Развитие ребенка в 2 года, что должен уметь
Поделиться с друзьями
Что должен уметь делать ребенок в 2 года? Какое правильное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие у двухлетнего малыша?
Ребёнок в 2 года уже умеет ходить, он может произносить имена членов семьи и предметы, которые его интересуют. Тем не менее, он все еще нуждается в поддержке и заботе своих родителей. Каким должно быть правильное психомоторное развитие двухлетнего ребенка? Узнайте в этой статье!
Двухлетний ребёнок может самостоятельно ходить, знает несколько десятков слов, очень интересуется миром и может противостоять воле своих родителей. В этом возрасте ребенок начинает испытывать экстремальные эмоции и приобретает новые навыки. Это время больших изменений в психике малыша. Его независимость и самостоятельность растут день за днём. Каждый ребенок растёт в своём собственном темпе, поэтому не беспокойтесь и не сравнивайте развитие вашего ребёнка с другими детьми.
Содержание страницы
Что должен уметь делать двухлетний ребенок?
Двухлетний ребенок – это маленький исследователь и первооткрыватель. Он уже может самостоятельно ходить, хотя иногда он спотыкается; понимает многие вещи и интересуется окружающим их миром. Однако для правильного развития ему нужны терпеливые и поддерживающие родители.
Ребёнок 2 лет любит исследовать окружающий его мир. Он заглядывает в шкафы в поисках сокровищ, любит проверять новые вещи на вкус, поэтому следите за тем, что он кладёт в рот, чтобы предотвратить удушье. Стоит укрепить мебель, потому что двухлетние дети лезут на столы и полки. Также закройте электрические розетки, так как малыши любят засовывать туда свои пальцы и другие предметы.
Многие дети в возрасте двух лет учатся пользоваться горшком, хотя для дальних поездок или на длительные прогулки всё же стоит надевать ему подгузники.
Двухлетний ребёнок – физическое развитие
Вес и рост двухлетнего ребенка – это индивидуальный вопрос, который в значительной степени зависит от наследственности. Двухлетний ребенок весит около 13 кг, а рост его около 85 см. Большинство детей этого возраста спят около 14 часов в день. С двухлетнего возраста многие дети перестают спать днём.
Также малыши возрастом 2 года могут не только гулять, но и бегать и взбираться наверх, сам выбирается из кроватки. Он также может спускаться и подниматься по лестнице, но одним шагом, поставив на ступеньку обе ноги. У двухлетнего ребенка изменчивый аппетит, он все чаще начинает выражать своё мнение и заявляет, что он будет есть, а что нет.
Что еще может двухлетний ребенок ?
- Он может самостоятельно есть ложкой,
- Сам пьет из чашки,
- Стоит на цыпочках,
- Ходит назад, бегает и прыгает,
- Может на ходу поднять игрушку,
- Он может наклониться и поднять что-то с пола,
- Моет руки под присмотром взрослого,
- Он лучше владеет своим телом,
- Он открывает дверь за ручку,
- Отталкивается ногами на трехколесном велосипеде,
- Рисует карандашами и фломастерами,
- Умеет строить из кубиков,
- Ловит и бросает мяч.
Эмоциональное развитие ребёнка в 2 года
В возрасте 2 лет в эмоциональной жизни малыша происходят огромные изменения. Ребёнок уже осознает, кто он и где он, что он может и что не может сделать. Двухлетний ребенок подвергает испытанию ваше терпение. Бунт двухлетнего малыша – это время, когда ваш ребенок проверяет, сколько он может себе позволить в вашей компании. Он часто говорит слово «нет», что может приводить родителей в отчаяние.
Помните, что в момент его бунтарства и непослушания не следует жестоко реагировать – пусть ваш ребёнок будет иметь некоторую независимость, конечно, в рамках его безопасности. Вместо того, чтобы всё ему запрещать, стоит дать ребенку выбор, а иногда и уступить.
Социальное развитие двухлетнего ребёнка
В два года ребёнок:
- Любит выражать любовь и обниматься,
- Сильно привязан к своим родителям,
- Стесняется или даже боится незнакомых ему людей,
- Подчеркивает свою независимость,
- Хочет всё делать сам – есть, одеваться и т. д.
- Онможетбытьупрямымивсечащеичащеговорить «нет»,
- Появляются экстремальные эмоции – от радости до слёз и гнева,
- Ему нравится быть в центре внимания,
- Он часто ревнует к другим детям и борется за внимание к себе,
- Не хочетделитьсяигрушкамисдругимидетьми,
- Он пока ещё неосознаетпоследствиясвоихсобственныхдействий,
- Когда ребёнок злится, он может укусить и ущипнуть,
- Умалышаможетпоявитьсястрахразлуки (ребенок боится остаться один). Обычно это проходит от 2 до 5 лет.
Двухлетний ребёнок – развитие речи
В два года ребёнок уже может произносить все гласные и согласные. Он произносит буквы: п, б, т, д, м, ш, ц, а иногда даже р. В двухлетнем возрасте ребёнок уже использует около 50 слов, а понимает гораздо больше.
Обычно к 2 годам он уже может называть членов семьи, предметы, которые ему интересны, и озвучивать простые действия. В этом возрасте некоторые дети уже делают словосочетания из двух слов и строят короткие предложения, но скорость обучения речи в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей.
Развитие речи у двухлетнего ребенка
- Он реагирует на свое имя,
- Говорит “папа” и «мама»
- Он повторяет слова, услышанные в разговоре,
- Строит предложения из двух слов и более.
Интеллектуальное развитие ребёнка в 2 года
Двухлетний малыш учится и развивается через игры и игрушки. Поэтому лучше всего покупать ему игрушки из нескольких элементов.
В два года ребёнок:
- Выполняет простые команды,
- Подражает взрослым,
- Может толкать или тянуть игрушки,
- Его интересует, во что он одет,
- Онпоказываеткартинкииможетназватьих,
- Показывает части тела,
- Онсмотриткнигииперелистываетстраницы,
- Он может назвать животных, и знает, какие голоса они издают,
- У него есть чувство юмора.
Игры для детей двух лет
Развитию двухлетнего ребенка можно помочь, инициируя соответствующие игры. Как можно провести время с двухлетним малышом:
- Много говорите со своим ребенком, развивайте его речь,
- Разыгрывайте с ним сценки с участием игрушек,
- Читайте ему книги с картинками – так ему проще визуализировать и развивать фантазию,
- Позвольтедвухлетнемумалышубытьнезависимым, пусть он, например, сам съест суп или принесет книгу,
- Пригласитеегопринятьучастиевработеподому, например, помочь вам вытереть пыль, убрать за собой игрушки,
- Поощряйтеребенкарисоватьираскрашивать – так развивается мелкая моторика и усидчивость,
- Старайтесь не критиковать его действия, когда у него что-то не получается – так вы только отобьёте у него охоту делать что-то снова.
Что должно насторожить в развитии ребёнка 2 лет?
Каждый ребенок развивается в своем темпе, но вам следует обратить особое внимание, если ему 2 года, а он:
- он не умеет ходить или ходит только на пальцах ног,
- не говорит хотя бы 2-3 слова,
- не знает, как использовать предметы домашнего обихода,
- Он не выполняет простые команды и не пытается за вами повторять слова или действия.
Мы рассмотрели самое основное, что должен уметь делать ребёнок в возрасте 2 года. Конечно, всё это абсолютно индивидуально, и не принимайте как неизбежную аксиому. Некоторые дети развиваются немного быстрее, некоторые – медленнее. Иногда у мальчиков могут быть задержки в речи, но обычно они потом быстро всё навёрстывают. Чтобы не переживать, узнайте, во сколько лет начал говорить папа ребёнка и что он мог делать в возрасте двух лет.
Если ваш ребёнок очень сильно выбивается из этого графика развития, поговорите с вашим семейным доктором. Возможно, малышу нужно немного больше вашего внимания и похвалы. И ещё – не игнорируйте детские сады – малышам очень весело вместе, они учатся подражать друг другу, учатся быть социальными. Доказано и проверено многими мамами: если ваш ребёнок в 2 года ещё не ходит самостоятельно на горшок, то в садике, глядя на других детей, он быстро начнёт это делать.
