Интегративные экологические курсы Научно-образовательного центра МБОУ СОШ №12 г. Челябинска

Шишкоедова Ольга Сергеевна,
Заведующая Научно-образовательным центром школы №12 г. Челябинска
Аспирант ОмГПУ, г. Омск.

Научно-образовательный центр (НОЦ) школы №12 г. Челябинска организован осенью 2011 года для реализации программ дополнительного образования и научно-исследовательской деятельности.
В настоящее время на базе НОЦ МБОУ СОШ №12 г. Челябинска ведутся программы по естественнонаучному, гуманитарному и эстетическому профилям по направлениям:
- историческое (археология, этнография)
- биологическое (экология, зоология, гидробиология)
- эстетическое (хореография, мультипликация)
- декоративно-прикладное (традиционные виды ремесел, современное творчество)
- краеведческое (туризм, народоведение, музееведение).
Важнейшей отличительной чертой нашего центра является то, что он функционирует не как отдельные кружки и секции, а представляет собой целостное пространство, дающее обширные возможности для всестороннего развития личности учеников. Важнейшим из звеньев, соединяющих все направления работы НОЦа, является экологическое образование. Чтобы заинтересовать современных детей экологией как наукой, а также смежными дисциплинами, уже не достаточно проектора, презентации и микроскопа. Благодаря совместному творчеству педагогов Научно-образовательного центра гармонично объединены, казалось бы, не сочетаемые темы и приемы. Результат находит свое отражение в различных конкурсах, требующих от участников умения находить нестандартные решения.
Так, например, благодаря содружеству биологического кружка и школьной фотостудии, ребята, увлеченные изучением природы, совершенствуют свои умения пользоваться фототехникой, что помогает им иллюстрировать свои научные работы и презентации собственными качественными снимками животных и растений, а также участвовать в различных фотоконкурсах экологической направленности. Материальная база лаборатории биологии включает в себя портативные цифровые микроскопы, подключаемые к компьютерам, а также микроскоп профессионального класса с 12мегапиксельной камерой, что расширяет круг тем для выполнения научно-исследовательских работ и повышает их качество.
Стремительно развивается в школе №12 и такое модное, новое направление, как детская мультипликация. Не найдется, наверное, ни одного человека, который бы в детстве не мечтал придумать и снять собственный мультфильм – это становится возможным не только в школьной студии мультипликации, но и в коллективе юных биологов, для чего разработана программа «Мультинаука». Основные понятия и законы биологии и экологии закладываются и прочно закрепляются в ходе работы над мультфильмами типа «Прорастание зернышка», «Путешествие муравья», а педагог получает моментальную обратную связь о том, что не понято детьми. В результате занятие протекает интересно и творчески, а итогом занятия является небольшой мультфильм, который можно впоследствии использовать и в учебных целях.
Еще одно современное направление, очень любимое детьми разных возрастов, это Sand-art (рисование песком). Отличительная черта Sand-art заключается в том, что рисунки, созданные в этой технике, легко трансформируются один в другой, что значительно облегчает объяснение многих биологических процессов, которые нужно рассматривать в динамике. Благодаря наличию шести песочных столов с подсветкой, оснащенных цифровыми камерами, изображения с которых проецируются на экран и записываются, это искусство становится актуальным в экологическом образовании, ведь такие занятия способствуют правильному формированию новых знаний и закреплению пройденного материала в яркой, необычной, художественной форме.
Гораздо более статичны, а поэтому и тщательны произведения керамической мастерской, в которой дети лепят анатомически достоверных или наоборот, фантастических животных, для которых прорабатывают не только облик, но и возможные модели поведения и образа жизни.
Под многозначительным названием «Компьютерные технологии в образовании» сейчас, неприлично понимать презентации, сделанные в Power Point со скачанными из интернета или в лучшем случае полученные на примитивных устройствах собственными изображениями. Уже третий год в календарном планировании, по которому работает детский экологический коллектив НОЦа, есть раздел «На стыке наук: применение достижений химии, информатики, математики и других дисциплин в биологии». В частности, дети изучают графические компьютерные программы – Adobe Photoshop и Corel Draw. И это – не просто знания для расширения кругозора учащихся. Это те навыки, которые ребята незамедлительно применяют при оформлении своих научных работ: нестандартное оформление презентации, иллюстрация полученных данных собственными нарисованными картами и планами. К примеру, это продолжающаяся уже третий год работы о зимовке рукокрылых в искусственных сооружениях, или о распределении в зимний период чешуекрылых в подвальном помещении школы.
Тема вторичной переработки отходов, считающаяся актуальной, нашла свое отражение в работе кружка по декоративно-прикладному искусству.
Для того, чтобы успешно выступать на многих конкурсах экологической направленности, от ребенка требуются не только знания основ экологии. Речь идет о различных творческих конкурсах агитбригад, в которых приветствуются разнообразные детские таланты. Готовиться к таким мероприятиям экологам помогает образцовый хореографический коллектив «Непоседы», существующий в школе уже более четверти века.
