Потешки для детей 6 месяцев – СТИШКИ-ПРИБАУТКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ — запись пользователя развитие детей (pr567895) в дневнике

Содержание

Развивающие игры для детей от 6 до 9 месяцев или пальчиковые потешки

Цель: совершенствование действий с предметами – передвижения, извлечение звуков, подражая взрослым.

Игры и упражнения, укрепляющие мышцы, развивающие движения рук и пальчиков

«Жили мышки»

Раскройте ладошку и водите по ней пальцем, читая потешки:

Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!

«Пальчик-мальчик»

Легонько массируя и поглаживая пальчики малыша, читайте потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

« Ах, какие глазки!»

Для игры понадобится кукла с закрывающими глазами.

Продемонстрируйте малышу, как можно закрыть и открыть глазки у куклы.

Придерживая его руку, указательным пальцем ребёнка повторяем действия, проговаривая ситуацию.

Уберите игрушку, а через какое-то время покажите её малышу, задав вопрос: « А где глазки?»

Выдержите паузу, после того, как малыш покажет, произнесите: « Ах, какие глазки! Закрой глазки».

Если не получается произвести действия, покажи снова.

Повторяйте игру много раз, меняя игрушки, пока малыш сам не научится вытягивать пальчик, прижав остальные к ладошке.

Стимулирование умения пальчиками брать, перекладывать и отпускать предметы

« Собираем ягодки»

Приготовьте объёмные «ягодки» из поролона, а плоские – из плотного картона.

Разложите предметы на полу, а рядом на животик положите малыша.

Побуждайте его достать их, пощупать, переложить из одной руки в другую и передать взрослому.

Учите объёмные предметы брать всей рукой, а плоские – пальцами.

« Цветная гирлянда»

Приготовьте из плотного картона колечки диаметром 5-7см и отверстием посередине.

Раскрасьте их разноцветными красками или фломастерами.

Наденьте колечки на карандаш и, показывая малышу цветную гирлянду, снимите с карандаша колечко.

Побуждайте его повторить ваши действия: снять колечко и бросить на пол.

« Ленточки из баночки»

Понадобится баночка с пластмассовой крышкой, в которой следует проделать отверстия, и ленты разных цветов.

Поместите ленты в банку, а концы протяните в отверстия.

Продемонстрируйте малышу, как нужно тянуть ленты, взявшись за их кончик пальчиками.

После того, как малыш справится с заданием, поиграйте с ними, ощутите текстуру, подбросьте кверху.

Повторите игру.

Игры, развивающие действия с предметами

Стимулирование умения брать предметы из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, бросать

« Звенящие баночки»

Для игры подберите пластиковые баночки, заполните их крупой.

Обязательно проверьте на плотность, чтобы избежать высыпания содержимого.

Потрясите баночку и протяните малышу, побуждая повторить действия.

Научите встряхивать её и перекладывать из одной руки в другую.

Повторите эти движения с другими баночками.

Играйте в положении лежа на животе, побуждая переворачиваться и доставать предметы.

«Играем, извлекаем, познаём»

Возьмите несколько игрушек, издающих звуки.

Покажите одну из них, назовите её, извлеките звук.

Предоставьте малышу возможность взять её в руки, нажать, чтобы она запищала, поиграть с ней, перекладывая из одной руки в другую.

Если игрушка перестанет интересовать, привлеките внимание к другой игрушке, повторяя аналогичные действия.

« Мы бросаем»

Поместите разные игрушки: мячик, погремушку, мягкие игрушки, кубики и другие, в кроватку или манеж.

Продемонстрируйте малышу, как можно бросать их, отслеживая падение и дальнейшее движение.

Совершайте действия последовательно друг за другом, наблюдая за игрушками.

Со временем малыш будет радоваться и поймет, что все предметы по- своему звучат и двигаются.

«Звуки из ведёрка»

Потребуется подобрать различные предметы по звучанию и детское ведёрко.

Установите его так, чтобы малышу было удобно бросать в него предметы, прислушиваясь к их звуку.

После заполнения ведра, переставьте его в другое место, побуждая малыша продолжить игру.

Игра научит ребёнка бросать предметы, брать их разными руками, перекладывая из одной ручки в другую, передвигаться.

« Воздушные шарики»

Привяжите воздушные шарики по периметру кровати.

Покажите, как можно с ними играть: опускать и поднимать за тесёмочку обратно.

Будьте внимательны — следите, чтобы шарик не лопнул и не испугал малыша.

Играя с шариком, выбрасывая и поднимая его, ребёнок познаёт связь между причиной и следствием.

Стимулирование умения подражать действиям взрослых

« Шарики в бутылке»

Поместите в маленькую пластиковую бутылку шары.

Эта забавная вещь с разноцветными шарами внутри, при перемещении будет греметь, занимая малыша.

Подтолкните её, чтобы она покатилась, привлекая внимание.

Играя, ребёнок научиться толкать предметы, подражать вашим действиям

« Толкаем мяч»

Толкните мяч так, чтобы он покатился к стене, ударился и вернулся обратно.

Совершайте действия несколько раз, привлекая внимание малыша.

Помогите ему повторить движения. Предоставьте возможность сделать это самостоятельно, подражая вам.

« Достаём прищепки»

Приготовьте коробку с прищепками и поднос.

Не забывайте про чистоту предметов.

Доставайте из коробки прищепки и бросайте на поднос, восклицая: «Бах! Упала прищепка. Возьми (имя), брось её».

Малыш научится подражать вам, повторяя ваши действия.

Тоже можно проделать с детским ведёрком и кубиками.

Важно помнить! Для игры выбирайте предметы безопасные для ребёнка.

Стимулирование умения совершать действия с предметами: открывать, снимать, скатывать

«А что в кастрюльке?»

Возьмите небольшую кастрюлю с крышкой и какие-нибудь фрукты: яблоко или банан.

В чистую кастрюлю положите порезанные фрукты и закройте крышкой.

Приоткройте крышку и, показав её содержимое малышу, закройте.

Попросите его повторить ваши действия и взять, находящиеся внутри фрукты.

Помогите, если у малыша что-то не получается.

Ребёнок научится открывать крышку, вынимать содержимое, держать в руках, пробовать на вкус.

« Колечко пирамидки»

Поставьте разноцветную пирамидку и медленно снимите колечко.

Предложите ребёнку повторить ваши действия.

Если малышу сложно это сделать, помогайте ему, проговаривая движения.

Для разнообразия меняйте кольца местами, побуждая малыша поиграть.

« Катим шарик с горки»

Для игры потребуется небольшая горка и шарики. Продемонстрируйте малышу, как скатить шарик с горки.

Предложите ему повторить ваши действия.

Игра научит малыша брать шарик в руку и скатывать его с горки.

Видео по теме

Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.

Развитие речи у детей 7-12 месяцев

Речь ребенка развивается активными темпами где-то после полугода, когда малыш начинает осознавать, что он может издавать различные звуки, меняя форму губ и языка. В 6 месяцев дети начинают лепетать.

В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ «ба-ба» произносит «да-да» — уже с помощью языка.

После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита («ах-ба-ди-да-га-ма»), он начинает соединять такие «слова» вместе — «ба-ба-ба-ба», сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова — «мама», «папа», хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.

7 месяц


Где это?

 

Малыш уже хорошо понимает вопрос «Где?». Поэтому почаще спрашивайте его о разных предметах, которые всегда находятся в привычном ребенку месте: «Где окно?», «Где коляска?», «Где твоя кроватка?», «Где лампа?» и т.д. Малыш будет показывать вам на них пальчиком.
Где кошка?
Затем начинайте задавать ребенку вопрос о тех предметах, которые не имеют своего постоянного места в доме: «Где мячик?», «Где кошка?» и т.д.


Где неваляшка и где пирамидка?


Расположите перед ребенком неваляшку и пирамидку. Скажите: «Это неваляшка, а это пирамидка». Теперь спросите малыша, где неваляшка, а где пирамидка. Кроха взглядом ответит вам. Поменяйте игрушки местами и опять спросите.


Перекличка


Малыш в этом возрасте подолгу лепечет. Повторяйте за малышом эти слоги, которые он произносит.


Поговори с игрушкой


Возьмите в руки игрушку и поговорите с малышом как бы от ее имени: «Привет малыш! Как тебя зовут? Арина. А меня собачка Гав. Где твоя мама? А вот, вижу. А папа? На работе? А вот посмотри, как я умею подпрыгивать вверх (подбросьте игрушку вверх и снова поймайте её). А ты так умеешь?» и т.д.


Тихо – тихо – тишина


Возьмите куклу в руки и расскажите малышу стихотворение, в конце каждой строчки прикладывайте палец к губам:


Тихо. Тихо. Тишина. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-

Просит музыки она. Тссс-
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

             (В.Берестов)


После окончания стихотворения спойте малышу любую песенку громким голосом, чтобы он ощутил контраст между тихим и громким звучанием.


Ладушки


Возьмите ручки ребенка в свои и похлопайте ими в ладошки, приговаривая:


— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!


Вскоре малыш сам начнет хлопать в ладошки, как только услышит первую строчку этой потешки.


По имени


Учите малыша откликаться на своё имя –

зовите его по имени. Так же знакомьте его с именами других детей, с которыми общается ваш малыш.


Пестушки и потешки


Наполните жизнь малыша потешками и пестушками.

 

 

Во время умывания:


***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.
***
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.
***
Нос и щечки мой, ручонка!
Чистый будет наш мальчонка!
(или «Будет чистая девчонка»!)


Во время подмывания:


***
Раз ку-ку, два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Попка в кислом молоке.


Во время купания:


***
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.


Во время одевания:


***
О-о-ой, соловушка поет,
Слова молвить не дает!
Соловейка, соловей,
Одевайся веселей,
Там, за дверью — Дед Мороз,
Щип за щечку!
Щип за нос!

      (Н. Пикулева).


***
Одеваем рёвушку:
Шапку на головушку,
Валенки — на ножки,
А на них — калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни!
(Г. Лагздынь)

Во время утреннего просыпания:


***
Ручки-ручки-потягушки
И ладошки-похлопушки.
Ножки-ножки-топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
ладошки и ножки,
щечки-цветочки -чмок!


В конце потешки поцелуйте ребенка.

Во время засыпания:


***
Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.

        (отрывок из колыбельной И.Гуриной)

Во время кушаний:


***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось –
Ни крупинки не осталось!

                        (Пересказ С.Маршака)


***
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!


***
Куклу?
Кормили.
Зайку?
Кормили.
Мишку?
Кормили.
А Машу?
Забыли.


***
Наша ложка непослушна:
Вместо рта полезла в ушко.
Ай-ай-ай! Какая ложка!
Накажу ее немножко.

                (Г. Лагздынь)


***
Плывет кораблик по волнам,
Плывет, плывет — и прямо в рот! АМ!

Поднося ложку ко рту малыша, слегка раскачивайте ее, как «кораблик».

Если малыш плачет:


***
Ты не плачь, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!

8 месяц


Пока, пока!


Когда вы или кто-то другой выходит из комнаты или куда-то идет – нужно говорить: «Пока, пока!» и махать на прощание ребенку ручкой.


Холодная и теплая вода


Подставьте руки малыша под струю теплой воды и скажите: «Теплая водичка». Затем включите прохладную воду и скажите: «Холодная водичка».


Простые просьбы


Ребенок уже понимает и может выполнять простые просьбы: «Дай, ложись, иди ко мне, выплюнь» и т.д.


Рассказываем об игрушках


Возьмите в руки любую игрушку и немного расскажите о ней: «Это котенок. Он белого цвета. Мягкая шерстка. Вот у него нос, уши, глаза, усы, лапы, хвост».


Звуковое сопровождение


Играя с малышом, сопровождайте ваши действия звуками: «машинка едет «ж-ж-ж», самолетик летит «в-в-в», поезд гудит «ту-ту»», а так же такие слова как «бум», «бах», «шлёп», «хлоп» и т.д.


