☀ Как происходит развитие ☀ ребенка по месяцам после года ☀
Прошёл год, ребёнок становится всё более интересным и предсказуемым. Мама лучше понимает, почему капризничает и чего хочет её любимое чадо. Малыш пробует произносить первые слова, понимает просьбы и неустанно познаёт окружающий мир. Разберёмся, что является в развитии нормой для ребёнка после года. Учтём, что каждый ребёнок развивается по своему индивидуальному пути: в чём-то он опережает своих сверстников, а где-то отстаёт. Не стоит волноваться по этому поводу. Придёт время, и ребёнок всему научится. Скорость развития детей может зависеть даже от пола: учёные доказали, что девочки примерно на 3 месяца развиваются быстрее мальчиков. Однако из этого правила в жизни есть множество исключений.
Малыш в 1 год активно познает мирНезависимо от индивидуальности, в развитии существуют критерии определения физического и нервно-психического детского развития, которые нужно знать, чтобы вовремя отреагировать в случаях отклонений, обратившись к специалистам.
Общая характеристика развития ребёнка к одному году
В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка. К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.
Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.
Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опоруОн хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя. Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка. Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.
Ребёнку 13 месяцев (1 г. 1 мес.)
После 1 года и 1 месяца до двух лет ребёнок начинает говорить, иногда произнося стройные, но не совсем понятные предложения. Часто ребёнок тем самым имитирует взрослую речь и её интонации. В это время его развитие зависит от количества и качества общения. Чем больше с ним играть, разговаривать, петь и читать, тем развитей у него будет память, богаче словарный запас. У него формируется набор слов, которые он понимает, но пока не произносит. Он с лёгкостью покажет, к примеру, котика, если его об это попросить.
В 13 месяцев малыш может играть самостоятельно довольно долгоПримерно в это время малыш постигает назначение вещей, различает их не только по форме и размеру, но по цели использования. Он становится более независимым от родителей, некоторое время он может оставаться один, играя.
После 13 месяцев некоторые дети встают на ножки, а самые смелые ухитряются нести при этом какой-нибудь предмет. Родителям, пока ребёнок не освоится в новом для него положении, необходимо убрать все опасные предметы вокруг.
Прошло 14 месяцев (1 г. 2 мес.)
До 1 года двух месяцев ребёнок осваивает окружающее пространство, узнаёт свойства предметов. Его интересуют подвижные игрушки и вещи. Он уже не несёт в рот предметы, как раньше. Жесты становятся всё более понятные для окружающих, требования громче и выразительней. В своём поведении он копирует поведение взрослых. Если вокруг него всегда была спокойная обстановка, он переймёт этот тип поведения.
Малыш в 14 месяцев пробует все делать самМалыш, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг, с интересом наблюдает за действиями мамы. Он хорошо поддаётся обучению.
Пятнадцать месяцев (1 г. 3 мес.)
После 1 год и 3 месяцев ребёнок точно понимает, что несъедобные предметы не нужно тянуть в рот. Ему нравится толкать перед собой коляску или везти за собой нагруженный игрушечный грузовик и т. п., играть с кубиками. Он сможет собрать башенку из нескольких кубиков. Если дать ему пирамидку, он разберёт её и соберёт, не соблюдая размеров колец.
К 15 месяцам у ребёнка формируется словарный запас из 5-6 простых, часто употребительных слов: баба, деда, папа, мама, рыбка, дай. Из-за неумения произносить слова он активно даёт понять, что ему нужно, жестами.
В 15 месяцев малыш может кушать самДети в этот период ходят без помощи родителей. Не нужно сразу бежать к ребёнку, если он не удержался на ногах, тогда он будет понимать свою ответственность за дальнейшие действия, не будет ждать помощи.
По просьбе родителей он выполнит до трёх действий: «найди то-то», «положи туда», «принеси то-то». При этом он понимает не интонацию, а смысл слов, и хорошо понимает принадлежность вещей. Различает своё, мамино, папино, может распределить вещи по кучкам.
Ребёнку исполнилось 16 месяцев (1 г. 4 мес.)
К 1 году 4 месяцам малыш наращивает скорость движений. Он активно осваивает навыки бега, с интересом изучая движения свои ног. Он хорошо удерживает игрушки, но если уронит, то остановится, осторожно присядет на корточки и сам поднимет её, самостоятельно, пока неуклюже, выпрямляясь.
После 16 месяцев ребёнок забирается на низкие сидения диванов, стульев и кресел и слезает обратно.
В 16 месяцев ребенок проявляет стойкий интерес к книгамПопробуйте дать ему в руки карандаш, он обхватит его ладошкой и попытается что-нибудь «изобразить», абстрактно, на радость взрослым.
Ребёнок уверенно с помощью двух рук держит чашку, но поставить её на ровную поверхность пока не может. Ложку он берёт всей ладошкой и неумело пытается ею нести себе пищу в рот. В это время нужно следить, чтобы у него в руках не оказались острые предметы: вилки, ножи и пр.
17—19 месяцев (1 г. 5—7 мес.)
После 1 года 5 месяцев у большинства детей наблюдают взрыв развития речевых навыков. Он умеет выразить свою обиду, повторяя поведение того, кто дольше всего находится рядом с ним. Малыш знает, что его пугает, и даёт понять это окружающим. Раньше страхи были неопределёнными.
В полтора года надо малыша приучать к горшкуПосле 1 года 6 месяцев ребёнка очень интересуют мелкие предметы и детали. Это признак развития мелкой моторики. Любимое занятие — что-то открыть и закрыть, открутить и прикрутить, досконально изучить отверстия. Он показывает, где у него глазик, ручка, носик, ножка, животик и т. д. Его страшит тёмное пространство.
К 18 месяцам малыш должен уметь ходитьДо полутора лет ребёнок
- должен научиться ходить;
- знать несколько слов;
- различать своих и чужих людей;
- плакать или волноваться в отсутствие мамы.
Если этого не происходит, нужно обратиться к врачу, чтобы предупредить отставание и помочь малышу.
В полтора года дети активно играют друг с другомЕсли всё идёт хорошо, ребёнок расширяет диапазон понимания вещей и явлений по критерию «можно — нельзя». Он может активно сопротивляться требованиям родителей: не хотеть есть пить, ходить на горшок, противиться сну. Сфера эмоций до двух лет претерпевает изменения. Ребёнок не просто активно познаёт окружающий мир, но стремится к общению с другими детьми, постигая правила общения. Он доверяет родителям и ищет в них защиту.
Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)
После 1 года и 8 месяцев развитие ребёнка позволят взрослым затевать с ним творческие и интеллектуальные игры в любом месте на кухне, во время прогулок, в общественном транспорте и т. д. Никаких пособий и предметов для этого не нужно, понадобится только фантазия. Игра «Кто я?» заключается в изображении взглядом, звуками, жестами жука, птицу, кота, кого-то из близки, а ребёнок должен угадать, кто это.
В 20 месяцев дети понимают смысл игрыС полутора лет до 1 году 8 месяцам он может знать до 100 и более слов, легко запоминает людей, места, предметы. С ним интересно общаться, объяснять всё, на что он обращает внимание.
После 1 года и 9 месяцев изменяется фигура ребёнка, до двух лет он становится стройнее. Его слова становятся понятнее для окружающих. Речь пока состоит только из простых предложений. Он уже способен руководить эмоциями, например, остановить плач. Желания его порой неразумные и неисполнимые, но с ним можно договориться. Его чаще посещает страх, в действиях он почти всегда проявляет осторожность. По неизвестным причинам для него может стать страшным какой-либо предмет или игрушка. Его творческая жажда может обернуться разрисованной стенкой. Воевать не нужно, разумнее оставить ему для этого место.
Во время еды малыш отвоёвывает свою независимость. Ест он аккуратней, повторяя за взрослыми, пользуется кухонными приборами: ложкой, чашкой, вилкой, тарелкой. Движения его целенаправленны. На этом этапе специалисты рекомендуют потерпеть и не делать особых поправок в поведении ребёнка. Он должен привыкнуть самостоятельно есть.
22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)
После 1 года и 10 месяцев ребёнок сильно привязан к родителям, он болезненно переживает их отсутствие. Игрушки его не сильно интересуют, ему больше нравится возня со «взрослыми» предметами. Есть самостоятельно малыш не так любит, как в компании. Его можно постепенно приучать к горшку. Он сможет самостоятельно одеть на себя что-нибудь, подолгу изучает заинтересовавший его объект или предмет.
В 22 месяца надо предлагать игры на развитие моторикиРодителям нужно постараться, чтобы у ребёнка была возможность утолять жажду познания.
Для развития воображения рекомендую поиграть с ним в игру «Наоборот», построенную на антонимах. Взрослый называет явление или предмет, а ребёнок должен придумать и назвать нечто противоположно. Например, «огонь — вода», «темно-светло» и т. д. Он усваивает повелительное наклонение, употребление множественного числа, склонение. Девочки начинают разговаривать немного раньше мальчиков, быстрее соединяют слова во фразы.
В два года ребенок активно пользуется жестами и словамиК 1 году 11 месяцам до двух лет ребёнок социализируется, он учится общаться и его интересуют такие же, как он. В этом возрасте у детей различают три линии поведения «на — дай», обособление, созерцание.
Заниматься с ребёнком до двух лет лучше только в форме игры. Он бессознательно оттачивает свои моторные навыки и потому помногу раз повторяет одно и то же действие. Перебирает кубики и с удивлением познаёт, что их ставят не только один на другой, но и в ряд, их можно положить куда-нибудь, переложить с одного места на другое. Современные исследования показали, что в этот период, независимо от пола ребёнка, нужно купить куклу средних размеров, до 40 см. Хорошо, если у неё двигаются ручки — ножки, закрываются глаза, чтобы её можно было сажать, укладывать спать, переодевать. Куклу используют тогда, когда с ребёнком нужно договориться о чём-то, объяснить, избежать каприз и др.
Ребёнку 2 года, в каких случаях нужно обратиться к психологу
В период от одного до двух лет самое важное — это то, что он учится говорить. Первые слова усваиваются медленно, между годом и 7-11 месяцами скорость усвоения достигает до 25 слов в месяц. Важно показывать ребёнку, что вы его понимаете. Если не поддерживать его эмоционально, интерес к разговорам может утратиться.
Нормы развития дошкольниковЕсли до двух лет ребёнок не начал говорить, нужно уделить этому больше внимания: больше гулять и разговаривать. Если он говорит на непонятном языке, значит, скоро появятся членораздельные слова.
У него выразительный взгляд, и мастерски умеет обратить на себя внимание. Умеет пользоваться указательным жестом, подтвердить несогласие мотанием головы из стороны в сторону, и согласие — киванием.
Важно в это время вместе разглядывать картинки в книжках, разговаривать, петь или давать слушать музыку. Он с интересом слушает сказки и с радостью узнаёт в картинках знакомые предметы и животных.
Развитие ребёнка от года до двух лет является неправильным:
- если ребёнок играет в одни и те же игрушки и не интересуется новыми;
- не смотрит в глаза;
- не всегда откликается на своё имя;
- не чувствует настроения взрослых и не понимает, о чём его просят.
В этом случае нужно, не откладывая, обратиться к психологу.
Правильное развитие ребенка после года и до двух лет. Ребёнок после года: развитие по месяцам
Для малышей раннего возраста очень важно отстраненное внимание взрослых. Родители должны понимать желания малыша, но не мешать ему играть, поднимать вещи с пола, делать свои первые попытки кушать ложкой. В этом возрасте у детей развито желание подражать, поэтому от родителей требуется самодисциплина и самоконтроль.
Физическое развитие деток от 1 года до 2 лет
Ребенок на втором году жизни проявляет желание играть с разными игрушками. Так у малыша с раннего возраста развивается сенсорное восприятие, он может узнать свойства разных материалов и игрушек. Крайне важно, чтобы у детей раннего возраста были разные игрушки, такие как пирамиды, кубики, матрешки, дощечки с вкладышами, а также крупный конструктор с большими ячейками.
Чтобы развитие ребенка раннего возраста шло нормально, мама и папа должны направлять его. Показывайте малышу, как пользоваться совочком, как катать машинку, или же как бить молоточком. Под таким руководством у детей 2 лет лучше происходит сенсорное развитие. Малыш учиться распознавать предметы по цветам, формам и величинам.
Около двух лет у карапуза формируются первые бытовые навыки. Родители должны приучить детей умываться, раздеваться, приносить чашку и тарелку в мойку. Проследите, чтобы малыш приучатся к самостоятельности и порядку. Постарайтесь, чтобы в этом процессе участвовало и познавательное и физическое развитие. Стимулируйте ребенка к исследованию его вещей, квартиры. Пусть малыш открывает доступные для него ящики, разрешите ему там копаться.
Физическое развитие малышей к 12-18 месяцам уже удовлетворительное и к этому монету ребенок должен уметь:
- Проситься на горшок.
- Ходить и вставать сам.
- Пить из чашки и делать первые попытки кушать самостоятельно.
- Понимать, что требуют родители.
- Пытаться играть мячиком ножками.
- Копировать других детей и родителей.
- По просьбе родителей давать игрушку.
- Открывать ящики.
Если физическое развитие идет своим чередом, родители должны обратить внимание еще и на стимулирование моторики рук. Существует связь моторики с нервной системой, речью, памятью. Также в этой цепочке задействовано и сенсорное восприятие. Существуют простые и приятные игры, которые задействуют и сенсорное восприятие и производят стимуляцию моторики у крохи от года до двух лет.
Игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» научат малышей от года до двух лет сжимать пальчики, распрямлять из, хлопать в ладошки и при этом изучать тактильные ощущения от прикосновений взрослых.
Также для малышей раннего возраста будет интересна такая простая игра как разрывание бумаги. Тут обостриться сенсорное и познавательное восприятие, малыш будет крутить бумагу в руках, мять ее и рвать. Это будет дополнительная стимуляция мелкой моторики пальчиков, которая просто необходима для двенадцатого-шестнадцатого месяца.
Когда такие игры исчерпают себя, вы можете переключить на более интересные, но такие же полезные игры. Малышам в двадцать четыре месяца уже можно давать под присмотром мамы играть с крупными бусинками, нанизанными на нитку. Кроха будет перебирать бусы и будет происходить стимуляция моторики. В процессе игры также будет развиваться познавательное и сенсорное восприятие.
Малыш будет узнавать форму, цвет, гладкость или шершавость бусин, будет пытаться их перебирать или даже снять с ниточки. Такая простая игрушка сможет стимулировать сразу и центры, отвечающие за стимуляцию моторики, а также сенсорное и познавательное восприятие, что не может не повлиять положительно на физическое развитие вашего крохи.
Также в двадцать четыре месяца очень полезно давать карапузу играть с песком и крупами. Но для такого раннего возраста такие игры могут быть опасны, если оставить карапуза в одиночестве. Не оставляйте малыша с песком и крупами одного, тогда стимуляция моторики пройдет интересно и безопасно.
Психическое развитие детей от года до двух
У детей раннего возраста начинает развиваться память. Это проявляется в том, что у ребенка появляются воспоминания, например, он может начинать искать свои вещи, если мама расскажем ему, что будет прогулка по парку. Поощряйте такое развитие детей, чтобы малыш учится самостоятельности.
У детей раннего возраста уже должно быть немного развито логическое мышление. Мама может способствовать этому, предлагая ребенку от года до двух лет складывать домик или башню из кубиков. Также для развития моторики рук важно, чтобы малыш уже умел разбирать на части или ломать тот или иной предмет. Это проявление ж
Развитие ребенка по месяцам после года: как понять правильность процесса
В этой статье:
Как происходит развитие ребенка после года, чему учится малыш с каждым новым месяцем и как изменяются его интеллектуальные способности? Обо всем этом родителям нужно знать для того, чтобы выявить отклонения от нормы в случае их проявления.
1 год и 1 месяц: активное знакомство с миром
В этом возрасте детки проявляют повышенный интерес к окружающему миру. Им интересно все, начиная от собственного тела и заканчивая окружающими предметами. Малыш любопытен и в то же время осторожен: он не знает, что таит в себе мир, поэтому все еще нуждается в родительской поддержке и понимании.
Большинство малышей в 1 год и 1 месяц уже пробуют пополнять словарный запас. Впрочем, если даже этого не происходит, ничего страшного здесь нет. Нормальным считается начинать разговаривать после 18 месяцев. Старайтесь как можно больше общаться с малышом, показывать ему картинки, петь песенки – и он обязательно заговорит!
1 год и 2 месяца: проявление собственного «я»
На втором месяце второго года кроха начинает осознавать себя как личность и «ощупывает почву» вокруг родителей, стараясь понять рамки дозволенного. Малыш может противиться всему, что ему предлагают, просто чтобы ощутить себя самостоятельным.
Задача родителей на этом этапе – не ругать его и не конфликтовать с малышом, а постараться договориться, проявляя уважение к его стремлению стать более самостоятельным.В этом возрасте особенностью ребенка является отличие его жизненного ритма от привычного для взрослых. Отсюда кажущиеся невнимательность или отсутствие концентрации в нужные моменты. Время для ребенка в 1 год и 2 месяца течет несколько иначе, и минута для взрослых малышу может показаться целой вечностью. Именно поэтому его игры, знакомства с новыми игрушками и занятия длятся так мало — ровно столько, сколько крохе нужно.
1 год и 3 месяца: игра как основной вид деятельности
Дети играют не только потому, что это весело. В игре они познают мир, учатся проводить причинно-следственные связи. Они начинают понимать, что слишком большая башня из кубиков обязательно упадет, а папина шляпа делает их похожими на папу. Малыши уже делают первые попытки придумать себе игру, но пока не способны объединять
В год и три месяца малыша нужно стараться увлекать книгами с красочными картинками, больше с ним разговаривать, разучивать песенки для расширения лексикона. Детки в этом возрасте уже способны выполнять простые поручения, можно пробовать играть с ними в простые игры, например с мячом.
1 год и 4 месяца: социализация и интеллектуальные навыки
Этот возраст особенно важен для социализации малыша. Кроха пробует самоутвердиться, стараясь заставить родителей выполнять его пожелания. В первую очередь это касается еды. Малыш манипулирует мамой и папой, отказываясь от привычной пищи и требуя лакомства. Родителям при этом нужно проявить терпение и иметь несколько
альтернатив на случай отказа малыша от какого-то блюда. Таким хитрым способом можно будет добиться взаимопонимания.В 1 год и 4 месяца детки по-прежнему изучают мир, жизнь их наполняется новыми впечатлениями. Родителям нужно подбирать развивающие игрушки для ребенка, принимать участие в его играх, стимулируя общение.
Ребенок в 1 год и 5 месяцев: сила привычки
Малыши этого возраста особенно остро чувствуют связь с личными вещами. Они могут устроить истерику, если приходится расставаться со старой игрушкой или любимыми кроссовками. Так малыш пробует оказывать противостояние внешнему миру, продолжая нуждаться в заботе и помощи близких.
Сила привычных вещей для деток в этом возрасте огромна. Они могут не расставаться с
Что касается интеллекта малыша на этом этапе, то можно сказать одно: он активно продолжает развиваться. Задача родителей — всяческими способами способствовать этому процессу, используя методики раннего развития. Старайтесь подогревать интерес крохи к окружающему миру, ограничьте влияние на него телевизора и компьютера. Замените гаджеты общением, книжками и яркими картинками.
1 год и 6 месяцев: в поисках опасности и риска
В этом возрасте у большинства деток за плечами почти полугодовой опыт ходьбы, поэтому чувствуют они себя вполне уверенно. Малыш практически не падает, легко меняет направление во время
бега, способен преодолевать препятствия на пути с минимальными потерями.Большинство деток настолько верят в собственные силы, что пробуют одолеть сложные препятствия в виде высоких стенок и горок, невзирая на опасность и риск упасть. Родителям таких отчаянных малышей нужно стараться быть рядом для подстраховки, но не ограничивать их свободу.
В этом возрасте ребенок начинает много спрашивать, желая узнать как можно больше. Словарный запас его активно пополняется, и в первую очередь за счет прослушивания песенок и стишков, поэтому родителям нужно уделять внимание малышу и время от времени петь ему и читать.
1 год и 7 месяцев: рождение личности
С момента рождения крохи прошло 19 месяцев, и он уже четко понимает, что является личностью. Малыш знает и умеет произносить свое имя, а также имена близких. Он часто копирует поведение взрослых
Родители не должны пресекать инициативу ребенка, даже если она усложняет им жизнь. Гораздо полезнее будет давать ему несложные поручения в игровой форме, искренне хваля за помощь.
Режим дня крохи в этом возрасте немного меняется. Малышу уже не нужно спать днем два раза. Большинство деток чувствуют себя вполне отдохнувшими и после одного «тихого часа» в обед.
20 месяцев: новые заботы и новые увлечения
Малыши в этом возрасте достаточно самостоятельные и упертые, часто бывают злыми и капризными, отстаивая свое мнение. Ребенок четко понимает, что любит, а чего на дух не переносит, и пытается диктовать свои условия. Очень часто именно сейчас малыши начинают «не слышать» родительского «нет», особенно если запрет кажется им нарушающим их планы и задумки.
Протестуя против всего, что им не нравится, малыши кричат, плачут и истерят не потому, что хотят разозлить родителей, а потому, что пока не понимают, каким еще образом можно проявить свое недовольство.
Родители могут помочь детям избежать таких «номеров», если позаботятся о том, чтобы они вовремя ели, спали, не слишком уставали и, конечно же, не скучали. Дело в том, что именно это – основные причины истерик ребенка в этом возрасте. Во все остальных случаях приступы можно попытаться игнорировать, предлагая крохе отвлечься.
Приближаясь к двухлетнему рубежу, малыши чувствуют себя повзрослевшими. Они уже не только знают свое имя и имена близких, но и активно стараются быть полезными взрослым. Не отталкивайте маленьких помощников, дайте им возможность проявить себя, ведь подавление инициативы может привести к нежеланию ее проявлять в будущем.
1 год и 9 месяцев: первые занятия и укрепление дружеских связей
В год и девять месяцев малыш кажется уже почти готовым для детского сада, но это впечатление обманчиво. Связь крохи с родителями по-прежнему настолько прочная, что отдавая его в этом возрасте в детский сад, родители рискуют подорвать не только доверие, но и здоровье малыша.
Впрочем, самых активных и подвижных малышей в этом возрасте уже можно водить в школу раннего развития. Это необходимо для того, чтобы детки научились контактировать со сверстниками без помощи взрослых. Занятия должны быть короткими, но интересными, целью их важно ставить не обучение буквам и цифрам, а привитие основных навыков поведения в социуме.
В словарном запасе малыша в этом возрасте уже более 30 слов, и это количество быстро увеличивается. Ребенок с удовольствием общается с родными и знакомыми, но часто замыкается при просьбах рассказать что-то о себе в обществе малознакомых людей.
Кроха развивается в интеллектуальном плане, проявляет интерес к головоломкам, пробует осваивать более сложные движения, выполняя зарядку, продолжает копировать манеру поведения окружающих его взрослых.
22 месяца: развитие в социуме и новые достижения
Кроха в этом возрасте уделяет огромное значение деталям. Он может протестовать, если ему подали обед не в его тарелке или заменили чашку. Малыш становится требовательным и наблюдательным, настаивает на том, чтобы взрослые считались с его порядком, порой не совсем адекватно реагируя на небольшие изменения.
Родители в таких ситуациях должны проявлять терпение и понимание. Ребенок так себя ведет не потому, что хочет показаться главным, а только потому, что порядок и привычные вещи для него являются символом контроля над ситуацией, а значит, определенной стабильности.
Очень часто в этом возрасте детки настаивают на том, чтобы им читали одну и ту же книжку, включали один и тот же мультик. Им это необходимо, так как многократные повторения помогают усвоить материал. Спустя время малыши с удовольствием цитируют длинные отрывки из прочитанного и увиденного. Продолжайте общаться с малышом, развивая его, и очень скоро вы услышите, как интересно и грамотно он умеет общаться!
23 месяца жизни: приветливость и доброжелательность
Если несколько месяцев назад кроха был молчалив и осторожен с незнакомыми людьми, а с родными – требователен и раздражителен по мелочам, то к годику и 11 месяцам он проявляет повышенную приветливость и становится особенно дружелюбен со сверстниками. Конечно, пока о дружбе говорить рано, но интерес к деткам есть, равно как и желание наладить контакт и найти совместные развлечения.
Детки в этом возрасте обычно уже умеют говорить простыми предложениями, отлично знают названия птиц, растений, транспорта, повторяют почти все, что слышат от взрослых. Родителям в это время важно контролировать все, что они произносят, не забывая о том, что кроха все впитывает как губка.
Детки часто говорят о себе в третьем лице, но очень скоро это изменится. К трем годам в лексиконе малышей будет более 300 слов, они смогут выражать мысли связно и ясно, применяя местоимения и прилагательные.
Два года: второй юбилей
В два годика малыш с удовольствием наблюдает за всевозможными представлениями и шоу. Именно в этом возрасте можно начинать водить его:
- в цирк;
- в кукольный театр;
- на всевозможные детские утренники;
- на выставки животных.
Если кроха проявляет интерес к зрелищам, то нужно дать ему возможность их получить.
Помните о том, что, несмотря на интерес, малыш вряд ли сможет высидеть до конца представления. Будьте готовыми уйти, как только ему станет скучно, кроме того, старайтесь выбирать только те представления, где громкие звуки не напугают кроху.
В отношении интеллектуального развития у двухлетнего малыша наблюдается значительный прогресс. Малыш уже лучше понимает значения абстрактных слов и явлений, например таких как «больше», «позже» и пр. Кроме того, ребенок понимает, в чем отличие живого от неживого, различает животных, прекрасно знает, когда заслуживает похвалы, а когда расстроил родителей.
В этом возрасте нужно продолжать заниматься с малышом, развивая его способности:
- специальными играми;
- игрушками;
- головоломками;
- книжками;
- картинками.
Учите с ребенком цвета, названия предметов, животных, птиц. В процессе обучения старайтесь заинтересовать малыша и не настаивайте на том, чтобы он неподвижно сидел рядом с вами. Обучение должно проходить в непринужденной форме, ровно столько времени, сколько кроха способен выдержать.
Наблюдая за развитием ребенка по месяцам с года до двух, можно заметить, насколько ощутимым является прогресс. Отмечайте любые изменения, как положительные, так и отрицательные, и радуйтесь маленьким и большим победам малыша вместе, ведь золотая пора детства проходит так быстро!
Рацион детей после года. Чем кормить ребенка после года?
26 Мая 2014
190,197Для большинства детей характерна нестабильность в еде. В один день у малыша может быть хороший аппетит, и он съедает все, что Вы ему предлагаете. На следующий день он может практически ничего не есть, а сосать только грудь. Сегодня он налегает на овощи, а завтра — категорически отказываться от них.
Рацион детей в 1 год – 1 год 3 месяца
Ваш малыш продолжает находиться на 5-ти разовом питании. Наиболее калорийными должны быть завтрак и обед, ужин — более легкий, преимущественно из овощных и крупяных блюд. Хотя питание ребенка приближается к рациону взрослых, все же «взрослая еда» не должна занимать главное место в детском меню. Блюда должны быть мягкой консистенции (хорошо разваренные каши, овощи в виде пюре или размяты вилкой). Каждый день обязательно предлагайте малышу 1 порцию мяса или рыбы, 4 порции углеводов ( каша, картофель или другие овощи, содержащие крахмал, хлеб), 4 порции фруктов и овощей, 1 порцию кисло — молочных продуктов. И непременно — грудное молоко.
Мясо и рыбу готовьте в виде суфле, тефтелей, паровых котлет, фрикаделек, овощи для салатов и сырые фрукты натирайте на мелкой терке. Каши из разных круп (рис, гречневая, овсяная, кукурузная, ячневая, пшеничная и др.) Готовьте на молоке и добавляйте овощи или фрукты.
В этом возрасте малышу уже можно давать целое яйцо, а не только желток. Но ни в коем случае не предлагайте ребенку сырых яиц, так как в них содержатся компоненты, которые вредно влияют на обмен веществ.
Усвояемость пшеничного хлеба выше, чем ржаного, поэтому детям на втором году жизни рекомендуется пшеничный хлеб. Детям, склонным к полноте, лучше давать хлеб с отрубями.
Для большинства детей характерна нестабильность в еде. В один день у малыша может быть хороший аппетит, и он съедает все, что Вы ему предлагаете. На следующий день он может практически ничего не есть, а сосать только грудь. Сегодня он налегает на овощи, а завтра — категорически отказываться от них. Стоит ли беспокоиться? Потребление детьми пищи приходит к равновесию за определенный период времени. И если Вы проследите за тем, как ребенок питался в течение недели, то увидите, что его рацион вполне сбалансирован.
Если ребенок отказывается есть ту пищу, которую вы с любовью приготовили, не воспринимайте его отказ как личное оскорбление. Будьте гибки в отношении индивидуальных предпочтений своего малыша. Также не пытайтесь дать не любимое блюдо вместе с пищей, которую ребенок ест охотно. В результате малыш не будет есть ни того, ни другого продукта. Лучше пойти другим путем — предложить малышу тот же самый продукт, но в другом виде. Призовите на помощь свою фантазию. И вы увидите, что полезное всегда можно совместить с приятным.
Когда малыш балуется за столом, испытывая ваше терпение, он внимательно следит за вашей реакцией. Поэтому наиболее действенным способом прервать театральное представление маленького артиста будет спокойно вынуть его из стульчика и отправить играть. Когда проголодается, шалун сам попросит есть.
Рацион ребенка в 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
Некоторые дети в этом возрасте могут перейти на четырехразовое питание. Вот приблизительное меню для таких малышей :
Завтрак
- молочная каша — 200 г,
- творожно — фруктовое блюдо — 50 г,
- сок (молоко ) — 100 мл;
Обед
- салат — 30 г ,
- суп — 50 мл ,
- второе блюдо: мясо ( рыба ) — 50 г , гарнир ( овощные или каша) — 70 г ,
- компот или сок — 100 мл ,
- хлеб — 20 г ;
Полудник
- кефир — 150 мл ,
- печенье — 15 г ,
- фрукты — 100 г ;
Ужин
- овощное (творожное ) блюдо — 180 г ,
- хлеб — 20 г ,
- фрукты — 50 г ,
- кефир (йогурт , молоко ) — 100 мл.
На втором году жизни детям можно начинать давать кондитерские изделия. Это могут быть карамельные конфетки, мармелад, пастила, а также различные варенья, повидло, джемы. Ни в коем случае не давайте ребенку мед, поскольку он очень часто становится причиной развития аллергии и возникновения у детей инфекционных заболеваний. И обязательно сохраняйте кормления грудью до исполнения ребенку 2 — х лет.
Время приема пищи — это особое время, а семейный стол — это особое место для приятного общения, милой беседы и кормления. Когда Вы кормите малыша, рассказывайте ему о блюде, которое он ест. Расскажите ему сказку о нем или невероятную историю, и малыш будет есть с двойным удовольствием. Демонстрируйте всем своим видом, насколько оно вкусное. И показывайте пример поведения за столом. Приучайте также всех членов семьи к хорошему поведению во время приема пищи.
Несмотря на то, что малыш активно интересуется едой взрослых, есть продукты, знакомство с которыми лучше отложить, как минимум до 3-х лет. Вот они:
- жирная свинина и баранина
- гусиное и утиное мясо
- крепкие мясные бульоны
- колбасные изделия
- копченые блюда
- глазированные сырки
- картофель фри (не рекомендуется детям до 6-7 лет)
- морепродукты
- шоколад
- грибы
- сдоба и торты
- консервированные овощи
- плавленый сыр
- сладкие газированные напитки
- чай.
Рецепты для деток после года
Фрикадельки
2 столовых ложки рассыпчатого риса сварите, откиньте на дуршлаг и охладите. 300 граммов мякоти говядины пропустите через мясорубку вместе с луком, добавьте 2 ст. л . воды, вареный рис, соль, перемешайте. Из полученной массы сформируйте фрикадельки, запанируйте их в муке. В форму, смазанную маслом, уложите фрикадельки в один слой, запекайте в духовке 10 минут, затем залейте смесью сметаны с томатным соусом и тушите еще 15 минут. При подаче полейте соусом, в котором фрикадельки тушились.
Каша овсяная с тыквой
Тыкву промойте, очистите от кожицы и семян, нарежьте кубиками, залейте кипятком, добавьте немного сахара и тушите в закрытой посуде 30 минут, после чего всыпьте овсяную крупу, предварительно перебранную и промытую. Добавьте горячее молоко, немного посолите и тушите под крышкой на слабом огне 30-40 минут. Кашу в горячем виде протрите через сито и доведите до кипения, в готовую кашу добавьте сливочное масло. Таким же образом можно готовить кашу из гречневой и рисовой крупы.
Мусс яблочный
Вымойте, очистите и нарежьте яблоко, залейте его водой и варите до готовности. Отвар процедите, яблоко протрите через сито, смешайте с отваром, добавьте сахарный сироп, горячую воду, доведите до кипения. Всыпьте тонкой струйкой просеянную манную крупу и варите, помешивая 8-10 минут. Готовую смесь охладите до температуры 40ºС и взбейте до образования густой пенистой массы.
Ребенок после года: большие перемены
Подай-принеси
У годовалой дочери появилась новая увлекательная игра: когда она сидит в высоком стульчике, любой предмет, попавшийся ей в руки, через несколько секунд оказывается на полу. И криком требует, чтобы я подняла и вернула ей, а затем снова бросает».
(Елена, мама Виктории 1 г. 1 мес.)
Подобные игры свойственны детям в возрасте около года. Малыши начинают интересоваться окружающим миром и его проявлениями, пытаются установить причинно-следственные связи между действиями и событиями. Эта игра помогает ребенку понять, какой эффект производят те или иные поступки и какие последствия они несут. Такие «открытия», в свою очередь, способствуют развитию самоконтроля у ребенка. Поэтому не нужно сердиться на малыша за то, что он осваивает новые навыки и умения.
Если родители устают от таких детских экспериментов, нужно стараться переключать внимание ребенка: пересадить в другое место, дав новую игрушку, поставить музыку, почитать сказку и т. п. Разумеется, когда кроха станет старше, следует объяснить малышу неуместность такого поведения в обществе и постепенно прекращать поддерживать подобные игры.
Период развития ребенка после года – один из самых интересных, но и самых сложных этапов. Родителям понадобится много терпения.
Долой все покровы!
В последнее время я не могу уложить ребенка спать. Как только я закрываю за собой дверь, Никита вскакивает, стягивает с себя майку, снимает подгузник и выкидывает одежду из кроватки. Отход ко сну превращается в настоящие баталии».
(Марина, мама Никиты 1 г. 10 мес.)
Ребенок раздевается потому, что у него это получается. Детям нравится повторять действия, которые у них хорошо выходят. Кроме того, малыши этого возраста мыслят ситуационно, живут одним мгновением: если в данный момент ребенку стало жарко, он тут же снимет с себя футболку и подгузник, не задумываясь о том, что быстро замерзнет или написает в постель.
В некоторых случаях ребенок может таким образом привлекать внимание мамы, чтобы она лишний раз подошла, взяла на руки, посадила к себе на колени, потрогала, приласкала. Не стоит в этом случае ругать ребенка, лучше разобраться в глубинных причинах его поступка и постараться устранить их.
Даже если ребенок начинает раздеваться на людях, корить и стыдить годовалого карапуза бессмысленно – дети этого возраста еще не понимают, почему нельзя ходить без одежды. Когда ребенок станет постарше, годам к 4−5 он сам вдруг осознает и почувствует стыд при виде обнаженного тела.
Только я!
Я уделяю нашей малышке много внимания. Нельзя сказать, что Маша обделена любовью. Но почему-то, когда я обнимаю или целую супруга в ее присутствии, она тут же кидается нас разъединять и всем своим видом выражает недовольство. Мне непонятны причины такой ревности, ведь и мужее балует вниманием и заботой».
(Светлана, мама Маши 1 год и 6 мес.)
Годовалые дети – абсолютные собственники, которые претендуют на безоговорочное и всецелое обладание не только своими вещами, но и чужими. То же касается и близких людей: в сознании малыша и мама, и папа принадлежат только ему одному. Поэтому его возмущают попытки родителей соединиться без него даже на уровне поцелуя или ласковых объятий.
Не стоит идти «на поводу» у ребенка, важно, чтобы малыш осознал, что люди, даже родные, ему не принадлежат, что он не вправе диктовать им чувства и поступки. Кроме того, ребенку будет полезно увидеть, что он живет в любящей семье, где мама и папа по-настоящему близки.
Впрочем, если ребенок сильно ревнует, обязательно нужно включать его в свой «кружок»: сначала мама обнимет папу, а потом папа посадит кроху к себе на колени и мама обнимет их обоих. Это cплачивает семью, создает у ребенка ощущение надежности, защищенности, и гармонии. Дети, выросшие в обстановке взаимопонимания и любви, более уверенны в себе, целеустремленны и открыты.
В укромном месте
Дима пока не приучен к горшку. Но в последнее время, когда он хочет сходить «по- большому», он убегает от меня в другой конец квартиры и делает свое «дело» в подгузник или в штаны. Чем это вызвано?»
(Татьяна, мама Егора 1 год 11 мес.)
Младенцы не способны контролировать акты дефекации. Но с возрастом дети начинают осознавать моменты, когда хочется в туалет, и пытаются показать родителям, что с ними происходит. Некоторые малыши громко кряхтят, другие, наоборот, тихо удаляются в дальний угол комнаты. Это значит, что пришло время приучать ребенка к горшку, потому что именно сейчас, когда малыш фиксируется на происходящем с ним, он способен усвоить правила гигиены и понять необходимость ходить на горшок. Нервный центр головного мозга, ответственный за сознательный контроль мочеиспускания и акта дефекации, созревает около 1,5−2 лет, иногда позже.
Примерно до 2 лет ребенок мочится, не задумываясь об этом: как только мочевой пузырь наполняется, он тут же опустошается. Только после 1,5 года (нередко позже) малыш начинает контролировать двигательные нервы и, соответственно, учится сдерживаться. Еще позже, в период от 2 до 3 лет, ребенок постепенно учится контролировать сфинктер и мышцы, ответственные за мочеиспускание и акт дефекации, и уже может сходить в туалет, когда его просят.
Период после года – один из самых интересных, но сложных этапов развития, потому что ребенок уже многое понимает, но еще не всегда способен адекватно выразить желания или протест. Hо родителям важно прислушиваться к интуиции, внимательно присматриваться к поведению малыша и помнить, что ничего не происходит «просто так», что у каждого поступка крохи есть своя причина.
Питание ребенка после года: рацион и разрешенные продукты
Развитие ребенка напрямую зависит от правильного питания. Кормление после года должно проходить строго по расписанию и с учетом той продукции, которая разрешена малышу в этом возрасте. Ребенка в полтора года постепенно начинают отучать от ночных перекусов и переводить со смеси или грудного кормления на обычные продукты. Требуется не только расширение питания и ввод новых ингредиентов, но также контроль и кормление ребенка порциями, которые постепенно надо увеличивать. В дальнейшей инструкции возьмется диапазон детей от полутора до трех лет.
Основные принципы питания ребенка в 1 год
Чтобы составить примерное меню, стоит учитывать основные принципы питания ребенка после года. Малыш растет, а вместе с ним развиваются и расширяются внутренние органы. Если мамы до их пор кормят ребенка грудным молоком, то прикорм проходит менее интенсивно. Малыши, приученные к груди, более ленивые и им требуется развивать жевательный рефлекс. Размер кусочков не должен превышать 3 см, а консистенция продукта не очень жесткой. Подобное правило позволит малышу не только хорошо пережевывать пищу, но также не потребуется сильно напрягать челюсть.
Желудок увеличивается к двум годам примерно на 300 мл, поэтому употреблять еду надо с интервалом в 3-4 часа. Не критично, если мама включит в рацион 5-6 перекусов из легких блюд, если у чада здоровый аппетит. Порция должна составлять около 250 грамм, а суточная норма 1200 – 1350 грамм. Разнообразие в еде также важный аспект. Старайтесь включать меню блюда, которые будут повторяться не часто. Сразу приучите свое чадо к малосоленой пищи. Помните, что питание не по графику может вызвать серьезные проблемы с пищеварением. Нельзя забывать и об особенностях приготовления блюд:
- Полноценная тепловая обработка.
- Готовка непосредственно перед приемом.
- Подавать в протертом виде.
- Отказ от специй.
- Прием жидкости за полчаса до еды и не ране, чем через полчаса после.
На заметку! Первую неделю будет сложно войти в график, но не стоит давать послабления малышу. Если он капризничает и не хочет есть, можно отвлекать его внимание игрушками и стараться, чтобы каждое кормление проходило полноценно.
Нормы питания годовалого малыша
Некоторые педиатры считают, что после года можно заканчивать грудное кормление. Процесс нужно завершать постепенно, заменяя один прием обычной пищей. Питанию детей после года нужно уделять особое внимание и знать, как правильно распределить полезную еду на каждый день. Рассмотрим нормы питания и некоторые особенности:
- Дети растут и повышается их активность. Отсюда дополнительные затраты на энергию.
- Растущий организм требует больше полезных микроэлементов.
- Требуется контроль процесса питания, потому что некоторые дети страдают отсутствием аппетита, а другие переедают. Это быстро перетекает в недостаток или избыток веса, что тоже становится проблемой.
Педиатры разрешают небольшие перекусы между основным приемом пищи, но они должны быть только из легких продуктов: фрукты, овощи или кисломолочные изделия. Рассмотрим основные изменения в меню для ребенка 1-3 года:
- 5-6-разовое питание.
- В рационе должны присутствовать каши, фрукты, овощи, кисломолочная продукция, рыба и мясо.
- Разнообразие.
- Нельзя полностью отлучать от груди или переставать давать смесь.
- Порция растет вместе с ребенком.
- Мясо должно быть постных сортов.
- Обязательное условие: супы хотя бы 1 раз в день. Бульон не должен быть крепким.
- Малышу еще сложно есть самостоятельно, но стоит вручить ему прибор, чтобы он приучался держать его.
- Минимизировать соль и сахар во время приготовления блюд.
На заметку! Многие мамочки радуются, что дети от 1 года хорошо едят, но без активности большая часть продуктов не пойдет на пользу.
Какие продукты нужны годовалому малышу?
Перед тем, как составлять ежедневное меню, рассмотрим таблицу, в которой подробно отображается, чем нужно кормить ребенка после 1 года:
Продукты | Овощи | Фрукты | Кисломолочная продукция | Рыба/мясо | Крупы, хлеб, яйца |
Можно | капуста свекла морковь кабачок перец помидор огурец баклажан патиссон тыква картофель зелень | яблоко груша вишня слива абрикос персик крыжовник смородина малина клюква клубника
| кефир — 2.5% йогурт – 3.2% сметана – 10% сливки – 10% творог – 5-9%
| треска и хек минтай и судак морской окунь индейка кролик телятина говядина курица ягненок язык и печень сердце
| гречка и рис кукуруза пшеница овес и рожь геркулес манка куриные и перепелиные яйца
|
Не желательно | редис редька чеснок чечевица горох фасоль овощи в консервах | виноград апельсин лимон грейпфрут мандарин арбуз экзотические фрукты
| молоко (с большим сроком годности) жирная молочная продукция | рыбный бульон язь, лещ, карп рыбные и мясные полуфабрикаты жирные сорта мяса | Черный или серый хлеб хлебцы перловка неочищенные культуры |
Вся продукция из списка каждой категории разрешена малышам от полутора до трех лет. Также рассмотрите свод правил, которые дают дополнительное разъяснение к данным в таблице:
- Количество грудного молока после года снижайте этапами. Сначала заменяем одно из кормлений грудью после года едой из списка.
- В рационе питания ребенка после года должна присутствовать твердая пища, чтобы развивался жевательный рефлекс.
- Контроль жидкости. Малыш должен любить простую воду.
- В режиме питания ребенка после года должно прописываться не только время приема пищи, но также блюда и их вес в граммах.
- Ночное кормление после года нужно постепенно исключать.
Несмотря на то, что в графе «можно» освещен большой список продукции, ее следует чередовать и соблюдать дозировку. Например, дневная норма мяса составляет не более 100 грамм. Овощей и фруктов не более 250 грамм в день. Кисломолочные изделия – ежедневно по 150-200 грамм. Каши – не более 200 грамм в сутки. Хлеб – 30 грамм. Рыба и яйца не чаще двух раз в неделю.
Важно! При покупке магазинной продукции, обращайте внимание на ее срок годности и состав. Не приобретайте готовую еду из супермаркетов или мест общественного питания. Готовьте исключительно в домашних условиях и только из свежих изделий.
Рацион
От 1 года до 3 лет рацион малыша должен быть сбалансированным и по часам. При составлении меню, нужно соблюдать следующие правила:
- Разнообразие.
- Сочетание ингредиентов.
- Баланс белков, жиров и углеводов.
- Каждый день должны присутствовать такие продукты, как: овощи, фрукты, кисломолочные изделия.
- Еда должна подбираться не только на основе предпочтений малыша, но также с учетом его особенностей организма.
Нормы питания должны соблюдаться неукоснительно. Чтобы решить, чем кормить ребенка ночью, стоит проанализировать его дневной рацион. Лучше приготовить заранее бутылочку с простой водой или небольшое количество смеси. Помните о его индивидуальной непереносимости отдельных веществ. Лучше, чтобы список запрещенных продуктов и ингредиентов был записан, как памятка. Ведите контроль ежедневно, в этом поможет, например, электронная таблица.
Завтрак
На завтрак овсяная каша будет идеальным вариантом, но помните, что ребенок от года до полутора лет больше предпочтет грудь или смесь. Стоит первое время оставить ему на завтрак бутылочку, и если малыш вырос на искусственном вскармливании, разводить ее не водой, а нежирным молоком. Помимо овсяной крупы, также подойдет: рис, гречка, овсянка или пшенная каша. Готовьте на один раз: 2 столовые ложки крупы на 200 мл воды. Варить не более 15 минут. Не забывайте про белковые омлеты или яичницу. Это блюдом можно подавать два раза в неделю.
Ланч
Не менее важным считается промежуточное питание детей. Предлагайте своему чаду кисломолочную продукцию: йогурт, творожки, фруктовое пюре или овощной микс. Такие блюда будут способствовать хорошему пищеварению и не создадут тяжесть в желудке. Перекус должен быть питательным, но легким, чтобы малыш успел проголодаться к обеду. Приветствуются натуральные соки и запеченные фрукты. После ланча стоит погулять на свежем воздухе.
Обед
Всемирная организация здравоохранения назвала обед – главным приемом пищи за весь день. В год и 9 месяцев выбирайте на обед суп-пюре на овощном или мясном бульоне. В два года уже не стоит так тщательно измельчать ингредиенты блюда. Если порция будет небольшая, то можно предложить и второе блюдо: рыба, мясо, овощи или каша на основе молока. Никогда не готовьте первые блюда с добавлением поджарки. Такой вариант жидкого подходит только взрослым. Если решили угостить свое чадо новым кулинарным шедевром, то понаблюдайте за его реакцией. Никогда не заставляйте малыша кушать то, что ему не нравится.
Полдник
Полдник представляет собой небольшой перекус. Прекрасно подойдет кисломолочная продукция, а вот молоко нужно вводить в рацион с большой осторожностью. На полдник творожок будет неплохим вариантом, особенно, если добавить в него кусочки фруктов. Он не перебьет аппетит перед ужином, но создаст благоприятную микрофлору в желудке. Не рекомендуется кормить малыша печеньем или тяжелыми продуктами. Это не только заставит кишечник работать в усиленном режиме, но и может спровоцировать отказ от еды, когда придет время ужина.
Ужин
Год и 9 месяцев – еще достаточно нежный возраст, поэтому и ужин стоит делать легким. В самом начале можно его заменять бутылочкой со смесью, а потом вводить вторые блюда: запеканки, овощные рагу, тушеную рыбу или нежное мясо с картофельным пюре. Старайтесь во время готовки добавлять растительного масла по минимуму. Если это тушеное блюдо, то пусть оно готовится в собственном соку.
Второй ужин
Для ребенка после 1 года всегда должен быть предусмотрен второй вечерний прием пищи. Если малыш еще не отучен от груди, то можно устроить перекус грудным молоком или развести молочную кашу и покормить чадо из бутылочки. Второй ужин по графику будет приходиться уже на поздний вечер, поэтому бутылочка поможет ему успокоиться после энергичного дня и легко уснуть. Педиатры не запрещают давать немного сока или зеленого чая, но в небольшом количестве.
Как составить меню на каждый день?
Чтобы составить ежедневное питание ребенка от 1-го года, нужно брать за основу грудное молоко или смесь. Для ежедневного питания ребенка от года до двух лет, уже эта продукция идет, как вспомогательный элемент, но никак не основной. Составьте график, который будет висеть на виду:
Завтрак | 9:00 |
Ланч | 11:00 |
Обед | 13:00 |
Полдник | 16:00 |
Ужин | 19:00 |
Второй ужин | 21:00 |
Это расписание должно соблюдаться неукоснительно. Уже через пару недель малыш привыкнет к графику, и его организм будет работать, как часы. При составлении меню берите в основу продукты из таблицы. Когда будет составлен недельный рацион, в последующих днях можно комбинировать те же блюда и разбавлять их нововведениями. Рассмотрим примерное меню на каждый день. Помните, что помимо блюд, указанных в таблицах, нужно давать достаточное количество простой воды и иногда заменять ее чаем, соком или компотом.
Понедельник
Завтрак | Овсяная каша |
Ланч | Яблоко, запеченное в духовке |
Обед | Овощной суп |
Полдник | Кефир и детское печенье |
Ужин | Творожок |
Второй ужин | ГВ или смесь |
Вторник
Завтрак | Рисовая каша с молоком |
Ланч | Банан и яблоко натертые |
Обед | Рыбный суп |
Полдник | Творог с фруктами |
Ужин | Овощное рагу |
Второй ужин | ГВ или смесь |
Среда
Завтрак | Гречневая каша с молоком |
Ланч | Йогурт |
Обед | Куриная лапша |
Полдник | Пюре с овощами |
Ужин | Рыба с рисом |
Второй ужин | ГВ или смесь |
Четверг
Завтрак | Белковый омлет |
Ланч | Кефир и детское печенье |
Обед | Свекольный суп и котлеты на пару |
Полдник | Фруктовый микс |
Ужин | Творожная запеканка |
Второй ужин | ГВ или смесь |
Пятница
Завтрак | Пшено с молоком |
Ланч | Фруктовый коктейль |
Обед | Суп-пюре на мясном бульоне |
Полдник | Йогурт |
Ужин | Пюре из брокколи |
Второй ужин | ГВ или смесь |
Суббота
Завтрак | Кукурузная каша с молоком |
Ланч | Йогурт с кусочками фруктов |
Обед | Рыба с картофелем |
Полдник | Творог |
Ужин | Овощной суп |
Второй ужин | ГВ или смесь |
Воскресенье
Завтрак | Манная каша |
Ланч | Кефир с булочкой |
Обед | Пшено с печеночным паштетом |
Полдник | Фруктовое пюре |
Ужин | Овощная запеканка |
Второй ужин | ГВ или смесь |
Что важно учитывать родителям при организации питания?
Питание ребенка после 1 года должно быть строго сбалансированным. Ознакомимся с дополнительными рекомендациями педиатров, чтоб подытожить все вышесказанное:
- Если ребенок будет переедать, то это скажется на его развитии и может спровоцировать рвоту. В подобных ситуациях не стоит паниковать. После рвоты нужно дать малышу попить теплой воды и некоторое время воздержаться от приема пищи.
- Примерное меню, освещенное выше, можно разнообразить собственными рецептами, в зависимости от предпочтений малыша.
- Соблюдение графика и дозировки обязательно. Сдвиг разрешен, но в пределах 15 минут.
- Сам ритуал трапезы не менее важен. Приобретайте ярки тарелки и столовые приборы, украшайте обеденный стол детскими салфетками.
- Если блюд несколько, не выставляйте на стол сразу все. Большинство детей, увидев любимые фрукты, сразу откажутся есть суп или кашу.
Режим могут легко нарушить печенья и другие перекусы, поэтому прибегать к ним стоит только в том случае, если ребенок, например, плохо поел до этого. Новые фрукты и овощи вводите постепенно. Строго запрещены: конфеты, цитрусы. Кондитерские изделия можно заменить мармеладом, медом или вареньем домашнего производства. Дневная доза сахара не должна превышать 40 грамм. Помните, что речь идет не только о сахарном песке в чистом виде.
Чтобы малыш рос здоровым, нужно начинать приучать его к обычной пище не позднее, чем с полутора лет. Ввод различной продукции проводите поэтапно и составьте график и примерное меню на каждый день. Список запрещенных и разрешенных продуктов в возрасте от года до трех лет должен быть всегда под рукой. Лучше, чтобы ребенок питался домашней слабосоленой пищей, перекусывал фруктами или кисломолочными изделиями.
5 советов по налаживанию жизни. Психология и воспитание от 1 до 3 лет
Содержание:
Вопреки расхожему мнению, самым трудным для молодых мам становится не первый год жизни ребенка, а период от года до трех. Малыш уже не сидит на месте, учится говорить, проявлять свои желания, и все это вместе с ответственностью за его безопасность и хозяйственными хлопотами сильно утомляет и порой раздражает маму. Можно ли что-то сделать с этой неизбежной усталостью?
«Я люблю свою маленькую дочку, но я очень устаю от нее, нередко раздражаюсь, ругаюсь на нее, говорю ей, чтобы она перестала меня донимать. Потом мне становится очень стыдно, я чувствую себя виноватой. Я понимаю, что проблема — во мне. Что делать?»
Прежде всего, важно понять, что ваша проблема — не исключительная. Все родители устают от своих детей. Сидеть с детьми — это серьезная и энергоемкая работа, на которую уходят все силы, и душевные, и физические. Только многие родители стесняются в этом признаться. Но ведь не стыдится же своей усталости хирург, завершивший операцию, или художник, закончивший работу над картиной. В этом смысле очень хорошо, что вы нашли в себе силы и мужество признаться: я устаю от своей работы матери.
Вот несколько «профессиональных» родительских секретов. Они, конечно, не избавят вас полностью от чувства усталости, но, надеюсь, хотя бы немножечко помогут.
Не прислуга
Недавно наблюдал такую картину: в песочнице сидит карапуз полутора лет и что-то копает. Потом протягивает руку в сторону, произносит нечленораздельное «Вяк!» — и в руке как по волшебству оказывается платочек, или совочек, или бутылочка с водой. Мама носится с огромной сумкой вокруг песочницы, потому что ребенок даже не старается протянуть руку в ее сторону, и, чтобы отреагировать на очередной запрос, ей приходится оббегать песочницу то с одной, то с другой стороны.
Понятно, что такая мама очень устает во время прогулки. Также очевидно, что у ребенка будет плохо развиваться речь. Физическое развитие тоже затормозится. Конечно, зачем учиться внятно говорить, если мама и так до мелочей разбирается в интонациях каждого твоего «вяк»! При этом и мама, и ребенок в этот момент абсолютно счастливы: он — тем, что все его капризы немедленно удовлетворяются, она — своим самозабвенным «служением».
Однако важно помнить: вы — не слуга своему ребенку! Вы — его родитель и наставник. Вы можете помочь в какой-то ситуации, с которой малыш не справляется в силу своего возраста. Но там, где он способен действовать самостоятельно, — пусть действует.
Своя игра
Играйте с ребенком не только в те игры, которые интересуют его, но и в то, что интересно вам. Если в игре участвуют двое, значит, интересно должно быть обоим. Это правило помогает детям не только учиться договариваться и сотрудничать, но и воспринимать окружающих как людей со своими желаниями и предпочтениями. И именно ваш пример по-настоящему увлеченной игры позволит малышу научиться играть самому.
У семи нянек…
К сожалению, стандарты жизни в обществе сейчас таковы, что зачастую заниматься ребенком женщины могут только одновременно с готовкой, стиркой, глажением и мытьем полов. Конечно, в этом круговороте «вытерла-отжала-посолила» ребенок раздражает особенно сильно, а чувство усталости подступает именно из-за того, что никак не удается сосредоточиться на чем-то одном.
Затевая готовку или очередную уборку, подумайте, как ребенок сможет помочь вам в этом процессе. Какую часть работы вы можете поручить ему, чтобы это было по силам и безопасно. Например, у меня в детстве было задание — следить за тем, чтобы стиральная машинка правильно сливала воду. И я с удовольствием каждый раз следил.
Однако помните: ребенок не может заниматься одним и тем же делом в течение длительного времени. С гораздо большей охотой дети выполнят несколько мелких поручений, чем одно крупное.
Стандарты образования
Психологи утверждают, что усталость зачастую маскирует неудовлетворенность результатами работы. То же самое можно сказать и о воспитании детей. Иногда мы задаем себе «стандарты образования» и сами себя загоняем в ловушку, стремясь к тому, чтобы ребенок соответствовал нами же придуманным идеалам.
Именно недовольство ребенком заставляет нас «придумывать» свою усталость. Убеждая себя и окружающих в том, что сильно устала, мама как бы говорит: «Я делаю все, что могу, и просто выбиваюсь из сил. В том, что что-то не получается, — не моя вина. Я — хорошая мать!».
Если вы как следует разберетесь в себе, если поймете, что именно в ребенке вызывает ваше раздражение, и позволите себе не переживать так сильно по этому поводу, ваша хроническая усталость, скорее всего, отступит.
Мама спит, она устала…
Временами мама, действительно, устает настолько, что видеть никого не хочет. В этом случае надо не превозмогать себя (ничего хорошего из этого все равно не выйдет), а отдохнуть.
Во-первых, объявите супругу и детям: «Я устала! Мне нужен отдых. Сейчас я немного полежу, а потом мы продолжим». Крайне неразумно жаловаться на жизнь и ничего не менять при этом. Если вы говорите, что устали, — отправляйтесь отдыхать. И никаких полумер!
Определите время, которое вы можете выделить на отдых (полчаса, час), и отдыхайте ровно столько. И на это время наложите вето на общение. Если ребенок маленький и договориться с ним пока нельзя, дайте ему новую интересную игрушку, включите песенки, попросите родственников последить за малышом. Во время отдыха займитесь тем, что вам по душе: кто-то спит, кто-то читает. При усталости не физической, а эмоциональной хорошо помогает однообразная работа, например мытье посуды.
Запрет один: вам в это время нельзя произносить ни слова! Только это позволит вам по-настоящему отдохнуть. Телефонный разговор с подругой, возможно, вас отвлечет, но и устанете от него вы тоже. Молчание станет для ребенка наглядным признаком того, в чем именно заключается ваш отдых. Первое время он может приставать к вам с вопросами. Если ситуация будет его пугать — еще раз немногословно объясните, в чем дело. Со временем ребенок привыкнет, что во время отдыха обращаться к вам бессмысленно. Но после того, как отдых закончен, обязательно выслушайте его и ответьте на все его вопросы.
Кроме того, в то время, когда вы не отдыхаете, ребенок должен «наесться» общением с вами. Малыш не должен испытывать недостатка общения, иначе он будет компенсировать этот дефицит, невзирая на любые запреты. Так очень голодный человек ест, невзирая на правила приличия.
И если вы научитесь гармонично, спокойно и уважительно взаимодействовать друг с другом, все в вашей семье будет хорошо.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]