Виды прикорма на первом году жизни – ограничения по возрасту, техника и разновидности, последовательность начала употребления продуктов, советы и рекомендации специалистов

Виды прикорма на первом году жизни ребенка

С рождения рацион ребенка составляют грудное молоко или специальные смеси, но постепенно в него нужно вводить и другие продукты. Для малышей разработаны разные рационы прикормов с учетом особенностей их развития. Схемы составлены так, чтобы к одному году ребенок получал все необходимые витамины, микроэлементы, другие полезные вещества.

Овощной

Прикорм подойдет детям, которые родились преждевременно или страдают рахитом, анемией, запорами, имеют избыточный вес. Педиатры советуют вводить овощные пюре в период 4-6 месяцев жизни. Конкретный срок определяется индивидуальными особенностями развития ребенка: для искусственников рекомендуется начинать докорм раньше, для тех, кто на грудном вскармливании – позже.

Объем порций надо увеличивать постепенно. Прикорм новорожденного в виде овощного пюре дают по такой схеме:

  1. 1-2 дни – 1 чайная ложка (5 г).
  2. 3-4 – 2 ч. л. (10 г).
  3. 5-6 – 3 ч. л. (15 г).
  4. 7-8 – 4 ч. л. (20 г).
  5. 9-10 – 50 г.
  6. 11-12 – 100 г.
  7. 13,14 и последующие дни – 150 г.

Сперва вводится один овощ светлого цвета с нежной текстурой. Это может быть кабачок или цветная капуста на выбор.

Овощи термически обрабатываются, перетираются в однородное пюре. Затем в рацион добавляют брокколи, тыкву, морковь. Солить пюре или добавлять сахар нельзя. Картофель старайтесь ввести как можно позже. К помидорам, огурцам, болгарскому перцу и другим ярким продуктам тоже нужно относиться осторожно.

Кабачковое пюре

Прикорм с каш

Такой вид подойдет детям, которые на первом году жизни плохо набирают вес, и тем, у которых неустойчивый стул. Если последнее явление вызвано овощным прикормом, то его прекращают и пробуют давать каши. Овощи же вводят позже. Объем порций надо увеличивать плавно. Последовательность прикорма кашами на первом году жизни:

  1. 1-2 дни – 1 чайная ложка (5 грамм).
  2. 3-4 – 2 ч. л. (10 г).
  3. 5-6 – 3 ч. л. (15 г).
  4. 7-8 – 4 ч. л. (20 г).
  5. 9-10 – 50 г.
  6. 11-12 – 100 г.
  7. 13,14 и последующие дни – 150 г.

Если ребенок нормально реагирует на овощной прикорм, то каши можно есть примерно через две недели после него, в 6,5-7 месяцев. Они должны быть безмолочными.

Начинать нужно с безглютеновых: рисовой, гречневой, кукурузной.

Если кроха нормально воспринимает каши, не склонен к аллергии и не страдает расстройствами ЖКТ, то в рацион вводятся овсянка, пшенная крупа, мультизлаки.

Кукурузная каша

Творог, кефир и другие кисломолочные продукты

Эту схему введения прикорма на первом году жизни разработал педиатр Комаровский. Он предлагает с полугода включать в рацион ребенка кефир и творог. Другие педиатры и гастроэнтерологи считают, что кисломолочные продукты должны вводиться не раньше 8 месяцев. Кефир и творог покупать специальные детские, несладкие, без красителей, вредных добавок. Как вводить:

  1. Кисломолочные продукты дают по вечерам перед сном.
  2. Творог дают по 1 ч. л. К году доведите размер порции до 50 г.
  3. Кефир тоже начинают давать по 1 ч. л. К году доводят порцию до 150-200 мл.
  4. Есть кисломолочные продукты ребенку на первом году жизни нужно 2-3 раза в неделю.

