Лечение задержки речевого развития
Задержка речевого развития лечение — это комплексная коррекционно-развивающая работа с целью нормализации речевого развития у ребенка. При наличии этого диагноза крайне важно как можно скорее начать лечение. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на полное восстановление.
Что же такое Лечение задержки речевого развития?
Когда необходимо лечение?
Диагностика и лечение задержки речевого развития требуется при наличии следующих симптомов и особенностей развития:
- В 4 месяца ребенок не улыбается, не проявляет эмоций на обращение взрослых, их жесты.
- В 8-9 месяцев не повторяет четких звуков «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба».
- Задержка развития может диагностироваться у полуторагодовалого ребенка, который не произносит членораздельных слов (например, «дай») и не выполняет простых просьб («иди сюда», «садись»). Имеются трудности при жевании и сосании.
- 2,5 года — словарный запас составляет значительно меньше 20 слов. Если активный словарный запас меньше — скорее всего это проблемы развития.
- В три года ребенок говорит быстро, съедает половину окончаний или наоборот слишком растягивает произношение.
- В любом возрасте родители замечают повышенное слюноотделение и постоянно открытый рот.
Лечение задержки речевого развития у детей: какой специалист занимается?
Процесс лечения задержки речевого развития сопровождается постановкой звукопроизношения, накоплением активного и пассивного словарного запаса, работой с речью, формированием фонематической компетенции и другими элементами. Все занятия и процедуры с детьми проводит опытный логопед, которому помогают родители ребенка. Также в лечении задержки речи может принимать активное участие врач-остеопат. Если подробнее, то вот три «инстанции», которые должны обеспечить ребенку должный уход и внимание:
- Родители — первые люди, которые могут помочь в процессе лечения речевой задержки своему ребенку. Например, чаще разговаривая с ним, проводя артикуляционную гимнастику, выполняя другие указания специалистов. Больше всего малышу важна психологическая поддержка в коррекционный период.
- Логопед или дефектолог. Это специалист, который будет заниматься обучением ребенка. Проводит групповую и индивидуальную работу по становлению речевых навыков.
- Остеопат. Ряд проведенных в России и за рубежом исследований показал, что совместная работа логопеда и остеопата дает очень эффективные результаты. Однако, остеопат может помочь с лечением речевой задержки в комплексе с логопедом и родителями.
Иногда целесообразно подключить к процессу лечения невропатолога. Он может назначить медикаментозную терапию в виде таких препаратов, как кортексин, ноотропил, энцефабол и другие. Это те медикаменты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга. Они способствуют улучшению памяти и процессов обучения.
Как остеопат помогает при задержке речевого развития?
Абсолютно все сложные нарушения речи имеют свои причины. В роли повреждающих факторов, вызывающих задержки речевого развития, выступают поражения нервной системы до или после родов, родовые травмы, кривошея, мышечные или суставные нарушения, кислородное голодание (асфиксия). Реже — врожденные аномалии, гидроцефалия либо аномалии развития нервной системы. Все это является толчком к задержке речевого развития.
Если по каким-то причинам в первые годы жизни малыша эти деформации закрепляются и не лечатся — то впоследствии родители столкнутся с трудностями в развитии ребенка. Это неуспеваемость в школе, невосприимчивость материала, плохие социальные контакты. Основная проблема в том, что некоторые деформации и травмы чаще всего не видны невооруженным взглядом. Чтобы их диагностировать нужна консультация и осмотр специалиста — остеопата.
Как работает остеопат:
- Хороший остеопат за несколько сеансов может выправить малышу череп, если последний был поврежден и деформирован во время родов.
- Остеопатические техники позволяют снизить напряжение оболочек мозга, вследствие чего создаются нормальные условия для развития и функционирования мозга.
- Тончайшая работа над структурами головного мозга и костями черепа активизирует спящие зоны, которые отвечают за аспекты речевого развития у детей.
- Устраняются имеющиеся зажимы и блоки в мышцах и связках, повреждения в костных структурах.
- Обеспечивается нормализация тока лимфы, крови.
- Все манипуляции всегда мягкие и безболезненные.
