Как научить ребенка в 6 месяцев засыпать самостоятельно
Все родители хотят, чтобы их дети спали спокойно и всю ночь без пробуждений. Но взрослые не всегда учитывают особенности детской психики и ее способности относительно возраста. Самостоятельное засыпание, как и другой любой навык, нужно осваивать по возрасту. Когда ребенок физиологически к этому готов.
Мы, команда Спи, Малыш, не рекомендуем до 6 месяцев учить малыша самостоятельно засыпать, потому как:
- Ребенок еще не готов к этому физиологически и психологически
- Успехи в обучении в таком раннем возрасте не гарантируют сохранение навыка самостоятельного засыпания после полугода
- Неаккуратное применение методик обучения СЗ может стать небезопасным и навредить отношениям «мама-ребенок»
Первые полгода малыш полностью зависит от взрослого.
Эмоционально и физически малыш зависит от значимого взрослого, чаще от мамы. В процессе эмоционального общения, ухода за малышом, кормления формируется эмоциональная связь и близость с малышом. Она зависит и от того, как удовлетворяются его потребности в еде, тепле, смене памперса и общении. Привязанность первые полгода формируется в тесном тактильном и эмоциональном контакте с мамой, что важно учитывать.
В раннем возрасте малыш не умеет еще успокаиваться сам, ему еще нужна помощь взрослого при засыпании.
Подумайте, что такое «самостоятельность»? Что малыш может сделать сам в таком раннем возрасте? Какая самостоятельность в 2 месяца? Но, несомненно, с возрастом самостоятельность ребенка растет и проявляется в его новых двигательных навыках.
Около полугода малыш сталкивается с психологической сепарацией — процессом естественного отдаления мамы от ребенка и его от мамы, что также свидетельствует о взрослении ребенка. Это процесс двусторонний. Не только малыш отдаляется от мамы – он уже может отползти, например, но и мама позволяет ему делать это в безопасных условиях и рядом с собой. Так малыш осваивает пространство, познает мир вокруг себя, знакомится с новыми эмоциями и впечатлениями от того, что стал по-другому смотреть на мир и близких, которые его окружают — уже не лежа на спине, а в перевороте или на животе. И тут очень важно, на сколько взрослый стимулирует и поощряет эти порывы самостоятельности, а соответственно взросления малыша. Ведь бывает так, что ребенок в 6-7 месяцев готов сам что-то делать, но родители не готовы к этому: они бояться, ограждают малыша от многого, делают что-то за него, хотя он уже сам умеет это. В такой ситуации взрослым важно разбираться с вопросами: «Почему мне это удобно?», «Самостоятельность моего малыша – это что для меня?».
Иногда в индивидуальной работе с консультантами проясняется, что мама психологически не готова к тому, что ее малыш повзрослел, мама начинает в некоторых ситуациях чувствовать себя не такой значимой, как раньше, возникает ощущение, что ребенок уже не так сильно нуждается в ней. У таких переживаний есть разные скрытые психологические причины: сложные отношения с супругом, поиск ласки в заботе о малыше, сложные отношения с мамой и тогда страх «не додать» что-то своему маленькому сокровищу, а, может быть, мама себя в таких отношениях с ребенком чувствует особенной и самой значимой.
Но самостоятельность малыша и его взросление не делают маму менее значимой, иногда наоборот, чтобы пройти регресс или скачок роста, малыш вначале нуждается в маминой поддержке — липнет к маме, постоянно находится у нее на руках, не отпускает ее руку, чтобы получить безопасность, сделать шаг вперед и «отпустить» маму до следующего кризисного события.
И на каждом возрастном этапе ребенка любовь мамы будет проявляться в разных действиях и поступках. Даже когда мама перестает кормить грудью, она не становится менее значимой для своего крохи. Она не начинает любить его меньше, также, как и он ее. И с возрастом развиваются другие проявления маминой любви и заботы. Подумайте, в чем проявляется ваша забота о малыше? Вспомните, отличается ли сейчас эта любовь и забота от той, которая была в раннем возрасте малыша? Появляются ли новые способы сказать и показать свои теплые чувства ребенку?
Почему мы рекомендуем обучать самостоятельному засыпанию после 6 месяцев?
Около 6 месяцев малыш становится более мобильным, он уже активно переворачивается и учится ползать. К 6-7 месяцам начинают запускаться процессы саморегуляции, что позволяет малышу осваивать новые способы успокоения и находить свои.
В этом возрасте в качестве самоуспокоения могут выступать действия, несвязанные с присутствием взрослого в момент засыпания: дети могут засыпать сами, если иногда есть соска, сонный любимец, сосание пальчика, «пожмякивание» одеялка, «мурлыкание» себе под нос «колыбельных-мантр».
К 6-8 месяцам важно развивать самостоятельность, способствовать взрослению ребенка, поощрять это. А самостоятельное засыпание – это как любой другой навык, которому можно и нужно научить ребенка, если он готов и здоров (ВАЖНО! для исключения медицинских причин рекомендуем обратиться к педиатру).
Что может помочь в этом возрасте подготовить ребенка к самостоятельному засыпанию?
- Проверьте условия сна. Не бойтесь создавать идеальные условия для сна и перестаньте волноваться, что это будет мешать малышу в будущем спать при малейшем шорохе. Обычно такая требовательность к условиям сна касается очень чувствительных малышей. Помните, что детям важно создать комфортные условия для сна. Дети больше, чем взрослые, нуждаются в проветривании и прохладе. Затемняйте комнату на время сна, не переживайте, что это запутает ребенка. Темнота помогает лучше спать, ведь мелатонин «гормон сна» начинает активно вырабатываться в темноте, так детям легче расслабить мышцы глаз и удерживать веки закрытыми. К тому же, дети меньше отвлекаются на рассматривание и изучение окружающей обстановки.
- Ритуалы. Как много мы пишем о важности подготовки ко сну! Это так просто, и так эффективно, но многие родители игнорируют важность ритуалов перед сном. Почему ритуалы работают? Ребенку важна последовательность и предсказуемость. Когда одни и те же действия повторяются каждый вечер перед сном, то это помогает настроиться на сон и быть готовым к нему. Такая предсказуемость успокаивает и расслабляет. Вы можете попробовать вводить ритуалы постепенно. Добавьте больше расслабляющих действий перед сном, подумайте, какие из спокойных занятий приятны и вам, и вашему малышу. Старайтесь и сами получать удовольствие от этого процесса. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом наедине, полностью посвящая себя друг другу. И помните, что с возрастом ритуалы для засыпания дополняются и насыщаются — то, чем вы занимались с 5-месячным ребенком уже будет скучно для малыша 1 года.
- Подберите комфортный режим. К 5-6 месяцам начинает формироваться «мягкий» режим с 3-4 дневными снами. В этом возрасте можно пробовать зафиксировать время ночного укладывания и утреннего пробуждения, а также первый утренний сон через 1-1,5 ч после подъема. Наблюдайте за своим малышом, ориентируясь не столько на нормы сна, но и на признаки усталости вашего малыша, на его комфортное время бодрствования. Фиксируйте и анализируйте свои наблюдения. Они помогут вам выстроить индивидуальный режим вашего ребенка. Но помните, что время бодрствования растет с возрастом и режим постепенно изменяется. Будьте к этому готовы. Вечером можно поискать в течение нескольких дней комфортное время укладывания . Это время мы называем «окно сна» — начало выработки «гормона сна» мелатонин, время, когда ребенок быстрее и легче засыпает. Это поможет вам облегчить укладывание и сократить время засыпания.
- Дневной сон в кроватке. Рекомендация избегать сна в движении в первую очередб касается утреннего сна (первого дневного сна)и послеобеденного сна (второго дневного сна). Сон в в коляске – некачественный сон, не позволяет малышу отдохнуть как следует. Важно постепенно приучить ребенка ко сну в своей кроватке. Сначала сформируйте положительное отношение к кроватке, потом пробуйте организовать первый сон в кровати, а в след за этим и послеобеденный сон. Спустя несколько дней можно иногда перекладывать ребенка засыпающим – сонным, готовым ко сну на один из снов в его кроватку. Важно приучить не только просыпаться в своей кроватке, но и засыпать, научить осознавать момент засыпания в своей кровати.
- Постепенно снижайте свою активную помощь во время засыпания малыша: чуть меньше качайте, поглаживайте, пойте.
- Помните, что в период регресса 7-10 месяцев лучше не принимать жестких правил. Начинайте обучать СЗ, когда ребенок переживет регресс сна.
Помните, что от психологической готовности и настроя мамы во многом зависит эффективность обучения ребенка и то, как он засыпает самостоятельно.
Если мама не готова обучать малыша самостоятельному засыпанию
Может быть и так, что в 6-7 месяцев малыша мама не готова обучать ребенка засыпать самостоятельно. И это нормально, это выбор мамы. Значит маме важно проработать некоторые важные темы, а пока ей это не подходит. Многое зависит от того, насколько всей семье комфортно в текущей ситуации со сном ребенка и хочется ли что-то менять. Мы всегда повторяем — если вас все устраивает, то ничего менять не нужно!
Важно понимать, что есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, отношения между мамой и детьми более сдержанные, малыш рано отделяется от мамы, сама мама в более раннем возрасте отделяется от него и психологически и физически, мамы раньше выходят на работу и отдают детей в детский сад очень рано. Для европейских и американских мам нет внутреннего конфликта или противоречия по этому поводу – это допустимо и привычно для них. Но мамам в СНГ и России часто не подходит такое резкое и раннее отделение от малыша. В русскоговорящей зоне более жертвенные мамы, детоцентризм становится настоящей отличительной чертой — большинство мам не готовы рано выходить на работу и оставлять малыша с кем-то, чаще всего мамы не поощряют самостоятельность ребенка, очень опекают и стараются многое сделать за него, потому наши детки чуть позже становятся самостоятельными. Это не хорошо и не плохо. Это нормально. И эти культурные различия следует учитывать, иначе у мамы возникает внутренний конфликт, который мешает достигнуть поставленных целей: «я хочу обучить самостоятельно засыпать и в отдельной комнате, но мне самой так нравится спать вместе с ним и страшно, что он там будет одинокий лежать без меня» – и в результате обучение останавливается на психологической работе с мамой, ее готовностью.
В большинстве случаев наши консультанты помогают маме найти свои внутренние ресурсы, найти баланс между «надо и хочу», прийти к золотой серединке между личными желаниями мамы и потребностями ребенка.
Консультанты Спи, Малыш помогают преодолеть родителям трудности с детским сном, подготовить к самостоятельному засыпанию, пройти обучение СЗ под чутким сопровождением психологов и специалистов по детскому сну. Метод, который мы используем в работе, был разработан в Америке, но мы его адаптировали для русскоговорящих мам с учетом культурных особенностей. Метод мягкого отдаления помогает обучить малыша спать самому, с минимальной маминой помощью и с нетравматичным опытом для ребенка.
И если малыш не умеет спать сам и ему постоянно требуется контакт с мамой при засыпании, то с этим можно и нужно работать — учить малыша засыпать самостоятельно. Это такой же навык, как ходить или разговаривать. Когда-нибудь ребенок и сам научится это делать, но с помощью взрослого он сможет освоить новый навык быстрее и эффективнее.
Как научить засыпать ребенка самостоятельно
Знаете ли вы что такое Самостоятельное Засыпание (СЗ) и как выглядит процесс укладывания малыша, когда он умеет засыпать самостоятельно? Знаете ли вы как научить ребенка засыпать и в каком возрасте это можно сделать?
Часто при упоминании СЗ у родителей сразу же возникает множество противоречий и ассоциации с жесткими методиками, плачем в одиночестве. Команда Спи, Малыш хочет поделиться с родителями своим опытом и развенчать мифы и страхи, связанные с темой обучения сну или СЗ в этой статье.
Что такое самостоятельное засыпание?
Самостоятельное засыпание или, сокращенно, СЗ – это засыпание при котором малыш засыпает сам или с минимальной помощью родителей за 15-20 минут в своей кроватке или кровати родителей (если родители сознательно выбрали совместный сон ).
Процесс укладывания малышей, которые уже освоили навык СЗ выглядит так:
- Родители проводят ритуал подготовки ко сну
- Кладут малыша в кроватку
- Целуют его
- Говорят «Спи, малыш»
- Выключают свет и уходят
- Малыш засыпает сам в своей кроватке за 5-20 минут
Навык СЗ могут освоить все здоровые дети старше 6 месяцев, которые находятся как на грудном, так и на искусственном вскармливании. Задача родителей, помочь ребенку этот навык освоить.
Навык СЗ дети могут освоить и сами, постепенно, без активной помощи родителей. Это в быту называют словом «перерастет». Но, как и с любым умением, с помощью родителей обучение проходит быстрее и эффективнее.
Приведем пример с навыком «говорить». Если родитель не будет помогать ребенку учиться говорить, активно с ним разговаривать, хвалить, мотивировать говорить, ребенок все равно рано или поздно заговорит. Но, скорее всего, без участия родителя, заговорит малыш позже, и возможно, не будет так уверенно и хорошо разговаривать. Так же и со сном. Рано или поздно все дети научатся засыпать самостоятельно, ведь нас, взрослых, никто не укладывает спать вечером. Но если родители не помогают малышам с обучением сну, то сложности с самостоятельным засыпанием могут продолжаться до трех-четырех лет, а в некоторых случаях и до школьного возраста.
Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?
Неумение засыпать без активной помощи мамы или папы – одна из причин частых ночных пробуждений. Одна из причин, одна но не единственная. В нашей пирамиде причин плохого сна есть и другие причины – и проблемы со здоровьем малыша, и эмоциональное состояние мамы, и условия, в которых малыш спит и режим.
В нашей индивидуальной работе с семьями чаще всего бывает так, что после корректировки режима и условий сна, формирования позитивных ассоциаций на засыпание, сон малыша становиться значительно лучше. Родители довольны результатами и не продолжают работ над сном, заключительным этапом которой, является обучение малыша СЗ. Несколько ночных пробуждений малыша не сильно беспокоят родителей, а мы не настаиваем на продолжении. Обучение самостоятельному засыпанию не является обязательным. Если родителей все устраивает, то ничего менять не стоит.
Если вас все устраивает, то ничего менять не нужно.
Но бывает и так, что даже при комфортном режиме и условиях сна малыш продолжает просыпаться часто, через каждый цикл сна – 40 минут. Ребенок требует помощи родителей, чтобы снова заснуть. А такой прерывистый, «пунктирный» сон не может быть качественным и быстро приведет к накоплению недосыпа у всей семьи. В такой ситуации освоение навыка СЗ просто необходимо, потому что именно неумение засыпать без помощи взрослых и ведет к таким частым пробуждениям.
Дети, освоившие навык СЗ, легко засыпают и справляются с кратковременными пробуждениями без помощи родителей и просыпаются только на кормление.
Методы обучения самостоятельному засыпанию
Для того, чтобы научить ребенка засыпать без активной помощи взрослых придумано и описано множество методик. Все методики убирают «негативные ассоциации» на сон и помогают ребенку научиться успокаиваться и засыпать без помощи мамы. Методики условно можно разделить на жесткие «let cry» и мягкие «no cry». Каждая из методик находит свое применение и обоснование. Главное не торопиться с применением, выбрать методику, которая соотносится с вашей ситуацией и философией родительства.
Команда «Спи, Малыш» настоятельно рекомендует выбирать мягкие методики. Но бывают объективные ситуации, когда применение жёстких методик обосновано.
Любая методика работает, если ей следовать. Если вы начинаете методику, а потом бросаете через пару дней, потом вновь от усталости начинаете без подготовки, то вы учите ребенка плакать, а не спать.
Будьте готовы, что обучение СЗ вообще без слез не бывает. Малыш будет сопротивляться привычному укладу и выражать свой протест единственным доступным ему способом – плачем. Что влияет на успех обучения:
- Отдохнувший и подготовленный ребенок
- Отдохните и будьте готовы соблюдать свои же правила
- Найдите помощь
- Настрой – визуализируйте успех!
Как научить малыша самостоятельному засыпанию?
Научить ребенка спать самостоятельно несложно. Чаще всего весь процесс занимает не более месяца. Но важно понимать, что в каждом возрасте есть определенные особенности обучения СЗ.
0 – 6 месяцев
Не стоит слишком торопиться с применением методик обучения сну в возрасте до 6 месяцев. Есть многочисленные исследования, которые доказывают что обучение СЗ в возрасте до 6 месяцев вызывает лишний стресс у мамы и малыша и не дает гарантии, что навык сохраниться, когда малыш переживет первый регресс сна.
Не стоит требовать слишком много от малыша до 6-ти месяцев, но можно делать первые шаги подготовки к освоению навыка уже после 4-х недель:
- Используйте разные способы успокоения малыша, не приучайте к одному способу успокоения
- Не спешите со своей помощью – дайте шанс найти способ самоуспокоения
- Кладите иногда малыша в кроватку сонным, но не спящим
6 месяцев – 2 года
Когда ребенку исполнилось 6 месяцев, то первый регресс позади, лактация уже точно установилась, а малыш уже достаточно взрослый, чтобы освоить навык засыпать без помощи взрослых. Мы считаем, что это самый идеальный возраст для того, чтобы приучить ребенка к СЗ. Родителям важно внимательно выбрать метод обучения самостоятельному засыпанию и провести подготовку.
Что важно учесть при обучении СЗ в возрасте от 6 месяцев до 2-х лет:
- Обучению сну предшествует подготовка, не беритесь сразу за обучение сну
- Последовательность и постоянство действий – залог вашего успеха!
- Выберите время для старта программы и получите «зеленый свет» от врача
Старше 2-х лет
Обучение СЗ у малышей старше 2-х лет может стать непростой задачей. Вредные привычки на засыпание хорошо закрепились, а опыт малыша говорит о том, что родители рано или поздно сдаются. В этом возрасте дети время от времени начинают проверять правила родителей «на прочность» — так иногда возникают новые проблемы со сном. Малыши в этом возрасте очень мобильны и место сна может стать дополнительной сложностью.
Если малыш спит в кровати, из которой легко вылезти, например, кровать без бортиков или со снятым бортиком, родительская кровать — это усложняет процесс обучения сну!
Мотивация и интерес – основной инструмент в работе над сном с малышами старше 2-х лет:
- Включайте фантазию и возьмите своего ребенка в союзники
- Любимый герой или Фея Сна могут стать участниками процесс и выполнять контролирующую функцию
- Используйте мотиваторы, например, плакат с наклейками и небольшие подарки
- Главное – доводить начатое до конца!
Как подготовить малыша к самостоятельному засыпанию?
В любом деле важна подготовка и настрой. В процессе подготовки малыша к СЗ 6 ступеней:
- Безопасность и Условия Сна. Безопасность прежде всего!
Чтобы снизить риск удушья проверьте, насколько безопасны условия, в которых спит ваш малыш. Подробно об этом в нашем бесплатном вебинаре. Обратите внимание и приведите в порядок условия сна. Многочисленные исследования доказывают, что гигиена сна напрямую влияет на продолжительность и качество сна детей и взрослых. Темнота, тишина, приток кислорода, влажность, комфортная температура и одежда – это ваши «сонные помощники».
- Ритуалы на сон и пробуждение.
Чтобы переключиться с активного бодрствования на сон малышу нужны ритуалы. Ритуалы – спокойные, повторяющиеся действия перед дневным и ночным сном. Выберите ритуалы, которые нравятся маме и ребенку и уделите ритуалам время – 30-40 минут вечером и 15-20 минут днем. Ритуалы на пробуждение помогают ребенку отличить кратковременные пробуждения ночью от времени утреннего подъема. Покажите ребенку, что утро наступила – добавьте света, пойте утреннюю песню, обнимашки, потягушки и поцелуйчики – все это сделает утро радостным, а ребенку поможет ориентироваться во времени.
- Режим Сна и Бодрствования.
Комфортный режим сна и бодрствования позволит избежать переутомления и недосыпа, а значит сделать сон спокойным и качественным. Подобрать идеальное время начала сна — «окна сна» помогут наши консультанты.
- Кормление и Сон.
Хаотичные ночные кормления, засыпания только на груди утомляют не только маму, но и ребенка. Привести кормления в порядок и снизить количество ночных пробуждений поможет наш вебинар Как разделить еду и сон?
- Сон в отдельной кровати.
Вы сознательно выбрали совместный сон? Или кладете малыша в свою кроватку, потому что иначе он просто не спит? Как бы там ни было, обучение СЗ эффективнее проходит в отдельной кровати. Постепенный перевод малыша в свою кроватку важный этап, как сделать его мягким и менее стрессовым для всех вы сможете прочитать в нашей статье Перевод в свою кроватку.
- Помощь при засыпании.
Как вы помогаете ребенку засыпать? Это укачивания? Может быть, фитбол? Кормления? Пение? Все те привычные способы, которые помогают ребенку успокоится и заснуть становятся ассоциациями на засыпание или привычками на сон. Вашу помощь ребенку при засыпании необходимо постепенно снижать. О том, как это сделать наш вебинар Как уйти от вредных привычек на сон.
И последним, завершающим шагом, будет переход к применению методики обучения сну. Если в процессе возникли сложности, смело обращайтесь к нам, мы постараемся вам помочь!
Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»
Методики самостоятельного засыпания ребенка — методы самостоятельного засыпания
Сейчас в интернете можно встретить множество самых различных методов приучения к самостоятельному засыпанию, и перед мамами встает вопрос – как выбрать из них тот, что подойдет моему ребенку?
Дискуссия и разные точки зрения – нормальная ситуация в любой области, в том числе и в области обучения засыпанию. Однако есть моменты, которые должны вас насторожить.
Методика предполагает введение режима у детей раньше 4 месяцев
До 4 месяцев у детей мозг еще не готов самостоятельно регулировать свой сон. Сон детей в этот период хаотичный, еще не установились циклы бодрствования и сна. Задача малыша в этот период – адаптироваться в мире, а мамы – сделать его адаптацию максимально мягкой и бережной. Для того нужно подстраиваться под ребенка, смотреть на его признаки усталости. Методы, предлагающие вводить режим с рождения, остались в прошлом.
Методика предполагает обучение самостоятельному засыпанию раньше 6 месяцев
Если у ребенка есть проблемы со сном, мама может сделать очень многое, чтобы их разрешить.
- В первую очередь, это организация безопасного сна и условий, которые помогают малышу спать дольше и крепче.
- Это введение ритуалов и работа над формированием полезных привычек.
- Это умение проводить день с малышом так, чтобы он засыпал уставшим, полным впечатлениями, и счастливым.
Это – лучшая помощь ребенку до полугода. Его мозг не готов к полноценному обучению самостоятельному засыпанию. Мы можем при достаточной настойчивости добиться условного рефлекса на привычные условия, и ребенок какое-то время будет засыпать сам в кроватке. Однако с возрастом и появлением у ребенка собственной регуляции, осознания своих желаний этот навык скорее всего «развалится», и Вам придется начать все с начала. Это похоже на то, как мы приучаем детей к гигиене – даже если начать с рождения, осознанно малыш начнет проситься на горшок только после того, как к этому будет готова его нервная система.
Методика предлагает оставить малыша «проплакаться»
Детские психологи в один голос утверждают, что методики «дать проплакаться» вредны для связи мамы и ребенка. Оставляя ребенка одного в новой и тревожащей его ситуации (даже если она безопасна), мама дает ему недвусмысленный сигнал «мне все равно, что тебе плохо». Ребенок приучается не опираться на маму, так как она все равно не поможет. При этом психика маленького ребенка еще слишком слаба, чтобы качественно справится со стрессом самостоятельно. Ребенок какое-то время протестует, зовет маму, а затем – впадает в стресс, эмоциональную холодность, могут начаться другие симптомы неблагополучия: ночные кошмары, расстройства стула, энурез, повышенная или сниженная двигательная активность. Всегда будьте рядом со своим ребенком во время перемен, делайте все постепенно, поддерживайте его – и он быстрее научится новым навыкам.
Методика гарантирует непрерывный ночной сон у ребенка до 10-11 месяцев
Большинство здоровых детей, родившихся в срок, способны к году отказаться от еды в течение ночи, но для детей младшего возраста это может быть не физиологично. Им все еще требуются 1-2 ночных кормления. Для детишек с малым весом, находящихся в стрессе, болеющих, число кормлений может быть больше. Методики, жестко ограничивающие ночные кормления, могут навредить здоровью Вашего малыша. Не используйте такие методы, не получив «зеленый свет» от своего педиатра. Если ребенок просыпается каждый час, чтобы поесть, проанализируйте причины. Возможно, у ребенка сформировалась вредная привычка – связь кормления и сна. Работаем с этой привычкой, но не лишайте ребенка еды, если она ему необходима.
Методика не учитывает потребности и ценности семьи
Если методика или консультант не предполагают никакой гибкости в ее реализации, Вы можете столкнуться с тем, что методика в лучшем случае просто не сработает. В худшем – Вы почувствуете, что делаете «все правильно», а Вам и ребенку становится только хуже. Помните, что методики создаются для Вас, а не Вы – для методики. Для приучения к самостоятельному засыпанию крайне важна уверенность мамы в том, что это необходимый шаг и ее ребенок будет уметь больше, спать лучше. Если методика такой уверенности не дает, попробуйте взять те элементы, которые Вы готовы внедрять сейчас, и откажитесь от тех действий, которые вызывают в Вас протест.
Итак, какую же методику выбрать?
Мы рекомендуем мягкие методы, основанные на физиологии и психологии детей младшего возраста. Наш метод не разрушает привязанность, учит маму быть внимательной к сигналам малыша, может быть адаптирован под разные принципы воспитания. Мы уделяем внимание тому, чтобы приучение к самостоятельному засыпанию не влияло на качество грудного вскармливания, если мама планирует его продолжать. Мягкий метод всегда предполагает подготовку малыша и мамы к самостоятельному засыпанию, мы не «вбрасываем» ребенка в непривычные условия некомфортным способом.
Наши консультанты консультанты по детскому сну также являются специалистами в области детской психологии и грудного вскармливания. Будем рады помочь Вам решить проблемы со сном и сделать Вашу жизнь немного спокойнее и проще.
Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»
самостоятельное засыпание… — запись пользователя Лёля (Lyolya1983) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Режим дня
во сколько класть спать ребенкаДля меня самостоятельное засыпание ребенка всегда было из разряда фантастики! И всегда казалось что этому ребенка можно научить только постепенно ломая его психику! под кат длинный пост
Первый ребенок у меня родился в довольно молодом возрасте(19 лет), когда ему было полгода с его отцом мы разошлись, я переехала в однокомнатную съемную квартиру и сына стала класть спать с собой, так мне было легче и в моральном и физическом плане. И он настолько привык к совместному сну, что до первого класса я не могла его отучить спать в моей постели, и даже когда у меня появился мужчина и мы решили жить вместе, мне приходилось укладывать сына ложась с ним в его кровать и уходить когда он уснет, но проснувшись ночью он все равно приходил ко мне и спал до утра рядом со мной! Поэтому когда родилась дочь я четко решила для себя что во чтобы то ни стало приучить ее спать не просто в своей кровати но и в своей комнате! Когда я была беременна, ближе к родам я стала готовить детскую комнату, на что муж мне заявил что я сумасшедшая раз решила ложить спать ребенка в соседней комнате!(комната смежная с нашей), на что я просто никак не среагировала а молча продолжила подготовку к рождению малышки). Первые 8 месяцев я мечтала поспать хотя бы 6 часов подряд! За ночь я вставала порой до 10 раз! Муж неоднократно предлагал забрать ребенка под бок и не мучиться, на что я твердо сказала "я лучше сейчас потерплю, зато потом избавлю себя от многолетней проблемы!!!!!
И вот наступил тот долгожданный момент, примерно в 8,5 месяцев,когда моя дочь стала давать мне спать по ночам!Причем это наступило резко, в один прекрасный день...вернее ночь) Она просто стала спать всю ночь! С 21:00 и до 5:00! Я за эту ночь раз 5 встала сама, и чуть ли не начала бить тревогу что с ребенком что-то не так! Только вчера я вставала 4 раза за ночь к ней, а сегодня она спит и не просыпается! Я подходила к ней трогала, подставляла палец под носик чтобы убедиться что ребенок дышит, но она вздохнув отворачивала голову и продолжала спать) Так начались мои долгожданные ночи сладкого сна!....Мне казалось что я высыпаюсь от 6 часов беспрерывного сна и готова горы свернуть не то что с ребенком заниматься целый день))))
Засыпала Ксения у меня всегда быстро и без особых проблем. Я брала ее на руки, давала ей грудь и через 2-3 мин она спала! Если через 2-3 минуты не засыпала я не мучила ни ее ни себя а давала ребенку минут 10-15 догулять, и повторяла попытку уложить! Но она всегда засыпала на руках!!! всегда!! Пыталась ложить ее на свою кровать и давать грудь, она ела но не засыпала, сколько бы не лежали, все равно приходилась брать ее на руки и качать пару минут чтобы уснула.
Сейчас Ксении 10 месяцев, мы продолжаем ГВ, но я читая множество постов на тему самостоятельного сна, поняла что это оптимальный возраст приучить ребенка с наименишими потерями как говориться! Ну и проводив папу в командировку на 2 месяца решила что пора начинать!
18.11.15
подъем в 9:00 (обычно в 8:00, но сегодня ночью по какой то причине проснулась в 2 часа и целый час что-то мне рассказывала душещипательно, потом укачала спать)
в 9:15 завтрак каша
в 11:00 смесь
в 11:45 положила ее в кроватку рядом положила ее любимую мягкую игрушку и накрыла одеялком) сказала что Ксюша будет бай, зашторила окно, выключила телевизор и села рядом с кроваткой.(везде пишут что первый раз ребенка нежелательно оставлять сразу одного и нужно постепенно к этому прийти), но видя что мое присутствие ее только веселит, встала и вышла из комнаты. Сначала она кричала мне что-то вроде "Эй" потом судя по звукам начала играть с игрушкой, через 20 минут я зашла в комнату, она не удивилась но заулыбалась и стала прикладываться на подушку. Подойдя к ней я поняла что она накакала и мы пошли мыть попу, поменяли памперс, и я снова положила ее в кроватку рядом игрушку и укрыла одеялком, и вышла. Те же крики в догонку "эй", которые продолжались минут 5, потом что-то типо выдавливания из себя плача, примерно минуту, потом занялась игрушкой и через 5 минут замолчала в 12:35 она уже спала! Все это время я сидела за стенкой на диване и занималась своими делами! Первый опыт самостоятельного засыпания прошел на 5+! Двигаемся дальше.... проспала 3(!!!!)часа
15:30 подъем
16:00 обед (если это можно назвать так) пюре цыпленок с овощами и 90 грамм смеси
17:45 попросила грудь и уснула пока сосала, спала 40 минут
19:00 ужин каша
20:30 смесь
21:00 переодеваемся на ночь и укладываемся, на ночь всегда засыпаем на сисе и сегодня не исключение, НО всегда держала на руках прикачивала пока не заснет крепко, а сегодня как только отпустила грудь положила в кровать, она лежала копошилась, потом начала хныкать, новсе же заснула...через 10 минут резко и сильно заплакала, я взяла ее на руки а она рыдала навзрыд и мне пришлось включить свет и разбудить ее и потом снова укладывать уже на руках....думаю самостоятельный сон на ночь дастся нам не легко и не скоро.....уснула в 22:00 оценка именно самостоятельного засыпания 3- (не 2 потому что все таки она попыталась заснуть сама, но и не выше т к все таки я ее укачивала на руках) едем дальше.....
19.11.15
проснулась в 6:30 (первый раз) пока сосала сисю так и не уснула, в 7:00 прозвонил будильник, проснулся брат, начал собираться в школу, какой уж тут сон....
7:40 завтрак каша
8:30 смесь
8:45 положила в кровать и вышла, 15 минут вошкалась, бубнила что-то, "эйкала" потом уснула))) засыпание на 5+ проспала 3 часа!
11:50 подъем
12:45 обед-суп куриный
13:50 грудь и немного смеси, т к не наелась
14:15 положила в кровать и вышла, минут 10 играла с игрушкой, потом попела, побубнела, немного по "эйкала" и уснула в 14:50 проспала почти 2 часа
16:30 подъем
17:30 пюре яблочное
18:30 каша гречневая
20:30 купание
20:50 смесь
21:00 грудь и уснула на руках пока сосала.... скорее всего самостоятельное засыпание на ночь откладывается до полного отлучения от груди, т к привыкла уже с рождения к этому ритуалу, купание-сися-сон, или переодевание-смесь-сися-сон....ну и ладно...засыпает быстро без качания и совсем не напрягает....едем дальше)
20.11.15
проснулась опять в 6:30, забрала к себе,до 7 лежали, нежились, обнимались,пока не зазвонил будильник и старший не начал собираться в школу, тут Ксюша с воплем счастья вскочила и стала по мне прыгать)))
8:00 завтрак каша
8:50 смесь
9:00 положила в кровать и вышла, поигралась, поболтала, все как обычно и уснула в 9:15
12:10 подъем
12:30 обед супчик овощной
13:15 вышли на прогулку, погода хорошая решили пройтись по магазинам, домой возвращались в полудреме отвлекала развлекала как могла, домой зашли, пока разделись раскапризничалась, дала грудь- уснула на руках, как говорится не отходя от кассы))) в 15:20
17:10 подъем
17:30 ужин пюре говядина с рисом и овощами
19:00 каша
20:45 смесь, грудь и спать
21.11.15
7:00 подъем
8:00 завтрак каша
9:00 смесь, в кровать через 10 минут уснула
12:20 подъем
13:00 обед супчик куриный с вермишелью
15:00 смесь
15:45 в кровать и через 10 мин уснула
в 18:20 разбудила насильно
19:00 ужин пюрешка из овощей
20:30 каша
21:30 смесь
22:00 грудь и засыпание. Сегодня уложила позже обычного, т к дневные сны большие и ночью стала просыпаться и гулять, что крайне мне не нравится! буду наблюдать дальше меняя кое что в режиме.
Итоги и выводы: Судя по всему мой ребенок был готов уже давно к самостоятельному засыпанию, а я все боялась! Как стала засыпать сама, стала дольше и крепче спать, не знаю почему, но это так!НО ночью просыпается и гуляет!!! Я думаю что это из-за того что днем высыпается хорошо! Буду менять режим немного. Становится более самостоятельной в играх, может длительное время сидеть играться сама с собой, пока я например готовлю. В общем вывод один Режим-это наше все! По режиму жить проще, спокойнее и в принципе знаешь чего ожидать!
з.ы. спасибо всем кто дочитал, если есть коментарии критика советы или поправки, милости прошу)))
Как научить ребенка засыпать самостоятельно за 7 шагов — Статьи — 7 месяцев — 12 месяцев
Всем доброго времени суток.Ситуация следующая : мой старший и единственный брат вот уже второй год как не работает. В сентябре 2018го их IT отдел закрыли, отдали на аутсорс. Три месяца получал положено пособие-зарплату, работу не искал, «имею право отдохнуть «. Потом видимо тоже не искал, ни на одно собеседование не ездил.
