультики смотреть. Подходит к экрану компьютера и показывает пальцем и говорит «оэа» (вот это), включаешь не тот, злиться. Очень ласковая и сообразительная. Любит обниматься, целоваться. Любит листать книжки, собирать деревянные пазлы, смотреть мультики, кубики, лего, играть в развивающие игры на телефоне и планшете (пазлы, парочки, разбирать фигуры по очертаниям, рассаживать животных разного цвета в машинки соответствующих цветов). Любит подниматься по ступенькам, до 2-3 этажа поднимается без помощи. Хорошо развита моторика. Любит повторять все за старшими. Имитирует как моет посуду, гладит бельё, моет ванную, из корзины достает грязное бельё закладывает в стиральную машину, закрывает и включает её, пылесосит, моет пол, накрывает на стол, подметает, может выкинуть мусор в ведро. Если попила сок или сьела конфету, то мусор иногда бежит выбрасывать в ведро. Любит кормить, поить и укладывать спать и взрослых, и игрушки. Когда укладывает меня спать под спину кладет подушку, укрывает и начинает качать приговаривая: Ася, ася! Или имитирует как будь то храпит (хххх-сь)! Все чаще стала говорить спать (пать). Очень брезгливая, в рот никогда ничего не тянет, ни игрушки, ни руки. Если испачкалась сразу бежит, сама подставляет стул, включает воду и моет руки. Если испачкана игрушка, тоже бежит мыть. Любит играть в песке. Все мелкие игрушки, если разбросанны расставляет правильно, головой вверх. При этом что-то комментирует на своём языке. Мягкие игрушки рассаживает на диване и что-то эмоцмонально рассказывает, при этом бурно жестекулирует. Ест, пьет сама. Умеет чисить зубы. Умеет раздеваться и одеваться, все кроме верха одеваюшегося через голову. Очень любит своего маленького двоюродного братика, ему 4 месяца. Когда он приходит в гости бежит обнимать его, целовать, просит чтоб дали его покачать. Называет его батик (братик), куки (кукла), пупи (пупсик), реже Вани (Ваня). У него охотно показывает глазки, щеки, нос, рот. На игрушках, взрослых показывать отказывается. Совсем недавно начала показывать по просьбе у себя нос и щеки. Но показывает крайне редко. Когда листает книжки и видит там нарисованные ягоды имитирует как ест их. В огороде сама срывает и ест малину, смородину, крыжовник. Помогает: рвет траву и складывает в кучку, поливает. Очень любит кататься на велосипеде и звонить в звоночек. Любит кататься на качеле. Любит играть в мяч и в догонялки на улице с детками постарше. Может долго 15-20 мин. слушать когда читают книжки, а может вообще не слушать, сразу убегает. Играет только в те игры которые интересны ей. Когда навязываешь злится и убегает. В последнее время любит листая книги показывать на рисунки, и смотрит на меня, чтоб я озвучила. Когда занимаемся на развивающемся коврике с голосами животных слушает, ждёт чтоб я повторила звук, а потом может сама повторить, но очень редко. Может считать до пяти. Тоже очень редко. Разговаривая по телефону может сказать короткие фразы:» Алло, баба, иди!» Когда стучит в дверь, спрашиваю «Кто там?», иногда отвечает » Я», иногда молчит. Гиперактивная. Избалованная. Может редко сказать пиет (привет) и спокойной ночи, ( но очень искаженно получается). Машет пока, говорит (кака) всегда и всем. Может попросить пить: капот (компот), пи (пить) или води (воды), но очень редко. Пару раз просила куси (кушать). На эмоциях разговаривает хорошо: дай, на, помоги, уйди, нельзя, не надо, ой, пусти, ура. Играет с кошкой говорит «кися», убегает от щенка кричит «ибака». Просиш повторить молчит. Когда смотрит «Спокойной ночи, малыши!» обычно подпивает песенку на своём, понятно только «Баю, бай» получается. Очень