Транскраниальная микрополяризация, как лечение задержки развития
Это не остеопатическое и не медикаментозное лечение, но его эффективность также доказана исследованиями. Применять этот метод при задержке речевого развития детей рекомендуется в сочетании с лечением других специалистов. В основе данной методики лежит воздействие на мозг электрического тока. Сила тока достаточно низкая — в 10 раз меньше, чем используется при электрофорезе.
Курс процедур при задержке речевого развития приводит к уменьшению импульсивности, улучшает память, внимание, усидчивость, способствует развитию речи и развитию двигательных функций.
Стоит отметить, что методика микрополяризации не будет эффективна, если задержка речевого развития вызвана тяжелой психиатрической патологией (умственная отсталость, аутизм).
Насколько эффективно лечение задержки речевого развития?
На практике и в исследованиях можно видеть, что задержка детского речевого развития двигается с мертвой точки уже в первые недели после комплексного лечения по формуле: родители + логопед + остеопат. Если подключить невролога и физиотерапевтические процедуры — процесс может пойти быстрее, однако это индивидуально решает личный лечащий врач. Уже спустя две-три недели у детей можно наблюдать положительные изменения. Сроки у каждого ребенка разные, некоторым могут понадобиться месяцы коррекционной работы по развитию.
Если были такие симптомы, как гиперсаливация (повышенное слюноотделение), девиация языка (несбалансированная работа языковых мышц), проблемы с вывариванием звуков и слов, то после курса сеансов для лечения речевой задержки все функции постепенно нормализуются. Обязательно наблюдается увеличение словарного запаса, понимание речи, развитие логического и пространственного мышления.
Результаты исследований по речевой задержке у детей подтверждают, что именно комплексное лечение является самым эффективным при диагнозе задержка детского речевого развития.
Задержка речевого развития: причины, симптомы и лечение
Задержка речевого развития – это отклонение от норм становления речевой деятельности у детей. При нормальном положении вещей всплеск развития речи наблюдается у малышей начиная с двух лет, но на фоне различных нарушений такой процесс не происходит даже при достижении ребёнком трёх лет.
Предрасполагающими факторами появления такого симптома может стать широкий спектр причин, которые принято разделять на несколько этиологических групп – физиологические и социальные.
Подобное проявление имеет ряд специфической симптоматики, не заметить которую просто невозможно. Помимо этого, у таких детей нередко наблюдается отставание в развитии психических процессов.
Для установления правильного диагноза потребуется широкий спектр инструментальных обследований. Также не последнее место занимает разговор с родителями и ребёнком. Лечение осуществляется консервативными методиками, которые совмещают в себе работу с маленьким пациентом и его родителями специалистов из узких областей медицины.
Этиология
Задержка речевого развития у детей является не слишком распространённым симптомом и встречается примерно у 10% малышей, не достигших трёх лет. Примечательным является то, что подобный симптом наблюдается в несколько раз чаще у мальчиков, нежели у девочек.
Все причины формирования подобного расстройства клиницисты делят на несколько групп. К физиологическим этиологическим факторам относят те, что напрямую связаны со здоровьем детей. В таких случаях терапия недуга всегда проходит сложнее и нуждается в помощи различных специалистов. Социальными считаются те факторы, которые зависят от окружения ребёнка или от особенностей его воспитания.
Среди физиологических причин ЗРР стоит выделить:
- нарушение остроты слуха или его полное отсутствие;
- наличие проблем со зрением;
- неполноценное развитие органов артикуляции. К ним можно отнести язык, губы и мягкое небо;
- патологии головного мозга;
- перенесённые травмы или серьёзные недуги в период новорожденности;
- патологии, обусловленные инфекциями или травмами во время внутриутробного развития, гипоксия или асфиксия плода при родовой деятельности;
- осложнённое протекание беременности – недоношенность или переношенность плода. Сюда также стоит отнести распитие алкоголя или курение в период вынашивания ребёнка;
- некоторые заболевания врождённого характера с элементами аутизма – синдром Дауна или ДЦП;
- синдром минимальной мозговой дисфункции, который может развиваться на фоне перинатальной энцефалопатии;
- наследственная предрасположенность – наличие такого расстройства у одного из родителей повышает риск появления симптома у наследников;
- высокое внутричерепное давление у ребёнка;
- поствакцинальные осложнения – это стойкие и тяжёлые нарушения здоровья, которые развиваются из-за некорректного проведения профилактической вакцинации.
Вторая группа предрасполагающих факторов для задержки развития речи включает в себя:
- недостаточное внимание, которое уделяется ребёнку, отчего ему не с кем разговаривать;
- невнятную речь, произносимую самими родителями или постоянным окружением малыша;
- частое влияние стрессовых ситуаций или эмоциональных перенапряжений;
- чрезмерную опеку родителей, направленной на лишение мотивации говорить;
- наличие посторонних звуков;
- общение в семье одновременно на нескольких языках;
- проживание в среде с избыточным потоком информации, с которым дети не могут справиться и который не соответствует возрастной категории;
- развитие «синдрома госпитализма».
Стоит отметить, что в каждом третьем случае появления подобного симптома причины его формирования остаются неизвестными.
Причины возникновения задержки речевого развития
Классификация
Клиницистами принято выделять несколько разновидностей такого нарушения:
- логопедическая задержка речи – характеризуется нарушением произношения некоторых букв или слов, невозможностью самостоятельно построить полноценное предложение;
- темповая задержка речевого развития – относится ко всем компонентам речи, начиная от звуков и словарного запаса и заканчивая связной речью.
В независимости от разновидности такой симптом оставляет негативный отпечаток на развитии психических процессов, отчего ЗРР и ЗПР нередко протекают у детей параллельно, а в медицине такой процесс получил название – задержка психоречевого развития.
Также выделяют несколько критических периодов, при которых патологическое влияние того или иного этиологического фактора особенно опасно:
- первый – от одного года до 2 лет. В этот промежуток времени может развиваться не только задержка развития речи, но и алалия, выражающаяся в полном отсутствии речевой активности;
- второй – три года на фоне основного симптома может формироваться заикание и мутизм;
- третий – от шести до семи лет. Опасность заключается в том, что помимо нарушения речи может возникать заикание и органические поражения головного мозга, в частности, детская афазия, при которой наступает потеря ранее присутствовавшей речи.
Симптоматика
Основными клиническими проявлениями задержки речевого развития у детей до 3 лет можно считать:
- ненормальное протекание доречевого периода, который составляет от шести месяцев жизни до одного года;
- отсутствие реакции на звук и речь у малыша одного года;
- вялые попытки повторения слов родных детьми возрастом 1.5 лет;
- невозможность на слух выполнить простое задание – касается детей от 1.5 до 2 лет;
- ребёнок не выговаривает слова в два года;
- неспособность соединить несколько слов в простые предложения – в возрастной категории от 2.5 до трёх лет;
- полное отсутствие собственной речи в трёхлетнем возрасте. Ребёнок произносит заученные фразы, например, из телевизора или книжек, не понимая их смысла;
- использование вместо речи мимики и жестов;
- произношение всех слов невнятно или нечётко;
- отсутствие взаимодействия со сверстниками;
- ребёнок не распознает простые предметы;
- непонимание вопросов и неспособность отвечать на них;
- неумение называть членов семьи.
При возникновении одного или нескольких из вышеуказанных симптомов необходимо проконсультироваться у педиатра.
Диагностика
Диагностирование и выявление этиологии задержки речевого и психического развития требует комплексного подхода и предполагает осуществление следующих мероприятий:
- изучения истории болезни и анамнеза жизни не только пациента, но и его близких родственников – для поиска основного этиологического фактора;
- тщательного физикального осмотра, направленного на оценивание остроты слуха и зрения, проведение тестов психомоторного развития и определение моторики мышц лица;
- детального опроса родителей на предмет первого времени появления симптоматики и влияния окружающих факторов внутри семьи.
Проведение МРТ
Это основные методики диагностики, которые могут дополняться такими инструментальными обследованиями, как:
- ЭКГ;
- ЭхоЭГ;
- МРТ;
- дуплексное сканирование артерий головы.
Лабораторные исследования крови и урины не имеют диагностической ценности. Помимо педиатра, в диагностике принимают участие следующие специалисты:
Дифференциальная диагностика ЗРР предполагает отличие подобного расстройства от:
Лечение
Устранение основного симптома и сопутствующей ему симптоматики будет отличаться в зависимости влияния того или иного этиологического фактора.
Мифы о задержке речевого развития у детей
Прежде всего, необходимо создать благоприятную речевую среду и демонстрировать только правильную речь, направленную на стимулирование речевой деятельности ребёнка. Однако логопедических занятий будет недостаточно, в дополнение лечение задержки речевого развития у детей должно включать в себя:
- приём лекарственных препаратов – при этом стоит полностью исключить самолечение и принимать медикаменты, назначенные только лечащим врачом;
- осуществление физиотерапевтических процедур, а именно магнитотерапии, электрорефлексотерапии и транскраниальной микрополяризации;
- педагогическую коррекцию – терапия при помощи лекарственных веществ будет безрезультативной без вспомогательного педагогического влияния, которое осуществляет дефектолог;
- прохождение курса логопедического массажа для детей с воздействием на необходимые точки языка, мочек ушей, губ и щёк;
- специальные упражнения, помогающие справиться с задержкой речевого развития. За их выполнением должен следить как дефектолог, так и родители. Индивидуально разработанный спектр упражнений поможет в развитии лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата и мелкой моторики.
Особое внимание стоит уделить продуктивной деятельности, дидактическим играм, развитию внимания как слухового, так и зрительного, обогащению активного и пассивного словаря, а также связной речи.
Осложнения
Игнорирование симптоматики и несвоевременное обращение за помощью к клиницистам может привести к формированию таких осложнений:
- отставание от детей аналогичного возраста в интеллектуальном и психическом развитии, а также усугубление этой проблемы с годами;
- трудности во время прохождения обучения в школе или при посещении детского сада;
- эмоциональный дискомфорт ребёнка, который понимает, что чем-то отличается от других. Такие дети нередко «закрываются» в себе.
Профилактика
Во избежание развития проблем с речевым и психическим развитием необходимо:
- как можно раньше начинать развивающие занятия с ребёнком;
- следить за протеканием беременности – в это время необходимо отказаться от вредных привычек;
- обеспечить адекватные внутрисемейные условия и речевой среды, которые окружают ребёнка;
- несколько раз в год проходить обследования для оценивания остроты слуха и зрения;
- на ранних этапах развития устранять любые этиологические факторы;
- в возрасте двух лет посетить логопеда в профилактических целях.
Своевременно начатое комплексное лечение позволяет полностью избавиться от такого симптома, как задержка речевого развития и не допустить развития осложнений.
ЗРР это задержка речевого развития у детей. Диагностика и лечение.
Опираясь на личный опыт работы с детьми с задержкой речевого развития, самым действенным методом лечения есть развитие мелкой моторики. Это легко объясняется тем, что в коре головного мозга человека, отделы, которые отвечают за развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики, находятся очень близко друг к другу, так же между ними наблюдается тесная взаимосвязь. То есть, развивая тонкую ручную моторику у деток, мы тем самым стимулируем развитие их речи. В наши дни очень большой выбор игр, которые развивают мелкую моторику. Это могут быть пазлы, конструктор, мозаика, кубики, так же очень полезно заниматься с ребенком рисованием и лепкой.
Большую роль в развитии речи ребенка играет логопедический массаж, который можно начинать делать ребенку практически с первых месяцев его жизни. Специалисты утверждают, что такой массаж можно делать и деткам с нормальным речевым развитием, что ускорит и их процесс развития. Родители могут делать его самостоятельно своему ребенку, но научиться это делать правильно, так же следует у врача.
Следует уделять внимание и подвижным играм с ребенком, которые способствуют развитию его ориентирования в пространстве, смены темпов движения, ритмичного движения.
Так же, ребенку с задержкой речевого развития, нужно развивать зрительное восприятие. Для этого можно использовать игры с разноцветным материалом, суть которых должна заключаться распознавании цветов, или же форм различных предметов.
Музыкотерапия так же играет не последнюю роль в развитии речевых способностей ребенка. Обычно у деток с задержкой речевого развития присутствуют проблемы с концентрацией внимания, они постоянно отвлекаются и не могут подолгу заниматься одним и тем же. Поэтому нужно научить ребенка слушать музыку, сосредотачивать внимание на отдельных звуках и мелодиях. Для того чтобы эти занятия проходили веселее, можно придумывать различные игры, например, угадывать с ребенком какой музыкальный инструмент играет или повторять как музыканты двигаются, когда играют на определенном музыкальном инструменте. Главное – это упорство родителей и искреннее желание заниматься с ребенком, тогда и варианты игр сами будут Вам приходить одна за другой.