Весной мама (он живёт с родителями) забеспокоилась серьезно, подняла всех знакомых (и меня в том числе) «на уши» на предмет поиска ему работы. Но в те 3-4 места что мы нашли по знакомым он звонить не стал, «все не то». Сказал, что ждёт звонка с прежней работы, якобы когда увольняли обещали в течение года опять что-то открыть и позвать его. Но год уже прошёл, а никуда не зовут.
Деньги как ни странно у него кое-какие есть, маме выдаёт на хозяйство каждый месяц небольшую сумму, что-то покупает себе из одежды и пр. Т.е. на шее пока не сидит, хотя на сколько хватит его запасов… Зарплата у него была по московским меркам небольшая, хотя и расходы тоже. Он не женат, женщины нет, детей тоже. Интересуется компьютерами, играми, фэнтэзи, из дома ходит только в магазин не часто. Друзей нет.
Вот я и стала задумываться, может это уже не просто лень, желание плыть по течению и ни о чем не думать, а некое психическое заболевание? Мне кажется что он уже просто боится проходить собеседования, общаться с незнакомыми людьми. Вижу как он разговаривает с незнакомыми или мало знакомыми людьми — крайне зажимается, голос механический. Может тот же аутизм или вид социофобии усугубится во взрослом состоянии?
Я врач, но психиатрия в вузе была представлена скудно. В детстве ничего особенного за ним не помню, забалованный был конечно, особенно бабушкой. Считал себя выше, лучше, умнее, красивее))) других ребят. Друзей можно сказать не имел, так общался поскольку-постольку в школе и вузе, но после ни с кем общения не поддерживал.
С работой уже было подобное-один раз не работал 2 года, другой — 6 месяцев. Оба раза не сам находил место, первый раз я через подругу нашла, второй — позвали знакомые с прошлого места. Вот и получается, что сам он никогда работу не находил.
По характеру он интроверт, все в себе, даже с мамой ничего обсуждать не хочет, молчит или уходит в свою комнату. Я даже не знаю с какого конца зайти к этому вопросу. Не отведешь же его за ручку к психотерапевту. Работу найти ему не могу, от всего предложенного отказался.
Как вам кажется, распущенность это и лень или все-таки болезнь? Есть ли у Вас подобные случаи и что можно сделать?
Как приучить ребенка засыпать самостоятельно без укачивания
Часто бывает так, что укачивания становятся единственным способом успокоить ребенка и уложить его спать. Если это качание новорожденного малыша, который весит около 3,5 кг, то, скорее всего, тут и нет проблемы. Но ребенок становится все старше, и все тяжелее, а укачивать его становится настоящей проблемой. Особенно, если у мамы невыносимо болит спина, немеют руки или ей нельзя поднимать тяжести, а помощи от папы ждать не приходится.
Наши советы о том, как отучить малыша от бесконечных укачиваний и как научить его спать объединены в этой статье.
Укачивания – это плохо или хорошо?
В утробе матери малыш привык к постоянному укачиванию. Именно поэтому, легкое качание хорошо помогает засыпанию ребенка. Вообще, в первые месяцы жизни засыпать малышу помогает абсолютно все, что напоминает внутриутробную жизнь – темнота, постоянный ровный шум («белый шум»), лёгкие укачивания и небольшое сдавливание (пеленание).
Укачивания и любая другая помощь при засыпании малышам просто необходима. Сами малыши успокаиваться не умеют в силу незрелости мозга и нервной системы.
Родителям совсем малышей первых 3-х месяцев жизни можно не волноваться о «вредных» привычках и негативных ассоциациях. Период от рождения до трех месяцев часто называют периодом «донашивания» и адаптации младенца.
Но при этом важно постепенно чередовать свою помощь и способы упокоения, чтобы ребенок не привык к одному единственному способу. А привычка формируется, когда взрослый постоянно использует одно и то же действие (например, укачивание) в одних и тех же условиях (например, на засыпание). И это повторяется изо дня в день. Так получается, что мама сама приучила малыша засыпать с помощью одной-единственной «подпорки» ко сну – к укачиванию.
Когда малышу уже исполнилось 3 месяца, важно давать малышу шанс попробовать успокоится самому, без активной помощи. Что это значит для родителей?
Для родителей это значит:
- Постепенно реагировать на плач ребенка: не сразу бежать и хватать на руки, давать ему грудь или бутылочку, а пробовать успокоить своим присутствием, голосом, прикосновением.
- Учиться распознавать плач и потребности малыша: помнить, что причин у плача много, и потребностей у малыша тоже много, те только еда! Иногда ребенку может быть жарко и душно, он «просит» сменить ему памперс или просто соскучился по маме или папе, требует таким образом вашего внимания. Поэтому не нужно сразу бросаться интенсивно качать малыша, брать на руки или прикладывать ребенка к груди/бутылочке. Наблюдайте за своим ребенком, анализируйте его поведение и пробуйте найти разнообразные способы упокоения своего ребенка.
Почему от укачивания важно отказываться ?
Родители – очень креативно подходят к вопросу укладывания своих малышей. Кто-то прыгает на фитболе с малышом на руках, кто-то качает в коляске или катит ее, пока малыш не уснет, а кто-то укатывает в машине, потому как его ребенок может уснуть только в тех случаях, когда едет в автомобиле (такой ритуал перед сном – пару кругов по своему кварталу на автомобиле, чтобы малыш успокоился и уснул наконец-то!)
Но когда вы интенсивно укачиваете ребенка, каким-либо способом, вам стоить помнить о следующих моментах:
- Сон в движении – это некачественный сон. Во время движения коляски или автомобиля вестибулярный аппарат находится в постоянном движении и реагирует на изменение положения тела в пространстве. Мозг постоянно отслеживает изменения и потому не может погрузиться в глубокую фазу сна.
- При интенсивном качании дети не погружаются в сон, а входят в сноподобное состояние. Это пограничное состояние, похожее на сон в транспорте. Вспомните, как мы, взрослые, засыпаем в дороге во время движения транспорта. Это глубокий сон? Это помогает выспаться и проснуться бодрячком? Скорее, нет. Вот, подобное состояние «псевдосна» во время движения или постоянного качания испытывают дети.
При интенсивных укачиваниях дети не погружаются в сон, а входят в сноподобное состояние. А значит, и не отдыхают как следует.
- Укачивание превращается во «вредную привычку» на засыпание. Ребенок, который засыпает с укачиванием, будет требовать повторение этого процесса и во время кратковременных пробуждений ночью. Ведь именно так он привык расслабляться и засыпать. К укачиванию на сон иногда привыкает сама мама. Зачастую возникает ощущение, что «что-то же я делаю», и так легче. Но это иллюзия. Бывает и так, что ребенку уже не нужно качание и он протестует против него, но мама по инерции или по привычке продолжает его укачивать при укладывании.
Как уйти от укачиваний?
Некоторые дети уже к 8 месяцам начинают сопротивляться укачиваниям: выгибаться, когда их качают, капризничать. Малыши сами показывают, что уже выросли, и им не подходит такой способ успокоения. И тут родителям важно найти новый способ. Понаблюдайте, что вашего непоседу успокаивает в течение дня, и попробуйте перенести этот опыт на засыпание.
Но если вашему малышу уже больше 3-х месяцев, укачивания закрепились как «вредная привычка» на засыпания, мы предлагаем внедрять в жизнь план по уходу от качаний:
- Для начала определите, сколько времени у вас уходит на укачивание. Засеките время, запишите в дневник.
- Постепенно снижайте интенсивность своих движений: замедляйтесь, тренируйте малыша при менее интенсивных движениях уходить в сон.
- Постепенно сокращайте время укачивания. Если вам требовалось на укачивания 40 минут, замедляйтесь и останавливайтесь на 35 минутах. Держите ребенка на руках, смотрите на часы. На следующий день убирайте еще 5 минут. И так далее. Пока не придете к полному отказу от укачиваний.
Подробнее о всех шагах и алгоритм действий рассказывает ведущий консультант в нашей видеозаписи вебинара «Как уйти от вредных привычек на сон?».
В результате этих последовательных шагов мы стремимся просто держать малыша и не допускать засыпания в процессе качания. У малыша должен появиться опыт засыпания в неподвижном состоянии.
Если мама резко уберет качание, то ребенок будет сильно протестовать. Это произойдет, потому что малыше не умеет засыпать по-другому уснуть. Важно формировать этот опыт успокоения с минимальным покачиванием постепенно с каждым днем. С таким подходом у детей будут постепенно «запускаться» свои способы саморегуляции и самоуспокоения, тогда и засыпание становится легче.
И помните, что детям всегда нужна «замена». Когда уходите от укачивания, дайте в замен какое-то действие или условие для успокоения. Что стать заменой? «Белый» шум, поглаживания, легкие похлопывания, ваши ласковые слова, колыбельная или сказка. Чтобы определенное ваше действие не вошло в привычку у ребенка, чередуйте свои способы успокоения, наблюдайте, анализируйте, вводите новые. А следующим шагом на пути к самостоятельному сну станет приучение малыша ко сну в своей кровати.
Первый шаг к самостоятельному засыпанию
Если вы научили малыша засыпать без укачивания – это здорово! Это прямое подтверждение вашей последовательности, терпению и настойчивости. Но это еще не значит, что вы научили ребенка засыпать самостоятельно. Это только первый шаг в подготовке к обучению самостоятельному засыпанию.
Вам важно проанализировать, устраивает ли вас теперешняя ситуация со сном. Или малыш все же просыпается ночью очень часто, и требует взрослого быть рядом, пока не уснет. В последнем случае можно и нужно начинать обучать самостоятельному засыпанию! Мы помогаем мягко и безопасно обучать малыша успокаиваться с минимальной помощью взрослого. Для обучения сну мы предлагаем применение безопасного Метода Мягкого Отдаления. Пошаговая подробная методика рассчитана на 2-3 недели. После прохождения по программе обучения, ваш малыш будет засыпать самостоятельно, не требуя качания, часовых сидений рядом или чтения 4-ой сказки.
Самостоятельное засыпание ребенка: методика приучения
С рождением малыша у родителей появляется масса приятных хлопот, но вместе с тем возникает и немало вопросов. Особенно актуальной считается проблема сна. Надеясь на длительный и безмятежный отдых, присущий большинству новорожденных, некоторые родители сталкиваются с трудностями засыпания. Одним приходится часами укачивать младенца на руках, другим – лежать рядом, пока он успокоится. По мнению доктора Комаровского, трудности связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, а не с капризным характером или избалованностью. Правильные действия родителей и их безмерное терпение помогут справиться с ситуацией и сделать самостоятельное засыпание ребенка нормой жизни.
Содержание статьи:
Самостоятельный сон ребенка: на что обратить внимание
Стремясь научить своего ребенка заснуть в отдельной постели или комнате, нужно учитывать ряд факторов: возраст, темперамент, наличие сопутствующих заболеваний, индивидуальные особенности. Кроме того, необходимо выработать четкий алгоритм действий, который поможет малышу успокоиться и настроиться на сон.
Преимущества
В последние годы специалисты все чаще высказываются в пользу совместного сна мамы и младенца. Несомненно, имеется много плюсов от такого отдыха. Но вместе с тем, существует и ряд моментов, которые подталкивают родителей приучать ребенка к самостоятельному засыпанию.
- Отсутствует вероятность травмирования со стороны мамы или отца (если малыш располагается в центре постели).
- Увеличивается свободное пространство, позволяющее часто изменять позы во время сна как родителям, так и крохе.
- Возрастает возможность для родителей полноценно выспаться и почувствовать себя бодрым и отдохнувшим.
Помехи для самостоятельного засыпания
Из-за несовершенства нервной системы малыши быстро устают, поэтому полноценный и качественный сон им необходим больше, чем взрослым. Но порой научить их самостоятельно засыпать является довольно сложным процессом. Сталкиваясь с такими трудностями, родители теряются, и не могут обойтись без посторонней помощи. Доктор Комаровский в беседах с молодыми мамами указывает на следующие причины, по которым ребенок старается завладеть вниманием мамы.
- Дискомфорт, связанный как с условиями в спальне (температура, влажность, шум), так и с тесной одеждой, плохими подгузниками, неудобной постелью.
- Физиологические факторы в виде насморка при простуде, колик в животе, режущихся зубов, когда присутствие мамы успокаивает и помогает справиться с болью.
- Повышенная возбудимость, неспособность выйти из режима активности, требующая присутствия матери или отца у постели малыша.
- Страхи, связанные с темнотой, тишиной, скандал, ругань в семье, кошмарные сновидения, которые могут присниться под утро.
- ОРВИ, аллергии и иные более серьезные заболевания, требующие обращения к врачу.
В каком возрасте начинать
Наиболее спокойными считаются дети, с раннего возраста привыкшие к режиму дня. По мере взросления распорядок постепенно преобразуется, что связано с увеличением периода бодрствования – малыши могут играть по нескольку часов в день. В первый триместр жизни время отдыха новорожденного постоянно меняется, что обусловлено адаптацией к новым условиям существования. Присутствие мамы на этом этапе считается важным моментом, поэтому она должна находиться всегда рядом. Не доставляют особых хлопот детки, находящиеся на искусственном вскармливании. Они, как правило, засыпают с пустышкой.
Планируя приучать ребенка к самостоятельному сну, врачи советуют проявлять индивидуальный подход с учетом особенностей организма малыша.
Внимание! Начинать процесс можно с месячного возраста. Главное, чтобы младенец чувствовал себя нормально, и не страдал от недомоганий. Оптимальным считается возраст старше трех месяцев.
Хороший вариант, как укладывать ребенка спать без укачивания, предлагает доктор Комаровский. Он советует поставить кроватку в комнате отдыха родителей сначала около их постели, затем на небольшом расстоянии. Это позволит малышу видеть маму, но находиться при этом на собственной территории.
Лучшее время для отхода ко сну
Начиная с четвертого месяца, следует четко определить, во сколько можно укладывать ребенка спать. Многие бабушки до сих пор советуют класть малыша в постель не позднее 21.00., а будить в 6-7 утра. Это вполне разумно и обоснованно. Общая продолжительность ночного отдыха составляет 9-10 часов, что при суточной норме в 12-15 ч. считается оптимальным. Такой график удобен как для ребенка, который в будущем пойдет в детский сад, так и для мамы, особенно, если она работающая.
Важно знать! По версии западных ученых период, в течение которого следует укладывать ребенка, составляет от 18.00 до 20-30, причем утренний подъем все равно намечается на 7 часов. По мнению специалистов, именно в этот период у малышей вырабатывается гормон мелатонин.
Идеальным принято считается следующее время для засыпания:
Возраст ребенка | Время укладывания/час. |
---|---|
Грудничок и трехмесячный малыш | 19.00-20.00 |
3-6 мес. | 19.00-20.00 |
6-12 мес. | 19.00 |
1-1,5 года | 21.00 |
1,5-3 года | 20.00-21.00 |
3-4 года | 19.30-20.00 |
Дошкольники | Не позднее 20.30 |
Однако с учетом особенностей организма собственного ребенка родители должны самостоятельно определить время вечернего погружения в сон, и придерживаться его ежедневно.
Важность вечерних ритуалов
Одним из методов организации самостоятельного засыпания считаются вечерние ритуалы. Выполняя ежедневно привычные действия в определенной последовательности, малыш научится быстро успокаиваться и погружаться в сон. Специалисты рекомендуют формировать данную привычку после 6-7 месяцев, и предлагают массу вариантов.
Подобрать наиболее оптимальный для своего ребенка можно экспериментальным путем, главное, проявлять терпение. Как правило, работают такие способы:
- водные процедуры – купание необходимо проводить ежевечерне;
- расслабляющий массаж;
- прощание с солнышком и птичками;
- рассматривание яркой цветной картинки;
- пение колыбельной;
- чтение сказок или иных книг;
- проговаривание одних и тех же фраз, которые являются сигналом окончания ритуала.
При таком подходе намного легче уложить спать месячного ребенка, нежели годовалого. Положительных результатов можно добиться только при нормальном самочувствии новорожденного. Важно!В случае появления различного рода недомоганий (прорезывание зубов, температура, колики) или более серьезных заболеваний, ритуалы рекомендуется на время исключить из режима дня, и вновь вернуться к ним после выздоровления.
Известные методики обучения самостоятельному засыпанию
На сегодняшний день существует несколько эффективных методик, каждая из которых знакомит родителей, как уложить двухмесячного ребенка спать, или приучить малыша постарше к самостоятельному засыпанию.
«Самоуспокоение». Состоит в использовании мягкого тактильного воздействия и проговаривания определенных фраз, привыкая к которым малыш научится быстро засыпать. Ускорить процесс можно с помощью формирования вечернего ритуала, создания комфортных условий в спальне или детской комнате. Важно соблюдать последовательность действий и стараться воздержаться от тесного контакта (брать на руки, когда он плачет).
«Долгое прощание». Подходит тем родителям, которые не переносят плач малыша. Уложив его в постель, следует садиться в детской, но с каждым разом увеличивая расстояние между собой и кроваткой. Итогом станет привычка ребенка интуитивно чувствовать присутствие мамы, не подозревая о том, что она находится уже за пределами спальни. Укладывать его следует в состоянии, когда он начинает дремать, сопровождая ласковыми поглаживаниями и теплыми словами.
«Фейдинг». Довольно продолжительный по периодичности метод, предполагающий укладывание ребенка спать с помощью сказки или разговора. По мере привыкания чтение должно отнимать все меньше времени, пока малыш не научится засыпать самостоятельно. В случае необходимости можно погладить его, сделать легкий массаж или дать выпить молока или воды.
«Объяснение». Техника подходит родителям, которые не знают, как уложить вовремя двухлетнего ребенка спать. Метод состоит в том, чтобы отучить младенца от груди, бутылочки со смесью или кормления перед сном, особенно трехлетнего и более старшего малыша. С помощью придуманной истории о том, почему больше не будет молока (еды), которую следует рассказывать несколько раз в течение дня, укладывание станет более легким и безболезненным для малыша.
«Метод Фербера». Данный вариант приучения направлен на то, чтобы ребенок мог не реагировать на отсутствие матери в детской во время сна. Уложив его в постель, следует тут же покинуть комнату. При любом всхлипывании, плаче необходимо возвращаться обратно, но при этом каждый раз увеличивать интервал, при котором мама находится в коридоре. В первые дни такие циклы могут повторяться многократно до 20 раз за ночь, но постепенно они будут урежаться, и со временем у малыша выработается привычка засыпать самостоятельно.
Совет! Чтобы научить ребенка засыпать без слез, следует ознакомиться с одноименной книгой Элизабет Пентли.
Недостатки альтернативных методов укладывания
С первых дней жизни младенца родители стремятся к тому, чтобы он полноценно отдыхал, поэтому применяют довольно распространенные методы, которыми пользовались еще наши бабушки.
Однако современные специалисты утверждают, что это вызывает постепенное привыкание, и ребенок становится зависимым, не стараясь самостоятельно уснуть.
Укачивание
Наиболее распространенным вариантом считается качание в люльке, кроватке или просто на руках. Доводы врачей против такого метода являются вполне разумными и объяснимыми. В силу неразвитости вестибулярного аппарата у младенца при монотонных повторяющихся движениях увеличивается вероятность появления головокружений. Это не только отрицательно сказывается на его самочувствии, но и часто приводит к потере сознания. Качать – это значит вызывать психологическую зависимость, и малыш тяжелее привыкает к самостоятельному засыпанию.
Сон с грудью
Мамина грудь является для младенца не только источником пищи, но и привычным способом самоуспокоения в любой стрессовой ситуации. Он получает удовольствие от сосания, вследствие чего он расслабляется, успокаивается и засыпает. Но привычка укладывать в процессе кормления его грудью со временем создает проблемы как матери, так и самому малышу. По мере взросления, у карапуза уменьшается потребность в молоке, которое постепенно заменяется адекватной взрослой пищей. Однако зависимость мешает ему уснуть самостоятельно, и он начинает раздражаться и плакать. Мама тоже не может нормально отдыхать. С одной стороны из-за отсутствия сна у ребенка, с другой, потому приходится брать его в свою постель.
Совместный сон
Совместный ночной отдых играет огромную роль в психоэмоциональном развитии малыша. Чувствуя близость матери, он, как правило, быстро засыпает и спит спокойно. Тесный контакт необходим младенцу в первые три месяца жизни. Привыкшему к внутриутробному существованию, ему трудно находиться в одиночестве, не чувствуя тепла и запаха родного человека. Поэтому, приучать ребенка к самостоятельному засыпанию необходимо постепенно.
Врачи рекомендуют, начиная с четвертого месяца, приучать грудничка к засыпанию в собственной кроватке в целях гигиены. Здесь учитывается еще и тот факт, что присутствие в одной постели с обоими родителями вредит его здоровью, особенно если папа употребляет спиртное, пары которого могут вызвать удушение.
Выводы
Ребенку проще приучиться к самостоятельному засыпанию, если процедуру обучения начинать с раннего возраста, но не следует применять этот процесс в качестве дисциплинарной меры. Доказано, что каждое изменение и нововведение в жизни малыша сопровождается стрессом. Однако терпение и ласка близких людей помогут ему адаптироваться в собственной спальне и наслаждаться сном в удобной постели.