Конечно, разносторонний творческий коллектив преподавателей Научно-образовательного центра все-таки не может охватить весь объем экологических знаний. Поэтому мы сотрудничаем со специалистами, способными расширить кругозор и преподавателей, и их учеников. Мы систематически проводим мастер-классы и семинары, посвященные, например, таким интересным темам, как «Историческая экология», «Экологические катастрофы» и др.
В школе №12, единственной в Челябинске, реализуется оздоровительно-образовательный проект для учащихся 1-11 классов школы №12 многопредметная "Лесная школа". Более 200 участников выезжают на территорию загородного оздоровительного комплекса в Сосновском районе Челябинской области, где принимают участие в насыщенной программе, предусматривающей спортивные, творческие и интеллектуальные мероприятия. От Научно-образовательного центра проводятся зоологические, ботанические экскурсии по Ужовскому бору, экологическое обследование реки Зюзелга, мастер-классы по ткачеству, гончарству, обработке камня, фотосессии, занятия по туризму. В период 1997-2001 годов у 12 школы уже существовала традиция Большого экологического практикума, во время которого до 500 учащихся 5-8 классов вывозились в палаточный лагерь в районе Кременкульских карьеров, где обучались в 6 лабораториях - гидробиологии (описание водоема, оценка состояния водной экосистемы по водным беспозвоночным), радиомониторингу (дозиметрия, интерполяционная съемка и картография, нахождение источника излучения), почвоведение (закладка и описание почвенных разрезов), геоботаника (геоботаническое описание леса, оценка состояния наземной экосистемы по растениям-индикаторам), лихеноиндикация (оценка состояния по лишайникам), ориентирование на местности (полярная съемка, хождение по азимуту, спортивное ориентирование, картография). В несколько измененной форме (другие направления, иной формат) экологические практикумы проводятся и теперь.
В последние годы в России, вслед за Западом, начали активно разрабатываться и популяризироваться различные настольные игры. Яркие, красочные, с нестандартными правилами и сюжетами, они постепенно становятся все более массовыми. Мы не могли обойти вниманием те из них, которые связаны с экологией. Благодаря экологическим играм учащиеся не только получают знания из области биологии и экологии, но и происходит формирование целостного экологического мышления и обучение решению проблем, связанных с окружающей средой, альтернативными способами. Для популяризации экологических настольных игр проводятся игротеки как внутри коллективов НОЦа, так и на выездах в детские лагеря, при проведении экскурсий и т.д.
Знакомство с миром живой природы невозможно осуществлять только в стенах школы, изучая препараты и гербарий. Поэтому, объединив усилия коллективов биологической и туристической направленности, при поддержке МАУ ДОД ЦДЮТиЭ «Космос» систематически проводятся как однодневные выезды учащихся, так и многодневные походы в различные части региона. Для охвата еще большего количества учащихся с июня 2014 года планируется организация экологической смены для наших школьников на базе летнего лагеря ЦДЮТиЭ «Космос» на озере Тургояк.
Приблизить к учащимся мир природы призван еще один реализующийся проект. С 2011 года во внутреннем дворике школы началось создание учебно-опытного участка «Патио», как универсальной площадки для занятий объединений НОЦа. Для этого пришлось снять асфальтовое покрытие на площади более тысячи квадратных метров и завезти 170 тонн чернозема. Сейчас «Патио» - это несколько смоделированных фрагментов природных зон Челябинской области, пруд с коллекцией водных растений, несколько альпийских горок, декоративные деревья и кустарники, а также оборудованная универсальная площадка для занятий традиционными ремеслами (гончарным, ткацким и камнеобрабатывающим делом), к созданию и развитию чего приложили усилия все коллективы НОЦ.
Важным направлением работы Научно-образовательного центра является музейная и фондовая работа, организованная в Музейный комплекс. Упор при создании экспозиций делается на их интерактивность – большая часть предметов пригодна и доступна для их использования учащимися или руководителем, и репрезентативность. Музейный комплекс Научно-образовательного центра привлекает внимание ребят как из других школ и детских садов Челябинска, так и детских учреждений, находящихся в различных районах Челябинской области. Преподаватели НОЦа проводят бесплатные экскурсии и тематические мастер-классы для детей всех возрастов.
В настоящее время в Музейном комплексе находятся на временном хранении предметы, найденные в результате раскопок на острове Веры (озеро Тургояк), Зюраткульском Геоглифе и поселении эпохи бронзы Архангельский Прииск. Многолетнее сотрудничество с администрацией Чесменского района делает возможным систематические выезды детей нашей школы на археологические раскопки, а также в лагерь «Звездный», находящийся рядом с памятником природы Черный бор в качестве преподавателей. Тем, чему ребята научились за учебный год, они с удовольствием делятся с чесменцами при проведении мастер-классов и семинаров в лагере «Звездный».
Взаимодействие коллективов, тесно связанных экологией между собой, и сторонними организациями, делает занятия дополнительного образования школы №12 содержательными, интересными, современными и полезными. Подтверждение тому - что во многие объединения Научно-образовательного центра открыт городской набор, которым пользуются учащиеся со всех районов города. Для нас это признак того, что центр выбрал правильный путь своего развития.  

.