Веселый клоун и грустный ёжик


Возьмите в одну руку клоуна – он будет у вас играть веселого героя, в другую – ёжика – он будет грустный. Разыграйте перед ребенком диалог – говорите за клоуна весело, а за ежика грустно. Придумайте историю, что случилось с ёжиком (не может насобирать грибов, боится лисицу и не знает, что ему надо сворачиваться клубочком, потерял маму и т.д.)


Задавайте вопросы


Общаясь с ребенком, задавайте ему вопросы: «Ты хочешь пить?» «Во что поиграем?» «Когда же наш папа придет?» «Ты не видел, куда я дела свою расческу?» и т.д. Малыш хоть и не сможет ответить вам, но по крайней мере попытается. Выждав минутку — сами ответьте за ребенка «Хочу пить» «Поиграем в пирамидку». «Папа придет скоро» «Вон лежит расческа».

9 месяц


Слово — предмет


Чтобы ребенок усвоил взаимосвязь между словом и предметом, назовите ребенку любой предмет, например, «книжка» и вслед за этим покажите малышу книжку, «погремушка» — через несколько секунд покажите малышу погремушку и т.д.


Изображение – предмет


Проведите для ребенка ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Рассматривая иллюстрации в книгах или на картинках, показывайте ребенку соответствующие предметы. «Это барабан (показываем нарисованный), а это тоже барабан (показываем настоящий). На нем можно играть – вот так «бум-бум-бум» (бьем ладошкой по барабану)». «Это кися (показываем нарисованную), а это настоящая кошка (гладим кошку) и т.д.


Где? Где? Где?


Положите перед ребенком три знакомых ему предмета, например, пирамидку, юлу и матрешку. И спросите: «Где пирамидка?», «Где юла?» «Где матрешка?» Поменяйте местами игрушки и снова задайте вопросы.


Пойдем гулять
Перед тем как пойти спать, умываться, кушать, гулять, играть, оповещайте об этом малыша. Говорите: «Сейчас мы пойдем гулять», «Сейчас приготовиться кашка и будем кушать» и т.д.


Кукушечка


Покажите ребенку нарисованную или игрушечную кукушку и спойте украинскую песенку:


Прилетела кукушечка
Из темного леса,
Села.
Села и запела:
— Ку-ку!
Ку-ку!
Ку-ку!


У Арины есть…


Начинайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Ребенок лежит на спинке, а вы приговариваете:


У Арины есть глазки, чтоб смотреть. (Дотроньтесь до глаз.)
У Арины есть ушки, чтобы слушать. (Дотроньтесь до ушей.)
У Арины есть носик, чтобы нюхать. (Дотроньтесь до носика.)
У Арины есть ротик, чтобы кушать. (Дотроньтесь до ротика).
У Арины есть ножки, чтобы бегать. (Поделайте ногами ребенка «велосипедик»)
У Арины есть ручки, чтобы махать. (Помашите руками.)


Жили у реки утята


Во время купания запустите к ребенку в ванну резиновые игрушки утят и расскажите стихотворение:


Жили у реки утята,
Очень дружные ребята.
В речке плавали, играли,
И друг друга догоняли.
Поиграйте с ребенком в игрушечных утят.

10 месяц


Новые слоги


Побуждайте малыша повторять за вами новые слоги, которых еще нет в речи вашего малыша: «за, но, ва» и т.д.


«Лепетные» слова


Учите малыша произносить первые осознанные слова из знакомых ему слогов: «Скажи ма-ма. Где мама?», «Скажи па-па. Где папа?», «Скажи ба-ба. Где баба?», «Скажи га-га. Где гусь?», «Скажи ням-ням», «Скажи дай» и т.д.


Повседневные предметы


Знакомьте малыша с названиями предметов, которые его окружают. Перед тем как надеть шапку, покажите ее ребенку, дайте потрогать и скажите «шапка», ставя перед ребенком тарелку с кашей, скажите «это тарелка, а тут каша», если малыш взял в руки мяч, скажите «мяч» и т.д.


Рассматривание книг


Активно рассматривайте с малышом детские книги с крупными предметными рисунками во всю страницу. Спрашивайте: «Где гав-гав, где мяу-мяу, где ко-ко?» Побуждайте малыша повторять за вами эти слова.


Чтение книг


Читайте малышу книги с потешками, детскими стихами (А.Барто, Е.Благининой и др), параллельно привлекая внимание малыша к иллюстрациям.


Где же наши ушки?


Продолжайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Рассказывайте стихотворение, дотрагиваясь до называемых частей тела:


Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где губки? Прячут зубки!
Ну а ротик на замочек!


Этот пальчик хочет спать


Поиграйте с пальчиками малыша. Рассказывая стихотворение, дотрагивайтесь до каждого пальчика и сгибайте его:


Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — лёг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «ура!»
Всем на улицу пора!


Гуси, гуси, га-га-га


Покажите ребенку игрушку или картинку гуся и волка и расскажите потешку:


— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
— Серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет!
— Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!


Зайка, зайка прыг да скок.


Рассказывайте ребенку стихотворение и изображайте игрушечным зайчиком соответствующие действия.


Зайка, зайка прыг да скок,
Побежал через мосток.
Быстро в огород попал,
И морковки там нарвал.


11 месяц


Вот сколько мячиков


Положите перед ребенком 2-3 мячика и несколько других игрушек. Спросите: «Где мячики?» Ребенок должен разыскать все мячики, если он пока нашел только один, помогите ему: «Где еще мячик?». Объедините мячики в кучку и скажите: «Вот как много мячиков».


Пожалей, погладь, позови


Побуждайте малыша выполнять, а главное понимать ваши просьбы: «Пожалей лялю (куклу)», «Погладь кошку», «Поцелуй маму», «Понюхай цветочек», «Позови папу кушать, скажи «иди папа!» и т.д.


Первые запреты


Именно в этом возрасте малыш сталкивается с первыми запретами. Их не должно быть много. По возможности обезопасьте квартиру (закройте розетки, уберите с нижних полок бьющиеся и другие опасные предметы и т.п.). Но всё же, наверняка, останутся какие-то ситуации, когда вам будет необходимо твердо сказать «нельзя» и постараться переключить внимание ребенка на что-то другое (благо, в этом возрасте это сделать не так трудно).


На улице


Гуляя с ребенком на улице обращайте его внимание на окружающую природу (деревья, травку, цветы, животных, снег, дождь, сосульки, песок, камушки и т.п.), немного рассказывайте о том, что вы видите: «Посмотри, светит солнышко. Яркое и теплое». «Вон воробей – клюёт зернышки» и т.д.


Увидев на улице, например, голубей, можно рассказать о них стихотворение:


Гули-гули прилетали!
Гули-гули ворковали:
Гуль-гуль, гуль-гуль!


Инсценировки с игрушками


Выстраивайте с игрушками, куклами небольшие сюжеты. Их может быть множество, всё зависит от вашей фантазии. Например, встретились заяц и собачка, поздоровались, сказали, что «я — заяц», а «я – собачка», решили бегать, кто быстрее, прыгать кто выше, покушали, легли спать и т.д. Или куколка ехала на машине на танцы, позвала с собой и матрешку, они поехали вместе, машина сломалась, не едет, куколки стали чинить, починили, приехали на танцы, стали танцевать и т.д.


Зайка прискакал


Возьмите игрушку зайчика и поиграйте с ребенком в веселую игру. Рассказывая стихотворение, изображайте зайчиком движения:


К Арине зайка прискакал,
Возле Насти прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок,
Обними меня, дружок.


На последней строчке зайчик «бросается» в объятия к малышу. В следующий раз вместо слова «обними» можно сказать: «поцелуй, пожалей, догони» и т.д.


Где ладошки, пальчики

 

Посадите малыша к себе на колени лицом к вам. Возьмите руки ребенка в свои и рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие движения:


Где ладошки, пальчики? (хлопаем в ладоши)
В лесу ловили зайчика (перекрещиваем руки ребенка на его груди, как бы обнимая самого себя).
Ушки на макушке (руки приставляем к голове как ушки), хвосток – малышок (дотрагиваемся до попы),
Весь дрожит, к мамочке спешит (слегка трясем малыша, раскачивая его на коленях).
Поймали, обняли — дальше побежали (обнимаем малыша)


Курочка — рябушечка


Возьмите игрушку курицы и разыграйте с ней диалог:


— Курочка — рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка — рябушечка, за чем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка — рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка — рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!


В конце можно показать ребенку игрушечных цыпляток, которые «пьют» водичку.

12 месяц


Ролевые игры


Ребенок уже вполне может играть в свои первые ролевые игры – покормить куколку, помыть, покачать ее на ручках, спеть баю-бай, уложить её спать, накрыть одеялом и т.д.


Кто что делает


В этом возрасте малыш много наблюдает. Поясняйте малышу то, что ему интересно: «Дядя пилит ветки», «Мальчик катается на велосипеде», «По дороге едет машина», «Мячик укатился» и т.д.


Детские слова


Чтобы ребенку было понятнее, пока можно говорить на его языке, облегченными словами: «топ-топ, ням-ням, бах, кися, бибика». Но если ребенок коверкает слова, говоря, например, вместо заяц – яя, а вместо солнца – соне, то тут, повторяя это слово за ребенком, надо произносить его правильно, не яя, а заяц, не соне, а солнце. Таким образом, малыш будет учиться говорить так, как надо, а не заучивать неправильно их произношение.


Что это? Кто это?


Теперь уже вы начинаете спрашивать ребенка. Взяв в руки зайчика, спросите «Кто это?». Если малыш затрудняется ответить, скажите за него «Заяц. Скажи заяц». Тоже самое спросите и про мячик: «Что это?» Пусть ребенок попытается ответить.
Ищем предмет по картинке
Положите перед ребенком несколько игрушек или предметов, соответствующих изображениям на картинках. Покажите картинку и попросите найти такой же предмет, что и на картинке.


Пальчики


Рассказывайте ребенку стихотворение и выполняйте соответствующие действия с его пальчиками:


Первый пальчик — подержи,
Второй пальчик — покажи,
Третий пальчик- постучи,
Третий пальчик — поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.


Мишка косолапый


Всем детям без исключения нравится эта веселая потешка. Разучите ее с малышом:


Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!


Мыли мылом ушки


Посадите малыша к себе на колени или рядом с собой и, рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие действия:


Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой).
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик водим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки!

 

Кто как говорит

 

Когда вы гуляете или идете куда-то с малышом, сидящим в колясочке, проговаривайте ему названия животных и те звуки, которые они издают: «Кошка: мяу-мяу; собака: ав-ав; корова: му-у-у; коза: ме-е-е; овечка: бе-е-е; гусь: га-га-га-га; утка: кря–кря, цыплёнок: пи-пи-пи-пи; курочка: ко-ко-ко-ко» и т.д.

Другие статьи по теме:

— Эмоциональные игры с мамой

— Игры на развитие движений
   — Игры на развитие слуха
   — Игры на развитие зрения

Автор статьи: Дарья Колдина

 

Игры и потешки для детей от 2 до 6 месяцев

Малыш будет намного  быстрее развиваться, чем его сверстники, с которыми родители меньше занимаются. У многих родителей возникает вопрос, в какие же это игры можно играть с маленьким ребёнком, который ничего ещё не понимает и не умеет управлять своим телом. Здесь собраны игры, предназначенные для малышей от 2 до 6 месяцев, благодаря которым вы сможете постоянно общаться с ребёнком, а так же помогать ему развивать различные способности и умения.

                Игра №1 «Забавные мячи»

                Цель игры: развивает способность к ощущениям у ребёнка, учит управлять своим телом и развивает моторику рук

Даём малышу сначала правой ладошкой прикоснуться к мячу, затем левой ладошкой. Затем,     

малышу вкладываем мячи в обе его ручки. Стараемся, чтобы малыш самостоятельно удержал мячик несколько секунд. Затем тоже самое проделываем с другим мячиком. Мячи должны быть различными: тяжёлые, лёгкие, тряпичные, резиновые, большие и маленькие. Чем больше у вас мячей, тем больше возможностей у ребёнка развивать свои ощущения и учиться их сравнивать.

Примечание: Мячи можно изготовить самим, используя для этого ткань и различные крупы для наполнителя.

                Игра №2 «Погремушка»

                Цель игры: развивает моторику рук.

                Поочередно вкладываем погремушку в руки ребёнка. Малыш учится удерживать погремушку самостоятельно и учится ею манипулировать.

                Игра № 3 «Интересная картинка»

                Цель игры: развивает способность  ребёнка фокусировать взгляд на одном предмете, формирует способность различать форму и цвет.

Над кроваткой повесьте яркую картинку, желательно с изображением одного героя, через пару дней поменяйте картинку.

                Игра №4 «Пальчики»

                Цель игры: развивает слуховое восприятие и мелкую моторику рук малыша.

Возьмите ручку малыша в свою руку. Массируйте руки и пальчики и одновременно читайте ему стихотворение:

Сидит белка на тележке.

Продаёт она орешки:

Ёжику колючему,

Лисичке сестричке,

Зайке невеличке,

Котику усатому,

Мишке толстолапому

                          или

Этот пальчик- дедушка,

этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я.

                Игра №5 «Весёлый массаж»

                Цель игры: Развитие мышц, улучшение физического развития ребёнка, а так же развивает слуховое восприятие.

Положите малыша на спину. Делая массаж его ручек, одновременно читайте ему стихотворение:

Сорока-ворона кашку варила,

Деток кормила

Этому дала, этому дала

Этому дала, этому дала

Этому не дала

Он в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил

Нет тебе кашки.

Делая массаж ножек и одновременно читаем ему стихотворение:

Кую, кую ножку

На дальнею дорожку

Надо коника ковать,

Чтоб далеко ночевать

                Примечание: Эту игру необходимо проводить каждый день

                Игра №6 «Путешествие»

                Цель игры: развивает способность к ощущениям у ребёнка, учит управлять своим телом и развивает его слуховое восприятие

Приговаривая потешку, легонько дотрагивайтесь до волос (лес), лба(поляна),нос (бугор), ротика (яма) и т.д. по тексту потешки

Тут лес,

Тут поляна,

Тут бугор,

Тут яма,

Тут грудь,

Тут живот,

Тут сердечко живёт.

                Игра №7 «Первые слова»

                                Цель игры: Развитие слухового восприятия у ребёнка, научить его говорить элементарные слова

                Посадите ребёнка на руки или перед собой и читайте ему стихотворение:

МА-Ма,ма-ма, мамочка

Па-па,па-па, папочка,

Ба-ба,ба-ба, бабушка,

Ня-ня,ня-ня,нянечка

                Примечание: Данная игра предназначена для детей с 6 месяцев.

                Игра №8 «Моя первая книжка»

                Цель игры: развитие слухового и зрительного восприятия ребёнка

                Расположите ребёнка, так как ему будет удобно в зависимости от его возраста(на животик или сидя) и покажите ему книжку. Затем возьмите её в свои руки и подробно описывайте картинки, нарисованные в книжке. Учите ребёнка самостоятельно переворачивать странички.

                Примечание: Много интересных книжек можно брать в библиотеке. Тем самым вы экономите семейный бюджет и даёте больше разнообразия для впечатлений малыша.

                Материал подготовила: Белкина Светлана Валерьевна, психолог БЮ Омской области "Комплесный центра социального обслуживания населения Называевского района"

Массаж и упражнения с потешками для детей 6—9 месяцев

Массаж и упражнения для детей 6—9 месяцев

В этом возрасте ребёнок начинает сидеть, ползать на четвереньках, вставать на ножки, держась за опору, пытается делать первые шаги. Не забывая про те упражнения, которые малыш делал раньше, неплохо добавлять и новые, при званные помочь в освоении новых навыков и умений.

Упор на ножки

Аи, дыбочки-дыбок,
Скоро мальчику годок!
Вставай-ка на дыбок —
Достанешь потолок!
Вставай и повыше —
Достанешь до крыши!

После полугода у ребёнка появляется хороший упор на ножки. Если мама возьмёт малыша подмышки и поставит на твёрдую поверхность, то он начнёт упираться ножками, а затем и дрыгать ими.
Это упражнение не только укрепляет мышцы ножек, но и подготавливает к первым шагам. При этом важно следить, чтобы ребёнок не вставал на цыпочки, а упирался всей стопой.

Велосипед

Поехали, поехали!
За грибами, за орехами!
По кочкам, по кочкам,
Кусточкам, пенёчкам,
Зелёненьким листочкам.
По оврагам, по камням,
По ухабам, по корням,
Прямо в яму — бам!

Под эту потешку можно не только покачать ребёнка на ноге, но и выполнить упражнение «Велосипед», которое полезно для суставов и мышц ножек и живота. С его помощью можно также избавиться от последствий рахита, особенно если в будущем посадить малыша на настоящий велосипед. Мама захватывает ножки ребёнка своими руками и выполняет ими попеременные круговые движения — как будто крутит педали. На слове «бам» можно слегка шлёпнуть пяточками малыша по поверхности, на которой он лежит, — это снимет возможное напряжение в мышцах и развеселит ребёнка.

Бух!

Бух! Бух! Бух! Бух!
Золотой петух!
Во льняных штанах,
В новых красных сапогах,
Пошёл плясать,
Долги ноги выставлять!
Бух! Бух! Бух! Бух!
Раздавил сорок мух!

К 6-му месяцу жизни малыш уже достаточно силён, чтобы справиться с этим упражнением. Его можно выполнять вместо упражнения «Пловец». Мама берёт ребёнка на руки так, чтобы удерживать его в вертикальном положении, прижимая попку малыша к своему животу. Она как будто крепко обнимает малыша за ножки, лишь немного поддерживая животик, и слегка подталкивает его так, чтобы он наклонился вперёд и коснулся ладошками стола. Важный момент — шлёпнуться нужно на открытые ладошки.
После этого нужно вернуться в исходное положение. Для этого маме следует чуть-чуть подтолкнуть ребёнка своим телом. Хорошо, если у малыша получится распрямиться самому — значит, его спинка уже достаточно сильная, но на первых порах можно немного помочь ему, поддерживая одной рукой ножки, а другой животик или ручку. Бывает также, что к 6 месяцам ребёнок ещё не справляется с этим упражнением даже с маминой помощью. В этом случае лучше пока использовать упражнение «Пловец», а к предложенному упражнению можно вернуться через какое-то время. Упражнение не только укрепляет спинку и животик, но и учит малыша правильному упору на ручки, подготавливает к вставанию на четвереньки.

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
В корзиночку кладёт.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился
И ногою — топ!

В эту игру можно играть с ребёнком приблизительно с 8 месяцев. Главное, чтобы он уже умел стоять, держась за опору. Мама в это время сгибает одну ножку малыша в тазобедренном и коленном суставе и переставляет её в сторону опорной ноги, перенося на неё вес тела.Такое упражнение укрепляет мышцы ног и стоп, способствует правильному развитиютазобедренных, коленных и голеностопных суставов.

Мельница

Дуйте, дуйте ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!

Когда ребёнок был помладше, мама делала с ним упражнение, имитирующее удары боксёра. Теперь его можно усложнить,посадив малыша и дав ему в ручки кольца, и добавить новое упражнение —
«Мельница». Для этого мама захватывает ручки ребёнка (или держит за кольца) и выполняет вместе с ребёнком движения вперёд-назад, а также круговые движения.
Такое упражнение развивает мышцы плечевого пояса, укрепляет суставы.

Веничек

Что били? Спинку.
Чем били? Веничком.
Кашку ели с семечком.
Прогнали нас веничком:
Сек, сек, сек!

Малыш лежит на животике, а мама ладонью «стегает» по бокам, захватывая и попку. Движения напоминают подметание веником или колебания маятника: кисть должна быть полностью расслаблена и соприкасаться с те лом ребёнка тыльной и ладонной поверхностью поочерёдно, производя лёгкие шлепки. Помните, что в области проекции сердца (боковая поверхность слева) и почек (нижний край рёберной дуги) приём противопоказан.
Массажный приём «стегание» оказывает стимулирующее действие на мышцы и может применяться, если нужно укрепить спинку.

Вытрясем денежки

Что в горбу? — Денежки.
Кто их клал? — Дедушка.
Чем их клал? — Ковшичком.
Вытрясу, вытрясу, вытрясу!

Эта игра очень нравится малышам. А если ребёнок приболел и ему нужно как следует прокашляться, то поиграть в неё просто необходимо. Мама сажает ребёнка к себе на колени или берёт на руки, ладонь складывает «лодочкой» и, задавая вопросы (из потешки), похлопывает малыша по спинке. А «вытряхивать денежки» можно, пощекотав ребёнка рукой и по спинке, и по грудке.
Такой приём оказывает стимулирующее действие на мышцы, улучшает дренажную функцию лёгких.

Варианты потешек на все случаи жизни читать онлайн

Долгожданный малыш. Как начать общение с ним? Какие слова подобрать? Какую спеть песенку? Как развеселить его, чтобы он улыбнулся в ответ?
Главное богатство русского народа — это фольклор, который складывался и собирался нашими предками веками в виде песен, сказок, потешек, загадок.
Потешки представляют из себя маленькие стишки, которые сопровождают процесс занятий, игр, общения с малышом.
Потешки помогают развлечь или отвлечь ребёнка во время обязательных действий, приучить его к режиму и гигиене в игровой форме.
Здесь слово связано с жестом и действием. Поэтому к потешкам нужно приучать с первых дней жизни малыша.
Они развивают речь и память ребенка, мелкую моторику, способствуют эмоциональному развитию, побуждая повторить действия взрослых.
Малышам потешки доставляют радость, формируя чувство юмора.

Но самое важное потешки — это установление контакта с момента рождения малыша. Разучив потешки на все случаи жизни и произнося их с улыбкой и ласковым голосом, вы почувствуете установление духовной и эмоциональной связи с ребёнком.

Содержание:

Просыпаемся с потешками

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!
* * *
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
* * *
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!
* * *
Кто, кто в этой комнате живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась,
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала!
(А. Барто)
* * *
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.
* * *
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
* * *
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
(Нина Пикулева)
* * *
Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягушеньки
Подарили гуси Мишеньке.
* * *
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
* * *
Потягушки-порастушки:
В рученьки — хватушки,
В ноженьки — ходушки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
* * *
Ручки-ручки — потягушки
И ладошки — похлопушки.
Ножки-ножки — топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки —
Чмок!
* * *
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку.

Умываемся с потешками

С гуся — вода,
С младенца — худоба
Укатись вся.
* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
* * *
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
* * *
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
* * *
Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-ножку.
Лейся, лейся по-сме-лей –
Умывайся веселей!
* * *
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
* * *
Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
* * *
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода —
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
* * *
Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.
* * *
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
* * *
Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!
* * *
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
* * *
Моем, моем трубочиста
Чисто чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.
(К. Чуковский)
* * *
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Лена мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Алёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!
* * *
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?
* * *
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!

Причёсываемся с потешками

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
* * *
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
* * *
Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса:
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
* * *
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса».
* * *
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.

Одеваемся с потешками

Даша варежку надела.
«Ой, куда я пальчик дела?»
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!
* * *
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули крепыша!
* * *
Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?
* * *
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
* * *
Тетка Агашка,
Cшей мне рубашку!
Надо нарядиться —
Едем прокатиться!
* * *
У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.

Готовим и забавляем потешками

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молочненькую!
* * *
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!
* * *
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
* * *
Варись-варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!
Каждому свое:
Печке — полено,
Корове — сено,
Трава — теленку,
Вода — ягненку,
А тебе, сыночек,
Сахару кусочек.
* * *
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
* * *
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут — поедим
И воробышкам дадим.
* * *
Лепим мы куличи,
Круглые как личико.
Достаем из печи,
Вкусные куличики.
* * *
Мели, мели мельница,
Мели, мели, не ленися!
Намели нам крупки,
Гречневой мучки —
Ребятам на кашку,
На блины-оладья,
На сладкую ватрушку.
* * *
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

Едим с потешками

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
— На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет —
Надо кашу варить,
Кашей Сашу кормить.
* * *
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
* * *
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.
* * *
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
* * *
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки!
* * *
Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
* * *
Горячая каша,
Холодная каша,
Томится в горшочке
Любимица наша.
Давно уж, давно
Подружились мы с нею,
Но выбрать не можем —
Какая вкуснее?
И с пылу и с жару
Прекрасна она,
И каша холодная
Тоже вкусна.
Не будем мы медлить
С вопросом таким
И кашу любую
Быстрее съедим.
* * *
Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
На зеленом на лугу,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели.
Ам!
* * *
Кастрюля-хитруля
Нам кашку сварила
Платочком накрыла.
И ждет, пождет,
Кто первым придет?
* * *
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
* * *
Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку,
Сьешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку — за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник,
Шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
* * *
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут — поедим,
И воробышкам дадим.
* * *
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
* * *
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою»,
Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком,
И румяным пирожком».
* * *
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна!
* * *
Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
* * *
Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
* * *
Ручки, спляшите разок —
Будет вам завтра пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок.
* * *
Серый еж-ежок
Испек пирожок,
Лисица-лиса
Калачей принесла,
Старик кабан
Налил меду жбан,
Идут Машеньку звать
На полянке пировать!
* * *
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.
* * *
Сорока, сорока,
Где была?
— Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному — ложечку,
Другому — ложечку,
А третьему — целую поварежечку!
* * *
Супик жиденький,
Но питательный!
Будешь худенький,
Но пузатенький!
* * *
Тили-час, тили-час!
Подоспел обед у нас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко:
«Дайте ложечку и мне!»
Вот и кончился обед.
* * *
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Ребятки – за молоко.
* * *
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Молоко вкусненько,
Ватрушки сладеньки!
* * *
У котенка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
— Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
нужно съесть её скорей!
* * *
Умница, Маришка,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
* * *
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
* * *
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!

Гимнастика с потешками

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
* * *
(Постукивайте кулачками малыша друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
* * *
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
* * *
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
* * *
(Делайте ножками малыша «велосипед»)
Куда бежите, ножки?
— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
* * *
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем, растем!
* * *
Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.
* * *
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
* * *
Скок-поскок,
Раз — подскок!
Два — подскок!
Высоко
Потолок!
Я скачу!
Я — лечу!
Стать
Вы-со-ким
Хочу!
* * *
(Разведите ручки малыша в стороны и сведите,перекрещивая на грудке)
Тятеньке — сажень,
И маменьке — сажень,
И сестрице — сажень,
И братику — сажень
(и т.д.),
А Ванюшеньке большую,
Наибольшую,
Самую большую.
* * *
Хомка-хомка, хомячок,
(надуйте щеки, как хомяк)
Полосатенький бочок.
(погладьте себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягивайтесь)
Щечки моет, глазки трет.
(делайте соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняйтесь и делайте похожие движения)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывайте, каким сильным хочет стать).
Мама с Колей по порядку
Сейчас сделают зарядку.

Массаж с потешками

Били лён, били,
(постукивайте кулачками по спинке)
Топили, топили,
(растирайте ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопывайте)
Мяли, мяли,
(разминайте пальцами)
Трепали, трепали,
Белы скатерти ткали,
(чертите ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживайте ладонями)
* * *
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
* * *
Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.
* * *
Дашу кремушком помажу,
Ножки, ручки ей поглажу.
* * *
Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!
* * *
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(слова сопровождайте поглаживанием, пощипыванием, покалачиванием спинки)
* * *
Мы капусту рубим, рубим,
(движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями)
* * *
На лугу, на лугу
(погладьте животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
(пощипывайте бочка снизу вверх)
Поклевали,
(пальцами пробегайте по животику)
Улетели
(поглаживайте)
* * *
Ножки длинные, ножки стройные.
Помнем, потрем, потом встряхнем,
К животику придем.
* * *
Папа-ёж,папа-ёж,
ты нам спинку не потрёшь?
* * *
Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
* * *
Птичка-птичка,
(водите пальцем по ладошке)
Вот тебе водичка
(водите пальцем по ладошке, пощипывайте)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
* * *
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
* * *
Рельсы, рельсы,
(проведите одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проведите поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(постучите пальцами рук)
Пришли куры, поклевали.
(постучите указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(пощипайте спинку)
Пришла лисичка,
Хвостиком помахала.
(погладьте спинку)
Прошёл слон,
(тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(тыльной стороной кулаков с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(сложите три пальца в щепоть)
* * *
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.
* * *
Сидит белка на тележке,
(поглаживайте пяточку круговыми движениями)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому —
(поглаживайте пальчики)
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью — синичке,
Кому в роток,
(погладьте большим пальцем подушечки стопы)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
* * *
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненькая
Да здоровенькая.
* * *
Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.

Утешаем потешками

Ах, кокли-мокли,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
* * *
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.
* * *
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
* * *
Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.
* * *
От моей Оли
Уйдите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.
* * *
Раз зубок, два зубок —
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку —
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
* * *
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
* * *
У кошки болит,
У собаки болит,
У лошадки болит,
А у Ванюши не болит!

Шагаем с потешками

А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ…
* * *
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
* * *
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
* * *
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
* * *
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
* * *
Наша Женя по полу
В первый раз затопала.
Стала на коленки,
Доползла до стенки,
Обе ручки подняла,
Покачнулась – и пошла.
Топай, топай ножками,
Новыми сапожками!
Топ-топ до угла,
Постояла – и пошла.
Далеко в другом углу,
Мяч и мишка на полу.
Взять их Женя хочет,
Ножками топочет.
Побежала, покачнулась,
Шлёп – и сразу растянулась.
Плакать Женечка не стала,
Потихонечку привстала
И до самого угла
По всей комнате прошла.
Мишку за ногу схватила,
Мячик ножкой покатила,
А потом пошла опять
Вдоль по комнате гулять –
До дивана, до окошка,
Под столом прошлась немножко
Темновато под столом –
Скатерть длинная кругом.
А на стуле – Мурка,
Серенькая шкурка.
Приподняв ладошку,
Женя гладит кошку.
Говорит ей: «Пай-пай».
Говорит ей: «Бай-бай».
Мурка жмурится слегка –
Знает, чья это рука.
Постояв у стула,
Женя отдохнула
А потом пошла опять
Вдоль по комнате гулять.
Добрела она до шкафа
И кряхтя, уселась на пол.
Надо снова отдохнуть –
Впереди далёкий путь.
* * *
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
* * *
Топ, топ, топотушки…
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками .
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!
(З. Александрова)
* * *
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.
* * *
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ,
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.
* * *
Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.

Знакомимся с тельцем потешками

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
* * *
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки — толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
* * *
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
* * *
Для чего сыночку ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего сыночку ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего сыночку ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего сыночку глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего сыночку спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего сыночку попа?
Чтоб его ладошкой хлопать!
Для чего сынок родился?
Чтобы папа им гордился!
* * *
Лес, (волосы)
Поляна, (лоб)
Овражек, (нос)
Яма (рот).
* * *
Мы — маленькие руки,
Но мы не знаем скуки,
Есть всегда у нас дела:
Та схватила, та взяла.
Даже если нас не просят,
Мы все время что-то носим,
И мишутку, и ежа
Мы погладим, не спеша.
Пальцы наши — крошки —
Ловкие помощники,
И горошинку возьмут,
Если где-нибудь найдут.
Наш мизинец очень мал,
Рядом безымянный стал,
А за ними средний —
Важный — не последний.
Есть у нас внимательный
Палец указательный.
И немного стороной —
Самый толстый и большой —
Палец очень главный,
Ложку держит славно.
Если пальчики послушные,
Мы и ловкие и дружные,
Помогаем малышам
Все дела их совершать.
* * *
Ножками ходушечки,
Ручками хватушечки.
Роток болтунок,
Глазки хлоп-хлоп.
* * *
Носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Мишенькины сказки.
* * *
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
* * *
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — все хватать-хватать.
* * *
Стенка, стенка,
(дотроньтесь до щёчек)
Потолок,
(лобик)
Две ступеньки,
(прошагайте пальцами по губам)
Дзинь — звонок!
(нажмите на носик)

Купаемся с потешками

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
* * *
Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.
* * *
Вода текучая,
Дите растучее,
С гуся вода —
С тебя худоба.
Вода книзу,
В дитя кверху.
С гуся — вода,
С лебедя — вода,
А с тебя худоба.
* * *
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
* * *
Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
Давайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.
* * *
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!
* * *
Ой, ой, ой, ой!
Кто тут голенький такой,
Кто тут голенький
И веселенький?
Кто купаться пришел,
Кто водичку нашел?
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Искупай-ка малыша,
Чтоб сияло личико!

Засыпаем с потешками

Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
* * *
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идёт олень.
На рогах он дрёму носит,
В каждый дом её заносит.
В люльку дрёму он кладёт,
Тихо песенку поёт.
* * *
Баю-бай, баю-бай,
Рыбка-сёмга, приплывай!
Рыбка-сёмга, приплывай,
Алексейку поджидай.
Алексейка подрастёт,
С папой на море пойдёт.
Станет сёмгу он ловить,
Станет маму он кормить.
* * *
Баю-бай, баю-бай,
К нам приехал дед Мамай,
К нам приехал дед Мамай,
Просит: «Машеньку отдай!»
А мы Машу не дадим,
Пригодится нам самим.
* * *
Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.
* * *
Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки траву едят,
Малым деткам спать велят.
* * *
Баю-баю-байки,
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать,
Нашу Катю усыплять.
* * *
Баю-баю-баю-баю,
Ты уже напился чаю,
Кашку съел и наигрался,
Нашалился, наболтался,
Так теперь уж засыпай,
Баю-баю-баю-бай.
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
Кра-кра-кра-кра!
Маленькому спать пора!»
В окна голуби взглянули:
«Гули-гули — гули-гули,
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать».
Баю-баюшки-баю,
Как я дитятку люблю!
* * *
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Нашу Катю не буди!
* * *
За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.
* * *
Как у нас в берлоге
Три бочонка мёду,
Как у наших деток —
Сладенькие лапки…
Первый сон — гречишный,
А второй — цветочный,
А как выйдет месяц —
Липовый приснится.
Соням и сластёнам,
Баловням-задирам,
Медвежовым деткам —
Баюшки под ушко!
* * *
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон.
Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать,
Будет детка крепко спать.
Будут гули говорить,
Чем детку накормить.
Полетят они в лесок
И найдут там колосок,
Станут кашку варить,
Станут детку кормить,
Белой кашкой с молочком
И румяным пирожком.
* * *
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
* * *
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай…
* * *
Ой, люленьки-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки,
Сладко спи по ночам
Да расти по часам!
* * *
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка,
Радость моя!
* * *
Пошёл котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшу положить,
Ваня будет крепко спать,
Котик — Ванечку качать.
* * *
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!
* * *
Спи, зайчонок-заинька,
Зверушонок маленький.
У какая зюзика,
Маленькая пузика.
Там за речкою мосток.
Лапа-тапа-точки
Топ-топ топ.
Ухи-ухи -лапатухи.
Понаевшиеся брюхи.
Через речку мостик,
там пушистый хвостик.
И зайчонок — егоза,
Удивленные глаза.
* * *
Тихо-тихо-тихо-тихо,
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает:
«В этом сне – воздушный шарик,
В этом сне — собака Шарик,
В этом – голуби летят,
В этом – дети спать хотят».
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.
* * *
У ворот сосёнушка,
У ворот зелёная.
Как на той сосёнушке
Колыбель повешена:
Одеяльца новые,
Ленточки шелковые,
Положок золотой,
А крючок завитой.
Сосенка шумит.
* * *
Уж ты, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу Дашеньку качать,
Нашу Дашеньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
* * *
Ходит сон у колыбели —
Баю, баю.
Чьи тут глазки спать хотели —
Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками, закрывай,
Сон качает колыбельку.
Засыпай.
* * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
— Тс-с-с…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *