Развитие мелкой моторики в 1 год: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

Упражнения на развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Развитие мелкой моторики является обязательным пунктом в воспитании ребёнка. Каждый родитель должен знать, как правильно это делать, чтобы не навредить своему малышу. Обычно на помощь приходят игры на развитие мелкой моторики у ребенка.

Развивая мелкую моторику , человек развивает речь так как эти два центра в головном мозге находятся рядом. Чем больше развивается моторика рук у ребёнка, тем лучше функционирует его нервная система, малыш становится более сосредоточенным, вдумчивым и усидчивым. Развивающие упражнения следует начинать с полугодовалого возраста и продолжать до школьной скамьи. Именно по развитию мелкой моторики судят, насколько ребёнок готов к учебному учреждению. Если моторика развита плохо из ребёнка получится неважный ученик: страдает память, логика и речевой аппарат.

Мелкая моторика – это способность правильно управлять координацией движения пальцев на руках и ногах.

Управляет моторикой нервная система.

Виды занятий и упражнений С самого рождения малыша можно начинать развивать чувствительность и ловкость его пальчиков, с помощью массажа (поглаживания и растирания) подушечек пальцев и ладошки. Но усиленные упражнения для развития мелкой моторики стоит начинать с момента, когда ребёнок будет самостоятельно сидеть, интересоваться посторонними предметами и будет способен понимать речь мамы. В этом помогут игры на развитие мелкой моторики:

Потешки. Все помнят замечательные игры из детства: «Ладушки, ладушки» и «Сорока белобока», вот именно они помогают развитию мелкой моторики рук, речевому аппарату, мимики, слуха и памяти. Уже с 6 месяцев можно заниматься с ребёнком под эти потешки, которые научат малыша хлопать в ладоши и загибать каждый пальчик по отдельности.

Чётки. Малыши любят всё яркое и новое, поэтому стоит дать ребёнку чётки, как они увлекут его на большое количество времени.

Перебирая бусинку за бусинкой малыш будет тренировать свои пальчики. Так же такая игрушка хорошо развивает цветовое восприятие и тактильные ощущения. Можно сделать самостоятельно чётки разных цветов и из разных материалов: пластмассовые, деревянные, стеклянные. Ребенку будет интересно сравнивать их между собой. Главное не оставлять ребёнка без присмотра.

Игры с бумагой. Мама может дать малышу листы бумаги. Пусть ребёнок щупает их, мнёт и рвёт.

Читаем книгу. Листая страницы книги, ребёнок так же развивает мелкую моторику. Для начала следует использовать картонные книги, постепенно переходя к книгам с более тонкими страницами.

Пластиковые или картонные стаканчики. Больше всего подойдут праздничные картонные стаканы. Пусть ребёнок строит из них башню или складывает их друг в друга. Так же можно использовать набор контейнеров для еды разных размеров. Играя с ними, у ребёнка сформируется начальное понятие о размерах: «больше» и «меньше».

Сенсорная коробка. Можно взять снова контейнер и насыпать туда фасоль или горох, закрыть крышкой, а в крышке прорезать два отверстия для рук. Ребёнок будет просовывать ручки в дыры, и перебирать в руках фасоль.

Игры с крупами. Самая простая игра – перекладывать горох или макароны из одной чашки в другую. С возрастом можно усложнить, например, делать аппликации из макарон.

Рисование пальцами. Рисовать можно на подносе с манной крупой или специальными пальчиковыми красками на альбомном листе. Рисовать можно что угодно.

Тесто для лепки. С тестом можно начинать знакомство с полуторагодовалого возраста, а с пластилином ближе к двум годам. Для начала нужно научить ребёнка катать колбаски и колобки. Из колобков можно сделать ежей, взяв спички и воткнув их в комочки из пластилина или теста.

Рисование цветными карандашами. Главное — не давать ребёнку фломастеры. Именно карандаши помогают мелкой моторике, ведь чтобы ими рисовать нужно, как следует нажать.

Пазлы. В настоящее время в магазинах имеется огромный выбор пазл: макси-пазлы для самых маленьких, пазлы на шнурке, мягкие пазлы и обычные, для детей постарше. Достаточно лишь выбрать, что подходит ребёнку по возрасту.

Новости партнеров

Во время каждой из этих игр родители должны находиться рядом с малышом, чтобы он не проглотил мелкие детали. Развитие ребёнка занятие не простое, на это уходит много терпения и времени взрослых. Но маме и папе стоит чаще напоминать себе, что каждое их усилие, всё что они вкладывают в своего малыша обязательно окупится его успехами в жизни, а ради этого не жаль никакого времени.

Источник: © My-fresh.ru

Развитие моторики у детей 1-2 года, обучение посредством копирования

Развитие мелкой моторики у детей от 1 до 2 лет.  Удается удерживать ложку и оперировать ею…  Важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа…

Мелкая моторика рук для детей имеет огромное значение для его полноценного развития, определения потенциальных и врожденных заболеваний и выработки верных стереотипов поведения. При развитии этого психофизиологического показателя необходимо уделить максимальное внимание на первоначальном этапе, который большинство педиатров и психотерапевтов связывают с возрастом один-два года. О том, почему это так важно для здоровья ребенка, как развивать мелкую моторику и на что обращать внимание — ниже.

Почему столь важно развивать моторику?

Моторике мелких движений неспроста уделяется так много внимания. Помимо тактильных ощущений и их применимости, в процессе принимают активное участие зрение, обоняние и вкус (дети все несут в рот, пытаясь «опознать» тот или иной предмет), а головной мозг в это время анализирует целый комплекс разнообразных чувств.

Если уйти от теоретических выкладок, то развитие моторики, в чем заинтересован любой родитель, напрямую влияет и на самостоятельность чада.

Приведем пример: ваш карапуз впервые в жизни сам ест ложкой, щедро разбрасывая пищу по лицу, одежде, столу и кухне, становясь героем ролика для Ютуба. Его действия не только не осознанны, но и продиктованы тем, как именно воспринимает ребенок окружающий мир: держит столовый прибор, зачерпывает еду, несет ее ко рту. В случае правильно выработанной моторики, ребенку уже с первых раз удается удерживать ложку и оперировать ею в тарелке. В случае правильного развития, уже к году-полутора он способен самостоятельно есть, при каких-либо отклонениях это будет несложно заметить.

Cпособы развития

Развитие мелкой моторики у детей в 1-2 года вызывает большой научно-практический интерес, только в последние годы блестящие работы защитили Анна Антакова-Фомина, Мария Кольцова, Лидия Савина, Тимофей Ткаченко. Несмотря на разный взгляд на психосоматические условия развития ребенка, все они сходятся в мысли относительности необходимости дополнительного развития детской мелкой моторики. Способы различны — от лепки до развивающих игрушек.

Развитие психомоторных функций, куда специалисты относят совместную деятельность мышечной, нервной, костной систем, не требует применения каких-то особенных вещей.

В самом юном возрасте, еще до года, огромное значение имеют погремушки, соски-пустышки и прочие вещи, до которых ребенок может дотянуться. Ощупывая их, получается первичная информация о габаритах, температуре, жесткости, сопротивлении или податливости.

Практически сразу данная информация находит отражение и ребенок способен «узнать» пустышку как мягкий и приятный объект. И в этом возрасте покупка развивающих игрушек не имеет никакой практической пользы — грудничок куда больше ориентируется на звук, издаваемый предметом, на цвет и вкусовые качества (поэтому все тащится в рот).

С чего начать обучение?

Родителям или опекунам необходимо постоянно обращать внимание на то, что именно и как делает ребенок — это крайне важно для верного развития мелкой моторики у детей в 1 год и чуть старше. Одним из приемов является «перебирание крупы», когда в большую и широкую емкость высыпается любое недорогое зерно и ребенок, погружая руки по запястья, сжимает-разжимает пальчики. Если не хотите видеть рассыпанную крупу по всей квартире, можно сшить или купить тканевые мешочки — иногда они продаются по очень высокой цене с горделивой пометкой «антистресс» — хотя изготавливаются в домашних условиях за считанные минуты.

Девочки ищут в фасоли предметы

Неплохим подспорьем могут служить пальчиковые краски или материалы для лепки, которых весьма много в продаже. Судя по опросу родителей, приобретавших их для чада, ребенок способен проводить целые часы у мольберта или стола, вырабатывая не только мелкую моторику, сколь общую координацию движений. А вот конструкторы, даже самые примитивные, лучше отложить до полутора-двух лет: у годовалых еще не выработано конструктивное мышление и ребенок даже не догадывается, что две детали можно соединить в одну.

Что еще нужно знать о мелкой моторике у детей?

Развитие моторики у детей в 1 год станет эффективным, если приобрести так называемые, мульти-коврики.

Формально это напольные или настенные изделия, оснащенные большим количеством защелок, заклепок, молний, прищепок и крепежей, которые ребенок, теоретически, должен открывать и закрывать. На практике они дают некоторый эффект, правда, ребенок не станет долго играть с этим устройством — сказывается психология «Юного Индианы Джонса», утрачивающего интерес к исследованным и логичным вещам. Хоть те же крупы или пластилин, позволяющие ребенку импровизировать, способны занять его на куда больший срок.

В рекламе обучающих игрушек для самых маленьких — вроде электронных пианино или ксилофонов — нередко можно прочесть о том, что данное устройство прекрасно развивает мелкую моторику ребенка. Впрочем, специалисты убеждены, что это весьма спорное утверждение: для правильного формирования навыков необходимы осмысленные действия по извлечению звука, набор аккордов или использование разной силы удара (нажатия). Между тем, ребенок способен осознанно выполнять данные действия в куда старшем возрасте — от трех лет и выше.

Рекомендуем:

Что действительно дает эффект, это рисование: с первых минут юный художник учится правильно брать карандаш или кисточку (захват зовется «пинцетным»), и отдает себе отчет в соотношении силы нажатия и получающейся линии. Также положительным эффектом на моторику рук влияет самостоятельный прием пищи, когда 1-2-летний ребенок способен удерживать ложку не переворачивая и неся ее ко рту. Аналогично, и при получении в руки расчески юный исследователь, видя, как прихорашиваются мама и папа, начинает проводить расческой по волосам.

Обучение посредством копирования

Важно понимать, что развить моторику в 1-2 года можно не только на основе накапливаемого опыта, но и на простом копировании тех или иных действий взрослых.

Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент. Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы.

И еще: по статистике, дети в возрасте полугода прочно удерживают в руке предмет, несут его ко рту, пытаются укусить. В год он уже совершает осознанные хватательные движения и начинает удерживать в руках карандаш, ложку, расческу. Развитие ребенка после 1 года предполагает, что пирамидки, шнуровка или конструкторы уже неинтересны, так как они просты и примитивны. В два года ребенок переходит на самообеспечение, совершая полностью осознанные и оправданные действия. В случае отставания на два-три месяца — ничего страшного, может ему просто лень.

В случае задержки у ребенка необходимых навыков на полгода и более, стоит обратиться к педиатру.

Занятия на развитие мелкой моторики (Катюше 1 год + 11 месяцев) — 15 ответов

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать, рисовать, застегивать, расстегивать и др). Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.  Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. 

Мы конечно тоже уделяем большое внимание развитию мелкой моторики. Сегодня расскажу о нашем любимом на данный момент.

1. Наклейки.

Катюша их очень любит! И их нужно много!!! Я покупаю разнообразные наборы наклеек или журналы с заданиями и наклейками. На данный момент изображения на них не особо важны. Кате интересен сам процесс отклеивания-наклеивания. Вот, например, самая обычная раскраска с наклейками. Раскраской по назначению не пользуемся, а на страницы Катюша наклеивает картинки, в совершенно хаотичном, ей одной известном порядке.

Многоразовые наклейки — не так сейчас интересны. Вероятнее всего потому что их там мало))) Такое занятие увлекает совсем не на долго, но в любом случае присутствует в наших играх.

Геометрические наклейки. Недавно опробовали такой новый вид заданий. Есть картинка с обозначенными разными цветами фигурами (круг, квадрат, треугольник и звезда). Задача ребенка наклеить в определенные места соответствующую фигуру соответствующего цвета. Здесь мы играем вместе, Кате нужна моя помощь. Во-первых, я помогаю найти нужную фигуру, а во-вторых — подцепить наклеечку. Честно говоря, для Катюши они мелковаты (а может быть качество подкачало, потому как даже мне бывает сложно снять наклейку с листа), да и само задание пока сложное для самостоятельного исполнения. Но для развития моторики — хорошо)


2. Пластилин.

Пластилин либо масса для лепки в наших играх присутствует довольно часто. Если это просто лепка — тут полет фантазии просто безграничен, и ребенка такое занятие может увлечь на час, а то и больше. Мы пробуем скатывать шарики и колбаски (пока что не четко получается), тренируемся резать колбаски (задатки для использования в будущем ножа), расплющиваем или раскатываем пластилин в блинчики, строим башенки, лепим пироженки и украшаем их, вырезаем формочками фигурки, сооружаем заборы, втыкаем спички, нанизываем на палочки бусинки и еще много-много-много всего!


Еще одна игра — это аппликация пластилином. Я рисую простенькие картинки, а Катюша украшаем их пластилином. На фото исключительно Катино творение, я нисколько не помогала в выборе правильного цвета или в скатывании шариков. Сама делала всё! Правда чуть-чуть незаконченная картина, но я посчитала не правильным в конце доклеивать кружочки за нее.


Такие картинки можно выполнять и с помощью силовых кнопок. Но мы ими играемся не часто. Всё-таки такой инструмент мне кажется достаточно опасным, учитывая желание всё попробовать на зуб.

3. Мозаика


Тоже одна из недавних новинок в наших играх. Купила на пробу самую обычную и недорогую, просто посмотреть как пойдет. На удивление Катюше игра понравилась. Хотя картинки или узоры пока не выкладывает, всё хаотично. Хотя может это мне так кажется))) Цветочек выкладывала я, дальше Катя сама уже рисунок составляла. Для развития мелкой моторики — просто отлично!

4. Пазлы


О пазлах в наших играх у меня двоякое впечатление. Очень долго Катюша совсем не интересовалась ими, вообще никакими. Я пыталась подсунуть ей разные макси-мега пазлы, и мягкие, и картонные, и магнитные, из 2-3-4-х частей — безрезультатно! Ни пол года назад, ни теперь Катя ими не хочет играть. Каково же было мое удивление, когда заинтересовалась она пазлами классической формы (квадратной) причем сразу из 15-20 элементов. Неожиданно оказалось, что Катюше очень нравится подбирать и соединять замочки. Правда с совпадением рисунка пока дела обстоят не очень. На данный момент примерно 50-60% квадратиков я подсказываю куда поставить. Какой стороной развернуть — подбирает сама. Ну и остальные 40-50% элементов выкладывает самостоятельно, особенно в конце, когда остается 3-4 кусочка — их подобрать ей просто.

Собираем мягкий пазл

Собираем обычный классический картонный пазл


5. Игры, похожие на пазлы

Не знаю как по другому назвать эту категорию) Тут опишу игры, в которых нужно элементы развернуть и разместить определенным образом.

Мягкий алфавит. Покупала на будущее, но стали использовать уже сейчас. Заодно и буквы рассматриваем и озвучиваем, хотя на данный момент это не основное предназначение игры. Выполнен в виде коврика-пазла, все буквы достаются. Задачи ребенка — рассортировать по цветам, подобрать нужную букву, вставить в нужный квадрат, собрать из квадратов дорожку (соединить замочки) соединить между собой длинные дорожки и т.п.

Еще игры с элементами пазла — логические лото, в которых нужно не только подобрать каждой картинке логическую пару, но и соединить их с помощью замочка. У нас таких несколько — мамы и их детеныши, кто что ест, кто где живет и др.

Игры по типу мозаики или танграма — фигуры нужно уложить на свои места, развернув соответствующим образом

Часто используем игры из серии подобрать недостающую (отрезанную) часть. Вот фрагменты наших пасхальных занятий: Катюша подбирает части фигурно разрезанных яичек и формирует фигуру.

6. Рисуем линии.

Занятие одно из новых. Катюша уже достаточно уверено держит ручку или карандаш в руках. В рисунках наравне с каляками-маляками появились плавные линии и круги. Начали рисовать прямые или слегка закругленные линии по пунктиру. Пока что рукой с карандашом вожу я, но вижу, что Катеньке это интересно, она старается, пытается и сама проводить нужные линии.

На сегодня всё)

А как у вас обстоят дела с мелкой моторикой? Что больше нравится? Во что часто играете?

Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей – один из существенных факторов, отвечающий не только за своевременное формирование навыков связной речи у дошкольников, но и за общий уровень их интеллектуального развития.

Мелкая моторика, как она оказывает влияние на развитие детей?

Мелкая моторика – это совокупность движений пальцев, ладоней и кистей рук ребёнка. Учёными давно установлено, что у детей, которые хорошо координируют движения своих пальчиков, быстро и своевременно развиваются отделы головного мозга, отвечающие за формирование речевых навыков.

Проведём тест

Попросите малыша (возрастом 1,5–3 года) поднять ладошку и по очереди показать сначала один пальчик, потом второй, затем третий. Те детки, которые без особого труда могут поднимать и опускать пальчики изолированно, скорее всего, уже начали говорить и речевой запас их высок. А вот если ребёнок не может двигать каждым пальчиком отдельно, то уровень развития у него мелкой моторики невысок. Скорее всего, такие детки пока не разговаривают и у них возникают проблемы с речевым развитием.

Моторика грудных детей

В первые несколько недель после рождения движения малыша своими конечностями хаотичны и непоследовательны – он ещё не осознаёт власть над собственными ручками и ножками, его мозг недостаточно развит, для того чтобы координировать их движения.

Однако развитие ребёнка идёт стремительно и уже к концу второго месяца жизни он начинает проявлять осознанный интерес к своим рукам – любит сосать большой палец, подолгу может рассматривать ручку, шевелить пальчиками. Именно в этот период необходимо предпринимать первые шаги для обеспечения двигательной активности рук и пальчиков малыша.

Полноценная тренировка пальцев рук должна включать не только массаж кистей рук, но и каждого пальца по отдельности. Особе внимание нужно уделять подушечкам пальцем, ведь именно там находятся нервные окончания, правильная стимуляция которых, отражается благоприятным образом на работе растущего мозга маленького ребёнка.

Массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года)

  • Проводить массаж нужно в период активного бодрствования ребёнка, старайтесь, чтобы в этот моменту у него было хорошее настроение. Если он капризничает, устал или не очень себя хорошо чувствует (лезут зубы, например), тогда массаж лучше перенести на другое время.
  • Возьмите ручку малыша в свою руку, немного согрейте и слегка подвигайте, придерживая за кисть. Нужно добиться, чтобы кисть ладошка и пальчики были расслаблены.
  • Начинаем массаж с большого пальца. Разомнём поглаживающими движениями сначала основание пальчика, затем постепенно поднимемся от его основания к подушечке. Проделаем такую манипуляцию с каждым пальцем по очереди.
  • Чтобы ребёнку нравились такие игры и манипуляции с руками, можно рассказывать ему во время занятий коротенькие стишки, прибаутки, поговорки.

Например:

Этот зайчик в лес пошёл (взяли большой пальчик)

Этот зайка гриб нашёл (перешли к указательному)

Этот зайка чистить стал (массируем средний пальчик)

Этот зайка жарить стал (перешли к безымянному)

Ну, а этот взял – и съел! (закончили массировать мизинчик).

Занятия, которые стимулируют и развивают мелкую моторику дошкольников, очень  разнообразны. Это, прежде всего, игры, специальные творческие задания, задания, стимулирующие физическую активность нужных отделов рук малышей. Важно помнить, что пока ребёнок маленький, нужно уделять как можно больше внимания упражнениям по развитию его мелкой моторики, это поможет избежать проблем, связанных с задержкой речевого и интеллектуального развития в дальнейшем.

Упражнения для развития мелкой моторики

Играем с мелкими частицами и предметами

Эти задания очень просты, их легко организовать, используя подручные материалы: бусины, пуговички, фасоль, горох. Самое элементарное задание – сортировка. Можно смешать несколько видов предметов: горох, фасоль и, например, пуговички, и предложить ребёнку распределить эти предметы в три отдельные группы – фасоль, горошины и пуговички. Помимо развития мелкой моторики эти игры хорошо тренируют терпение и внимание, поэтому они будут нелишним для тех детей, у которых есть проблемы усидчивостью.

Внимание: это задание не подходит совсем маленьким детям до полутора лет, в связи с тем, что выполняя, его они могут проглотить какие-нибудь из маленьких предметов. Если вы все же дали такое задание малышу, не оставляйте его во время выполнения без присмотра.

Задания и упражнения на развитие силы и координации рук дошкольников

  • Разминаем тесто, пластилин, глину. Помимо развития силы во время разминания кусочка пластилина или теста происходит самомассаж ручек и ладошек ребёнка. Покажите, какие ямки остаются в пластилине, когда вы или ребёнок надавите на него разными пальчиками.
  • Вдавливаем отдельные предметы в пластилин. Очень полезное задание, стимулирующее также творческий подход. Продемонстрируйте ребёнку, что получится, если вдавить в слой теста или пластилина бусинки, горошинки, фасоль. Сложите, используя перечисленные предметы, простенький рисунок на кусочке пластилина, например, солнышко с лучиками.
  • Рвём и мнём бумагу. Порвите лист ненужной бумаги следующим образом: возьмите листок в две руки и потяните его руками в разные стороны. Покажите так же, как можно также сминать листы бумаги, потренируйтесь  вместе лепить из сминаемой бумаги «снежки». Перед выполнением этого задания, следует объяснить малышу, что рвать и сминать можно только ту бумагу, которая уже использована и не нужна.
  • Надавливаем на грушу, играемся струёй воздуха. Покажите ребёнку небольшую резиновую грушу. Продемонстрируйте, как из неё выходит воздух, когда вы сжимаете её рукой. Для того чтобы действие было более наглядным, положите перед грушей что-нибудь лёгкое: пёрышко, кусочек бумаги или ткани. Когда вы сожмёте грушу, под действием выходящего из неё воздуха предмет начнёт двигаться, и это обязательно заинтересует малыша. Предложите ему проделать те же манипуляции самостоятельно.
  • Наматываем на катушку (палочку, ручку, карандаш) толстую нитку, пряжу, шнурок. Задание полезно делать в двух направлениях – не только наматывать нитку, но и разматывать уже намотанное раннее. Занятия с различной текстурой (шнурки, пряжа, нитки) хорошо разнообразят тактильные ощущения ребёнка.

Игры, стимулирующие развитие мелкой моторики у малышей

«Где спряталась игрушка?» — очень простая и полезная игра для детей возрастом от одного года.

Вам понадобятся: небольшой мячик, несколько мелких игрушек. Размеры игрушек и мячика должны быть подобраны так, чтобы они могли свободно помещаться в ручке малыша.

Шаг 1. Возьмите шарик в руку и спрячьте его в ладони. Продемонстрируйте малышу, что шарик, пропал, спрятался. Потом откройте ладонь и покажите, как шарик «нашёлся». Предложите ребёнку «поработать» волшебником – дайте ему шарик, пусть он сожмёт его в ладошке так, чтобы его не было видно, «спрячет его». Используя этот приём можно продолжить игру, отгадывая, в какой руке (у родителя или ребёнка) «спрятался шарик».

Шаг 2. Теперь возьмите игрушку или шарик чуть больше размером, чем предыдущие игрушки. Она не должна полностью «прятаться» в ладошке ребёнка. Попросите его попробовать спрятать предмет самостоятельно, если же у него не будет получаться- помогите ему, показав, как можно устроить «домик» для игрушки используя две ладошки сразу.

Обыграйте ситуацию, рассказав, что идёт голодный волчок, который хочет скушать колобка (мячик), и нужно помочь колобку спрятаться так, чтобы волчок его не нашёл.

Эта игра отлично развивает захват чего-либо кистью, развивает соотносящиеся действия ручек, помогает усвоить представление ребёнка о реальной величине предметов.

«Поиграем в доктора» — такие игры особенно популярны у девочек.

Вам понадобятся: любимая игрушка (мишка, кукла) узкий и длинный бинт или ленточка толщиной 3 см.

Объясните ребёнку, что с мишкой случилось несчастье – он бегал и поранил лапку, и ему необходимо помочь – сделать перевязку. Для большего эффекта, если вы воспользовались куклой, а не мягкой игрушкой можно нарисовать ранку фломастером. Желательно, чтобы место перевязки было обозначено – это поможет развитию координации движений. Сначала замотайте ранку бинтом самостоятельно, пусть малыш посмотрит, как это делается. Затем предложите ему поработать доктором. Закрепите упражнение, повторив его на другой ножке или ручке куклы.

Игры, включающие наматыванием бинтов, лент, шнурок на какую-либо основу отлично развивают движения кистей рук и пальчиков, учат ребёнка координировать движения верхних конечностей.

Дошкольников возраста 3-5 лет заинтересуют более сложные варианты игровых заданий. Это могут быть игры с пазлами (можно использовать деревянные рамки с вкладышами, классические пазлы). Также очень полезными будут задания на конструирование. Желательно использовать конструкторы из разных материалов: деревянные, пластиковые, с разными формами деталей и креплений.

Хорошо развивают мелкую моторику игры и упражнения с палочками для счёта. Давайте ребёнку задания сложить разные геометрические фигуры из счётных палочек, простенькие картинки. Помимо мелкой моторики такие задания отлично развивают пространственное и логическое мышление.

Важно помнить, что упражнения для развития мелкой моторики необходимы для гармоничного роста любого ребёнка, так как они способствуют не только улучшению работы речевого аппарата, но и согласовывают работу понятийных и двигательных центров организма, а также эффективно готовят руку дошкольников к письму.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как правильно развивать мелкую моторику рук у ребёнка дошкольника: