Возрастные кризисы у детей – таблица и описание
Психолог Светлана Мерченко о том, как помочь ребенку преодолеть сложные возрастные периоды
Досье КС
Светлана Мерченко
Город: Новосибирск
Практикующий псифхолог, специалист в области детско-родительских отношений, психолог организации усыновителей «День аиста», бизнес-тренер, многодетная мама
Про кризисы развития детей слышали, пожалуй, все современные родители. То и дело кто‑то вздыхает: «У нас кризис трех лет» или «У нас подростковый возраст». Что же это значит? Возрастные кризисы — это такие периоды в развитии человека, при которых происходят резкие психические изменения. Еще вчера ваш школьник был вполне себе милым и покладистым, а сегодня вдруг стал спорить, противоречить, расстраиваться по пустякам, утрированно реагировать на любые замечания в свой адрес, и вы понимаете — вот оно, началось! Здравствуй, подростковый возраст! Однако проходит какое‑то время — год, два, три, и вы замечаете, что ребенок вернулся «в свои берега». Но при этом стал другим, более независимым, ответственным, самостоятельным. Кризис миновал, а результаты его остались. Возрастные кризисы встречаются на всем протяжении процесса взросления: как у детей дошкольного возраста, так и у подростков, поэтому особенно важно знать их отличительные черты и значение.
«Штормовые» периоды
О кризисах развития писали и Зигмунд Фрейд, и Лев Выготский, и другие известные ученые. В их трудах есть много общего (например, возрастные этапы кризисов) и принципиально разного. Но оставим тонкости профессионалам — родителям важнее знать главные особенности каждого кризиса, чтобы помочь своему ребенку пережить эти непростые периоды. В таблице ниже кратко описаны основные возрастные кризисы у детей.
Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы
Возраст | Предмет конфликта | Близкое окружение | Исход кризиса |
---|---|---|---|
0—1 год | Стоит ли доверять этому миру? | + Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение | + Доверие к людям, позитивное отношение к себе |
— Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» | — Недоверие к людям, недоверие к себе | ||
2—3 года | Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) | + Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях | + Автономия, стремление управлять собой |
— Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания | — Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность | ||
4—5 лет | Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? | + Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание | + Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола |
— Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика | — Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу | ||
6—11 лет | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | + Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания | + Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей |
— Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания | — Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями | ||
12—18 лет | Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? | + Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир | + Идентичность, внутренняя целостность |
— Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | — Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость |
Кризис первого года жизни
«Стоит ли доверять этому миру?»
Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем. Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это прекрасно!
Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.
Кризис 2–3 лет
«Самостоятельность или неуверенность?»
Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить. Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача — научить ребенка управлять не миром, а собой. Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное время.
Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» — это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь. Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями. Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень мало.
Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем. Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства. Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом периоде.
Кризис 4–5 лет
«Что значит быть мальчиком или девочкой?»
В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» — все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой — это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик — это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и терпеливый?
Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих нормах.
В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, — у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало — всего лишь быть счастливыми.
Кризис 6–11 лет
«Как выжить и приспособиться к миру?»
Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения. Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка. Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание учиться.
Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение. Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном человеке.
Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому. Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».
Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в руках».
Кризис 12–18 лет
«Кто я без влияния родителей?»
Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности. В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого периода.
Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового бунта.
Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах. Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых людей.
Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ценности».
Всё можно исправить
Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим выводом».
Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь. Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ключе.
Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый. Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное».
как узнать о новой фазе
В этой статье:
Анализ развития детей в возрасте до года-полутора лет подтвердил тот факт, что скачки и кризисы возрастного развития напрямую связаны с переменами в мозговых волнах. До полутора лет у ребенка происходит 8 возрастных кризисов, каждый из которых приходится именно на период изменения излучения головного мозга.
В каждый из упомянутых периодов ребенок делает ощутимый скачок в развитии. До года у детей таких скачков не особенно много, но нужно понимать, что не все они были изучены в связке с совершенствованием головного мозга. Скачки (кризисы) психического становления могут не совпадать со скачками роста. Именно последние преобладают в количестве.
Что происходит с ребенком?
Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.
Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей. На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней.
Как узнать о новой фазе?
Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.
Первые изменения и их количество
Трудные периоды, во время которых малыш делает скачок в развитии, наступают у всех в одно и то же время. Их насчитывается восемь. Протекают они в первые 14 месяцев, причем первые три – в период до года. Сначала они короткие, затем становятся немного длиннее.
Чтобы правильно высчитать момент наступления первого кризиса, нужно понимать, родился ли малыш в срок, раньше или позже него. Так, например, если кроха появился на свет на 2 недели позже срока, то начинать отсчет нужно на эти же 2 недели раньше. Если кроха родился на 3 недели раньше срока, то начинать считать нужно будет на 3 недели позже. Эти отличия также лишний раз подтверждают, что кризисы имеют прямую связь с излучениями головного мозга.
Это не обойдет стороной ни одного ребенка
Календарь развития каждого ребенка в определенные моменты предусматривает кризисы — это понятно и от этого никуда не деться. Так запланировано природой. Дети становятся капризными и вредными независимо от того, какой характер они демонстрировали до этого.
Примечательно, что деткам с трудным характером пережить кризисы сложнее, чем малышам спокойным, с так называемым непроблемным нравом. Непросто будет и их мамам. От них потребуется еще больше выдержки и терпения. Малыш будет нуждаться в заботе и ласке, испытывает потребность узнать как можно больше нового. Не получится избежать и первых конфликтов с мамой.
Окончание кризисного состояния
Рано или поздно календарь развития малыша наладится и кризисы минуют. Кроха станет спокойнее и покладистее. Если за ним понаблюдать, то можно будет увидеть, что вместе с завершением кризисной волны появились и новые навыки. Ребенок не только стал вести себя адекватно, но и многому за это время научился. Налицо очередной скачок в развитии малыша до года.
Именно в этот период привычный мир детей переворачивается с ног на голову. Ему кажется, что все вокруг поменялось, но он не понимает, как именно. Дети боятся скачков не меньше родителей. Перемены кажутся им чем-то особенным. Они не знают, что делать, теряют аппетит, сон, стараются быть как можно ближе к человеку-гаранту своей безопасности — маме. Именно так и ведут себя малыши.
Новые способности — новые возможности
Каждый новый навык нужен ребенку для того, чтобы лучше изучать окружающий его мир. Ребенок учится использовать способности, которых раньше у него не было. Каждую из них уместно будет сравнить воротами в новый мир, которые они открывают.
У каждого ребенка свои приоритеты, основанные на предрасположенностях, предпочтениях, типе характера, наконец. Если один знакомится с миром, пробуя на вкус и на ощупь все, что встречается на пути, без разбора, то другой сосредоточенно изучает вещи по отдельности. Каждый малыш уникален.
Помощь в учении принимается
Если есть возможность помочь ребенку в освоении окружающего мира, то не стоит ей пренебрегать. Только родители смогут ему показать все то, что приведет к проявлению его личного потенциала. Не только ребенок готов устанавливать приоритеты. Вслед за ним могут открыть двери в мир и родители, черпая для себя в нем что-то новое, интересное, необычное.
Каждая мама и каждый папа уникальны так же, как и их ребенок. Поэтому именно взрослый может обратить внимание малыша на то, что сам он, возможно, пропустил бы мимо глаз и ушей. Именно мама или папа помогут крохе осваивать мир вокруг, деликатно обращая его внимание на то, что он пропустил. Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее.
Конфликтные ситуации с ребенком
Казалось бы, о каких конфликтах может идти речь с ребенком до года? Тем не менее они бывают и к ним нужно быть готовыми. Когда кроха осваивает что-то новое, ему порой приходится отказываться от привычного. Так, например, ему может казаться, что мама будет носить его на руках вечно, даже несмотря на то, что он научится ходить сам. Также он может ожидать помощи в уборке игрушек, хотя вполне может это делать сам, как только научится ползать.
Каждая новая фаза в жизни ребенка до года делает его более самостоятельным и приспособленным к жизни. Это понимают все, в том числе и родители, и именно это может вызывать первые маленькие конфликты – чаще между мамой и младенцем, желания которых периодически не совпадают.
Отдых после кризиса
Когда сложная фаза проходит, между ней и новой фазой наступает пауза — счастливая пора. Именно в это время мамы отдыхают от капризов малышей и вместе с ними наслаждаются новыми достижениями. Кроха занят тем, что пользуется новым навыком, а мама умиротворенно за ним наблюдает. Это идиллия, но длиться она будет недолго. Календарь развития предусматривает очередные скорые изменения, ведь для того, чтобы развиваться, малышу нужно трудиться, и он это делает со всем усердием.
Играть по часам — неестественно
Если ребенку дано самостоятельно решать, когда получать заботу и внимание взрослых, то из недели в неделю это будет
Малыш может нуждаться во внимании в любое время, в том числе и в то, которое не было запланировано раньше. Нельзя предвидеть такие моменты, но нужно быть к ним готовым и всегда находиться рядом с крохой.
Первый кризис — 5 неделя: печали и радости
На четвертой или пятой неделе в жизни крохи происходят очередные изменения, которые становятся причиной нового кризиса. Органы чувств активно развиваются – малыш сталкивается с чем-то новым и непонятным для себя. Ему страшно, он растерян, поэтому кричит и требует, чтобы все было так, как раньше.
Единственный человек, которому он в это время доверяет — это мама. Она должна быть рядом как можно больше, не лишать кроху телесного контакта. Продолжаться это может как один день, так и всю неделю.
Родителям нужно знать, что если на четвертой-пятой неделе малыш больше, чем обычно, требует грудь, то у него произошел первый скачок в развитии. Когда он ест грудное молоко, он чувствует себя защищенным.
Малыш в это время требует к себе повышенного внимания и ласки. Некоторые из матерей обращаются за помощью к специалистам по грудному вскармливанию, считая, что процесс нарушен. Они ошибочно предполагают, что у них не хватит молока, чтобы кормить ребенка так много в течение дня, и не понимают, что кризис скоро закончится, а их задача — продолжить грудное вскармливание.
Специалисты рекомендуют родителям в период кризисов малыша дарить ему больше телесного контакта, носить на руках. Для младенца в этот период важнее всего на свете чувствовать тепло мамы и ритм ее сердца.
Вторая фаза – 2 месяца
Примерно в середине седьмой – начале восьмой недели первого года жизни у малышей наступает вторая кризисная фаза. В этом возрасте у них появляются новые способности, улучшается работа органов чувств. Кроха лучше слышит, чувствует запахи, ощущает вкусы. Все это для него необычно, поэтому единственное, чего он хочет, это вернуться назад к маме, спрятаться у нее на груди и чувствовать себя в полной безопасности.
В этот период малыши становятся капризными, вялыми, раздражительными. Успокоить и снять их внутреннее напряжение сможет только тесный телесный контакт с родителями.
12 неделя — последняя фаза до года
На 11-12 неделе у ребенка до года наступает третья кризисная фаза развития. Кроха учится по-другому воспринимать окружающий мир. Он меняет отношение к игрушкам, окружающим. Конечно, это произойдет не за час и не за день. Для этого малышу понадобится время.
Мир ребенка становится более дисциплинированным, как только он начнет понимать, что изменения перманентны и неизбежны. На 12-й неделе кроха к ним понемногу привыкает и начинает даже воспринимать их с радостью.
Ребенок уже подсознательно чувствует, что изменения дарят ему новые возможности. Что все вокруг меняется и он вместе со всем движется вперед. Именно поэтому на 11-12 неделе скачок в развитии может выражаться не плачем и страхом, как обычно, а, наоборот, показательным спокойствием, которое станет предвестником перемен. Последняя фаза может продолжаться от одного дня до недели.
Календарь кризисов ребенка до года
Всех родителей без исключения беспокоят, а порой пугают ситуации, когда внезапно, грудной ребенок начинает беспричинно плакать, у него портится сон, он отказывается от груди. Ему пытаются создать хорошие условия (чаще менять подгузник, одевают более легкие вещички, укрывают потеплей, снижают до минимума шум в помещении), но чаще всего это не улучшает ситуацию. В чем же дело?
Оказывается, существуют кризисы развития детей в возрасте до года, а также специальный календарь, указывающий, когда следует ожидать очередного ухудшения настроения. Эти периоды обуславливают резкое изменение поведения малыша. Не все о них слышали, так как на слуху чаще кризис 3, 5 лет и прочие, а младенцы как-то необоснованно забыты, но это не означает, что они не испытывают подобных проблем в свои несколько месяцев от роду.
Что такое график кризисов ребенка до года?
Согласно наблюдениям детских психологов, много лет, изучавших поведение грудничков, вся их жизнь делится на светлые и темные моменты. В таблице кризисов, подстерегающих ребенка в возрасте до года, которую они составили, это выражается в виде недель жизни малыша, идущих по порядку. Каждая из них окрашена либо нейтрально (белый цвет), либо в серый – самое начало кризиса. Черный, означает непосредственно кризисное время, а тучка с дождиком, видимо, мамины слезы – те дни, когда родители готовы лезть на стенку.
Но не все так плохо и безнадежно, ведь помимо серо-черных периодов имеются и солнечные, когда малыш весел, активен и радуется жизни в прямом смысле слова. Всего до года насчитывается 7 кризисных периодов – 5, 8, 12, 19, 26, 37 и 46 недель. Они длятся от двух до пяти дней и имеют свои особенности.
Почему случаются кризисы у ребенка до года?
Внимательно посмотрев на календарь кризисов ребенка до года, можно увидеть некоторую закономерность – за «черными» днями всегда следуют солнечные, и их не так и мало, и впадать в отчаяние точно не стоит.
Но вот почему возникают эти неприятные временные периоды не совсем понятно. Оказывается, именно они указывают на то, что малыш взрослеет. Дело в том, что в это время происходит так называемый скачок роста, но не в физическом плане, а в психологическом. Это так же, как ребенок всю зиму носит одни и те же штанишки, а потом за лето резко вырастает на 3 размера и это уже не брюки, а шорты.
То же самое происходит и с психикой, которая у малышей очень ранима. Как только чадо начинает воспринимать себя чем-то отдельным от мамочки, происходит первый кризис. Затем он понимает, что имеет право на свои собственные чувства – и это уже второй и так далее.
Полностью избежать кризисов первого года невозможно. Но смягчить их проявление вполне под силу родителям, особенно маме, так как именно ей малыш доверяет больше всего. В острые периоды необходимо проводить с ребенком как можно больше времени.
Очень важен именно телесный контакт, особенно в первое полугодие. С малышом необходимо разговаривать, качать на руках, проявлять ласку и заботу. Тогда он не будет чувствовать такой тревоги, ведь уверенность мамы постепенно передастся и ему.
первого года, 2, 3, 4-5 и 6-7 лет, лактационные кризисы / Mama66.ru
Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.
Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более.
Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.
Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно.
Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.
Календарь кризисов ребёнка
Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.
Различают несколько возрастных кризисов:
Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.
Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.
Лактационные кризисы
Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.
Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.
Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.
Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.
Кризис первого года жизни малыша
Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его.
Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.
Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами.
Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.
Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.
По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.
Как пережить кризис двух лет у малыша?
В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.
Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности.
Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.
Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.
Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.
Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.
Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.
Трехлетний кризис малыша
Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.
Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.
Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.
Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.
Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.
Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?
Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?
В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.
Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет.
Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.
Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.
Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?
Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.
Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.
Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.
К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному
Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.
Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.
Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.
В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.
Возрастные кризисы у детей с точки зрения системы Монтессори (видео)
Советуем почитать: Как выхаживают недоношенных малышей
Первые три года жизни. Возрастные кризисы у детей
В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете – что-то изменилось. Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.
Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис – необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них – кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.
По сути, кризис – явление позитивное, в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии. Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики. Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.
Кризис первого года
Кризис – явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того – мешают, сдерживая развитие малыша.
Суть кризиса первого года жизни – осознание малышом собственной самостоятельности, желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых. Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно. Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать, отстаивая свою независимость.
Вот тут то и начинается самое интересное – малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет. Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.
Наша мама-форумчанка Lady рассказывает: «У нас этот кризис в год и месяц начался, чуточку припоздал. Но как начался – я уже не скучала. Собираться на улицу – не хочу, не буду, идем домой с прогулки – не затащишь, в туалет – нереально, сидит у меня на руках, только спущу – крик. Обед готовлю одной рукой, и разве его кто-то нормально ест, одеваюсь – аналогично. Около двух месяцев было так. Сколько у меня нервов погибло за это время, не знаю, но валерианка мне уже не всегда помогала. Зато потом ходить начал хорошо, и в речи был скачок. Так что – ждем еще полгодика и начинаем готовиться к следующему кризису».
Конечно, находить общий язык с карапузом, который находится в состоянии постоянного конфликта – сложно. И даже самые терпеливые родители то и дело теряют терпение. Так как все мы понимаем, что насилие и авторитарное воспитание – это не выход, переходим к новому пункту воспитательного плана – учимся договариваться с ребенком. Да, именно сейчас родителям уже пора начинать осваивать это особенное искусство – ведь как только малыш услышит крик, истерика начнется с новой силой.
Что же делать? Главное – просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, быть готовым к сиюминутным эмоциональным взрывам ребенка, уметь переключать его внимание на что-то другое и нивелировать проблему.
Например, вы знаете, что ребенок не захочет одеваться, значит, на этот период стоит запастись удобной одеждой и памперсами-трусиками, на манипуляции с которыми не нужно тратить много времени, а также какой-то новой развлекающей игрушкой, на которую малыш на время сможет переключить свое внимание, позабыв о необходимости протеста.
Еще один совет – в период кризиса малышу необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать с ним, носить на руках, ведь ему сейчас труднее чем взрослым, и крохе, как никогда, необходимо ее тепло и понимание.
Психолог Наталья Карабута рассказывает: «В момент возрастного кризиса, да и не только, родителям не стоит делать за ребенка то, что он хочет сделать сам. Конечно, это будет гораздо дольше обычного, у карапуза не будет получаться и он начнет капризничать, но не стоит навязывать малышу свою помощь. Будьте всегда рядом, но помогайте, только если ребенок попросит – сейчас ему непременно нужна определенная доля самостоятельности. Конечно, вы сделаете все необходимое лучше, быстрее, более ловко и без проблем, но взрослый человек уже все это умеет, а малышу – необходимо научиться быть самостоятельным, и в этом ему стоит помочь. Каждый родитель хочет, чтобы из его ребенка выросла решительная, целостная и сильная личность, а основа таких проявлений характера закладывается именно во время возрастных кризисов еще совсем маленького человечка».
Читай также: Воспитание детей: 10 важных советов родителям
Кризис двух лет
Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил – кризис двух лет.
Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого упрямства.
Причина кризиса двух лет проста – малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.
С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.
Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» — «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет – а просто потому, что так надо.
Как реагировать родителям? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана. Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности. Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.
Наша мама-форумчанка Nunuм рассказывает: «У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково — это новое чудодейственное открытие нашего папочки. В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду – нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно. Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».
Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению. Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.
Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут. Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.
Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.
Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся. В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».
Читай также: Советы по воспитанию детей: как понять ребенка?
Кризис трех лет
Кризис трех лет – один из самых известных кризисов в развитии малыша, и он отличается от всех вышеописанных возрастных переломных моментов. У некоторых детей первые два кризиса могут пройти достаточно спокойно и гладко, а вот пропустить кризис трех лет зачастую просто невозможно, ведь именно сейчас в лексиконе малыша появляется местоимение «Я» и целое море негативизма, строптивости и непослушания.
Конечно, родители пережившие кризисы одного и двух лет знакомы с детским стремлением противоречить всегда и всему без разбору, даже не потому, что хочется, а потому, что малыш не может поступить иначе, отстаивая свое право на что-либо.
А еще малыш будет упрямо настаивать на своем, абсолютно не поддаваясь на уговоры, быть постоянно недовольным всем, может начать ругаться, толкать, ломать игрушки. Что происходит? Ребенок самоутверждается, и процесс этот проходит в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
К счастью, подобные негативные признаки – обратная сторона позитивных изменений маленькой личности. Ребенок неуклонно развивается и на смену старым способам взаимодействия с миром приходят новые модели общения, проходит переломный момент психологического развития.
Что же новое возникает в жизни трехлетнего карапуза? Он осознает новое чувство – я отдельный человек, «я сам». Казалось бы, еще совсем недавно, на вопрос «кто будет кушать клубничку», ребенок называл свое имя, а вот сейчас, активно кричит «яяяяяяя». Вместе с осознанием собственного «Я» у ребенка развивается новая форма самостоятельности – независимость, которая рождается через бунт против прежних рамок и системы.
Трехлетний малыш уже готов целенаправленно делать что-то, ради достижения своей цели, также для него важно, чтобы за его успехи он получил похвалу от взрослого. Весь этот удивительный коктейль психологических изменений щедро приправлен повышенной чувствительностью ребенка, его обидчивостью и эмоциональными вспышками.
Итак, злиться на ребенка в период кризиса абсолютно бесполезно – все перемены природны, и чаще всего от них страдает сам малыш не меньше, чем его родители. Выходом, как обычно, станут терпение и понимание, а также новые игры, пусть даже во время еды или когда нужно пойти на горшок, стратегический запас различных «волшебных отвлекалок», которые могут переключить внимание ребенка и максимально допустимая самостоятельность.
Еще одно необходимое, но очень сложное условие – родительская последовательность. Можно сколько угодно быть гибкими и договариваться по поводу того, когда, как и кто будет собирать разбросанные по ковру игрушки, только если это не является закрепленной за малышом обязанностью. Ребенок не слушает то, что вы ему говорите? Потерпите, привычка формируется месяц, и если в течение 30-ти дней спокойно и уверенно говорить ребенку «нет, сначала ты соберешь игрушки, а потом мы будем смотреть мультики», не отступая от своего ни на шаг, он обязательно осознает, чего вы от него хотите.
Именно сейчас малыш не может вести себя по-другому, ведь задача трехлетнего ребенка – проверять границы родительского терпения, но есть хорошая новость – рано или поздно ему это надоест. И все встанет на свои места.
Действительно, возрастной кризис – это не навсегда.
Уже совсем скоро, маленький «нехочуинебуду» опять превратится в смышленого малыша, с которым можно легко договориться!
Читай также: Детские кризисы: 6 этапов взросления
Загрузка…
Возрастные кризисы в развитии детей
«Что случилось с моим чадом?». Такой вопрос периодически задают себе все родители. Ещё вчера кроха был послушным и тихо-смирно возился с конструктором, а сегодня милый ангелочек бросает любимую игрушку, громко топая ногами. Зачастую родители не понимают, что происходит, и начинают паниковать, злятся на детей и наказывают за плохое поведение. Но ситуация от этого не улучшается. Наоборот, малыш ведёт себя ещё хуже.
Прежде чем действовать, необходимо разобраться в причинах такого поведения, понаблюдать за ребёнком. Нередко родители отмечают резкую смену интересов малыша, стремление узнать новое, склонность к самостоятельности, скачок в умственном развитии. Возможно, ребёнок подошёл к очередному этапу в своём созревании.
В психологии такое явление называется кризисом развития. Это период активной перестройки и появления новообразований в умственной и психической сфере человека. Возникает состояние, при котором имеющиеся у ребёнка средства достижения целей становятся неактуальными, формируются противоречия между тем, что он может, и тем, что он хочет.
Это вызывает сильные переживания, нарушения в поведении. Поэтому у большинства детей кризис проходит довольно болезненно, сопровождаясь капризами, упрямством, а также конфликтами с родителями и ровесниками.
Виды детских кризисов
За всю жизнь человек проходит через множество критических периодов. С большинством из них он сталкивается в детстве, поскольку в это время организм активно развивается. Психологи выделяют пять возрастных кризисов в развитии детей:
Что должны знать родители о возрастных кризисах?
Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.
Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей.
Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Даже наоборот, это свидетельство развития. В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Задача близких на данном этапе поддержать кроху в этот непростой для него период.
Как помочь ребёнку преодолеть кризис?
Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.
В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.
Бездействовать и пускать все на самотёк нельзя. Ребёнок не способен управлять процессом развития. Его необходимо направлять, проявлять некоторую строгость, но и предоставлять возможность малышу самостоятельно действовать тоже крайне важно.
Чрезмерный контроль и жёсткость в воспитании могут спровоцировать у ребёнка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому, прежде всего, ребёнка необходимо окружить заботой, любовью и вниманием. За малейшие успехи и проявления интереса к окружающему хвалить, поощрять к действию. Так у ребёнка сохранится интерес к познанию, а в семье установятся доверительные и дружелюбные взаимоотношения.
Все статьи по теме
Кризис 1 года у ребенка 👶: возрастная психология (мнение Комаровского)
Малыш растет, и к 12 месяцам родители начинают замечать некоторые несвойственные ему ранее огрехи поведения. Он становится более капризным, даже нервным, чаще появляются слезы, не хочет спать и есть в положенное время, а маме очень трудно спокойно уйти от ребенка по делам, как это было совсем недавно. Такое поведение характерно для кризиса первого года жизни ребенка, который может начаться примерно с 9 месяцев и продолжаться около полугода.
Излишняя эмоциональность и резкая смена поведения малыша может быть симптомом начала кризисного периодаКак распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?
Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.
Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным – отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?
Суть кризиса первого года ребенка состоит в том, что малыш познает мир, начинает ходить, у него меняются интересы, привычки, желания. То, что раньше составляло основу его существования, на этом этапе перестает быть насущным. Ребенок стремится быстрее освоить окружающее пространство, но часто слышит от родителей запрет: туда нельзя, не бегай, лучше спокойно посиди. Кризис одного года меняет поведение маленького человека.
Отличительные признаки
- Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
- Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
- Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
- Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом – он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
- Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека – малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
- Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.
Причины кризисного поведения ребенка
С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.
Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка – первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.
Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда – непонимание друг друга.
Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.
Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека – это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых. Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.
Чем более лаконична и продуманна речь родителей в этот период, тем лучше будет говорить кроха. Очень важно обеспечить малышу эмоциональный контакт, но в то же время позволить ему быть самостояельным, изучать окружающий мир.
Советы детских психологов и педиатров
Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:
- Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
- Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
- Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
- Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
- Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
- Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
- Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
- Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.
Какие действия нельзя совершать?
Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:
- Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
- Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
- Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
- Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
- Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
- Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста – подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
- Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
- Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.
Не стоит бояться
Кризис 1 года у ребенка – совершенно естественное явление (подробнее в статье: таблица кризисов по годам у детей). У некоторых детей он протекает остро, у других – малозаметно. Поэтому родителям не стоит испытывать страх перед этим возрастным периодом. Постарайтесь относиться к своему подросшему малышу с должным уважением и пониманием его проблем – тогда этот сложный период протечет быстро и менее болезненно для всех.Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.
Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это – верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!