любит танцевать. Рассаживает всех домашних и начинает плясать, и чтоб обязательно все аплодировали после этого. Так же иногда просит танцевать вместе с ней. Громких звуков не боится. Эхолалии нет. Упрямая может дать в руки кружку и толкать, чтоб налили попить, просишь сказать «дай», упирается, кричит, плачет, дереться, когда понимает, что не получит ничего начинает кричать «Дай, дай, дай!» Может сказать: мультики (мутики), конфета (котета), печенье (песене), спасибо (баси), дождь (капи), Ира (Ия), мама, папа, баба, дедушка (дида), шоколад (илат), гулять (гудя) и ещё некоторые слова говорит, но все очень редко. Когда что-то просит показывает пальцем и говорит «Оэа» ( вот это) если даешь не тот предмет отрицательно качает головой, иногда добавляет «Нее»… Когда спариваешь где луна, говорит «уна», и показывает пальцем наверх. Очень гиперактивная. Проблем со сном нет, но вот с засыпанием огромные проблемы. Когда укладывается спать ковыряет пупок. Раньше было выстраивание игрушек в линию, но без зацикливания, сейчас оно сошло практически на нет.Очень ласковая. Любит целоваться и обниматься как с родными, так и с детками в саду или в гостях. Иногда целует и обнимает любимую игрушку. Если говорит слова, то по существу. А так в основном постоянно болтает на своем. Иногда задумывается и сама рассуждает о чем то. Если позовешь её в этот момент отзывается и бежит обниматься. Если не одернишь, то может так долго зависать. Ещё у нас был очень сильный испуг. Напугала собака. Была сильная истерика. Возможно, что сами виноваты в чем то, она единственный, желанный и не измеримо любимый ребёнок в семье. С раннего детства от неё ничего не требовали, не заставляли делать, говорить, показывать. Все давали по первой просьбе. Научились понимать ее без слов. Весь мир вращается только вокруг нее. Теперь жалею об этом, но время уже не вернуть. Делали ЭЭГ-норма. МРТ боимся делать из-за наркоза. Ходили к дефектологу и логопеду-дефектологу сказали что внешне абсолютно нормальный ребёнок. Утверждают, что нужно ждать до 3,5 лет( оба назвали именно этот возраст) и чтоб она в садик пошла. Только потом будет что-то видно. Но дефектолог к которому ходим отмечает улучшение. А невролог ставит: ЗПРР, гипердиманический синдром. А в последний раз ещё и РАС нам поставила. И сказала, что будет видно точный дз только к 5 годам. Раньше говорила, что похоже на сенсорномоторную алалию, в принципе с этим дз я ещё более или менее согласна. Психоневролог сказала, что это не аутизм. Но невролог настаивает что она живет в своем мире. С чем я отчасти не согласна. Ещё у нас имеет место быть небольшая анизакория, разница менее 1 мм. Левый зрачок больше правого, но когда она смотрит на яркий свет зрачки становятся одинаковыми. По этому поводу педиатр посоветовала сделать УЗИ шейного отдела. А невролог просто промолчала. Я хочу услышать ваше мнение по этому поводу. Необходимо ли нам сделать УЗИ? Я конечно понимаю, что не видя ребёнка тяжело судить, но надеюсь на вашу помощь. Я боюсь упустить время!!! Боюсь ждать 3,5, а тем более 5 лет. Сейчас пьем ноотропы, занимаемся дома как показывали дефектолог и логопед. Они пока отказались с ней заниматься, т.к. гиперактивность очень сильная. Заставить заниматься очень тяжело. Постоянно читаю ей. Когда занимаюсь домашними делами включаю ей аудиокниги, чтоб слушала красивую, правильную речь. Очень хочу услышать вас. Судя по рассказу есть ли у нас РАС по вашему мнению? И может ли быть причиной ЗПРР проблемы в шейном отделе? Извините, за сумбурный рассказ, но просто хочется ничего не упустить. Буду очень благодарна за ответ.

Лечение ЗПР и лечение ЗПРР

Лечение детей с ЗПРР: Аутонейритотерапия

Согласно статистике, в мире каждый год на 15% увеличивается количество детей в возрасте до 4 лет, которым ставят диагноз ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПР(задержка психического развития). Задержка речевого развития (ЗРР) у детей затормаживает и развитие мышления, таким образом плавно переходя в задержку психоречевого развития (ЗПРР), и, напротив, врожденные неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Причинами задержки формирования речи могут быть многообразные факторы, воздействующие в различные периоды раннего онтогенеза. В антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить угроза самопроизвольного прерывания беременности, гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), падения беременной с травматизацией плода, токсикозы,хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, легочная или сердечная недостаточность).

В неонатальном периоде ЗПР и ЗРР может являться следствием скоротечных или затяжных родов, применении инструментальных акушерских пособий, асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных родах.

В числе этиопатогенетических факторов, воздействующих в первые годы жизни ребенка,следует выделить менингиты, энцефалиты, ЧМТ, соматические заболевания,приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к различным видам ЗПРР. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, рахит, эндокринопатиии пр.), неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность), операции под общим наркозом, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин ЗПРР.

Зачастую в анамнезе детей с ЗРР прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток,которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов,функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при ЗПРР носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Новая авторская медицинская технология Е.А. Мельниковой лечения РАС (расстройств аутистического спектра), задержек в ПРР (психическом и речевом развитии) у детейаутонейритотерапия, являясь основным патогенетическим лечением, базируется на классических постулатах основоположников нейропсихологии А.П.Лурии, Л.С.Выготского, И.П.Павлова.

Лечение детей с ЗПРР в Москве в Клинике лечения ДЦП и ЗПРР Мельниковой Е.А. предполагает применение аутонейритотерапии, которая нормализует работу функциональных блоков мозга, обеспечивающих речеобразование по А.Р.Лурии:

1) блока регуляции тонуса и бодрствования, который обеспечивает максимальный тонус коры,необходимый для осуществления организованной, целенаправленной деятельности; 2)блока приема, переработки и хранения ин­формации, поступающей из внешнего мира;3) блока програм­мирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Процессы,осуществ­ляемые при участии речи, требуют больших затрат энергии, что обеспечивается лишь при наличии высокого уровня активности 1-го блока.

Снижение активности энергетического блока, возникающее в результате нарушения активации тех или иных отделов коры головного мозга (при поражении самой коры) или за счет поражении восходящих или нисходящих связей проявляется в флюктуативности, т.е. как бы мерца­нии в когнитивных функциях: речь оказывается то нарушенной,то сохранной, ребенок то понимает, то не понимает речь, то повторяет слова за взрослым, то нет, пишет то с ошибками, то без них. Как правило, при этом всегда отмечается так называемая премоторная, или динамическая, апраксия (трудности вп ереключении с одного вида движения на другой, нарушение программы движений).Это может происходить в течение дня, ряда дней, и даже месяцев. Детям с такими нарушениями в лучшем случае ставят диагноз ЗПРР, ММД, СДВГ, а в худшем –АУТИЗМ,ОЛИГОФРЕНИЮ. Хотя правильнее бы было перед этими диагнозами поставить приставку«а-ля» или «лже».

Эти нарушения в речи и поведении у ребенка так похожи на вышеуказанные заболевания,что отличить их можно только по топическому признаку. Это конечно сложно, но очень нужно делать, так как от этого зависит прогноз на БУДУЩЕЕ, ПРОГНОЗ БЛАГОПРИЯТНЫЙ: если своевременно восстановить прерванные связи — эти нарушения полностью проходят. Дети становятся обучаемыми и практически не отстают от своих сверстников в дальнейшем развитии!

Но есть и обратная сторона: если процесс разобщения областей мозга между собой и прерывание связей сохраняется длительное время, то приставки – а-ля и лже плавно переходят в атипизм. И детям уже ставят «уточненный» диагноз атипичный аутизм, без определенного ПРОГНОЗА на БУДУЩЕЕ.

Вывод 1: Аутонейритотерапия, активируя восходя­щие или нисходящие пораженные аксоно-дендритные связи, существующие между стволом, таламусом, подкорковыми узлами и корой головного мозга обеспечивает высокий тонус коры, необходимый для обеспечения наиболее сложных форм речевой сознательной психической деятельности — со­здания планов и программ для реализации замыслов и осуще­ствления намеченной цели.

Второй блок выполняет основную функцию приема, переработки и хранения информации – это репродуктивный афферентный блок, расположенный в наружных отделах коры головного мозга, включающий в свой состав «аппараты»зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной)областей головного мозга. Эти отделы составляют основу анализаторных систем и являются первичными (ядерными) или проекционными зонами коры, обладающие чрезвычайной специфичностью, ответственные сугубо за свою либо зрительную, либо кинестетическую, либо слуховую модальность или функцию. Сами анализаторные отделы непосредственно связаны с органами чувств и в речевой деятельности не принимают участия. Однако они окружены «аппаратами» вторичных или гностических зон коры, которые осуществляют первичную синтетическую функцию (например,акустически анализируют дифференциальные признаки фонем или отбирают необходимые движения органов артикуляционного аппарата для производства артикулем, входящих в то или иное слово).

«Вторичные»гностические зоны по мере отдаления от первичных постепенно берут на себя функцию анализа и синтеза звуковых, акустических и артикуляторных комплексов,которые входят в слог, в слово. В этих же отделах осуществляется запоминание множества специфических для каждого языка слогов и комплексов звукосочетаний,которые, редуцируясь за счет гласных и сонорных согласных, хранят информацию о звуковом составе слова. При поражении этих зон возникают варианты сенсорной,акустико-гностической и афферентной кинестетической моторной алалии у детей или афазии у взрослых.

Сложную системную работу познавательной деятельности выполняют третичные зоны второго функ­ционального блока. Эти зоны осуществляют сложные симультанные пространственные синтезы символического уровня, интегрируя, например,дифференциальные признаки слова или словосочетания. Они и обобщают социальный опыт индивидуума, закрепленный уже не на уровне периферического ощущения, а на уровне слова. Например, слово «яблоко»стягивает пучок словесно, символи­чески организованных дифференциальных признаков этого сим­вола посредством понятий (твердое, круглое, сладкое и т.д.). Таким образом, третичные зоны участвуют в сложных позна­вательных процессах.

Учитывая Первый закон — закон иерархического строения вхо­дящих в состав этого блока корковых зон (по Л.С. Выготскому и А.Р. Лурии), гласящий: работа зон коры зависит от сохранности высших: вторичных зон — от третичных, первичных — от вторичных, афферентация подкорковых отделов — от сохранности первичных от­делов коры, следует

Вывод 2: АУТОНЕЙРИТОТЕРАПИЯ как лечение детей с ЗПРР для обеспечения формирования вторичных и третичных зон,активизирует или восстанавливает связи с той или иной периферической анализаторной системой необходимой для сохранности первичных зон.

Блок программирования, регуляции и контроля деятельно­сти — третий функциональный блок. Этот блок создает замыслы, формирует планы и программы действий, следит за эффектом выполнения, отвечает за общую организацию пове­дения. В процессе его функцио­нирования осуществляется серийная организация речевого акта, письма.

Вывод 3: АУТОНЕЙРИТОТЕРАПИЯ имеет непосредственное отношение как к пониманию механизмов нарушения произвольной и пара- или псевдопроизвольной (репродуктивной)деятельности при раз­ных формах алалии и апраксии при РАС, так и к проблеме компенсации и коррек­ции по преодолению нарушений речевых и поведенческих функций.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *