Как развивать ребенка в 9 месяцев: игры, занятия, игрушки, ладушки
9-месячный ребенок становится более самостоятельным. Он ярче реагирует на внешний мир, начинает проявлять себя, как социальный “элемент” – личность. В этот период с ним можно и нужно играть, ведь в интересной игре он будет приобретать новые навыки.
Развивающие игры очень важны для маленького ребенка, через них он познает окружающий мир – попробуйте его занять. В общении с вами он проявит свои социальные, интеллектуальные и сенсорно-двигательные возможности.
В 9 месяцев родители могут заметить признаки формирования личности малыша. В числе прочего, он начинает ярко проявлять свои эмоцииДостижения ребенка к 9 месяцам
Из сенсорно-двигательных (сенсорно-моторных) возможностей можно отметить следующие:
- ребенок хлопает в ладоши;
- он берет большие предметы двумя руками, приближает их и рассматривает;
- маленькие предметы он берет одной рукой;
- он манипулирует сразу двумя игрушками;
- он ползает и может изменить направление на 180 градусов;
- встает на ножки с помощью взрослого.
Эти навыки можно имитировать у куклы. Возьмите куклу, покажите малышу, как она встает на ноги, ходит, кушает, ложится спать. Все действия могут сопровождаться рассказом о том, что именно делает кукла – это будет равно интересно как девочке, так и мальчику. Будет очень хорошо, если малыш постарается взять куклу и поиграть с ней сам.
Интеллектуальные способности малыша должны включать в себя следующие действия:
- ребенок помнит, во что вы играли с ним вчера;
- действия с обычным повторением одних и тех же ситуаций ему не интересны;
- он может пугаться открытого пространства и подъема на высоту;
- с ним можно играть в несложные прятки и в «Большой, маленький»;
- малыш может повторять слова из двух слогов;
- он вас понимает, то есть имеет пассивный словарный запас;
- он делает попытки что-то вам объяснить с помощью жестов, к примеру, когда не хочет кушать, отворачивает голову;
- малыш реагирует на ваши просьбы и пытается их выполнить.
Из вышесказанного понятно, что способности ребенка в 9 – 10 месяцев касаются общения со своими родителями и начала использования речевого аппарата.
Чтобы малыш заговорил правильно, не используйте уменьшительных производных от слов, не коверкайте свою речь. Говорите четко и разборчиво, делая между словами паузы. Контролируйте свою мимику, старайтесь не делать ненужных жестов – это трудно, но вашему малышу это нужно.
Развивающие игры
Существует определенный набор игр, который поможет вам стимулировать развитие малыша. Но вы должны с ним заниматься терпеливо каждый день.
Купите малышу игрушки, снабженные различными кнопками, ручками, колесиками. Покажите, как можно нажимать на кнопки и поворачивать ручки, крутить колесики. Дайте ребенку старый телефон с кнопками. Чем больше фантазии придется проявить ребенку, тем лучше.
Манипуляции с предметами
«Волшебное ведерко». Завяжите на нескольких игрушках ленточки, опустите их в ведерко, затем за ленточки выньте их по очереди из ведерка. Когда все игрушки будут вынуты, покажите ребенку пустое ведерко, скажите: «Ничего нет. Пусто», – и разведите руками. Пусть ребенок повторит ваши действия.
«Собираем тарелочки». Сложите в стопку пластмассовые тарелочки, поставьте их рядом с ребенком. Затем по одной штуке снимайте тарелочки и откладывайте в сторону, снова соберите в стопку.
«Пирамидка». Купите малышу пластмассовую или деревянную пирамидку. Покажите, как можно снимать с палочки колесики и снова их надевать. Свои действия сопровождайте словами «большое, маленькое, красное, синее».
Манипуляции с игровыми и бытовыми предметами – важный аспект развития малыша и его навыковРазвитие интеллекта ребенка
9-месячному ребенку надо развить речевой аппарат. Для этого делайте простейшие упражнения с языком. Вот список упражнений:
- поцокайте, как лошадка;
- почмокайте, как при поцелуе;
- сделайте «балаболку» языком по верхней губе – при этом должны издаваться звуки «бл, бл, бл»;
- надуйте щеки и стукните по ним пальцами, чтобы «пузырь лопнул».
Научите малыша произносить слоги. Для этого, поднимая малыша и опуская его вниз, произносите «прыг-скок», опуская на пол – «бух», качая его вправо-влево – «тик-так, тик-так», подбрасывая его коленками – «но, но, но», останавливаясь – «тпру». Можно и просто произносить слоги «да, да, да», «ма, ма, ма» и так далее. Произносите слоги с паузами. Ребенок станет за вами повторять.
Постарайтесь научить малыша отличать родню друг от друга. Говорите ему: «Это баба, это папа, это мама». Поищите с ним игрушки. Положите перед ним 3 игрушки и спросите: «Где мишка? Где мячик? Где Ляля?» Поиграйте с ребенком в «Ку-ку», «Догоню», «Идет коза рогатая». Это прекрасные развивающие игры для маленьких детей 9 месяцев, которые им весьма полезны.
Усвоение причинно-следственных связей
Чтобы привлечь внимание малыша, надо совершить внезапное действие. Например, уберите игрушку за спину и, доставая ее из-за спины, скажите: «Вот мишка», а убирая обратно, скажите: «Нету мишки». Повторяя процедуру с различными игрушками, вы добьетесь, что ребенок запомнит их названия. Повесьте на стену яркие картинки с разными животными и предметами. Поднесите ребенка к стене, погладьте картинку с кошечкой, скажите: «Хорошая киса», свободной рукой поднесите к картинке хлеб, скажите: «Кушай, киса» и так далее. Ребенок будет учиться понимать соответствие нарисованных животных с настоящими, а усилить эффект можно, показав ему кису на улице.
Помочь ребенку выявить причинно-следственные связи происходящего можно путем слуховых ассоциаций. Для этого развесьте около дверей квартиры колокольчики с разным звучанием. Возьмите малыша на руки и походите по квартире – при открывании каждой двери будут звенеть разные колокольчики. Ребенок будет понимать, когда вы вошли в кухню, а когда в ванную.
Поиграйте с малышом в «Ладушки», напевая: «Ладушки, ладушки, где жили? У бабушки». Это занятие прекрасно развивает координацию движений. Если вы не знаете правила какой-либо игры, можно найти и посмотреть о ней видео или фото.
Игрушки для 9-10-месячного ребенка
Вот эти игры для досуга с ребенком 9 месяцев надо купить:
- Ксилофон, игрушечное пианино, барабан и другие музыкальные инструменты.
- Пирамидки и другие игрушки, подразумевающие вставку одних частей в другие.
- Конструкторы для самых маленьких и кубики.
- Книжки с красочными, яркими картинками.
В этот период ребенок активно ползает (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев мальчики начинают ползать?). Мама выпускает его на чисто вымытые полы.
Подумайте о том, что в зоне досягаемости ребенка можно разместить предметы для его развлечения. Поставьте внизу пустые полочки, положите туда красивые детские книжки, кубики, пластмассовые баночки и миски, мячики, игрушки, которые ему нужны.
Особенно удобно сделать такое место в кухне, чтобы малыш имел занятие, пока мама готовит обед. Все острые и режущие предметы уберите наверх, тогда ребенок не сможет пораниться, дополнительно закройте электрические розетки защитными крышечками.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский считает, что в поведении 9-месячного малыша происходит некоторый прорыв – ребенок становится умелым и энергичным, он явно выражает свои индивидуальные пристрастия. Что-то ему нравится, а что-то – нет, он умнеет. Если вы под его свитерок засунете мелкую игрушку, он тут же отвернет край свитерка и ее достанет, можно придумать и другие подобные ситуации.
Если ваш малыш чего-то не умеет, что делать (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в 5 месяцев?)? Не стоит отчаиваться – это ни о чем не говорит. Он научится всему, чему положено, немного позднее. Способные в будущем дети могут до трех лет не разговаривать и не проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как приучить к горшку ребенка в 9 месяцев?). Игры, предлагаемые ребенку в этот период, он освоит чуть позже – возможно, это произойдет в 10 или 12 месяцев. Уделяйте время своему малышу, не жалейте сил, а он в ответ будет радовать вас все новыми навыками.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
гимнастика для 9-месячного малыша и другие развивашки
Содержание статьи
Прошло 9 месяцев с момента рождения малыша. За это время он изменился до неузнаваемости, и не только внешне. Кроха все больше приближается к моменту, когда ему будут подвластны главные для человека навыки: ходьба и речь. Поэтому сейчас родителям важно помочь ребенку усовершенствовать необходимые для этого способности. Как нужно развивать ребенка в возрасте 9 месяцев, чтобы этого достичь?
Основные навыки месяца
Чтобы правильно развивать ребенка в 9 месяцев, необходимо отталкиваться от того, что он уже умеет.
Багаж навыков у малыша в этом возрасте достаточно внушительный.
- Ребенок много и достаточно быстро передвигается во всех направлениях на четвереньках.
- С легкостью поднимается по опоре и передвигается вдоль нее приставными шажками.
- Может менять положение тела (перевернуться, сесть, лечь), научился садиться из положения стоя (не плюхаться на попу, как было раньше).
- У некоторых малышей уже получается отпускать опору и стоять самостоятельно.
- Прекрасно манипулирует предметами согласно их предназначению (крутит, открывает, нажимает, дергает, катает, стучит).
- Пританцовывает под веселую музыку, топая ножками и прихлопывая в ладошки.
- Выполняет многие просьбы родителей, в том числе – повторить ранее выученное действие.
- Знает части своего лица, может показать их на лице взрослого.
- Понимает, что предмет существует, даже если его не видно. Помнит, где лежит какая-то вещь, ищет там (телефон мамы – в сумочке, молоток папы — в ящике с инструментами).
- Лепет ребенка яркий и активный. Он научился удваивать слоги. У многих деток сейчас появляются первые простые слова (дай, на, там, мама, папа, баба).
- Малыш научился хитрить, пытается манипулировать мамой.
Чему научить девятимесячного кроху?
Сейчас ребенок учится понимать предназначение вещей и предметов, наблюдая за взрослыми и подражая им. Этим нужно воспользоваться, чтобы научить малыша важным для него вещам. Прежде всего – тем, которые соответствуют возрасту, но малышу пока не удаются (переступать ножками, садиться).
Кроме того, для развития ребенка сейчас полезно учить его:
- основным цветам;
- названиям частей тела;
- сортировке предметов по размерам и цветам;
- пересыпанию крупы из одной емкости в другую с помощью ложки или совочка;
- рисованию пальчиковыми красками;
- умению комкать и рвать бумагу;
- переливать воду из большей емкости в меньшую, зачерпывая ее ложкой, ковшиком, чашкой;
- пользоваться ложкой, кружкой, зубной щеткой, мочалкой, салфеткой, полотенцем;
- умываться;
- надевать и снимать носочки, обувь, шапочку.
Не стоит думать, что у крохи все это непременно должно получиться легко и быстро. Обучение может занять довольно много времени, но за этот период малыш разовьет координацию движений, моторику, станет более ловким и самостоятельным. А ведь впереди у него – кризис первого года, характеризующийся внутренним конфликтом («я – самостоятельный, но ничего не умею, как взрослый»). Так что эти навыки помогут значительно уменьшить кризисные проявления.
Как развивать малыша в этом возрасте?
Руководствуясь все тем же предстоящим кризисом, важно развивать в ребенке ощущение себя в мире: учить отношениям в семье и в социуме вообще, совместным действиям со взрослыми, поведению в разных ситуациях, самообслуживанию. На самом деле все это обычно происходит в повседневной жизни, поэтому каких-то особых занятий с ребенком проводить для этого не нужно. Главное – подавать достойный пример. Ведь маленькая «обезьянка» будет снимать с родителей кальку в поведении, поступках, речи, быту.
Основной упор в развивающих занятиях делайте на движение. Малышу сложно быть усидчивым, долго сосредотачиваться на карточках или скучных для него пособиях. Поэтому интеллектуальные занятия должны кроху, во-первых, заинтересовать, а во-вторых, не переутомлять. То есть быть веселыми, короткими и чередоваться с двигательной активностью.
Развивающие игры для детей в 9 месяцев должны подбираться таким образом, чтобы стимулировать основные сферы развития:
- совершенствовать координацию;
- улучшать имеющиеся двигательные навыки и осваивать новые;
- помогать изучению свойств предметов;
- развивать мелкую моторику рук;
- пополнять пассивный лексический запас малыша;
- давать возможность познавать окружающий мир.
Чтобы развитие крохи было эффективным и безопасным, родителям необходимо следовать простым правилам.
- Обезопасьте пространство, убрав все, что может поранить малыша или быть проглочено. Закрепите, спрячьте все, что может стать причиной травмы.
- Не ограничивайте свободу ребенка манежем или кроваткой. Пусть двигается как можно больше.
- Запрещайте что-то лишь в крайнем случае. Постоянное «нельзя» быстро и надолго отбивает познавательный интерес.
- Следите за чистотой всего, что ребенок может потянуть в рот, не оставляйте его без присмотра там, где есть риск достать опасные предметы.
Совершенствуем двигательные навыки
Гимнастика для 9-месячного малыша не менее важна. Она должна включать упражнения, укрепляющие мышцы спины, рук, ног, тазобедренные суставы.
Кроме базовых упражнений, рекомендованных педиатрами, можно проводить следующие.
- Положите ребенка на спину, включите веселую ритмичную музыку. В такт музыке «топайте» ножками крохи по спинке дивана или стене. Постепенно дайте возможность ребенку топать по вертикальной поверхности без вашей помощи.
- Двигательные навыки и координацию развивает подражание движениям животных или птиц. Как топает мишка, как летает сорока, как ползает змейка? Кроме физического развития такие упражнения дают расширение кругозора и пассивного словаря, способствуют развитию речи, особенно если сопровождать такие подражания еще и голосовой имитацией звуков.
- Возьмите малыша за ножки в положении на животике так, чтобы он встал на ручки. Подталкивайте его вперед, чтобы он переступал ручками.
- Разложите на диване или кровати яркие игрушки, чтобы ребенок передвигался, стараясь их взять.
- Стимулируйте ползание. Для этого можно привлекать кроху спрятанными музыкальными игрушками или устроить догонялки с мамой.
- Посадите ребенка себе на колени и начинайте раскачивать его, постепенно ускоряя темп (лошадка скачет сначала медленно, потом все быстрее). Это развивает вестибулярный аппарат, чувство ритма, а также просто приводит кроху в восторг.
Стимулируйте ребенка к движению с помощью движущихся игрушек: каталки, которые нужно толкать вперед, и машинки, которые нужно катить, помогут крохе, играя, улучшать физическую форму.
Развиваемся весело
Ребенку в этом возрасте важно развиваться всесторонне. Для этого можно подобрать немало интересных занятий на развитие той или иной сферы.
Переверните любимую игрушку карапуза вверх ногами. Спросите у малыша, что не так, а затем предложите исправить ситуацию.
Спрячьте игрушку, оставив выглядывать какую-то ее часть. Пусть малыш найдет предмет и определит, что это.
Кроме того, развитию логического мышления способствуют собирание пирамидок, постройка башни из кубиков (учите его строить и разрушать), игры с сортером, матрешками, вкладышами.
- Ловкость и координация.
Здесь помогут яркие мячики. Ребенок может их перекатывать, толкать, бросать, пинать. На прогулке полезно учить малыша переступать через преграды (камешки, бугорки, палочки), забираться на ступеньки, пеньки, бордюры, слезать с них.
- Окружающий мир.
Знакомиться с ним можно как при помощи карточек или картинок в книжках, так и во время прогулок, изучая все, что кроха видит. Для этого полезны также игрушечные наборы животных, фруктов, овощей. Взрослые, используя их, могут разыгрывать перед ребенком небольшие сценки, демонстрирующие, что для чего нужно, кто что умеет делать. Сейчас полезно рассказывать малышу, что из каких частей состоит.
- Внимание и память.
Известная всем игра в «ку-ку» в этом возрасте может заметно усложниться. Мама прячется не под полотенцем, а каждый раз в новом месте, за новыми предметами. Малыш должен отыскать ее, исследуя пространство.
Речевые навыки
Для развития речи в этом возрасте все так же полезны простые пальчиковые игры, упражнения-звукоподражания (подражать можно любым звукам, главное, чтобы крохе это нравилось). Сейчас можно подключать к звукам их визуальное изображение: показывать предмет в жизни или на картинке.
Как и прежде, важна роль речевой среды вокруг ребенка. Говорить с ним нужно постоянно. Показывать новые звуки, комментировать все, что происходит вокруг него, рассказывать о свойствах предметов, их форме, цвете, пользе и т. д.
Чтение книжек, стишков, веселые песенки и медленные колыбельные – все это способствует развитию артикуляции, пассивного словаря, кругозора.
Отдельно стоит остановиться на играх, развивающих мелкую моторику рук. Это не только делает ребенка более ловким, но и стимулирует речевой центр мозга. Для этого можно использовать такие игры и развивашки.
- Доска-бизиборд. Ее можно купить или сделать самим. На такой доске помещают всевозможные предметы, которые можно дергать, крутить, открывать (кнопки, замки, щеколды, задвижки, баночки с крышками, застежки на пуговицы или молнию и т. д.).
- Развивающий кубик. Также можно изготовить самим. Это текстильная игрушка, на сторонах которой прикреплены всякие «трогалки», «нажималки», различные детали и предметы (молнии, кнопки, липучки, шнурки).
- Яркие коробки разного цвета для сортировки мелких предметов. Для начала можно взять 2 коробки, чтобы малыш рассортировал в них из общей кучи два вида предметов (например, лесные орехи и фасоль). Постепенно количество коробок и веществ для сортировки можно увеличивать.
- Тесто для лепки. Его можно просто месить в ручках или рвать на кусочки, что уже полезно. А можно раздавить в лепешку и вместе с крохой вдавливать в нее всякую мелочь (горошины, пуговки, бусины). Затем пусть ребенок выковырнет все это обратно. А можно взять формочки для печенья, чтобы выдавливать из лепешки разные фигурки.
- Пальчиковые краски. Они легко смываются и не вызывают аллергии. Рисовать можно на полу, на собственном теле, на бумаге, на кафеле в ванной… Пусть ребенок сам решает, какого цвета отпечатки и «каляки» он хочет оставлять. Такие занятия, помимо практической пользы, могут подарить карапузу массу положительных эмоций.
Конечно, это далеко не полный перечень возможных вариантов игр и занятий для развития крохи в этом возрасте. Подбирая их для своего ребенка, родители должны руководствоваться, прежде всего, его интересами и не навязывать то, что ему не нравится. В крайнем случае нужно заинтересовать малыша игрой. И, само собой, играть с ним во все подряд целый день – глупо и невозможно. Достаточно нескольких игр, которые будут усложняться по мере их освоения. Польза от них будет очевидна. Особенно если малыш уверен, что родители – его верные компаньоны, любящие помощники и друзья.
Как развивать ребенка в 9 месяцев и чему можно учить малыша
Все мамы и папы беспокоятся о том, чтобы их девятимесячный малыш развивался правильно. Для этого педиатры советуют с грудничком регулярно заниматься в условиях дома.
Важно совершенствовать кроху в разных направлениях. Родителям полезно знать, как развивать ребенка в 9 месяцев.
Чему можно научить малыша?
Девятимесячные дети уже многое умеют, отличаются активностью и любознательностью. Малыши становятся более самостоятельными. Большинство мальчиков и девочек уже умеет садиться, стоять и ходить у опоры, ползать.
Дети пытаются повторять услышанные звуки, ощупывать незнакомые предметы. У многих родителей возникает вопрос, чему учить ребенка в 9 месяцев. Все зависит от имеющихся способностей, навыков малыша, физического состояния.
Рекомендуется делать акцент на совершенствовании мелкой и крупной моторики, речи. Также стоит заняться развитием интеллектуальных способностей, логического мышления. Не нужно забывать об улучшении физического состояния ребенка. Полезно учить кроху одевать и снимать одежду, пользоваться столовыми приборами.
Специалисты советуют тем родителям, которые не знают, как развивать ребенка, приобрести для него или сделать своими руками бизиборд. Это доска, на которой зафиксированы различные детали (замочки, розетки, игрушечные столовые приборы, фигурки животных, счеты, кнопки и т.п). Изучая элементы этого предмета, ребенок будет совершенствовать имеющиеся и овладевать новыми навыками, расширять кругозор.
Все занятия педиатры и психологи рекомендуют проводить в игровой форме. Тогда грудничку будет интересно и проще овладевать новыми способностями.Занятия для мелкой моторики
Вопрос, как развивать ребенка в 9 месяцев, является актуальным для многих родителей. Особенно часто новоиспеченные мамы интересуются тем, как проводить тренировку мелкой моторики.
Популярны пальчиковые игры. Это могут быть «Ладушки», «Сорока-ворона». Хорошо совершенствует мелкую моторику массаж пальцев. Его следует выполнять ежедневно. Рекомендуемые техники мануального воздействия: поглаживание, растирание, разминание.
Эффективные занятия для улучшения точности движений пальцев малыша девятимесячного возраста приведены ниже:
- «собери орешки». Хорошо развивает координацию, моторику, социальные навыки, зрение, сенсорное восприятие. Для занятия потребуется коробка и грецкие орехи. Надо рассыпать перед ребенком около 10 штук орехов. Предложить малышу помочь собрать их в коробку;
- «счеты». Показать крохе, как можно весело перегонять костяшки счетов с одной стороны в другую поодиночке, несколько подряд, все сразу;
- рисование пальчиковыми красками;
- рвание газеты, листов цветной бумаги;
- «ведерко с песком». Показать ребенку, как при помощи совка либо ложки наполнять ведерко песком либо крупой;
- «пирамидка». Следует вместе с ребенком нанизывать и снимать со стержня кольца. Это хорошо развивает координацию.
Данные занятия повышают точность движений, а также благотворно влияют на становление речи.
Как развивать речевые навыки?
У детей девятимесячного возраста интенсивно развивается речь. Лепет некоторых малышей становится более осознанным. Увидев маму или бабушку, кроха начинает говорить «ма-ма, ма-ма» или «ба-ба, ба-ба». Конечно, это касается тех детей, с которыми родители активно занимаются.
Нужно стимулировать ребенка лепетать. Маме рекомендуется много общаться с крохой, используя в своей речи простые слова. Полезно чаще употреблять «мама», «папа», «баба».Пополнять пассивный словарный запас следует такими методами:
- показывать картинки с изображениями явлений природы, овощей, фруктов, животных, проговаривая, что на них нарисовано;
- читать крохе сказки, стишки, петь детские песни;
- все свои действия, совершаемые относительно ребенка, маме с папой надо комментировать. Желательно, чтобы речь была эмоционально окрашенной.
Физические упражнения
Комаровский советует стимулировать кроху ползать. По мнению известного педиатра, во время такой физической активности в работу включаются все мышцы тела. Это ускоряет наступление того момента, когда ребенок начнет самостоятельно ходить.
Также полезны следующие физические упражнения:
- подъем ног из положения лежа на спине;
- присаживание. Положить кроху на спину. Взять за кисти рук и аккуратно потянуть на себя, придавая его туловищу вертикальное положение;
- круговые вращения руками. Протянуть ребенку большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Развести верхние конечности в стороны и начать совершать круговые движения;
- переворот со спины на живот. Дети в 9 месяцев должны уже выполнять это упражнение самостоятельно по просьбе родителей;
- наклоны туловища с прямыми руками. Грудничка следует поставить себе на колени, придерживая за живот и голень. Стимулировать малыша наклониться вперед, положив перед ним яркий предмет.
Игры для улучшения мозговой деятельности
Важно стимулировать интеллектуальное развитие девятимесячного крохи. Полезно тренировать память, повышать концентрацию внимания, улучшать логическое мышление.
Рекомендованы такие игры:
- «плохо спряталась». Накрыть игрушку одеялом, оставив на виду у ребенка одну ее часть. Предложить малышу найти предмет;
- «кто где?». Грудничку надо показать две хорошо знакомые ему игрушки и одну новую, назвав ее. Попросить малыша указать на те предметы, которые ему знакомы. Затем нужно его спросить, какая из игрушек новая. Если ребенок справился с задачей, тогда стоит переставить предметы местами и повторить;
- «перевертыши». Знакомые для малыша игрушки перевернуть вверх ногами. Взять один из предметов и поставить его в нужное положение. Предложить ребенку повторить то же самое с остальными игрушками.
Стоит ли смотреть развивающие мультики?
Многие молодые мамы начинают показывать детям мультики уже с 6-9 месяцев. В интернете можно найти множество мультфильмов, доступных для просмотра в режиме онлайн.
В описании к ним указывают, что они подходят для новорожденных и грудничков, но специалисты предупреждают, что просмотр телевизора в таком раннем возрасте еще не рекомендован.- нарушение формирования речи;
- появление проблем психологического характера;
- утрата интереса к просмотру картинок в книгах;
- нервное перенапряжение, появление проблем со сном, капризности, плаксивости;
- ухудшение качества зрения.
Видео по теме
Как развивать ребенка в 9-10 месяцев:
Таким образом, родители должны помогать ребенку развиваться. Делать это нужно в виде игры. Стоит акцентировать внимание на совершенствовании мелкой моторики и речи, логического мышления. Для улучшения физического состояния полезно выполнять комплекс упражнений, стимулировать кроху ползать.
oschuschenie-polzaniya-vnutri-tela — запись пользователя Александра (alex-baby1year) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Игры
Как я и обещала, для Ирина, Наталья и Valentina пишу подробней о детках 9-10 месяцев и занятиях с ними.
(В продолжение вот этого разговора о том, как играть с ребенком 9 месяцев: http://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/1670771)
9 месяц
Задачи 9 месяца:
ползать по-пластунски и на четвереньках, намеренно бросать предметы, отличать содержимое от сосуда, изучать третье измерение – глубину.
Развивающие занятия:
- Ложиться на пол рядом с малышом и давать ему поползать по вам.
- Откладывать игрушки чуть дальше и не торопиться подавать, но подбадривать, чтоб ребёнок сам добирался до них
- Укладывать ребёнка на слегка наклонную поверхность головкой вниз – вниз ему будет легче ползти.
- Бросание предметов + стимуляция ползания: бросать мячики и догонять их
- Для освоение понятия глубины играем во „входит и выходит“: кладём предметы в ёмкости и вынимаем из них (кубики в ведёрко, ложку в стакан, крышечки в коробочку).
- Дать ведерки (пластиковые стаканчики) разного размера: ребенок будет ощупывать их изнутри, сначала пальчиком, потом засовывать всю ручку внутрь, складывать друг в друга, превращая много предметов в один, и снова разбирать.
- Дать коробки большего размера, можно вырезать отверстия (чтоб в них свободно проходила ручка) и показать, как в отверстии исчезает предмет. Ребенок не сразу решится сунуть руку в отверстие и искать там, не видя, чтоб происходит с рукой. Но когда это произойдет, это будет колоссальным прорывом в сознании: управлять движениями руки, не видя ее, без контроля зрения – это очень сложно. Так развивается „чувство собственного тела“, которое подсказывает нам, в каком положении находится наше тело. Эта способность очень понадобится ребенку при ходьбе: переставляя ножку, он не будет каждый раз смотреть на нее. Корректируя свои движения, он сможет ориентироваться на ощущения, исходящие от стопы и ноги.
- Засовывание разных предметов в разные отверстия для знакомства с понятием размера и формы. Форма – сложная вещь, ею (например, с помощью сортера) можно заняться и позже, а вот с размером можно играть и в 9 месяцев. Например, засовывая разные предметы в одно круглое отверстие.
- Опустошать и заполнять снова: вынимание различных предметов из сумок, коробок, пакетов, и запихивание их обратно развивает общую и тонкую моторику, тренирует усидчивость и выносливость. Уже сейчас можно выделить на кухне нижний ящик и наполнить его настоящими, но безопасными для ребенка предметами (типа пластиковых коробок)
- Тренировка кистей рук: подавать ребенку длинные предметы (деревянную ложку с длинной ручкой) то вертикально, то горизонтально. Ребенок будет подстраивать ручку под положение предмета, поворачивая запястье.
- Можно начинать пальчиковые игры.
Пальчиковая игра – это короткий стишок, действие которого иллюстрируется движениями пальцев и ладоней. Цель его – повторение ребёнком слов и действий взрослого.
Самые простые пальчиковые игры - „Идёт коза рогатая“ и „Ладушки“.
- Прячем от ребенка предметы и людей! Не только игрушки накрываем платком, но и детку, и сами накрываемся. И каждый раз громко ищем („Где же наша девочка? Вы не видели Катю?!“) - и бурно находим ("Ах, вот где мой малыш!"), и вместе радуемся.
- Любые виды кубиков (маленькие, большие, мягкие, деревянные, звучащие, строительные, из сортеров): вынимать, бросать, складывать рядом, друг на друга, сваливать в кучу, разбрасывать по комнате, прятать, искать, сравнивать
- Можно начинать разбирать пирамидки
10 месяц
Задачи 10 месяца:
ползать на четвереньках, пинцетный захват, исследование мелких деталей, целенаправленное общение
Развивающие занятия:
- Организовывать препятствия для ребёнка из мебели, подушек, чтоб он обползал из или проползал между ними – эдакий слалом.. Если малыш опасается ползти, зайдите с другой стороны и поговорите с ним, позовите к себе. Это тренирует ориентировку в пространстве, ребенок знакомится с габаритами своего тела, учится удерживать равновесие, поворачивая.
- Пробираться под препятствиями - ребенок учится пригибать (втягивать) голову. Лучше поначалу сделать „мягкую крышу“ из картона или ткани – например, положив полотенце на сиденья двух стульев – чтоб малыш не испугался, если заденет головкой.
- Полезно балансировать, учиться удерживать равновесие, ползая по разным поверхностям: по сложенной гладильной доске, лежащей на полу; по не туго надутому надувному матрацу.
- Ползание по наклонной поверхности вверх – отличная тренировка мышц. Если угол достаточно велик (например, горка на детской площадке), это превращается в тренировку ходьбы: по мере увеличения крутизны, ребенок начинает ставить ножки не на колено, а на стопу! И карабкается дальше, опираясь на стопы и ладони. Ножки по ходу выпрямляются в коленях все больше. В идеале, добравшись до верха, ребенок усаживается.
- Пора учиться сползать ножками вперед: когда ребенок подползает к краю, сказать: „Стоп!“ - придержать его и и усадить. Сказать: „Повернуться“ - и повернуть его ножками к краю, и помочь сползти.
- Гоняйтесь за ребёнком на четвереньках, пусть он от вас убегает. Потом убегайте от него сами. В первую неделю, когда моя дочка поползла, у меня все колени были в синяках, зато смеху было! :)
- Барабанить, колотить предметами друг о друга
- Первые музыкальные инструменты
- Строить башенки из кубиков (время учиться создавать)
- Везде называть основные цвета
- Тренировка мелкой моторики и координации движений рук: класть мелкие предметы (макароны) в бутылку, рвать бумагу, перебирать крупу
- Ориентировка в пространстве и тренировка слуха: включать музыкальную игрушку, прятать ее и спрашивать у ребенка: „Откуда этот звук?“ - и вместе искать.
Целенаправленное бщение:
- Брать, давать, меняться предметами
- Говорить с ребенком на расстоянии, окликать его по имени, привлекать внимание исключительно звуком своего голоса
- Учить выполнять простые указания („нет“, „смотри“, „пойдем“)
- Учиться хлопать в ладоши и делать простые жесты: „привет“, „пока“
- Показывать и называть, а потом просить ребенка показать части лица („Вот у мамы нос! Где у мамы нос? А где у Маши нос? Вот где у Маши нос!“
- Разглядывать себя вместе с ребенком в зеркале, называть части лица, цвета, действия ("Нет, бить нельзя! Надо гладить, вот так - гла-адить...", "Максим сам расчесывает волосы!"), хвалить ребенка.
Девочки, это то, что вы ожидали? Пишите вопросы обязательно, если есть.
Надежда, я готовлю пост про 8 месяцев! :)
Уроки для крохи: развивающие занятия с ребенком 9 месяцев — Статьи — 7 месяцев — 12 месяцев
Фото: Legion Media.Ru
Игре время, развитию час
Одной из наиболее характерных особенностей ребенка от 9 месяцев до 1 года является его подвижность. Он переворачивается с живота на спину и на бок, чтобы рассмотреть заинтересовавший его предмет. Малыш способен садиться, ползать, некоторые дети даже начинают ходить в этом возрасте. Ребенок активно интересуется окружающим миром, и именно родители становятся основным источником знаний. В качестве первых развивающих уроков можно рассказать малышу о форме, цвете, соответствии размеров и т.д.
Для того, чтобы ребенок развивался интенсивнее, ему нужно помогать. С помощью развивающих игр можно подготовить почву для плодотворного познания, стимулировать работу мозга, запустить механизм развития логического мышления, воображения, фантазии, памяти.
В 9 месяцев малыш, как правило, уже лепечет первые слова. Чтобы речевые функции формировались активнее, нужно предлагать ребенку игры для развития моторики: рисование с помощью пальчиковых красок, игры «в ладушки» с использованием речевок и песенок.
Методики раннего развития детей
Некоторые мамы, едва малышу исполнится 9 месяцев, спешат отдать его в детский развивающий центр. Вопрос целесообразности раннего развития – довольно дискуссионный. В этом возрасте важно дать не максимальный охват энциклопедических сведений, а привить интерес к познанию, развить любознательность.
Эксперты считают, что с этой задачей вполне может справиться мама и папа. Более того, пожалуй, никто лучше них этого не сделает, так как только родители в глазах малышей имеют авторитет. А посещение развивающего центра в столь юном возрасте сопряжено с массой негативных последствий. Многие родители и вовсе ставят под сомнение сам факт необходимости раннего развития. «Школа с пеленок» лишает ребенка беззаботного детства, уверены они.
Пожалуй, лучше всех рассеять подобные сомнения сможет автор японской методики раннего развития Масару Ибука. Его книга «После трех уже поздно» стала настоящим бестселлером в мировой педагогической практике.
Расскажите, какие книги вы читаете по психологии и воспитанию деток от года? Прочитала Масару Ибука «После трех уже поздно». Очень понравилась книга!
Как ни странно, методика, снискавшая такую популярность во всех странах мира, написана не педагогом, и даже не детским психологом. Масару Ибука – один из основателей и главный инженер инновационной компании «Sony». Его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Именно они в свое время заметили тягу внука к техническими наукам и поддержали его увлеченность конструированием. Многие новинки электроники, которыми пользуются современные люди, изобретены Масару Ибука.
Так случилось, что его сыну диагностировали аутизм. Заботливый и любящий отец не захотел опускать руки. Привыкший всегда добиваться результата, он принялся изучать существующие методики детского развития и в каждой из них находил изъяны. В конечном счете, из его заметок и размышлений «родилась» авторская методика Масару Ибука, которая заключается в многогранном комплексном подходе к развитию ребенка. Масару Ибука убежден, что с детьми следует заниматься едва ли не с самого рождения. К трехлетнему возрасту клетки головного мозга сформированы на 80%, значит, основной массив информации ребенок должен получить до этого возраста.
Ибука много общался с детьми и обнаружил, что среда, в которой проходит детство ребенка, первична перед природными дарованиями и способностями. Задача родителей – создать наиболее комфортный микроклимат в семье, способствующий познанию. Занятия на музыкальных инструментах, рисование, освоение иностранного языка, физические упражнения, плавание, чтение книг и сюжетно-ролевые игры – малыш должен «хватать» знания из мира науки и искусства.
Но, самое главное, считает Масару Ибука, это контакт родителей с ребенком, который должен быть доверительным, полным искренности.
Другой автор собственной методики развития, Мария Монтессори, также считает первые три года жизни ребенка наиболее важным периодом в процессе формирования личности. Этому возрастному отрезку она дала название – «Психический эмбрион». Монтессори считала, что в это время развивается душа ребенка. Если взрослый способен отсеивать свое восприятие, то ребенок «зеркалит» увиденное в окружающей среде, оно так или иначе становится частью его личности.
В процессе развития малыш переживает так называемые «чувствительные» и «сенситивные» периоды. Когда в ходе фазы чувствительности ребенок находит интересное занятие, его способности резко возрастают. В сенситивный период малыш поглощен полностью: интеллектуально и личностно. Мария Монтессори называет этот процесс «нормализацией».
Одним из важнейших факторов развития ребенка автор методики считает совершенствование чувств. Ни один ребенок не устоит перед соблазном понюхать, потрогать, попробовать на вкус новый предмет. Значит, умственное развитие протекает через абстрактное чувственное познание.
В Монтессори с ребятками занимаются музыкой, языком, творчеством и самое интересное — работа с материалами. Материалы — это сенсорика, то есть работа с крупами, (например, отделить с помощью сита фасоль от манки), построение башни, застегивание пуговиц и ремешков, рисунки пальчиками на песке и многое другое.
Мария Монтессори настаивала, что обучение ребенка необходимо вести легко и непринужденно. Пусть малыш учится сам того не замечая. Он познает окружающий мир через собственные действия и поступки. Скажем, чтобы выучить слово «дом», ему нужно построить его из кубиков. Так он не только поймет значение слова, но и запомнит его раз и навсегда. При желании развивающие занятия можно найти прямо под рукой. Причем для эффективного развития ребенка необязательно покупать очень дорогие игрушки.
Урок 1:
Вы наверняка замечали, что малыши любят играть со взрослыми предметами обихода гораздо больше, чем с детскими игрушками? Эту особенность можно использовать в своих интересах. Во время приготовления обеда насыпьте в один контейнер для хранения продуктов фасоль, в другой – горох, в третий – скажем, гречку. Поставьте перед ребенком все три емкости и предложите с ними поиграть. Смотрите, с каким удовольствием и восторгом он отнесся к вашей затее! После того, как ребенок вволю пощупал разные виды крупы, высыпьте перед малышом содержимое одного из контейнеров и попросите помочь собрать крупу назад. Это занятие развивает пальчики рук, учит малыша играть, соблюдая правила.
Урок 2:
Сортер очень быстро наскучил малышу? Не беда, доставайте свой набор кастрюль и предлагайте ему сложить из них пирамидку. Можно также «сложить» одежду на полку. В этой игре ребенок получит первые сведения о форме и размерах.
Урок 3:
Возьмите коробку и сделайте в ее крышке отверстие. На нитку привяжите разные по цвету и текстуре ткани. После этого нитку поместите внутрь коробки, оставив ее «хвостик» в отверстии. Предлагайте малышу тянуть за нить, пока не появится первый лоскутик. Неожиданное, почти волшебное появление материи вызовет бурю радостных эмоций у малыша. Расскажите, какого цвета ткань, дайте пощупать. Очень скоро ребенок будет реагировать на цвет и проговаривать его вместе с мамой.
Применительно к данном возрасту уместнее говорить не о развитии, как таковом, а о заложении основ для полноценного обучения в будущем. Развивающие занятия с 9 месяцев до 1 года формируют у ребенка любознательность, тягу к новым знаниям. Если эта основа будет заложена правильно, то учеба в школе будет даваться намного легче.
физические и психологические факторы, игрушки своими руками, развивающие игры
Автор Alef На чтение 10 мин.
Далеко не все знают, как развивать ребенка в 9 месяцев. Некоторые считают, что в этом возрасте кроха абсолютно ничего не понимает, однако это мнение ошибочно. Детям требуются развивающие занятия с самого рождения. И хорошо, что любящие родители тщательно наблюдают за развитием своего малыша, ведь это залог его психологического и физического здоровья. Полезные умения, любознательность, усидчивость и трудолюбие — основные качества, необходимые малышу для счастливой жизни.
Достижения малыша к девятимесячному возрасту
Девятимесячный ребенок уже имеет определенные сенсорно-двигательные возможности. Некоторые из них:
- обхватывает двумя ручками большие предметы, приближает их к себе и пристально рассматривает;
- манипулирует несколькими игрушками;
- встает на ноги при помощи взрослых;
- хлопает в ладоши;
- небольшие предметы берет в одну руку;
- ползает и способен менять направление на 180°.
Подобные навыки можно тренировать при помощи куклы. Нужно взять ее и показать ребенку, как она ходит, укладывается спать, встает на ноги и ест. Все манипуляции можно сопровождать рассказами о действиях куклы — это будет вызывать интерес как у девочек, так и у мальчиков. Очень хорошо, если кроха будет стараться взять игрушку и поиграть с ней самостоятельно. Основные аспекты, которые необходимо учитывать:
- Однообразные ситуации неинтересны малышу.
- Играть с ребенком в 9 месяцев можно в несложные прятки.
- Ребенок понимает, о чем говорят ему взрослые, то есть в процессе общения у него формируется неактивный словарный запас.
- Кроха реагирует на просьбы и старается их выполнить.
- Дети запоминают игры, в которые играли вчера.
- Некоторые могут бояться открытой местности и подъема на высоту.
- Малыш повторяет слова, состоящие из двух слогов.
- Предпринимает попытки объяснить взрослому что-то при помощи жестов. Например, когда малыш не хочет есть, он показывает это, отворачивая голову.
Из всего этого следует, что способности малыша в возрасте 9 месяцев касаются общения с окружающими и начала использования речи. Чтобы кроха смог заговорить правильно, взрослые должны четко и разборчиво общаться с ним, не коверкая речь. Следует взять под контроль мимику и не делать лишних жестов — это усложняет восприятие информации.
Так, известный педиатр Евгений Комаровский считает, что у девятимесячного ребенка в поведении происходит прорыв — он становится энергичным, может выражать свои пристрастия. Однако доктор делает акцент на том, что если кроха что-то не умеет, не нужно расстраиваться, ведь это не показатель. Он сможет всему научиться, только немного позже. Бывали случаи, когда способные и успешные в будущем дети не разговаривали до 3 лет. Очень важно не жалеть сил и проводить много времени с ребенком.
Физическое развитие
Для того чтобы ребенок с физической точки зрения был развит хорошо, следует ежедневно делать ему массаж и проводить легкую зарядку. Кроме того, очень полезны следующие процедуры:
- Плавание — оказывает положительное влияние не только на физическое, но и умственное развитие. Ребенка можно учить плавать в любом возрасте, даже если раньше подобная методика не использовалась. Занятия необходимо грамотно организовать и проводить их регулярно. Только таким образом можно достичь необходимых результатов.
- Развитие определенных частей тела. Для этого нужно подготовить различные предметы. Вполне подойдет маленькая бутылка и большая ложка. Нужно подавать их ребенку, меняя положение с горизонтального на вертикальное и наоборот. Для захвата кроха станет менять положение ручек, развивая кисти и моторику.
- Ползание — обязательно для нормального физического развития. Ребенок может сам добираться до каких-либо предметов, трогать, нюхать и пробовать их на вкус. Родители должны предоставить малышу свободу, учитывая меры безопасности.
- Прогулки. Специалисты рекомендуют часто гулять с малышом. Кроме того, не нужно заставлять его все время проводить в коляске. Если он пытается сделать первые шаги, практика на улице пойдет только на пользу. Следует разрешить нюхать цветы, трогать листья и траву, возиться в песочнице. Это будет приучать ребенка к самостоятельности, а также развивать любознательность.
- Для тренировки ног прекрасно подходят специальные коврики, по которым малыш может ползать и ходить. Зачастую такие изделия состоят из различных частей — мягкая, шелестящая, шершавая и колючая. Детям очень интересно заниматься на таком коврике. Безусловно, его можно сделать своими руками из разной ткани.
Эмоциональные и психологические аспекты
Более разнообразными, чем ранее, становятся игры с 9-месячным малышом. В этом возрасте с крохой можно рисовать, играть с кубиками, изучать цвета, собирать конструктор. Важные элементы психологического развития — мелкая моторика. Научно доказана связь между разговорной речью и навыками владения своими пальцами. Мы об этом уже говорили ранее.
Комплексы раннего развития включают в себя различные игры для улучшения мелкой моторики. В домашних условиях для этого можно заняться сортировкой различных продуктов. Например, смешать в емкости макаронные изделия и орехи. Ребенку нужно научиться различать и отделять элементы. В подобных ситуациях очень важно следить, чтобы кроха не засовывал предметы в ушки, носик и рот.
Рисование очень увлекает детей на длительный период. Кроме того, такие занятия развивают воображение. Следует отметить, что девятимесячный малыш не способен держать карандаш или кисть. Однако это совсем не страшно, можно использовать пакеты-зипперы и гуашь. В пакет нужно налить немного различных красок, насыпать крупу и закрыть замок. Затем приклеить его к полу при помощи скотча.
Малыш будет с удовольствием размазывать краску по пакету, развивая пальчики и изучая новые цвета. Большим преимуществом для мамы является то, что вокруг будет чисто.
Очень полезны игры с бумагой. Когда ребенок комкает или рвет ее, у него активизируются те участки мозга, которые отвечают за моторику и координацию.
Основные правила
Когда кроха начнет самостоятельно передвигаться, взрослым больше не придется задумываться над тем, чем занять ребенка в 9 месяцев дома. Он сможет развлечь себя сам в процессе изучения окружающих предметов. Родителям очень важно следовать определенным правилам:
- Предоставить крохе максимально возможное игровое пространство. Нужно стараться меньше запирать его на стуле для кормления или в кровати. Ему необходимо учиться двигаться, тем самым совершенствуя ловкость и координацию.
- Тщательно мыть полы при помощи дезинфицирующих средств, постоянно обрабатывать игрушки кипятком. Дети в таком возрасте очень любят попробовать все.
- Обезопасить жилье. Нужно спрятать от крохи лекарства и другие опасные предметы. Острые углы желательно обработать при помощи накладок, вставить в розетки специальные заглушки.
- Нельзя часто говорить ребенку «нет». Этим можно отбить у малыша тягу к новым ощущениям и знаниям. Желательно заранее убрать запрещенные предметы или отвлечь кроху при помощи интересной игрушки.
- Нельзя оставлять детей одних без присмотра. В этом возрасте они очень любознательные, поэтому за несколько минут способны добраться куда угодно.
- Специалисты рекомендуют оборудовать в каждой комнате небольшой игровой уголок. Так, на кухне можно установить маленький ящик с игрушечной посудой. Пока малыш будет изучать предметы, мама сможет спокойно приготовить еду.
Игрушки из подручных средств
Чем взрослее малыш, тем больше он начинает подражать взрослым. В силу этого для развлечения подойдут безопасные предметы быта — мамина кастрюля, папина изолента и т. д. Кроме того, из пластмассовых бутылок, коробок и круп можно изготовить интересные игрушки для развития ребенка. Некоторые из них:
- Яркие коробки. Их можно окрасить в любые цвета, которые имеются под рукой, а затем наполнить различными предметами. Например, можно положить шишки, фасоль, каштаны, небольшие мячики и пр. Затем высыпать предметы на пол и предложить крохе сложить все обратно.
- В процессе купания дать малышу мочалку, чтобы он попробовал самостоятельно потереть руки или ноги. Затем позволить ему самому вытереться полотенцем по окончании процедуры.
- Изготовить бизиборд. Конструкция представляет собой большую доску, на которую прочно фиксируются разнообразные предметы — деревянные часы, розетка, замки и кнопки, щеколды, выключатель и т. д. Можно крепить любые элементы на собственное усмотрение.
- Дать ребенку пластмассовые пищевые контейнеры различных размеров. Затем из них сделать башню или компактно уложить, помещая один элемент в другой.
Интересные предметы
Многие родители в попытках заинтересовать ребенка, покупают множество различных игрушек. Важно отметить, что их не обязательно должно быть много, вполне достаточно, чтобы они соответствовали возрасту малыша. Итак, чтобы проводить развивающие игры для детей в 9 месяцев, потребуются такие предметы:
- Пирамидка. Научившись складывать ее один раз, ребенок обязательно захочет сделать это еще. При выборе нужно обратить внимание на устойчивость игрушки. Кроме того, элементы должны просто надеваться и сниматься. Если конструкция будет постоянно падать или трудно собираться, малыш быстро утратит к ней интерес.
- Резиновый мячик. В этом возрасте подвижные игры способствуют развитию ловкости и координации.
- Заводные игрушки. Кроха быстро сообразит, какие манипуляции следует проделать, чтобы машинка поехала или собака закивала головой.
- Образные игрушки. Разнообразные куклы и зверюшки из различных материалов помогают крохе представлять окружающий мир. С их помощью можно играть в прятки, ставит спектакли и пр.
- Пальчиковые краски очень понравятся ребенку. Они гипоаллергенны, нетоксичны, сделаны из безопасных компонентов. Кроме того, их легко смыть, поэтому мама может не переживать, что малыш испачкается или испортит мебель. Нужно разрешить крохе самостоятельно выбрать цвет, а затем научить его рисовать солнышко, шарик и любые другие простые детали.
- Тесто для лепки придется по душе малышу гораздо больше обычного пластилина. Такое тесто можно разрезать, мять руками, укладывать в банке и делать различных зверюшек.
- Кубики. В 9 месяцев малыш не способен построить замок, но вполне может сделать высокую башню. Нужно научить его устанавливать детали друг на друга, а затем весело разрушать конструкцию одним движением.
Веселые игры
Любой ребенок любит веселиться. Увлекательные игры могут отвлечь малыша от любых капризов. Наиболее популярные из них:
- «Съем». Суть заключается в том, что когда кроха протягивает руку ко рту взрослого, последний должен притвориться, что хочет укусить ее. Малыш с веселым хохотом будет стараться избавиться от опасности, выдергивая ее.
- Веселые щекотки. Для этого нужно воспользоваться кисточкой, нежно щекоча пятки, нос или животик крохи. Затем дать ему кисть, чтобы он сделал взрослому то же самое.
- Прятки. Нужно спрятаться за диван или штору и позвать кроху. Когда он найдет взрослого, следует крепко обнять и похвалить его. Каждый раз желательно менять место.
- Танцы. Включить какую-то зажигательную музыку и показать малышу простые движения — хлопки в ладоши, притопывания. Кроме того, можно танцевать совместно, взявшись за руки.
- Скачки на лошади. Посадить ребенка на колени и слегка покачивать со словами: «Ехала принцесса шагом, ехала принцесса рысью, ехала принцесса махом и т. д. ». Постепенно увеличивать темп, имитируя быструю езду на лошадке.
Как видите, существует множество различных развивающих игр для малышей в возрасте девяти месяцев. Развлечь кроху не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно лишь проявить смекалку. Кроме того, можно самостоятельно придумывать новые игры и развлечения. Здесь все напрямую зависит от фантазии родителей, ведь именно они заинтересованы в том, как развивать ребенка в 9 месяцев.
Развивающие игры с ребенком от 9 месяцев до 1 года. Часть 1
Наверняка, вы сталкивались с такой ситуацией: у вас есть время и желание позаниматься с малышом, игрушек у вас каких только нет, но чем именно заняться, чтобы игра была максимально полезна для вашего чада, вы не знаете. Действительно, чтобы малыш активно развивался, важно, чтобы игрушки были хорошо подобраны по возрасту и чтобы ваши занятия соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период. В этой статье я расскажу
- на развитие каких навыков стоит обратить внимание в этом возрасте;
- какие развивающие игрушки и материалы для этого необходимы.
Сразу хочу заметить, что в этой статье рассмотрены не все игры, остальные можно найти во второй части статьи.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ И СТАРШЕ. ЧАСТЬ 2 — ЧИТАТЬ
Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев?
С 9 месяцев начинается принципиально новый этап в развитии ребенка, в частности меняется характер его взаимодействия с предметами. До сих пор ваш малыш преимущественно хватал и разбрасывал игрушки и все, что попадалось ему под руку. Ребенка привлекали разнообразные цвета, формы предметов, их хотелось хорошенько рассмотреть, потрогать, потрясти, бросить. Но теперь малыш начинает понимать, что помимо всего прочего, эти вещи еще и выполняют различные функции, могут быть использованы с какой-то целью. Кубики можно не только разбросать, но и построить из них башню. А пультом, оказывается, можно еще и телевизор включить. В этот период у малыша, наконец, появляется желание к созидательной деятельности. Впервые можно увидеть у ребенка стремление сложить что-то в коробочку, закрыть ее, нанизать кольца на пирамидку.
Поэтому одна из основных ваших задач, начиная с этого возраста – создать для ребенка соответствующую развивающую среду. А это значит, во-первых, предложить подходящие по возрасту и интересные для ребенка развивающие игрушки. А во-вторых, не запрещать малышу познавать огромное разнообразие других окружающих его предметов, не бросаться на него с криками «Нельзя!» при любой его попытке потрогать что-то новое (подробнее об употреблении слова «нельзя»). Те вещи, которые представляют опасность для ребенка, или те, которые вам очень ценны и дороги, нужно просто заранее убрать из зоны досягаемости крохи.
И так, как развивать ребенка в 9 месяцев:
1. Нанизываем / снимаем колечки с пирамидки
Поначалу малыш, конечно, будет только снимать кольца с палочки, но чем чаще он будет видеть, как вы нанизываете колечки, тем быстрее он начнет делать это сам. Не ждите, что ребенок сразу соберет всю пирамидку, первое время он будет терять интерес к игре уже после того, как наденет пару колец. Постепенно запас его терпения будет увеличиваться.
На данном этапе нет необходимости объяснять малышу, в каком порядке нужно надевать кольца на стержень. Сейчас наша основная задача – просто отработать действие нанизывания.
2. Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары
Для этой развивающей игры вам понадобятся разнообразные коробочки, баночки, корзиночки. Тара должна быть не слишком маленькой, чтобы рука ребенка в нее свободно помещалась, малышу должно быть удобно вкладывать в нее небольшие предметы: кубики, шарики, деревянные грибочки, да и собственно любые маленькие игрушки. Главное, нужно помнить, что если вы даете малышу игрушки слишком маленькие (меньше 3-4 см), нельзя оставлять его без присмотра!
Вот еще интересный вариант игры. Сложите несколько небольших игрушек в мешок и предложите малышу, опуская руку в мешок, доставать из него игрушки. Если вы возьмете непрозрачный мешок, появится элемент сюрприза, что очень нравится детям.
3. Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки
Здесь пригодятся такие коробки, которые проще всего открыть. Лучше всего подойдут картонные коробочки, закрывающиеся внахлест, матрешки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Старайтесь давать такие баночки и коробочки, которые не слишком туго открываются, чтобы малыш не разочаровался, так и не открыв коробку. Чтобы подогреть интерес ребенка, в коробочку можно вложить какой-нибудь сюрприз – маленькую игрушку.
Ну и, конечно, нельзя забывать про полезность игры с предметами быта! Большинство мам замечают, что дома дети безумно любят играть с кастрюлями, крышками и прочей кухонной утварью. Поэтому если уж малыш забрался в ваш кухонный шкаф, и там нет ничего опасного, то не запрещайте ему там играть, для него это большое удовольствие и возможность вдоволь попрактиковаться в открывании/закрывании кастрюль и баночек, во вкладывании/выкладывании предметов. А для вас – это долгожданная свободная минутка!
4. Стучим предметами друг об друга
На первый взгляд кажется, что здесь ничего сложного. Однако для малыша в самом начале данного возрастного периода это не простое задание – нужно уметь одновременно координировать движения обеих рук. Поэтому во время игры показывайте ребенку, как вы стучите, например, небольшими кубиками друг об друга. Подойдут также деревянные погремушки или любые игрушки, которые помещаются в ладони малыша.
5. Составляем кубики друг на друга
Именно в этом возрасте вы, скорее всего, увидите первую башню вашего малыша из 2-3 кубиков. Но, конечно, он не научится этого делать, если не увидит, как это делаете вы. Так что обязательно показывайте вашему чаду, как при помощи нескольких кубиков можно соорудить целую башню.
6. Катаем машинку
Родители мальчика, скорее всего и так первым делом купили малышу машинку и научили возить ее по полу. Но вот девочкам везет меньше, часто им совсем не покупают машинки, просто потому, что так не принято. Также как и не принято покупать мальчикам кукол. Но малышу нужно познавать мир через самые разные предметы, учиться пользоваться ими. До трех лет нет необходимости делать существенных половых различий в воспитании мальчика и девочки. Если вы будет следовать всем предрассудкам, вы просто лишите ребенка какой-то частицы опыта. Катание машинки – еще один способ взаимодействия с предметом, который будет полезно освоить малышу для всестороннего развития.
***
У своей дочери слегка изменившееся отношение к игрушкам я заметила ровно в 9 месяцев. Если раньше пирамидка интересовала ее исключительно с точки зрения «погрызть колечки», то в 9 месяцев она, только увидев пирамидку, начинала ее разбирать, снимая поочередно кольцо за кольцом, небольшие игрушки, лежащие в коробочке, тоже непременно нужно было достать. Стоило мне только начать что-нибудь складывать, дочь обязательно все разбирала обратно. Спустя месяц такого «разбирания» появился и долгожданный интерес к созидательной деятельности – она стала нанизывать колечки на стержень, складывать предметы в тару, строить свои первые башни из кубиков (по 2-3 кубика).
На этом прощаюсь! И не забудьте посмотреть продолжение этой статьи
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ И СТАРШЕ. ЧАСТЬ 2
Также рекомендую посмотреть
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ — ПОДРОБНЫЙ ПЛАН
С уважением, Яна Разначенко