Творог для грудничка

Мясо и желток

С 8 месяцев питание малыша становится еще разнообразнее. В его меню по чуть-чуть вводят мясо и яичные желтки. Сначала нужно кормить ребенка индейкой и кроликом, потому что они не вызывают аллергии. Начинайте с 1 ч. л. измельченного в пюре мяса (можно специальные детские консервы) и постепенно увеличивайте порцию до 100-150 г. Затем добавьте телятину, курицу, говядину. Свинину постарайтесь не давать до 2 лет. В самостоятельно приготовленное мясо можно добавить чуть-чуть растительного масла, но соль и специи под запретом.

Начиная с 8 месяцев в рацион в качестве докорма вводятся и яичные желтки.

На первых порах лучше кормить перепелиными, потому что они реже вызывают аллергию. Давайте раз в неделю по четвертинке, постепенно увеличивая до целого. Лучше делать это по утрам, чтобы следить за реакцией организма малыша. Куриные желтки вводятся по 1/8 части. Со временем количество возрастает до половинки.

Мясо для грудничка

Рыба

Этот продукт, если у ребенка не предрасположенности к аллергии, вводят в 9-10 месяцев. Сначала ее нужно давать, подмешивая в овощные пюре: кабачковое, картофельное, из цветной капусты. Начинайте с половины чайной ложки и внимательно следите за реакцией организма малыша. На первых порах лучше пробовать морскую рыбу жирных сортов: минтая, треску, хека. Из речной чуть позже попробуйте ввести судака, щуку, пресноводную форель.

Последними с максимальной осторожностью дают карася, леща, окуня.

За период от полугода до года меню грудничка становится очень разнообразным. Виды прикорма на первом году жизни:

Тип прикорма Объем порций Правила Возраст введения
Овощи С чайной ложки, плавно увеличивая объем до 100-150 г. Сначала дают овощи белого и светло-зеленого цветов (кроме картошки). Их термически обрабатывают и перетирают в пюре. Со временем ассортимент расширяется. Готовятся пюре из нескольких видов овощей. С 4 месяцев искусственникам, от 6 – детям на грудном молоке.
Безмолочные каши От 1 ч. л. до 100-150 г. Сперва крупы без глютена (рис, кукуруза, гречка), потом мультизлаки. От 6,5-7 месяцев или от 4-5 мес., если у ребенка недостаток веса.
Каши молочные С 1 ч. л. до 150-200 г. Сначала крупы без глютена. Если нет аллергии или расстройств желудочно-кишечного тракта, постепенно вводятся овсянка и мультизлаки. 8-9 мес.
Мясо С 1 ч. л. до 100-200 г. Сначала давайте индейку, телятину, кролика. Постепенно вводите курицу, говядину. Свинина не подходит для прикорма. 8 мес.
Яичные желтки С 1/8 части до половинки куриного желтка. Если яйца перепелиные, то с желтка до целого. Лучше сначала пробовать перепелиные желтки, потому что они реже вызывают аллергию, а потом уже куриные. 8 мес.
Кисломолочные продукты и творог С 1 ч. л. кисломолочки до 200 мл. С 0,5 ч. л. до 50 г творога. Выбирайте специальные детские продукты. 9 мес.
Рыба С 0,5 ч. л. до 50 г. Давайте вареную или приготовленную на пару рыбу не чаще 2 раз в неделю. 10 мес.

Видео

Введение прикорма детям первого года жизни | #07/05

В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.

Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.

И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999–2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.

Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.

Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:

  • необходимостью восполнения возникающего в организме растущего ребенка дефицита энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с грудным молоком или заменителями после 4–6 мес становится недостаточным;
  • целесообразностью расширения рациона за счет растительных компонентов, различных видов углеводов, жирных кислот растительных масел и микроэлементов;
  • необходимостью включения в рацион более плотной, чем молоко, пищи для развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции работы кишечника.

Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.

Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.

До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично. Дальнейшие этапы развития нервно-мышечной координации у грудных детей и соотношение с возможностью введения различных продуктов прикорма представлены в таблице.

Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.

Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.

Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4–6 мес безопасно.

Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.

Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.

Введение прикорма у детей первого года жизни

При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.

  • Каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости.
  • Сроки каждого введения прикорма могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1–2 мес.
  • В период, когда ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики», т. е. до 4 мес введение прикорма крайне чревато «срывом».
  • При естественном вскармливании сроки введения прикорма можно сместить на 2 мес и начать вводить новые продукты после 6 мес.

Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.

Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1–1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.

Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.

Основные правила при использовании соков.

  • На этикетке должен быть указан минимальный возраст, начиная с которого можно давать данный сок, но можно начинать давать его детям более старшего возраста.
  • Начинать надо всегда с соков, содержащих один фрукт или овощ. Не рекомендуется начинать с виноградного, морковного, сока из экзотических фруктов.
  • Нельзя одновременно вводить несколько разновидностей соков, так как в этом случае трудно определить, на какой именно сок у ребенка развилась та или иная реакция. Следует начинать вводить сок с минимальных объемов, при этом внимательно наблюдая за ребенком. Нужно проследить, нет ли изменений стула, усиления болей в животе, покраснения кожи. При появлении этих симптомов данный вид сока нужно отменить. Реакция на сок может проявиться отсроченно, при увеличении его объема. Следующий вид сока можно начинать давать ребенку только после того, как полностью освоен предыдущий. Чем позже вы начинаете вводить соки (не раньше 4 мес), тем меньше отрицательных реакций.
  • После введения однокомпонентных соков можно начинать включение в рацион многокомпонентных, но лучше это делать после 6–7 мес. Томатный, виноградный соки чаще других вызывают отрицательные реакции, в связи с чем их лучше начинать давать малышу к году. Также полезны соки из лесных ягод, апельсинов. Лучше использовать абрикосовый, грушевый, сливовый соки.

В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.

Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.

Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.

В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9–10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.

Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.

Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.

На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.

Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.

Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.

В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.

Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.

Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.

Мясо, рыбу вводят в 7–8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.

Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.

В 6–8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.

В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.

Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10–11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.

Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.

Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.

Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.

Итак, рекомендуется следующая последовательность введения прикорма:

4–6 мес — фруктовые пюре и соки;

5–6 мес — овощное пюре;

6–7 мес — каша;

7–8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;

8–9 мес — печенье, творог, кефир;

10–11 мес — желток, бульон.

Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5–6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.


Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва

Виды прикорма на первом году жизни — Детишки и их проблемы

Женское молоко и назначение витаминов с месячного возраста обеспечивают правильное и полноценное развитие ребенка в течение первых 5 месяцев жизни.С 5-6 месяцев жизни ребенок уже не может удовлетворяться только грудным молоком даже в том случае, если количество последнего вполне достаточно и полностью покрывает всю калорийную потребность растущего организма. С этого времени, в диету здорового и правильно развивающегося ребенка необходимо ввести прикорм.

В зависимости от состояния здоровья ребенка и его особенностей, а также некоторых факторов окружающей среды, введение прикорма может быть начато несколько раньше или позже указанного выше срока.

Показанием к более раннему (4-4,5 месяцев) введению прикорма, несмотря на достаточное количество молока, получаемого ребенком, являются задержка нормального нарастания веса, анемия, рахит, экссудативный диатез, упорные срыгивания.

Показанием к более позднему введению прикорма служат идиосинкразия к чужеродной пище, случайные острые желудочно-кишечные расстройства, острые лихорадочные заболевания, жаркое время года.

Прикорм дает возможность в небольшом по объему количестве пищи доставлять ребенку достаточное количество калорий и пищевых ингредиентов (белков, жиров и углеводов). Кроме того, введение прикорма приучает ребенка к получению новых видов пищи, что постепенно подготавливает его к окончанию грудного вскармливанию. С прикормом мы также вводим балластные вещества в виде клетчатки, необходимые для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта.

Прикорм назначают только здоровому ребенку, с устойчивым стулом. Давать прикорм следует перед кормлением грудью, т.е. при наиболее сильном пищевом возбуждении ребенка, т.к. после кормления грудью новый вид пищи может вызвать у него протест. Все виды прикорма вводят постепенно, начиная с 3-5 чайных ложек, и в течение 6-7 дней одно кормление грудью полностью заменяют прикормом.

Новый вид прикорма следует назначать только тогда, когда ребенок полностью привыкнет к ранее введенной пище. Первый прикорм должен быть полужидким, хорошо протертым, гомогенным; он не должен вызывать у ребенка затруднений при глотании.

С возрастом нужно переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.

В качестве первого прикорма обычно назначают овощное пюре или 5% кашу. Детям, избыточно упитанным и пастозным, несколько малокровным, с легким рахитом или экссудативным диатезом, целесообразно для первого прикорма давать овощное пюре. Здоровым детям, хорошо, но не избыточно упитанным и не пастозным, лучше назначать кашу на овощном отваре. Здоровым детям с плохим аппетитом лучше назначать 5% кашу на половинном или цельном молоке, в зависимости от возраста. Эйтрофикам с одинаковым успехом может быть назначена или каша или овощное пюре.

В первый день при введении прикорма до кормления грудью дают 3-5 чайных ложек овощного пюре, на следующий день количество его увеличивается до 50 мл и затем в течение одной недели одно кормление полностью заменяется прикормом с последующим добавлением в него белковых продуктов (яичный желток, творог), вторая неделя отводится для полной адаптации ребенка к новой пище. Через 2 — 3 недели после введения первого прикорма также постепенно вводится второй прикорм — каша из какой-либо крупы (манная, овсяная, гречневая, соевая, рисовая, кукурузная).

Вначале ребенку назначают 5% кашу, варится она на овощном отваре пополам с коровьим молоком. Через неделю 5% кашу заменяют 10% кашей на цельном коровьем молоке. В дальнейшем каши из различных круп следует чередовать.

Если у ребенка имеется склонность к поносам, то показана рисовая, а если у него бывают запоры — овсяная каша. Особенно полезна гречневая каша, так как в ней содержатся более ценные аминокислоты. Хорошо употреблять для приготовления каши муку из смеси нескольких круп (рисовой, гречневой, пшеничной, кукурузной). Сливочное масло в рацион ребенка вводится с 5,5 месячного возраста, его добавляют в овощное пюре или кашу в количестве 3 г.

С 7 месяцев ребенку в дополнение к овощному пюре назначают мясной бульон (не более 50 мл) и сухарик из белого хлеба. Таким образом, в 7 месяцев ребенку вводят третий прикорм в виде обеда, состоящего из супа и овощного пюре.

С 8 месяцев ребенку заменяется прикормом еще одно (третье) кормление грудью. Вместо грудного кормления дается 50 грамм протертого творога с молоком или кефиром. В этом же возрасте в суп-пюре добавляется 30 г вареного, дважды протертого мяса. Его начинают давать с 1/2 чайной ложки и в течение 3-4 дней доводят до 1 столовой ложки — 30 г мяса.

С 10 месяцев мясо можно давать в обед в виде фрикаделек (суп с фрикадельками), а к концу года оно дается в обед в виде паровой котлеты.

Таким образом, с 8 месяцев ребенок получает кормление грудью только 2 раза — утром и вечером; 3 раза получает кормления в виде блюд прикорма. Более целесообразно, чем кисели, давать детям свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, которые более богаты витаминами и минеральными солями.

Комбинация отдельных блюд прикорма производится для создания наиболее выгодных условий пищеварения и опорожнения желудка. Нерационально давать в одно кормление два плотных блюда (например, кашу и овощное пюре) или два жидких (бульон и кисель).

В первом случае пища будет дольше перевариваться и дольше задерживаться в желудке, во втором — пища быстро перейдет из желудка в кишечник и вызовет у ребенка преждевременное чувство голода.

Рекомендуемые сроки введения блюд прикорма

Рекомендуемые сроки введения блюд прикорма:Наименование блюдСроки назначения

Протертое или печеное яблоко3,5 мес

Яичный желток4 мес

Овощное пюре5 мес

  • 5% каша на овощном отваре с молоком 5 мес
  • 10% каши6 мес

Мясной бульон7 мес

Творог7- 8 мес

Мясной фарш8 мес

Мясные фрикадельки10 мес

Протертое яблоко назначается, с одной стороны как продукт, содержащий большое количество витаминов, а с другой стороны как блюдо прикорма, содержащее большое количество солей. Яблочное пюре для устранения дефицита витаминов назначается с 3,5 месяцев, а как блюдо прикорма — с 5

месяцев. Творог как блюдо прикорма вводится детям с 8 месяцев, но для коррекции питания (с целью обогащения пищи белком) иногда назначается уже с 2-3 месяцев жизни.

Если следовать указанным общим правилам введения прикорма, то отлучение от груди проходит совершенно безболезненно. Обычно отнимают ребенка от груди в возрасте 1 года. Постепенно (с 10-11 мес.) вначале утреннее кормление заменяют молоком с печеньем или сухарем, а затем и вечернее кормление.

Иногда для ускорения полного угасания лактации на грудь накладывается давящая повязка и в течение двух суток ограничивается питьевой режим матери. При этом молоко исчезает обычно через 3-4 дня. Сейчас рекомендуют кормить детей грудью до 2-х лет и даже дольше. Отнятие от груди не следует проводить в летнее время года, при острых расстройствах пищеварения и питания, при острых лихорадочных заболеваниях.



Source: studwood.ru

определение, виды, цель введения прикорма. Правила введения прикормов.

Прикорм– это введение в рацион питания ребенка первого года жизни другой пищи (кроме грудного молока или его искусственных заменителей).

Цель введения прикорма:

· дополняет рацион необходимыми пищевыми веществами

· постепенно вытесняет грудное молоко

· способствует переводу ребенка на «взрослое» питание.

Виды прикормов:

· Каша. Вводят не ранее 4,5 месяцев, не позднее 6 месяцев. Предпочтительно инстантные каши. Первая каша не должна содержать глютен, это гречневая или рисовая, кукурузная. Глютенсодержащие каши (овсяная, пшеничная, манная) вводят после 6 мес.

· Овощное пюре.Вводят через 2 недели после каши. Вначале пюре из одного вида овощей (кабачок, цветная капуста), затем пюре из смеси овощей (морковь, картофель, капуста, тыква и др.).

· Мясовводят через 2 недели после овощного пюре. Объем в сутки 30 — 70г. Степень измельчения зависит от возраста: мясное пюре в 6-8 мес, мясные фрикадельки в 8-9 мес, паровые котлеты в 10 — 12 мес.

· Фруктовые соки.Вводят не ранее 6 месяцев. Сок дают после еды. Вначале осветленные монокомпонентные соки, например, яблочный или грушевый. Затем соки из нескольких фруктов, через две недели – соки с мякотью.

· Фруктовое пюре вводят через 2 недели после сока.

· Творог необходим не всем детям, а только при дефиците белка в рационе. Вводят с 6,5 мес. Количество в сутки от 5 до 50г к году. Дают творог 1-3 раза в неделю.

· Желтоккуриного яйца, сваренный вкрутую вводят с 7 месяцев. Количество: начиная с 1/8 и до 1/2 желтка. Добавляют в овощи или кашу. Дают 2-3 раза в неделю.

· Кефир, йогурт, «последующая» смесь.Вводят не ранее 8 месяцев при недостатке грудного молока. Используют только специализированные продукты для детского питания.

Правила введения прикорма

· Не вводят прикорм при острых заболеваниях, переезде, в жаркую погоду, во время проведения профилактических прививок.

· Прикорм следует давать перед кормлением грудью, начиная с ½ — 1 чайной ложки, доводя до необходимого объема за 7-10 дней

· Новый вид прикорма можно вводить после полной адаптации к предыдущему. Два новых прикорма вводить одновременно нельзя!

· Блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции, вначале полужидкими, постепенно более густыми.

· Новые продукты следует вводить в утренние часы, чтобы наблюдать за переносимостью.

· Вначале дается монокомпонентный прикорм, после привыкания – постепенно вводят поликомпонентные продукты.

· Прикорм дается в теплом виде, густой — с ложки, жидкий – из чашки. Желательно, чтобы ребенок сидел за специальным детским столом. Стол должен быть красиво сервирован.

Частично грудное и искусственное вскармливание. Показания для его назначения. Принципы выбора молочной смеси.

Смешанным (частично грудным) называют вскармливание ребенка первого года жизни грудным молоком в количестве не менее 1/5 от суточного объема в сочетании с детскими молочными смесями.

Искусственным называют вскармливание ребенка первого года жизни, при котором грудного молока нет совсем или его количество составляет менее 1/5 суточного объема пищи ребенка.

Показания для перевода ребенка на СВ или ИВ:

· Отсутствие молока у матери или гипогалактия, не поддающаяся коррекции

· Инфекционные заболевания матери (туберкулез, вирусный гепатит С, ВИЧ и др)

· Тяжелые соматические заболевания матери

· Врожденные обменные болезни у ребенка (фенилкетонурия, галактоземия и др).

Выбирая смесь для конкретного ребенка, следует учитывать:

  1. состояние здоровья ребенка (базовые, лечебно-профилактические смеси, лечебные смеси)
  2. срок гестации и возраст ребенка (смеси для недоношенных, базовые, последующие)
  3. индивидуальную переносимость смеси.

 

Дать определение недоношенного новорожденного ребенка. Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности недоношенного новорожденного. Особенности ухода и вскармливания.

Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся в сроке гестации от 22 до 37 недель. Морфологические признаки недоношенного:

· Кожа тонкая, морщинистая, темно-красная, обилие пушковых волос

· Ушные раковины мягкие, несформированы, плотно прилегают к черепу

· Ареолы сосков менее 5 мм, при малом сроке гестации могут отсутствовать

· Исчерченность стоп: отсутствует или редкие борозды

· Ногтевые пластинки не достигают края ногтевого ложа

· Подкожно-жировой слой отсутствует

· Половые органы: у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет

Функциональные особенности недоношенного:

· ЦНС : мышечная гипотония, гипо- и арефлексия, слабый крик, недоразвитие или отсутствие сосательного и глотательного рефлексов

· несовершенная терморегуляция (легко перегреваются и переохлаждаются, но при инфекционно-воспалительных процессах могут не давать повышения Т*)

· дыхание неритмичное, поверхностное, ЧД 40-80 в минуту, могут быть эпизоды апноэ. В альвеолах недоношенного мало сурфактанта (поверхностноактивное вещество, препятствующее спадению альвеол), из-за этого легкие плохо расправляются, часто бывают ателектазы.

· Сердечно-сосудистая система: лабильность пульса, ЧСС 100-180 в минуту

· ЖКТ: снижена ферментативная активность, склонность к срыгиваниям, рвоте, мереоризму, запорам.

· Иммунитет слабый из-за незрелости и отсутствия пассивного иммунитета от матери.

Принципы выхаживания недоношенных в роддоме:

1. Создание определенного микроклимата, оптимального для конкретного ребенка (температурный режим, влажность, дополнительная подача кислорода): кувез → кроватка с подогревом → кроватка. Необходимое условие успешного выхаживания – дополнительный подогрев с самого рождения (подогретые пеленки, термосберегающая пленка, столики с подогревом, транспортировка в кувезе).

2. Организация питания – от степени зрелости ребенка. Глубоконедоношенным – парентеральное питание, с последующим переводом на энтеральное (через зонд, из чашки, через соску). При наличии сосательного рефлекса кормят грудью, при необходимости докармливают. Лучший продукт – молоко матери, при его отсутствии – специализированные смеси для недоношенных: «Беллакт Пре», «Пре Нан», «Пре нутрилак», «Фрисо Пре».

3. Лечебно-охранительный режим ( защита от внешних раздражителей: боли, шума, яркого света; укладки-«гнезда», фиксация ребенка в позе эмбриона)

4. Профилактика инфицирования (строгое соблюдение СПЭР, контакт с матерью).

5. Психологическая помощь семье (у родителей часто бывает чувство разочарования, уныния, тревоги из-за рождения недоношенного ребенка).


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о