Упражнения для развития речи для детей 1 года: Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет – Как развивать правильную речь ребенка в 1-2 года: упражнения

Как развивать правильную речь ребенка в 1-2 года: упражнения

фото речьРечь годовалого малыша быстро пополняется новыми словами и целыми фразами и активизируется к двум годам. Именно в период 1-2 лет она становится для ребенка базовым средством общения. То, какой она будет, зависит от подготовительных работ, которыми родители занимались с младенцем до года. А для развития правильной речи рекомендуется использовать специальные упражнения.

Нормы речевого развития у малышей от 1 до 2 лет

  1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки:
    Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
  2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
  3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
  4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.

ВАЖНО! Большое значение имеет не только то, что и как говорят малыши в возрасте от одного до двух лет, но также и то, могут ли они запомнить, как называется и для чего предназначен тот или иной предмет.

Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если что-то из перечисленного у малыша не получается, внимательно понаблюдайте за ним. Возможно, у ребенка небольшая задержка развития речи. Это не страшно и поддается корректировке. Уже с двух лет малыш может заниматься с логопедом, дефектологом или психологом.

Упражнения для развития правильной речи у детей от 1 до 2 лет

Прежде чем начинать развивать речь малыша, родителям нужно учесть следующие правила:

  • Упражнения необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка, а также его индивидуальному психическому развитию. Так, один малыш в 1 год и 11 месяцев может не мочь делать то, что отлично дается другому в полтора года. Старайтесь избегать чрезмерно сложных игр и упражнений, так как малыш потеряет интерес, и обучать его в дальнейшем будет сложнее.
  • Важно учитывать зоны ближайшего развития. Сначала малыш должен начать произносить открытые и закрытые слоги, потом нужно учить с ним одно- и двуслоговые слога. Только после того как он сможет обозначать определенное действие или предмет словами, можно будет переходить к фразам.
  • Примите во внимание психические особенности малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Для них вполне нормально неустойчивое внимание до десяти минут. В этом возрасте в мозгу лишь формируются нейронные связи, и перегрузка может только навредить, вызвав головную боль и плач или вовсе отвращение к развивающим урокам.
    Оптимальная длительность занятия – 5-10 минут.

Ежедневно уделяя время простым упражнениям, вы поможете малышу лучше развить речевые навыки. Для детей в возрасте 1-2 года подойдут следующие приемы:

  1. Научите малыша выражать эмоции через звуки: «ох» и «вау» при восторге и удивлении, «эх» при разочаровании и так далее. Благодаря этому он начинает интуитивно поднимать, для чего предназначена речь.
  2. Пойте вместе с ребенком либо учите его регулировать высоту голоса иными способами. Если он умеет хорошо подражать, можете просто перекликиваться с ним звуками, регулярно повышая высоту голоса. Так он поймет смысл игры. Кстати, это упражнение можно использовать при игре в прятки, или же находясь в разных комнатах с ребенком.
  3. Произносите названия предметов, если они находятся в поле зрения малыша. В возрасте до 2-3 лет они понимают, о чем вы говорите, если видят это (наглядно-действенное мышление). При кормлении говорите о ложке, тарелке, называйте другие находящиеся рядом с ребенком предметы. То же самое делайте при купании, укладывании ребенка спать и других регулярных процессах.
  4. Предлагайте ребенку подуть на одуванчик, игрушечную крутилку, давайте ему пить через трубочку. Это способствует развитию артикуляционного аппарата. Учтите, что питье через соску и трубочку – это разные вещи. При использовании соски ребенок не задействует губы и щеки. Питье через трубочку намного сложнее, так как малыш должен втягивать жидкость сам. Поэтому некоторые специалисты отмечают, что детки на грудном вскармливании начинают говорить раньше. Мышцы их щек и губ подготовлены лучше, отточек навык прикладывать язык к небу.
  5. Давайте малышу для игры предметы, имеющие разную фактуру: крупы в сухом и мокром виде, слегка влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы. Важно, чтобы он играл с ними под вашим присмотром.
  6. Пусть малыш часто играет со старшими детками. Наблюдайте за их общением между собой. Годовалый малыш слабо выражает что-то понятное, а вот трехлетний ребенок говорит уже намного лучше. Под его влиянием первый также будет стараться объясниться. Предложите деткам игры, в которых они могут взаимодействовать: построить вместе пирамиду, катать машинку по очереди и так далее.

Также существует ряд специальных логопедических разработок, помогающим деткам в возрасте 1- лет быстрее развить речь. Вот некоторые их примеры:

  1. Для малышей в возрасте от года до года и трех месяцев отлично подходят игрушки в виде животных. В процессе игры предложите покормить зверушку, но перед этим она должна будет попросить об этом – «мяу-мяу», «ав-ав» и так далее. Ребенок должен активно подражать, повторяя звуки и слоги.
  2. В возрасте от года и трех месяцев до полутора лет можно играть в катание машин, строительство башенок, загрузку кузова. Вместе с ребенком называйте предметы и действия, чтобы малыш умел отличать названия от процессов.
  3. От полутора до двух лет необходимо работать над расширением словарного запаса ребенка. Объясняйте ему название предмета на картинке и просите найти аналогичный в помещении либо среди игрушек.

Регулярно играя с малышом и делая с ним простые и интересные упражнения. Важно проявлять терпение и ответственно относиться с попыткам малыша и ошибкам, которые он совершает.

Учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему: Игры и упражнения для развития речи детей от 0 до 1 года

Упражнения на понимание речи

Упражнение 1. Играя с погремушкой, малыш часто стучит ею о край кроватки или коляски. Прокомментируйте его действия: «Тук-тук-тук». Если же погремушка упадёт, скажите малышу: «Упала — ба-а-ах».

Упражнение 2. Кормя ребёнка или укладывая его спать, говорите: «Машенька кушает — ам- ам» или «Антошка хочет спать — бай-бай».

Упражнение 3. Если вы гуляете с ребёнком на улице и видите бегущую мимо кошку или собаку, обязательно скажите ему: «Это киска — мяу-мяу» или «Это собачка — гав-гав». Пусть малыш старается повторить за вами: «мяу-мяу» или «ав-ав».

Упражнение 4. Спросите у малыша: «А где же мишка?» Ребёнок должен найти среди разных игрушек плюшевого медведя. Можно взять любую другую игрушку.

Упражнение 5. Если во время кормления вы будете повторять: «Открой ротик», «Откуси яблочко», «Попей водичку» и т. д., то ребёнок довольно быстро начнёт понимать эти слова.

Логопедический массаж

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов.

Перед тем как приступить к массажу, необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

1.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.

2.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.

3.Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.

4.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.

5.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.

6.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.

7.Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.

8.Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.

9.Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки, поговорки и чисто говорки, которые так нравятся детям.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

«Вкуснятина». Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели». Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

«Карасик». Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лошадка». Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Лопаточка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.

«Иголка». Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Блюдце». Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Маляр». Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой, и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 р.

«Чистые зубки». Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем, то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Часики». Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

«Ириска». Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.

Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

Игры на формирование звуковой культуры речи

«Одуванчик». Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

«Звоночек». Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

«Свеча». Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун». Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм- мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

«Весёлый попугайчик». Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать ручкой ритм. По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:

·                   одинаковые: ра-ра-ра;

·                   со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра- ра-ра-ра;

·                   с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-па- па-па.

Следите за достижением синхронности голоса и движений.

«Воздушный шарик». Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

«Насос». Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит «с-с-с…», одновременно делая такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или колесо. Звук «с-с-с…» следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.

         «Лягушонок». Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернёт носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

Пальчиковые игры

Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2—3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе со взрослыми.

«Пароход»                   Пароход плывёт по речке,

                                   Из трубы дымят колечки.

(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)

«Котик»                        Есть у котика на лапках

                                    Очень острые царапки.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

«Пальчики»                 Пальчик пальчикам сказал,

                                   Что поехал на вокзал.

                                   Чтобы встретить остальных,

                                   Чтобы было десять их.

(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

«Цветок»         Растёт цветок, к солнцу тянется,

                       А бутон его распускается.

(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики, не разъединяя кистей рук.)

«Пальчики собираются в детский сад»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!

В детский сад идти пора!»

(М. Кольцова)

(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с большого.)

«Теремок»

На поляне теремок, (Соединить ладони «домиком».)

Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в «замок».)

Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в «колечки».)

Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,(Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте, я ваш друг! (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)                         (Л. Останко)

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Сомкнуть пальцы в «замок».)

Потянули… (Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)

Покрутили… (Руками, сцепленными в «замок», выполнить движение «на себя — от себя».)

