Прикорм это педиатрия: ПРИКОРМ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ⋆ Педиатрия – ПРИКОРМ. Педагогический или педиатрический?

Содержание

ПРИКОРМ. Педагогический или педиатрический?

К полугоду после рождения ребёнка перед родителями встаёт вопрос о начале прикорма. Многие используют стандартные советы педиатрии, а некоторые задумываются о так называемом «педагогическом» прикорме. Тогда им приходится избавиться от стереотипов, сложившихся десятилетиями, понять, что времена меняются, меняется мировоззрение людей и подходы к воспитанию детей тоже. Сейчас частью жизни стало много новых течений в питании, о которых ещё полвека назад даже никто и не задумывался. Но почему-то принципы в питании детей меняются медленно и получают много сопротивления от большинства людей.

Педиатрический прикорм

Пюреобразная пища, или как её называют «густая пища», в настоящее время рекомендуется педиатрией, как переходный этап между жидкой и твёрдой пищей. Начало такого прикорма, в разных источниках, в возрасте ребёнка от 4 до 6 месяцев. В виде «густой пищи» рекомендовано давать сначала гомогенизированные однокомпонентные продукты (например, пюре из овоща или из фрукта), далее мясо-молочные продукты и каши, всё это в виде пюре. До недавних времён женщины начинали прикорм с капель сока в 3 месяца. Но сегодня уже этой рекомендации официально в педиатрии нет, т.к. доказали, что это вредно для работы почек и поджелудочной железы.

При этом ещё существуют рекомендации по специальному рациону питания ребёнка и особым способам приготовления пищи, в которой не должно быть соли, сахара и т.д. Маме следует готовить ребёнку питание отдельно, постоянно что-то взвешивая, перетирая, взбивая. Минуя предложение попробовать приготовленное. Отдельным пунктом — внимание на реакцию ребёнка на продукт. Тут в зоне риска оказываются 100% детей, без исключения. Прикормом предлагают заменять грудные кормления и тем самым заканчивать их в лучшем случае к 12 месяцам. Откуда такие рекомендации?

Заглянем в историю.

Во времена крепостного крестьянства времена были голодные и большая смертность среди детей первого года жизни. Историей описаны периоды жизни крестьян на Руси в 17-19 веке, когда до года доживали меньше половины детей. Никто не думал ни о здоровье, ни о будущем пищевом поведении и уж тем более о развитии личности через поведение за столом. Этнографы описывают, как в те времена вводили прикорм детям первого года жизни. Матери уже с нескольких месяцев после родов выходили работать, а детей оставляли дома. Если удавалось, то носили сцеженное молоко, и рано начинали прикорм. Это было перемолотое в пюре и разбавленное водой какое-либо питание — хлеб, картофель и т.д. По описанию тех же этнографов: «выживаемость детей была высокой в тех областях, где сохраняли грудное вскармливание с незначительным введением объёмом прикорма минимум до года». Обращу внимание на фразу «незначительным объёмом прикорма».

Похожая история была и во второй половине 20-го века, но детей тогда отдавали в ясли с 3 месяцев, но тогда уже были заменители грудного молока, что снизило младенческую смертность, но идея с пюре так и осталась. Это было необходимо, чтобы заменить искусственную смесь на прикорм. Т.е. опять же — чтобы накормить. Вплоть до конца 20-го века никто не учитывал психологию растущего ребёнка и его потребности, т.к. психология была объявлена лженаукой. Лишь в конце 20-го века эта наука пришла к нам с Запада.

Педагогический прикорм

Этот вид прикорма учитывает психологию ребёнка в экономическую ситуации страны, где вопросы выживаемости уже решены и голодные времена не являются определяющим фактором в выборе способа кормления.

У такого прикорма несколько особенностей:

1. Нет этапа пюре или «густой пищи», еда даётся кусочками — «микро-дозами».

2. Начальный этап минует задачу «накормить». Задача — познакомить и научить.

3. Упрощена схема введения прикорма, ориентирована на здорового ребёнка в здоровой семье.

4. Учтены психологические особенности ребёнка и его интерес к пище.

5. Решаются воспитательные задачи роста и развития будущей личности.

Что же выбрать родителям?

Обработав гигабайты информации в сети и мнения родителей, напрашивается один вывод: каждая семья сама принимает решение, какой вид прикорма использовать. Это бесспорно. Но сначала надо себе ответить на вопрос: «Какие задачи вы будете решать именно этим выбором?». Если наблюдается значительная нехватка лактации в возрасте ребёнка старше 5 месяцев, то вводить «густую пищу» в виде пюре просто необходимо. Это будет связано именно с задачей — накормить. Если этой проблемы нет, грудного молока достаточно, то стоит задуматься о способе прикорма, где на первых этапах задачи накормить нет. Тогда стоит учитывать массу психологических моментов, связанных с историей наших предков. Например:

В моей семье есть история, которая родила собой страх голодной смерти. Моя бабушка по отцу была матерью пятерых детей. Во время войны середины прошлого века двое детей умерли от голода. Мой отец, рождённый позже, всегда говорил мне такую фразу: «Будешь хорошо кушать —с голоду не помрёшь». Моя бабушка, которая принимала участие в моём воспитании, усердно кормила меня. Если я жила у ней какое-то длительное время, то потом мои родители удивлялись моей значительной прибавке в весе. Сейчас мне понятно, что именно было мотивацией для моей бабушки, которая постоянно хотела меня накормить…

Мой отец, кстати, помнит, как их с братом кормила мама пряником, завернутым в тряпочку. Отец, будучи мальчиком лет 5-6, разжёвывал пряник в тряпочке, и потом это давали сосать младшему брату, который, по рассказам, ещё не ходил. Ведь если пряник дать старшему ребёнку, то он его съест сразу. А надо ещё и малышу дать, чтобы он тоже что-то высосал. Это в те времена делали все матери. Почему? Ответ очевиден.

Когда я сама стала мамой, я давала моим детях прикорм кусочками, потому что обучилась этому специально и меня этот вид прикорма вполне устроил простотой и эффективностью. Но их дед, мой отец, уже и им стал повторять эту фразу, но немного измененную (т.к. мои дети кушали всегда хорошо): «Молодцы! С голоду не помрёте! ». Осознав источник это страха, я попросила моего отца больше не говорить этого мне и моим детям. Он меня понял, и эта тема теперь осталась в прошлом. Признаться, я даже проходила личную психотерапию на тему голодной смерти. Если в вашей семье есть аналогичные темы с голодом, не обязательно со смертельным исходом, я тоже рекомендую обратить сюда внимание. Возможно, встретившись самой со страхом голода, вы прекратите активно «накармливать» и ваших детей тоже? И будете воспитывать ваших детей более осознанно.

Проанализируем актуальность различных рекомендаций при введении прикорма:

Рекомендации

Педиатрический

Педагогический

Изготовление пюреобразной массы из твёрдой пищи.

Накормить, когда либо истинная нехватка питания (голод), либо искусственное создание этой нехватки (ограничения прикладывания к материнской груди на просыпание и кормление по режиму).

Нет необходимости накормить. Решаются воспитательные и адаптационные задачи —своевременно развивается жевательный аппарат, формируется устойчивый аппетит и позитивное отношение к трапезе в целом, и т.д.

Кормление монопродуктом.

Чтобы отследить продукт, на который возникла у ребёнка отрицательная иммунная реакция (аллергия, диатез, нарушение пищеварения).

Мала вероятность отрицательной реакции, т.к. пища в микродозе.

Отсутствие соли и других добавок

Чтобы исключить нагрузку на незрелую желудочно-кишечную систему, т.к с момента введения прикорма объёмы увеличиваются очень быстро.

Нагрузки нет, т.к. пища в микродозе. Медленное увеличение. Происходит знакомство с истинным рационом семьи, с которым ребёнок уже заочно знаком через внутриутробное и грудное питание.

Замещение кормлений грудью на прикорм и быстрое увеличение объёма.

Чтобы накормить и закончить грудное вскармливание к 12 месяцам ребёнка.

Грудное молоко является полноценным питанием до 8-10 месяцев ребёнка, далее его роль в питании снижается, начинается «энергетический прикорм» — для насыщения. Но потребность в грудном молоке сохраняется, как минимум, до двух лет (по данным ВОЗ).


На моей практике работы более 13 лет уже, пожалуй, несколько тысяч детей выросли на педагогическом прикорме. Если в семье нет страха голода и болезней, то проблем с поведением за столом, пищеварением и аппетитом у детей нет. Рисков у такого вида прикорма тоже нет. Еда может быть солёная, сладкая, перчёная, со специями и без специальных «детских» рецептов. Вот тогда, действительно, этот прикорм решает и питательные и воспитательные задачи!

Галина Елтонская,

научный руководитель Центра «Мамин Дом», дважды мама.

 

Вы можете оформить личную консультацию со специалистом по лактации и/или уходу за ребёнком по номеру горячей линии или заполнив форму

ОФОРМИТЬ ЛИЧНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Введение прикормов ⋆ Педиатрия

 

Прикорм – введение новой пищи, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью с 4,5-6 мес.

Расширение рациона питания ребенка вызвано необходимостью дополнительного введения пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком или детской молочной смесью становится недостаточным. Ребенок начинает испытывать потребность в широком комплексе минеральных веществ (железо, цинк, кальций и др.) и витаминов, других нутриентах (белке, углеводах, пищевых волокнах и др.), а также поступлении дополнительного количества энергии, необходимых для его дальнейшего роста и развития. Более плотная пища прикорма способствует развитию жевательного аппарата и ЖКТ.

В зависимости от состояния здоровья ребенка и его особенностей, введение прикорма может быть начато несколько раньше или позже указанного выше срока.

Показанием к более раннему (4-4,5 месяцев) введению прикорма, несмотря на достаточное количество молока, являются задержка нормального нарастания веса, анемия, рахит, экссудативный диатез, упорные срыгивания.

Показанием к более позднему введению прикорма служат идиосинкразия к чужеродной пище, случайные острые желудочно-кишечные расстройства, острые лихорадочные заболевания, жаркое время года.

Правила введения прикорма:

-введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества (1/2 чайной ложки 1 раз в день), постепенно (за 5–7 дней) увеличивают до необходимого объёма; при этом внимательно наблюдают за переносимостью;

-новый продукт (блюдо) следует давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на его введение;

-каши, фруктовые и овощные соки и пюре начинают вводить с монокомпонентных продуктов, постепенно вводя другие продукты данной группы;

-прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью;

-новые продукты не вводят, если ребёнок болен и в период проведения профилактических прививок.

В качестве первого прикорма обычно назначают овощное пюре или 5% кашу. Детям, избыточно упитанным и пастозным, несколько малокровным, с легким рахитом или экссудативным диатезом, целесообразно для первого прикорма давать овощное пюре. Здоровым детям, хорошо, но не избыточно упитанным и не пастозным, лучше назначать кашу на овощном отваре. Здоровым детям с плохим аппетитом лучше назначать 5% кашу на половинном или цельном молоке, в зависимости от возраста. Эйтрофикам с одинаковым успехом может быть назначена или каша или овощное пюре.

В первый день при введении прикорма до кормления грудью дают 3-5 чайных ложек овощного пюре, на следующий день количество его увеличивается до 50 мл и затем в течение одной недели одно кормление полностью заменяется прикормом с последующим добавлением в него белковых продуктов (яичный желток, творог), вторая неделя отводится для полной адаптации ребенка к новой пище.

Через 2 – 3 недели после введения первого прикорма также постепенно вводится второй прикорм — каша из гречневой, рисовой, кукурузной крупы. Вначале ребенку назначают 5% кашу, варится она на овощном отваре пополам с коровьим молоком. Через неделю 5% кашу заменяют 10% кашей на цельном коровьем молоке. В дальнейшем каши из различных круп следует чередовать.

Если у ребенка имеется склонность к поносам, то показана рисовая, а если у него бывают запоры — овсяная каша. Особенно полезна гречневая каша, так как в ней содержатся более ценные аминокислоты. Хорошо употреблять для приготовления каши муку из смеси нескольких круп (рисовой, гречневой, пшеничной, кукурузной). Сливочное масло в рацион ребенка вводится с 5,5 месячного возраста, его добавляют в овощное пюре или кашу в количестве 3 г.

С 7 месяцев ребенку в дополнение к овощному пюре назначают мясной бульон (не более 50 мл) и сухарик из белого хлеба.

С 8 месяцев ребенку заменяется прикормом третье кормление грудью. Вместо грудного кормления дается 50 грамм протертого творога с молоком или кефиром. В этом же возрасте в суп-пюре добавляется 30 г вареного, дважды протертого мяса. Его начинают давать с 1/2 чайной ложки и в течение 3-4 дней доводят до 1 столовой ложки — 30 г мяса.

С 10 месяцев мясо можно давать в обед в виде фрикаделек (суп с фрикадельками), а к концу года оно дается в обед в виде паровой котлеты.

Таким образом, с 8 месяцев ребенок получает кормление грудью только 2 раза — утром и вечером; 3 раза получает кормления в виде блюд прикорма.

 

Сроки введения блюд прикорма

Возраст, месНазвание продукта питания

 

4-6

 

Овощное пюре. Сначала моноовощное: кабачок, цветная капуста, брокколи, тыква. Позднее — зеленая фасоль, зеленый горошек, шпи­нат, капуста, морковь, свекла, репа. С 6 мес — картофель. Затем пюре из разных овощей
5-7

 

Молочные каши. Сначала гречневая, кукурузная, рисовая, затем овсяная и манная
4-6

 

Соки: яблочный, затем сливовый, вишневый, абрикосовый, перси­ковый, малиновый, черносмородиновый. Фруктовое пюре из яблок, бананов, груш, чернослива (через 2—3 нед после соков)
4-6

 

Масло растительное, сливочное, топленое 3—5 г в день (если мать готовит пюре сама)
6-7Творог 30—50 г в день
6-7

 

Яичный желток от 1/4 до 1/2 желтка в день два раза в неделю. К 1-му году — по одному желтку через день
7-7,5Мясо. Сначала в виде мясорастительных консервов, затем чисто мясные блюда из свинины, индейки, кролика, говядины, телятины (50—60 г в день)
7-8Кефир, детский йогурт
8-9Рыба в виде готового пюре с овощами 1—2 раза в неделю вместо мяса
8-9Детские сухарики, галеты, печенье, обогащенные микронутриентами

Как вводить прикорм. Педиатрия

Когда начинать?

Когда ребенок достигает возраста 6 месяцев, его потребность в белках, витаминах и минеральных веществах значительно возрастает. Раньше врачи рекомендовали вводить прикорм с 4 месяцев. Но особенного смысла в этом нет. Если нет проблем с ростом, развитием и здоровьем, то лучше начинать прикармливать в 6 месяцев. Если малыш худенький, с плохим аппетитом, низким гемоглобином, тогда лучше начать прикорм пораньше, месяцев в 5.

Вообще есть мнение, что прикорм начинают вводить тогда, когда у малыша вырастет первый зуб. Ведь первый зуб — это сигнал организма к тому, что он готов принимать иную пищу, кроме молока. Но иногда зубы начинают резаться и в девять месяцев, тогда, конечно, можно и не ждать.

Как действовать?

Любая новая пища включается в рацион постепенно и с осторожностью. Лучше всего начинать вводить прикорм во 2-ое утреннее кормление. Предложите ребенку 1-2 ложечки нового продукта. После этого лучше докормить привычной пищей – грудным молоком или смесью. Если малыш отказался, не надо отчаиваться – можно попробовать еще раз через несколько дней.

После этого необходимо проследить за реакцией на прикорм – появление сыпи, изменения стула. Если все в порядке, на следующий день дозу увеличивают в 2 раза и так далее, в геометрической прогрессии, до 150 — 200 граммов. Если что-то не так – эксперименты временно прекращаются.

Таким образом, необходимо, в среднем, 7 — 10 дней для того, чтобы одно кормление было полностью заменено прикормом.

С чего начинать прикорм?

На этот счет нет четких указаний. Кто-то начинает прикорм с овощных пюре, а кто-то с сока. Многие педиатры рекомендуют начинать с овощных пюре, так как они богаты витаминами и минеральными веществами. Но, с другой стороны, слишком отличается структура новой пищи от молока, что может быть необычно для ребенка.

Если родители решили начинать с овощей, то сначала лучше давать овощи белой или зеленой окраски – кабачок, брокколи, цветную капусту. Попозже – тыкву, картофель, морковь. Овощи надо варить и протирать, но можно купить готовое пюре в банках. В банках даже предпочтительней, поскольку там гарантированно качественные продукты, идеально гомогенизированные, без волокон клетчатки, на которые часто бывает аллергия у детей.

Если ребенок худенький, то можно начинать и с каш. Лучше всего в качестве первых каш использовать рисовую, гречневую и кукурузную. Затем вводится овсяная каша. Можно варить самим, а лучше покупать готовые детские. Сначала нужно давать безмолочные каши, а ближе к году можно готовить на молоке. Кашей лучше заменять самое последнее кормление, перед ночным сном. Тогда насытившийся ребенок будет спать лучше и дольше.

Очередность

Некоторые начинают с кисломолочных продуктов — оптимально кефир с детской молочной кухни. Малыши хорошо воспринимают этот прикорм, так как нет принципиальной разницы по составу в сравнении с молоком. К тому же кисломолочные продукты содержат в себе полезные кисломолочные бактерии.

Итак, в 8 месяцев ребенок ест 4-5 раз в день, из них 2 кормления полностью заменяются кефиром, овощным пюре и кашей. В девятимесячном возрасте 3 кормления полностью заменяются прикормом. Добавляется творог (до года можно давать не больше 50 граммов в день) и фрукты. Из фруктов лучше давать те, которые растут в той же полосе, где родился ребенок. Так, например, не стоит давать малышу из Москвы киви и бананы в качестве первых фруктов, оптимально – зеленые яблоки, груши, ягоды.

Месяцев в десять можно вводить овощные супы. Варить суп лучше сначала на воде, а потом на мясном бульоне (идеально — курица). Если проблем не возникло — непосредственно в суп добавляется протертое мясо, еще через пару дней, опять-таки непосредственно в суп, — круто сваренный желток куриного яйца — в начале 1/5 часть, затем побольше. В любом случае, до годовалого возраста больше половинки желтка давать не надо.

Мясные продукты ежедневно присутствуют в рационе начиная с десяти – одиннадцати месяцев. Лучше всего вначале ввести мясо кролика (оно низкоаллергенно). Затем — баранину, курицу, свинину, говядину. До года рыбу лучше не давать – это очень аллергенный продукт. Мясо тоже можно протирать, а можно делать паровые тефтельки, чтобы ребенок приучался к пище кусочками.

Ближе к году можно давать и соки, и молочно-крупяные каши с фруктами, и просто кусочек почищенного яблока или сухарик — пососать, почесать десны, поиграться. Соки не заменяют основную еду, их дают в дополнение, после того, как покормили грудью или молочной смесью.

Желательно, чтобы с года меню ребенка было достаточно разнообразно. Если желание и молоко у мамы есть, желательно до года — полутора хотя бы 1 раз в день ребенка кормить молоком. Качественные молочные смеси вполне можно давать и до 1,5 и до 2-х лет — 1 раз в день.

На ночь желательно дать кефир, или грудное молоко, или адаптированную молочную смесь.

Если малыш не ест

Если ребенок, по каким-либо причинам не хочет есть прикорм, не надо настаивать. Если его рост и психическое развитие соответствуют возрастным нормам, анализы в порядке, то отставание по срокам введения прикорма не так уж и важно.

Примерное меню годовалого ребенка выглядит так:

8 часов

  • Каша – 200 гр.
  • Фруктовое пюре – 30 гр.
  • Сок – 50 мл.

12 часов

  • Овощной суп с сухариками – 40 гр.
  • Овощное пюре – 150 гр.
  • Паровая котлета – 60 гр.
  • Сок – 30 мл.

16 часов

  • Творог – 50 гр.
  • Фрукты – 50 гр.
  • Кефир или молоко – 200 мл.

20 часов

  • Овощное пюре или каша – 100гр.
  • Фрукты – 50 гр.
  • Сок – 50 гр.

Прикорм и докорм ребенка, чем отличаются, когда и как применяются

Докорм и прикорм маленьких детей применяют тогда, когда малышу недостаточно материнского молока или оно не обеспечивает его всем необходимым для нормального роста и развития.

Но докорм и прикорм это несколько разные понятия. Сейчас мы разберемся чем они отличаются.

Докорм ребенка

Докормом называют кормление новорожденных детей, если малышу не хватает грудного молока.

Это бывает в разных случаях. То ли ребенок слишком любит поесть, то ли в семье двойняшки или тройняшки, то ли у мамы просто мало молока.

Для докорма используют адаптированные молочные смеси, грудное молоко другой женщины (донорское молоко) или молоко животных, чаще всего это коровье молоко.

Докорм применяется при смешанной или искусственной схеме кормления и продуктами для докорма являются только продукты молочные или на основе молока.

Все другие продукты будут относиться к прикорму.

Прикорм ребенка

Прикормом принято называть кормление новорожденного ребенка всеми продуктами, кроме молока и молочных смесей.

Прикорм необходим для постепенного перехода ребенка от кормления грудным молоком до употребления взрослой пищи.

В настоящее время, при обеспечения полноценного питания кормящей мамы или использовании адаптированных молочных смесей, применять прикорм для детей младше полугода нет никакой необходимости. Все что ребенку необходимо он и так получает.

Еще совсем недавно, каких-то тридцать лет назад или немного больше качественных смесей не было.

Поэтому при недостаточном или однообразном питании кормящих матерей новорожденных приходилось прикармливать продуктами для восполнения необходимых элементов, витаминов, минералов и так далее.

Поэтому у людей и сформировалось мнение, что для самых маленьких необходим прикорм. Но сейчас это не так. Достаточно обеспечить полноценное питание маме или использовать для кормления молочные смеси.

Исходя из этого, ранний прикорм детей до шестимесячного возраста не рекомендуется. Это может вызвать проблемы с пищеварением и появление диатеза.

Как начать прикорм

Начинать прикорм надо осторожно с малых доз. Сначала надо дать ребенку пару-тройку ложечек. Затем понаблюдать за ним, как он себя чувствует, какой у него стул, нет ли сыпи или покраснений.

Если что-то не нравится, то откажитесь от этого продукта, пока негативные проявления не исчезнут. Если все хорошо, то дозу можно увеличивать.

Нельзя давать ребенку новые продукты, если он болен, а также за три дня до и три дня после прививок.

Продукты для прикорма

Для прикорма используют определенный набор продуктов. В целом их можно сгруппировать следующим образом.

  • Кисломолочные продукты, кефир, простокваша, творог.
  • Каши молочно-крупяные, гречневые, рисовые, овсяные…
  • Овощные пюре, супы.
  • Продукты из мяса и рыбы, яичный желток.

Все эти продукты необходимо внедрять в рацион младенца постепенно и в определенной последовательности.

Этапы добавления прикорма

Еще раз напомним, что до полугода никакого прикорма не применяем.

Первый прикорм

Начинать прикармливать ребенка логичнее всего с кисломолочных продуктов. Они по своему составу наиболее близки к материнскому молоку, поэтому вероятность возникновения проблем у ребенка будет заметно ниже. К тому же кисломолочные бактерии благотворно влияют на пищеварение.

Сразу даем две или три ложечки кефира и докармливаем малыша привычной пищей. Наблюдаем за ребенком, если все хорошо, то на следующий день увеличиваем дозу в два раза. То есть в первый день даем 15 грамм, во второй даем 30 грамм, в третий уже 60 грамм, а в четвертый день даем 120 грамм кефира.

При этом внимательно наблюдаем за самочувствием ребенка. если есть проблемы, то дозу не увеличиваем, можем даже уменьшить. При серьезных проблемах прикорм следует приостановить.

После четырех дней при отсутствии негативных явлений в кефир добавляем творог. Смесь надо хорошо перемешивать и можно немного подсладить.

Постепенно доводим количество прикорма до такой дозы, чтобы им можно было заменить одно кормление.

Рекомендуется второе по счету кормление после пробуждения. Что-то типа ленча.

Остальные кормление продолжаем давать традиционное питание.

Второй прикорм

Второй прикорм также должен заменить одно кормление. Его следует давать перед сном. И для него уже используем молочно-крупяные каши. Наиболее подходящие для этого – гречневая, рисовая или овсяная каши.

Можно приобрести муку из этих каш или самим измельчить на обычной кофемолке. Готовить кашу можно на основе коровьего молока или молочной смеси для детей старше шести месяцев.

Популярную манную кашу рекомендуется применять, когда ребенку исполнится восемь месяцев и более.

Третий прикорм

После того, как ребенок достигает восьми месяцев и у него появился первый зуб, можно начинать давать овощи. Если зубов еще нет, то можно и подождать до появления.

Для пробы готовим овощной отвар и даем ребенку грамм 50. На следующий день даем уже 100 грамм. Если все хорошо, то можно давать овощной супчик или пюре. Количество увеличиваем с таким расчетом, чтобы заменить еще одно кормление.

Если овощи усваиваются хорошо, то суп готовим на мясном бульоне. Далее в суп вместе с овощами можно добавлять протертое мясо.

Общие рекомендации

При появлении первого зуба ребенку можно начинать давать фрукты в виде пюре или соков. Но фрукты дают в дополнение к основной еде, кормление ими не заменяют.

Когда ребенку исполнится девять месяцев, то три кормления будет обеспечивать прикорм. Один раз кефир с творогом, Затем супчик с овощами и мясом, а на ночь молочную кашу.

С десяти месяцев можно давать суп и на рыбном бульоне. Каши надо есть самые разные. Не останавливаться на каком-то одном варианте. В суп можно покрошить немного хлеба, а в руку дать пожевать хлебную корочку.

Если у мамы еще есть молоко, то до года или даже более можно продолжать кормить малыша, будет только польза. Молочные смеси можно использовать и до двух – трех лет.

Похожие записи

Метки: Метки здоровье детей питание ребенка

Как и когда можно вводить прикорм ребенку?

С момента появления младенца на свет начинает свое функционирование его пищеварительная система, которая бездействовала все 9 месяцев беременности, так как все питательные вещества поступали через пуповину. Пищеварительная система новорожденного способна нормально переваривать только один вид пищи – молозиво (с первых минут жизни) и зрелое грудное молоко, которое приходит примерно на 3-и сутки после родов. В идеальном случае младенец не нуждается в введении дополнительного питья и пищи до полугода. После 6-ти месяцев исключительно грудного молока становится недостаточно, чтобы покрывать растущие потребности ребенка в питательных веществах. Пищеварительный тракт уже достаточно зрелый и готов к введению прикорма.

Схемы прикорма при грудном вскармливании

На сегодняшний день успешно функционируют две схемы введения прикорма: педиатрический и педагогический. Педиатрическая схема наиболее распространена. Именно ее рекомендуют педиатры и именно она описана в руководстве по кормлению детей грудного возраста ВОЗ ЮНИСЕФ. Педагогический прикорм – это более старая схема введения прикорма. Во времена СССР о ней забыли, однако сейчас она вновь становится актуальной и находит все больше последователей.

Педиатрический прикорм

Согласно рекомендация ВОЗ прикорм следует начинать по достижении малышом 6-месячного возраста. При этом имеется в виду именно конец 6-го, начало 7-го месяца жизни (то есть 25-26 недель), а не начало 6-го месяца (21-22 недели). В отдельных случаях врач может назначить более раннее введение прикорма в возрасте 4-5 месяцев. Обычно это происходит, если ребенку явно недостаточно питательных веществ, он отстает в физическом и интеллектуальном развитии. Раннее введение прикорма характерно для малышей, получающих в качестве питания заменители грудного молока, поскольку такие дети испытывают дефицит витаминов и минералов.

Как и когда правильно вводить прикорм ребенку

Общая тактика введения педиатрического прикорма такова:

  • На момент введения прикорма ребенок должен быть здоров. Начало прикорма или введение новых продуктов не должно совпадать с любыми вакцинациями.
  • Прикорм начинают с безмолочных каш или овощных пюре (кабачок, цветная капуста)
  • Прикорм дают до кормления грудью (или альтернативным питанием), пока малыш достаточно голоден. После этого докармливают по требованию.
  • Любой продукт вводится в течение 5-ти дней, начиная с одной чайной ложки. Каждый день количество удваивается, пока не дойдет до 80-100 гр в одной порции (может быть меньше, если малыш наедается). При появлении любых негативных реакций (рвота, понос, аллергия) введение данного продукта следует прекратить и дождаться стабилизации состояния ребенка.
  • Сначала продукты вводятся по отдельности, затем, при отсутствии негативных реакций, возможны комбинации из уже проверенных компонентов.
  • На протяжении всего времени введения прикорма грудное вскармливание остается основным источником питания и должно осуществляться по требованию ребенка.
  • Очередность введения продуктов контролирует педиатр, так как она зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Педагогический прикорм

По сути, именно этот способ введения прикорма веками практиковался родителями. Но с активным внедрением заменителей грудного молока и постоянного медицинского контроля за детьми грудного возраста он несколько отошел на второй план. На данный момент этот метод рекомендуют консультанты по естественному вскармливанию. Его основная идея заключается в следующем: грудное вскармливание остается основным источником питания. Основная задача педагогического прикорма – не накормить ребенка, а стимулировать пищевой интерес:

  • Во время каждого приема пищи ребенок сидит на коленях у мамы (или другого члена семьи) и наблюдает за общей трапезой.
  • Когда ребенок начинает проявлять интерес к пище, ему предлагают попробовать еду с общего стола. Тут соблюдается принцип «микродоз». Каждый продукт ребенок пробует в очень маленьком количестве – примерно со спичечную головку. За одну трапезу ребенок может попробовать множество продуктов со стола, но количество каждого блюда не должно превышать трех микродоз.
  • Ребенок самостоятельно берет пищу руками или столовыми приборами (если умеет), при этом не допускаются игры с едой.
  • Введение нового продукта не чаще одного раза в день
  • Ребенок присутствует за столом пока он проявляет интерес к еде. При первых признаках усталости или потери интереса ребенка уносят от стола.
  • В течение месяца после начала ввода прикорма микродозы не увеличиваются. Затем неоднократно опробованные продукты можно увеличить в количестве до 1-2 чайных ложек. При этом новые продукты продолжают пробоваться в микродозах.

Сроки введения педагогического прикорма значительно шире, чем педиатрического и обусловлены они индивидуальным интересом ребенка к пище. В среднем, примерно к возрасту одного года ребенок может съедать уже достаточно большие порции с общего стола. Мама контролирует только количество – порция должна быть примерно с детский кулачок. Следите за качеством пищи на вашем столе и способами ее приготовления. Немного соли не принесет вреда, а вот жареные, острые, жирные продукты ребенку лучше не давать, как и соленья и маринады. Если ребенок требует что-то, что ему нельзя – не стесняйтесь запрещать, ребенок поймет, что есть продукты, к которым его пока не допускают (алкоголь, шоколад, острая пища и т.д.) и вам не придется подстраивать семейный рацион под критерии детского питания. Твердую пищу разминайте вилкой. Когда малыш научится хорошо жевать, в ход пойдут более крупные кусочки.

Достоинства и недостатки методов введения прикорма

Педиатрический прикорм одобрен медицинским сообществом. Схемы введения составлены таким образом, что ребенок гарантированно получает все необходимые питательные вещества в нужном количестве, при условии, что он не отказывается от предлагаемых продуктов. А это условие, как правило, является самым трудновыполнимым. Дети очень часто отказываются от детского питания в виду его низких вкусовых качеств или психологического фактора. Ведь дети учатся глядя на родителей и питание, которого нет в семейном рационе, вызывает у них недоверие. Врачи считают детское питание фабричного производства более безопасной пищей для ребенка, чем пищу с общего стола. Однако любое производство – это всегда риск возникновения брака. Нередки случаи, когда в детском питании обнаруживают посторонние предметы или оно просто не соответствует критериям качества. Педиатрический прикорм может вызвать преждевременный отказ от грудного вскармливания и необходимость введения в рацион ребенка заменителей грудного молока.

Педагогический прикорм хорош тем, что не требует от родителей дополнительных усилий в приготовлении специальной пищи для ребенка или покупки готового детского питания. Он работает на стимуляцию пищевого интереса малыша и воспитывает культуру поведения за столом. Однако, врачи такую схему введения прикорма не одобряют, поскольку велик риск того, что ребенок не получит необходимых питательных веществ, а одного грудного молока ему будет уже недостаточно. Педагогический прикорм подходит только для детей на грудном вскармливании.

Неплохих результатов в знакомстве малыша со «взрослой пищей» добиваются родители, которые комбинируют эти две схемы прикорма. Таким образом, вы предлагаете ребенку специальную пищу (детское питание) и если он от нее не отказывается – продолжаете вводить прикорм по схеме, рекомендованной педиатром. В возрасте 8-9 месяцев многие дети теряют пищевой интерес и если до этого момента прикорм шел «на ура», то тут ребенок может отказаться от еды на отрез. Врачи советуют в такой ситуации сделать перерыв: неделю не давать малышу прикорм. Если и это не поможет вернуть интерес к еде – на помощь может прийти педагогическая схема. Экспериментируйте, давайте ребенку самостоятельно пробовать кусочки взрослой пищи, которую кушаете сами. Это могут быть овощи, фрукты, как сырые, так и прошедшие тепловую обработку. Каши, рыба или мясо. Используйте яркую посуду, красиво сервируйте стол. Все эти нехитрые действия усиливают пищевой интерес и помогут малышу как можно мягче перейти от детского питания к общему столу. В тактике педагогического прикорма малыши редко отказываются от каких-то продуктов и быстрее переходят на полноценный рацион, соответствующий пищевым привычкам семьи.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Прикорм ребенка. Когда и как его вводить.

Когда вводить прикорм

Это главный вопрос, который интересует всех мамочек. Одни хотят действовать как можно позже, а другие – не могут дождаться, чтобы познакомить кроху с неизведанными ощущениями. Еще несколько десятилетий назад деток докармливали значительно раньше (с трех месяцев), но современные педиатры категорически не рекомендуют этого делать.

Даже природа указывает на то, что в этом возрасте ребенок ничего, кроме молока, получать не должен – до 4-х месяцев наблюдается рефлекс «выталкивания», т.е. все твердые частицы пищи или посторонние мелкие предметы, попавшие ему в рот, выталкиваются язычком наружу. После 4-х месяцев рефлекс постепенно угасает. Нет хорошей координации языка – он просто не может проглатывать твердые кусочки. Кишечник не вырабатывает необходимое количество ферментов, чтобы справиться с непривычной пищей – он для этого недостаточно пока развит. Зубки появляются после 6-ти месяцев – это еще одна причина не вводить преждевременно «взрослую» еду.

Педиатрами доказано, что раннее введение фруктов способствует возникновению аллергических реакций (сыпи, шелушения кожи), нарушает работу желудочно-кишечного тракта (вздутия, запоры, расстройства стула, колики). Некоторые детки отказываются от грудного вскармливания, если их слишком рано познакомить с фруктовыми пюре. В течение первого полугодия младенцу вполне достаточно грудного молочка или хорошей, обогащенной витаминами смеси.

С 5-6-ти месяцев крохе уже не хватает питательной ценности грудного молока или смесей. Он нуждается в большем количестве микроэлементов, витаминов, разных белков, других полезных веществ. Младенец дорос до того, чтобы постепенно осваивать то, что кушают родители. С каких продуктов начать знакомство – зависит от многих факторов.

1. На каком кормлении находится младенец:

  • грудном;
  • искусственном;
  • смешанном.

2. От состояния ЖКТ:

  • были ли аллергические высыпания на питание кормящей мамы, получаемые смеси;
  • наблюдается ли тенденция к запорам, частому стулу.

3. От общего физического развития:

  • развивается ли ребенок в соответствии с возрастом;
  • имеются ли какие-то заболевания на данный момент (анемия, рахит и др.).
Преждевременное назначение прикорма может посоветовать только лечащий педиатр, который оценит состояние ребенка и возможные риски, связанные с этим.

Правила введения

Правила знакомства с обычной едой для грудничков и искусственников отличаются лишь сроками. Вторые несколько раньше нуждаются в дополнении рациона. Обычно искусственникам вводят «взрослую» пищу с 4-5-ти месяцев. Если грудничок развивается по возрасту, наедается, хорошо набирает вес, то первые ложечки твердой еды можно дать после полугода.

Первый и второй прикорм – овощи и злаковые. С чего начать, зависит от того, в чем нуждается больше малыш. Деткам с низким весом врачи рекомендуют приступать к кашам (гречка, овсянка, рис), а тем, у кого есть проблемы со стулом, лишний вес – к овощам (кабачок, морковь, цветная капуста, тыква, картофель). Соки агрессивны, зачастую вызывают кожные высыпания, нарушения работы ЖКТ, поэтому с ними знакомиться следует осторожно.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о