Самое важное в занятиях с ребенком – это регулярность. Для того чтобы занятия не проходили мимо и усваивались ребенком, нужно заниматься и развиваться практически каждый день. Так же не стоит забывать о контроле и рекомендациях со стороны врачей!
КУПИТЬ
На нашем сайте Вы можете приобрести необходимую продукцию для более эфективной терапии ребенка — смотрите раздел «Логопедия» на сайте нашего эксклюзивного дилера Фактор розвитку.
Также нами разработан простой калькулятор с перечнем необходимой продукции для детей с нарушениями речевого развития.
Задержка речевого развития: причины, симптомы, лечение
Задержка речевого развития – это своего рода отставание, относительно возрастных речевых норм. При подобном диагнозе ребенок способен разговаривать, но гораздо хуже большинства своих сверстников. Логопеды отмечают, что ЗРР действительно опасна, поскольку она имеет непосредственное влияние на психическое, умственное и социальное развитие малыша.
Такой диагноз ставят до достижения трехлетнего возраста, если у крохи еще не сформирован свой определенный запас слов. Поставить его можно только после комплексного обследования у соответствующих специалистов: невропатолога, психолога и логопеда.
Причины ЗРР
• Различные травмы головы или поражения мозга.
• Инфекции, перенесенные матерью во время беременности.
• Если с малышом не общаются или по его подсказкам понимают его просьбы и непременно их исполняют. Этим родители не стимулируют детскую речь и не побуждают попробовать произнести фразу более четко.
• Проблемы со слухом. К сожалению, это явление встречается нередко, когда малыш просто не может правильно услышать и повторить за взрослыми.
• Недостаток внимания от родителей.
• Исключение из окружения ребенка других детей.
Задержка речевого развития не дает малышу в полной мере познавать мир, выражать эмоции, общаться с окружающими.
Симптомы ЗРР
Главное отличие детей с ЗРР – они разговаривают совсем простыми предложениями, в их речи крайне редко используются прилагательные, они реже других детей задают вопросы. Такие проявления характерны малышам с уже поставленным диагнозом, но есть и симптомы, которые помогут родителям диагностировать ЗРР в совсем раннем возрасте и предупредить ее.
В дальнейшем ребенку поставят такой диагноз, если:
• В первые месяцы жизни кроха не произносит совсем никаких звуков.
• Годовалый малыш не откликается, когда взрослые его зовут по имени.
• Полуторогодовалый малыш не показывает предметы в книжках или на карточках, не распознает предметы, игрушки.
• Двухлетний ребенок не выполняет простейшие просьбы взрослых, например, принести игрушку или убрать книжку.
• В возрасте двух-трех лет малыш не произносит целых слов и коротких фраз.
• Четырехлетний малыш не говорит предложениями, пусть даже некоторые звуки по-прежнему будут звучать не совсем четко.
Лечение ЗРР
Самая главная рекомендация по предупреждению задержки речевого развития у ребенка – все время общайтесь с ним. С самого рождения комментируйте буквально каждый свой шаг. Пусть для вас это будет выглядеть нелепо или непривычно, но вы должны понимать, насколько ощутимый вклад вносите в развитие своего малыша.
Однозначно диагностировать ЗРР можно только тогда, когда она уже очевидна – к трем-четырем годам. При первых симптомах стоит немедленно попасть на прием к психологу, он, при необходимости, направит вас на обследование и к другим специалистам.
Если причиной задержки речевого развития у ребенка стал недостаток родительского внимания или психологические проблемы, основанные на неблагоприятной обстановке в семье – главным методом лечения станет активная стимуляция речи. Опытные детские психологи регулярно сталкиваются с такими детьми и способны найти подход практически к каждому.
Первое, с чего нужно начать лечение – не паниковать. ЗРР хоть и не быстро, но поддается лечению. Процесс будет иметь должную отдачу исключительно в максимальной заинтересованности родителей. Ни в коем случае не пускайте лечение на самотек, а все время занимайтесь со своим малышом по программе, составленной специалистом.
Елена, www.kraskizhizni.com