Постучали… (Руки по-прежнему находятся в положении «замок» перед собой, ребёнок «стучит» запястьями.)

И открыли! (Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)

«Павлин»

Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к левой руке («хвост павлина»). Растопыривать и соединять пальцы правой руки («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

«Зайка»

Выпрямить средний и указательный пальцы («ушки зайки подняты»).

Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы сначала одновременно, затем поочерёдно («зайка шевелит ушками»).

 

 

Игры и упражнения для развития речи у детей от 0 до года

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

В этом разделе вы найдёте игры, которые помогут развить слуховое восприятие малыша, простимулировать отдельные звуки гуления, развить умение находить взглядом игрушку, то есть понимать речь взрослого и т. д.


Развитие слухового восприятия речи

«Музыкальная игрушка»

     Повесьте над кроваткой любую музыкальную игрушку так, чтобы ребёнок с лёгкостью мог дотянуться до неё. Услышав музыку, малыш обязательно сосредоточит на ней своё внимание.

«Где мама?»

     Малыш находится в кроватке. Ходите вокруг неё и с разных сторон окликайте малыша. Важно, чтобы ребёнок понял, откуда доносится голос матери.

«Бубен»

     Позвените в бубен с разных сторон от малыша на расстоянии 50—60 см. Понаблюдайте за реакцией ребёнка: прислушался ли он к звуку, замедлил ли свои движения. Добейтесь того, чтобы малыш следил за звенящим бубном. Повторите игру несколько раз.

«Тихо—громко»

     Попробуйте поговорить с малышом разным голосом: высоким, низким, нараспев или шёпотом.

Стимулирование гуления

«Повторюшка» Вариант I

     Взяв малыша на руки, обязательно привлеките его внимание к своему лицу. Для этого можно щёлкнуть языком, поцокать или же просто поцеловать своего кроху. Когда малыш остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте произносить отдельные звуки: «гу-у-у», «агы-ы», «агу-у» и т. д. Как только малыш станет повторять звуки за вами, то есть «агукать», начните повторять звуки, произнесённые им.

Вариант II

     Малыш лежит в кроватке и произносит звук «а-а-а». Подойдите к малышу со словами: «Скажи а-а-а». Ребёнок должен повторить тот звук, который он уже произносил.

«Колыбельная песня»

     Сядьте на диван так, чтобы спина была выпрямлена, а угол в коленях составлял 90°. Положите малыша к себе на колени и начните петь ему колыбельную песенку, постепенно делая голос тише и тише.

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!
В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно…
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Что там за шум за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!
Сладко мой птенчик живёт:
Нет ни тревог, ни забот;

Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.
Всё-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!
(Перевод с нем. О. Свириденко)


Упражнения на понимание речи

Упражнение 1

     Играя с погремушкой, малыш часто стучит ею о край кроватки или коляски. Прокомментируйте его действия: «Тук-тук-тук». Если же погремушка упадет, скажите малышу: «Упала — ба-а-ах».

Упражнение 2

     Кормя ребёнка или укладывая его спать, говорите: «Машенька кушает — ам-ам» или «Антошка хочет спать — бай-бай».

Упражнение 3

     Если вы гуляете с ребёнком на улице и видите бегущую мимо кошку или собаку, обязательно скажите ему: «Это киска — мяу-мяу» или «Это собачка -гав-гав». Пусть малыш старается повторить за вами: «мяу-мяу» или «ав-ав».

Упражнение 4

     Спросите у малыша: «А где же мишка?» Ребёнок должен найти среди разных игрушек плюшевого медведя. Можно взять любую другую игрушку.

Упражнение 5

     Если во время кормления вы будете повторять: «Открой ротик», «Откуси яблочко», «Попей водичку» и т. д., то ребёнок довольно быстро начнет понимать эти слова.

Логопедический массаж

     Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов.

     Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

1.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.

2.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.

3.Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.

4.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.

5.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.

6.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.

7.Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.

8.Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.

9.Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.


По книге Ермаковой И.А. Поговори со мной мама

Консультация по развитию речи на тему: Занимательные игры и упражнения для развития речи детей 1-3 лет. Материал для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания в ДОУ.

Все упражнения проводятся под чутким контролем взрослого!

Развиваем мелкую моторику рук малыша

(движения пальчиков).

Тренировка тонких движений пальцев оказывает огромное влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук.