особенности воспитания, советы психологов, отзывы мам
Двое детей в семье — это прекрасно с любой точки зрения. Ребенок растет не один, и ему не скучно. А с возрастом они будут поддержкой и опорой родителям и друг другу. Временной отрезок между рождениями детей может быть разным. В данной статье расскажем про разницу между детьми 2 года. Будут затронуты нюансы воспитания, а также советы специалистов и мам.
Первый год жизни второго малыша
Если разница между детьми — 2 года, как справиться с ними? Сейчас расскажем. Маленькая разница в возрасте делает детей более сплоченными. С возрастом у них будут практически одинаковые интересы, и часто — один круг друзей. Но как справиться с детьми, когда один только родился, а второму еще 2 года?
Самое первое — женщина должна быть готовой к тому, что это снова пеленки, бессонные ночи и практически отсутствие личной жизни. Хорошо, если вторая беременность — запланированная, и мама готова к рождению второго ребенка. Нередки случаи, что второй малыш рождается из-за отсутствия предохранения. Многие мамы полагают, что при кормлении грудью забеременеть невозможно. И в этих случаях не восстановившая силы женщина может стать агрессивной и срывать злость на детях.
Мама должна быть готовой к тому, что дети 2-х лет чаще болеют. Они начинают ходить в садик и там быстро заражаются (именно таким образом и формируется иммунитет). Поэтому нужно быть готовой к тому, что может заразиться и грудничок. Хорошо, если есть бабушка с дедушкой, которые могут на период болезни забрать старшего ребенка к себе, чтобы защитить младенца. Но, опять же, больной ребенок быстрее выздоравливает, когда рядом мама. Поэтому важно заранее продумать, как лучше поступить, когда заболеет старший ребенок. Это самый большой минус в разнице в возрасте между детьми 2 года.
Ревность к маме
Старший ребенок может ревновать маму. Хотя при разнице в два года ревность не так выражена, как при разнице в 5-8 лет. Чаще это проявляется, если с появлением младшего старшему пришлось спать отдельно от мамы, он был отлучен от груди и, конечно же, из-за того, что крохе будет доставаться больше внимания. Поэтому важно следить за реакцией ребенка, так как он может не совсем осознанно нанести вред малышу, когда даже на одну минуточку останется наедине с младшим братом или сестрой.
Правильное знакомство
В этом случае нужно обязательно правильно познакомить детей. Под контролем взрослого и в удобном положении можно дать подержать малыша на руках. Телесный контакт необходим. Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку трогать малыша, нужно просто показать, как это правильно делается. Обязательно показывать свою любовь, не отталкивать ребенка, даже если малыш в это время требует большего внимания. Например, мама меняет подгузник грудничку, старший в это время сходил на горшок или просит принести воды. Не стоит отталкивать ребенка со словами, что сейчас не до него. Нужно дать понять, что мама его слышала и скоро выполнит его просьбу.
Совметные игры
Мама должна давать детям играть вместе, под присмотром взрослого. Поначалу старший ребенок может просто развлекать малыша погремушкой, а позже они уже вместе могут строить пирамидку. Так ревность к маме пройдет быстрее. В этом случае, говорят женщины в отзывах, разница в 2 года между детьми играет на руку. Так как уже при достижении одного года младшим ребенком родителям будет легче. Дети будут уже в состоянии найти игру, которая заинтересует обоих. А взрослые в это время, одновременно присматривая за детьми, могут управиться с домашними делами.
Плюсы и минусы такой маленькой разницы в возрасте между детками
Плюсом такой разницы в возрасте является то, что родители еще хорошо помнят все нюансы ухода за грудничком. Например, что помогает при коликах, как правильно вводить прикорм. Могут быстро запеленать ребенка и искупать его.
Разница между детьми 2 года с одной стороны удобна в финансовом плане. Не отдана знакомым еще детская кроватка, пеленки и ползунки. В доме полно детских игрушек и приспособлений по уходу за младенцем. С другой стороны, грудничку требуются подгузники, детская косметика и иные ежедневные расходы.
Ребенок в два года уже начинает ходить в детский сад. Это, с одной стороны, удобно: днем маме легче справиться с одним малышом. Сложность в том, что мама должна будет помочь старшему ребенку адаптироваться к саду. Порой это занимает сил и времени не меньше, чем уход за грудничком. По приходе домой родители должны проявлять интерес к старшему ребенку (как провел день, что кушали, как погуляли и так далее). Обязательно следует выделить время для игр и общения.
Большую роль при такой разнице в возрасте играет воспитание старшего ребенка. Так как младший будет пытаться во всем повторить своего брата или сестру: в играх, манере общения, послушания взрослому. Если будет допущена ошибка, то младшего правильно воспитать будет гораздо сложнее. А вот если ребенок ведет себя правильно, то это облегчит воспитательный процесс с малышом. Вот это также является большим плюсом при разнице между детьми 2,5 года.
В отзывах женщины пишут, что родители должны заранее быть готовыми к тому, что бабушки с дедушками не смогут на выходные брать сразу двоих детей, особенно, если старший очень активный. Для их возраста следить за двумя непоседами будет просто не по силам. Поэтому нужно будет выбирать, какого ребенка лучше отправлять родителям, чтобы дать организму хоть немножко перерыва и отдыха.
Мама должна быть готова к тому, что старшего ребенка придется приучать к новому режиму прогулки, не сразу после тихого часа, а как получится, из-за ухода за малышом и кормления. Можно просить родственников (сестру, маму, брата) погулять со старшим. В этом плане разница между детьми 2 года неудобна, так как правильный режим малыша может сбиться, если помочь некому.
Не сравнивайте детей!
Никогда не сравнивать детей и не ставить в пример друг к другу. Это со временем может развить чувство ревности и даже ненависти друг к другу. Не стоит обижать младшего тем, что он постоянно должен донашивать вещи за старшим, особенно если дети однополые. У младшего должны быть свои игрушки и новые вещи.
Правильное воспитание
Какие есть правила в воспитании при разнице между детьми 2 года? В отзывах мамочки пишут о том, что важную роль в таком случае играет правильное воспитание. Если будут допущены ошибки, то это может не только вылиться в ревность между детьми, но и спровоцировать неприязнь друг к другу. Нужно заранее дать понять детям, что среди них нет любимчика, и отношения к обоим одинаковые.
Не рекомендуется давать младшему малышу поблажки. Например, отдать машинку/куклу младшему, так как тот плачет и просит. У одного ребенка так разовьется эгоизм, а у другого — чувство обиды и зависти. Это сформирует неправильное отношение у детей и в садике, школе. Один будет считать, что ему все дозволено, и ему все должны. А другой может вырасти замкнутым и будет разрешать себя обижать.
Как уже упоминалось, не стоит сравнивать детей. У каждого свои умения и способности. И если постоянно говорить, что младший — такой молодец, у него все так хорошо получается с первого раза, то это сильно обидит старшего. Нужно не забывать, что порой успешное развитие второго ребенка — это заслуга старшего брата или сестры. Именно глядя на него, ребенок быстрее научился кушать, собирать игрушки за собой, одеваться и так далее.
Нельзя от ребенка постоянно требовать посидеть с младшим, помочь ему убрать в комнате или погулять с братом/сестрой. Ребенок не должен этого родителям. Воспитание второго малыша — это обязанность взрослых. А то, что старший ребенок помогает, это хорошо. Но желание должно исходить от самого ребенка, а не по приказу родителей. Тем более, что разница между детьми — 2 года, и старший ребенок, по сути, сам еще нуждается в помощи и поддержке взрослого. Не стоит малыша лишать детства.
Ошибки детей
При совершении ошибок каждый отвечает за них самостоятельно. Нередко бывает так, что второй ребенок поиграл, разбросав игрушки, а прибирает старший, потому что он должен помочь. Или младший разлил чай, а попадает первенцу, так как он недоглядел. Такое неправильное воспитание только сильно избалует второго ребенка, и впоследствии это может вылиться в сильные неприятности (особенно с возрастом), так как он не будет знать, что такое ответственность за содеянное.
Общие игры и чувство жадности
При играх с детьми нужно подбирать такое занятие, чтобы не только понятно, но и интересно было обоим. Это только укрепить связь между детьми. Не стоит старшего ребенка просить с младшим поиграть в кубики или собирать сложный конструктор. Это игры для разных возрастных категорий. А вот прятки, игра в мяч и подобные игры будут интересны обоим.
Младшим постоянно хочется то же самое, что есть у старшего ребенка. Это нормальное чувство жадности и собственности, которое с возрастом пройдет при правильном воспитании. Чтобы этого не допустить, можно детям поначалу покупать одинаковые игрушки и сладости. Тогда желание отобрать пройдет само собой.
Ревность у детей
Ревность у детей — это нормальная реакция на появление в квартире нового члена семьи. Она может быть и при разнице между детьми 2,5 года, и в 10 лет. Поэтому перед рождением второго ребенка родители должны провести беседу с первенцем. Объяснить, почему мама будет проводить больше времени с братом или сестрой, но не из-за того, что больше любит, а потому что малыш еще ничего не умеет. Можно и нужно привлекать ребенка к помощи по уходу за грудничком, но не в обязательном порядке. Это может быть просьба принести подгузник, проверить, спит малыш или проснулся, помочь собрать вещи на прогулку и так далее.
При правильном и полноценном воспитании детей они будут поддержкой друг другу и в семье, и в течение всей жизни. И между ними будет довольно сильное чувство любви и желание помочь друг другу в тяжелых ситуациях. Такую дружбу и любовь не разобьет никакая неудача.
2 года разница между детьми. Советы психологов
Первый ребенок должен быть готов к появлению брата или сестры. Чтобы приукрасить ожидания, можно рассказывать, как теперь ему будет весело вдвоем играть, гулять. При этом любовь у мамы никуда не денется, и ее хватит и на двоих, а если потребуется — и на троих детей. Главное — сдерживать обещание.
Сразу только после рождения малыша нужно правильно провести их знакомство. Разрешать первенцу хорошо рассмотреть брата/сестру из роддома, погладить. Не стоит ругать, если тот разбудит малыша во время игр. Надо деликатно научить ребенка вести себя тише, без последующих обид и ненависти к малышу.
Чего большего всего боятся родители, у которых разница между детьми 2 года? Ревности. Но если все будет сделано правильно, и ребенок не будет нуждаться в ласке и любви, то ревность пройдет стороной. Так как маме будет тяжело сразу ухаживать за обоими, то на помощь может прийти папа. Он может играть с грудничком или с первенцем. Можно это делать поочередно, смотря, что требуется второму ребенку. Так как покормить грудью папа, к сожалению, не сможет.
Советы по опыту мам. Разница между детьми 2 года
У каждой мамы есть свой опыт в воспитании детей с такой разницей в возрасте. Есть мамы, которые пользуются тем, что пока грудной ребенок еще совсем мал, то основную заботу кладут на плечи бабушки. Она может погулять с ребенком, покупать его и так далее. А сами в это время проводят время со старшим ребенком., постепенно увеличивая время пребывания с грудничком, таким образом, чтобы первенец не сразу почувствовал меньшее внимание со стороны мамы.
Женщины говорят, что нужно обязательно приучать детей проводить свободное время вместе. Лучше, когда игры будут семейные, вместе с папой, можно даже только по выходным. Так сплотятся не только чувства между детьми, но и семья станет более крепкой. Если ребенок все-таки сильно ревнует, то нужно искать выход из ситуации. Можно опять привлечь на помощь бабушек и дедушек. У них больше опыта в воспитании детей, да и нервы крепче. Так как мама еще не успела восстановиться психологически после рождения первого ребенка, как уже родился второй малыш.
В заключение
Разница между детьми 2-3 года хороша из-за того, что дети вырастают не разлей вода. Но родителям период дается тяжело в психологическом плане. Нужно успевать возиться с грудничком и не обделить любовью и вниманием первого ребенка. Если у родителей не выходит правильно воспитывать детей (проявляется ревность, детский эгоизм и постоянные ссоры из-за игрушек), то можно воспользоваться советами психолога.
Ребенок от 2 до 3 лет. Какое поведение нормально?. Наш ребенок.
Содержание:
Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?
К содержанию
Освоение речи
Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.
И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»
Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.
К содержанию
Нормальные истерики: как с ними справляться?
В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.
Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.
Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?
Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.
Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.
Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.
Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого
Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского».
Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.
К содержанию
Рано- и поздноговорящие дети
Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.
И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.
В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.
К содержанию
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
К содержанию
Возбудимость — общая особенность возраста
Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.
В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.
Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.
Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.
К содержанию
Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.
К содержанию
Негативизм и упрямство — признаки взросления
Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать «бодаться» с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.
Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.
К содержанию
Контакты со сверстниками
Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.
Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.
Подведем итоги:
Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.
Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.
Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.
Второй ребенок с разницей 2 года. Что может старший? Второй ребенок
Мне хочется рассказать историю о том, как я помогла своей старшей дочке повзрослеть, полюбить ее будущую сестренку и понять, что для меня она всегда будет «правой рукой».
Мы с мужем с начала наших отношений мечтали, что у нас будет как минимум три ребенка, потому что сами выросли в многодетных семьях и знаем, что значит расти с братьями и сестрами. Когда родилась наша первая дочь, Алена, о появлении второго ребенка мы и не думали — нам хватало забот и хлопот, радости и бессонных ночей с нашей малышкой. Тем более что мы растили ее сами, без помощи бабушек и дедушек, и считали, что только лет через 5 можно будет задуматься о втором ребенке.
Однако судьба распорядилась так, что через 1,5 года после рождения дочки я вновь забеременела. На тот момент кроха наша пребывала в том возрасте, когда дети требуют большого внимания, настаивают на своем, устраивают истерики и по поводу всех вещей твердят «мое». Вот я и задумалась над тем, как подготовить Алену к появлению сестренки.
Гуляя с дочкой на улице, играя с ней дома, я рассказывала, что скоро у нас появится малыш (или малышка) — такой маленький, хорошенький, что Алене необходимо будет поделиться с ним игрушками, уступить свою любимую кроватку. На все мои разговоры она реагировала слезами: «не надо мне его», «не дам» и т.д. Честно говоря, я боялась представить, что будет дальше, и подумала, что не добьюсь ее любви к будущему малышу.
Но ближе к 2 годам я все же смогла доказать дочке, что малыш в доме — это радость, счастье, веселье, что это интересно! Расскажу, как. Все-таки продолжая рассказывать Аленке про ее сестричку или братика, я сделала акцент на том, что мне просто необходима будет ее помощь, ведь у нас появится столько дел! И одной мне не справиться! Мы вместе стали рассуждать о том, как будем купать маленькую (мама будет держать, а Алена осторожно мыть), кормить ее, гулять все вместе, ездить к бабе с дедой. Будем вместе одевать малышку, читать ей книжки, учить ходить. Теперь мы вместе будем носить малышку (а не Аленку!) к врачу, где ее будут слушать, мерить, взвешивать.
Сначала рассказывала о нашей предстоящей работе я, а потом, гуляя по улице, дочка стала сама мне рассказывать, что она уже большая, будет маленькую учить всему, помогать ей, а я слушала и умилялась ее отзывчивости. На улице я старалась обращать внимание дочки на мамочек с колясками, на малышей, которые только учатся ходить, объясняя Алене, как важно защищать маленьких ребятишек, помогать делать первые шаги, следить за ними и оберегать. И вскоре она уже сама потянулась к малышам, водила за ручку какого-нибудь соседского мальчика, отряхивала его после падения! Всегда жалела плачущих малышей. А дома мы играли в дочки-матери с куклами, пеленали их, качали в кроватке, пели песни, кормили их и развлекали. И я всегда повторяла Аленке, что она у меня уже такая большая, все умеет, сможет теперь научить малыша чему угодно!
Вечером мы всей семьей разговаривали с нашей крохотулечкой через мамин животик. Алена гладила его и наблюдала, как он реагирует на ее прикосновения толчками (на поздних сроках), спрашивала меня, что это, ручка или ножка. Вместе с доченькой мы покупали малышке одежду и белье на выписку, разные предметы по уходу за новорожденным, при этом я давала Алене самой выбирать, чтобы она могла похвастаться перед сестренкой, что это именно ее выбор.
Есть контакт! Ниточка, связывающая маленького человечка с еще не родившимся, была проведена. Как же повзрослела моя дочь за каких-то полгода! На позднем сроке моей беременности она все чаще задавала вопрос, где же наша «гаганька», когда нам ее принесут. Меня просто поразил тот факт, что когда я ушла рожать, Алена меня даже не потеряла. По словам мужа, она всего один раз спросила, где мама, и услышав в ответ, что мама ушла за «гаганькой», терпеливо ждала нас с малышкой из роддома! Я была рада, т.к. переживала нашу с ней разлуку, все-таки 2 года мы с ней не разлучались даже на полдня.
Никогда не забуду первую встречу Алены с сестренкой Ильяной. Она протянула к ней свои ручки, а потом несколько минут повторяла одно и то же: «Мама думала, что она маленькая-маленькая, а она такая большая!» (Ильяну принесли в одеяле). Когда развернули малышку, Алена полезла к ней целоваться и обниматься, с легкостью уступила ей свою кроватку и принесла свои игрушки.
Сейчас Алене 3 года, а Ильяне годик, разница между детьми получилась около 2 лет. Конечно, бывают обиды у старшей на младшую, когда та берет ее игрушки, рвет ее книжку, но она быстро успокаивается. А какая помощница теперь есть у меня: приносит или относит ползунки, пеленки, смотрит за малышкой, когда я занята, развлекает и успокаивает ее во время плача и т.д. Это же неоценимая помощь для занятой мамы! Я точно знаю, что у меня растет ответственный человечек. И как приятно каждое утро наблюдать, как Алена, еще сонная, приходит к сестренке, говорит: «Это кто у нас проснулся?.. Какая хорошенькая у нас родилась!»
А как-то раз Алена заявила:
— Я хочу быть тетей врачом!
— Почему? — поинтересовалась я.
— Чтобы у нас было много Ильяночек!
Дело в том, что когда я собиралась в роддом, рассказывала Алене, что «гаганьку» нам подарит тетя врач.
Ильяна всегда улыбается, смеется, когда видит старшую сестру. Даже если она капризничает, я точно знаю, что стоит поднести ее к Алене, и она тут же расцветет. Вот она, палочка-выручалочка, которой нет, когда в доме всего один ребенок!
Я очень хочу, чтобы мои дети росли дружно, защищали друг друга, помогали друг другу, чтобы они выросли честными и ответственными, никак не эгоистами. А сейчас, когда я вижу их улыбки, слышу их смех, так и закрадывается мысль о третьем ребенке…
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Ребенок 2.5 года. Календарь развития ребенка на 7я.ру
Ребенок в 2,5 года перешагивает через препятствия на полу, удерживает равновесие, поднимаясь на носки, умеет ходить на цыпочках. Ребенок 2,5 лет бегает, подпрыгивает, приседает, прыгает на двух ногах. Умеет играть с мячом: бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками, ловит мяч двумя руками, перебрасывает мяч через препятствия.
2 года 6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 12,0 | 16,3 |
Вес девочек, кг | 11,7 | 15,5 |
Рост мальчиков, см | 87,0 | 97,1 |
Рост девочек, см | 86,0 | 96,5 |
Рост и вес детей в возрасте 2,5 года данные ВОЗ
2 года 6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 10,5 | 16,9 |
Вес девочек, кг | 10,0 | 16,5 |
Рост мальчиков, см | 85,1 | 98,7 |
Рост девочек, см | 83,6 | 97,7 |
Окружность головы мальчиков, см | 46,1 | 51,7 |
Окружность головы девочек, см | 45,1 | 50,7 |
Познавательное развитие ребенка 2,5 лет
Отличие предметов по цвету, форме, величине:
Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках; подбирает:
- по образцу,
- по просьбе взрослого.
Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1-2 цвета.
Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
Ориентируется в различных по величине формах.
Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Игровые действия (сюжетная игра):
Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия). Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):
- по предложению взрослого, без показа,
- в самостоятельной игре.
В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий).
Подражает игровым действиям другого ребенка. Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).
Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность):
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре,
- по образцу.
Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.
Экспериментирует в игре.
Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет
Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.
Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).
Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).
Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.
Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.
Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.
Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
Начинает чувствовать красоту.
Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.
Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.
Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.
Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).
Не всегда может оценить доброту или понять наказание.
Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.
Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).
Речевое развитие ребенка 2,5 лет
Обозначает себя: «Я», «Я сам».
Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
Задает вопросы «Где?», «Куда?» и другие.
Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
Легко подражает незнакомым словам.
Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.
Бытовые навыки ребенка в возрасте 2,5 года
Одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы. Сообщает о физиологических потребностях.