причины, признаки ЗРР, нормы развития речи, мнения специалистов
Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.
В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.
Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?
Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей
Признаки благополучного развития речи | Признаки неблагополучного развития речи |
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. | Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития. |
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. | Присутствуют заболевания неврологического профиля. |
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. | В анамнезе есть тяжелые общие болезни. |
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. | Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное. |
С интересом повторяет ваши речи. | Не стремится повторять речь родителей. |
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. | Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства. |
Показывает предметы, которые ему называют. | Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами. |
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». | Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет. |
Отстает от одногодок в речевом развитии. | |
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше. |
Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице
Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.
У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:
- Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
- Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
- С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.
Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту
№ | Форма речи | Возраст |
1. | Крик с интонацией недовольства или радости. | 1-2 мес. |
2. | Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. | 2-3 мес. |
3. | Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. | 4-5 мес. |
4. | Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). | 8 мес. – 1 год 2 мес. |
5. | Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. | 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес. |
6. | Начинает часто задавать вопросы «что это?». | 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес. |
7. | Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). | 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес. |
8. | Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. | 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес. |
Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице
Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года
Физиологические | Психологические | Социальные |
Слабость мышц лица и рта. | Испуг. | Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей. |
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. | Постоянные родительские скандалы, ссоры. | Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету. |
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. | Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). | Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться. |
Патологии головного мозга и нервной системы. | Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить. | |
Наследственные болезни. | ||
Психические заболевания. Аутизм. |
Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:
- Дизартрия.
- Афазия.
- Моторная алалия.
- Сенсорная алалия.
Дизартрия
Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.
Характерные черты этой патологии:
- У ребенка страдает вся произносительная система речи.
- Ритм дыхания нарушен.
- Голос приобретает гнусавый оттенок.
- Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».
При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.
Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.
У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.
Причины развития дизартрии:
- Асфиксия или травма при родах.
- Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
- Травмы и опухоли головного мозга.
- Наследственные патологии ЦНС.
Афазия
При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.
Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.
Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.
Моторная алалия
Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.
Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.
Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.
Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.
Сенсорная алалия
При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.
Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).
Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.
Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями. Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.Мнение специалиста
Доктор Комаровский:
Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:
Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.
Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.
Поделитесь с друзьями:Из-за чего возникает задержка речевого развития у детей 2 лет
Становление речи у каждого ребенка проходит строго индивидуально и зависит от различных факторов, воздействующих на организм. Задержка развития речи – это овладение устной речью намного позже нормативных сроков. При такой патологии наблюдается бедный словарь, проблемы с формированием экспрессивной речи и отсутствие к определенному возрасту фраз. Коррекционные мероприятия при задержке речевого развития у детей 2 лет предполагают оказание медицинской и психолого-педагогической помощи с учетом тяжести патологии.
Признаки и проявления
Для того чтобы понять, какие проявления указывают на задержку речевого развития в 2 года, нужно знать основные этапы, которые проходит в своем развитии речь, и нормы. Первым и естественным способом общения младенца с взрослыми является плач.
Важно: на каждом этапе своего развития должны быть сформированы определенные речевые навыки:
- В 2 месяца появляются первые звуки и реакция на общение взрослых.
- В 3-6 месяцев возникает гуление, повторение одинаковых звуков и смех. Ребенок начинает внимательно контролировать движения губ и пытается их повторить.
- В 6-9 месяцев появляются слоги и словосочетания, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
- В 9-10 месяцев кроха начинает понимать обращенную речь и появляются зачатки слов.
- В 12-14 месяцев младенец осмысленно произносит хотя бы 2 слова, выполняет простые инструкции и узнает предметы.
- К 2-м годам стремительно увеличивается запас слов, совершенствуется понимание речи родителей и в речи появляются первые фразы.
- К 3-м годам ребенок осваивает грамматику родного языка, и темп формирования речи замедляется.
Заподозрить задержку речевого развития на любом уровне задержки специалист может по следующим признакам:
- аномальное течение речевого периода, то есть кроха мало гулил и отсутствовал лепет;
- не возникает реакция на звук и обращенную речь у младенца до 1 года;
- в 2 года малыш не в состоянии сделать простое задание по словесной инструкции;
- в речи не наблюдается простейших самостоятельных слов;
- в 3 года ребенку проблематично соединить слова во фразу;
- к 3 годам не сформирована собственная речь, и кроха пользуется лишь фразами, заученными из мультфильмов или книжек.
Родителям следует внимательно следить за развитием речи малыша и при малейших отклонениях показать его специалисту.
Причины нарушений
Причины задержки речевого развития у детей 2-3 лет могут быть различными. Для того чтобы коррекционная работа была эффективной и продуктивной, необходимо выяснить, что же спровоцировало проблему, и обратиться к нужному специалисту.
Вызвать проблемы с появлением слов могут органические причины, которые сопровождаются нарушением нормального функционирования отдельных отделов мозга. Чаще всего патология развивается в следующих случаях:
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
- травмы и повреждения головы различной сложности;
- застой околоплодных вод в родовых путях, что приводит к гипоксии;
- интоксикация плода при внутриутробном развитии либо в постнатальный период;
- постинфекционные осложнения.
Кроме органических причин специалисты выделяют и социальные, которые выражаются в отсутствии общения с малышом. Задержка речевого развития у детей 2-3 лет может возникать в следующих случаях:
- продолжительные заболевания, которые препятствуют нормальному общению со сверстниками;
- повышенная опека, что создает препятствие в формировании социальных связей;
- нежелание родителей взаимодействовать и вступать в контакт с ребенком;
- проблемы со слухом, что затрудняет понимание обращенной речи.
Важно: в период беременности закладываются все органы и ткани будущего организма малыша, а также развивается мозг, который в последующем будет отвечать за становление и развитие речи. Пагубное воздействие на здоровье могут оказать различные инфекционные патологии, травмы, бесконтрольный прием антибактериальных препаратов и вредные привычки матери.
Специалисты выделяют 3 периода, в каждом из которых наблюдается интенсивное развитие родного языка. Параллельно с этим именно в это время повышается ранимость нервных механизмов речевой деятельности. Влияние на организм малыша в раннем возрасте даже незначительных вредных факторов может спровоцировать развитие различных нарушений. Именно в возрасте до 2 лет отмечается формирование корковых речевых зон, и при воздействии на организм неблагоприятных факторов создаются предпосылки для нарушения формирование речи и алалии.
Способы устранения
При 1 уровне речевого недоразвития ребенок преимущественно использует лепетные слова, звукоподражания и мимику. Задержка речевого развития 2 степени сопровождается присутствием зачатков слов, но они примитивны и искажены. Для того чтобы ускорить становление речи ребенка, работа может вестись по следующим направлениям:
- Необходимо, чтобы малыш слышал побольше разговоров, поэтому следует общаться с ним как можно чаще. Нужно читать сказки, петь песенки и озвучивать любые свои действия.
- Развитию навыков речи помогает общение с детьми, поэтому стоит отдать ребенка в детский сад. Молчуны начинают разговаривать уже спустя несколько недель пребывания в детском саду.
- Любая активная работа пальцами способствует развитию способностей ребенка к выражению вслух своих мыслей. Следует как можно больше рисовать, лепить, играть в пальчиковые игры и конструировать.
- Простимулировать речь помогает массаж, при проведении которого акцент делается на биологически активные точки, находящиеся на ступнях и ладонях.
- Со временем можно использовать логопедическую ритмику, с помощью которой удается скорректировать речевые нарушения за счет соотношения движений со словами. Такие упражнения помогают совершенствовать моторику ребенка, а также учат правильно применять речевые и двигательные навыки.
Для активизации работы мышц следует выполнять с детьми артикуляционную гимнастику. Существует большое количество упражнений для губ, щек, языка и нижней челюсти. Каждодневные занятия учат управлять своим артикуляционным аппаратом и делают слова более разборчивыми. Проблемы с развитием речи часто приводят к тому, что дети не способны выговорить слова по причине слабости лицевых мышц. Для решения такой проблемы необходимо научить ребенка правильно дуть, свистеть либо пить через трубочку.
Профилактика
Родителям следует понимать, что чем раньше начата коррекционная работа с крохой, тем выше шансов на хороший результат. Обычно при правильно организованной работе и устранении провоцирующих факторов уже к поступлению в школу дети с ЗРР догоняют в своем развитии одногодок.
Профилактические мероприятия при задержке речевого развития у детей 2-3 лет предполагают организацию условий для благополучного течения беременности, родовой деятельности и этапа новорожденности. Кроме этого, следует обеспечить оптимальные социальные условия и организовать речевую среду, окружающую ребенка. Родителям следует приобретать те игрушки и пособия, которые несут в себе развивающую направленность. В возрасте 3 года рекомендуется показать ребенка логопеду для оценки уровня развития речи.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
Задержка речевого развития у детей двух лет
Задержка речевого развития представляет собой отклонение от нормального становления речи. В норме у детей наиболее интенсивно начинает развиваться речь в двухлетнем возрасте, но если имеются патологии, процесс может не произойти даже, когда малыш перешагнет трехлетний рубеж.
Причин множество, они бывают социального, психологического характера. Симптомы отклонений не заметить сложно, но помимо патологий речи у малыша может быть отставание в развитии психических процессов.
Диагностика включает в себя множество инструментальных исследований, важно также провести беседу с ребенком и его родителями. Терапию осуществляют при помощи консервативных методик – совмещение работы с малышом и родителями врачей различных узких медицинских областей.
Задержка речевого развития в 2 года — причины
В возрасте двух лет ребенок в норме говорит 20-30 слов, составляет из них небольшие предложения. В пассиве у малыша слов может оказаться намного больше, что помогает ему выполнять просьбы взрослых. Если малыш не повторяет слова, имеет очень маленький словарный запас, не пытается составлять предложения, не знает, как называются те или иные предметы и части тела – это могут быть признаки ЗРР.
Причины задержки речевого развития у ребенка двух лет классифицируются как физиологические, психологические и социальные.
Физиологические причины могут быть следующими:
- Слабость лицевых мышц и мышц рта
- Патологии слуха — проявляются в кратковременном внимании, однообразных одиночных играх, отсутствии внимания при обращении к малышу, нежелании общаться с людьми – даже с мамой
- Аномальное врожденное развитие неба, губ, лицевых мышц или языка
- Заболевания наследственного характера
- Патологии мозга и нервной системы
- Аутизм
- Болезни психического характера
Психологические причины:
- Сильный испуг;
- Частые ссоры и скандалы в семье;
- Не очень благоприятная семейная атмосфера – родители ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, ребенка воспитывает один родитель или ребенок сирота.
При психологических причинах помочь ребенку достаточно просто – стоит создать здоровую атмосферу в семье, больше разговаривать с малышом и применять развивающие игры.
Социальные причины:
- В семье ребенку не уделяется должного внимания;
- Малыш очень много времени проводит за планшетом и компьютером;
- Ребенка чрезмерно опекают, поэтому у него отсутствует необходимость чему-то учиться и задумываться;
- Повышенные требования к ребенку, слишком интенсивные попытки научить его говорить.
Лечение ЗРР, домашняя терапия
Основные направления следующие:
- Медикаментозное лечение назначается специалистами в области неврологии и невропатологии. После специальных исследований – компьютерной томографии и ЭЭГ составляют схему лечения. Обычно неврологи выписывают Кортексин, Энцефабол, Актовегин, Пирацетам и т. д.
- Посещение дефектолога может быть с двухлетнего возраста. Это поможет развить мышление, память и мелкую моторику
Способы лечения ЗРР в 2 года:
- Общение с родителями. Малышу важно внимание – родители должны читать сказки и стихи вслух, разговаривать с ребенком, озвучивать действия и название предметов, петь песни, приглашать кроху принять участие в беседе. Проговаривать слова лучше медленно и четко, чтобы малыш успевал понимать;
- Общение с другими детьми. Малыши, которые дома предпочитают молчать, через неделю в детсаду начинают активно разговаривать. С детьми вести беседы им легче – быстрее находится общий язык, общие темы и процесс обучения проще;
- Пальчиковые игры. Если ребенок активно работает пальцами, у него увеличивается способность озвучивать свои мысли. В этом поможет рисование, лепка из пластилина, конструкторы и пальчиковые игры;
- Массаж ступней и ладоней. Самого ребенка можно обучить растирать ладони до тепловых ощущений, после начать массировать ему каждый палец и поверхность ладошек. Малыш может сам массировать себе ноги, ходить без обуви по ковру из гальки, массажной дорожке и рельефной поверхности;
- Логопедическая ритмика. Начиная с двухлетнего возраста активное использование этого способа допустимо. Задержка речевого развития в 2 года и связанные с ней проблемы речи исправляются при помощи ритмичных движений с музыкой или словами. Есть много стихотворных упражнений, где дети повторяют за взрослыми слова и движения. Происходит развитие мелкой и общей моторики, обучение слаженного использования речевых и двигательных навыков;
- Развитие лицевых мышц. Слабые мышцы лица препятствуют четкой речи – чтобы избавиться от этой проблемы малышу можно научиться свистеть или дуть. Питье с трубочкой тоже отлично развивает мышцы;
- Артикуляционная гимнастика. Есть множество упражнений для нижней челюсти, губ, языка, щек. Если проводить занятия регулярно 5-10 минут, речь ребенка станет более четкой и понятной;
- Рассказы. Можно инсценировать различные истории. Есть множество книг со сказками, в которых очень интересные упражнения;
- Звуковые игры. Задержку речевого развития у детей двух лет нередко связывают с пониженной концентрацией на звуках, поэтому звуковые игры должны помочь. К примеру, можно попросить малыша закрыть глаза и узнать животных или бытовые приборы по звукам. Можно подключить всех родственников и членов семьи – пусть ребенок узнает всех по голосам. Помогают вопросы «Как лает собачка? », «Как мычит корова ? ».
Задержка речевого развития в 2 года лечится с помощью включения в ежедневное расписание развивающих занятий и игр. Массаж, артикуляционная гимнастика и игры, которые помогают развивать мелкую моторику, должны проводиться регулярно.
Положительного результата можно достичь только с применением комплексной терапии – одних занятий с врачом и лечения таблетками недостаточно. Родители должны принимать участие в процессе, занимаясь с малышом каждый день.
Задержка речевого развития 2 года
Заботливые и внимательные родители внимательно следят за развитием своего чада. Первое «агу» и первый зубик – все должно появиться в назначенный срок. Вполне естественно, что малейшие отклонения от нормы, не говоря уже таких, как задержка речевого развития в 2 года, не останутся незамеченными. Несмотря на то, что каждый ребенок развивается индивидуально и процесс становления речи зависит от многих факторов, уже к 2 годам проблемы с речевым развитием, если таковые имеются, очевидны.
Задержка развития речи у детей
В 2-3 года малыши развиваются очень активно, а в частности, своего апогея достигают речевые достижения ребенка: крохи составляют многословные развернутые предложения, используют глаголы, прилагательные, местоимения. Словарный запас малыша постоянно увеличивается, произношение становится более внятным и разборчивым.
Поэтому, в этом возрасте родителей должно насторожить следующее:
- ребенок в 2 года не пытается повторять новые слова;
- в процессе общения использует всего несколько отдельных слов;
- не понимает и не выполняет просьбы;
- не умеет составлять фразы.
Причины задержки речи у ребенка различны, и условно делятся на две группы:
- К первой относятся органические нарушения, которые в свою очередь могут быть врожденными и приобретенными. Это родовые травмы, нарушения слуха, кровоизлияние в мозг, ДЦП, травмы, болезни, операции, перенесенные в раннем детстве, опухоли головного мозга.
- Ко второй группе причин, провоцирующих психическую задержку развития речи у детей относятся нарушения, обусловленные стрессами, плохими условиями проживания, неправильным воспитанием, частыми ссорами и алкоголизмом родителей.
Как известно, внешнюю речь, соответственно и задержки, принято подразделять на:
- Экспрессивную. Это процесс высказывания ранее сформированных мыслей. К экспрессивной речи относят артикуляцию речевых звуков, произнесение слов или фраз. Задержка формирования экспрессивной речи может быть не связана с умственной отсталостью, неврологическими или слуховым нарушениями, однако исключать такую вероятность нельзя. Отклонения экспрессивной речи проявляются в виде значительного отставания речевого развития от возрастных норм, искажением слов. К примеру, малыши пропускают приставки и окончания, их словарный запас минимален, а общение ограничивается набором стандартных сокращенных фраз. Тяжелые формы заболевания, как правило, диагностируются до трех лет.
- Рецептивную (импрессивную). Это слушание, чтение. При расстройствах рецептивной речи у ребенка возникают проблемы с понимаем слов старших и произношением, слуховое восприятие таких детей снижено, при этом с физическим слухом все в порядке.
Задержка речевого развития у ребенка 2 лет — Логопедия
анонимно, Женщина, 29 лет
Здравствуйте! Я мама сыночка, которому 2г.1Мес. У нас проблемы с речью, пониманием речи и поведенческого плана. Обследовались: есть следующие заключения. Доплерография сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника: нарушен венозный внутричерепной отток. Асвп: периферический слух норма (от15дб), амплитуда снижена (коррелирует со снижением кровотока), центральное время-выраженное нарушение на бульбарном уровне, скорость переработки слухо-речевой информации (проведение 4кгц) (коррелирует со сниженным «фонематическим слухом»)-выраженное замедление. Выраженное вовлечение ствола головного мозга. Когнитивная ф-я и оценка внимания: латентный период-ответ на новую информацию-норма хорошая. Амплитуда (коррелирует со степенью концентрации внимания) – норма. Ээг: изменения ээг легкой степени без очаговой патологии, межпол.Ассиметрии, эпилептиформной активности. Лабильность регуляторных влияний структур лимбической области. Темпы ээг значимо не нарушены. Заключение невролога: темповая зрр. Соп: нарушение кровообращения цнс по типу венозной дисгемии. Назначил пантогам и семакс. О ребенке: 1.Речь лепетная – мама папа (уже бращенно), иди (ииии), ням-ням, эй, оп, ах, айяйяй, куку (кики), пока-пока (гада-гада), мишка (эйка), звукоподражение – мяукает, хрюкает – хрхр, игого — иии. Постоянно бубнит под нос на своем языке громко четко, но не понятно что. 2.Плохо понимает речь (бытовых условиях понимает все неплохо: иди есть, пить, умываться, писать, одеваться, гулять (есть попытки самостоятельно одеться и раздеться с небольшой помощью), дай, подними, но стоит усложнить задачу теряется и зависает) 3.Жесты — месяц назад появился указательный жест, машет пока-пока, шлет воздушный поцелуй, дай пять, показывает ручкой дай (учила долго), здоровается за руку. Но жестов маловато. 4. Поет гласными, танцует, подхватывает танцевальные движения, изображает мишку зайку под песенки, подхватывает потешки. Раз два три елочка гори — а а и ёаи, ах какая оса очень злая оса -акакаа ока, большие ноги шли по дороге — аиие ои, по кочкам по кочка – по ко- по ко. Все в таком духе. 5. Есть аутичные черты, но при плотных домашних занятиях с ребенком, он начал отзываться на имя, прибегать на зов в соседнюю комнату, реагировать на некоторые просьбы, указывать пальчиком на то, что ему нравится (лампа, собака, самокат, самолет и тд), контактировать с др.Детками: меняться игрушкой, играть с ними в куку. Начал подражать взрослым даже по мелочам, обучаться новому. И я бы сказала интеллект сохранен, т.К. На занятиях монтессори умеет и подбирать предметы по цвету, по форме, размеру и др., Вообщем проявляет сообразительность. Из подозрительных черт остаются: недостаток эмоциональности (не похвалится, не покажет игрушку, не удивится, но начал воображать и красоваться в новой одежде), порой зависает при обращении к нему – смотрит сквозь, не показывает на фотографиях маму, папу, в книжках тоже никого не показывает, хотя прекрасно знает, кто есть кто. Да и нет — не говорим и не киваем и не мотаем головой, учу-практически дрессирую – вроде иногда кивает да, но кажется будто он не понимает что делает. Плоховат контакт глазами. Обратились к логопеду: ее мнение, что это скорее сенсомоторная алалия. Пока у нас дз: будем петь по программе новиковой-иванцовой (кстати, уже на первичном приеме сын запел под музыку ааа в ритме в темпе), заниматься артикуляционной гимнастикой, логоритмикой. Сейчас я не хочу пришивать к ребенку диагнозы, верю что все поправимо, если уж аутичные штуки уходят, то и остальное подтянем. Будем заниматься и работать. Но все равно тревожусь. Вопрос в чем: будет ли с появлением речи улучшаться общее понимание речи? Не хочу чтобы повторял как попугай, хочу понимания… зрр может вызывать аут черты — как одно зависит от другого? Что показывает практика? Можно ли рассчитывать на полное излечение и выход на нормальный уровень? Зоя борисовна, если дадите какие-либо рекомендации по работе с ребенком, буду вам очень признательна. Спасибо!!!