  • «Волшебная бумага». Различные манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать).
  • «Крышечки». Откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.
  • «Прятки». В глубокую миску насыпаем фасоль, горох или крупные макароны  и прячем в них маленькие игрушки из киндер-сюрпризов. Малыш должен на ощупь отыскать эти игрушки все до одной (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют пальчики, и кроха получает множество приятных ощущений.
  • «Рисование на подносе». Рисование пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка.
  •  «Ватные палочки». Играем с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Есть и другой способ: ребенку нужно пальчиками «отцепить» вату от палочки. Дело в том, что она держится на палочке с помощью клея и отделить ее будет не так уж просто. Пальчикам придется очень постараться.
  • «Прищепки». Цепляем разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцепляем их и бросаем в ту же банку. Прищепки выбирайте такие, которые очень легко раскрываются и имеют разный цвет.

«Пуговички». У всех в доме есть коробочка, в которой хранится множество пуговиц различной формы, цвета и размера. Дайте их малышу, пусть поиграет с ними как ему вздумается (просто перебирает, пересыпает  из одного пластикового стаканчика в другой, зажимает в кулачках и т.д).

Игры для развития подвижности челюсти, язычка, губ и щек 

(помогут ребенку в будущем правильно произносить сложные по артикуляции  звуки)

  • «Рожицы». Этим упражнением можно заняться во время утреннего умывания. Ребенку нравится корчить рожицы, стоя перед зеркалом. Пусть он, вытягивая губы трубочкой, произносит «О», «ВО», «МО». 1 -2  минут будет достаточно.
  • «Улыбка».  Попросите ребенка широко-широко улыбнуться перед зеркалом  или просто Вам. При этом можно произносить  долгий звук Ы.
  • «Кусачки». Ребенку дают мягкий кусок хлеба или твердое печенье и просят быстро покусать зубами, а затем губами.
  •  «Воздушный поцелуй!». Ребенок прикладывает ладошку к губам, пытается ее поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т.д. Для того, чтобы губы лучше складывались в трубочку, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперед.
  • «Хомячок». Ребенок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьет по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину.
  •  «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язычок и щеки с внутренней стороны (без сильного надавливания).
  • «Облизывание тарелок». Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, медом, сгущенным молоком или другим не противопоказанным ребенку продуктом. Берем тарелку двумя руками и начинаем ее облизывать широким высунутым языком, приговаривая при этом: «Ааах!», «Ааа!».
  • «Ах, как вкусно!». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба или печенья, сухарей, сахара или леденцов. Затем облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая при этом медленно приговаривать: «Аах!», «Ах, как вкусно!».
  • «Вкусное варенье». Намазываем ребенку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо же намазываем вареньем только верхнюю, или только нижнюю губу. Если с этими упражнениям ребенок справляется с трудом, просим просто высунуть кончик язычка между губами, тем самым слизывая варенье.

«Пьем из трубочки». Очень полезным для развития подвижности губ, умения вытягивать их в трубочку является то, когда Вы даете малышу пить любую жидкость (сок, компот, воду и пр.) из трубочки. Пить через трубочку можно кефир и йогурт (чем гуще жидкость, тем труднее ее «протянуть» через трубочку).  

Для извлечения любого звука необходим определенной силы и направленности выдох. Часто неправильно направленная воздушная струя или слабое речевое дыхание являются причиной дефектного произношения тех или иных звуков (особенно шипящих: Ш,Ж,Ч,Щ и свистящих: С, З,Ц).

Для тренировки речевого выдоха существуют следующие игры и упражнения.

  • «Свистульки». Для извлечения звука из свистульки достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.
  • «Мыльные пузыри». Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.
  • «Свечи».  Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.  А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние. Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой!
  • «Вата или пенопласт». Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании— дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше. А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дуть на лодочку так сильно, чтобы она поплыла.

Упражнения, помогающие начать разговаривать неговорящим детям.

  • «Разговор с самим собой». Когда малыш находится недалеко от вас, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями — доступными восприятию малыша.  «Я вижу книжку», «Книжка на полке», «Книжка про Машу».
  • «Параллельный разговор». Взрослый описывает все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт их использовать самостоятельно.

«Провокация» (искусственное непонимание ребёнка). Взрослый  не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Если ребёнок тянется за игрушкой, то взрослый умышленно даёт ему другую игрушку и говорит: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку? » В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *