Что должен уметь ребенок в 1 год
Развитие ребенка, особенно первенца — это не только огромная радость, но и тяжелое испытание для нервов родителей. В наш век развитых технологий и распространяющейся гиперопеки любое отклонение от идеальной нормы может вызывать у новоиспеченных мамы и папы чуть ли не панику. Чаще всего такой настрой ничем не обоснован и не подкреплен, так как разные дети относятся к разным психотипам, рождаются с разным весом, ростом, имеют различное физическое здоровье, разный обмен веществ и массу других особенностей организма. Такая разность и обуславливает тот факт, что все дети развиваются по-разному: кто-то начинает рано ползать, а кто-то не ползает вообще, кто-то чуть ли не с рождения хватает все попадающееся под руку, а кто-то любит долго и задумчиво рассматривать предметы. Не бывает двух одинаковых детей, однако определенные нормы развития детей все-таки существуют. Именно о том, как развивается ребенок до 1 года, и что он должен уметь к своему первому дню рождения, и пойдет речь в этой статье.
Оглавление: Развитие малыша в раннем возрасте Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание - Ходьба — один из критериев умений ребенка в 1 год - Основные навыки обслуживания себя при питании - Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год - Навыки общения годовалых детей - Реакция на окружающий мир 4. Что не должен, но может делать ребенок в 1 год 5. Раннее развитие детей в 1 год - Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше - Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год
Развитие малыша в раннем возрасте
Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.
В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.
Годовалый ребенок — это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи — но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.
Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства
Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.
Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка
Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец — это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями. Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль. В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.
Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.
Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание
Оценивая развитие своего ребенка, обязательно оценивайте его достижения в овладении такими навыками, как умение ходить, обслуживать себя при еде, концентрировать внимание, общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Не забудьте обратить внимание и на мелкую моторику рук.
Ходьба — один из критериев умений ребенка в 1 год
Пожалуй, один из самых волнительных моментов в жизни родителей — это первый шаг их ребенка. Однако именно из-за огромной ценности этого момента многие пугаются, когда он не приходит слишком долго; или наоборот, ребенок начинает делать шажки слишком рано.
В среднем дети делают первые относительно самостоятельные шаги, держась за какую-нибудь опору, именно к 12 месяцам. Однако из этого правила могут быть исключения. Средние показатели указывают, что начало самостоятельной ходьбы может быть положено и в 9 месяцев, и в 15. Поэтому, если вашему малышу уже 14 месяцев, а он по-прежнему не может сделать самостоятельный шажок — не следует паниковать и срочно вести его по всем врачам. Будьте терпеливы к своему ребенку, дайте ему время.
Основные навыки обслуживания себя при питании
До одного года необходимо научить ребенка питаться с ложечки. Врачи (особенно стоматологи) рекомендуют отучать малыша от бутылочек и сосок-пустышек как можно раньше. Дело в том, что злоупотребление сосками может привести к неправильному прикусу и другим проблемам с зубками в дальнейшем.
Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год
Для оценки мелкой моторики ребенка в возрасте 1 года также используют такие простые игры, как:
- постройка пирамидок из колечек;
- постройка «башенок» из кубиков;
- укладывание предметов в коробку.
Навыки общения годовалых детей
Годовалый ребенок должен знать значение хотя бы 10 слов. Обратите внимание на такие важные слова, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и тому подобные. Через эти слова можно воспитать в ребенке различные реакции на взаимодействие с окружающим миром и привить понимание простейших причинно-следственных связей.
Также ребенок в 1 год должен понимать значение таких слов, как «дай», «стой», «возьми», «покажи», и уметь правильно на них реагировать (брать предмет, когда говорят «возьми», останавливаться по просьбе).
К двенадцати месяцам у ребенка должно развиться понимание эмоций человека. Он должен понимать, когда мама или папа хвалят его или, наоборот, ругают. Очень ярким показателем эмоционального развития малыша является плач «за компанию» — когда ребенок слышит, как его ровесник плачет, он может присоединиться без особой причины. Ругать его за это ни в коем случае не стоит — это может привести к снижению эмпатии в будущем. Нужно мягко убедить малыша, что с ним ничего плохого не случилось, и успокоить его.
Малыш должен уметь общаться со сверстниками. Как правило, общение годовалых детей ограничивается играми, но и это уже яркий показатель хорошего эмоционального и социального воспитания.
Годовалый ребенок должен хорошо знать, как называть своих родственников и ближайших людей: мама, папа, баба, деда; в случае с братьями или сестрами — упрощенная форма имени. Также ребенок в 1 год должен знать свое имя — уметь называть его другим людям и откликаться на него.
Обратите внимание: очень важный элемент социального воспитания — умение выразить согласие или несогласие. Ребенок должен знать слова «да» и «нет», кивать или мотать головой в ответ на односложные вопросы.
Реакция на окружающий мир
В таком возрасте зачастую очень тяжело определить наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, вызывающих инвалидность или потерю тех или иных органов чувств, например, частичную глухоту.
Именно поэтому важно определять реакцию малыша на окружающий мир. На какие факторы следует обратить внимание:
- узнает ли ребенок голоса родителей и близких;
- узнает ли ребенок лица родителей и близких;
- чувствует ли ребенок боль, когда ударяется, обжигается или ранится;
- не теряет ли ребенок ориентацию в пространстве, когда ползает или ходит.
Важно: при нарушении любого из вышеперечисленных факторов следует обратиться к педиатру и провести обследование. Если вовремя заметить неправильное развитие слуховой системы, зрительных органов, осязания и других систем организма, то можно их исправить.
Умение ребенка в возрасте 1 года концентрировать внимание
Очень важный момент в развитии маленького ребенка — умение концентрировать свое внимание на чем-то одном (мультике, игре, общении) хотя бы в течение пары минут. Дети до года зачастую неспособны на такое относительно спокойное поведение — их внимание практически невозможно удержать, поскольку они еще не умеют справляться с определенной силой воли, которая для этого необходима. Однако в год у ребенка уже должно быть представление о продолжительности действий.
Обратите внимание: если ваш малыш в годовалом возрасте не может сосредоточиться на каком-либо занятии хотя бы на минуту, вам следует посетить педиатра. Причиной такого состояния может быть синдром дефицита внимания.
В таком маленьком возрасте он не играет большой роли в жизни ребенка, однако с поступлением в детский сад, а затем школу он может сыграть злую шутку и обернуть беспечность и неусидчивость против самого ребенка. Последствия могут быть самые неприятные — от неуспеваемости до невозможности освоить какие-либо навыки из-за низкой концентрации внимания.
Что не должен, но может делать ребенок в 1 год
Помимо вышеперечисленных навыков, у детей к году часто развиваются следующие умения:
- Ребенок умеет выражать свои естественные потребности (голод, горшок, неудобство) любыми средствами, кроме плача. Например, это могут быть специфические звуки (кряхтение, сопение, характерное гуканье), по которому родитель может понять, что необходимо малышу.
- Малыш учится или уже умеет играть в простые игры с мячом. Умеет толкать, бросать, хватать мяч, передавать его другим.
- Попытки воспроизводить взрослую речь — это отличный признак, который может указывать на быстрое развитие ребенка в 1 год и его хороший потенциал. Иногда из-за особенностей детского произношения получаются особенные слова, которые лишь отдаленно напоминают настоящие (например, «собака» — «бабака») и прочно входят в речь малыша именно в таком, «детском» виде.
- Обобщение предметов по общему признаку — это яркий признак того, что ваш ребенок в 1 год обладает незаурядным складом ума и способен к абстрактному мышлению. Если малыш называет свою куклу «лялей» и, увидев на улице у другого дитя другую куклу, показывает пальчиком и говорит «ляля» — это хороший знак. Попробуйте развить ребенка в этом направлении.
- Рисование с помощью подручных средств, пальцев и ладошек часто развивается еще до года, однако этот навык не является обязательным и необходимым, а его отсутствие не указывает на проблемы в развитии.
Раннее развитие детей в 1 год
Рекомендуем прочитать: Чем накормить годовалого ребенка: рацион ребенка в год
Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину — играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.
Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше
Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее — они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так. Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки — вырежьте треугольники и квадраты из бумаги).
Развивающая игрушка «своими руками»:
Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели — кубики, пирамидки из колечек, шарики.
Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год
Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип — не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.
Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи — горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.
Старайтесь использовать как можно более простую речь. Общайтесь с ребенком, употребляя отдельные слова, а не целые конструкции. Активно применяйте жесты, мимику, интонацию. Это все поможет малышу научиться понимать не только вербальное, но и невербальное общение.
Более подробно о методиках раннего развития детей рассказывает педиатр – доктор Комаровский:
Чумаченко Ольга, педиатр
9,346 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Что должен уметь ребенок в 1 год?
Дорогие родители! Вот и наступил долгожданный момент. Вашему чаду уже годик. Вы отмечаете его первый день рожденья. Сейчас вам предстоит пройти всех врачей и убедиться, что малыш здоров и правильно развивается. Но давайте для начала разберёмся, что должен уметь делать ребенок 1 год.
Сколько мы уже весим
Как ваш малыш уже подрос! Теперь он весит раза в три больше по сравнению с тем, что было при рождении. А его рост увеличился в среднем на 25%. Так к годику вес детей колеблется от 10 до 12,5 кг, а рост, в среднем составляет 77 см.
Если в первые месяцы жизни малыш набирал чуть ли не по килограмму, то ближе к годику эта цифра сместилась на 400-500 грамм. А за промежуток с 11 по 12 месяц малыш и вовсе набрал грамм 350.
Но никогда не стоит забывать про то, что каждый карапуз уникален. И если его параметры не вписываются в общие рамки, это ещё не повод начинать переживать.
В один годик мой сын весил 11 кг 200 грамм, при росте – 79 см.
Какие у малыша зубки
Некоторые дети в первый день рождения уже имеют не меньше 12 зубов. Треть из которых составляют жевательные зубки, а две трети – резцы.
Однако нормальной считается ситуация даже с полным отсутствием зубов в ротовой полости ребёнка. А вот, если до наступления одного года и одного месяца ничего не изменилось, стоит начать беспокоиться и обратиться к врачу.
Необходимо помнить, что для правильного развития зубов малыш должен получать в достаточном объёме кальций, витамин D и фосфор.
Речевые навыки
В один год малыш уже умеет говорить до десяти слов. Он уже понимает практически всё, что слышит. Крайне необходимым является ваше общения с ним, благодаря этому и будет повышаться словарный запас карапуза.
Малыш всё чаще называет предметы короткими обозначениями и если его спросить, как говорит корова — быстро ответит.
Некоторые детки застенчивы, молчаливы. Поэтому не стоит паниковать, если карапуз молчит большую часть времени. А вот если вы замечаете, что он вас не слышит, ребёнок не выполняет ваши просьбы, не понимает запреты – это повод обратиться к доктору. Иначе вы не сможете разобраться, в чём причина такого поведения: патология слухового аппарата, психологические отклонения или что-то другое.
Кроме этого годовалый ребёнок уже знает своё имя и откликается, когда его зовут.
Двигательная активность
Достижения ребёнка в этом возрасте достигают высшего уровня. Он, наконец, начинает ходить, пусть неуверенно или медленно. Какие же особенности в моторике детей этого возраста:
- Малыш с лёгкостью держит предметы любых размеров.
- Умеет перелистывать странички.
- Научился застёгивать пуговички.
- Легко катит и кидает мячик.
- Взбирается и слазит с предметов мебели.
- Строит из кубиков.
- Открывает крышки, раскручивает их.
- Самым большим достижением являются первые шаги ребёнка. Это незабываемое счастье, как для малыша, так и для его родителей.
Мой сын в годик уже начал уверенно ходить.
Но стоит понимать, что теперь малыш подвержен большему травмированию. Он может перемещаться, где захочет, так что вам следует позаботиться о его безопасности: надеть уголки на края мебели, закрыть розетки, убрать стеклянные предметы.
Сон и питание годовалого ребёнка
Суточная норма 13-часового сна приходится в основном на ночное время. Днём ребёнок теперь спит один раз, после обеда. Но не все детки с радостью укладываются в это время. Они хотят играть, веселиться. Поэтому многие родители сталкиваются с проблемой того, что карапуз вообще отказывается видеть сновидения днём. Что вам поможет его убедить:
- Вы можете почитать сказку крохе.
- Сделать массаж для расслабления его мышц.
- Покупать малыша с добавлением трав, обладающих успокаивающим действием.
Эти же советы вы можете использовать и перед ночным сном.
В годик ребёнку могут начать сниться кошмары. При этом возможны слёзы, крик, малыш может судорожно двигаться. Что советуют специалисты делать в такой ситуации:
- В первую очередь необходимо выявить, когда именно наступает такой сон, зафиксировать время.
- Теперь вы способны разбудить малыша за несколько минут до того, как должен присниться кошмар.
- Делать это необходимо не меньше недели, чтоб закрепить эффект. Чтоб ребёнка окончательно перестали мучать кошмары.
- Если эти действия не помогают, стоит обратиться к детскому психологу или неврологу.
В год уже можно начинать отлучать ребёнка от груди. Его рацион уже достаточно богат и разнообразен. Скорее всего, вы уже заметили, чему малыш отдаёт предпочтение.
В питание карапуза не забывайте как можно чаще добавлять продукты, богатые витаминным составом.
Старайтесь кушать то же, что и ребёнок, чтоб он видел, что делает то же что и вы, и не начал просить, например пиццу.
Старайтесь покупать продукты, привезённые из деревни. Там будет минимум нитратов, и такое молоко будет значительно полезнее купленного на прилавке в магазине.
Не стоит давать детям сладости, в том числе и продукты с повышенным содержанием сахара, вообще старайтесь соль и сахар сводить до минимума в рационе ребёнка.
Эмоциональное развитие малыша
Вы можете заметить изменения в общении вашего ребёнка с другими людьми. Вы узнаете, что ваш малыш кусака, даже если у него ещё нет зубов. Он попытается ущипнуть другого ребёнка или кинуть в него, а может и в маму, игрушкой. Я не исключаю, что у вас по кухне начнёт летать еда.
Так чем же ещё характеризуется этот период в жизни ребёнка:
- Малыш может начинать бунтовать. Ему не нравится, что некоторые вещи под запретом. Он хочет, чтоб всё внимание уделялось только ему, и все желания выполнялись при первом же требовании.
- Родителям стоит ограничить количество «нельзя». Иначе малыш обозлиться, и будет находиться в постоянном стрессе. Какой есть выход?
Например, как я делала. Мой малыш хотел взять стеклянную банку, а я предлагала ему взамен пластиковую коробочку. Но не просто впихивала её, отбирая силой ту, что хотел мой сын. Нет, я методично отодвигала опасную для него, и показывала новую, рассказывала какая она красивая, как легко снимать и надевать на неё крышечку, что можно в неё что-то положить. Сыночку быстро становилось интересно и казалось, что эта коробочка в 100 раз лучше, и он полностью забывал о существовании стеклянной банки.
- Как и всегда у малыша повышенный спрос на общение с людьми. Старайтесь побольше уделять внимание ребёнку. Пусть с ним общается не только мама с папой, но и другие родственники. Мой сын больше всего любил «разговаривать» с бабушкой. Знакомьтесь с детками в песочнице, как и дети — пусть общаются мамы. Потом вы сможете дружить семьями, а новый собеседник ребёнка потом станет ему лучшим другом. Хорошо было бы, чтоб малыш дружил не только с детьми своего пола, а и с представителями противоположного.
Бытовые навыки карапуза
Ваш малыш достаточно взрослый и уже умеет делать следующее:
- Научился жевать, поэтому ему спокойно можно давать хлеб или печенье.
- Самостоятельно держит ложку, чашку и умеет кушать и пить, не проливая или просыпая ничего мимо рта.
- Умеет умываться, знает, что нужно мыть руки перед едой и сам это делает.
- Пытается одеваться, легко даются носочки и шапочка.
- Сам ходит на горшок.
Рекомендуем к прочтению:
Вот и пролетел первый год из жизни вашего ребёнка. Он был богат новыми открытиями и большими достижениями ребёнка. Именно развитие ребёнка до года формирует его психику, здоровье и социальные навыки. Один год – это только начало долгого и нелёгкого пути. Но у вас впереди ещё столько нового и радостного. Малыш не будет прекращать вас удивлять и радовать. Здоровье вам и вашей крохе!
умственные способности, физическое и речевое развитие, социальные навыки
Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклонется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.
Содержание статьи
Базовые навыки
В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:
Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.
- При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
- Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
- Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
- Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
- Умеет самостоятельно садиться.
- Пытается произносить слова (гулит).
«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»
Физиологические изменения
Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.
У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.
Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:
Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.
- Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
- Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.
Если родительницу что-либо насторожило во время этой проверки, нужно рассказать о своих опасениях педиатру. Специалист даст развернутый ответ, почему так происходит, и при необходимости назначит дальнейшее обследование.
Физическое развитие
К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.
Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:
Ходить по ступенькам с помощью взрослых.
- Спускаться с дивана, кресла или кровати.
- Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
- Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
- Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.
В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.
Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.
Моторика и психика
Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:
Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.
- Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
- Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
- Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
- Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
- Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
- Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
- Перекладывание предметов из одной руки в другую.
- Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
- Берет игрушки указательным и большим пальцами.
- Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
- Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
- Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
- Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
- Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
- Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.
Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.
В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.
Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.
Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.
Речевые особенности
При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.
Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:
- Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
- Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
- Понимает слова «нельзя», «да», «можно».
Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.
Проявление самостоятельности
В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.
Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.
Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.
Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.
Детский режим
После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.
Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.
Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.
Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.
Упражнения для первого шага
Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.
Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.
«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»
Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.
Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.
Умения ребенка в один год, развитие малыша
Поздравляем, ваш карапуз отпраздновал первую «круглую» дату! Эти 12 месяцев были наполнены радостями, переживаниями и непередаваемыми минутами счастья. Все родители гордятся приобретенными крохой знаниями и умениями.
И все же каждая заботливая мамочка, наслушавшись подруг и бабушек, начинает задаваться следующими вопросами: «Не пропускаю ли я что-нибудь в воспитании?», «Правильно ли развивается мой ребенок?» Давайте узнаем, что должны уметь годовалые детки.
Не секрет, что развитие детей раннего возраста проходит очень быстро и в физическом, и в интеллектуальном плане.
По мнению большинства родителей, 12-месячный малыш удивительно любознателен и активен и не желает долго сидеть на одном месте. Он мечтает исследовать окружающую действительность, попутно испытывая на прочность родительские нервы.
Так что, предоставляя ему простор для экспериментов, необходимо запастись терпением и следить за каждым детским шагом.
Что должен уметь ребенок в годик?
Двигательные навыки
В этот возрастной период кроха настойчиво пытается ходить. Причем девочки овладевают этим умением раньше мальчишек.
Некоторые годовалые малышки даже пытаются бегать и, соответственно, часто падают. Поэтому постарайтесь обеспечить детскую безопасность, установив специальные мягкие насадки на острые мебельные углы.
Итак, малыш в год должен уметь:
- Твердо стоять без чужой помощи.
- Передвигаться с вашей поддержкой
- Активно ползать (некоторые детки пропускают этот этап, что не является отклонением).
- Шагать по лесенке детской горки приставным шагом, держась за взрослого.
- Приседать, вставать на ножки из любой позиции.
- Самостоятельно делать до 10 шагов или проходить 3-5 метров.
- Залезать на мягкую мебель (кровать, кресло, диван), слезать на пол.
Познавательная деятельность
Крохи в этом возрасте открывают ящики, двигают стулья, пытаются все разломать и проверить. Однако они не балуются, а познают окружающий мир. Помните, что ваше чадо не понимает, какие опасности его могут ждать.
Итак, ребенок в годик должен уметь:
- Составлять и разбирать трехсоставную пирамиду с широкими кольцами самостоятельно или с вашей помощью.
- Открывать и закрывать крышечки коробок, банок, вкладывать в них небольшие безделушки, доставать обратно (в самостоятельных играх или по подражанию).
- Складывать «башенки» из кубиков.
- Выполнять разнообразные действия с куклами, мягкими зайцами и медведями: «кормить», «причесывать», «укладывать спать» (по просьбе родных или самостоятельно).
- Толкать перед собой игрушку-каталку, прокатывать мячики по ровной поверхности.
- Интересоваться шкафчиками – приоткрывать и закрывать дверки, разглядывать одежду, выдвигать и задвигать ящички.
- «Обезьянничать», подражая действиям родителей и сверстников (дуть на горячую кашу, копаться в песочнице; девочки красятся маминой помадой).
- Интересоваться бытовой техникой – выключать и включать телевизор, звонить по телефону, внимательно смотреть за работающей стиральной машиной.
Эмоционально-социальное развитие
Чувственная сфера вашего отпрыска тоже активно совершенствуется. Он может поплакать, если вы ему в чем-то откажете, пожалеть вас, если вы расстроены. Кроха начинает интересоваться ровесниками и взаимодействием со старшими детьми.
Итак, ребенок в год должен уметь:
- Демонстрировать свои эмоции (он целует и обнимает мамочку, папу, любимого плюшевого зайца).
- Наслаждаться подвижными играми с взрослыми, радоваться новым игрушкам.
- Узнавать домочадцев и радостно улыбаться при встрече.
- Узнавать на фотографиях членов семьи, показывать пальчиком маму и папу.
- Настораживаться при появлении незнакомого человека. Иногда чужие люди вызывают страх и слезы.
- Любить пролистывать книги с крупными яркими иллюстрациями, показывая, где щенок и котенок.
- Недовольно реагировать на строгий голос родителей и их запреты. Часто он пускает в ход весь арсенал – крики, плач и хныканье.
- Любоваться собой в зеркале, показывать язык, пускать зеркальцем солнечные зайчики.
Речевое развитие
Речь тоже стремительно развивается. Внимательная мамочка может почувствовать при общении с крохой, например, недовольную интонацию и нотки подражания.
Итак, малыш в годик должен уметь:
- Разговаривать не «лепетном» наречии, произносить до десяти слов.
- Имитировать голоса животных (мычать, гавкать, мяукать).
- Повторять за родителями неизвестные ранее слова (чаще всего, их невозможно узнать).
- Подражать сверстникам, произнося за ними знакомые слова.
- Выполнять поручения – принеси, положи, закрой.
- Понимать слова «можно», «нельзя». Правда, он не всегда им подчиняется.
- Знать имена родственников (поглядывает на названного человека) и свое имя.
- Махать ручками при прощании, играть в «ладушки».
Простейшие бытовые навыки
Годовалые детки, копируя поступки старших, стремятся к большей самостоятельности. Чаще всего это выражается в неловких манипуляциях со столовыми приборами.
Итак, дети в 1 год должны уметь:
- Кусать и пережевывать небольшие кусочки хлебцов, мягких фруктов.
- Утолять жажду из бутылочки, поильника. Отдельные малыши делают глотки из кружек.
- Пробовать кушать ложкой, однако в большинстве случаев они предпочитают брать пищу руками.
- Тянуть ручки под струю воды для умывания, небрежно вытираться полотенцем.
- По просьбе мамы вставлять ноги в обувь, протягивать руки в рукава. Многие детки отчаянно не любят одеваться, и мамочки обычно прилагают определенные усилия, чтобы выйти на прогулку.
- Начинать выражать недовольство из-за мокрых или испачканных штанишек. В годик некоторые детки уже просятся на горшок.
В этом возрасте малыш мечтает быть похожим на маму с папой и тщательно повторяет каждый ваш поступок. Следите за собственными действиями, чтобы случайно не привить своему отпрыску нежелательную модель поведения.
Помните, вы главный учитель, поэтому показывайте новые способы взаимодействия с предметами: как нужно строить куличики, пинать мяч, гладить кошку.
Не расстраивайтесь, если показатели вашего чада не совпадают с вышеприведенным списком на сто процентов. Это усредненные данные, поэтому ребенок может немного отставать от возрастных норм или, напротив, значительно их опережать.
Не забывайте, что дети не обязаны следовать общепринятым нормативам, они развиваются по собственному, индивидуальному графику.

Автор публикации:
Детский психолог
МДОУ № 53 Центр развития ребенка – детский сад Копейского городского округа Челябинской области, г. Копейск
полная проверка способностей малыша, на соответствие возрасту
Время на чтение: 5 минут
АА
Последнее обновление статьи: 02.07.2019
Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.
Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?
- говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
- ходить без посторонней помощи;
- менять поведение при разных людях;
- делать самостоятельные поступки;
- ярко выражать отрицательные эмоции;
- складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
- делать из пластилина колбаски или лепешки;
- проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
- комментировать происходящее при рисовании;
- откусывать и пережевывать твердую еду;
- самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
- приседать, вставать самостоятельно на ноги;
- залезать на диван и слазить с него;
- открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
- имитировать поведение взрослых – кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
- открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
- эмоционально показывать различные чувства;
- реагировать на музыку;
- имитировать речь взрослых;
- махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
- различать и указывать на предметы;
- делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.
В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным – ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.
Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.
Проявление упрямства
Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает
Что должен уметь ребенок в 1 год |
Автор Ленивая Мама На чтение 10 мин. Опубликовано
Говорят, чужие детки очень быстро взрослеют, но и свои растут как на дрожжах, ведь время пролетает незаметно. Вот казалось только что он родился, совсем крохотный, не умеет держать голову, сидеть, ползать, а до первых шагов еще ой как далеко… Но на протяжении первого года малыш кардинально меняется, получает новые навыки и с невероятной скоростью учится всему, чему только можно. Давайте посмотрим что должен уметь ребенок в 1 год и в каких случаях стоит обеспокоиться и обратиться за консультацией к врачу.
Физиологические изменения в 1 год
Развитие ребенка в 1 год предполагает собой глобальные изменения по сравнению с новорожденным. На этот момент ребенок весит примерно в три раза больше, чем при рождении. По сравнению с первыми шестью месяцами темп роста и набора веса будет не столь интенсивным, ведь кроха активно двигается и вся энергия уходит туда.
Стопы у годовалого ребенка еще не плоские, а свод отсутствует. В том случаи, если он только начинает ходить, на стопах еще будут видны жировые подушечки. С каждым днем, пока малыш учится этому навыку, они будут исчезать, а у самих ступней начнет появляться изгиб.
Среднее количество зубов в этом возрасте насчитывают 8, причем у некоторых может быть целых 12, а у других только 1-2. Это все индивидуально, потому не стоит заострять внимание.
Важно! Если у ребенка к году не появилось ни одного зуба, то это серьезный повод бить тревогу и обратиться к специалисту, пройдя полное обследование.
Физическое развитие
На протяжении двенадцатого месяца малыш набирает примерно 350 грамм веса. Рост крохи тоже увеличивается на 1-1,5 сантиметра. Окружность груди и головы стает больше на пол сантиметра. Поскольку детки развиваются в абсолютно разном и индивидуальном темпе, существует таблица, которая показывает примерные границы нормы, которым они должны отвечать.
Нужно понимать, что если показатели ребенка очень разнятся, желательно показать его к врачу, чтобы определить, все ли в порядке, или требуется какая-то помощь.
Перечень того, что должен уметь ребенок в 1 год
Несмотря на то, что развитие у каждого отдельного ребенка происходит абсолютно индивидуально, стоит знать, что должен уметь делать ребенок в этом возрасте.
- Положено уметь в 12 месяцев отлично сидеть и ползать. Кроха уже уверено стоит и умеет самостоятельно садиться. Некоторые детки начинают ходить, но опять-таки, тут все очень индивидуально. Одни начинают ходить в 10 месяцев, а к году уже активно бегают. Другие долго ползают, а пойти могут значительно позднее. Главное наблюдать, что навык хоть и постепенно, но развивается.
- Удивительно, но карапуз может осознанно произносить несколько важных для него слов, а именно «мама» и «папа». Одни из частых также бывают «баба» или «ляля». Тут будет многое зависеть от того, как часто родители разговаривают с ребенком и чему учат. Чем больше рассказывают малышу об окружающем его мире, тем он лучше будет воспринимать и понимать вещи и их предназначение.
- Должен уметь 12 месячный ребенок самостоятельно держать кружку и пить из нее, после чего ставить на стол. Аналогично обстоят дела и с ложкой, вилкой, которую малыш уже умеет или активно пробует научиться удержать.
- Карапуз научился играться игрушками, потому ему несложно будет собрать из кубиков башенку, надеть кольца на пирамидку или выполнить другие несложные действия. Большой интерес будет проявляться к книгам с яркой привлекательной иллюстрацией. Малыш может самостоятельно выбрать ту книгу, которая ему нравится, переворачивать в ней страницы и по просьбе родителей указывать на тех животных, которых он знает.
- Детки активно реагируют на других крох, которые появляются в ближайшем радиусе. Обычно они проявляют радость и любопытство, желание подойти и познакомиться с другим ребенком. Но бывают случаи, когда кроха может проявить ревность и даже агрессию. Это связано с тем, что объектом внимания становится не он, а другой ребенок. Также такие не совсем приятные ситуации могут быть связаны с чувством жадности по отношению к разделу игрушек. Тут многое будет зависеть от родителей и их умение объяснить и научить свое чадо делиться личными вещами с другими малышами.
- Должен уметь годовалый мальчик и девочка распознавать свой родной круг общения и отличать его от посторонних людей. Они знают по имени близких, потому, когда услышат их имя, моментально поворачивают голову в ту сторону, где находится этот человек.
- Весьма закономерно для детей в этом возрасте демонстративно проявлять свой характер. Часто этот период у родителей ассоциируется с отсутствием понимания слова «нельзя», упорством ребенка, его капризам и отказом делать то, что просят родители.
Психологи объясняют этот феномен тем, что годовалые детки подходят к грани нового развития, как личности, и формированию воли. Они как будто пытаются понять, насколько прочны их собственные границы. В детской психологии этот этап жизни называется «кризис одного года». - В 12 месяцев малыши очень проворны и много двигаются. Большинство из них научились ходить и с каждым днем все больше совершенствуются в этом навыке. Одни способны передвигаться самостоятельно, другие лишь с помощью взрослых, которые будут страховать и держать за руку.
Не переживайте, если ваш малыш не очень охотно пробует ходить самостоятельно. Каждый развивается индивидуально, потому иногда они предпочитают быстро передвигаться на четвереньках, нежели ходить на своих двух. - В год детки обычно умеют сидеть на корточках и даже подниматься из этого положения без посторонней помощи. Более этого, они способны залазить на диван и потихоньку подниматься по ступеньках на лестнице.
- Невероятно, но в свою маленькую ручку ребенок способен взять два небольших по размерам предмета, к примеру, пуговицы.
- Прогресс развития речи весьма заметен, ведь дите уже может иметь 10-15 слов, которые состоят из 1-2 слогов. Конечно, речь ребенка специфична, и понять ее смогут только самые близкие люди. Одно слово может обозначать несколько разных вариантов, а перепутанные слоги и вовсе менять смысл желаемого послания.
Несмотря на это речь родителей малыш понимает отлично. В этом возрасте ему обычно известны значения таких слов, как «нельзя», «возьми», «дай», «можно» и тому подобное. Имея хоть и маленький, но важный словарный запас кроха способен ответить на простые вопросы родителей, или выполнить несложные задачи. - По статистике, самым любимым занятием деток в этом возрасте является игра, которая заключается в том, чтобы спрятать, а затем найти игрушку, собрать все игрушки в коробку, а после выкидывать их оттуда, создавать из подручных предметов небольшие постройки и сразу же разрушать их.
- Не безразличны малышу и так званные ролевые сюжетные игры. Он прекрасно знает, что такое покормить, переодеть или уложить игрушку спать, так что с радостью и охотой сделает это самостоятельно.
- У детей к году развивается долговременная память. Это значит, что они будут помнить события, которые происходили с ними на протяжении нескольких дней.
- Не поверите, но у крохи уже формируются свои личные предпочтения на счет выбора пищи. Некоторые из продуктов он вообще на дух не переносит, другие же наоборот – ест с большим настроением.
Мы рассмотрели основные моменты, что должен уметь ребенок в 1 год. Несмотря на то, что каждый из детей развивается самостоятельно, если вдруг вы обнаружили, что некоторые из навыков полностью отсутствуют, следует незамедлительно обратиться к врачу на консультацию. К ним относятся:
- Умение крохи ползать по полу и частота этого занятия.
- Возможность и желание встать на ножки и сделать несколько шагов самостоятельно, либо же с помощью родителей.
- Необходимо убедиться в том, что ваш ребенок имеет хотя бы один из простых навыков, к примеру, отрицательно махать головой или показывать на знакомые ему предметы.
- Убедитесь в том, что в его речи есть хоть одно слово, которое он произносит осмыслено.
- Не забудьте проверить, что у ребенка присутствует как минимум один зубик, или намек на то, что он скоро будет.
Занятия для развития ребенка в 1 год
Кроме общего развития родителям обязательно нужно заниматься своим ребенком дополнительно. На сегодняшний день существует много различных упражнений и занятий, которые вам в этом помогут. Вот несколько из них:
- Одним из самых основных навыком, над которым трудится малыш в этот период своей жизни – это ходьба. Если кроха не очень хочет практиковаться в этом навыке, родители могут ему в этом помочь с помощью игрушки. Дайте малышу в руки его любимого мишку, кролика или другую, и он с ее помощью начнет ходить более охотно. В основном такая реакция связана с тем, что кроха боится потерять равновесие, а с игрушкой чувствует себя увереннее.
- Отличная зарядка для стоп – это хождение босиком по травке, песку или земле.
- Для того чтобы стимулировать крупную моторику, дайте крохе игрушки большого размера. Это могут быть крупные машинки, мяч и т.д. Для мелкой моторики полезны игры с мелкими предметами, к примеру, фасолью, песком, крупой и т.д. Можно сшить небольшие мешочки, куда поместить все эти крупы для будущей игры.
- Самый главный навык – это речь. Для ее развития понадобится родительское присутствие, ведь если они будут рассказывать своему малышу буквально обо всем на свете, его словарный запас будет пополняться с каждым днем.
- Играйте с крохой, но старайтесь, чтобы он как можно больше вещей делал самостоятельно.
- Можно включить музыку и немного заняться танцами. Разные мелодии влияют на малыша по-своему. Когда это быстрая и энергичная музыка, кроха начнет активно двигаться и танцевать. Под медленную мелодию он может задуматься или вовсе уснуть.
- Отлично развивает фантазию совместное рисование. Свои первые каракули он выводит пальчиками по бумаге, для этого можно использовать безопасные пальчиковые краски. Наверняка также оценит фломастеры, мелки, соленое тесто и пластилин.
- Отличным развитием станет общение с другими детками. Старайтесь, чтобы ваш ребенок шел на контакт и был открытым к другим малышам. Делился игрушками и вместе с ними игрался. Если неподалеку есть песочница, научите карапуза играться с формочками, совочком и ситечком.
- Хорошей памятью станет детский фотоальбом, в котором будут фотографии не только ребенка, но и его близкого окружения. Просмотр будет радовать малыша, особенно когда он будет узнавать людей на изображениях.
- Принимая ванну, не забудьте положить туда несколько резиновых игрушек. Это не только скрасит банный процесс, но и поможет развить моторику.
Развивающие игры с годовалым малышом
Кроме основных занятий для развития ребенка детские психологи рекомендуют уделять отдельное время для игр.
- Вождение коляски. Эта игра отлично стимулирует процесс и желания малыша к ходьбе. Для него это не только интересно, но и важно. Коляска страхует крох от падения и является прекрасной опорой во время ходьбы.
- Прятки. Любимая игра всех деток. Научите главным правилам, где и как нужно прятаться, а также что будет необходимо ориентироваться на ваш голос.
- Сенсорная коробка. Возьмите небольшую картонную коробку (можно использовать от обуви). Наполните ее разными интересными предметами, которые не будут угрожать здоровью малыша. Среди перечня того, что можно положить – это сырые макароны, большие пуговицы, каштаны, мелкие резиновые игрушки и т.д. Эта коробка просто находкой для ребенка, ведь она станет неиссякаемым запасом разнообразных игр.
Теперь мы знаем, что должен уметь ребенок в 1 год. На данном этапе малыш уже достаточно развит как физиологически, так и психоэмоционально. К этому времени он приобрел много различных и важных навыков, которые станут основой для его будущей жизни. Не забывайте, что вклад в развитие маленького будет зависеть от родителей. В первую очередь это касается коммуникативных навыков и развития речи. Также не стоит забывать, что малыши в этом возрасте копируют взрослых, так что старайтесь следить за тем, что говорите или делаете, ведь ваше поведение находится на постоянном чутком контроле.
Что должны дети уметь в 1 год? Все о развитии ребенка :: SYL.ru
Когда крохе исполняется 1 год, он становится уже практически самостоятельным. Он уверено ходит, начинает говорить, и, конечно, его интересует совершенно все, что происходит вокруг. Теперь от мамы требуется не только простой уход, обеспечение базовых потребностей малыша, но и его интенсивное развитие. Известно, что именно в возрасте от года до трех происходит закладка всех мыслительных процессов, поэтому терять время даром не стоит, будущее крохи закладывается прямо у вас на глазах. Но чтобы планировать и корректировать процесс обучения, маме нужно обязательно знать, что должны дети уметь в 1 год. Это позволяет отслеживать динамику развития и сравнивать ее с нормативами. В случае серьезного отставания вы сможете обратиться к специалистам за своевременной помощью.

Самое важное – это безусловное принятие
Все нормы выведены на основе статистики, они вовсе не являются аксиомой. Ваш ребенок может опережать средние показатели или немного запаздывать. Поэтому изучая, что должны дети уметь в 1 год, нельзя забывать и о том, что 100%-го совпадения может и не быть. Все люди разные, и годовалые малыши имеют право быть такими же.
Второй момент, про который должна помнить знать мама, — что годовасики очень отзывчивы на внешние стимулы. Если вам кажется, что отстает физическое развитие, возможно, стоит меньше носить кроху на руках и предоставлять ему больше возможности пробовать свои силы. Не помешает также массаж. А если вы хотите подтянуть развитие мелкой моторики, то уделите внимание рисованию и лепке. Но все равно мы возвращаемся к тому, что маме нужны ориентиры, а потому давайте перейдем непосредственно к рассмотрению, что должны дети уметь в 1 год.
Физическое развитие
Его оценить проще, поэтому мы с вами начнем именно с наблюдаемых показателей. Малыш должен уверенно стоять без поддержки. Обычно к этому времени все дети могут спокойно ходить за одну или обе руки, а некоторые уже и полностью без поддержки. Если навык прямохождения не освоен, маме обычно рекомендуют пройти курс парафиновых сапожек и массажа. Не стоит сильно переживать, если кроха пока стоит только у опоры, а передвигаться по открытому пространству не рискует. Ему нужно лишь разок попробовать. А что должны дети уметь в 1 год? Уверенно стоять на ногах, опираясь на подошву, а не на носочки. В противном случае нужно обращаться к невропатологу, чтобы он назначил лечение.

Осваиваем двигательные навыки
В возрасте 12 месяцев многие дети еще активно ползают, особенно когда нужно пересечь большую комнату или просто во время игры. Однако некоторые полностью минуют этот этап, сразу начиная ходить. Кроха уже вполне уверенно покоряет лестницу, причем как вверх, так и вниз. Конечно, в этом случае взрослый должен контролировать малыша. Очень хорошо, если он умеет приседать, выпрямляться и подниматься на ноги из любого положения. Не стоит недооценивать возможности маленького человечка, он уже достаточно умелый, чтобы выполнить огромное количество движений. Особенно активные уже свободно влезают на кровать и диван, забираются на кресло.
Социальные навыки
А мы продолжаем говорить о том, что должен уметь ребенок в 1 год. Пока еще его мир заключен внутри семьи, малыш застенчив в общении с другими взрослыми, а если его оставить с незнакомым человеком наедине, то он может испугаться и расплакаться. Это нормальное явление, пока он всему миру предпочитает маму и папу. Сейчас кроха активно учится издавать различные звуки, повторять за взрослыми, подражать старшим во время игры. Стоит ли добавлять, что чем больше вы проводите времени, играя вместе с малышом, тем лучше идеть его развитие, тем больше он узнает.
А вот ровесники на детской площадке его начинают интересовать намного сильнее, чем раньше. Ведь оказывается, они такие же, как он, маленькие и не слишком умелые. Однако нужно знать, что, даже играя рядом, они не делают этого вместе. И тем более не стоит просить кроху поделится своими игрушками. Пока что он сам, его вещи и мама — это все одно большое «я». Не стоит упрекать его в жадности, ведь соседский ребенок забирает не просто лопатку, а кусочек его самого.

Ключ к ответам
Просто понаблюдайте за своим малышом. Он должен уметь эмоционально проявлять свои чувства: обнимать родителей, любимую игрушку, радоваться веселым играм. Обычно уже в этом возрасте он отлично узнает всех близких и очень радуется, когда они приходят. На фотографии ребенок может показать маму и папу. Однако, выставляя оценки его навыкам, не забывайте о том, что это еще совсем маленький ребенок (1 год). Развитие (что должен уметь, другими словами) идет индивидуально. Кто-то растет очень общительным, другие предпочитают часами крутить в руках коробочки-вкладыши, пытаясь понять, как они собираются.
Детки в этом возрасте с удовольствием рассматривают картинки в книжках, показывают, где на них изображены кошки или собачки, а также другие известные предметы и животные. Они эмоционально реагируют на музыку, пытаясь подпевать или танцевать. Маленькие актеры подражают мимике взрослого, следите за собой. Чем меньше вы будете хмуриться, тем понятнее будет малышу, что мир в порядке, а он в нем в безопасности.

Речь малыша
Первые слова – это именно то, чего так долго ждали родители. Трогательные, нежные «мама» и «папа» приводят в восторг и умиление. Педиатры, говоря о том, что должен уметь ребенок в 1 год, отмечают, что он уже должен освоить от двух до десяти простых слов. Нет ничего страшного в том, что звучат они совершенно не так, как мы привыкли. Помимо того что он освоил, как называть родителей, бабушку и дедушку, он может уже вполне осмысленно ответить на вопрос: «Кто это?», когда показывают на маму или папу.
На сегодняшний день развитие его мозга уже достигло определенных высот. Даже не умея строить фразы, он достаточно легко покажет вам действиями, как можно плакать, танцевать, брать ложку и тому подобное. Не ограничивайте себя стандартным набором того, что должен уметь делать ребенок (1 год). Пойте и танцуйте вместе с ним, рассказывайте сказки, лепите и рисуйте. Разместите дома как можно больше ярких картинок, шуршащих, звенящих и бренчащих игрушек, конструкторов, которые представляют собой наборы крупных геометрических предметов. Включайте классическую и детскую музыку. Сейчас его развитие зависит от того, что он слышит и видит, чувствует, а самое главное, может потрогать руками. Поэтому единственное, чего не должен делать родитель, – это ограничивать активность малыша.
Говоря про речевое развитие, нужно заметить, что, даже не умея произносить те или иные слова, ребенок должен вполне отчетливо понимать, что обозначает обращенная к нему речь. Проверить это очень просто. Если он легко выполняет просьбы «дай», «принеси», «покажи», значит, все в порядке и скоро все эти слова появятся и в его речи. Детки должны хорошо уметь показывать жестами «до свидания», полет птички, знать игру «ку-ку».

Растем не по дням
В этом возрасте развитие навыков идет столь бурно, что малыш меняется каждый месяц. Вообще первые три года жизни – это волшебный период, когда у вас на глазах проходит целая эволюция. Давайте теперь посмотрим, что должен уметь ребенок 1,2 года. Вроде между этими цифрами — совсем небольшой промежуток времени, однако человечек меняется просто на глазах. Недавно он не мог держать в руках кубик, а сегодня выстраивает из них башню. Именно в этом возрасте малыш начинает осознанно манипулировать предметами. Пирамиды и вкладыши становятся на недолгое время его любимыми забавами.
Сложно перечислить все навыки, которые должен освоить кроха. Педиатры отмечают, что он должен уметь самостоятельно вставать и садиться, ходить, залезать на различные поверхности и уверенно сидеть на стуле. Важнейшим критерием развития речи продолжает быть понимание речи взрослого, умение выполнять простейшие поручения. Кроха должен активно подражать действиям родителя в игре, укачивать куклу, кормить и пеленать, пылесосить, катать машину. Если все это сопровождается звуками, то развитие идет своим чередом.
Что должен уметь ребенок 1,3 года
Прошел еще один месяц, и вашего кроху почти невозможно унять. Он постоянно в движении, бегает и прыгает, причем максимальное время, на которое он может сосредоточиться на одном занятии, – это 10-15 минут. Сейчас он уже осознанно учится строить отношения и изучает окружающий мир. Сейчас формируется важное нововведение: ребенок начинает играть не рядом со взрослым, а вместе с ним. Это крайне важно, поскольку мы не живем вне социума.
Сейчас кроха осваивает режим, понимает разницу между «хочу» и «надо». Его можно приучать собирать игрушки и умываться перед сном, ложиться в одно время. В лексиконе насчитывается уже 15-20 слов, однако есть дети, которые пока только начинают проговаривать первые звуки. Ничего страшного в этом нет, главное, что ребенок понимает обращенную к нему речь.

Прогресс не стоит на месте
Отрезок между 12 и 17 месяцами очень короткий, однако невероятно насыщенный. Если до года ребенок учился сидеть, стоять и ходить, причем между освоениями этих навыков походило достаточно много времени, то сейчас что ни день, то достижение. Ребенок прекрасно освоил передвижение в пространстве, стал ловким и быстрым. Примерно в 1 год и четыре месяца ребята учатся самостоятельно есть.
Жажда деятельности у детей просто неуемная, поэтому нужно каждые 15-20 минут предлагать крохе что-то новое, что можно изучать, крутить и рассматривать. Малыши сейчас должны произносить около 4-10 слов, однако знают они намного больше. На картинках они свободно должны показывать основные цвета, фрукты и овощи, домашних животных. Практически все дети могут ответить, как говорит кошка или собака.
Сейчас меняется игра. Дети не просто манипулируют с предметами, а совершают с ними определенные действия. Можно сказать, что зарождается первая сюжетная игра. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы у вас было достаточно фигурок людей и зверей, а также декораций. По-прежнему ребят интересуют кубики, пирамиды, но сейчас они способны освоить и более сложные вкладыши и лабиринты. Все это должен уметь ребенок 1,4 года.

Возраст 17 месяцев – новая веха
Говорить о развитии малыша можно бесконечно, однако мы сегодня ограничимся возрастным отрезком до полутора лет. Время не прошло даром, кроха получил бесценные знания и уже сильно отличается от годовалого карапуза. Что должен уметь ребенок 1,5 года? В первую очередь хорошо бегать, огибать препятствия, забираться на предметы, бросать и догонять мячик.
Однако большинство родителей больше интересует интеллектуальное развитие. Сегодня открывается временной отрезок, когда малыш начинает буквально впитывать новые знания. Он уже многое умеет. Ребенок спокойно может найти в комнате предмет, подобный показанному ему, отличает кубик от шарика и кирпичика, подбирает фигурки для отверстий сортера, ориентируется в понятиях цвета, формы и размера, собирает пирамидку и довольно неплохо рисует.
Радуют и бытовые навыки. Ребенок почти не проливает еду и питье, следит за своим туалетом, начинает осваивать горшок. Активно развивается речь. Сегодня в словаре малыша уже более 40 слов, и этот запас продолжает расти.